Научная статья на тему 'Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно'

Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
343
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно»

КИБУЦЫ. ПУТЕШЕСТВИЕ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ И ОБРАТНО

Израильские кибуцы - это в своём роде явление и как тип сельскохозяйственного, а потом промышленного производства, и как форма общежития, на первый взгляд совершенно несовместимые с капитализмом в его классической форме.

Нужно сказать, что в разгар аграрных реформ в России, когда идеалом была американская форма со свободной частной собственностью на землю, израильские кибуцы с их специфическим жизненным укладом, высокой эффективностью работы на национализированной земле вызывали не очень благоприятную реакцию. Может быть, поэтому почти не было научных исследований, посвящён-ных израильским кибуцам. Можно только приветствовать появление книги Б.И. Дубсона1. Тем более что вся она построена на фактическом материале, позволяющем проследить как эволюцию кибуцев, так и опыт, обычно успешный, отдельных хозяйств.

Проблема возвращения евреев к работе на земле, конечно, была очень сложной.

В России, где имелась одна из самых многочисленных еврейских диаспор, пытались решить её, как теперь говорят, за счёт административного ресурса. Под руководством графа Киселёва - министра государственного имущества (по существу министра сельского хозяйства) при Николае I был создан "Комитет по исправлению евреев". Предполагалось за счёт казённых средств организовать массовое перемещение евреев из перенаселённых местечек в Белоруссии и Малороссии в южные губернии.

1 Дубсон Б.И. - Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно. Издательство "Крафт", Москва. 2008 г.

Была истрачена масса казённых средств, но из затеи ничего не вышло, как и в советские времена в Биробиджане.

Нужна была идея, которая, выражаясь языком классиков, овладела бы массами, новая уникальная форма еврейских поселений. Такой идеей и формой и стали кибуцы.

Было много теоретических и практических предпосылок для их возникновения. Частично это было сионистское движение, хотя в общем оно играло не слишком заметную роль в теоретическом осмыслении возможности таких поселений. Частично это была практическая необходимость расселения компактными группами в общем-то недружелюбном арабском окружении. Можно вспомнить и древний тип общин зилотов. Но в целом это была комбинация библейских принципов и социализма. Бен-Гурион говорил, что он держит в одной руке Библию, а в другой "Капитал" Карла Маркса. Сыграло свою роль влияние эмигрантов из предвоенной Европы, искавших убежище в Палестине, а так же и российское, в основном социалистическое и анархическое влияние. Первое поколение израильских руководителей было из России, с привнесёнными оттуда социалистическими идеями, причём самого широкого спектра - от членов бунда до эсеров. В некоторых первых кибуцах висел портрет И.В. Сталина, который, как известно, пытался усилить в Израиле позиции Советского Союза, используя симпатии значительной части выходцев из России к своей "доисторической" Родине.

В самой идее кибуцев ощущалось влияние и других российских мыслителей, прежде всего П. Кропоткина - революционера и учёного, которого в России ни одна власть не хочет признавать.

Анархизм, как политическое течение в России, ярким представителем которого был П. Кропоткин, распространился в еврейской среде. Анархическая идея общин-коммун, таким образом, оказала влияние на формирование кибуцев.

Надо отметить и влияние на мировоззрение выходцев из России идей Л. Толстого. Однако главное, что способствовало формированию кибуцев - это мощное национальное и социалистическое движение. Изначально в них были заложены даже не социалистические, а коммунистические принципы. При этом многие ведущие израильские политики на разных этапах своего жизненного пути прошли в буквальном или переносном смысле через кибуцную школу - Моше Даян был первым ребёнком, родившемся в ки-буце, там же провёл своё детство бывший премьер-министр и впоследствии министр обороны Израиля Эхуд Барак. Гол-да Меир начинала свою жизнь в Палестине как член одного из первых кибуцев. Можно было видеть на фотографиях того времени, как она не только ужинает вместе с другими в кибуцной столовой, но и моет после этого посуду на кухне. Наконец, Д. Бен-Гурион после ухода из политики поселился в одном из кибуцев на юге страны и там же был похоронен. Вместе с тем сформировавшийся в Палестине уже в 30-х годах прошлого века политический истеблишмент будущего еврейского государства, в котором доминировала рабочая партия "Мапай", не собирался создавать в Палестине что-то вроде "кибуцной республики" или тем более использовать советскую модель как образец государственного устройства. Как отмечает автор книги, идеологию партии "Мапай" можно охарактеризовать как разновидность этатизма. "Сионисты левого толка поддерживали кибуцы, видя в них прежде всего эффективный инструмент строительства государства, а не будущего социалистического общества", - подчёркивает автор (стр. 20-21).

