Научная статья на тему 'КЕЙТЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ'

КЕЙТЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
кейтеринг / спортивный объект / виды кейтеринга / формы кейтеринга / кейтеринговое обслуживание / сфера физической культуры и спорта / кейтеринг как направление повышения эффективности / экономическая эффективность. / catering / sports facility / types of catering / forms of catering / catering services / the sphere of physical culture and sports / catering as an area of increasing efficiency / economic efficiency.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Першина С. В., Пиунова М. А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации кейтерингового обслуживания, показаны перспективы внедрения кейтеринга в систему организации питания на спортивных объектах, позволяющие увеличить привлекательность, загруженность спортивного объекта, повысить экономическую эффективность его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATERING AS A TOOL FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF SPORTS FACILITIES

The article discusses topical issues of organizing catering services, shows the prospects for introducing catering into the catering system at sports facilities, which make it possible to increase the attractiveness, workload of a sports facility, and increase the economic efficiency of its activities.

Текст научной работы на тему «КЕЙТЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ»

КЕЙТЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНЫХ

ОБЪЕКТОВ

Першина С.В.

доцент, кандидат экономических наук Пиунова М.А.

доцент, кандидат экономических наук Федеральное государственного бюджетное образовательное учреждение высшего образования « Чайковская государственная академия физической культуры и спорта», Чайковский, Россия

CATERING AS A TOOL FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF SPORTS FACILITIES

Pershina S.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences

Piunova M.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tchaikovskaya State Academy of

Physical Culture and Sports", Tchaikovsky, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации кейтерингового обслуживания, показаны перспективы внедрения кейтеринга в систему организации питания на спортивных объектах, позволяющие увеличить привлекательность, загруженность спортивного объекта, повысить экономическую эффективность его деятельности.

ABSTRACT

The article discusses topical issues of organizing catering services, shows the prospects for introducing catering into the catering system at sports facilities, which make it possible to increase the attractiveness, workload of a sports facility, and increase the economic efficiency of its activities.

Ключевые слова: кейтеринг, спортивный объект, виды кейтеринга, формы кейтеринга, кейтеринго-вое обслуживание, сфера физической культуры и спорта, кейтеринг как направление повышения эффективности, экономическая эффективность.

Keywords: catering, sports facility, types of catering, forms of catering, catering services, the sphere of physical culture and sports, catering as an area of increasing efficiency, economic efficiency.

Введение. Турбулентность вызовов внешней среды служит источником появления новых условий хозяйствования, которые оказывают значительное влияние на текущую деятельность и развитие спортивных объектов. Это требует существенного внимания менеджмента к поиску инновационных путей повышения эффективности управления спортивным объектом и рациональности использования ресурсов, новых направлений предпринимательской деятельности и форм сотрудничества для увеличения доходов спортивного объекта.

Целью исследования является создание модели выбора наиболее эффективной формы кейте-рингового обслуживания на спортивных объектах.

Методика и организация исследования. Исследование включает три этапа: на первом этапе при помощи методов анализа и синтеза были изучены теоретические материалы и передовые зарубежные и российские практики организации кейте-рингового обслуживания, в ходе которого определены виды и формы кейтеринга, условия их применения; на втором этапе за счет применения методов статистической обработки информации и экономического анализа доказана зависимость показателей деятельности спортивного объекта от

уровня и качества организации кейтеринга; на третьем этапе посредством моделирования предпринята попытка создания модели выбора наиболее эффективной формы кейтерингового обслуживания на спортивных объектах, обобщение и представление результатов исследования.

Результаты исследования. В данной статье представляются промежуточные результаты заключительного этапа исследования - определение условий выбора варианта эффективного использования вида кейтеринга на спортивных объектах с учетом цели их деятельности.

Одним из направлений способствующих повышению уровня внебюджетного финансирования спортивных объектов, осуществлению коммерческой деятельности на спортивных объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, оптимизации направлений и объемов расходования бюджетных средств в сфере физической культуры и спорта [2] является применение прогрессивных технологий организации общественного питания на спортивных объектах при проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий и соревнований. Наиболее перспективной технологией организации общественного

питания на спортивных объектах является организация обслуживания по системе кейтеринг. Кейте-ринг на спортивных объектах представляет собой деятельность предприятия индустрии питания, включающую приготовление продукции, поставку продуктов питания, напитков, посуды, необходимого оборудования и квалифицированного персонала, а также обслуживание различных клиентских групп, сервировку и оформление в соответствии с концепцией спортивного мероприятия, проводимого на спортивном объекте. Главными преимуществами кейтеринга являются мобильность и возможность выбора места проведения обслуживания, разработка концепции меню и сервиса в соответствии с концепцией спортивного ивента [1]. Квалифицированная организация кейтеринга дает возможность не только вкусно и достаточно быстро приготовить еду, но и оригинально преподнести ее зрителям и участникам спортивного ивента. С помощью кейтеринговых технологий на спортивном объекте могут быть представлены блюда любых

мировых и национальных кухонь (европейской, восточной, русской или, например, коми-пермяцкой) в зависимости от индивидуальных запросов спортсменов национальных сборных. Преимущества и недостатки организации питания на спортивном объекте с применением кейтеринга представлены в таблице 1.

