Научная статья на тему 'КИБЕРПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ТОВАРОВ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА'

КИБЕРПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ТОВАРОВ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПОРНОГРАФИЯ / СЕКСУАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / СЕКСУАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бидзян Д.Р., Шевелева С.В.

Интернет-пространство представляет собой «плоскость», в которой активно развиваются самые различные виды посягательств на охраняемые законом общественные отношения. В отличие от «классических» преступлений они сложно выявляемы, пресекаемы и доказуемы, чем умело пользуются злоумышленники. Незаконный оборот товаров сексуального характера представляет собой один из самых распространенных видов преступлений, совершаемых в киберпространстве, посредством которого нарушается не только общественная нравственность, но и интересы несовершеннолетних. На сегодняшний день в России имеется ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование информационных правоотношений, но при этом ни один из существующих нормативных правовых актов не определяет четкие теоретические основы уголовной политики России в сфере высоких технологий. В статье проведен анализ теоретических проблем действующего законодательства, а также анализ источников правоприменительной практики в сфере незаконного оборота товаров сексуального характера в сети Интернет как одного из способов совершения преступлений в сфере сексуальной индустрии. На основе проведенного анализа авторами предложены актуальные научно обоснованные пути совершенствования отечественного законодательства в области предотвращения, пресечения и расследования указанной категории преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERSPACE AS A MEANS OF ILLICIT TRAFFICKING IN SEXUAL GOODS

The Internet space is a ‘‘plane’’ in which various types of encroachments on legally protected public relations are actively developing. Unlike ‘‘classic’’ crimes, they are difficult to detect, prevent and prove, which is skillfully used by attackers. Illicit trafficking in sexual goods is one of the most common types of crimes committed in the cyber space, through which not only public morals are violated, but also the interests of minors. To date, Russia has a number of normative legal acts aimed at regulating information legal relations, but none of the existing normative legal acts defines a clear theoretical basis for Russia’s criminal policy in the field of high technologies. The article analyzes the theoretical problems of the current legislation, as well as the analysis of the sources of law enforcement practice in the field of illegal trafficking of sexual goods on the Internet, as one of the ways of committing crimes in the field of the sexual industry. On the basis of the analysis, the authors propose current scientifically-based ways to improve domestic legislation in the field of prevention, suppression and investigation of this category of crimes.

Текст научной работы на тему «КИБЕРПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ТОВАРОВ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

КИБЕРПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ТОВАРОВ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

CYBERSPACE AS A MEANS OF ILLICIT TRAFFICKING

IN SEXUAL GOODS

УДК 343.5

Д.Р. БИДЗЯН

(Филиал АНОО «Воронежский экономико-правовой институт» в г. Старый Оскол, Старый Оскол, Россия) JemmaRobertovna@yandex.ru

С.В. ШЕВЕЛЕВА,

доктор юридических наук, профессор (Юго-Западный государственный университет,

Россия, Курск) Decan46@yandex.ru

DZHEMMA R. BIDZYAN

(Branch of the Voronezh Economic and Legal Institute in Stary Oskol, Stary Oskol, Russia)

SVETLANA V. SHEVELEVA,

Doctor of Law, Professor (Southwest State University, Kursk, Russia)

Аннотация: интернет-пространство представляет собой «плоскость», в которой активно развиваются самые различные виды посягательств на охраняемые законом общественные отношения. В отличие от «классических» преступлений они сложно выявляемы, пресекаемы и доказуемы, чем умело пользуются злоумышленники. Незаконный оборот товаров сексуального характера представляет собой один из самых распространенных видов преступлений, совершаемых в киберпространстве, посредством которого нарушается не только общественная нравственность, но и интересы несовершеннолетних. На сегодняшний день в России имеется ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование информационных правоотношений, но при этом ни один из существующих нормативных правовых актов не определяет четкие теоретические основы уголовной политики России в сфере высоких технологий. В статье проведен анализ теоретических проблем действующего законодательства, а также анализ источников правоприменительной практики в сфере незаконного оборота товаров сексуального характера в сети Интернет как одного из способов совершения преступлений в сфере сексуальной индустрии. На основе проведенного анализа авторами предложены актуальные научно обоснованные пути совершенствования отечественного законодательства в области предотвращения, пресечения и расследования указанной категории преступлений.