В результате социальное творчество создателей кибуцев ограничилось реализацией ряда социалистических идей, как отмечает Дубсон, для "внутреннего потребления" в рамках самого кибуца. Но и в этом "миниатюрном" варианте социализм кибуцного движения стал заметным явлением в становлении государства Израиль.

Нужно отдать должное кибуцам - им удалось создать в целом успешные сельскохозяйственные предприятия, несмотря на крайне неблагоприятные природные условия большей части Палестины. Сейчас Израиль занимает первое место в мире по удою на корову (а это ведь не Голландия), имеет одни из лучших показателей в птицеводстве, в садоводстве и овощеводстве, производстве экологически чистой продукции. И всё это при дефиците водных ресурсов. Даже те, кто не был в Палестине, хорошо знают реку Иордан по многочисленным картинам крещения Христа. Эта небольшая речушка, как и несколько десятков ручьев, стекают в Тивериадское озеро - главный источник пресной воды для всей страны.

Без революции в аграрном секторе -перехода к капельному орошению - вряд ли Израиль смог бы добиться столь впечатляющих достижений в сельском хозяйстве. Однако создание эффективного сельского хозяйства в израильских кибу-цах оказалось недостаточным для обеспечения хотя бы среднего по стране жизненного уровня. В начале 1960-х годов начался масштабный процесс индустриализации, в ходе которого в кибуцах были построены сотни промышленных предприятий. Это позволило не только увеличить валовые доходы, но и решить проблему занятости пожилых людей, которым было не под силу работать в поле и на фермах. Создание кибуцных заводов также позволило, по крайней мере частично, обеспечить работой местную молодёжь. Промышленные предприятия кибуцев в настоящее время производят почти десятую часть продукции этого

сектора в стране, причём в ряде отраслей они доминируют, например, в производстве оборудования для капельного орошения, в пищевой промышленности по выпуску кошерной и экологически чистой продукции, в производстве пластмасс и изделий из пластиков. Кроме того, были созданы крупные объединения и фирмы с групповой собственностью кибуцев и других кооперативов. Наряду с развитием промышленного сектора в существенный источник доходов во многих кибуцах превратилась сфера обслуживания - ки-буцные гостиницы, парки, медицинские центры, супермаркеты привлекают тысячи клиентов. Кибуцы используют пробелы в законодательстве, запрещающем работу торговых предприятий по субботним дням. (Однако этот запрет не распространяется на кибуцы). В итоге сельское хозяйство в большинстве из них превратилось во второстепенную отрасль. В целом доля этой отрасли в общих доходах ки-буцной экономики составляла в 2006 году 14%, на промышленность приходилось 68%, остальную часть составляли доходы, полученные в сфере услуг, и заработки кибуцников, работающих на стороне.

За успешную интеграцию в систему рыночных отношений кибуцам пришлось заплатить высокую цену - принести в жертву ряд основополагающих принципов, определявших суть жизни коммуны. Собственно говоря, от одного из этих принципов - постоянной смены видов деятельности членов коллектива в кибу-цах отказались почти сразу, поскольку она оказалась несовместимой с рациональной организацией труда. Сохранилась ротация на постах руководителей, но и она постепенно вырождалась по мере формирования своего рода кибуцной "номенклатуры". Закончивший свою каденцию руководитель переходил на другой руководящий пост в кибуце или в аппарате кибуцных федераций. Довольно долго кибуцное движение пыталось сохранить другой основополагающий принцип коммуны - отказ от использова-

ния наёмного труда. Однако с появлением крупных заводов потребовались как квалифицированные специалисты, так и значительное число рабочих, которых не было в кибуцах. И в сельском хозяйстве в настоящее время практически не встретишь собственно кибуцников на полевых работах - их заменили "гастарбайтеры", в основном таиландцы. В последние годы в кибуцах всё чаще появляются наёмные менеджеры, занимающие высшие руководящие посты.

