Научная статья на тему 'Киберфизическая среда: на пороге рождения системы гибридного интеллекта'

Киберфизическая среда: на пороге рождения системы гибридного интеллекта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
678
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структура и виды интеллекта / феноменология сознания / синергетика системы гибридного интеллекта / формы существования информационного поля / виды отражения среды / законы информационного поля. / Structure and types of intelligence / phenomenology of consciousness / synergy of the hybrid intelligence system / forms of the information realm existence / envi- ronment reflection types / laws of the information realm.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бобер Жанна

Стремительное повышение роли умных технологий способствует значительным изменениям социокультурной системы. Искусственный интеллект проникает во все области жизни человека, помогая сознанию по-новому отражать объективную действительность. Эволюционирование сознания переходит на более высокий уровень взаимодействия человека с искусственным интеллектом. Человек на пути нового качества развития, обусловленного созданием систем гибридного интеллекта. Использование новых интеллектуальных ресурсов качественно изменит среду открытой системы живой структуры сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERPHYSICAL ENVIRONMENT: ON THE BRINK OF THE HYBRID INTELLIGENCE SYSTEM CREATION

The rapid enhancement of the smart technologies’ role contributes to significant changes in the socio-cultural system. Artificial intelligence penetrates into all aspects of human life, assisting the mind to reflect objective reality in a new way. Evolution of consciousness moves to a higher level of human interaction with artificial intelligence. Human beings are on the road to a new quality of development, conditioned by the creation of hybrid intelligence systems. The use of new intellectual resources will qualitatively change the environment in the open system of the living consciousness structure.

Текст научной работы на тему «Киберфизическая среда: на пороге рождения системы гибридного интеллекта»

УДК 130.2

Бобер Жанна,

магистр психологии

КИБЕРФИЗИЧЕСКАЯ СРЕДА: НА ПОРОГЕ РОЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ГИБРИДНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Эстония, Нарва, MTU Evrika, zanna.bober@gmail.com

Аннотация. Стремительное повышение роли умных технологий способствует значительным изменениям социокультурной системы. Искусственный интеллект проникает во все области жизни человека, помогая сознанию по-новому отражать объективную действительность. Эволюционирование сознания переходит на более высокий уровень взаимодействия человека с искусственным интеллектом. Человек на пути нового качества развития, обусловленного созданием систем гибридного интеллекта. Использование новых интеллектуальных ресурсов качественно изменит среду открытой системы живой структуры сознания.

Ключевые слова: структура и виды интеллекта, феноменология сознания, синергетика системы гибридного интеллекта, формы существования информационного поля, виды отражения среды, законы информационного поля.

Zhanna Bober,

Master of Psychology

CYBERPHYSICAL ENVIRONMENT: ON THE BRINK OF THE HYBRID INTELLIGENCE SYSTEM CREATION

Estonia, Narva, MTU Evrika, zanna.bober@gmail.com

Abstract. The rapid enhancement of the smart technologies' role contributes to significant changes in the socio-cultural system. Artificial intelligence penetrates into all aspects of human life, assisting the mind to reflect objective reality in a new way. Evolution of consciousness moves to a higher level of human interaction with artificial intelligence. Human beings are on the road to a new quality of development, conditioned by the creation of hybrid intelligence systems. The use of new intellectual resources will qualitatively change the environment in the open system of the living consciousness structure.

Keywords. Structure and types of intelligence, phenomenology of consciousness, synergy of the hybrid intelligence system, forms of the information realm existence, environment reflection types, laws of the information realm.

Проблемы глобального процесса информатизации уже плотно вошли в основное направление развития планетарной культуры, при этом преобразуя не только отдельные аспекты человеческой деятельности, но и резко изменяя мировоззрение человечества во всех направлениях культурного развития. Сегодня можно говорить о том, что информатизация оказывает сильное влияние на все три уровня научных областей - онтологию, гносеологию, аксиологию, что очерчивает новый круг философских проблем для научного исследования.

Активно использованный в науке термин «информатизация» характеризует определенную интенсивность изучения новых процессов, возникающих в современной социокультурной системе. В научных областях информатизация рассматривается как процесс, состоящий из пяти компонентов: причины, цели, объект воздействия, субъект воздействия, механизм реализации [31]. Необходимо заметить, что процесс информатизации включает в себя систему трёх диалектически структурных процессов: - медиатизацию - совершенствование средств сбора, хранения и распространения информации; - компьютеризацию - совершенствование средств поиска и обработки информации; - интеллектуализацию -развитие знаний и способностей индивида к восприятию и порождению информации, а также повышение интеллектуального потенциала социума, включая возможность использования средств искусственного интеллекта [17] и информационно-коммуникационных технологий.

