Научная статья на тему 'КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ'

КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
396
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОСТИ / ИНТЕРНЕТ / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубых Никита Владимирович

В статье рассматриваются показатели преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации. Автор на основе анализа состояния, динамики и структуры киберпреступности делает прогноз ее дальнейшего распространения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERCRIME: CURRENT STATE AND FORECAST

The article examines the indicators of crimes committed using information and telecommunication technologies and in the field of computer information. Based on the analysis of the state, dynamics and structure of cybercrime, the author makes a forecast of its further spread.

Текст научной работы на тему «КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ»

Научная статья УДК 343.9

Киберпреступность: современное состояние и прогноз

Голубых Никита Владимирович,

Уральский юридический институт МВД России,

Екатеринбург, Россия,

кандидат юридических наук, доцент

e-mail: ngolubykh2@mvd.ru

Аннотация. В статье рассматриваются показатели преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации. Автор на основе анализа состояния, динамики и структуры киберпреступности делает прогноз ее дальнейшего распространения.

Ключевые слова: киберпреступность, структура преступности, Интернет, прогноз

Cybercrime: current state and forecast

Golubyh Nikita Vladimirovich,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Ekaterinburg, Russia,

Candidate of Law, Associate professor

Abstract. The article examines the indicators of crimes committed using information and telecommunication technologies and in the field of computer information. Based on the analysis of the state, dynamics and structure of cybercrime, the author makes a forecast of its further spread.

Key words: cybercrime, crime structure, Internet, forecast

В настоящий период времени особую значимость приобретает проблема противодействия преступлениям в виртуальной среде. Выступая на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2021 г., Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил: «...технологии быстро развиваются, мы за ними, к сожалению, не успеваем. Все мы хорошо понимаем при этом, что за развитием электронной торговли, за предоставлением в глобальной сети разного рода услуг, включая финансовые услуги, - за этим, конечно, будущее. Технологии здесь обновляются и меняются стремительно, но и поле для преступлений, для разного рода аферистов, к сожалению, тоже увеличивается»1.

В 2020 г. зарегистрировано 510 396 преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации, что на 73,4 % превышает показатели 2019 г.2 Максимальный прирост таких преступлений за год произошел в Санкт-Петербурге (+780,6 % по сравнению с показателями 2019 г.), ми-

1 URL: https:// kremlin.ru/events/president/news/65090 (дата обращения: 01.11.2021).

2 См.: Состояние преступности за 2020 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/reports (дата обращения: 01.11.2021).

нимальный - в Ненецком автономном округе (+23,6 % по сравнению с показателями 2019 г.).

Особую озабоченность вызывает тот факт, что более половины названных преступлений относятся к категории тяжких или особо тяжких (267 613; 52,4 %)3. Как отметил министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев, рост тяжких преступлений в 2020 г. произошел преимущественно за счет увеличения посягательств с использованием IT-технологий4.

Структура киберпреступности состоит из двух групп преступлений: преступлений в сфере компьютерной информации и преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. К первой относится достаточно ограниченный перечень преступлений, ответственность за которые предусмотрена главой 28 Уголовного кодекса РФ. Во вторую же входят самые разнообразные преступления, посягающие на различные объекты, ключевым тут является то, что они совершаются с использованием информационно-телеком-

3 См.: Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2020 г. и ожидаемые тенденции ее развития: аналитический обзор / М. В. Гончарова, О. Р. Афанасьева, М. М. Бабаев и др. М., 2021. С. 37-39.

4 URL: https:// kremlin.ru/events/president/news/65090 (дата обращения: 01.11.2021).

№ 4 • 2021

муникационных технологий. Это могут быть хищения, распространение наркотиков, порнографии, экстремистские проявления и т. д.

Что же касается количества зарегистрированных в 2020 г. в России преступлений перечисленных групп, то можно отметить, что преступления в сфере компьютерной информации представлены не так широко. Лидирующую позицию здесь занимает «Неправомерный доступ к компьютерной информации» - 4105 преступлений, на втором месте - «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ» - 371 преступление, третье место - «Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации» - 22 преступления. Еще одним преступлением в сфере компьютерной информации является «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей», но в 2020 г. в России не было зарегистрировано ни одного такого преступления.

Совсем иная ситуация с преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Объем преступности данного вида существенно превышает показатели первой группы. Тройка лидеров здесь вполне предсказуема. Первое место принадлежит мошенничеству (ст. 159 УК РФ) - 210 493 преступления в 2020 г. На втором находятся кражи - 173 416 преступлений. Третье место принадлежит «незаконному производству, сбыту или пересылке наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также сбыту или пересылке растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» - 470 60 преступлений.

Как мы видим, структура данной группы не сильно отличается от структуры преступности вообще. В ней доминируют имущественные преступления и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, преобладающие в общей структуре преступности.

В целом киберпреступность в 2020 г. составила 25 % от общей структуры преступности. При этом в ряде регионов России этот показатель достиг почти 40 % (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и т. д.). Минимальный удельный вес киберпреступлений в структуре преступности наблюдается в республиках Северного Кавказа.

