Научная статья на тему 'Кич в графическом дизайне'

Кич в графическом дизайне Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1289
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Овчинникова Р. Ю.

Кич, ориентированный на удовлетворение потребностей массового сознания, является основой коммерческой продукции графического дизайна. Коммерческие объекты графического дизайна, благодаря приёмам, рассчитанным на привлечение внимания, приобретают кичевую визуальную форму. В этом отношении кич предстает как концепция (дизайн-концепция) объектов графического дизайна, т. е. их основная образная идея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kitsch in Art Design

Kitch is primarily oriented at satisfaction of the mass culture. It is a basis of commercial products of art design and is defined as the design conception of art design objects i.e. its basis imaginative idea.

Текст научной работы на тему «Кич в графическом дизайне»

УДК 658.Л2.23я73

Р. Ю. ОВЧИННИКОВА

Омский государственный технический университет

КИЧ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

Кич, ориентированный на удовлетворение потребностей массового сознания, является основой коммерческой продукции графического дизайна. Коммерческие объекты графического дизайна, благодаря приёмам, рассчитанным на привлечение внимания, приобретают кичевую визуальную форму. В этом отношении кич предстает как концепция (дизайн-концепция) объектов графического дизайна, т. е. их основная образная идея.

Сегодня кич представляет собой язык массовой культуры, определяющий общую образно-стилевую направленность объектов и их восприятие, что определяет возможность включения кича в технологию создания образа вещи как фактора успешной коммуникации с потребителем. Ориентация графического дизайна на массового потребителя направляет процесс проектирования на поиск выразительных средств, воздействующих на массовое сознание. Комплекс образно-выразительных средств, «проверенных» в отношении воздействия на потребителя, реализуется через кич как концепцию в графическом дизайне. Содержательной основой кич-образа является симуляция (притворство). Визуальная форма создается преднамеренно «ложной». С одной стороны, разработка визуального образа является менее затратной по сравнению с улучшением качества производимого товара, а с другой — для массового потребителя важны именно социокультурные значения, которыми нагружаются объекты в практике их потребительского и профессионального освоения..

Исследование специфики кич-объектов графического дизайна предполагает определение особенностей «кич-образа» по отношению к данной предметной области, выявление его специфики. Такие особенности кича, как массовость, ориентация на стереотипное восприятие, банальность, простота, знаковая избыточность, чувственность характеризуют кич-объекты любой сферы массовой культуры (литературы, дизайна, музыки, кино и пр.). Данное обстоятельство позволяет рассматривать представленные характеристики как принципы проектирования кич-образа, поскольку они намечают перспективы, определяют направление проектного процесса.

Исследование особенностей графического языка кича предполагает ответить на вопрос: в чем же заключается специфика кич-образа в отражении действительности? Обратимся к условности кич-образа как сущностному принципу образного воссоздания действительности. Итак, кич в графическом дизайне оказывается включенным в коммуникацию, т. е. процесс обмена информацией между отправителем сообщения (дизайнером) и его получателем (массовым потребителем). Для успешной коммуникации необходим язык, который был бы доступным, понятным массовому потребителю. Данное требование обеспечивается визуальным решением передаваемого сообщения с минимальной степенью его условности, что и является характерным мя кич-образа. Минимальная степень условности предполагает сокращение дистанции между визуальным решением и реальностью, создание предельно приземленного объекта.

