Научная статья на тему '«КИБЕРБУЛЛИНГ: СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ПОДРОСТКАМ В ЦИФРОВОМ МИРЕ»'

«КИБЕРБУЛЛИНГ: СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ПОДРОСТКАМ В ЦИФРОВОМ МИРЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кибербуллинг / подростки / социальные сети / психическое здоровье / профилактика / социально-педагогическая поддержка.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейменова Cабина Жаныбековна

Кибербуллинг является одной из наиболее серьезных проблем, с которой сталкиваются подростки в современном обществе. Эта форма агрессии, осуществляемая через цифровые технологии, наносит значительный вред психическому и эмоциональному здоровью молодых людей. В статье рассмотрены сущность кибербуллинга, его формы, последствия и методы профилактики. Важное внимание уделяется необходимости социально-педагогической поддержки пострадавших от кибербуллинга подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««КИБЕРБУЛЛИНГ: СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ПОДРОСТКАМ В ЦИФРОВОМ МИРЕ»»

«КИБЕРБУЛЛИНГ: СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ПОДРОСТКАМ В ЦИФРОВОМ

МИРЕ»

СУЛЕЙМЕНОВА САБИНА ЖАНЫБЕКОВНА

магистрант 1 курса по специальности Специальность «7М01805 - социальная педагогика, Казахский национальный университет имени аль-

Фараби Казахстан

Аннотация. Кибербуллинг является одной из наиболее серьезных проблем, с которой сталкиваются подростки в современном обществе. Эта форма агрессии, осуществляемая через цифровые технологии, наносит значительный вред психическому и эмоциональному здоровью молодых людей. В статье рассмотрены сущность кибербуллинга, его формы, последствия и методы профилактики. Важное внимание уделяется необходимости социально-педагогической поддержки пострадавших от кибербуллинга подростков.

Ключевые слова: кибербуллинг, подростки, социальные сети, психическое здоровье, профилактика, социально-педагогическая поддержка.

Введение

Цифровые технологии и социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни современных подростков. С развитием интернета, смартфонов и доступных онлайн-платформ дети и подростки получили возможность поддерживать постоянное общение, обмениваться информацией и активно участвовать в цифровой среде. Однако, наряду с позитивными аспектами цифровизации, такие как доступ к информации, новые формы коммуникации и участие в глобальных сообществах, подростки также сталкиваются с рядом новых вызовов, одним из которых является кибербуллинг.[1].

Кибербуллинг представляет собой форму агрессивного поведения в цифровом пространстве, включающую оскорбления, унижение, распространение ложной или компрометирующей информации, а также угрозы через социальные сети, мессенджеры, чаты и другие интернет-ресурсы. В отличие от традиционного буллинга, который ограничен определенной физической средой (например, школой), кибербуллинг может происходить в любое время и в любом месте, создавая для жертвы ощущение постоянной угрозы. Одной из особенностей кибербуллинга является его анонимность: обидчик может скрывать свою личность, что делает его действия еще более болезненными для пострадавшего.[1].

Формы кибербуллинга разнообразны. Это может быть как прямое оскорбление или насмешка в комментариях под фотографией или постом, так и более изощренные способы агрессии, такие как «троллинг», «доксинг» (публикация личных данных без разрешения), клевета, киберпреследование и даже создание фальшивых профилей, имитирующих личность жертвы с целью дискредитации. В результате подростки, подвергшиеся кибербуллингу, часто испытывают сильный стресс, тревогу, депрессию и в ряде случаев даже суицидальные мысли. Эти психологические травмы могут серьезно повлиять на их самооценку, успеваемость и социальные связи, а также привести к длительным последствиям для их психического здоровья.[3].

Важно отметить, что кибербуллинг затрагивает не только жертву, но и ее окружение. Семья, друзья и даже учителя могут оказаться вовлеченными в ситуацию, пытаясь оказать помощь или предотвратить дальнейшие агрессивные действия. Это создает необходимость разработки комплексных программ профилактики и поддержки, направленных как на защиту жертв кибербуллинга, так и на предотвращение подобных инцидентов.

В современных условиях школа и другие образовательные учреждения играют ключевую роль в профилактике кибербуллинга и обеспечении психологической безопасности учащихся. Социально-педагогическая поддержка становится важным инструментом в борьбе с этим явлением. Учителя, социальные педагоги и психологи должны быть вовлечены в

процесс выявления и профилактики случаев кибербуллинга, а также оказывать поддержку подросткам, пострадавшим от агрессии в сети.[6].

Цель данной статьи — глубже рассмотреть сущность кибербуллинга, проанализировать его основные формы, изучить последствия для подростков и предложить возможные методы социально-педагогической поддержки и профилактики. Важно понимать, что кибербуллинг — это не просто новый вызов современного общества, но и серьезная социальная проблема, требующая внимания со стороны не только образовательных учреждений, но и родителей, законодателей и всего общества в целом.

Основные формы кибербуллинга

Кибербуллинг — это агрессивное поведение, которое осуществляется через использование электронных устройств и платформ, таких как социальные сети, мессенджеры и онлайн-форумы. [2].Он может принимать разные формы:

Оскорбления и угрозы: Кибербуллинг может включать отправку оскорбительных или угрожающих сообщений с целью запугивания жертвы.

Доксинг: Распространение личной информации о жертве без её согласия. Это может включать фото, домашний адрес или номера телефонов, что увеличивает риски физического насилия.

Распространение слухов и клеветы: Ложная информация о жертве может быстро распространяться в интернете, разрушая её репутацию.

Изоляция и исключение из онлайн-групп:Жертвы кибербуллинга могут быть исключены из онлайн-общества или целенаправленно игнорироваться, что вызывает чувство изоляции и социальной отчуждённости.[5].

