Научная статья на тему 'Кгту им. А. Н. Туполева-национальный исследовательский университет'

Кгту им. А. Н. Туполева-национальный исследовательский университет Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
56
11
Поделиться
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PRIORITIES / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY / БОЛОНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / BOLOGNA AGREEMENT / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гортышов Юрий Федорович, Багаутдинова Наиля Гумеровна

В статье представлены основные этапы становления Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева как одного из научных и образовательных центров Российской Федерации и Республики Татарстан, сформулированы направления его развития как национального исследовательского университета.

KSTU named after A.N. Tupolev - a National Research University

Тhe article presents the main stages of formation of the Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev as a research and educational center of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan. The authors formulate the directions of its development as a national research university.

Текст научной работы на тему «Кгту им. А. Н. Туполева-национальный исследовательский университет»

кгту им. а.н. туполева -национальный

исследовательский

университет

Гортышов Юрий Федорович

докт. техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный деятель науки и техники Республики Татарстан, ректор КГТУ им. АН. Туполева

Багаутдинова Наиля Гумеровна

докт. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой промышленной коммерции и маркетинга КГТУ им. АН. Туполева nailya.mail@mail.ru

_Аннотация

В статье представлены основные этапы становления Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева как одного из научных и образовательных центров Российской Федерации и Республики Татарстан, сформулированы направления его развития как национального исследовательского университета.

Ключевые слова: приоритетные направления развития, национальный исследовательский университет, Болонские соглашения, гуманизация образования

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева - один из лучших технических университетов России, который более семидесяти лет готовит высококвалифицированных специалистов для ведущих отраслей отечественной экономики. Высокий рейтинг КГТУ им. А.Н. Туполева среди вузов Татарстана и России - это результат согласованной деятельности всего коллектива университета, который является динамично развивающимся уникальным вузом, сохраняющим и приумножающим достижения отечественного и мирового образования, науки, техники и технологий.

КГТУим. А.Н. Туполева - известная в стране и мире экономическая школа

Потребность в специалистах нового типа с глубоким знанием теоретико-методологических принципов современной экономической науки и прикладных аспектов их реализации возникла в связи

с кардинальным изменением в России социально-экономических отношений, становлением рыночных структур, глобализацией мирохозяйственных отношений. В российском обществе постепенно пришло осознание того, что фундаментальное экономическое образование становится первостепенным фактором устойчивого экономического роста, обеспечения конкурентоспособности участников экономических отношений, повышения уровня благосостояния российских граждан. В связи с этим в 1991 г. в Казанском авиационном институте был основан Факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства, преобразованный в 2006 г. в Инженерно-экономический институт. Этим актом ученый совет и ректорат университета подтвердили свое понимание важности перемен, произошедших в экономике страны и поставили перед новым факультетом (институтом) задачу: готовить для Татарстана и других российских регионов специалистов в области экономики. Этим решением была преодолена односторонность технического образования в рамках университета, которое отныне давало возможность абитуриентам выбирать одно из многих направлений подготовки, включающей получение знаний и навыков в области экономической теории, мировой экономики, управления на предприятиях, маркетинга. Следует признать, что уникальность Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева связана не только с высоким уровнем подготовки специалистов и научных исследований в области экономических наук, но и, прежде всего, с тем, что в рамках одного из ведущих российских вузов была создана известная в стране и мире экономическая школа. В историю российской экономической мысли вошли навсегда фундаментальные работы докт. экон. наук, проф. С.И. Шарапова, докт. техн. наук, проф. Т.К. Сиразетдинова, докт. экон. наук, проф. Р.К. Мазитовой [1].

Соответствие мировым стандартам и инновационная направленность образования

Согласно решениям 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, ключевыми принципами формирования образовательной стратегии в начале

высокий рейтинг КГТУ им. А.Н. Туполева среди вузов Татарстана и России - это результат согласованной деятельности всего коллектива университета...

\иои

сит м

I

главной задачей

российской

образовательной

политики выступает

подготовка

специалистов

в соответствии

с мировыми

стандартами

на основе сохранения _многолетних

традиций

и фундамен-

тальности..

XXI века являются доступность, качество, мобильность [3]. Главной задачей российской образовательной политики выступает подготовка специалистов в соответствии с мировыми стандартами на основе сохранения многолетних традиций и фундаментальности, что в полной мере отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В этих условиях преобразование и обновление системы высшей профессиональной подготовки специалистов в вузах возможно на основе взвешенного и научно обоснованного выбора стратегии преобразований, комплексного анализа и прогноза изменений внешних и внутренних условий их реализации. Данная проблема приобретает особую актуальность в рамках реализации Болонских соглашений, необходимости включения российских вузов в международное образовательное пространство, что станет возможным только в результате сертификации образовательных организаций и их структурных одразделений в соответствии с требованиями международных стандартов. Переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения предполагает необходимость полнее использовать кадровый потенциал Университета, повысить уровень подготовки специалистов с высшим образованием, привлекать к научно-образовательному процессу ведущих специалистов и руководителей различного государственного и производственного уровней Республики Татарстан, что обеспечит высокую востребованность выпускников на предприятиях всех форм собственности, государственных учреждениях и организациях. Для обеспечения инновационного пути развития страны в последние годы был принят ряд системных решений. Уже сегодня они последовательно реализуются и дают позитивные результаты. В частности, может быть отмечено развитие инновационного профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование», поддержка инновационных вузов, новые стандарты и целевые программы, уровне-вое образование. Были разработаны и утверждены важнейшие федеральные целевые программы, в том числе по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России