Кич ориентирован на наглядное мышление, поэтому если рассматривать структуру объектов графического дизайна как синтез типографики и ико-нографики, то для кича характерно преобладание иконографики, поскольку именно она обеспечивае т визуальному решению наглядность, понятность как определяющие механизмы воздействия на потребителя. Именно фотоизображение позволяет максимально раскрыть возможности кич-образа и является самым распространенным средством его художественной выразительности. A.M. Яковлева отмечает: «Массовому вкусу важен предмет сам по себе, и его изображение считается тем лучше, «художественнее», чем оцо больше похоже на оригинал. «Совсем как в жизни», или «это даже лучше, чем в жизни», — обычные критерии похвалы такой публики» [7, с. 13]. Для условности кич-образа в качестве кода выступают непосредственно зрительные впечатления, жизненные и бытовые навыки, в связи с этим условность как таковая массовым потребителем не осознается, вследствие чего визуальное решение доступно, максимально понятно и привычно для массового потребителя. Кич-образ ориентируется на изображение, которое зрителю психологически значительно ближе и которое требует от него меньше усилий при восприятии. «Массовое сознание не может мыслить красоту, как таковую, но овеществляет ее в образах «красной девицы», «добра молодца». Не мыслится и смерть, как таковая, а материализуется в образе Кощея, Бабы Яги и прочей нечисти. Коротко говоря, массовое сознание — это вещное сознание» [7, с. 13].

Стоит отметить, что восприятие и понимание смысла товара, эффективная коммуникация с его потенциальным потребителем возможны при использовании как зрительного ряда, так и звукового, в основе которого лежит слово. Для реализации целостной дизайн-концепции необходимо, чтобы графическое решение упаковки товара было связано с его названием. Механизмы звукового и визуального языка кич-образа в данном случае будут идентичны. Например, такие названия, как «Домик в деревне», «Любимый сад», «Любимый», «Крыночка» и пр., в наглядной форме создают образ товара за счет эмоционально-ассоциативного воздействия и своей зна-ковости, соответствуя всем характеристикам кич-образа. Такая форма коммуникации достаточно эффективна, так как использует многоканальное восприятие информации человеком. Однако это не исключает того, что в некоторых случаях одно из средств воздействия (изображение или слово) может быть вообще исключено из акта коммуникации. Тогда информация поступает к потребителю по одному каналу и возможность максимальной концентрации

вниманиям эмоционального соучастия потребителя при этом не исчезает.

Важной особенностью графического языка кич-образа является излишество, т. е. присутствие дополнительных знаков или «эстетических» качеств, «украшений» в оформлении объекта, вносящих в процесс восприятия объекта кича эффект декоративности, орнаментальное™, эмоциональной выразительности и обеспечивающих максимальную доступность сообщения. Нужно отметить, что излишества в кич-образах, ориентированных на разный уровень массовых потребителей, имеют качественное различие. Так, например, кич-образ годового отчета коммерческого банка, ориентированный на достаточно высокий уровень культуры массового зрителя, потребительскую элиту, стремится создать впечатление солидности за счет иллюзии старинного объекта. Реализация поставленной задачи становится возможной благодаря излишеству выразительных средств, продумывается все: качество бумаги, закладка, иллюстрации, упаковка, печать и пр. Такое излишество обеспечивает полноту реализации дизайн-концепции, целостность проектируемого образа. Кич-объекты, ориентированные на низкий уровень культуры массового потребителя, как правило, используют «поверхностное» излишество, т. е. демонстрируют свойства товара через прямое сравнение, сопоставление со знаками. Таким примером является реклама пластиковых окон: кич-образ обращается к прямой характеристике окна («большое» и т.д.) и находит ряд знаков, подтверждающих это. Использование таких знаков основано на их очевидной (примитивной) связи с объектом кич-проектиро-вания. В результате знаком «большого» окна становятся горный пейзаж, летящий орел, распахнутый жест человека, устанавливающие связь с товаром не через идею, как в предыдущем примере, а на основе внешнего сопоставления.

Итак, механизм воздействия на потребителя кич-образа предполагает отбор знаковых средств с установкой на их доходчивость, использование характерных для выбранной сюжетной основы стереотипов и клише с ориентацией на излишество. Чем больше знаков содержит любое визуальное сообщение, тем легче оно усваивается зрителем. В целом визуальный язык должен быть достаточно лаконичным для поддержания интереса к воспринимаемому объекту, для создания позитивного к нему отношения и легкости понимания его идеи.

