Научная статья на тему 'Киберсквоттинг как вид недобросовестного использования доменного имени'

Киберсквоттинг как вид недобросовестного использования доменного имени Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
1511
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ДОМЕННОЕ ИМЯ / DOMAIN NAME / КИБЕРСКВОТТИНГ / CYBERSQUATTING / ТАЙПСКВОТТИНГ / TYPOSQUATTING / ПАРКОВКА ДОМЕНОВ / DOMAIN PARKING / ОБРАТНЫЙ ЗАХВАТ ДОМЕНА / DOMAIN TRAPPING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Будагова Марианна Михайловна

Настоящая статья изучает явление недобросовестного использования доменного имени в сети Интернет для привлечения заработка (киберсквоттинг), различные виды киберсквоттинга и возможные способы борьбы с ним и защиты от него. Представлены случаи судебных разбирательств российских и иностранных судов, а также предложения по изменению гражданского законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cybersquatting as a kind of unfair use of the domain name

This article examines the phenomenon of unfair use of the domain name in the Internet to raise earnings (cybersquatting), various types of cybersquatting and possible ways to fight and protect against it. It presents cases of litigation at Russian and foreign courts, initiatives to amend the civil legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Киберсквоттинг как вид недобросовестного использования доменного имени»

М.М. Будагова

КИБЕРСКВОТТИНГ КАК ВИД НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОМЕННОГО ИМЕНИ

Настоящая статья изучает явление недобросовестного использования доменного имени в сети Интернет для привлечения заработка (ки-берсквоттинг), различные виды киберсквоттинга и возможные способы борьбы с ним и защиты от него. Представлены случаи судебных разбирательств российских и иностранных судов, а также предложения по изменению гражданского законодательства Российской Федерации.

Ключевые слова: Интернет, доменное имя, киберсквоттинг, тайпсквот-тинг, парковка доменов, обратный захват домена.

Пожалуй, ни одного пользователя сети Интернет не обошла стороной актуальная на сегодняшний момент проблема, связанная с такими нарушениями прав на доменное имя, как киберсквоттинг. Немногие знают этот термин, но каждый, кто имел возможность попасть в просторы Интернета, столкнулся с этим явлением. Стоит начать с того, что доменное имя служит для идентификации областей - единиц административной автономии в сети Интернет - в составе вышестоящей по иерархии такой области, каждая из которых именуется доменом1.

Иными словами, именно благодаря домену мы попадаем на нужный нам сайт. Так сложилось, что нашелся заинтересованный круг лиц, которые решили использовать домен недобросовестно, а именно приобрести его с целью заработать на его использовании нестандартными методами. Таким явлением принято считать киберсквоттинг (англ. cybersquatting; от squatting - захват, оккупация, самовольное/незаконное поселение) - приобретение или регистрация перспективных доменных имен (созвучных с назва-

© Будагова М.М., 2013

ниями известных торговых марок или компаний, либо же просто «красивых» и легкозапоминающихся) с целью их последующей перепродажи2.

К общему удивлению, до сих пор не существует четкого определения интересующего нас понятия.

Вспоминая историю, следует отметить, что вплоть до 1995 г. домены были бесплатными, поэтому речи о киберсквоттинге и не было. Этот термин появился в США в 1995-1996 гг., после чего стал усиленно развиваться, что привело к появлению различных его видов.

Так сложилось, что людей, занимающихся данной деятельностью, называют киберсквоттерами. В своей деятельности они могут пойти несколькими путями: либо создать новый домен самостоятельно, либо отслеживать уже созданные домены, но просроченные по оплате. Киберсквоттеру важно придерживаться своеобразного алгоритма действий. Для начала он отслеживает статистику поисковых запросов в различных поисковых системах (Яндекс, Google), что помогает ему определить часто запрашиваемые слова или их сочетание для регистрации в качестве нового домена. Если в статистике появились новые слова либо какое-то слово начинает использоваться слишком часто в определенный период, то киберсквоттер берет его себе на вооружение, так как скорее всего это слово должно будет в скором времени появиться в доменной зоне. Также киберсквоттеры следят за мировыми новостями, дабы найти самое популярное и актуальное имя в конкретный момент. Также они тщательно наблюдают за уже существующими доменными именами, так как владельцы последних часто забывают продлить право на обладание доменом, что может привести к перехватам со стороны киберсквоттера.

После того как популярные слова найдены, киберсквоттер регистрирует домен. По прошествии некоторого времени (1 год) домен нуждается в продлении, так киберсквоттер начинает вкладывать деньги в «бизнес», дабы сорвать куш побольше. Далее либо потенциальные покупатели ищут владельцев этих доменов для последующих переговоров, либо киберсквоттеры путем размещения объявлений о продаже домена на сайте этого домена сами дают возможность себя найти. Что касается прибыли, которую получают киберсквоттеры за свою «работу», то она у них довольно-таки неплохая. Так, обычный домен можно купить за 2-20 долл. в зависимости от важности и актуальности домена, но его цена может подняться до нескольких тысяч, а бывает и миллионов долларов.