Ключевые слова: киберпреступление, порнография, сексуальная продукция, сексуальная индустрия.

Для цитирования: Бидзян Д.Р., Шевелева С.В. Киберпространство как средство незаконного оборота товаров сексуального характера // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 3. С. 8-16.

Abstract: the Internet space is a "plane" in which various types of encroachments on legally protected public relations are actively developing. Unlike "classic" crimes, they are difficult to detect, prevent and prove, which is skillfully used by attackers. Illicit trafficking in sexual goods is one of the most common types of crimes committed in the cyber space, through which not only public morals are violated, but also the interests of minors. To date, Russia has a number of normative legal acts aimed at regulating information legal relations, but none of the existing normative legal acts defines a clear theoretical basis for Russia's criminal policy in the field of high technologies. The article analyzes the theoretical problems of the current legislation, as well as the analysis of the sources of law enforcement practice in the field of illegal trafficking of sexual goods on the Internet, as one of the ways of committing crimes in the field of the sexual industry. On the basis of the analysis, the authors propose current scientifically-based ways to improve domestic legislation in the field of prevention, suppression and investigation of this category of crimes.

КРИМИНОЛОГИЯ

Keywords: cyber-crime; pornography; sexual products; sexual industry.

For citation: Bidzyan D.R., Sheveleva S.V. Cyberspace as a means of illicit trafficking in sexual goods // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3. P. 8-16.

Введение. Сеть Интернет - не единственная глобальная сеть, но наиболее популярная как в России, так и во всем мире. В 90-х гг. XX в. сеть Интернет стала получать широкое распространение как общедоступная сеть для обмена компьютерной информацией по всему миру. «... Интернет стал не просто технологией, а уникальным новшеством, изменившим мир» [7, с. 4].

Анализ материалов юридической практики свидетельствует о том, что сеть Интернет представляет собой неконтролируемое информационное поле, интегрированное в преступную среду. Так, в соответствии с официальными статистическими данными, в январе - июле 2019 года было зарегистрировано 140 184 преступления, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, из них раскрыто лишь 35,1%; в 2018 году - зарегистрировано 121 247 аналогичных преступлений1. Как отмечает Т. Птицына, «в современном компьютеризированном обществе почти все преступления (за исключением, пожалуй, лишь изнасилования) могут совершаться и совершаются с помощью высоких технологий» [11, с. 9]. Одним из способов незаконного оборота товаров сексуального характера является оборот посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей.

Описание исследования. На сегодняшний день в стране имеется ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование информационных правоотношений. Так, Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Феде-рации2 (она призвана обеспечить баланс интересов и защиту личности, общества и государства в информационной сфере, на что негативно влияет регулярное совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической области, а также в сфере высоких технологий); в мае 2017 г. Указом Президента Российской Фе-

1 Статистические данные о состоянии преступности [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России // Министерство внутренних дел Российской Федерации: деятельность, статистика и аналитика. - URL: https://мвд.рф (дата обращения: 14.03.2021).

2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 50. - Ст. 7074.

дерации № 203 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы3, которая нацелена на «создание новых механизмов, гарантирующих конфиденциальность и личную безопасность пользователей в сети Интернет». При этом ни один из существующих нормативных правовых актов не определяет четкие теоретические основы уголовной политики России в сфере высоких технологий.

Для сотрудников правоохранительных органов достаточно остро стоит вопрос о выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере сексуальной индустрии, поскольку у них банально отсутствуют навыки работы со специфическими источниками получения доказательственной информации, находящейся в электронно-цифровой форме в виде электронных сообщений, сайтов и т.д., имеются проблемы, связанные с техническим оснащением.

