КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Самиров Р.Ж.*, Примаков И.В.*, Синицын С.Н.*, Панченко Р.Н.*, Давлеткулов М.М.*
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск
В последние годы использование сети Интернет порождает все более сложные криминальные процессы. На фоне стремительной криминализации общественных отношений и даже формирования матрицы криминального управления мировыми процессами происходит трансформация сетевой преступности как закономерный общемировой процесс, напрямую связанный с существенным повышением роли информационно-коммуникационных технологий в информационном обществе. И характер криминологической обстановки в сети сегодня задается представителями организованной преступности.
Ключевые слова: киберпреступность, компьютерные преступления, сетецентричная война, кибербезопасность, кибервойна, кибератака, кибервойска.
Кибербезопасность - стратегическая проблема государственной важности, затрагивающая все слои общества. Государственная политика кибербе-зопасности служит средством усиления безопасности и надежности информационных систем государства.
Профессиональная компьютерная преступность представляет собой умышленные преступления, посягающие как на охраняемую законом компьютерную информацию, так и на другие объекты уголовно-правовой охраны, где компьютерные технологии могут выступать орудием преступления. Она характеризуется устойчивой формой своей деятельности, а также высоким уровнем знаний и навыков используемых для достижения преступной цели [1].
Общество и государство к нарастающей угрозе киберпреступности сегодня относятся без должного внимания. Преступность в сфере высоких технологий не только растет, но и меняет свою форму, она становится все более изощренной и опасной по своим последствиям. Усложняются и вредоносные программы. В будущем следует ожидать создания вирусных программ нового поколения, которые полностью и безвозвратно смогут уничтожать информацию на зараженном компьютере. Появятся также и новые формы кибермо-шенничества, а благодаря продолжающемуся процессу компьютерной глобализации мошенники не будут испытывать дефицита жертв [1, с. 32].
* Студент. Научный руководитель: Шагланов А.Н., старший преподаватель кафедры Уголовно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук.
Характерно, что жертвами компьютерного мошенничества все чаще становятся лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Особая общественная опасность преступлений в данной сфере состоит в том, что помимо причиненного материального ущерба такие действия вносят дисбаланс в денежное обращение. Такое компьютерное мошенничество при определенных условиях может даже стать причиной банкротства [2].
Уже сейчас стала явной недостаточность законодательного регулирования сети Интернет не только в России, но на международном уровне, так как, ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства по Интернету. Существующие нормативные акты регулируют частные аспекты функционирования сети, прежде всего вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и т.д. [3].
Преступность в сети Интернет представляет собой сложный социальный феномен, обладающий высокой общественной опасностью, и его необходимо изучать как специфический вид преступности, имеющий качественные отличия от иных ее видов, детерминированные особенностями сетевой социальной среды. К таким отличиям можно отнести высокую латентность, транснациональный организованный характер, особые структурные характеристики преступных формирований, дистанционный способ совершения сетевых преступлений и др. Сетевая преступность имеет тесные связи не только с иными видами преступности, но и с целым рядом негативных социальных отклонений (наркоманией, «теневой» экономикой, проституцией и т.п.) [4].
По справедливому утверждению Ю.В. Бородакия, глобальная информатизация в настоящее время активно управляет существованием и жизнедеятельностью государств мирового сообщества, информационные технологии применяются при решении задач обеспечения национальной, военной, экономической безопасности и др. Вместе с тем, одним из фундаментальных последствий глобальной информатизации государственных и военных структур стало возникновение принципиально новой среды противоборства конкурирующих государств - киберпространства, которое не является географическим в общепринятом смысле этого слова, но, тем не менее, в полной мере является международным. В процессе формирования глобального киберпространства происходит конвергенция военных и гражданских компьютерных технологий, в ведущих зарубежных государствах интенсивно разрабатываются новые средства и методы активного воздействия на информационную инфраструктуру потенциальных противников, создаются различные специализированные кибернетические центры и подразделения управления и командования, основной задачей которых является защита государственных и военных информационных инфраструктур, подготовка и проведение активных деструктивных действий в информационных системах противника. Так, собственные официальные кибервойска уже существуют у США, Китая, Англии, Франции, Германии, Израиля и ряда других государств [5].
В частности, 12 июня 2014 года власти США поддержали предложение Эстонии создать в этой стране кибер-полигон на базе кибер-лаборатории Сил обороны. На состоявшейся в США встрече командующего Силами обороны Эстонии генерал-майора Рихо Терраса с командующим базирующихся в США в Норфолке войск развития НАТО генералом Жан-Полем Паломе-росом этот вопрос был обстоятельно рассмотрен и получил одобрение [6].
