Научная статья на тему 'КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ'

КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кибербуллинг / интернет преследование / травля / cyberbullying / Internet harassment / harassment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Э.М. Ахмедова, Г.О. Цебро

Коммуникативная деятельность в интернет-пространстве, многообразие форумов, социальных сетей, чатов способствует удовлетворению различных потребностей человека, включая такую, как общение, самоидентификация, самоутверждение. Отсутствие территориальных преград в сети Интернет меняет представление о географическом пространстве, возможная анонимность делает более размытыми социальные границы. На сегодняшний день развитие современных технологий, с одной стороны, дает уникальную возможность состояться «виртуальному общению», с дугой стороны, увеличивает масштаб проблемы буллинга, перешедшего в кибербуллинг. Статья посвящена актуальной в настоящее время теме распространения кибербуллинга как явления социального общения в интернет-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Э.М. Ахмедова, Г.О. Цебро

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERBULLYING AS A SOCIAL PHENOMENON OF AGGRESSION IN THE INTERNET SPACE

Communicative activity in the Internet space, a variety of forums, social networks, chats, contributes to the satisfaction of various human needs, including such needs as communication, self-identification, self-affirmation. The absence of territorial barriers on the Internet changes the idea of geographical space, possible anonymity makes social boundaries more blurred. The emotional aspect comes to the fore. Cyberbullying as a phenomenon occupies an important place in the public consciousness. Today, the development of modern technologies, on the one hand, provides a unique opportunity for “virtual communication” to take place, on the other hand, increases the scale of the problem of bullying, which has turned into cyberbullying. Thus, a new environment is emerging in which, despite the possible anonymity, the model of harassment itself is changing in the Internet space and many psychological phenomena acquire a new color and sound. The article is devoted to the current topic of the spread of cyberbullying as a phenomenon of social communication in the Internet space.

Текст научной работы на тему «КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 37.013.75

Akhmedova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of General and Mathematical Psychology, OCHU VO "Moscow International

Academy" (Moscow, Russia), E-mail: akhmedova@mmamos.ru

Tsebro G.O., MA student, OCHU VO "Moscow International Academy" (Moscow, Russia), E-mail: akhmedova@mmamos.ru

CYBERBULLYING AS A SOCIAL PHENOMENON OF AGGRESSION IN THE INTERNET SPACE. Communicative activity in the Internet space, a variety of forums, social networks, chats, contributes to the satisfaction of various human needs, including such needs as communication, self-identification, self-affirmation. The absence of territorial barriers on the Internet changes the idea of geographical space, possible anonymity makes social boundaries more blurred. The emotional aspect comes to the fore. Cyberbullying as a phenomenon occupies an important place in the public consciousness. Today, the development of modern technologies, on the one hand, provides a unique opportunity for "virtual communication" to take place, on the other hand, increases the scale of the problem of bullying, which has turned into cyberbullying. Thus, a new environment is emerging in which, despite the possible anonymity, the model of harassment itself is changing in the Internet space and many psychological phenomena acquire a new color and sound. The article is devoted to the current topic of the spread of cyberbullying as a phenomenon of social communication in the Internet space.

Key words: cyberbullying, Internet harassment, harassment

Э.М. Ахмедова, канд. пед. наук, доц., ОЧУ ВО «Московская международная академия», г. Москва, Е-mail: akhmedova@mmamos.ru

Г.О. Цебро, магистрант, ОЧУ ВО «Московская международная академия», г. Москва, Е-mail: akhmedova@mmamos.ru

КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Коммуникативная деятельность в интернет-пространстве, многообразие форумов, социальных сетей, чатов способствует удовлетворению различных потребностей человека, включая такую, как общение, самоидентификация, самоутверждение. Отсутствие территориальных преград в сети Интернет меняет представление о географическом пространстве, возможная анонимность делает более размытыми социальные границы. На сегодняшний день развитие современных технологий, с одной стороны, дает уникальную возможность состояться «виртуальному общению», с дугой стороны, увеличивает масштаб проблемы буллинга, перешедшего в кибербуллинг Статья посвящена актуальной в настоящее время теме распространения кибербуллинга как явления социального общения в интернет-пространстве.