По сей день актуален вопрос, порождённый в конце 40-х годов 20 столетия, о возможности усовершенствования вычислительных машин, обладающих универсальными возможностями, а также скоростной и высокой производительностью до такой степени, чтобы электронные машины были тождественны человеческому интеллекту. И актуальность этого вопроса в научных кругах всё обостряется в последние десятилетия, что говорит о том, что не за горами тот день, когда, возможно, будет создан истинный человекоподобный по своей тождественности искусственный интеллект.

Практические исследования в области определения возможностей человеческого сознания привели к попыткам сознательного управления психических процессов индивидуумов и попыткам создания первообраза простого подобия искусственного интеллекта.

Область науки, которая занимается искусственным интеллектом является интегративной, так как включает сразу несколько научных направлений: математическую логику, вычислительную технику, программирование, лингвистику, нейрофизиологию, психологию, социологию, философию и другие, которые содержат не только теорию, но и практические научные области. Так общими усилиями ученые исследуют различные возможности искусственного интеллекта.

Конечно, это довольно сложная задача, так как истинный машинный первообраз человеческого интеллекта можно создать только в том случае, если осмыслить системную структуру интеллекта естественного.

Если обратиться к истории вопроса об изучении интеллекта, то можно проследить разное понимание мыслителей прошлого по данному вопросу. Составим сравнительную Таблицу 1 «Сравнение определений интеллекта в разные периоды времени».

Таблица 1

Сравнение определений интеллекта в разные периоды времени

№ Период и область Определение

1 Античность. Платон Интеллект (нус) определяется как то, что отличает человеческую душу от животных.

2 В средневековой западноевропейской схоластике Понятие употреблялось для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувств, постижения духовных сущностей) в противоположность разуму.

3 В немецкой классической философии. Кант, Гегель Интеллект (нем. Verstand) обозначал способность образования понятий.

4 Пост немецкой классической философии Интеллект - это врожденная или благоприобретенная способность человека к познанию, мыслительная способность человека.

5 В прагматистской трактовке Интеллект - это способность справляться с соответствующими с заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться в любой среде.

6 В современной западной психологии Наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к различным обстоятельствам жизни.

Однако, как известно и сегодня всё ещё много разных мнений по данному вопросу [1, 12, 25, 33], в связи с чем, понятие «интеллект» трудно объяснить до сих пор.

Благодаря английскому психологу и разработчику многочисленных математических статистик Ч. Э. Спирмену (Charles Edward Spearman) был введен научный термин «g factor» в 1904 году, который отражает общий интеллект человека [24]. На его основе были сформулированы величины, которые можно измерить в форме приблизительных мер g, например, коэффициент (IQ) как количественную оценку уровня интеллекта человека.

Сегодня термин интеллект 1 определяется как общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей человека, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни, в том числе, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой [7, 23]. Общий умственный потенциал объединяет познавательные способности человека - ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, воля, интуиция и рефлексия содержания и функций собственного сознания.

1 intellectus - «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок», «ум».

При рассмотрении составляющих элементов человеческого интеллекта постараемся определить компонентную структуру интеллекта. Для структурного обзора системных свойств элементов сформируем Таблицу 2 «Компоненты системной структуры интеллекта человека».

Таблица 2

Компоненты системной структуры интеллекта человека_

№ Элементы Структура системных свойств элемента

1 Ощущение Чувственный опыт специализированной периферической анатомо-физиологической системы, отражающий отдельные свойства и состояния среды, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы.

2 Восприятие Система эмоционально-чувственного познания предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным.

3 Память Комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

4 Представление Воспроизведенный сложный образ предмета или явления в сознании, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте; а также психический процесс формирования этого образа.

5 Мышление Сложная познавательная психическая деятельность, опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

6 Воображение Спонтанное возникновение или преднамеренное построение в сознании сложных образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств; способность создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

7 Внимание Избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

8 Воля Способность принимать сложные решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

9 Интуиция Свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайта, озарения, единомоментного подсознательного вывода, основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность.

10 Рефлексия Обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание и его активность, а также переосмысление. В частности, обращение внимания на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры, мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны.

Необходимо заметить, что все компоненты интеллектуальной системы человека являются специфически уникальными для каждого чело-

века по своим свойствам и состояниям как формы, так и содержания. Интеллектуальная система сложна, чувствительна и тонко настраиваемая в течение длительного времени в каждом отдельном случае, поэтому абсолютно неповторима.