Разумеется, нужно понимать, что не все владельцы доменов являются киберсквоттерами. Имеют место определенные признаки,

обладание которыми подтверждает добросовестность и недобросовестность владельца домена, а критерием, по которому мы судим о добросовестности домена, является цель его регистрации. Если целью создания домена является поставить препятствие на пути владельца исключительных прав, соответственно, действия регистратора недопустимы.

С течением времени киберсквоттинг стал настолько активно развиваться, что появились его отдельные виды. Так, например, существует такое понятие, как «тайпсквоттинг», которым именуется регистрация доменных имен, близких по написанию с адресами популярных сайтов, создатели которых рассчитывали на ошибку части пользователей при написании сайта, а целью создания было собрать большое количество посетителей. Например, «wwwsite.ru» в расчете на пользователя, который хотел попасть на «www.site.ru»3.

Бывало и такое, что злоумышленники, надеясь на ошибку пользователей поисковой системы Яндекс, регистрировали домен jandex.ru (позже Яндекс его отсудил) и размещали на нем рекламу. Пользы от тайпсквоттинга не очень много, так как кроме как на рекламе заработать больше, в принципе, не удастся. Ситуация осложняется тем, что отсудить такой домен можно не во всех случаях (если деятельность домена-двойника не задевает никоим образом домен-оригинал; также, если на нем не появляется никакой информации; домены не очень созвучны). Тайпсквоттинг был особенно распространен на сайтах Камеруна, так как домен этой страны (.еш) отличается лишь одной буквой от популярного международного домена .сот. Каждый третий сайт, зарегистрированный в домене .еш, создан тайпсквоттерами, т. е. является фальшивой копией какого-либо сайта в домене .еош и существует лишь для того, чтобы обманным путем выманить секретную информацию о пользователе или показать ему рекламу4.

Перейдем к видам киберсквоттинга. Предметным киберсквот-тингом является такая регистрация в качестве доменного имени, при которой объектом регистрации служит общеупотребительное наименование вида товара, услуги. Что касается отраслевого, его суть заключается в регистрации доменов по видам коммерческой деятельности, по названиям товаров и услуг (название домена содержит конкретное указание на сам товар/услугу/сферу деятельности). Цена и ценность такого домена зависит от популярности отрасли, к которой он принадлежит. Данный вид киберсквоттинга по праву считается наиболее прибыльным, так как многие слова никто попросту не может зарегистрировать ввиду того, что они являются общеупотребительными. Так, например, никто не может претен-

довать на слово «кафе», зато можно представить, какую ценность имеет этот домен. Именной киберсквотинг - регистрация доменов, совпадающих с именами известных людей. Схема проста: киберсквоттер регистрирует домен, созвучный имени известного человека, и ждет, пока эта известная личность не заинтересуется доменом. Если дело не удастся решить деньгами, то известный человек решит обратиться в суд, что бесполезно ввиду того, что по закону никто не может обладать правами на фамилию, так как ее обладателями может быть широкий круг людей. Единственный случай, при котором возможно отсудить данный домен, если только сайт будет содержать информацию, порочащую честь и достоинства человека, чью фамилию носит домен. Наряду с этим видом огромную популярность завоевал такой вид киберсквоттинга, при котором регистрируются доменные имена, содержащие наименования известных фирм, товарных знаков (брендовый киберсквоттинг). Но дальновидные киберсквоттеры решили не останавливаться на достигнутом, они придумали также регистрировать домены на будущее, если в перспективе такие понадобятся. Конечно, этого можно было бы избежать, если бы владельцы товарных знаков изначально регистрировали нужный домен, но этого не происходит, поэтому поле для деятельности киберквоттеров по-прежнему открыто.

Но не только люди имеют свой домен, их имеют также и города, районы. Такие сайты объединяют круг пользователей, проживающих в одной местности. Речь идет о географическом киберсквоттинге. Киберсквоттеры ограничены в своей деятельности ввиду того, что названия для доменов появляются крайне редко, поэтому цена и ценность домена зависит от популярности объекта. Надо сказать, что были попытки на законодательном уровне закрепить право на владение такими доменами за государственными службами, но они не увенчались успехом.