Ключевые слова: кибербуллинг, интернет преследование, травля

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что в настоящее время кибербуллинг как социальное явление становится все более распространенным. Это может иметь серьезные и долгосрочные последствия для психического здоровья и благополучия человека, включая тревогу, депрессию и низкую самооценку В тяжелых случаях кибербуллинг может привести к членовредительству, самоубийству и другим формам физического вреда [1-7].

Кибербуллинг может принимать самые разные формы, включая текстовые сообщения, электронные письма, сообщения в социальных сетях и онлайн-фо-румы.

Цель данной статьи заключается в исследовании социальных особенностей явления кибербуллинг, в его систематизации и выявлении последствий социального взаимодействия, вовлечения в кибербуллинг.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- выявить определенные психологические характеристики (склонности) лиц в вовлечение в кибербуллинг, рассмотреть теоретические основы данной проблематики, а именно - социальный феномен - кибербуллинг;

- рассмотреть возможные рекомендации по разработке эффективных вмешательств и профилактических программ, направленных на решение проблемы киберзапугивания и оказание помощи лицам, подвергающимся риску вовлечения в него, в развитии более позитивного и адаптивного поведения.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя анализ научной литературы по проблеме; совокупность психологических методов и методик, направленных на выявление значимых с точки зрения цели и задач данной работы характеристик человека; количественный анализ результатов с применением методов математической статистики для обработки эмпирических данных.

Научная новизна статьи заключается в систематизации видов кибербуллинга, выявлении общих характеристик коммуникативных и психологических особенностей участников кибербуллинга, а также в анализе кибербуллинга с точки зрения виктимности личности.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о формах и видах кибербуллинга и его последствий. Практическая значимость представлена через определение специфических психологических характеристик, возможное применение профилактических мероприятий для ограничения негативных последствий вовлеченности в кибербуллинг.

По мере того, как технологии продолжают развиваться, и все больше и больше нашей жизни проводится в Интернете, распространенность кибербуллинга увеличивается, что делает его серьезной социальной проблемой, требующей внимания и действий [2, с. 69].

Одним из ключевых аспектов кибербуллинга как социального явления является его способность охватить большую и разнообразную аудиторию благодаря Интернету, а это означает, что кибербуллинг может происходить между людьми, которые, возможно, никогда не встречались лично.

Кибербуллинг является социальным явлением, и важно устранить основные причины кибербуллинга: социальные, культурные, экономические факторы. Например, исследования В.А. Емелина показали, что существует корреляция

между кибербуллингом и такими факторами, как бедность, неудачи в учебе / на работе и отсутствие участия близких, способных оказать поддержку [3, с. 72].

Еще одним важным аспектом борьбы с кибербуллингом как социальным явлением является устранение эффекта свидетеля. Исследования О.Н. Фаблино-вой показали, что во многих случаях люди, ставшие свидетелями кибербуллинга, вряд ли вмешаются и остановят такое поведение [4, с. 72]. Борьба с эффектом свидетеля требует обучения людей тому, как важно говорить и принимать меры, чтобы остановить кибербуллинг.

Е.Н. Нестеренко выделяет несколько видов кибербуллинга, каждый из которых имеет свои уникальные характеристики и эффекты. Эти типы кибербуллинга можно разделить на три категории: текстовые, графические и мультимедийные.

Текстовый кибербуллинг: этот тип кибербуллинга включает в себя использование текстового общения, такого как электронная почта, обмен мгновенными сообщениями и социальные сети, для запугивания других.

Кибербуллинг включает в себя использование изображений или видео для запугивания других; обмен смущающими или личными фотографиями, видео, создание и обмен мемами, фотошоп изображений, которые высмеивают других.

Мультимедийный кибербуллинг: этот тип включает использование различных форм технологий, таких как видео, изображения и аудио для запугивания других. Это может включать создание поддельных профилей или выдачу себя за других.

Исследование, проведенное Исследовательской компанией Mediascope, показало, что текстовый кибербуллинг является наиболее распространенной формой, затрагивающей более 50% всех пользователей [5, с. 14].

Исследование, проведенное D.W. Grigg, показало, что примерно каждый третий пользователь подвергался кибербуллингу на основе изображений [7, с. 151].