Кроме того, интеллект не однороден по своему составу. Так, например, немецкий философ, психолог, психиатр К. Т. Ясперс (Karl Theodor Jaspers) делит интеллект на три составляющих:

a) предпосылки интеллекта - отдельные психические функции: память, внимание, утомляемость, механизмы, лежащие в основе двигательных явлений, речевого аппарата, зрения и другие.

b) багаж знаний - содержание разума, совокупность объема знания, способность к обучению, картина мира.

c) интеллект в собственном смысле - «не просто большие или меньшие степени развития умственных способностей, а некое глубоко укорененное дерево, объединяющее в себе многочисленные и разнообразные способности», с «высоким уровнем практической смышлености, для которого характерны быстрый и правильный выбор из множества возможностей и умелая адаптация к новым требованиям», способность к суждению и к логическому мышлению, умение отделять существенное от второстепенного, способность схватывать чужие точки зрения и идеи, спонтанность и наличие инициативы. Здесь же «существует абстрактный интеллект, который в острые моменты принятия решений переходит в почти абсолютную тупость, но в условиях спокойной внутренней работы способен привести к высоким достижениям» [20, 32].

На сегодняшний день исходя из проведенного множества исследований в разных научных областях существуют общие определения различных видов интеллекта, что дает нам возможность их собрать воедино и составить обобщенную классификацию интеллекта и изложить в следующей последовательности:

1. Интеллект животных - значительно уступает интеллекту человека, но влияет на поддержание жизнедеятельности в животном мире. Составляет совокупность психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации, которые не могут быть объяснены инстинктами или научением.

2. Интеллект человеческого уровня - многофункциональная способность целостной психической деятельности индивида, состоящий из общего умственного потенциала (ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, внимание, воля, интуиция, рефлексия).

3. Эмоциональный интеллект - способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои

собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

4. Социальный интеллект - совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.

5. Окружающий интеллект - интеллект технической среды человека, реагирующий на присутствие человека.

6. Искусственный интеллект - созданный не в естественной биологической среде. Понятие искусственного интеллекта имеет довольно широкую трактовку, где можно выделить его разновидности и сформировать следующую классификацию определений искусственного интеллекта:

a. Эволюционные алгоритмы - направление в «искусственном интеллекте», которое использует и моделирует процессы естественного отбора [13].

b. Символический искусственный интеллект - собирательное название для всех методов исследования искусственного интеллекта, основанных на высокоуровневом человекочитаемом знаковом представлении задач, логики и поиска. Наиболее успешная его форма с середины 1950-х до конца 1980-х годов - это «экспертные системы» по обработке информации, использующие сеть «продукционных правил» (по типу оператора «если-то») [22].

c. Искусственный интеллект инфотехнологической системы - это блок функций правильного интерпретирования полученных внешних данных, а также обучения на таких данных и использования полученных знаний для достижения конкретного целеполагания и задач при помощи лучшего выбора из возможных вариантов адаптации [21].

ё. Игровой «искусственный интеллект» - набор программных методик, которые используются в компьютерных играх для создания иллюзии интеллекта в поведении персонажей, управляемых компьютером. Игровой ИИ, помимо методов традиционного искусственного интеллекта, включает также алгоритмы теории управления, робототехники, компьютерной графики и информатики в целом.

е. Направление «искусственный интеллект» в информатике и информационных технологиях - это блок инфотехнологических функций воссоздания разумных рассуждений и действий с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств [30].

Г Функция «искусственный интеллект» в интеллектуальной системе, где интеллектуальная система - это техническая или программная система, способная решать задачи, традиционно считающиеся творче-

скими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока - базу знаний, механизм вывода решений и интеллектуальный интерфейс [1].

g. Наука «искусственный интеллект» - научное направление в составе комплекса компьютерных наук, а создаваемые на его основе технологии относятся к информационным технологиям [1].

7. Искусственный суперинтеллект - интеллект, превышающий в разы человеческий и искусственный интеллекты.

Таким образом, из классификации определений видов интеллекта и, отдельно, искусственного интеллекта, очевидно, что под интеллектом каждый раз понимается слишком различное смысловое содержание. Видимо с этим связаны бесконечные трудности полемики в рамках данной тематики.

Как известно, между искусственным и естественным интеллектом существуют принципиальные отличия двух видов:

1. Информационные отличия:

a. Живые организмы представляют собой системы смешанного типа, включающие как аналоговые (непрерывность), так и цифровые (дискретность) процессы;

b. Размеры, скорость, энергетические потребности, надежность, устойчивость - эти различия отражаются в организации систем. «Естественные автоматы» работают в основном по параллельному принципу, а «искусственные автоматы» - по последовательному;

c. Человек - как «естественный автомат», превосходит по сложности любой из «искусственных автоматов», созданных до сих пор. Теория автоматов должна была связать логическую организацию сложных автоматов с их поведением. 1

2. Физические отличия:

а. основное отличие естественного интеллекта от искусственного в том, что у него есть эмоции, определяющие мотивацию его поведения. В мозге много различных нейромедиаторов и гормонов, вызывающих различные ощущения - чувство страха, радости, агрессии и сна, которых нет в искусственном интеллекте [8].

