Научная статья на тему 'Кейс-стади как метод формирования организационноуправленческих способностей студентов-менеджеров социальнокультурной деятельности'

Кейс-стади как метод формирования организационноуправленческих способностей студентов-менеджеров социальнокультурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / MANAGER / КЕЙС-СТАДИ / CASE-STUDY / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоровский Кирилл Юрьевич

Статья посвящена методу кейс-стади. Данный метод рассматривается как один из методов формирования организационно-управленческих способностей студентов-менеджеров. Автор дает ряд дефиниций и схем, касающихся метода кейс-стади.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is divided to case-study. Case-study is one of educational methods that improve organizational and management skills. The author gives definitions and describes algorithms in case-study method.

Текст научной работы на тему «Кейс-стади как метод формирования организационноуправленческих способностей студентов-менеджеров социальнокультурной деятельности»

^ Образование в сфере культуры

К ЕИС-СТАДИ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К. Ю. Сидоровский

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена методу кейс-стади. Данный метод рассматривается как один из методов формирования организационно-управленческих способностей студентов-менеджеров. Автор дает ряд дефиниций и схем, касающихся метода кейс-стади.

Ключевые слова: менеджер, кейс-стади, организационно-управленческие способности The article is divided to case-study. Case-study is one of educational methods that improve organizational and management skills. The author gives definitions and describes algorithms in case-study method. Key words: manager, case-study, organizational and management skills.

К числу наиболее эффективных методов формирования организационно-управленческих способностей относится метод кейс-стади. Сущность метод кейс-стади заключается в самостоятельной социально-культурной деятельности студентов-менеджеров в искусственно созданной профессиональной среде, что даёт возможность соединить теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для профессиональной деятельности в социокультурной сфере. Студентам-менеджерам предлагается осмыслить ситуации профессиональной деятельности, которые предусматривают необходимость решения проблемы. В процессе разрешения предлагаемой проблемы (кейса) студенты-менеджеры актуализируют необходимый для этого комплекс

усвоенных знаний. Метод кейс-стади позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов-менеджеров, их профессиональные интересы, выработанный стиль мышления и поведения, формирует организационно-управленческие способности.

Принято считать, что техника метода кейс-стади была разработана в начале 20-х годов ХХ века в Гарвардской бизнес-школе. Однако необходимо отметить, что сам подход к самостоятельному нахождению решения студентами предлагаемой проблемы применялся ещё в Античности. Одним из самых ярких примеров является Сократ, который много веков назад понял, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как результат собствен-

189

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 189-192

И

г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

ного мышления. Задачу педагога он видел в том, чтобы помочь своим слушателям самостоятельно «родить» знания, которые в каком-то смысле уже содержатся в их головах. Тысячелетия спустя использование метода, прародителем которого был Сократ, назовут ментальным переломом в образовании и дадут ему имя «метод кейс-стади».

Метод кейс-стади - это не просто методическое нововведение, это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Можно сказать, что этот метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов и преподавателей.

Кейс - это маленькое литературное произведение, позволяющее не только получить информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего. Это помогает студентам представить себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу.

Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо того, что должен удовлетворять требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

М. Долгоруков относит метод «case study» к «продвинутым» активным мето-

дам обучения. Этот метод имеет сильные стороны, к которым можно отнеси:

- возможность работы в группах на едином проблемном поле;

- использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях ограниченного количества времени;

- использование принципов проблемного обучения;

- возможность не только получения студентами знания, но и глубокого осмысления теоретических концепций;

- возможность создания новых моделей деятельности;

- выработку навыков простейшего обобщения информации.

Кейс-метод требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может привести к поверхностному обсуждению кейса, поэтому кейс-метод целесообразнее применять в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Педагог-психолог может донести кейс до своих студентов наиболее полно, раскрыть с разных точек зрения, что позволит молодым менеджерам составить наиболее четкую картинку предлагаемой проблемы и найти наилучший вариант для решения. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-метод не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами формирования организационно-управленческих способностей.

В таблице 1 представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом.

Использование кейс-метода при формировании организационно-управленческих способностей студентов-менеджеров:

- повышает уровень профессиональной осознанности через погружение. Молодые менеджеры в игровой форме понимают объемы ответственности за принимаемые управленческие решения;

- развивает творческое мышление, поскольку кейс не всегда имеет одно верное

Н

Г

^ Образование в сфере культуры

Таблица 1

Методы интегрированные в кейс-метод Характеристика его роли в кейс-методе

Моделирование Построение модели ситуации

Системный анализ Системное представление и анализ ситуации

Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования

Метод описания Создание описания ситуации

Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации

Игровые методы Представление вариантов поведения

«Мозговая атака» Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия Обмен мнениями по поводу проблемы и путей её решения

решение;

- развивает навыки проведения презентации и коммуникативные навыки, поскольку решения принимаются в команде;

- учит предвидеть различные сценарии развития ситуации в зависимости от принятого управленческого решения;

- развивает умение вести дискуссию, аргументировать свои доводы при отстаивании своего видения;

- совершенствует аналитические навыки и навыки обработки информации;

- учит работать в команде и вырабатывать командный дух;

- позволяет полноценно смоделировать индивидуальную и групповую самостоятельную работу студентов-менеджеров.

Разбирая кейс, студенты-менеджеры

фактически получают инструменты по принятию решений, которые можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» молодого специалиста проанализированных кейсов повышает вероятность использования готовой схемы решений в сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

Процесс создания кейса представляет собой сложную педагогическую систему и осуществляется в несколько этапов:

1. Формирование дидактических целей. На этом этапе определяется место кейса в структуре учебного курса, выявляются знания, умения и навыки, формируются социальные компетенции студентов. Методической целью может быть

Н

Г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

иллюстрация к теории и чисто практическая ситуация или их совмещение. Цель должна быть весомой, чтобы заинтересовать студентов-менеджеров. Этому будет способствовать напряженность ситуации, конфликт или драматичность, которые позволят принять быстрое, своевременное и правильное решение.

2. Построение программной карты кейса. Карта состоит из определенных тезисов, которые воплощаются в тексте. Это как бы каркас, который обрастает информацией, деталями для решения проблемы. В кейсе может быть использована прямая речь, что также может стать ключом к принятию наиболее правильного решения для разбираемого кейса в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.

Схема кейса:

а) действие, действующие лица, дается их характеристика;

б) ситуация (симптомы);

в) элементы среды (внешние факторы);

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

Первый этап - знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Второй этап - выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут ре-

ально воздействовать.

Третий этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Четвертый этап - анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что метод кейс-стади предоставляет студентам-менеджерам отличную возможность творчески применять пройденный учебный материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет молодым специалистам адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов-менеджеров социально-культурной деятельности, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками, способствуя, таким образом, формированию организационно-управленческих способностей студентов-менеджеров социально-культурной деятельности.

Примечания

1. Долгоруков, А. М. Case stady как способ понимания / А.М. Долгоруков. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002.

2. Колесник, Н. П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике : [методические рекомендации] / Н.П. Колесник. - СПб.: Стратегия будущего, 2006.

3. Коровин, С. В. Кейсы и кейс-стади. Вопросы методологии / С.В. Коровин, А.П. Матусевич. - М.: Инфра-М, Магистр, 2010.

4. Масалков, И. К. Стратегия кейс-стади. Методология исследования и преподавания / И.К. Масалков, М.В. Семина. - М.: Академический Проект, 2011.

И

Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.