Продолжая анализировать специфику кич-обра-за, стоит заметить, что банальность находит отражение как в композиции в целом, так и в отдельных ее элементах, а также колорите. В этом отношении кич-объекты характеризуется конкретностью, упрощенностью. Как отмечает A.M. Яковлева, свойственные кичу «замкнутые контуры, четкое членение пространства, симметричность изображения, излюбленные любовно-экзотические темы, как окно в мир иной, упорядочивают жизнь и согревают ее» [8, с. 256]. Отом же пишет В. Савицкая: «Инстинктбезошибочно толкает потребителя кича избегать всего, что трудно и неудобно, независимо оттого, о чем идет речь» [5, с. 38].

Конкретность языка кича определяет преобладание фигуры над пространством. Это характеризует любой кич-объект графического дизайна. Отметим, что кич-образ пренебрегаеттакой особенностью товарных знаков, как технологичность, т. е. возможность уменьшения размера знака без потери выразительности визуального решения. Кич-образ увели-

чивает товарный знак в размерах, усиливая его наглядность. Заметим, что эстетика линейных товарных кич-знаков лишена проволочной сухости, характерной для абстрактных знаков. Кич-знаки широко используют линейную пластику, усиливающую эмоционально-ассоциативное воздействие на потребителя. Рассматривая вопрос о конкретности языка кича, остановимся на объектах деловой графики (схемах, диаграммах и пр.). Объекты деловой графики, ориентированные на привлечение массового потребителя, обращаются к возможностям графического языка, заменяя геометрические фигуры изображениями-символами. Поскольку деловая графика ориентирована на абстрактное восприятие, ее визуальное решение характеризуется значительной степенью условности. Именно степень условности данных изображений-символов будет являться определяющим признаком в рассмотрении данного объекта как кичевого или не кичевого. Преобладание образной составляющей над информативной как главной в деловой графике является признаком кич-образа.

Следующей особенностью кич-образа в дизайн-графике является установка на аттракцию (привлечение) , которая обусловлена потребностью в поиске разнообразных приемов внешнего выражения максимально однородного содержания и таким образом обеспечивает привлекательность какого-то товара (услуги) для потребителя. Необходимо отметить, что аттракция, как вариант социальной установки на потребителя, предполагает преимущественно эмоциональную оценку рекламируемого товара.

Определяя возможность кич-образа в графическом дизайне, обратимся к точке зрения В.П. Демина, отметившего, что для объектов массовой культуры характерно усиление коммуникативной функции посредством всех элементов художественной конструкции, от заголовка до детали: «Все отвечает цели привлечь внимание и нужным образом организовать его. Деталь должна быть либо легко узнаваемой, либо абсолютно новой, исключительной. То есть деталь, чтобы привлечь, задержать внимание, должна стать аттракционом» [3, с. 48]. Данная особенность кич-образа определила выработку ряда проектных приемов, каждый из которых по-своему решает проблему привлекательности для потребителя: натуралистичное изображение объекта, использование клише, использование внешнего подобия свойств образов, включение персонажа, заимствование, цитирование, создание сказочного образа.

Первый проектный прием — натуралистичное изображение объекта. «Натуралистичность» можно трактовать Как особенность кич-образа, подразумевающую внешнее правдоподобие, минимальную степень условности, и как принцип создания визуального решения дизайн-графики. Как правило, натуралистичны визуальные решения упаковок, каталогов товаров, рекламных листовок и пр., цель которых — привлечь, заинтересовать покупателя внешним видом товара. Данный прием используется при создании кич-образа, перед которым стоит задача познакомить потребителя с товаром или представить его идеальным по своим внешним характеристикам на фоне товара конкурентов, актуализировать потребность в товаре или раскрыть его уникальные свойства. Д, Шранк отмечает, что одни люди идут в супермаркет купить то, что хотят, другие надеются соблазниться заманчивым предложением производителя товара и что-то действительно захотеть. В любом случае выбор покупателя зависит от уровня ди-

