УДК:159.9:004
Рахуба О.А. студент 2 курс Институт горного дела и геосистем Ковыршина С.В., к.ф.н. доцент кафедры СГД Сибирского государственного индустриального университета
Россия, г. Новокузнецк КИБЕРПСИХОЛОГИЯ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ
Аннотация: В статье анализируются проблемы развития информационного общества. Рассматривается возникновение киберпсихологии. Выявляются различия между дифференциальной психологией и когнитивной психологией.
Ключевые слова: информационное общество, манипуляция, информационные технологии, социальная сеть.
Rahuba O.A. Student 2 course Institute of mining and geosystems Kovyrshina S. V. PhD Associate Professor of Philosophy Siberian state industrial University Russia, Novokuznetsk CYBERPSYCHOLOGY: EMERGENCE AND ESTABLISHMENT.
Abstract: The article analyzes the problems of information society development. The emergence of cyberpsychology is considered. The differences between differential psychology and cognitive psychology are revealed.
Key words: information society, manipulation, information technology, social network
Проблемы развития информационного общества возникают по разным причинам, люди используют одинаковые информационные продукты масштабного характера (реклама, новости). Но большинство из них сводятся к тому, что люди используют один продукт. Таким образом, происходит унификация общественного сознания. И вместе с этим виртуальная реальность создает психические/психологические проблемы у неокрепших личностей, чаще это относится к молодому поколению. Создавая свое пространство в виртуальном мире, человек может потерять адекватность восприятия реального. Навязанная информация способна манипулировать умами общества. Информационное общество теряет свою устойчивость. Поэтому появилась необходимость в новом исследовательском подходе при решении проблем информационного общества. Так возникла киберпсихология, которая представляет отрасль психологии, объединяющую и отвечающую за методологию, теорию и практику исследования видов, способов и принципов применения людьми социальных сервисов Интернет,
где под социальными сервисами понимаются не только социальные сети, но и любые средства общения в Интернете, от интернет-форумов и чатов до мессенджеров. Киберпсихология тесно связана с медиа теорией, информатикой, коммуникативистикой, другими научными дисциплинами. Современные киберпсихологические исследования представляют собой комплексные трансдисциплинарные исследования. Диапозон их широк, но для нас, в первую очередь представляет интерес дифференциальная психология (сопоставление личностных типов в условиях непосредственного и опосредствованного Интернетом общения). Представителями дифферинциальной психологии являются Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Е.А. Климов. И когнитивная психология (изучение особенностей восприятия информационных блоков WWW, распределения объемов внимания, оперирования «внешней» памятью). Представителями этой психологии являются Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Дж. Фодор, Дж. Кеттел.
Современные компьютерные технологии - это, в первую очередь, манипуляция сознанием[1]. Как говорит С. Г. Кара-Мурза, симптомами и признаками манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение. Он выявляет устройство всей системы манипуляции общественным сознанием - как технологии господства властной элиты. Для России переход к этому новому типу власти означал бы смену культуры, мышления, языка, слом самих основ традиционного общества. Он подробно описывает главные блоки манипулирования и причины особой уязвимости русского сознания. Человек обладает разумом, способным к абстрактному мышлению, и языком. Язык и мышление - большие сложные системы, на которые можно воздействовать с целью программирования поведения человека. Он обладает сложной психикой, важной частью которой является воображение. Оно развито настолько, что человек живет одновременно в двух измерениях, в двух «реальностях» - действительной и воображаемой. Воображаемый мир в большой степени определяет поведение человека. Сужая понятие, Сергей Георгиевич говорит, что человек живет в искусственно созданном мире культуры. Наш предмет - простая и реально существующая вещь, ставшая неотъемлемой частью нашей жизни в культуре. Это манипуляция сознанием и поведением человека с помощью законных и поддающихся изучению средств. Она представляет собой технологию, которую используют согласно своим служебным обязанностям и за небольшую зарплату сотни тысяч профессиональных работников -независимо от их личной нравственности, идеологии и художественных вкусов. Манипуляция - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Одной из первых книг, прямо посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога из ФРГ Герберта Франке «Манипулируемый человек» (1964). Он дает такое определение: «Под манипулированием в большинстве случаев
следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером тому может служить реклама». Родовые признаки манипуляции: во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.
С точки зрения религии о манипуляции говорит протоирей А.А. Васильев[2]. Он предлагает такой термин, как астротурфинг (astroturfing) — искусственное формирование общественного мнения или эмуляция общественной поддержки путем масштабного комментирования в среде интернет-коммуникаций. Применяется для вытеснения мнения реальных людей на веб-форумах, для организации поддельных кампаний в Интернете, которые создают впечатление, что большое количество людей требуют чего-то конкретного либо выступают против чего-либо.
Информационные технологии, ставя новые проблемы и открывая новые возможности их реального решения, предоставляют сегодня мощный инструментарий для фальсификаций и манипулирования вниманием аудитории. Активное использование социальных сетей позволяет оперативно влиять на мнение и поведение людей, что превращает их в очаг сражений групп различных интересов. Масштабы влияния на людей и управления событиями открывают пред сетями большой спектр решаемых задач. Отсутствие цензуры и различного рода помех позволяет действовать пользователям сети на передовой, создавая благоприятную основу успешным действиям в виртуальном и реальном пространстве. Все это превращает сети в поле арены информационного противоборства.
Использованные источники:
1.Кара-Мурза, С.Г. - Манипуляция сознанием/С. Кара-мурза. - Москва: Алгоритм, 2017. - 464стр.
2.Васильев А.А. - Манипуляция общественным мнением через виртуальные сообщества//Сайт журнала URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/manipulyatsiya-obschestvennym-mneniem-cherez-virtualnye-soobschestva ( дата обращения 2016).