В киберпреступлении «предметом преступления» выступает запрещенная уголовным законодательством информация. Обмен такого рода информацией осуществляется не только посредством открытых каналов связи, но и с использованием различных мессенджеров, доступ к информации в которых невозможен, поскольку владельцы мессенджеров в целях защиты интересов пользователей подвергают криптографическому шифрованию передаваемую информацию. Подобного рода закрытые каналы связи обеспечивают возможность латентного распространения любого рода информации, в том числе запрещенной на территории Российской Федерации, с чем на сегодняшний день пытаются бороться органы правопорядка. Так, основатель мессенджера «Телеграмм» отказал властям в предоставлении доступа к ключам шифрования, необходимым для мониторинга пользователей, создающих секретные чаты в целях распространения запрещенной на территории России информации, вследствие чего был подвергнут административному штрафу4. Однако данную

3 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2003 № 203 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 20. -Ст. 2901.

4 О блокировке Telegramm [Электронный ресурс]. Новост-

ной портал // Ведомости. - URL: http://www. Vedomosti.ru (дата обращения: 14.03.2021).

КРИМИНОЛОГИЯ

проблему назначение административного штрафа так и не решило.

Из изложенного следует, единственным способом эффективного предотвращения совершения преступных посягательств в киберпространстве является установление жесткого государственного контроля за оборотом информации в сети Интернет и локальных сетях регионального значения (своего рода цензура) [2, с. 2].

Немаловажно наличие корректных норм в уголовном законодательстве, направленных на пресечение оборота продукции сексуального характера, в том числе с участием несовершеннолетнего. Поскольку наличие любого спроса катализирует предложение, влекущее за собой такие негативные последствия, как вовлечение лиц, не достигших совершеннолетия, в сексуальную индустрию [4, с. 20].

Что касается оборота порнографии посредством сети Интернет, то следует заметить, что законодателем уже установлены нормы, направленные на закрепление регламента оборота информации эротического и порнографического характера как в цифровом поле, так и в реальном режиме.

На сегодняшний день одним из основополагающих правовых актов, направленных на регулирование оборота «взрослого» (18+) контента, является приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии от 15 марта 2005 г. № 112 «Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава Экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений»5. Помимо прочего, указанный нормативный правовой акт установил категорию «Фильм, разрешен для показа зрителям, достигшим 18 лет». При этом ограничений по «языку» воспроизведения и речи персонажей нет; секс допускается в случае, если изображение сцен полового акта или других эротических действий, сексуального насилия или принуждения при условии оправдано сюжетом и художественной задачей кинопроизведения; насилие, явное и реалистическое, может быть показано, если оно не дается со всеми подробностями и с чрезмерной жестокостью; сцены злоупотребления наркотиками и их последствия допустимы, но не в положительном контексте; могут иметь место сцены асоциального поведения.

5 Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава Экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений: приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии от 15 марта 2005 г. № 112 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант».

Интересен тот факт, что этот приказ определил в разделе «Фильмы, не подлежащие классификации» перечень сцен, при наличии которых любой фильм или передача не подлежат классификации и в их регистрации будет отказано, в том числе если речь идет о сценах порнографического содержания, а именно «натуралистическая подробная фиксация сцен полового акта и детализированная демонстрация обнаженных гениталий в процессе сексуального контакта исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне какой-либо художественной или просветительской цели; самоцельное изображение групповых сексуальных действий»6. Следовательно, при наличии сюжетной линии и просветительской цели любой продукт становится кинопроизведением, не относящимся к порнографии.

При всяком обнаружении материалов «сомнительного содержания» органом предварительного расследования назначается экспертиза, на разрешение которой чаще ставятся такие вопросы, как «Имеет ли представленный на экспертизу материал порнографическое содержание?» и «Если имеет, то по каким критериям его можно отнести к порнографии?» (например, содержат изображения, на которых имеется демонстрация половых органов в грубой, натуралистичной форме; не несут художественно-эстетической направленности; не могут быть использованы как методическое средство для специальных образовательных проектов; отсутствуют признаки научно-исследовательского материала)7.

В соответствии с положениями Женевской конвенции от 12 сентября 1923 г. «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими», ратифицированной СССР, к «предметам порнографического характера» относятся: «сочинения, рисунки, гравюры, картины, печатные издания, изображения, афиши, эмблемы, фотографии, кинематографические фильмы и другие предметы порнографического

6 Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава Экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений: приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии от 15 марта 2005 г. № 112 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант».