зайна упаковки, так как красивая упаковка товара создает иллюзию его высокого качества [9, с. 110]. Так, например, в пищевой промышленности вода используется для имитации другого товара (нектара, сиропа, мороженого и др.), но, основываясь на особенностях психологического восприятия, визуальное решение упаковки может оградить товар от нежелательных, негативных ассоциаций потребителя. Необходимо отметить, что основными особенностями такого визуального решения являются красивость, слащавость, определяющие гедонистическую функцию кич-образа. E.H. Шапинская отмечает: «В популярной эстетике требование к красивому произведению искусства заключается в красоте самого объекта репрезентации. В популярном вкусе ценность, приданная вещи, совпадает с ценностью образа его в произведении искусства» [6, с. 340]. A.M. Яковлева так характеризует визуальное решение кича: «Кич отрицает естественную непричесан-ность жизни, ее неприглаженность; красиво только то, что сделано, и в этом смысле искусственно. Ориентация на искусственное очень типична для киче-вого мировосприятия» [7, с. 62].

Патологическая боязнь времени, разрушения, исчезновения в небытии», типичная, по мнению В. Бычкова [ 1 ], для современного человека, компенсируется через создание, репродуцирование, распространение кич-образов, которые никогда не обращаются к теме увядания объекта. Важной особенностью кича стала маскировка постепенного увядания и боязнь смерти. Кульминация кич-образа — Это поклонение молодости, попытка уничтожить смерть. Сегодня претенциозность кича почти полностью отрицает существование смерти. Можно сказать, что идея кич-образа заключается в тезисе: «Это замечательно -обманывать матушку природу». Кич стремится оставить объекты молодыми и красивыми или только красивыми. Он замещает действительность слащавыми представлениями. Стремлению к внешней красивости свойствен акцент на всех проявлениях телесности, даже самых интимных. Кич относится к •гелу как к эстетически ценному объекту. Для кича характерен подчеркнутый натурализм сюжетов, форм и изобразительных средств, ориентированных по преимуществу на подсознание. Сексуальность, насилие, отклоняющиеся формы психики являются популярными темами. Так, например, по отношению к человеческому телу это реализуется в рекламе через «флуоресцентные улыбки»; демонстрацию молодой кожи из-за устойчивого потока применяемых кремов, мазей, гелей, румян; увеличенную грудь; крашеные волосы и возможность их пересадки, Что воздействует на мировоззрение потребителя достаточно эффективно.

Следующий проектный прием — использование клише, другими словами, шаблонного, избитого образа, штампа. Кич-образ, используя знак или набор знаков, характерных для какой-либо сюжетной схемы, делает к ней отсылку, тем самым обозначая себя как явление того же порядка. Например, визуальный образ губной помады строится на соединении натуралистичного изображения этого продукта и розы, которая ассоциируется с темой любви и привлекает внимание покупательниц. Надо сказать, что кич активно использует цветочные мотивы, которые могут участвовать в создании визуального образа косметических препаратов, продуктов питания, одежды и пр. Выбор цветка при создании кич-образа для открытки, календаря, рекламного проспекта, обложки журнала определяется символическими зна-

чениями: роза — любовь, одуванчик — легкость, ромашка — натуральность, естественность и пр, Другой пример — использование скрипки как знака высокого искусства, классики. Так, изображение скрипки в визуальном решении рекламного календаря салона мебели воспринимается как доказательство качественности мебели, изысканности ее внешнего вида, рассчитанною на утонченный, элитарный вкус. Обратимся еще к одному примеру: впечатление уникальности, элитности товара (кофе) также создается посредством скрипки.

Как отмечает A.M. Яковлева, кичевые образы — это «уже прозрачные клише, чаще всего с единственным значением, которое иногда не имеет ничего общего с классическим художественным». «Так, роза в классической культуре — символ полноты, завершенности, мистического центра, сердца, рая, любимой женщины, Божьей Магери. В киче значение образа розы съеживается до знака любви и женщины. Вкусовые предпочтения, отдаваемые образам цветов массовой публикой, наглядно прослеживаются и в популярности открыток, на которых изображены цветы, и в текстах популярных песен» [8, с. 261].

