Научная статья на тему 'КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова М.В., Шукшина Т.И., Замкин П.В., Демяшкина Ю.А.

Цель исследования - выявление педагогических возможностей кейс-технологии в организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры. Методика и организация исследования. Проведен анализ кейс-технологий в организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры (ФФК) Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева за 2018-2020 гг. Кейс включает такие элементы, как: наименование, указывающее на его место и роль в планировании и организации исследовательской работы студентов; собственно задачу, определяющую необходимость тех или иных организационных и поисковых действий участников исследовательской группы; алгоритм решения задачи; методический инструментарий; планируемые результаты. Результаты исследования и выводы. Кейс-технология является достаточно эффективным инструментом в планировании и организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов. Так, с 2018 по 2020 г. на факультете физической культуры осуществляли свою работу 45 студенческих исследовательских объединений, в которых было задействовано 422 студента, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры (свыше 40% от общего контингента). По результатам выполнения кейсов на исследовательские конкурсы международного и всероссийского уровня студентами направлены свыше 70 индивидуальных и коллективных заявок, опубликовано 233 научные статьи. Это свидетельствует о том, что использование кейс-технологии обеспечивает включение преподавателей и студентов в решение различных организационных и исследовательских задач, формирование необходимых исследовательских компетенций и опыта. Профессионально-контекстный характер предлагаемых кейсов способствует ориентировке в современных проблемах в области физической культуры и спорта, подготовке будущего педагога к использованию исследовательских умений при решении профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова М.В., Шукшина Т.И., Замкин П.В., Демяшкина Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT STUDENTS

Objective of the study was to identify pedagogical possibilities of case technologies in the organization of practice-oriented research activities of the Physical Education Department students. Methods and structure of the study. We applied analysis of the case technologies in the organization of practice-oriented research activities of the students of the Physical Education Department of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev in 2018-2020. Results and conclusions. Case technology is rather an effective tool in the planning and organization of practice-oriented research activities of students. Thus, a total of 45 student research associations with 422 bachelor’s and master’s degree student-members (over 40% of the total contingent) carried out their work at the Physical Education Department from 2018 to 2020. The results of presentation of the international and all-Russian research competition cases showed that over 70 individual and collective applications were submitted by the students, and 233 scientific articles were published. This indicates that the use of case technologies ensures the involvement of both teachers and students in various organizational and research tasks, as well as contributes to research competency building and skill formation. The professional character of the proposed cases enables to better orient in the contemporary problems in the physical education and sports sector, and to learn future physical education teachers how to use their research skills in solving professional tasks.

Текст научной работы на тему «КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

кеис-технология в организации исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 23.12.2020 г.

Информация для связи с автором: t_i_shukshina@mordgpi.ru

Кандидат экономических наук, профессор М.В. Антонова1

Доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина1

Кандидат педагогических наук П.В. Замкин1

Ю.А. Демяшкина1

1 Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, Саранск

CASE TECHNOLOGIES IN ORGANIzATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT STUDENTS

PhD, Professor M.V. Antonova1 Dr. Hab., Professor T.I. Shukshina1 PhD P.V. Zamkin1 Yu.A. Demyashkina1

1 Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev, Saransk

Аннотация

Цель исследования - выявление педагогических возможностей кейс-технологии в организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры. Методика и организация исследования. Проведен анализ кейс-технологий в организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры (ФФК) Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева за 2018-2020 гг. Кейс включает такие элементы, как: наименование, указывающее на его место и роль в планировании и организации исследовательской работы студентов; собственно задачу, определяющую необходимость тех или иных организационных и поисковых действий участников исследовательской группы; алгоритм решения задачи; методический инструментарий; планируемые результаты.

Результаты исследования и выводы. Кейс-технология является достаточно эффективным инструментом в планировании и организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов. Так, с 2018 по 2020 г. на факультете физической культуры осуществляли свою работу 45 студенческих исследовательских объединений, в которых было задействовано 422 студента, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры (свыше 40% от общего контингента). По результатам выполнения кейсов на исследовательские конкурсы международного и всероссийского уровня студентами направлены свыше 70 индивидуальных и коллективных заявок, опубликовано 233 научные статьи. Это свидетельствует о том, что использование кейс-технологии обеспечивает включение преподавателей и студентов в решение различных организационных и исследовательских задач, формирование необходимых исследовательских компетенций и опыта. Профессионально-контекстный характер предлагаемых кейсов способствует ориентировке в современных проблемах в области физической культуры и спорта, подготовке будущего педагога к использованию исследовательских умений при решении профессиональных задач.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, кейс-технология, факультет физической культуры, педагогический университет, организация исследовательской деятельности.