Следует отметить, что страны НАТО также модернизируют свои научно-испытательные подразделения и систему управления войсками в соответствии с концепцией «сетецентрической войны» и угрозами в кибернетическом пространстве. Министерство обороны Франции для обеспечения выполнения требований доктрины по вопросам обороны и национальной безопасности проводит исследования в области разработки кибернетического оружия в лаборатории CESTI, находящиеся под государственным контролем. В рамках работ над системами защиты от хакерских атак разрабатываются так называемые «тесты на проникновение в информационные системы», т.е. на информационное оружие, разработка которого запрещена во Франции законодательством. В Великобритании по аналогии с США создано управление кибернетической безопасности и операционный центр кибернетической безопасности. В Германии с 2010 г. действует специальное армейское подразделение для ведения кибервойны. О возможности создания подобных подразделений в противовес возможным угрозам (в перечне которых упоминается и Россия) свидетельствуют заявления руководителей некоторых стран Восточной Европы (Эстонии, Латвии, Армении и др.). Прошедшие в Европейском союзе киберучения Cyber Europe 2010 по оценке реакции на атаки, приводящие к потерям связи между критическими объектами инфраструктуры электронного управления, позволяют достичь слаженности сформированных подразделений; отработать единую европейскую систему кибернетической безопасности, обладающую вместе с тем высоким наступательным потенциалом. В Израиле создано и действует подразделение специального назначения по противодействию кибернетическим угрозам в составе военной разведки. Информация о противостоянии государств в киберпространстве периодически появляется в прессе. Так, например, Израиль санкционирует кибератаки на Иран, Сирию и другие арабские страны, Южная Корея периодически подвергается нападениям со стороны северокорейских хакеров, а США - со стороны Китая. Ввиду потенциальных тяжелых последствий применения кибернетического оружия существует реальная необходимость контроля за разработкой и применением данного оружия на международном уровне, однако данный вопрос на сегодняшний момент так и не урегулирован [7].
В тоже время новые цифровые технологии и глобальные информационные сети, совершившие настоящую революцию в сфере накопления и обмена информацией, потребовали изменения установившихся принципов защи-
ты интеллектуальной собственности, которая создавалась в совершенно иной технологической среде. Глобальная интернет-среда и развитие информационно-коммуникационных технологий требуют адекватного регулирования отношений с использованием интеллектуальной собственности [8].
Явление экстремизма весьма динамично развивается и с каждым днём приобретает всё новые черты и характеристики. Экстремистские организации все активнее используют достижения компьютерных технологий, внедряя в свою деятельность, прежде всего, те из них, которые достаточно эффективно воздействуют на массовое общественное сознание. Статистические данные свидетельствуют о неуклонном росте преступных деяний данной категории. За последние 10 лет количество только официально зарегистрированных преступлений экстремистской направленности увеличилось более чем в 5 раз (со 157 фактов в 2003 г. до 896 в 2013 г.). При этом в силу ряда как объективных, так и субъективных причин факты экстремизма зачастую входят в латентную группу преступлений или регистрируются как преступные деяния, совершенные по другим основаниям. Повсеместное распространение web-технологий создает предпосылки для существенного изменения способов совершения преступлений экстремистской направленности. Потенциал и коммуникативные возможности глобальной сети Интернет, социальных, локальных и файлообменных компьютерных сетей используются идеологами экстремизма в качестве своеобразной информационной площадки для популяризации своих идей, вербовки новых сторонников, их интерактивного обучения вопросам идеологии и тактики действий, организации финансовой поддержки деструктивных сил [9].
На сегодняшний день, по убеждению Казаковцева А.В., ядром «проблемного поля» информационной безопасности является определение того, каковы природа и деструктивный потенциал информационных угроз. Кор-ниш П. из лондонского Королевского института иностранных дел (Chatam House) приводит следующую классификацию информационных угроз: 1) деятельность хакеров-одиночек; 2) организованная преступность, действующая в глобальных интернет-сетях; 3) идеологический и политический экстремизм; 4) проводимая государством информационная агрессия [10].
Таким образом, стоит отметить, что связанные с развитием сети Интернет трансформации организованной преступности не только порождают необходимость совершенствования законодательства, изменения организации и тактики борьбы с преступностью, но и требуют новых подходов к комплексному теоретическому осмыслению соответствующих криминологических проблем, уточнения некоторых из сложившихся криминологических представлений о содержании правоохранительной деятельности. На фоне происходящих социальных преобразований и изменения форм деятельности правоохранительных органов особая роль должна отводиться криминологическим исследованиям, которые в итоге должны привести к
формированию новой концепции борьбы с преступностью в киберпро-странстве, обеспечить правоприменительную практику научно обоснованными рекомендациями.
Список литературы:
1. Коликов Н.Л. Причины и условия профессиональной компьютерной преступности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2011. - № 19 (236). - С. 30.
2. Коликов Н.Л. Профессиональная компьютерная преступность и мошенничество // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2011. - № 40 (257). - С. 63.
3. Погорелова М.А. Правовое регулирование распространения информации в сети Интернет в условиях глобализации // Бизнес в законе. - 2009. -№ 2. - С. 198.
4. Осипенко А.Л. Организованная преступность в сети Интернет // Вестник Воронежского института МВД России. - 2012. - № 3. - С. 10.
5. Бородакий Ю.В., Добродеев А.Ю., Бутусов И.В. Кибербезопасность как основной фактор национальной и международной безопасности XXI века (Часть 1) // Вопросы кибербезопасности. - 2013. - № 1 (1). - С. 2.
6. НАТО создаст кибер-полигон в Эстонии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rosbalt.ru/main/2014/06/12/1279906.html, свободный.
7. Макаренко С.И. Проблемы и перспективы применения кибернетического оружия в современной сетецентрической войне // Спецтехника и связь. -2011. - № 3. - С. 45-46.
8. Карцхия А.А. Кибербезопасность и интеллектуальная собственность. Часть 1 // Вопросы кибербезопасности. - 2014. -№ 1 (2). - С. 61.
9. Давыдов В.О. Обнаружение признаков преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием средств социальной компьютерной коммуникации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. -2013. -№ 5-2. - С. 70-71.
10. Казаковцев А.В. НАТО и кибербезопасность // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2012. - № 2.- С. 110.