Что же касается «искусственный интеллект», то автор термина Джон Маккарти вовсе не претендует на вложение в данное понятие

1Теория автоматов — раздел дискретной математики, изучающий абстрактные автоматы — вычислительные машины, представленные в виде математических моделей — и задачи, которые они могут решать.

2Автор термина «искусственный интеллект» (1955) Джон Маккарти — американский информатик, изобретатель языка Лисп (1958), основоположник функционального

всей системности компонентов, составляющих структуру интеллекта человеческого уровня. Джон Маккарти полагает, что «Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире» [33].

Но в любом случае, наличие искусственного интеллекта предполагает возможность общения каким-либо образом. Для общения человека с техническим устройством, имеющим искусственный интеллект, созданы специальные комплексы технических и программных средств, которые постоянно совершенствуются.

Для эффективной коммуникации человека с техническим устройством в определенной области совместной деятельности существуют разные уровни развития интерфейса 1 искусственного интеллекта [26]:

1. Интерфейс первого уровня - комплекс технических или программных средств, которые использует человек для общения с техническим устройством и для сопряжения различных средств между собой. Используются стандартные формы ответов, общение происходит в режиме «меню» с привлечением лингвистического процессора для несложного синтаксического анализа фраз человека.

2. Интерфейс второго уровня - для общения с техническим устройством и получения ответа надо найти в тексте соответствующее место и сформулировать ответ на вопрос, взяв из текста соответствующую фразу или её часть. Здесь потребуется более мощный процессор и строить содержательные связи между входящими в предложение словами.

3. Интерфейс третьего уровня - поиск ответа связан с рассуждениями о пространстве и времени и о законах окружающей среды. Из этой системы с помощью знаний, содержащихся в тексте, получают новые знания.

4. Интерфейс четвёртого уровня (в дальнейшей разработке) -расширяет специальные механизмы для расширенного поиска различной относительной информации.

5. Интерфейс пятого уровня (в разработке) - привлекается не только текст, написанный или произведенный на естественном языке, но и одновременно широкая зрительная информация.

6. Интерфейс шестого уровня (в разработке) - расширяет возможности за счёт аллегорического уровня общения, использование развитых средств графики и речевой ввод-вывод, а также определение и реализация необходимых потребностей человека в режиме «наблюде-

программирования, лауреат премии Тьюринга (1971) за огромный вклад в область исследований искусственного интеллекта.

1Интерфейс - комплекс технических или программных средств, которые использует человек для общения с техническим устройством и для сопряжения различных аппаратных средств между собой.

ния-реагирования» технического устройства на основе поведения человека.

Таким образом, происходит усложнение интерфейса с каждым новым уровнем развития технологий, что способствует упрощению во взаимодействии человека с интеллектуальным техническим устройством.

Надо признать, что необходимость разработки и создания искусственного интеллекта обусловлена малой мощностью человеческого рассудка, то есть не большой «оперативной обработкой» для стремительно и постоянно растущих темпов жизни человека в 21 веке. Человеческий рассудок слишком мало делает операций в секунду для обработки огромного скоростного потока информации, очень малый объем информации находится в оперативной памяти человека. А также рассудок часто совершает много ошибок, так как неточен в выводе информации. Автоматизированные умные машины революционным скачком увеличивают инструментальные возможности человека в преобразовании и управлении его среды существования.

В связи с всеобщим интересом в последнее время к искусственному интеллекту как возможности автоматизации умственных способностей, на данный момент «наметилась тенденция понимать интеллект как интегральную двуязычную систему, которая имеет своей функцией перевод с языка пространственно-временных изображений на символически-операторный язык речевых символов. В этом случае интеллект предстает как познавательная деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию» [26].

Эволюционирование естественного (человеческого) интеллекта связано с «радиальным» развитием его самосознания, что позволит совершенно преобразоваться человечеству. Самосознание является частью сознания человека точно также, как и интеллект - часть общего сознания.

Феноменологический подход определяет интеллект как особую форму содержания сознания. Современная философия термин «сознание» определяет как - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ отношения человека к миру и самому себе, который опосредован всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей [16].

Неоспоримой особенностью сознания является целостное единство всех компонентов внешнего и внутреннего опыта, который был пережит в прошлом, переживается сейчас, а также в осознании единства прошлого, настоящего и будущего. Однако, необходимо заметить, что

уровень развития сознания у разных людей в довольно широком диапазоне различен. «Умственная жизнь - не всеобщее достояние, в действительности она развита только у отдельных индивидов. У большинства же людей она либо не развита вообще, либо спит и нелегко пробуждается к активности. Природа совершает эыолюцию умственной жизни в челове-ке»[14]. К. Ясперс в своей работе «Общая психопатология» пишет о том, что человеческая природа с особой отчетливостью определяется богатством или, наоборот, бедностью его влечений, что зависит от конкретного индивида.