Annotation

Objective of the study was to identify pedagogical possibilities of case technologies in the organization of practice-oriented research activities of the Physical Education Department students.

Methods and structure of the study. We applied analysis of the case technologies in the organization of practice-oriented research activities of the students of the Physical Education Department of Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev in 2018-2020.

Results and conclusions. Case technology is rather an effective tool in the planning and organization of practice-oriented research activities of students. Thus, a total of 45 student research associations with 422 bachelor's and master's degree student-members (over 40% of the total contingent) carried out their work at the Physical Education Department from 2018 to 2020. The results of presentation of the international and all-Russian research competition cases showed that over 70 individual and collective applications were submitted by the students, and 233 scientific articles were published. This indicates that the use of case technologies ensures the involvement of both teachers and students in various organizational and research tasks, as well as contributes to research competency building and skill formation. The professional character of the proposed cases enables to better orient in the contemporary problems in the physical education and sports sector, and to learn future physical education teachers how to use their research skills in solving professional tasks.

Keywords: research activities, case technology, Physical Education Department, pedagogical university, organization of research activities.

Введение. В профессиональной деятельности педагога физической культуры все более значимую роль приобрета-

ет исследовательский компонент. Это актуализирует необходимость совершенствования подходов к организации

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

практико-ориентированнои исследовательском деятельности студентов на этапе подготовки в педагогическом вузе. Значительным потенциал для этого имеет кеИс-технология, которая позволяет спроектировать профессионально-контекстное содержание учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в рамках отдельной темы дисциплины, учебного модуля, курса в целом, внеаудиторной научной работы, а также различных видов практик студентов [3, с. 52-54]. Дидактические и развивающие возможности кейс-технологии заключаются в формировании способности к анализу явлений педагогической практики, интеграции педагогической теории и практики, формировании опыта поисковой, преобразовательной и оценочно-рефлексивной деятельности, в расширении и укреплении межпредметных связей [1, с. 121-127].

Используемые при планировании и организации практико-ориентированной исследовательской работы кейсы представляют собой комплексные задачи по целеполаганию, планированию, организации и сопровождению практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры. Проектирование каждого вида кейсов предполагает последовательное определение функций преподавателя (научного руководителя, тьютора) и функций студентов-исследователей; постановку организационных и исследовательских задач; разработку методических рекомендаций и алгоритмов по их выполнению; установление критериев успешного решения кейса, выраженных в конкретных исследовательских результатах (продуктах), получаемых на определенном этапе работы исследовательской группы [2, с. 31-40].

Цель исследования - выявление педагогических возможностей кейс-технологии в организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ проводимой на факультете физической культуры МГПУ им. М. Е. Евсевьева (ФФК МГПУ) поисково-экспериментальной работы свидетельствует о результативном применении кейс-технологии при организации практико-ориентированной исследовательской работы студенческих научных объединений при кафедрах университета (научно-исследовательских и проектно-исследовательских групп, творческих и исследовательских лабораторий). Кейс-задачи с установленными сроками выполнения предлагаются студенческим исследовательским объединениям в начале учебного года. Кейс включает такие элементы, как: наименование, указывающее на его место и роль в планировании и организации исследовательской работы студентов; собственно задачу, определяющую необходимость тех или иных организационных и поисковых действий участников исследовательской группы; алгоритм решения задачи; методический инструментарий; планируемые результаты [4, с. 120-124].

Исходя из задачи, заложенной в каждом кейсе, выделены основные кейсовые ситуации: «Тематика практико-ориентированного исследования», «Целеполагание исследовательской деятельности», «Методология решения исследовательских задач», «Результативность исследовательской деятельности», «Выполнение исследования».