7 Уголовное дело от 29 декабря 2015 г. № 1-358/2015

[Электронный ресурс]. Архив Можгинского районного суда

(Удмуртская Республика) // Судебные и нормативные акты: суды общей юрисдикции. - URL: https://sudact.ru (дата обра-

щения: 14.03.2021).

КРИМИНОЛОГИЯ

характера»8. Тем временем остается открытым вопрос «какие материалы или предметы относятся к категории порнографических», в связи с чем исследователи в области уголовного права пытаются предложить свое определение и критерии разграничения категорий «эротика» и «порнография». При этом в большей степени грань между ними достаточно условна и во многом зависит от исторических, религиозных и национальных традиций [13, с. 606]. «Будучи перемещенной из морально-нравственной сферы в контекст деятельности структур органов государственной власти, порнография перестает быть неопределяемой, поскольку возникает необходимость разработки и использования ее законодательной дефиниции»9.

К сожалению, эту нерешенную проблему уяснения предмета преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров и услуг сексуального характера в целом и посредством информационно-телекоммуникационной сети, в том числе Интернета, используют злоумышленники: ссылаются на отсутствие официального определения термина «порнография» и, как следствие, отсутствие предмета преступления, что, в свою очередь, делает невозможным привлечение к ответственности ввиду отсутствия состава преступления. Тем временем один из высших судов выразил свою позицию в отношении «схемы», применяемой злоумышленниками во избежание ответственности и наказания. Например, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18 июля 2006 г. № 343-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лазарянца Андрея Эмма-нуиловича на нарушение его конституционных прав статьями 241 и 242 Уголовного кодекса Российской Федерации, частью первой статьи 46, статьями 57, 80, частью первой статьи 108, статьями 171, 172 и 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»10. В своей

8 О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими: Конвенция от 12 сентября 1923 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР - Отдел второй.- 1936. - № 21. - Ст. 179.

9 Материалы круглого стола «Рунет против детской порнографии» [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - URL: http://www.мвд.рф (дата обращения: 14.03.2021).

10 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лазарянца Андрея Эммануиловича на нарушение его конституционных прав статьями 241 и 242 Уголовного кодекса Российской Федерации, частью первой статьи 46, статьями 57, 80, частью первой статьи 108, статьями 171, 172 и 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 343-О [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

жалобе А.Э. Лазарянц оспаривает конституционность ст.ст. 241 и 242 УК РФ в связи с тем, что в содержащихся в этих статьях понятиях «проституция» и «порнография», по его мнению, имеется неопределенность, а также в связи с отсутствием в законе определения законных действий, связанных с порнографическими материалами или предметами.

Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению указанной жалобы, мотивировав наличием в Конституции Российской Федерации допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности (ст. 55, ч. 3), а также обязательствами Российской Федерации по международным договорам, в частности по Конвенции «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими» (Женева, 12 сентября 1923 года), которая выдвигает требование к странам-участникам установить наказуемость деяний, связанных с публичным выставлением, продажей, иным распространением или обращением порнографических материалов (предметов), их изготовлением, хранением, ввозом, провозом и вывозом в этих же целях, их анонсированием и иным рекламированием, а также принимать всяческие меры в целях раскрытия этих преступлений, преследования и наказания лиц, виновных в их совершении (ст. 1)11.

Реализующая указанные положения Конвенции и обусловленная их содержанием ст. 242 Уголовного кодекса Российской Федерации12 прямо определяет, какие действия, связанные с изготовлением и оборотом такого рода материалов (предметов), влекут предусмотренную этой нормой ответственность, а также указывает на виновность правонарушителя в качестве обязательного условия привлечения его к ответственности. Данная норма уголовного закона сама по себе не дает оснований считать ее не отвечающей требованиям определенности, ясности и недвусмысленности»13.

11 О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими: Конвенция от 12 сентября 1923 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. - Отдел второй. -1936. - № 21. - Ст. 179.

12 Далее - УК РФ

13 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Романа Николаевича на нарушение его Конституционных прав статьей 242 Уголовного кодекса Российской Федерации: определение Конституционного суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 г. № 389-О-О [Электронный ресурс] // Судебная система Российской Федерации: электронная библиотека. - URL: http://sudbiblioteka. ru/ks/docdelo_ks/konstitut_big_6827.htm (дата обращения: 14.03.2021).