Так, например, фундаментальные принципы человеческого по К. Ясперсу [20, 32]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Человек - не просто разновидность животного; но и не чисто духовное существо, которое в прежние времена мыслилось как ангел. Скорее человек - это нечто единственное в своем роде. Отчасти он принадлежит к разряду живых существ, отчасти - к разряду ангелов, но отличается как от тех, так и от других. В проявлениях своего наличного бытия человек может уподобляться животным, а в основах своей природы - Божественному как трансценденции, которая есть источник его свободы.

2. Человек - объемлющее, которое есть мы: это наличное бытие, сознание вообще, дух - разум и экзистенция. И к тому же человек - путь к единству этих модусов объемлющего.

3. Человек - это открытая возможность, он не завершен и не может быть завершен. Поэтому человек всегда больше того, что он осуществил, и не тождествен тому, что он осуществил.

4. Человек осуществляет себя в определенных феноменах - поступках, мыслях, символах; и он все время восстает против этих ставших определенными феноменов, против того, что было утверждено им же самим. Перестав стремиться к преодолению фиксированных форм, Человек «усредняется» и отходит в сторону от естественных путей «человеческого».

5. Восхождению человека препятствуют три внутренних фактора:

(1) материал его внутренней жизни, его чувства, психические состояния, инстинкты, все данности его психической жизни, которые стремятся овладеть им и подавить его.

(2) непрерывный процесс сокрытия и искажения всех реалий психической жизни человека, то есть всего того, что он чувствует, о чем мыслит, чего хочет.

(3) пустота, источником которой служит нереализованность человека.

Человек по мере сил борется со всеми этими препятствиями в трёх направлениях:

1) Во-первых, он превращает себя в материал для внутренней работы; формирует и дисциплинирует себя, развивает свои способности.

2) Во-вторых, в противовес процессу сокрытия и искажения реалий психической жизни в нем развивается способность к прозрению, к достижению внутренней ясности.

3) В-третьих, он старается избежать пустоты благодаря внутренней активности: принимая решения, он создает для себя основу, на которую сможет положиться в тяжелой ситуации.

Суть человека проявляет себя на трех уровнях:

1. Человек проявляется как эмпирическая реальность, как нечто, рожденное и существующее в мире и доступное многостороннему объективному исследованию.

2. В модусах объемлющего человек, исходя из своих истоков, в результате достигает самопрозрения.

3. Живя в мире, человек пребывает в поиске и терпит крушения; обретая благодаря этому единство, и в результате осознает свое истинное начало и свое истинное предназначение.

Только на первом из этих трех уровней человек доступен научному исследованию. Для целей эмпирического исследования живой человек трансформируется в теоретическую модель, которая состоит из свойств, состояний, компонентов, элементов, функций, поэтому «что касается нашего знания о самих себе, то оно сталкивается со своими границами там, где мы начинаем ощущать нечто, проистекающее из нового источника и представляющее собой неизвестную реальность» [20, 32].

Философское осознание сути совокупности «человеческого» возможно сверх и вне рамок такой теоретической модели. Человеческое сознание непрерывно эволюционирует и человек всегда больше того, что он знает и может знать о себе, он больше того, что знает или может знать о нем кто-либо иной. Но попытки узнать о себе всё больше и больше будут продолжаться бесконечно, что и способствует эволюционированию.

В связи с естественным процессом эволюции человека и его сознания в культуре происходят революционные переломные моменты в развитии социокультуры. На основе комплексного представления, как технологии изменяют среду обитания людей, Шваб определил революционный порядок фундаментальных изменений через одну аграрную революцию и четыре промышленных [19]. Причем третья и четвертая промышленная революции по определению напрямую связаны с инфотех-нологиями. Эффект от третьей промышленной революции при переходе на цифровое производство - это роботизация производства и бытовых устройств, а эффект от четвертой промышленной революции при пере-

ходе на системное синтез-производство - это «вездесущий» и мобильный Интернет, миниатюрные производственные устройства (которые постоянно дешевеют), возможность искусственного интеллекта и обучающиеся машины. Целостные внешние и внутренние преобразования всех систем по всем странам, отраслям и обществу в целом [4].

Резкий скачок очевидных изменений в развитии социокультуры и человеческого сознания происходит в связи с невероятно быстрым ростом базовых потребностей современного человека. «Можно сколь угодно долго (даже на протяжении многих воплощений) развиваться, но если человек не совершает «квантовый скачок» и НЕ переходит на следующий уровень сознания, то он как бы движется по кругу, раз за разом наступая на давно привычные грабли. Чтобы перейти на следующий уровень развития, то есть эволюционировать, он должен совершить «квантовый скачок»» [29], что и выражается в революционных изменениях столь стремительных, что сам момент, а иногда источник невозможно отследить в реальном времени-пространстве.