Структурным подразделением ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры» является Федеральный центр подготовки по зимним видам спорта «Снежинка» им. А.А. Данилова, который как объект с мультисер-висной специализацией, одним из ключевых звеньев которой является проведение тренировочных, спортивных, культурно-массовых мероприятий, имеет устойчивое во времени конкурентное преимущество по сравнению с другими спортивными объектами, обладает уникальными спортивными, туристическими и курортно-рекреационными возможностями.

Таблица 1

Положительные и отрицательные аспекты применения кейтеринга на спортивном объекте

Преимущества

Недостатки

Для предприятия индустрии питания (ПИП) (бизнес-партнер спортивного объекта)

+ расширение бизнеса, освоение новых рынков сбыта; + освоение современных технологий обслуживания; + дополнительная выручка, увеличение прибыли; + повышение конкурентоспособности.

- необходимость приобретения и содержания дополнительного мобильного оборудования и столового инвентаря;

- дополнительные затраты, связанные с доставкой продуктов, оборудования, персонала;

- дополнительные затраты на разработку меню. сервиса и оформление зоны обслуживания и формы персонала в соответствии с концепцией спортивного мероприятия;

- увеличение стоимости оказываемых услуг за счет дополнительных затрат связанных с доставкой про дуктов, оборудования, персонала;

- сложности соблюдения норм СанПиН при приготовлении блюд и обслуживании на территории заказчика.

Для потребителей (спортсмены, зрители, болельщики и др.)

+ качественное питание и профессиональное обслужи вание;

+ быстрое обслуживание;

+ удовлетворение эстетических потребностей в особой атмосфере._

- увеличение цены;

- отказ в обслуживании (нет сдачи, не работает интернет, нет расчета по картам, нет воды, очередь и т.п.).

Для спортивного объекта

+ меню, сервис, оформление зоны обслуживания и формы персонала ПИП соответствует концепции спортивного мероприятия;

+ создание дополнительной ценности спортивного объекта и/или спортивного мероприятия; + снижение ответственности за качество питания и обслуживания клиентских групп;

+ исключение необходимости приобретения и содержания технологического оборудования для хранения сырья, приготовления и раздачи блюд, сервировки; + отсутствие расходов на формирование и хранение за пасов продуктов для приготовления блюд; + отсутствует необходимость содержать штат сотрудников ПИП

- негативные оценки клиентов ассоциируются с деятельностью спортивного объекта.

ность специализированного предприятия индустрии питания, которая включает поставку сырья, столовых приборов и инвентаря, необходимого оборудования и квалифицированного персонала, непосредственное приготовление блюд и обслуживание различных клиентских групп, сервировку и оформление в соответствии с концепцией спортивного мероприятия, проводимого на спортивном объекте, становится чрезвычайно востребованным.

Выбор вида кейтеринга на спортивном объекте осуществляется в зависимости от характеристики пункта общественного питания на данном объекте и цели деятельности. Исследования видов и форм кейтеренга позволили определить характерные особенности каждого вида, оценить их преимущества и недостатки, условия применения (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика и условия применения кейтеринга на спортивном объекте_

Вид кейтеринга Условия принятия решения о кейтеринговом обслуживании на спортивном объекте

Выездное обслуживание (обслуживание по заказам клиентов на спортивном объекте вне местонахождения ПИП) 1) применяется, если на спортивном объекте нет стационарного пункта питания (ПП); 2) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но он ориентирован на обслуживание только спортсменов; 3) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но его производственных мощностей недостаточно для обслуживания всех клиентских групп; 4) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но компетенций управленческого/производственного персонала недостаточно для обслуживания всех клиентских групп.

Стационарное обслуживание (обслуживание осуществляется на производственной базе спортивного объекта) 1) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но его производственные мощности значи-гельно превышают ежедневные потребности и/или компетенций управленческого/ производственного персонала недостаточно для обслуживания всех клиентских групп.