КРИМИНОЛОГИЯ

Заявитель фактически ставит вопрос об оценке законности и обоснованности применения ст. 242 УК РФ в конкретном уголовном деле при квалификации его действий. Конституционный Суд Российской Федерации отказал в разрешении подобных вопросов, сославшись на неподведомственность, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»14 он должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу также не дает разъяснений, что, на наш взгляд, недопустимо, ибо в данном случае пробелы остаются не заполнены.

В отличие от понятия «порнография», определение и признаки которой не даются ни в одном международном акте, определение «детской порнографии» содержится в Факультативном протоколе к Конвенции «О правах ребенка», касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят в г. Нью-Йорке 25.05.2000 Резолюцией 54/263 на 97-ом пленарном заседании 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)15. В соответствии с п. «с» ст. 2 указанного Протокола детская порнография - это «любое изображение какими бы то ни было средствами ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка, главным образом в сексуальных целях»16. С учетом указанного выделим признаки порнографии: откровенно сексуальный характер изображения, отсутствие медицинской, иной научной, художественной или культурной ценности, оскорбление общественной нравственности.

Учитывая транснациональный характер оборота товаров и услуг сексуального характера, в том числе с участием несовершеннолетних, наиболее качественное пресечение

14 О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. - № 13. - Ст. 1447.

15 Факультативный протокол к Конвенции «О правах ребенка», касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят в г. Нью-Йорке 25.05.2000 Резолюцией 54/263 на 97-ом пленарном заседании 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. - 2014. - № 6. - С. 8-15.

16 Текст Факультативного протокола размещен на офи-

циальном сервере ООН // ООН: Конвенции и соглашения. -

URL: http://www.un.org (дата обращения: 14.03.2021).

преступлений, совершаемых посредством информационно-телекоммуникационных сетей, возможно лишь в том случае, если установлен регламент «поведения» правоохранительных органов при расследовании преступлений и выдаче преступников на международном уровне. Подобный вывод аргументирован участием и подписанием международной Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 18517 более чем 42 странами Европы, Америки и Азии 23 ноября 2001 г. Конвенция направлена на объединение государств в целях борьбы с трансграничными правонарушениями и ратифицирована более чем 20 странами. Она содержит определения международных процедур выявления и экстрадиции преступников, совершающих трансграничные компьютерные преступления с использованием сети Интернет.

В соответствии с Конвенцией уголовно наказуемы три группы правонарушений: преступления против данных; преступное использование компьютеров; неправомерное содержание информации. К третьей группе правонарушений относятся «правонарушения, связанные с детской порнографией».

В соответствии со ст. 9 Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации под порнографией понимаются «порнографические материалы, изображающие участие несовершеннолетнего лица в откровенных сексуальных действиях; участие лица, кажущегося несовершеннолетним, в откровенных сексуальных действиях; реалистические изображения несовершеннолетнего лица, участвующего в откровенных сексуальных действиях»18. Россия данную Конвенцию не ратифицировала, хотя на необходимость такого решения указывали многие ученые и практики [6, с. 255]. Тем не менее ст. 242.1 УК РФ содержит примечание, в котором дано понятие порнографии с изображениями несовершеннолетних, под которыми понимаются материалы и предметы, содержащие любое изображение или описание в сексуальных целях. Более того, по смыслу указанного примечания ясно, что эротика с участием лиц, не достигших совершеннолетия, тоже является порнографией.

Существующее в стране законодательство, главным образом Федеральный закон от 7 июля

17 Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации БТБ № 185, Будапешт, 23 ноября 2001 г. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

18 Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации БТБ № 185, Будапешт, 23 ноября 2001 г. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

КРИМИНОЛОГИЯ

2003 г. № 126-ФЗ «О связи»19 и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»20, на сегодняшний день не способно создать организационно-правовые условия для эффективного применения уголовно-правовых норм. В подобных условиях информационная безопасность личности и охрана общественной нравственности в просторах Сети фактически не обеспечиваются. Не удивительно, что по сей день дискуссионным остается вопрос отнесения сети Интернет к разновидности электронных средств массовой информации [12, с. 9].