Первоочередной задачей для будущего учителя физической культуры является выбор актуальной практико-ориентированной тематики исследовательской работы. В рамках кейса «Тематика практико-ориентированного исследования» студентам и преподавателям предлагается сформулировать тему, которая соответствовала бы современным вызовам, обладала бы междисциплинарным и прикладным характером. Для определения перспективных

направлений студентами и преподавателями ФФК МГПУ прорабатываются целевые индикаторы трансформации педагогической и тренерской практики в сфере физической культуры и спорта, представленные в госпрограммах и профильной научной периодике. Изучаются аналитические, статистические и прогностические обзоры российских и зарубежных институтов. Прорабатываются специализированные форумы учителей ФК в интернете и другие источники. Так, студентами ФФК были определены следующие междисциплинарные практико-ориентированные темы исследований: «Индивидуализация физической подготовки в процессе физического воспитания детей школьного возраста», «Современные проблемы развития спортивно-массового туризма в Республике Мордовия», «Исследование современных особенностей конституции, физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста», «Инновационные технологии скрининг-оценки и паспортизации здоровья студенческой молодежи (с использованием компьютеризированных аппаратно-программных комплексов)», «Влияние психоэмоционального состояния на физическое развитие школьников» и другие.

Для определения целей работы руководителям и студентам предлагается кейс по целеполаганию исследовательской работы и разработке плана выполнения исследования. Студентам и руководителям необходимо решить ряд задач: ознакомиться с критериями результативности исследовательской работы; обосновать актуальность и перспективность выполняемых исследований и разработок; определить оптимальные формы и технологии взаимодействия участников студенческого исследовательского объединения; предложить варианты внедрения результатов исследований в образовательную и тренерскую практику; определить возможность сотрудничества студенческой исследовательской группы со специалистами-практиками и партнерами-исследователями других образовательных и спортивных организаций. При решении кейса широко используется SMART-анализ, в ходе которого формулируются две группы задач деятельности студенческого исследовательского объединения - организационно-управленческие и исследовательские. Организационно-управленческие задачи включают выработку стратегий индивидуальной и коллективной работы студентов в исследовательской группе, конкретные механизмы повышения эффективности деятельности каждого студента. Исследовательские задачи связаны с реализацией основных этапов работы над исследовательской проблематикой. Показателями результативной работы над кейсом являются умения студентов формулировать исследовательские цели-результаты, ставить логически завершенные организационные и исследовательские задачи, распределять функциональные обязанности между членами исследовательского коллектива.

Задачей кейса «Методология решения исследовательских задач» является определение педагогом совместно со студентами методологии и методики проведения исследования. Результаты данной работы должны быть выражены в программе поисковых и экспериментальных исследований, в которой раскрываются: логическая структура предстоящей работы, методы и методики теоретического и экспериментального исследования, модель эксперимента и база его проведения.

Кейс «Выполнение исследования» предполагает реализацию студентами ФФК программы исследований. Задача научного руководителя - организовать и обеспечить тьютор-ское сопровождение процесса проблематизации, осмысления и усвоения студентами логики и алгоритмов самостоятельного проведения различных видов исследования, в том

106

http://www.teoriya.ru

№2^ 2021 Февраль | February

числе экспериментального в условиях педагогической практики, овладения студентами способами обобщения и систематизации исследовательского материала, навыками исследовательской рефлексии.

Выполнение кейса «Результативность исследовательской деятельности» нацелено на приобретение студентами необходимых компетенций и опыта подготовки научных работ разного вида, оформления и презентации результатов научного исследования, публичного выступления с представлением результатов исследований и разработок. Для представления результатов НИР студентам и руководителям предлагается ряд конкурсов и мероприятий. Ежегодно проводятся конкурсы на лучшую научно-исследовательскую работу студентов и конкурс «Лучший студент-исследователь года». По результатам оформления конкурсных заявок подготовлены и зарегистрированы в Роспатенте базы данных практико-ориентированных исследовательских работ и проектов студентов МГПУ, которые в дальнейшем используются как в образовательном процессе, так и в организации исследовательской работы в вузе.

Выполнение вышеперечисленных кейсов представляет собой поэтапный процесс, который осуществляется в течение всего учебного года. Это позволяет эффективно отслеживать результаты работы студенческих исследовательских объединений, при необходимости проводить дополнительные корректирующие мероприятия, постоянно получать обратную связь от научных руководителей и студентов.