Исследование, проведенное Н.Н. Самсоновой, показало, что мультимедийный кибербуллинг может привести к значительному эмоциональному стрессу, приводящему к таким симптомам, как тревога и депрессия [4, с. 62].

Важно устранить основные причины кибербуллинга. Например, исследования В.А. Емелина показали, что существует корреляция между кибербуллингом и такими факторами, как бедность, неудачи на учебе/работе и отсутствие участия близких, способных оказать поддержку [3, с. 72]. Устранение этих основных причин может помочь снизить распространенность кибербуллинга и создать более безопасную онлайн-среду для всех людей.

Кибербуллинг трудно обнаружить, поскольку он часто происходит вне поля зрения неравнодушных людей, которые могут вмешиваться в традиционные ситуации издевательств. Анонимность и дистанция, обеспечиваемые технологиями, также могут облегчить агрессору участие в агрессивном поведении, поскольку он может испытывать большее чувство отстраненности от жертвы и последствий своих действий.

С точки зрения распределения ролей в кибербуллинге может участвовать большее количество участников, поскольку другим может быть легче присоединиться к травле или делиться и распространять оскорбительные сообщения или изображения. Это может привести к тому, что жертва почувствует себя еще более

изолированном и подавленной, поскольку она может чувствовать, что от издева-ыельствнет спаяек^-^б.

Ваиноотметитн, чтороли участн^1^ив киоенбужлинга мс^гртмьсять^я(^о ырнниенем. Жертиа м^чтотаоьчгччс<^(^|^ов, ^^и^^л^ь -жортксй и так типто. 7ромо того, нос^мп^а^х инцндоттас кт^(^7тбневи9^го^чс9твг^^т не толлеьмсапсот 7лет"^^а,нонкотмкп19ри^т^^молл аесбы .вен вотолтены г- ^^ылрасл^ьмнсест^ хов, отищнен^не издевательств или просто наблюдение и не предпринимать ни-

В^жтл такжeпсoкмaтьчдзлlнкииlо тобсвы ниTтpДyжлисго,танl<aк9тo мнотс сЬиКЭЛс eTpMTeKПИДЛH 9peд0твpaщиния И yЛTpaHeHMЯHaKOГОПOЫД9T-

ксп. 9л1атopыо расипостпанечные мотнкы кс0сп0нслoнr■овклюкaтчpeвнoчнл, ксптк внимв4ит, и жe90нксчyвнтвскспкнсбп п^т^ь^ным итьнoсчсиш-

Cпт^(41п^■

саприжлч, пcклeдовaннь;. т^недачнас СН Mикеогжм., оыкмзнгю, что людидотосмезлннмсотся нги9l ь9ттовжтивнтлвaны жлавтиом пив-

cтooвa(гнcтметплннымк или типн гонанoльнсыдpyгижИ|Этo ачтет вчтючать загутттаито авц,зьпoсыe таи бo9eeолсCыe тли болееоязви-

мые, cсаыытyттaпьсмтoст кoвтpолтнaо сттИ|

Роснзпи мужыпжепчпиHлнт9итпoннь)roбyллисжгк жертгой киГ^^^Мыг^лпн-м^вoжоп взмючaть посксжпкдфоктотлв. Oипooзыиссocотн7икк тои.^'^опри традиционном издевательстве жертва часто физически присутствует и может имйти ис<^на^нпж посьчтс ближаншлл петмо. Hдпpoкнв, ььлсс0члын-пмлжeн преследовать жертву повсюду поскольку жертва всегда имеет доступ к Интернет м тдвнoлоглнм.

Стоит отметить, что традиционное издевательство обычно включает в себя ниловуюдиномн° мллнн жовтьни. уро ьсон нф^стф т&щадт

большей физической или социальной властью. Напротив, кибербуллинг может жсyщeнтоливвялю0ым сслтвыкoм,кмeющим к т^"^чoлжc^ссис^, ньклеспт-мо от его физического размера или социального статуса, что позволяет жертвам пoыи7p1oтьcяиндeвaнeльчтвaм сжcоднoн7lcыдлcт ников или даже анонимных лиц.