Последствия кибербуллинга для подростков

Кибербуллинг наносит значительный урон психическому и эмоциональному состоянию подростков. К основным последствиям относятся:

Психологические травмы: Подростки, подвергающиеся кибербуллингу, часто испытывают сильный стресс, тревогу, депрессию и чувство беспомощности. Часто это ведёт к развитию хронических проблем с психическим здоровьем.

Проблемы с успеваемостью: Жертвы кибербуллинга нередко испытывают трудности в учёбе. Страх и стресс могут привести к снижению концентрации внимания, мотивации и к ухудшению результатов в школе .

Социальная изоляция: Подростки, подвергшиеся кибербуллингу, часто избегают социальных контактов как в реальной жизни, так и в интернете, что усугубляет чувство одиночества и изоляции.

Суицидальные мысли и поведение: В крайних случаях кибербуллинг может стать причиной возникновения суицидальных мыслей у подростков. Отчаяние, вызванное постоянными онлайн-атаками, может подтолкнуть жертв к радикальным решениям .

Методы профилактики кибербуллинга

Просвещение родителей и учителей: Одним из ключевых аспектов профилактики кибербуллинга является информирование взрослых о его проявлениях. Родители и педагоги должны быть осведомлены о возможных признаках того, что подросток может быть жертвой кибербуллинга. Необходимо обучение их методам реагирования на подобные ситуации, чтобы вовремя оказать поддержку .

Развитие цифровой грамотности у подростков: Подростки должны быть обучены правилам безопасного поведения в интернете. Это включает в себя знание о защите личной информации, настройке приватности в социальных сетях и умению реагировать на агрессивное поведение.

Поддержка со стороны социальных педагогов и психологов: Социально-педагогическая помощь жертвам кибербуллинга является важным элементом профилактики его последствий. Специалисты могут помочь подросткам преодолеть стрессовые ситуации, разработать эффективные стратегии реагирования и повысить их уверенность в себе.

Введение законодательных мер: Во многих странах принимаются законодательные меры, направленные на предотвращение кибербуллинга и привлечение виновных к ответственности. Такие меры помогают усилить контроль над интернет-пространством и предотвратить распространение агрессии .[3]

Заключение

Кибербуллинг представляет собой одну из самых серьезных угроз для психического и эмоционального благополучия подростков в современном мире. Благодаря широкому распространению технологий и интернета, формы агрессии и преследования претерпели значительные изменения, переместившись в виртуальное пространство. В отличие от традиционного буллинга, кибербуллинг характеризуется постоянным воздействием, анонимностью агрессора и широким охватом аудитории, что делает его особенно травматичным для жертвы. Подростки, сталкивающиеся с кибербуллингом, часто испытывают серьезные последствия, такие как депрессия, тревожность, снижение самооценки, и в ряде случаев это может привести к самоизоляции и даже суицидальным мыслям.[2].

Для эффективного противодействия этой проблеме требуется многоуровневый и комплексный подход, включающий образовательные, социальные, правовые и психологические меры. Образовательные программы, направленные на повышение цифровой грамотности подростков, играют ключевую роль в предупреждении кибербуллинга. Школьные учреждения и родители должны обучать подростков ответственному использованию интернета, а также развивать у них навыки критического мышления, самозащиты в виртуальной среде и уважительного отношения к другим пользователям сети

Социально-педагогическая поддержка также является важным элементом профилактики и решения проблемы кибербуллинга. Психологи, социальные работники и педагоги должны активно вовлекаться в помощь пострадавшим подросткам, оказывая им эмоциональную и психологическую поддержку, а также помогая в разработке стратегий по преодолению стресса и восстановлению уверенности в себе. Кроме того, необходимо создать безопасную и доверительную среду, в которой жертвы смогут делиться своими переживаниями и искать помощь.

Не менее важна и роль законодательных мер. Введение четких правовых норм, регулирующих ответственность за кибербуллинг, может способствовать снижению числа случаев агрессии в интернете. Такие меры должны включать как профилактику нарушений, так и правовую защиту пострадавших от кибербуллинга, обеспечивая им доступ к правосудию и защите от дальнейших нападок.[5].

Интеграция всех этих компонентов — образовательных программ, социально-педагогической поддержки, правового регулирования — может значительно повысить уровень осведомленности подростков и общества о проблеме кибербуллинга и помочь в его предотвращении. Борьба с этой формой насилия требует участия всех членов общества: родителей, педагогов, законодателей, а также самих подростков, которые должны осознать свою ответственность в цифровом пространстве. Только совместными усилиями можно создать безопасную цифровую среду, где каждый человек будет чувствовать себя защищенным от преследований и агрессии.

Таким образом, кибербуллинг — это не просто современная проблема подростков, но и вызов для всего общества, требующий неотложных и комплексных действий.

[4].

6 О

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Е. Никитина. «Психологические аспекты кибербуллинга среди подростков». Журнал «Психология и жизнь», 2023, с. 24-29. moluch.ru

2. И. Иванов. «Социальные последствия кибербуллинга: вызовы для системы образования». Издательство «Современное образование», 2022, с. 45-49.

3. А. Смирнова. «Психологическая помощь детям, подвергшимся буллингу». Журнал «Детская психология», 2021, с. 62-66.

4. Л. Кузьмина. «Кибербуллинг: новые вызовы для общества». Статья в журнале «Социология и право», 2022, с. 75-81.

5. UNICEF. "Cyberbullying: What is it and how to stop it." unicef.org

6. StopBullying.gov. "Cyberbullying and Prevention." stopbullying.gov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.