Выводы. Анализ результатов поисково-экспериментальной работы показывает, что кейс-технология является достаточно эффективным инструментом в планировании и организации практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов. Так, с 2018 по 2020 г на факультете физической культуры осуществляли свою работу 45 студенческих исследовательских объединений, в которых было задействовано 422 студента, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры (свыше 40 % от общего контингента). По результатам выполнения кейсов на исследовательские конкурсы международного и всероссийского уровня студентами направлены свыше 70 индивидуальных и коллективных заявок, опубликовано 233 научные статьи. Это сви-

детельствует о том, что использование кейс-технологии обеспечивает включение преподавателей и студентов в решение различных организационных и исследовательских задач, формирование необходимых исследовательских компетенций и опыта. Профессионально-контекстный характер предлагаемых кейсов способствует ориентировке в современных проблемах в области физической культуры и спорта, подготовке будущего педагога к использованию исследовательских умений при решении профессиональных задач.

Литература

1. Гармонова А.В. Трансформация высшего образования: кейсы российской магистратуры: коллективная монография / А.В. Гармонова, Д.В. Щеглова, А.В. Серова и др. // Благотворительный фонд В. Потанина, Стипендиальная программа, Институт образования НИУ ВШЭ. - М.: МАКС Пресс, 2020. - 242 с.

2. Замкин П.В. Организационно-педагогические условия развития научно-исследовательской деятельности студентов в условиях практико-ориентированной подготовки в вузе / П.В. Замкин, Л.Г. Паршина, В.В. Мирошкин. - Текст: непосредственный // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Т. 9. - № 4. - С. 31-40.

3. Миронова С.П. Инновационные технологии в профессиональной подготовке бакалавров [Электронный ресурс]: монография / С.П. Миронова, Е.Б. Ольховская, Т.А. Сапегина. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 171 с.

4. Царапкина Ю.М. Использование кейс-технологий при обучении студентов / Ю.М. Царапкина. - Текст: непосредственный // Образование и наука. - 2015. - № 3. - С. 120-124.

References

1. Garmonova A.V., Scheglova D.V., Serova A.V. et al. Transformatsiya vysshegoobrazovaniya:keysyrossiyskoymagistratury[Transformation of Higher Education: Cases of Russian Master's Degree]. V. Potanin Charitable Foundation, Scholarship Program, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics. Moscow: MAKS Press, 2020. 242 p.

2. Zamkin P.V., Parshina L.G., Miroshkin V.V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti studentov v usloviyakh praktiko-orientirovannoy podgotovki v vuze [Organizational and pedagogical conditions for development of scientific research activities of students under practice-oriented university training]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2018. V. 9. No. 4. pp. 31-40.

3. Mironova S.P., Olhovskaya E.B., Sapegina T.A. Innovatsionnye tekhnologii v professionalnoy podgotovke bakalavrov [Innovative technologies in professional bachelor training [Electronic resource]. Yekaterinburg: RSPPU publ., 2019. 171 p.

4. Tsarapkina Yu.M. Ispolzovanie keys-tekhnologiy pri obuchenii studentov [Case technologies in teaching students]. Obrazovanie i nauka. 2015. No. 3. pp. 120-124.

НОВЫЕ КНИГИ

ФИЛИМОНОВА С.И., АНДРЮЩЕНКО Я.Б., ГЛАЗКОВА Г.Б., АВЕРЯС0ВА Ю.О., АЛМАЗОВА Ю.Б. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. ПОД РЕД. С.И. ФИЛИМОНОВОЙ. - М.: РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА, 2020. - 145 С.

Учебное пособие содержит систему знаний по физической культуре студентов с особыми образовательными потребностями (ООП). Важной является информация о сущности термина «особые образовательные потребности», распределении студентов по медицинским группам. Содержание отражает современные научные тенденции в теории физической культуры и адаптивной физической культуры.

В учебном пособии представлена система знаний, включающая теоретические (знания об объекте) и практические (знания о способах организации деятельности познания, включающие когнитивные и социально-организационные научные нормы).

Большое внимание в пособии уделено специфическим требованиям к организации и проведению занятий по дисциплинам (модулям) по физической культуре в вузе студентов с ООП. Особый интерес для практического применения вызывает информация о противопоказаниях к выполнению физических упражнений для студентов с ООП и условиях возобновления занятий физической культурой после перенесенных заболеваний, медицинском контроле и самоконтроле за состоянием организма при регулярных занятиях физической культурой студентов с ООП. Наиболее ценным является материал об особенностях занятий физическими упражнениями в зависимости от заболевания студентов с ООП.

Пособие предназначено для студентов специальных медицинских групп высших учебных заведений всех факультетов и специальностей для освоения дисциплин (модулей) по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.