Необходимо заметить, что в стремительно высокотехнологический 21 век особое значение имеет создание систем гибридного интеллекта (или, как вариант, комбинированного интеллекта), который адекватно объединит мыслительные способности людей с возможностями искусственного интеллекта. Раньше в технических устройствах связь человека с техникой была с односторонним вектором - от человека к машине. Вектор обратной связи - от машины к человеку была весьма незначительная. В современных системах «Человек-компьютер» человек и техническое устройство являются сильными партнерами, которые решают общую задачу по эргономическому принципу преимущественных возможностей: человек делает то, что он может делать лучше технического устройства, а тот в свою очередь, делает то, что может делать лучше человека. Именно для этого на человеке лежит ответственность организации диалогового общения между человеком и искусственным интеллектом технических устройств и планирования их совместной деятельности с обязательной корректировкой её продолжения в зависимости от полученных результатов [26].

Рассмотрим совокупность интегративного интеллектуального единства с точки зрения концепции самоорганизации, которая, с нашей точки зрения, состоит из целостной системы основных факторов отбора в процессе самоорганизации. Роль побудительной творческой силы в процессе самоорганизации играют три основных фактора отбора: тезаурус, детектор, селектор, которые на основе принципа неравновесной устойчивости постоянно усложняются, двигаясь в развитии к идеальной точке суператтрактора [5, 6]. Таким образом в случае создания систем

гибридного интеллекта три основных фактора отбора мы определим следующим образом:

- Тезаурус - богатое множество возможных «подвижных» и сложных инфоструктур с постоянным обменом со средой: веществом, информацией, энергией. Посредством такого обмена инфоструктура поддерживает свою упорядоченность (низкую энтропию) за счет усиления беспорядка во внешней среде:

S «порядок» инфоструктуры существует за счет «хаоса», вносимого в среду;

S Благодаря своему «порядку» инфоструктура приобретает способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды

и этим сохранять свою устойчивость.

- Детектор - системное противоречивое единство конкуренции и кооперации (изменение соотношения сил тех, «кто» делает выбор из множества возможностей), динамика которого трудно предсказуема и трудно постижима и в высшей степени загадочна, когда число инфост-руктурных элементов, взаимодействующих внутри системы, очень велико.

- Селектор - это то, «что» определяет при сортировке «брать или не брать», то есть некий критерий ценности. Критерий ценности является маргинальным связующим звеном внутренней среды с внешней средой, так как оценивает характер отношений внутренней и внешней сред и находит выгодные условия для лучших отношений со средой, чем и определяет принцип неравновесной устойчивости [4].

Вот таким образом, с точки зрения синергетической концепции можно теоретически представить работу систем гибридного интеллекта в новой киберфизической среде.

«Поскольку машины выполняют более рутинные задачи, они высвобождают человеческие ресурсы для выработки более сложных подходов и решения проблем. Эта тенденция в будущем будет только усиливаться, так как машины постепенно смогут выполнять более сложные задачи» - говорится в отчете «The Richards Group» [28].

В научных исследованиях часто не учитывается многоуровневость и многосторонность структуры интеллекта. Так, например, сложная системность компонентов интеллекта в современной науке понимается, как обеспечение выполнения важных, но только логических функций:

- функция целеполагания,

- функция планирования ресурсов и

- функция построение стратегии достижения поставленных целей.

В западной психологии определяются иные три логические функции интеллекта [26]:

- обучающая функция,

- функция оперирования символами,

- функция активного овладения закономерностями окружающей действительности.

Интересно, что не один список логических функций не предполагает функции чувственного восприятия и отражения, которые лежат в основе всей живой среды и её развития, а также составляет основу сознания человека. Но, без этих системных структур никак не обойтись!

Безусловно, различное содержание деятельности человека требует развития определённых интеллектуальных способностей, которые относятся к логическим функциям. Но во всех случаях необходима достаточно развитая система чувствительности к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. А это уже про другую сторону информации, полученной с помощью чувственного восприятия.

Если обратиться для прояснения данной проблемы к работам профессора Денисова А. А. о структуре информационных полей, то определяем, что «информация об объекте оказывается запечатленной в окружающей среде как продукт его отражения и представляет собой такую же объективную реальность, как и сама среда. Однако информация для нас отличается от информации в среде...Поэтому, даже если отвлечься от субъективизма второго отражения и, насилуя здравый смысл, приписать атрибутику наших представлений среде, то и тогда поле - всего лишь отражение объекта в окружающей среде, распределенная в пространстве информация о нем... Что же касается наших представлений, то есть собственно поля, то вся его теория основана на точечном измерителе (заряде, массе) и потому далеко не адекватна той объективной информации об объекте, которую содержит среда» [9]. Заметим, что «информационные поля» А.А. Денисов разделяет на три категории: информационное, смысловое, логическое. При чем основные формы существования инфополя определены понятиями:

- чувственное отражение - в форме чувственной информации двух видов: информация восприятия или информация для нас;

- логическая информация - инфопотенциал;

- логическое пересечение - инфосложность в форме содержания, смысла;

- относительная инфопроницаемость среды.