Такой прием, как использование внешнего подобия свойств образов предполагает сопоставление рекламируемого товара с объектом, на основе одинаковости их свойств. В таком случае объект становится знаком рекламируемого товара, знаком его свойств. Приведем несколько примеров рекламы пластиковых окон: окно совмещается с носорогом, указывая таким образом на надежный профиль; окно располагается горизонтально и по нему едет автомобиль, что является демонстрацией ровной, гладкой поверхности профиля. Использование данного приема может вызвать «обратную» реакцию у представителей некоторых потребительских типов, поскольку он характеризуется предельной банальностью визуального решения. Следовательно, возможность использования данного приема зависит от уровня развития абстрактного мышления потенциального потребителя.

Достаточно распространенным является включение персонажа, т.е. действующего лица, в композицию дизайн-графики. Героем может выступать знаменитость, демонстрирующая товар, семья, представляющая типичных потребителей, девушки модельной внешности, вымышленный герой и пр. Особенностью данного приема является отсутствие оттенков в характерах героев, поскольку он ориентирован на однозначное понимание образа зрителем, не допускающее недоумения или сомнения. Герои ориентированы на уровень бытового общения. Эта важная характеристика находит отражение в любом объекте, проектируемом на основе кича: плакате, знаке, упаковке и пр. Фигуры (изображаемые объекты) представлены фронтально или вполоборота и при этом всегда обращены непосредственно к зрителю. Они как бы включают его в изобразительное пространство, тем самым создавая центростремительную композицию.

Большое значение имеет внешний облик персонажа, который не вызывает сомнения и воспринимается потребителем как имеющий непосредственное отношение к изображаемой ситуации. Большое значение имеет система жестов, которая усиливает впечатление включенности зрителя в композицию. Например, достаточно распространенный в дизайне упаковки «протягивающий» и «распахнутый» жест ассоциируется с обильным угощением, гостеприимством и радушием хозяев. Герой открыто обращается

к зрителю с призывом, вопросом, требованием или остается в пределах воображаемого поля, а графическое решение представляет только кульминацию жеста. Такое визуальное решение создает игровой эффект, вызывает положительную эмоциональную реакцию потребителя. Использование звезд в рекламных плакатах, буклетах, листовках и пр. служит для потребителей гарантией качества товара на подсознательном уровне. Кроме того, рекламируемый товар воспринимается как предпочтение звезды, поэтому потребитель, стремясь отождествить себя с ней, делает выбор в пользу рекламируемого товара. В.П.Демин подчеркивает, что звезда представляет собой новое клише, которое пришло на смену клише амплуа. «Чем шире аудитория, тем острее необходимость концентрации ее внимания, тем разительнее эффект попадания звезды в центр общего интереса или ожидания» [4, с. 49].

Стоит отметить, что в рамках перечисленных проектных приемов кич-образу свойственно включение в композицию изображения товара, этим объясняется широкое использование таких средств композиционной выразительности, как масштаб, пропорции, ракурс, освещение. Их искажение возможно при сохранении правдоподобности.

Следует выделить заимствование. В рамках дизайн-графики можно говорить о таких его разновидностях, как композиционное и сюжетное заимствование. Композиционное заимствование предполагает копирование визуального решения конкурентного товара, который занимает устойчивые позиции на рынке. Заимствуется все, начиная с размещения названия на упаковке и заканчивая цветовым решением. В качестве отличительных особенностей остаются только нюансы (оттенок цвета, форма буквы, элемент в названии и пр.). Данный прием достаточно широко используется в дизайне логотипов и упаковок товаров дешевой продукции, производители которой стремятся забрать у сильных конкурентов часть потребителей.

Сюжетное заимствование предполагает перенимание сюжета, темы. Данный прием характеризуется большой действенностью, поскольку происходит сопоставление товара с явлениями и символами совершенно иного рода. Такое совмещение представляет товар в новом свете, выигрышно, что и обеспечивает привлечение внимания потребителя. Например, при создании визуальной рекламы пива неожиданно используется его размещение на фоне корабля, идущего под парусами. Обращение к теме экзотики при создании объекта ориентировано именно на то, чтобы ошеломить, потрясти, удивить зрителя и тем самым привлечь его внимание к товару. Сюжет позволяет зрителю совершать невероятные путешествия в пространстве (курортные пляжи, экзотические страны и т.п.) или во времени (далекое прошлое, фантастическое будущее и пр.).