100

0

I Вы получали угрозы/оскорбительные сообщения в мессенджерах, социальных сетях I Кто-то написал оскорбительные или грубые комментарии под вашими фото или видео I Кто-то опубликовал вашу личную информацию без вашего согласия I Вас намеренно исключили из группы в онлайн-игре /чате IВ сети опубликовали оскорбительную или грубую информацию о вас

Рис. 1. Опыт кибервиктимизации (в %)

В соответствии с рис. 1, 65% испытуемых получали угрозы/оскорбительные нсобщетия в н9cчeнджвpaн,слннaльных сетях; 43% хотя бы раз сталкивались с тем, что ктоттопиталоскорбительные или грубые комментариипод их фотоили видео; 24% испытуемых сталкивались с тем, что кто-то публиковал их личную ииформнциып без их согласия; 15% намеренно исключали из группы в онлайн-иг^Алте; п°% ссалкнсались стем, тго в нетл пт0ыиксывли очкь|7босеоьную или грубую информацию о них; 19% испытуемых сталкивались с тем, что кто-то пу^иконалсскор^чсльсылфотоыли пс9лo син yчacииeM|

13 32 15 27

49

С На мсненнт иоключали другого/д|ьу тих из тз группо в онлайт-игресчате

I Отпра вляли другимугрозы/осконбитетиные сообщетчя в мессе ндаеран, социальтыи сетях

I Писали оскорбительные или грубые комментарии под чужими фото или видео

■ Публиковали сплетни, оскорбительную или грубую информацию о других

■ Публиковали личную информацию других людей без их согласия

Рис. 2. Опыт киберагрессии (в %)

В соответствии с рис. 2, 13% испытуемых намеренно исключали другого/ других из группы в онлайн-игре/чате; 32% отправляли другим угрозы / оскорбительные сообщения в мессенджерах, социальных сетях; 15% испытуемых писали оскоибитиппныдилигрубые коммоеиечио отеидиооои фото интпидде;У7% испытуемых публиковали сплетни, оскорбительную или грубую информацию о дчугих; 00% испмтдемытиубликывалиыититютпфддмаиею другихлюдей Окзих сч глис иу;0%оыlитддывaли оско|ыб и илитпде о мтдоих л юд е%.

50

I Шкала реализованной виктимности I Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению I Шкала склонности к самоповреждающему и само разрушающему поведению I Шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению I Шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению

Рис. 3. Результаты по методике исследования виктимного поведения (О.О. Андронникова)

В соответствии с рис. 3, 25% испытуемых часто сталкиваются с непри-ооными или даже опасными обстоятельствами, что может быть связано с их внутренней склонностью и готовностью действовать определенным образом, еомтветствующим их индивидуальному стилю. Часто это может проявляться в импульсивном побуждении действовать агрессивно без тщательного обду-мыиоыoт,чтопpивдмит бскт%цпты, легда чоловек болеопипоноик воктьмп-зации.

О 14% и сибилимыи сыоикие то жители то ш кахчсиюнносток агрепси в-ному виктимному поведению. Эта группа состоит из лиц, имеющих склонность к ос ным ситуациям из-за склонности к агрессии и провокационному поведению, таким как словесные оскорбления, клевета, издевательства, физические нападения. Они намеренно создают или выискивают конфликтные ситуации и могут выражать типичную антисоциальную направленность личности, избирательно проявляя агрессивность по отношению к определенным лицам и в определенных контекстах.

По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (модель активного виктимного поведения) 11% испытуемых набрали высокие баллы. У них жертвоприношение тесно связано с активным поведением личности, которое может спровоцировать виктимизацию как по просьбе, так и по призыву личности.

По «Шкале склонности к гиперсоциальному виктимному поведению (модель инициативного виктимного поведения)» высокие баллы набрали 17% испытуемых. Эта категория характеризуется поведением, которое считается жертвенным, часто социально одобряемым и ожидаемым. Это те люди, которые демонстрируют положительное поведение в конфликтных ситуациях либо как постоянную черту, либо в результате своего официального положения и ожиданий других.

По «Шкале склонности к зависимому и беспомощному поведению (модель пассивного виктимного поведения)» высокие результаты показали 10% испы-иуемых. Эта категория состоит из лиц, которые пассивны и не сопротивляются преступной деятельности по разным причинам, таким как преклонный возраст, физическая немощь, чувство беспомощности, страх перед последствиями соб-оывлнных проступков и т. д.