Несмотря на то, что действующее российское законодательство не содержит определения категории сети Интернет, ее правовая сущность отражена в ряде законодательных актов. Так, ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»21 содержит определение СМИ, под которыми понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

В соответствии с абз. 3 ст. 4 Закона о СМИ «запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях... информации, запрещенной федеральными законами» (в числе которой порнография).

Тем временем в самом Законе о СМИ отсутствует определение порнографии как таковой, а классификация СМИ, занимающихся распространением эротических материалов, определена весьма противоречиво и расплывчато.

Указанному корреспондирует ст. 37 Закона о СМИ, в соответствии с которой «под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимается периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигна-

19 О связи: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. - № 28. - Ст. 2895.

20 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. - Ст. 3448.

21 О средствах массовой информации: Закон Российской

Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 // Российская газета.

1992. 8 февраля; далее - Закон о СМИ.

ла допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией.

Розничная продажа продукции СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией»22.

Федеральный закон «О рекламе» также не содержит требование о недопустимости использования СМИ для рекламы сексуальных платных услуг (интим-услуг) или о недопустимости сексу-ализации рекламы. Хотелось бы отметить, что в таких случаях реклама осуществляется посредством завуалированного описания сексуальной услуги (с использованием эвфемизмов, например, «досуг», «сопровождение» и т.д.).

Однако в связи с использованием таких нечетких формулировок в законодательстве злоумышленники зачастую посредством СМИ осуществляют рекламу борделей, услуг сексуального характера, размещение вакансий в сфере услуг сексуального характера, которые запрещены действующим законодательством Российской Федерации (ст.ст. 240 и 241 УК РФ, ст. 6.11 КоАП РФ). Тем временем регламент использования СМИ в указанных процессах не установлен ни одним из законодательных актов, имеющих прямое отношение к такого рода рекламе (УК РФ, Федеральный закон «О рекламе», Закон о СМИ). Именно по указанной причине редакции СМИ указывают на то, что они «не несут ответственности за содержание рекламных объявлений». Указанное противоречит абз. 1 ст. 4 Закона о СМИ: публикация объявлений об оказании услуг сексуального характера является не чем иным, как злоупотребление свободой массовой информации. Что касается размещения подобной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет, то на сегодняшний день ситуация улучшается - увеличивается судебная практика блокировки доменных имен сайтов, распространяющих информацию о деятельности, запрещенной законодательством России и создающей угрозу причинения вреда неограниченному кругу лиц. Так, в марте 2019 г. Железнодорожным районным судом г. Рязани было принято решение о блокировке интернет-ресурса в части соблюдения и исполнения законодательства об информации и информационных технологиях, по-

22 О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 // Российская газета. 1992. 8 февраля.

КРИМИНОЛОГИЯ

тому как на интернет-ресурсах с иРЬ-адресами: http://a.bordeli.biz/fsearch/otzyvi, ЬНрз^/эехоБосЫ. vip/adler/ была размещена информация о предоставлении услуг, связанных с проституцией, видах услуг, ценах, выборе девушек, с указанием телефонов контакта23. Такие решения фактически поставлены «на поток», однако без дальнейшего разрешения вопроса о виновности лиц, распространяющих запрещенный контент.

Решение суда мотивировано в силу ст. 29 и ст. 55 Конституции Российской Федерации, которые определяют, что федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, в том числе право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в России «распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации»24.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает возможность оборота информации только в рамках действующего законодательства Российской Федерации (доступ к информации не ограничен определенным кругом лиц и осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области25), и любой оборот информации может быть пресечен только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ст. 15).

В соответствии со ст. 9 рассматриваемого закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях

23 Уголовное дело от 22 марта 2019 г. № 2А-641/2019~М-410/2019 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты: суды общей юрисдикции. - URL: https://sudact.ru (дата обращения: 14.03.2020).

24 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. - Ст. 3448.

25 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. - Ст. 3448.

защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 Закона о СМИ «не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний...»26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюмируя изложенное, можем утверждать:

- информационные ресурсы информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, являются средствами массовой информации;

- исходя из указанного действие Закона о СМИ распространяется на информационные ресурсы, распространяемые посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Стоит отметить тот факт, что в актуальных условиях в России все сайты регистрируются как средства массовой информации. При этом конкретных категорий или требований о недопустимости распространения информации, содержащей сведения о незаконном обороте товаров и услуг сексуального характера с использованием телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в Законе о СМИ нет.