Профессор Денисов А. А. считает, что основные формы существования информационного поля подчинены строгим принципам, выраженных в трех законах:

- Закон чувственного отражения, где информация есть функция материи.

- Закон структуры, если чувственное отражение протекает в пространстве и времени, то информация представляет собой сумму потоков информации от отдельных частей материальных объектов или от их совокупности.

- Закон логического отражения [11].

Очевидно, что все-таки придется добавить к логическим функциям интеллекта важную функцию чувственного отражения, без которой просто невозможно получить какую бы то ни было информацию от окружающей среды. В связи с этим на основе закона диалектики, возникает определение двойственной целостности распространения инфоволн:

- В инфоволне одновременно существует как поле отражения (чувственное), так и целевое поле (логическое).

- При прохождении инфоволны через нервную ткань, то в последней протекают вначале процессы чувственного познания (отражения) окружающей действительности, а затем процессы планирования, целенаправленного её изменения. После этого вновь идёт процесс познания (анализ) планов и процесс составления (синтез) усовершенствованных планов [10].

Возвращаясь к теме систем гибридного интеллекта, надо констатировать, что на сегодняшний день живая биоинтеллектуальная система человеческого сознания является ведущим компонентом в системах гибридного интеллекта, поскольку без столь сложной и постоянно развивающейся диссипативной структуры развитие искусственного интеллекта просто невозможно.

Таким образом, мы констатируем, что сколько бы не смешивались искусственный и естественный интеллекты для эффективной совместной деятельности, очевидно их различие принципиального значения, которое всё-таки будет оставаться, так как человеческий интеллект является открытой системной живой структурой, включающий в себя довольно сложные компоненты:

- Многоаспектный подвижный тезаурус сознания;

- Эволюционирование саморазвития тезауруса сознания;

- Полисемия зависимости и неоднозначность использования понятий, определяемых контекстом, внешними условиями;

- Маргинальность [4] открытой системы сознания;

- Индивидуальная неравновесность [2];

— Нелинейная одновременность энтропийных и негэнтропийных процессов [3];

— Системное целеобразование;

— Системность ценностей.

Для развития человеческого сознания базисом является живая материя, а жизнь (физическая, психическая, духовная) - условием. Для развития «искусственного интеллекта» базисом является искусственные технические элементы, а инфотехнологическое функционирование (физическое, информационно-автоматическое) - условием.

Развитие систем гибридного интеллекта возможно методами решения оптимизационных задач с использованием технологий генетического поиска, гомеостатических и синергетических принципов с элементами самоорганизации.

Возвращаясь к теме синергетической концепции, заметим, что суператтрактор, влекущий всеобщее развитие не является единичным точечным центром, напротив это динамичное облако довольно множественных центров притяжения в своей совокупности. Майнцер считает, что «интенциональность «не запасена» в мозге. Это свойство определенных сложных систем, которые можно смоделировать динамикой возникновения всё более сложных аттракторов в процессе эволюции жизни» [15]. И в процессе развития суператтрактор, отвечающий за устремлённость системы также довольно подвижен и изменчив в своем стремительном «сферическом» самоусложнении. «Мысль всегда воплощена в индивидуальную траекторию пути - в то существование индивида, в котором, благодаря его труду, созидается мысль» [27]. Чтобы человеку успеть за развитием всеобъемлющей жизни необходимо находить новые решения самопознания. В этом поможет «приобретённая сознанием способность сосредотачиваться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением... Внутри себя живой элемент, до того распылённый в смутном кругу восприятий и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию. Вся эта деятельность внутренней жизни - не что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняющегося в самом себе». Человек или любое другое «рефлексирующее существо в силу самого сосредоточения на самом себе становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира» [18].

В завершении хочется сказать о том, что автоматизация умственных способностей естественного интеллекта никак нельзя считать отдельной от человека системой, которая способна принести пользу или

причинить вред. Точно также сам по себе камень или палка первобытных людей не является «вредными» или «полезными», и только в применении предметов людьми можно субъективно определить «по-доброму» или «по-злому» эти предметы были использованы. Точно так же искусственный интеллект является продолжением эволюционного развития «орудий труда» и «орудий защиты-нападения» для людей по той же траектории, что и тысячи лет назад, когда в процессе эволюции люди вместо каменного топора вооружились железным. Разница здесь (по концепции синергетики) в новом уровне всеобъемлющего использования богатства тезауруса возможностей мироздания - раньше был основным для жизнедеятельности людей - пространственно-временной физический уровень (вещество), сейчас при переходе на более высокий уровень развития - основным является информационный уровень (информация) - мы живем в информационную эпоху, но не за горами уже следующий основной уровень - системный энергийный с разной природой происхождения и функционирования (энергия). И следующий будет более опасен в использовании людьми в качестве «орудий труда» и «орудий защиты-нападения», поэтому будет требовать более осторожного отношения.