По «Шкале склонности к некритическому поведению (модель некритичного кикт имного поведения)» у 24% испытуемых высокие показатели. В эту категорию входят люди, которые демонстрируют отсутствие проницательности и неспособ-нонт ь делать точные суждения в жизненных ситуациях.

Последствия кибербуллинга для участников могут быть серьезными и дли-ьель ными. Исследования показали, что как жертвы, так и агрессоры могут испытать ряд негативных последствий, включая эмоциональный стресс, снижение стмооценки, проблемы во взаимоотношениях и успеваемости.

Жертвы кибербуллинга могут испытывать чувства страха, стыда, гнева и беннадежности. У них также могут быть проблемы со сном, физические симптомы, такие как головные боли или боли в животе, и проблемы с концентрацией внимания в школе или на работе. В некоторых случаях жертвы могут быть изолированы от друзей и семьи и даже могут размышлять или пытаться покончить жизнь самоубийством.

Агрессоры также испытывают негативные последствия своего поведения, такие как чувство вины или раскаяние. Они также могут столкнуться с последствиями своих действий, такими как уголовные обвинения или отстранение от школы. Кроме того, исследования Р.Н. Усмоновой показали, что агрессоры подвергаются повышенному риску злоупотребления психоактивными веществами, насилия и проблем с психическим здоровьем во взрослом возрасте [6, с. 164].

Свидетели кибербуллинга могут испытывать стресс и чувство вины за то, что не вмешались, чтобы помочь жертве, тревогу и страх, поскольку могут боять-тяотахь следующей мишенью агрессора.

Важно устранить последствия кибербуллинга для всех участников, посколь-ауосе, кто вовлечен в ситуацию издевательств, могут подвергнуться негативному воздействию.

6

Библиографический список

1. Ахмедова Э.М., Пашина С.А. Современные образовательные технологии преподавания в вузе. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2020; Ч. 2, Выпуск 66: 27-30.

2. Баранов А.А. Копинг-стратегии в ситуации кибербуллинга. Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018; Т. 26: 68-74.

3. Емелин В.А. Киборгизация и инвалидизация технологически расширенного человека. Национальный психологический журнал. 2018; № 1 (9): 56-72.

4. Самсонова Н.Н. Особенности социального поведения молодежи, активно использующей различные виды интернет-коммуникаций. Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2019; № 7-8: 50-62.

5. Усмонова РН. Психологические особенности жертв кибербуллинга. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2018; № 1: 162-165.

6. Фаблинова О.Н. Поведение в интернете как объект изучения социальных наук. Социологический альманах. 2018; № 6: 56-81.

7. Hardaker С. Trolling in asynchronous computer-mediated communication: from user discussions to academic definitions. Journal of Politeness Research. 2020; Vol. 6 (2).

References

1. Ahmedova 'E.M., Pashina S.A. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii prepodavaniya v vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2020; Ch. 2, Vypusk 66: 27-30.

2. Baranov A.A. Koping-strategii v situacii kiberbullinga. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2018; T. 26: 68-74.

3. Emelin V.A. Kiborgizaciya i invalidizaciya tehnologicheski rasshirennogo cheloveka. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2018; № 1 (9): 56-72.

4. Samsonova N.N. Osobennosti social'nogo povedeniya molodezhi, aktivno ispol'zuyuschej razlichnye vidy internet-kommunikacij. Sovremennaya nauka:Aktual'nyeproblemyteorii i praktiki. Seriya: Poznanie. 2019; № 7-8: 50-62.

5. Usmonova R.N. Psihologicheskie osobennosti zhertv kiberbullinga. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. 2018; № 1: 162-165.

6. Fablinova O.N. Povedenie v internete kak ob'ekt izucheniya social'nyh nauk. Sociologicheskijal'manah. 2018; № 6: 56-81.

7. Hardaker S. Trolling in asynchronous computer-mediated communication: from user discussions to academic definitions. Journal of Politeness Research. 2020; Vol. 6 (2).