Розничная продажа продукции ПИП на спортивном объекте 1) применяется, если на спортивном объекте нет стационарных ПП и розничных торговых точек; 2) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но он ориентирован на обслуживание только спортсменов; 3) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но его производственных мощностей недостаточно для обслуживания всех клиентских групп; 4) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но компетенций управленческого/производственного/торгового персонала недостаточно для обслуживания всех клиентских групп.

Событийный кейтеринг (организация питания и обслуживания по месту проведения спортивного мероприятия, которая предполагает: составление (согласование) регламента мероприятия и правил работы; разработка меню в соответствии с концепцией спортивного мероприятия; планирование рабочего пространства и согласование логистики передвижения персонала; доставка необходимого оборудования и столового инвентаря; оформление обеденных зон и сервировка блюд в соответствии с концепцией спортивного мероприятия; привлечение профессиональных поваров и официантов) 1) Наиболее приемлема при проведении спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий на спортивных объектах, которые не имеют специально оборудованных помещений для оказания услуг общественного питания; 2) Применяется, если велико количество клиентских групп с разными требованиями к уровню обслуживания

Питание и обслуживание на транспорте (включает доставку, приготовление продукции и обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта, а также розничную продажу) Применяется при осуществлении автобусных, железнодорожных, водных и авиаперевозках спортивных команд, не применяется на спортивных объектах

Центр подготовки включает в себя два крупных спортивных объекта: лыжно-биатлонный и горнолыжный комплексы. На данных спортивных объектах, включающих линейку из 5 трамплинов: К-20, К-40, К-65, К-95, К-125, трассу акробатики, трассу слалома, трассу могула, спортивный корпус для акробатической подготовки, открытые плоскостные спортивные площадки, гостиницу, лыжно-биатлонный комплекс - ХБК с тиром, стрельбище [3]. На этих объектах создаются уникальные возможности для проведения массовых мероприятий. Но зачастую подобные мероприятия носят эпизодический характер, что не позволяет расширить стационарную базу пунктов питания. В этих случаях кейтеринг на спортивных объектах как деятель-

Социальный кейтеринг (социальное питание). Приготовление продукции и обслуживание осуществляется на территории заказчика (образовательные учреждения, офисы, спортивные объекты) с использованием его оборудования 1) Применяется для организации питания спортсменов (на сборах) на спортивном объекте, оснащенном специально оборудованными помещениями для приготовления продукции и обслуживания клиентов; 2) Приемлема при проведении небольших спортивных соревнований и пресс-конференций на спортивных объектах, которые имеют специально оборудованные помещения для приготовления продукции и обслуживания.

Рум сервис (Room service). Обслуживание в номерах гостиниц, иных средств размещения, больничных палатах по заказам продукции ОП, гостей, проживающих, спортсменов, пациентов Рекомендуется применение в гостиницах и других средствах размещения, расположенных на спортивных объектах, при заезде спортсменов в ночное время, для обслуживания травмированных спортсменов и парас-портсменов, для спортсменов, прибывших на спортивный объект с детьми/семьей.

VIP-кейтеринг. Выездное ресторанное обслуживание (приготовление, сервировка, обслуживание) в помещении заказчика и под его наблюдением с привлечением высококвалифицированных поваров и официантов. Возможно сопровождение заказчика в длительных турне. 1) Наиболее приемлема при проведении корпоративных спортивных мероприятий на спортивных объектах, которые не имеют специально оборудованных помещений для оказания услуг общественного питания; 2) Применяется для клиентских групп с высокими требованиями к уровню обслуживания (официальные лица, представители СМИ).

Обслуживание с изготовлением продукции по месту оказания услуг (приготовление блюд и обслуживание осуществляется сторонней организацией ИП на спортивном объекте) 1) Наиболее приемлема при проведении спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий на спортивных объектах, которые не имеют специально оборудованных помещений для оказания услуг общественного питания; 2) Применяется, если велико количество клиентских групп с разными требованиями к уровню обслуживания; 3) Применяется, для организации питания и обслуживания спортсменов на спортивных объектах, которые не имеют специально оборудованных помещений для оказания услуг общественного питания

Обслуживание с доставкой продукции, изготовленной вне места оказания услуг (приготовление блюд осуществляется на ПИП, а обслуживание -на спортивном объекте) 1) применяется, если на спортивном объекте нет стационарного ПП; 2) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но он ориентирован на обслуживание только спортсменов; 3) применяется, если на спортивном объекте есть стационарное ПП, но его производственных мощностей недостаточно для обслуживания всех клиентских групп; 4) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но компетенций управленческого/производственного персонала недостаточно для обслуживания всех клиентских групп.