Важно отметить, что целью захвата домена также могут послужить вымогательство и шантаж. Такой вид киберсквоттинга называют криминальным. Киберсквоттер угрожает размещением сайта с провокационной информацией, выдавая его за официальный сайт владельца товара (такой вид киберсквоттинга является настоящим вымогательством). В этом случае киберсквоттер находит бренд, компанию и регистрирует сайт с названием бренда, после чего владельцу сайта поступает угроза размещения компрометирующей информации. И проблема уже становится гораздо серьезнее и масштабней, чем можно было предположить.

Также имеет место такое явление, как парковка доменов. Это некий способ размещения интернет-рекламы на доменах. Компа-

нии, размещающие такую рекламу, получают доход, а сами рекламодатели расширяют целевую аудиторию.

Огромное значение имеет то, что в российском законодательстве товарный знак имеет приоритет перед доменным именем, поэтому возникает вероятность так называемого обратного захвата домена, т. е. осуществление операции отбора домена через регистрацию соответствующего товарного знака5.

Исходя из анализа видов киберсквоттинга составим алгоритм действия киберсквоттера. Итак, киберсквоттер: 1) обнаруживает потенциально прибыльную торговую марку, домен которой пока еще не создан; 2) изучает историю компании, особенно скандалы, возможные судебные процессы; 3) регистрирует домен (при положительных результатах); 4) формирует цену домена, а также продумывает тактику общения с компанией, владеющей торговой маркой; 5) ожидает реакции компании, владеющей торговой маркой, либо инициативно идет на контакт самостоятельно; 6) ведет переговоры с владельцем торговой марки, объявляет цену.

Если же владельцу домена выгодней (финансово, по времени) заплатить киберсквоттеру, то последний продумал все удачно; если же его расчеты оказались невыгодными для компании, ему придется пройти судебные тяжбы, что в случае проигрыша может ему дорого стоить (лишение домена и судебные издержки).

Киберсквоттер может потерпеть поражение в судебной тяжбе в некоторых случаях (если домен имеет точное совпадение с зарегистрированной торговой маркой). В случае если транскрипция отличается от правильной, вряд ли дело закончится положительно для владельца домена.

Но все же и от киберсквоттинга можно защититься. Существуют два пути: предупреждение и борьба с киберсквоттингом. К первому относятся: защитный киберсквоттинг, защита информации о планах и проектах по созданию и продвижению новых товаров и услуг, заблаговременная регистрация товарных знаков или брендов. Что касается второго пути, то это доказательство перед судом неправомерной конкуренции или злоупотребления законами об интеллектуальной собственности со стороны киберсквоттера, доказательство недобросовестного использования доменного имени (размещение на сайте информации, которая не соответствует его имени)6.

Чтобы хоть как-то оградить себя от проблем, владельцам доменов ничего не остается, как зарегистрировать заранее домены, близко или отдаленно напоминающие их собственный. Таким образом, легальный владелец сайта регистрирует похожие домены для того,

чтобы перенаправлять на свой официальный сайт посетителей, которые в результате ошибки попали на другой (для защиты домена марки "Ortho Evra" компания "Johnson&Johnson" зарегистрировала «на всякий случай» домены, которые принято называть «негативными» (deathbypatch.com, oorthoevrakills.com)).

Настоящая проблема заслуживает отдельного внимания со стороны законодательства, так как она напрямую связана с ним посредством использования доменных имен злоумышленниками. Уже на данный момент число слушаний в российских судах неимоверно велико. С каждым годом в ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) поступает все большее количество жалоб, связанных с использованием торговых марок в Интернете, большинство которых были разрешены в пользу заявителя. По официальным подсчетам чаще всего киберсквоттеры используют в своей деятельности такие сферы, как фармацевтика, банковский сектор, телекоммуникация, розничная торговля, сектор отдыха и развлечений.

Можно с полной уверенностью сказать, что киберсквоттинг будет развиваться и дальше, и так до тех пор, пока не будут приняты необходимые законодательные акты, не будет усовершенствовано гражданское законодательство страны. В связи с этим предлагаю ввести в законодательство термин «киберсквоттинг» и уделить этому понятию ряд статей в Гражданском кодексе РФ.

Примечания

1 Доменное имя [Электронный ресурс] // Wikipedia. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Доменное_имя (дата обращения: 18.05.2013).

2 Киберсквоттинг [Электронный ресурс] // SeoPult.Ru. URL: http://seopult.ru/ library/Киберсквоттинг (дата обращения: 18.05.2013).

3 Тайпсквоттинг [Электронный ресурс] // Wikipedia. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Тайпсквоттинг (дата обращения: 18.05.2013).

4 Там же.

5 Шириков А. Захват доменных имен [Электронный ресурс] // IntroWeb. URL: http://www.introweb.ru/inews/law/news1486.php (дата обращения: 18.05.2013).

6 Киберсквоттинг [Электронный ресурс]...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.