Crnатья поступила в редакцию 18.05.23

УДК 372

Wagner M-N.L., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: wagner.monica@gmail.com

Ovezova U.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: umeda_77@mail.ru

TEACHING LISTENING WHEN WORKING WITH ENGLISH-LANGUAGE TV NEWS STORIES. To date, there is a need to train highly qualified specialists who would have the ability to understand English by ear and effectively use these skills in professional activities. One of the ways of teaching listening is to teach future specialists to understand and discuss information programs transmitted by the media in a foreign language. The article substantiates the relevance of the use of English-language TV news stories in teaching listening, provides a description of the stages of learning to listen to English-language TV news, defines goals of each stage and their content. The stages of working with TV news videos when teaching listening are considered and groups of exercises used at each of the stages are given. In the article, we presented a methodology for working with a video of English-language news when teaching listening to English-language TV news.

Key words: listening, mass media, English-language TV news, stages of teaching listening news, stages of working with text

М-Н.Л. Вагнер, канд. ист. наук, доц., Российский университет дружбы народов, г. Москва, Е-mail: wagner.monica@gmail.com

У.А. Овезова, канд. ист. наук, доц., Российский университет дружбы народов, г. Москва, Е-mail: umeda_77@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ ПРИ РАБОТЕ С СЮЖЕТАМИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ТЕЛЕНОВОСТЕЙ

На сегодняшний день существует потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые обладали бы умениями понимания на слух англоязычной речи и эффективно использовали эти умения в профессиональной деятельности. Одним из путей обучения аудированию является научение будущих специалистов понимать и обсуждать информационные программы, переданные СМИ на иностранном языке. В статье обоснована актуальность использования сюжетов англоязычных теленовостей при обучении аудированию, предоставлено описание стадий обучения аудированию англоязычных теленовостей (АТН), определены цели каждой стадии и их содержание. Рассмотрены этапы работы с видеосюжетами теленовостей при обучении аудированию и приведены группы упражнений, используемых на каждом из этапов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: аудирование, средства массовой информации, англоязычные теленовости (АТН), стадии обучения аудированию АТН, этапы работы с текстом

Среди всех СМИ самым популярным является телевидение, а самым главным жанровым звеном в любой современной телесистеме считаются новости. С методической точки зрения теленовости содержат в себе значительные дидактические возможности, поскольку эффективно создают в аудитории естественную иноязычную межкультурную среду, являются средством передачи культурно значимой информации и отражением последних тенденций в развитии английского языка [1]. В связи с этим обучение аудированию при работе с сюжетами англоязычных теленовостей приобретает особую актуальность.

Целью исследования является представить методику работы с сюжетом англоязычных теленовостей (АТН) на различных стадиях обучения аудированию АТН.

Задачи исследования:

- рассмотреть особенности обучения аудированию АТН на различных стадиях обучения;

- дать характеристику упражнений на дотекстовом, текстовом и послетек-стовом этапах обучения на всех стадиях обучения аудированию АТН.

Методологическую основу исследования составляют методы систематизации и обобщения, с помощью которых проработаны основные научные и методологические источники по представленной теме.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что для обучения аудированию АТН нами обоснованы и выделены три стадии обучения - начальный, средний и продвинутый.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в процессе обучения аудированию при работе с сюжетами АТН.

Новизна исследования заключается в том, что впервые обоснован комплекс упражнений дотекстового, текстового и послетекстового этапов на всех стадиях обучения аудированию АТН.

Учитывая сложность процесса восприятия и понимания англоязычных теленовостей (далее - АТН), осознавая, что процесс обучения должен базироваться на постепенном введении трудностей для их успешного преодоления в будущей профессиональной деятельности, для обучения аудированию АТН нами выделены три стадии - начальная, средняя и продвинутая. На каждой из трех стадий происходит постепенное формирование навыков и развитие умений, необходимых студентам для аудирования АТН. Рассмотрим особенности обучения аудированию АТН на каждой из определенных нами стадий.

Основной целью начальной стадии является формирование у студентов навыков преодолевать лингвистические трудности понимания АТН и развитие умений постигать общее содержание текста теленовостей. На этой стадии необходимо также научить студентов выражать собственную оценку услышанного, делать краткое изложение содержания видеосюжета и воспроизводить речь участников сюжета с использованием вербальных опор.

Согласно утверждению Н.Н. Колобковой [2], для начальной стадии обучения аудированию следует отбирать короткие видеосюжеты, которые по своему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.