Заимствование эстетики народных промыслов с целью создания впечатления уюта, рукотворности и т.п. также находит частое применение в проектировании образа товара. Заимствование художественного метода (техники) известного художника или направления искусства также представляет собой способ достижения аттракции. Так, изображение шины, преследующее цель прорекламировать товар шинного завода N. становится «произведением искусства», когда выполняется в технике В. Ван Гога, В. Кандинского, П. Пикассо и К. Малевича. Кич-образ создает впечатление подлинных работ вели-

ких мастеров, вдохновленных шиной завода N на написание картин. Не менее интересны в этом отношении диаграммы, заимствующие технику художников 20-30-х гг.

Цитирование, т. е. «дословная» выдержка из какого-либо произведения или какое-либо «дословно» воспроизводимое произведение в визуальном решении объекта, представляет собой еще один прием создания кич-образа. Объектом цитирования становятся произведения искусства, культурные ценности прошлого. Цитируются объекты высокого искусства, знакомые массовому потребителю, поэтому поставленная цель - привлечь внимание к визуальному решению дизайн-графики — реализуется достаточно успешно. Цитирование может обеспечить поддержание высокого качественно-ценового статуса рекламируемых товаров, так как значимость произведений искусства переносится на визуальное решение дизайн-графики и, следовательно, на товар. Например, в рекламе шампанское совмещается с картиной Врубеля. На упаковке шоколада воспроизводятся произведения классической живописи, которые при этом становятся знаком данного товара (шоколада). Цитируемые на упаковках произведения отсылают покупателя к другой культурной эпохе. Он подсознательно определяет товар как элитный, рассчитанный на тонкий, изысканный вкус.

Отметим, что в условиях современного социокультурного пространства кич-образ не противоречит поиску оригинальной идеи, поскольку цитирование, заимствование представляют собой постмодернистскую инновативность. H.A. Конрадова отмечает: «В идеологии постмодернизма инновативность относится к способу цитирования, а сама цитата становится равноправным элементом произведения. На взлете постмодернизма цитатность становится условием положительной оценки произведения вне зависимости от способов цитирования. Новые методы и новые материалы позволяют демонстрировать новый взгляд на классику и, таким образом, утверждать новую идеологию, согласно которой апелляция к авторитету, цитата и «римейк» нормативны» [2, с. 137].

Еще одним приемом является создание сказочного образа товара (услуги), обращение к вымышленным обстоятельствам. Экзотичность и необычность, выступающие в качестве категориальных признаков кича, предполагают использование образов далеких или фантастических миров с целью — побудить потребителя сделать покупку. В большинстве случаев данный проектный прием включает в кич-образ и персонажа. Такой прием либо наделяет товар волшебными, сказочными свойствами либо возводит свойства товара в превосходную степень (нереально вкусный, нереально быстро готовится и пр.). Прием достаточно действен в привлечении потребительского внимания, поскольку обычно предполагает использование графики как художественно-выразительного средства, позволяющего создавать более яркие и красочные изображения по сравнению с фотографией. Так, самым «кичевым», по мнению A.M. Яковлевой, из всех форм кича является «фэнте-зи», всецело ориентированное на «продажу мечты».

Итак, кич-образ не сводится к тиражированию чужих идей, он оперирует формами, вырабатывая особенности собственного визуального решения. В его арсенале находится целый ряд проектных приемов, обеспечивающих создание максимально привлекательного проектного образа для разных потребительских групп.

Библиографический список

1. Бычков, В. XX век: предельные метаморфозы культуры (Электронный ресурс] / В. Бычков, Л. Бычкова. - Режим доступа: http://www.zipsites.ru/books/metamorfozy_kultury.