Важно отметить тот факт, что обмен информацией посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, подпадает под определение «электросвязи». Так, в соответствии со ст. 1012 Приложения к Уставу Международного союза электросвязи, принятому 22 декабря 1992 г. в Женеве, электросвязь - это «.любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам»27. Аналогичное определение содержится в п. 35 ст. 2 Федерального закона «О связи», принятого 18 июня 2003 г.28 В соответствии с п. 24 ст. 2 указанного закона «сеть связи - это технологическая система, включающая средства и линии связи, предназначенная для электросвязи или почтовой связи». Что касаемо юридической природы сети Интернет, то ученые до сих пор не могут прийти

26 О средствах массовой информации: Федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1 // Российская газета. 1992. 8 февраля.

27 Приложение к Уставу Международного союза электросвязи, принятому 22 декабря 1992 г. в Женеве [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

28 О связи: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. - № 28. - Ст. 2895.

КРИМИНОЛОГИЯ

к единому мнению в части рассматриваемого вопроса [5; 7, с. 4; 8; 10, с. 188].

Характеризуя сеть Интернет как информационное пространство, отдельные исследователи говорят о нем «как об особой сфере обитания общества или совокупности информационных общественных отношений в виртуальной среде» [3, с. 12]. Тем не менее бесспорна, на наш взгляд, позиция тех ученых, которые указывают, что «в числе основных направлений уголовно-правовой охраны прав, свобод и законных интересов личности в глобальной компьютерной сети Интернет должна быть комплексная защита несовершеннолетнего, в частности, от сексуальной эксплуатации (вовлечения подростков в изготовление порнографии, в сферу услуг сексуального характера)» [1, с. 7]. Отметим, что в ч. 2. ст. 4 проекта федерального закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» определяется «информация, демонстрирующая насилие или жестокость; дискредитирующая семью и родителей; устрашающего характера; провоцирующая детей к потенциально опасным поступкам, к потреблению веществ, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья, к антиобщественному поведению; содержащая ненормативную лексику; криминогенного, эротического и порнографического характера; иная информация, способная причинить явный вред здоровью и развитию детей»29.

В соответствии со ст. 1 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 1989 г. несовершеннолетним считается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее [9, с. 97]. Подобная возрастная града-

29 О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию: проект федерального закона [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Гарант».

ция в полной мере солидарна с определением возраста несовершеннолетнего потерпевшего в ст.ст. 240.1, 241, 242, 242, 242.1 УК РФ.

Заключение. Подводя итоги определения особенностей предмета преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров сексуального характера посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, мы пришли к следующим выводам:

1. Проблемой привлечения к ответственности виновных в совершении оборота порнографии посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, является отсутствие базового закона, содержащего единообразие законодательного толкования таких понятий, как «товар сексуального характера», «порнография».

2. Отсутствуют нормативные акты, регламентирующие порядок оборота легализованных товаров сексуального характера в России, что в конечном итоге приводит к проблеме оборота информационных материалов подобного рода посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

3. На сегодняшний день следует отметить, что законодательные меры в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних не эффективны, поскольку содержат ряд недостатков. В частности, международно-правовые нормы пока еще не в полной мере имплементированы в отечественной правовой системе. Назрела необходимость подписания и ратификации Российской Федерацией ряда международно-правовых актов, направленных на борьбу с изготовлением и оборотом детской порнографии (Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 г.; Конвенция ООН о преступности в сфере компьютерной информации).

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания на 2020 г. № 085102020-0033 «Трансформация частного и публичного права в условиях эволюции личности, общества и государства» (The publication was prepared as part of the implementation of the state task for 2020 № 085102020-0033 "Transformation of private and public law in the context of the evolution of the individual, society and the state").

Литература

1. Александров В.Б. Предупреждение преступлений против несовершеннолетних (криминологические и социально-политические проблемы): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2008. - 364 с.

2. Березин Н.Е. Порнография в Интернет: вопросы правовой оценки // Следователь. - 2007. - № 5. - С. 2-7.