Список литературы

1. Аверкин А. Н., Гаазе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д. А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. - М.: Радио и связь, 1992. - 256 с.

2. Бауэр Э. С. Теоретическая биология. - М.-Л.: Изд. ВИЭМ, 1935 г. - 206с.

3. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - Критический обзор. // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1969.

4. Бобер Ж. Маргинальность в социокультурной системе. Жанна Бобер. -СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - 341 с., С. 264-265, С.106., С. 139-140.

5. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Глобализация и синергетический историзм. - СПб.: Политехника, 2004. - 400 с.

6. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. -СПб., 2001. - 159с. С.14-17.

7. Гуревич П. С. Интеллект // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. -7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с., С.210.

8. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности, «Феникс», 2002.

9. Денисов А. А. Современные проблемы системного анализа: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и дополн.- СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 304 с., С.56-57.

10. Денисов А. А. Теоретические основы кибернетики: информационное поле. - Ленинград: Лен. Политех. Институт им. М. И. Калинина, 1975. - 54 с., С.51.

11. Денисов А. А. Теория информационного поля. - СПб.: Политехнический университет, 2011. - 280 с. С.8-22.

12. Ильясов Ф. Н. Разум искусственный и естественный // Известия АН Туркменской ССР, серия общественных наук. 1986. № 6. С. 46—54.

13. Катаева, Тина. Игры разума (по материалам беседы с Константином Анохиным) // «В мире науки» № 6, 2006.

14. Корнеенков С. С. Эволюция сознания человека в интегральной йоге // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.

15. Майнцер, Клаус. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез. пер. с англ. и предис. Г. Г. Малинецкого. - М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 4б4 с. С. 199.

16. Михайлов Ф. Т. Сознание // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. -7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с. С.521-522.

17. Соколова И. В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи: монография. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 184 с.

18. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - 240 с., С.1Зб.

19. Шваб, Клаус. Четвёртая промышленная революция: пер. с англ./Клаус Шваб. - Москва: Издательство «Э», 2017. - 208 с.

20. Ясперс К. Общая психопатология. /Пер. с нем. Л. О. Акопяна под ред. докт. мед. наук В. Ф. Войцеха и канд. филос. наук О. Ю. Бойцовой, - М.: «Практика», 1997. - 105б с. С. б8б.

21. Andreas Kaplan; Michael Haenlein (2019) Siri, Siri in my Hand, who's the Fairest in the Land? On the Interpretations, Illustrations and Implications of Artificial Intelligence, Business Horizons, б2(1).

22. Haugeland, J. (1985). Artificial Intelligence: The Very Idea. Cambridge, Mass: MIT Press.

23. Intellectus, Encyclopœdia Britannica.

24. Spearman C., (1904) General intelligence, objectively determined and measured. American Journal of Psychology, 15, с. 201-29З.

И источники из сети Интернет

25. Алан Тьюринг. Могут ли машины мыслить? - М, 19б0. URL: http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show&f=347.

26. Друкер П. Естественный и искусственный интеллекты. URL: http://udik.com.ua/books/book-584/chapter-204l9.

27. Мелихов Г. В. «Феномен "начала мысли": Дескрипция условий и возможности события мысли» // Автореферат диссер. на уч. степ. кан. философских наук, г. Казань, 199б. - 112с.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: http://www.dissercat.com/content/fenomen-nachala-mysli-deskriptsiya-uslovii-i-vozmozhnosti- s obytiya-mysli#ixzz5Qi4XH0Dp.

28. Меньшова Е. Комбинированный ИИ, персонализированный контент и 5G: как изменятся технологии в 2019 году в прогнозах экспертов (часть 2). URL: http://news.ifmo.ru/ru/startups_and_business/initiative/news/8l4l.

29. Старовойтова, Алена. Квантовый скачек: Что вас удерживает от него? URL: https://kluchimasterstva.ru/kvantovyiy-skachok-chto-vas-uderzhivaet-ot-nego#7-urovnej -kvantovogo-soznaniya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Осипов Г. С. Искусственный интеллект: состояние исследований и взгляд в будущее. URL: http://www.raai.org/about/persons/osipov/pages/ai/ai.html

31. Шамин Е. А, Генералов И. Г., Завиваев Н. С., Черемухин А. Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/suschnost-informatizatsii-ee-tseli-subekty-i-obekty.

32. Ясперс К. Общая психопатология. URL: http://psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/yaspers.pdf.

33. John McCarthy. WHAT IS ARTIFICIAL INTELLIGENCE? URL: http://www-formal.stanford. edu/j mc/whatisai/ whatisai.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.