на 2007-2012 гг. Эти шаги не исчерпывают всех мер, необходимых в области науки и образования. Но важно то, что они позволили сформировать перспективные требования к национальной научно-образовательной сфере и выявить системные ограничения, препятствующие ее ускоренному развитию. В первую очередь к таким требованиям следует отнести: большую востребованность российской науки и образования со стороны экономики; открытость образования и науки по отношению к обществу и признание определенных обязательств перед ним; международную конкурентоспособность и престиж российского научно-образовательного сообщества. Одновременно было продемонстрировано, что развитие образования, прежде всего профессионального, не может рассматриваться в отрыве от развития научной среды и наоборот.

Реализация вузом национального проекта «Образование»

Вывод российской экономики из кризиса, восстановление устойчивых темпов экономического развития предполагает необходимость генерации, распространения и использования знаний, требует качественного скачка в национальном научно-образовательном секторе. Доступность второго образования создает реальную возможность для гуманизации образовательного процесса, формирует предпосылки для подготовки многогранных специалистов, обладающих глубокими знаниями не только в области техники, технологии, но и экономики, права, что является необходимым условием повышения эффективности кадрового потенциала предприятий как фактора антикризисного регулирования российской экономики. Одним из важных инструментов повышения эффективности и качества научной и образовательной деятельности является на сегодня проектный подход. Этот подход весьма успешно зарекомендовал себя при реализации, в частности, существующих федеральных целевых программ и разработке новых. В полной мере его преимущества проявились при проведении в рамках национального проекта «Образование» конкурсов инновационных вузов. Реализация инновационного образовательного проекта нашим университетом позволила

.. .развитие образования, прежде всего профессионального,

не может

рассматриваться в отрыве от развития научной среды

обеспечить ускоренное развитие через оснащение самым современным оборудованием, привлечение ведущих научных кадров и создание эффективного инновационного управления, установление широких международных связей и получение признания в России и за рубежом. КГТУ им А. Н. Туполева - единственный технический вуз в Татарстане, получивший сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.

ШОЫ

КГТУ им. А.Н. Туполева - национальный исследовательский университет

Казанский государственный университет является центром инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов, он использует все методы современного высшего образования. Совместные усилия профессорско-преподавательского состава, всех работников вуза, студентов и аспирантов собствовали эффективному решению ключевых вопросов, стоящих перед образованием, что принесло свои результаты. 7 октября 2009 года состоялось итоговое заседание конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». В ходе заседания членами комиссии были детально рассмотрены 28 заявок вузов-финалистов конкурса. По итогам обсуждения путём тайного голосования были выбраны 12 вузов-победителей, которые получили категорию «национальный исследовательский университет» и средства из федерального бюджета на финансирование своих программ развития на 2009-2018 годы в объёме до 1,8 млрд рублей каждый.

Казанский государственный технический университет вошел в число двенадцати победителей и стал вузом, получившим категорию «национальный исследовательский университет». Основная цель программы КГТУ им. А.Н. Туполева, представленной на конкурс - становление вуза как национального исследовательского университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для инновационной экономики. В основу программы легли результаты

инновационной деятельности вуза за последние три года. В частности, в документе обозначены пять приоритетных направлений, которые университет развивает особо активно на протяжении последних лет и для которых в рамках инновационной образовательной программы университета создана дополнительная база. В число приоритетных направлений входят аэромеханика, проектирование и прочность изделий наукоемкого машиностроения и сооружений; физико-технические проблемы создания двигателей и энергоэффективных установок; новые технологии и материалы наукоемкого машиностроения; проблемы управления и информационные технологии в наукоемком машиностроении; радиоэлектронные инфокоммуникационные приборные системы и комплексы в наукоемком машиностроении [2].

Мы надеемся, что Университет станет научно-образовательным центром мирового уровня подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов, центром генерации знаний и проектов, обеспечивающим инновационное развитие наукоемкого машиностроения, вывод его на уровень мировой конкурентоспособности.

_Литература

1. Официальный сайт КГТУ им.А.Н.Туплева. Электронный ресурс http://www.kai. ги/

2. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева» на 20092018 годы: утверждена приказом Министерства образования и науки от 26.11.2009 № 678. Электронный ресурс http://www. edu.ru/

3. Резолюции ООН по вопросам образования, науки и культуры. Электронный ресурс http://unesdoc. unesco.org/

Gortyshov Yu.F.

Dr. of Tech. Sci, Professor, Honoured Scientist of the Russian Federation, Honoured Worker of Science and Engineering of the Republic of Tatarstan, Rector, Kazan State Technical University (KSTU) named after AN. Tupolev Bagautdinova N.G.

Dr. of Econ. Sci, Professor, Head of Chair of Industrial Commerce and Marketing Kazan State Technical University (KSTU) named after AN. Tupolev

KSTU named after A.N. Tupolev - a National Research University

_Abstract

The article presents the main stages of formation of the Kazan State Technical University named after AN. Tupolev as a research and educational center of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan. The authors formulate the directions of its development as a national research university.

Keywords: development priorities, national research university, Bologna Agreement, humanization of education