3. Бритвин Н.И. Интернет - ресурс развития современного российского общества в эпоху глобализации: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Москва, 2008. - 161 с.

КРИМИНОЛОГИЯ

4. Гагарина А.А. Меры противодействия сайтам порнографии в сети Интернет // Российский следователь. -2008. - № 19. - С. 20-25.

5. Геллер А.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты обеспечения защиты электронной информации и Интернета: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2006. - 24 с.

6. Донченко А.Г. Уголовное законодательство по пресечению порнографии нуждается в совершенствовании // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: сборник научных трудов. - Саратов, 2004. С. 255-258.

7. Дремлюга Р.И. Интернет-преступность: монография. - Владивосток, 2008. - 238 с.

8. Кесарева Т.П. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в российском сегменте сети Интернет: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2002. - 195 с.

9. Основы ювенального права: учебное пособие: в 3 т. / под науч. ред. А.В. Заряева, Е.Д. Волоховой, С.Т. Гаврилова. - 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж, 2003. Т. 2. - 183 с.

10. Полянская М.П. Совершенствование законодательства, предусматривающего ответственность за оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2007. - № 6. - С. 188-192.

11. Птицына Т. Орудие бандита - компьютерная мышь // Юридический вестник. - 1999. - № 22 (228). - С. 9-14.

12. Рожкова А.И. Теоретические аспекты правового регулирования информационной сферы: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Тамбов, 2005. - 212 с.

13. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник для высших учебных заведений / под ред. Н.Г. Каднико-ва. - Москва, 2006. - 911 с.

References

1. Aleksandrov V.B. Preduprezhdenie prestuplenii protiv nesovershennoletnikh (kriminologicheskie i sotsial'no-politicheskie problemy): dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Moskva, 2008. - 364 s.

2. Berezin N.E. Pornografiya v Internet: voprosy pravovoi otsenki // Sledovatel'. - 2007. - № 5. - S. 2-7.

3. Britvin N.I. Internet - resurs razvitiya sovremennogo rossiiskogo obshchestva v epokhu globalizatsii: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk. - Moskva, 2008. - 161 s.

4. Gagarina A.A. Mery protivodeistviya saitam pornografii v seti Internet // Rossiiskii sledovatel'. -2008. - № 19. - S. 20-25.

5. GellerA.V. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty obespecheniya zashchity elektronnoi informatsii i Interneta: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Moskva, 2006. - 24 s.

6. Donchenko A.G. Ugolovnoe zakonodatel'stvo po presecheniyu pornografii nuzhdaetsya v sovershenstvovanii // Prestupnost' i ugolovnoe zakonodatel'stvo: realii, tendentsii, vzaimovliyanie: sbornik nauchnykh trudov. - Saratov, 2004. S. 255-258.

7. Dremlyuga R.I. Internet-prestupnost': monografiya. - Vladivostok, 2008. - 238 s.

8. Kesareva T.P. Kriminologicheskaya kharakteristika i preduprezhdenie prestupnosti v rossiiskom segmente seti Internet: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Moskva, 2002. - 195 s.

9. Osnovy yuvenal'nogo prava: uchebnoe posobie: v 3 t. / pod nauch. red. A.V. Zaryaeva, E.D. Volokhovoi, S.T. Gavrilova. - 2-e izd., ispr. i dop. - Voronezh, 2003. T. 2. - 183 s.

10. Polyanskaya M.P. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva, predusmatrivayushchego otvetstvennost' za oborot materialov ili predmetov s pornograficheskimi izobrazheniyami nesovershennoletnikh // "Chernye dyry'' v rossiiskom zakonodatel'stve. - 2007. -№ 6. - S. 188-192.

11. Ptitsyna T. Orudie bandita - komp'yuternaya mysh' // Yuridicheskii vestnik. - 1999. - № 22 (228). - S. 9-14.

12. Rozhkova A.I. Teoreticheskie aspekty pravovogo regulirovaniya informatsionnoi sfery: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Tambov, 2005. - 212 s.

13. Ugolovnoe pravo Rossii. Obshchaya i Osobennaya chasti: uchebnik dly

(статья сдана в редакцию 05.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.