Научная статья на тему 'Кибербуллинг как проблема психопедагогики виртуальных сред'

Кибербуллинг как проблема психопедагогики виртуальных сред Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1471
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРБУЛЛИНГ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / CYBERBULLING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Екатерина Сергеевна

В статье рассматривается проблема кибербуллинга с точки зрения нового направления психопедагогики виртуальных сред. Рассмотрена сущность девиантного поведения в Интернет-пространстве, причины и условия, обуславливающие возникновение данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERBULLING AS THE PROBLEM OF PSIHOPEDAGOGIC VIRTUAL ENVIRONMENTS

The article considered the problem of cyberbullying from the point of a new view direction about the psiho-pedagogic virtual environments. The article considered the nature of deviant behavior in the Internet space, causes and conditions contributing to the emergence of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Кибербуллинг как проблема психопедагогики виртуальных сред»

УДК 159.9 Е. С. Ефимова*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва, Россия *e-mail: enspsiholog@mail.ru

КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОПЕДАГОГИКИ ВИРТУАЛЬНЫХ СРЕД

В статье рассматривается проблема кибербуллинга с точки зрения нового направления психопедагогики виртуальных сред. Рассмотрена сущность девиантного поведения в Интернет-пространстве, причины и условия, обуславливающие возникновение данного явления.

Ключевые слова: кибербуллинг, девиантное поведение

Кибербуллинг новое явление, которое захватило Интернет-пространство. Проблемы, которые ранее были характерны для социальной среды перешли в виртуальную. Агрессия и хулиганство стало частью виртуального мира. Многие подростки и молодежь ежедневно проводят большое количество времени в социальных сетях тем самым подвергая себя опасности кибербуллинга и флейминга. Поэтому проблема психопедагогики виртуальных сред становится актуальной и требует поиска методов воспитания культуры молодежи в Интернет-пространстве.

Перед психологами и педагогами стоят вопросы: как обеспечить личностную безопасность молодых людей от «хулиганства» в Интернет-пространстве? Как не допустить проявлений кибербуллинга в виртуальном пространстве? Какие средства и методы воспитания следует использовать для формирования культуры общения в Интернет-пространстве?

Кибербуллинг можно определить как преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Исследования буллинга начались еще в 70-х годах прошлого века. В России же внимание кибербуллингу начали уделять совсем недавно, несмотря на то, что проблема на данный момент уже является крайне острой. По утверждениям психологов, в нашей стране, от кибербуллинга страдает каждый третий подросток. [1]

Кибербуллинг - это использование технологий с намерением ранить, расстроить или унизить кого-либо. Кибербуллинг может принять любую форму от неприятных текстовых и ММЗ сообщений до грубых записей в блоге или социальных сетях, а так же электронных сообщений и злобных сайтов созданных с целью унижения человека. Скорость распространения неприятных сообщений или изображения на порядок выше.

Анонимность кибербуллинга и безликая природа Интернета может вовлечь молодого человека в деятельность, о которой он не может подумать в реальность жизни, то есть стать нарушителем или наблюдателем.

Разновидностью кибербуллинга является флейминг, т.е. перепалки в виде обмена злыми, жестокими и грубыми сообщениями между двумя и более пользователями в публичных и приватных местах общения в сети Интернет.

Распространение кибербуллинга связанно с развитием Интернет-технологий. Главный фактор распространения этого явления стала анонимность личности обидчика. Перепалки, или флейминг как один из видов кибербуллинга является обменом короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивающими обычно в публичных местах Сети.

По данным, полученным в исследовании «Дети России онлайн», в среднем по РФ 23% молодежи, которые пользуются интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или офлайн. [2].

С 2007 года в США по инициативе Министерства образования проводились периодические кампании по борьбе с кибербуллингом. Обычно в них принимали участие такие сервисы, как MySpace, Facebook, Bebo, YouTube, ряд сотовых компаний и психологи. Они блокировали Интернет-каналы пользователей, которые «хулиганили» в Интеренет-сети.

