Сибирские исторические исследования. 2018. № 3
КИБЕРЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ПОСТАНТРОПОЛОГИЯ
(ред. - С.В. Соколовский)
УДК 14: (00+62)
DOI: 10.17223/2312461X/21/1
КИБЕРЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ АНТРОПОЛОГИИ (введение в обсуждение)
Сергей Валерьевич Соколовский
Аннотация. Статья представляет собой введение к тематической подборке "Киберчеловечество и постантропология", в которую вошли четыре работы, затрагивающие такие сюжеты, как научное наследие Андре Леруа-Гурана, техническая и цифровая формы медиации телесности, инвалидность как материально-семиотическое явление, единство человеческого тела и техносреды. Координация работы над выпуском осуществлялась в рамках поддержанного РНФ исследовательского проекта (грант № 18-18-00082).
Ключевые слова: киберчеловечество, соматотехники, материально-семиотические аспекты инвалидности, Андре Леруа-Гуран
С первой половины прошлого века, с тех самых времен как Марсель Мосс и затем Андре Леруа-Гуран (первый в контексте кросскультур-ных сравнений, а второй - в рамках палеоантропологических реконструкций и эволюции человека) раскрыли в своих трудах сущность человеческих умений как единства телесности и техники - техник тела, эта область антропологических интересов почти не привлекала внимания антропологов. Исследование взаимовлияний и взаимодействий человеческого тела и постоянно обновляющихся старых и появляющихся новых технологий оказалось своего рода слепым пятном в социальных науках вообще и в антропологии в частности, хотя в последней телам физическому и социальному уделялось первостепенное внимание в таких ее областях и субдисциплинах, как соматология, расоведение, спортивная антропология, изучение гендерных особенностей телесности. Техника и технологии антропологами также исследовались, но трактовались прежде всего как часть материальной культуры. Однако связи между исследованиями телесности и изучением технологий привлекли внимание антропологов лишь в последнее время, главным обра-
Киберчеловечество как предмет антроплогии
7
зом в медицинской антропологии, где эти связи являются очевидными и где представить себе развитие этой дисциплины вне их изучения просто невозможно. Между тем взаимовлияния и теснейшие контакты между телесностью человека и изобретаемыми им новыми технологиями вовсе не ограничиваются медицинским контекстом и всегда охватывали все поле человеческих культуры и общества. Развитие информационных, нано- и биотехнологий выводит эти взаимодействия на новый уровень, изменяя наши возможности, в том числе и телесные, и заставляя ученых и философов осмыслять те гибридные соматотехнические единства и ансамбли, которые возникают в результате такого развития. И дело здесь не только в растущей мощи технонауки и ее вмешательстве в самые интимные и глубинные структуры человеческого тела. Здесь мы сталкиваемся с проблемами сущности человека и человечества, их будущего, с проблемой природы человека и норм человеческой телесности и психики, а также с проблемой параметров создаваемой человеком техносреды, которые, подчиняясь инженерной мысли, с одной стороны, адаптируются к этой телесности, а с другой, сами формируют ее, исподволь ее меняя. Этические проблемы в контексте идеологий пост- и трансчеловечества относятся к этому же кругу дискуссионных проблем.
Публикуемые ниже статьи отражают новый интерес социальных исследователей к данной проблематике, освещая некоторые ее важные аспекты, хотя, разумеется, не только не исчерпывают их, но даже не обозначают всех возможных здесь направлений исследований. Отчасти это объясняется как уже отмеченной выше новизной самой проблематики для социальных ученых, так и ее слабой изученностью в рамках отечественной антропологии, в багаже которой, повторю, есть немало исследований, посвященных по отдельности телу и технике, но пока единицы, в которых фокусом внимания выступает их взаимовлияние и их единство.
Рассмотрение в ряду обсуждаемых тем проблем людей с ограниченными возможностями и доступной среды начинает выглядеть иначе в контексте обсуждения будущего человека, изменяемой им среды и соответствующих норм и ценностей. Почему, собственно, мы обозначаем возможности таких людей как "ограниченные"? Не лучше ли расширить представление о норме человеческих возможностей, включив в него людей с иной остротой зрения или слуха, леворукостью и иными "отклонениями", отойти от закостеневших представлений о норме? Не лучше ли усовершенствовать инженерию обеспечивающей жизнедеятельность среды, беспечивающей реализацию возможностей всех людей? Впрочем, эта развилка между направлением усилий на совершенствование среды либо на улучшение самого человека (например, в результате технических манипуляций с его геномом) может оказаться
8
Сергей Валерьевич Соколовский
ложной, если мы окончательно убедимся в единстве среды и организма, в данном случае - человеческого тела и техносреды, состоящей из множества артефактов, поддерживающих наше выживание и воспроизводство. Эти сюжеты затрагиваются в публикуемых ниже статьях Л.А. Торлоповой и С.В. Соколовского.
Особые типы технической медиации телесности и междисципли-нарности обсуждаются на материалах распределенных исследовательских проектов (антропология лабораторий) и истории антропологии (анализ междисциплинарного наследия А. Леруа-Гурана) в статьях Е.К. Соколовой и соавторов и В.Л. Круткина, соответственно. Наконец, завершает эту тематическую подборку статья автора данного предисловия, в которой рассматриваются различные способы интеграции тела и техники и типы результирующих сборок.
Происходящая на наших глазах трансформация человечества в ки-берчеловечество не может не ставить новых задач перед антропологией и не менять ее предмета. Представляется, что размышления о будущем этой дисциплины и социальных наук будут с неизбежностью учитывать эту трансформацию, а публикация материалов этой темы с обсуждаемыми в ней сюжетами, мы надеемся, стимулирует дискуссию о будущем этих наук.
Статья поступила в редакцию 20 августа 2018 г.
Sokolovskiy Sergei V.
CYBERHUMANITY AS THE SUBJECT OF ANTHROPOLOGY
DOI: 10.17223/2312461X/21/1
Abstract. The article is an introduction to the thematic issue of the journal 'Cyberhumanity and Postanthropology' which presents the studies of such issues as the academic heritage of André Leroi-Gourhan, technical and digital mediation of the human body, the unity of the human body with surrounding techno-sphere, and the material-semiotic study of disability. The work on the thematic issue has been directed within the framework of a collaborative research project supported by the Russian Scientific Foundation (grant No. 18-18-00082). Keywords: cyberhumanity, somatotechniques, material-semiotic aspects of disability, Leroi-Gourhan