Одновременно растёт число людей, работающих вне кибуца. Для того чтобы удержать молодёжь, получившую высшее образование (кстати, оплаченное кибу-цем), молодым специалистам разрешают искать высокооплачиваемую работу вне кибуца. В последние годы в ряде кибуцев молодым специалистам даже выдают субсидии для организации в кибуцных поселках своего бизнеса - медицинских клиник, фирм программного обеспечения, консалтинга и т. д.

Нельзя не сказать и об эмигрантах из России, поскольку, как известно, там "на четверть бывший наш народ". Эмигранты занимают самые различные места в израильском обществе, начиная от Леваева, одновременно одного из богатейших людей в Израиле и российского миллиардера. Преобладающая часть эмигрантов из республик бывшего СССР - это городские жители, имеющие туманное представление о сельском хозяйстве. Тем удивительнее была встреча автора этой рецензии в одном из кибуцев, специализирующемся на цветоводстве, с группой выходцев из колхоза в Воронежской области, которые каким-то образом перешли в иудаизм и эмигрировали в Израиль в конце 1980-х годов. При виде этих типично русских колхозниц на вопрос, кто они такие, они дружно ответили - "мы евреи". Но все же присутствие в кибуцах выходцев из СССР неевреев - скорее исключение, чем правило. В начале 1990-х годов для приема этой категории эмигрантов в кибуцах организовали програм-

му "Первый дом на Родине". Несколько тысяч новых израильтян какое-то время жили в кибуцах, учили язык, работали. Но лишь немногие остались в них навсегда, большинство перебралось в города.

Кибуцные управленцы, включая наёмных, и специалисты-"отходники" стали главной движущей силой радикальных реформ, которые начались в 1990-е годы и продолжаются до настоящего времени. В последнем десятилетии прошлого века в большинстве кибуцев полностью или частично была проведена приватизация общественных услуг (теперь они оплачивают не только коммунальные услуги, но полностью или частично медицинское обслуживание, образование). Все отрасли кибуцного хозяйства были переведены на хозрасчёт, большинство заводов преобразовано в фирмы, часть из которых эмитировала свои акции на бирже, голосование на общих собраниях во многих кибуцах было заменено голосованием по бюллетеням. Реформы затронули буквально все стороны кибуцного уклада, но самая важная из них - переход от равенства в оплате труда к дифференцированной заработной плате - встретила значительное сопротивление в кибуцных коллективах, особенно среди ветеранов. Но в последние годы произошёл своеобразный "великий перелом": большинство кибуцев отказалось от принципа равноценности каждого вида труда и ввело систему дифференцированных ставок его оплаты. К середине этого десятилетия менее четверти всех кибуцев сохранили традиционную систему равенства в распределении доходов.

Реформы, как показано в книге, ускорили процесс социальной дифференциации в кибуцных посёлках. Она приобрела вполне зримый характер после снятия лимитов на размер площади домов для

семей и появления значительного числа автомашин, принадлежащих кибуцникам. Наряду с социальным расслоением внутри отдельных коллективов всё заметнее становится дифференциация в рамках кибуцного движения. Появилась группа богатых кибуцев, благосостояние которых обусловлено успешно найденной нишей в производстве промышленных изделий и соответственно выходом на мировой рынок. С другой стороны, имеется несколько десятков кибуцев, обременённых долгами, которые вряд ли им удастся погасить.

Каковы же перспективы кибуцного движения - станет ли оно достоянием истории или сохранится в реформированном виде в условиях смены идеологических вех, полного обновления технической основы производства, профессиональной и образовательной структуры? Автор не даёт однозначного ответа на этот вопрос. Он считает, что возможны варианты: от преобразования в обычные сельские поселения (с превращением отдельных подразделений хозяйства в коммерческие структуры) до сохранения кооперативной формы с рядом элементов, оставшихся от прежнего уклада. Хотя в той картине, которую нарисовал автор, на практике наблюдается быстрое становление частнособственнических, капиталистических отношений. И всё же хотелось бы завершить рецензию на оптимистической ноте. При всех трудностях кибуцы за свою историю доказали, что являются вполне жизнеспособной формой социального уклада, что в жизни, в отличие от "чистых" (часто господствующих) теорий, могут сосуществовать самые различные формы собственности.

В.И. Назаренко,

академик Россельхозакадемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.