Обслуживание с изготовлением продукции из полуфабрикатов различной степени готовности по месту оказания услуг (полуфабрикаты изготавливаются на ПОП, доготовка и обслуживание осуществляются на спортивном объекте) 1) применяется, если на спортивном объекте нет стационарного ПП; 2) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но он ориентирован на обслуживание только спортсменов; 3) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но его производственных мощностей недостаточно для обслуживания всех клиентских групп; 4) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но компетенций управленческого/производственного персонала недостаточно для обслуживания всех клиентских групп.

Обслуживание с розничной продажей продукции ОП, изготовленной вне места оказания услуг (на спортивном объекте осуществляется только розничная продажа продукции общественного питания) 1) применяется, если на спортивном объекте нет стационарных ПП и розничных торговых точек; 2) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но он ориентирован на обслуживание только спортсменов; 3) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но его производственных мощностей недостаточно для обслуживания всех клиентских групп; 4) применяется, если на спортивном объекте есть стационарный ПП, но компетенций управленческого/производственного/торгового персонала недостаточно для обслуживания всех клиентских групп.

Вывод. Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что современное развитие различных сфер экономики предполагает широкое использование инновационных инструментов, среди которых, одну из ведущих позиций в сфере организации питания на спортивном объекте будет занимать кейтеринг. Все это позволяет говорить о его прогрессивном влиянии на экономическое развитие, как отдельного спортивного объекта, так и региональной и российской экономики спортивной отрасли.

Применение кейтеринговых технологий на спортивных объектах будет способствовать реализации приоритетных направлений развития сферы физической культуры и спорта, заявленных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [2]: повышению уровня внебюджетного финансирования спортивных объектов, осуществлению коммерческой деятельности на спортивных объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, оптимизации направлений и объемов расходования бюджетных средств в сфере физической культуры и спорта.

Литература

1. Першина С.В. Пиунова М.А. Кейтеринг как направление повышения экономической эффективности спортивных объектов. ISBN 978-5-94720054-6. Экспериментальная и инновационная деятельность - потенциал развития отрасли физической культуры и спорта, материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 т. 2020. С. 116-123

2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Режим доступа: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения 20.05.2021)

3. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры». Федеральный центр подготовки по зимним видам спорта "СНЕЖИНКА" им. А.А. Данилова. Режим доступа: http://snezhinka.chiik.ru/ (дата обращения 20.05.2021).

MEGATRENDS AND KEY FACTORS OF VALUE CREATION OF TRANSPORTATION

COMPANIES

Yanovska V.

Doctor of Economic Sciences, Professor, ORCID ID 0000-0002-0648-3643, Web of science ResearcherID

AAE-9070-2019, Scopus ID 57203872727, Head of the Department of Economics, Marketing and Business Administration, State University ofInfra-

structure and Technologies, Ukraine Portnyi O.

ORCID ID 0000-0003-323 7-3410, PhD student of the Department of Economics, Marketing and Business

Administration, State University of Infrastructure and Technologies, Ukraine

ABSTRACT

Article generalizes the most important tendencies of development and systematize key factors of value creation of modern transportation company, discloses megatrends, investigates the dynamics of quantitative indicators of public transport and specific structural modal shifts in the transport market of Ukraine, highlights and defines key terms and imperatives to increase worth and value creation of companies of modern transport and logistics sector.

Keywords: megatrends, development, factors, value, worth, transportation companies.

Problem statement. Modern researchers classify the transport and logistics industry as a complex sector of the economy. In particular L. Hausmann, I. Nangia, W. Rehm, M. Rothkopf (2015) note that in order to achieve growth and profitability in this sector, companies need to take bold and thoughtful strategic decisions than in any other industry [1]. J.-P. Rodrigue (2013) concludes that the value chain is a functionally integrated network of production, trade and service activities, covering the stages from the transformation of raw materials and production to delivery of finished products to market and can not happen without transport flows in a complex distribution system, which includes different types of transports, terminals, other facilities that combine, store and deconsolidate transport flows [2].

The density of transport infrastructure and the degree and nature of network interconnection are directly correlated with the level of economic development of territories and countries. Effective functioning of transport systems brings positive multiplier effects (better access to markets, employment, additional investment, etc.). Conversely the absence of sufficient capacity or limited reliability of transport networks may have economic costs (reduction or lose of opportunities, comparatively low quality of life, etc.).

Analysis of recent researches and publications. In 2016, J. Riedl, H. Farag, D. Korenkiewicz described six critical megatrends for the development of transport and logistics (T&L) sector of the economy with a view to the horizon of ten years [3, pp. 25-27]. Experts, referencing to Boston Consulting Group (BCG) sources,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.