При этом последние годы показатель удельного веса киберпреступности в общей структуре преступности неуклонно растет. В 2017 г. он составлял 4,4 %, в 2018 г. - 8,7 %, в 2019 г. - 14,5 %. Повышение удельного веса киберпреступности, а также существенный ее годовой прирост связаны со стремительным развитием информационно-телекоммуникационных технологий. Многие сферы общественной жизни в значительной мере перешли в киберсреду: финансо-

вая деятельность, образование, медицина, культура, управление и т. д. Значительную лепту в эти процессы внесло распространение новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19.

Можно констатировать, что традиционная преступность постепенно меняет свою форму, перемещаясь вслед за социальными процессами в киберпространство. Этим как раз и обусловлен колоссальный рост киберпреступлений. С другой стороны, сокращается доля преступлений, совершаемых в «классической» форме. Например, в 2020 г. на

22.6 % по сравнению с показателями 2019 г. сократилось количество квартирных краж1.

Что касается прогноза развития ситуации с ки-берпреступностью, то можно безошибочно предположить ее дальнейший рост. Если с 2017 по 2020 год киберпреступность выросла с 90 587 до 510 396 преступлений, т. е. на 463 %, то, используя метод экстраполяции, можно предположить, что через три года ее показатели достигнут 2 873 529 преступлений.

Вместе с тем если ориентироваться на показатели девяти месяцев 2021 г., то можно отметить, что темпы прироста киберпреступлений существенно замедлились, а ситуация стабилизировалась. За обозначенный период было зарегистрировано 402 980 преступлений, что всего лишь на 11 % превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Если данные темпы сохранятся, то по итогам 2021 г. мы получим результат в 566 539 преступлений, а к 2023 г. «всего лишь» 698 032 преступления. А если учесть, что темпы прироста киберпреступлений снизятся с 73,4 % в 2020 г. до 11 % в 2021 г., то можно предположить дальнейшее замедление темпов их прироста. Соответственно, через три года можно ожидать показатели данного вида преступности в районе шестисот тысяч преступлений.

Что касается удельного веса киберпреступности в общей структуре преступности России, то, как мы отмечали, он вырос с 4,4 % в 2017 г. до 25 % в 2020 г. Соответственно, при сохранении указанных темпов, он должен составить через три года показатели, приближающиеся к половине всех регистрируемых преступлений. При этом в 2021 г. (с января по сентябрь) киберпреступность заняла 26,4 % в общей структуре преступности, следовательно темпы увеличения ее удельного веса также замедлились. Таким образом, можно предположить, что удельный вес киберпре-ступлений к 2023 г. будет составлять не более 30 %.

Если говорить о структуре киберпреступности, то здесь как раз существенных изменений ждать не приходится. По-прежнему преобладать будут преступления, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, прежде всего, сети «Интернет». Лидирующие позиции, как и в общей структуре преступности, будут занимать хищения чужого имущества. Учитывая рост в 2020 г. на

90.7 %, а за первые девять месяцев 2021 г. на 44,4 %

1 См.: Состояние преступности за 2020 год [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.11.2021).

укрепит свои позиции в структуре кибепреступности преступление, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ.

Можно также спрогнозировать дальнейшее увеличение доли тяжких и особо тяжких преступлений в структуре киберпреступности. В 2020 г., как мы уже отмечали, их доля составила 52,4 %, в 2021 г. (первые девять месяцев) - уже 56,6 %.

Как определено в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства. Их эффективное применение является фактором ускорения экономического развития государства и формирования информационного общества1. В дальнейшем можно ожидать только расширения сферы применения высоких технологий. Все больше сегментов жизнедеятельности общества будет перемещаться в виртуальное пространство. Из этого следует, что не будет терять актуальности и проблема обеспечения информационной безопасности, в том числе защита от киберпреступности.

Учитывая тенденции киберпреступности, нужно и дальше усиливать меры информационной безопасности, прежде всего направленные на повышение компьютерной грамотности населения. Сотрудникам правоохранительных органов необходимо на регулярной основе повышать квалификацию для своевременного и эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации.

Библиографический список

1. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2021 году [Электронный ресурс]. - URL: https:// http://kremlin.ru/events/president/news/65090 / (дата обращения: 01.11.2021).

2. Состояние преступности за 2020 год // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https:// мвд.рф/reports (дата обращения: 01.11.2021)

3. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2020 г. и ожидаемые тенденции ее развития: аналитический обзор / М. В. Гончарова, О. Р. Афанасьева, М. М. Бабаев, С. А. Невский, Г. Ф. Коимшиди, В. Г. Смирнов, Г. Э. Бицадзе. -Москва: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2021. - 72 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Vystuplenie Prezidenta Rossijskoj Federacii V. V. Putina na rasshirennom zasedanii kollegii Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii v 2021 godu

1 Об утверждении Доктрины информационной безопасности: указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.11.2021).

[Elektronnyj resurs]. - URL: https:// http://kremlin.ru/ events/president/news/65090 / (data obrashcheniya: 01.11.2021).

2. Sostoyanie prestupnosti za 2020 god // Oficial'nyj sajt Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - URL: https://mvd.rf/ reports (data obrashcheniya: 01.11.2021)

3. Kompleksnyj analiz sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii po itogam 2020 g. i ozhidaemye tendencii ee razvitiya: analiticheskij obzor / M. V. Goncharova, O. R. Afanas'eva, M. M. Babaev, S. A. Nevskij, G. F. Koimshidi, V. G. Smirnov, G. E. Bicadze. - Moskva: FGKU «VNII MVD Rossii», 2021. - 72 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.