2. Конрадова, Н. А. Кич как социокультурный феномен: дис. ... канд. культур, наук: 24.00.01 / Н. А. Конрадова - М., 2001. - 191 с.

3. Массовая культура и массовое искусство «за» и «против» / ред. К. 3. Акопян. - М.: Гуманитарий, 2003. - 510 с.

4. Массовые виды искусства и современная художественная культура / отв. ред. и сост. В. П. Демин. - М.: Искусство, 1986. - 272 с.

5. Савицкая. В. Обличья кича / В. Савицкая // Декоративное искусство. - 1979. - № 4. — С. 38 - 40.

6. Шапинская, Е. Н. Художественный вкус и культурный капитал / E.H. Шапинская // Массовая культура, массовое искусство. - М.: 1989. - 440 с.

7. Яковлева, А. М. Кич и художественная культура / А, М. Яковлева. - ■ М.: Знание, 1990. - 62 с.

8. Яковлева, А. М. Кич и паракич: рождение искусства из прозы жизни / А. М. Яковлева // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. — СПб., 2001. -С. 252-263.

9. Schrank, G. Snap, crackle, and popular taste / G. Schrank. - N.-Y., 1977. - 192 p.

ОВЧИННИКОВА Раиса Юрьевна, старший преподаватель кафедры дизайна, рекламы и технологии полиграфического производства.

Статья поступила в редакцию 07.11.06. © Овчинникова Р. Ю.

ГО

S

УДК 535.(22

И. А. СЫСУЕВ А. О. ПОЖАРСКИЙ А. А. ЗАХАРЕНКО

Омский государственный технический университет

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЦВЕТОВОГО ОХВАТА ЦВЕТОВОСПРОИЗВОДЯЩИХ СИСТЕМ

В статье рассмотрен метод оценки цветового охвата с использованием интегрального показателя и его преимущества перед используемыми сегодня на практике, а также сформулирована необходимость разработки комплекса показателей для детальной объективной оценки цветового охвата цветовоспроизводящих систем.

Сегодня при сравнении цветовых охватов двух или нескольких систем печати достаточно широко используется метод сечений. Указанный метод заключается в сравнении площадей сечений тел цветового охвата систем печати в цветовом пространстве колориметрической системы CIE L*a'b*-1976. Сечения тел цветового охвата производятся плоскостями, параллельными плоскости а'Ь*, при различных значениях координаты цвета L". При этом оцениваются не только площади, но также и области сечений, принадлежащие одному телу охвата и не принадлежащие другому, что позволяет определять (в достаточной степени субъективно) возможности цветовоспроизведения в конкретных цветовых областях. В данном случае необходим эксперт, обладающий достаточными познаниями в области теории цвета, цветовоспроизведения и особенностей спецификации цветов в цветовом пространстве колориметрической системы CIE L*a"b"-1976.

В дополнение к существующим для объективной оценки и однозначного сравнения цветовых охватов систем печати (и цветовоспроизводящих систем вообще) был разработан интегральный показатель оценки цветового охвата. В [ 1 - 4] описаны сущность и методика определения указанного интегрального

показателя, который является объемом тела охвата цветов, вычисленым с использованием уточненной функции цветоразличения CIE ДЕ2000, то есть, по сути в единицах ДЕмцветового пространства L'a'b*.

Указанный показатель (интегральный показатель оценки цветового охвата — ИПОЦО — 0) характеризуется следующими основными особенностями и преимуществами:

— имеет одно численное значение, по которому однозначно можно определить больший цветовой охват;

— учитывает конфигурацию тел охвата по всему пространству L'a'b';

— учитывает особености цветовосприятия человека вследствие применения наиболее совершенной на сегодня функции цветоразличения CIE ДЕ2000.

На примере струйной печати была произведена экспериментальная проверка достоверности показателя, а также с использованием разработанного на его основе градиентного итерационного метода осуществлен выбор оптимальных колорантов из набора.

Для исследования были выбраны триады красящих композиций, наиболее распространенные на сегодняшнем рынке струйной печати, качество ко-

S 3

fe

S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.