Целью нашего исследования стало изучить отношение молодежи к существованию кибербуллинга. Перед нами встали такие задачи как изучение причин распространения данного явления в сети интернет; выявление факторов и условий возникновения кибербуллинга в Интернете; а также изучение отношения молодежи к явлению флейминг.

Нашей целевой группой была молодежь в возрасте от 16 до 25 лет. Мы опросили сто человек (из них юноши и девушки в возрасте от 16-25 лет) на предмет отношения к кибербуллингу и флеймингу и путей его устранения в сети

Интернет. Респонденты опрашивались нами дистанционно в рамках случайной выборки.

Первое, что необходимо было узнать -встречались ли вообще наши респонденты с перепалкой в виде обмена злыми, жестокими и грубыми сообщениями на сайтах в сети Интернет. В результате мы получили, что 93 % встречались с таким явлением в сети Интернет. Это говорит о том, что такого рода явление в настоящее время распространено в виртуальном пространстве. Каждый третий из опрошенных респондентов принимал участие в данных спорах.

Далее мы решили узнать причины вовлечения в агрессивную перепалку. Получилось, что приоритетной причиной вступления молодежи в подобный спор стало, как мы выяснили: «отстаивание верной точки зрения».

Основными причинами распространения такого рода споров, по мнению молодежи, является то, что люди не могут принять точку зрения другого человека (22 %), а также низкий культурный уровень (14%) и агрессия людей (10%). Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что низкий уровень культуры молодежи является причиной распространения кибербуллига и его разновидности флейминга в сети Интернет.

На вопрос о реакции молодежи на такое явление больше половины опрошенных (54 %) не обращают на это внимание, у 26 % это вызывает дискомфорт и побуждает перейти на другой сайт. Среди опрошенных есть зачинщики, которые любят агрессивно спорить - это каждый десятый из нашей выборки.

Мы предоставили нашим респондентам возможность самим предложить пути разрешения данной проблемы. Они посчитали, что наиболее

благоприятным решением станет заблокировать пользователя (30%), который отпускает оскорбления по отношению к другим посетителям сайта. Кроме этого 15% посчитали, что данным вопросом должна заниматься администрация сайта, 7% опрошенных респондентов ответили, что борьба бесполезна.

Говоря в целом, об отношении молодежи к участию в перепалках в сети Интернет, можно сделать вывод, что 48% опрошенных относятся к этому отрицательно, 40% нейтрально и 2% положительно.

По результатам нашего исследования, мы можем сделать вывод, что кибербуллинг и один из его видов - флейминг является распространенным в сети Интернет среди молодежи. Пользователи Интернета чувствуют себя защищенными анонимностью, что приводит к вседозволенности в Сети.

Формирование нормативности и культуры поведения молодежи, в том числе и в виртуальной реальности, помогут в решении проблемы кибербуллинга.

Сегодня мы живём в обществе, где более половины работодателей признаются в том, что они производят проверку потенциального сотрудника в Интернете. Именно поэтому очень важно думать о своей онлайн репутации.

Проблема формирования культуры онлайн-общения становится важной педагогической задачей. Однако только традиционные способы здесь применять недостаточно, необходимо с одной стороны использовать ресурс виртуальной среды, с другой стороны создавать условия реального общения в процессе совместной деятельности.

Ефимова Екатерина Сергеевна, РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Что такое кибербуллинг? [Электронный ресурс]. URL:http://www.yamama.kz/articles/Shkolniki/CHto_takoe_kiberbulling/view (дата обращения: 27.03.14).

2. Зинцова А. С. Влияние кибербуллинга на личность подростка [Электронный ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/konfer31/350.pdf (дата обращения: 27.03.14).

Efimova Ekaterina Sergeyevna*

D. I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: enspsiholog@mail.ru

CYBERBULLING AS THE PROBLEM OF PSIHOPEDAGOGIC VIRTUAL ENVIRONMENTS

Abstract

The article considered the problem of cyberbullying from the point of a new view direction about the psiho-pedagogic virtual environments. The article considered the nature of deviant behavior in the Internet space, causes and conditions contributing to the emergence of this phenomenon.

Keywords: cyberbulling, deviant behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.