УДК 377.015.3
Лебедева А.А.
студентка, факультет «Психологии и педагогики» Институт образования и практической психологии Челябинский государственный университет (Россия, г. Челябинск)
КЕЙС-МЕТОД В ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Аннотация: в статье рассматривается один из способов профилактики конфликтов в среде подростков - кейс-метод. Дается определение и особенности использования данного приема, а так же рассматривается технология использования кейс-метода в студенческой среде при формировании и повышении уровня правовой и психологической культуры. Данная технология будет интересна специалистам (педагогам, психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования), которые готовы активно внедрять эффективные инновационные методики и технологии.
Ключевые слова: конфликт, несовершеннолетние, подростки, учащиеся, кейс-метод, конфликтное поведение, активные методы обучения.
Произошедшие в последние десятилетия социально-экономические реформы и нестабильная социальная и психологическая обстановка в России вызвали огромные изменения как в социальной структуре общества, так и в его духовной жизни. Негативно подобные последствия отражаются, прежде всего, на подростках.
Сейчас все чаще педагоги, родители, социологи и другие специалисты, работающие с подростками, отмечают рост правонарушений среди несовершеннолетних. Чаще всего правонарушения становятся следствием агрессивного поведения подростков, которое в свою очередь является
следствием невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников и общественности [1, с. 211].
В то же время государство и общество ставит перед системой образования задачу не просто воспитать законопослушных и обладающих навыками социального поведения членов общества, знающих свои права и обязанности, но и ориентирует профессиональное образование на подготовку таких кадров, которые готовы конструктивно работать в команде, способны к плодотворному сотрудничеству, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны, умеют анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе.
Решить эти задачи возможно в контексте гражданско-правового воспитания. При этом наиболее эффективно они будет решаться при использовании практикоориентированных приемов обучения [1, с. 211]. Возрастные психологические особенности подростков и, в частности, студентов колледжа, таковы, что им для овладения правовой культурой и приемами неконфликтного поведения и управления своей агрессией недостаточно только теоретических знаний. Чтобы студенты овладели приемами и навыками управления своим агрессивным поведением и эффективными стилями поведения в конфликте, научились применять их в повседневной практике, необходимо активное внедрение инновационных педагогических технологий, одной из которых является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейс-методов («кейсов» или «кейс-технологии») [5, с. 368].
Термин «кейс-технология» происходит от английского «case» («необычный случай, ситуация»; «портфель, чемодан»); его возникновение в образовании относят к началу XX века - изначально в сфере экономических специальностей; позднее - в иных сферах, при подготовке будущих управленцев (как метод обучения принятию решения); затем - в сфере дошкольного, школьного и последующих этапов образования (активное внедрение подобных
инноваций в российском образовании связано с введением Федеральных государственных образовательных стандартов).
Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приемов обучения, основанных на решении конкретных задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем субъектам образовательного процесса: обучающимся и педагогам.
На сегодняшний день данная технология также нашла свое применение в социальной педагогике и психологии в т.ч. в целях реализации задач в области формирования и развития социально-бытовых, экономических, гражданско-правовых навыков и компетенций.
Студенты колледжа получают от педагога (психолога, руководителя группы) пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути ее решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Проблемная ситуация предполагает наличие условия или вопроса, ответ на который можно получить в результате ряда интеллектуальных и практических действий.
Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по реальным жизненным ситуациям, которые возникают в процессе общения студентов колледжа. При использовании метода студенты колледжа должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные варианты ее решения и выбрать лучший из них. При этом проблема, описываемая в кейсе, не имеет однозначного решения.
Порядок работы с кейсами [6, с. 25]:
1. В первой половине занятия учащиеся разбиваются на несколько групп (не более семи человек в каждой группе) и знакомятся с материалами кейса. Оптимальное число групп - 3.
2. Время, отводимое на работу в малых группах, должно составлять около 30 минут. Если времени на решение кейса слишком много, то это снижает эффективность работы, позволяя им отвлекаться от сути решаемой проблемы.
3. Каждая группа готовит свой вариант решения кейса в виде выступления (презентации) перед остальной аудиторией. Презентация должна содержать ответы на вопросы, помещенные в конце кейса.
4. Вторая половина занятия посвящается презентации каждой группы учащихся. Во время презентации выступающей группе как преподаватель, так и другие студенты задают вопросы, касающиеся решения проблемы, изложенной в кейсе. Таким образом, на занятии завязывается дискуссия, во время которой каждая из групп может отстаивать и защищать свою точку зрения.
5. Примерно за 5-7 минут до конца занятия преподаватель подводит итоги работы с кейсами. На этом этапе преподаватель может высказать свою точку зрения по решению кейса, что недопустимо делать во время презентаций и дискуссии.
Кейс-технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Именно поэтому данную технологию эффективно применять при профилактической работе по снижению агрессивного поведения студентов.
Наиболее успешными в решении проблемы профилактики агрессивного поведения являются такие кейс-технологии, которые активизируют поиск оптимального поведения в конфликтной ситуации, например, метод инцидента или метод ситуационного анализа [7].
Особенность метода инцидента заключается в том, что студенты колледжа сами находят информацию для принятия решения. Получив краткое сообщение о ситуации или некотором случае, студенты обнаруживают недостаточность имеющейся у них информации для принятия решения, и
поэтому должны собрать и проанализировать новую информацию, которая поможет им найти выход или принять правильное решение.
Метод ситуационного анализа - это самый распространенный метод, который позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студенты получают текст с подробным описанием ситуации и задачи, которые необходимо решить в рамках данной ситуации. При этом в содержании ситуации может содержаться описание уже предпринятых действий или принятых решений. Студентам при этом предстоит не только найти верное решение ситуации, но проанализировать целесообразность уже предпринятых действий.
Огромные преимущества кейсов в том, что:
- разбор кейсов может осуществляться как индивидуально, так и в группе, работа может быть организована как в аудитории, так и как домашняя, самостоятельная работа;
- итоги разбора кейсов могут быть представлены как устно, так и письменно, а также в мультимедийной форме, творческого представления и пр.;
- специалист, преподаватель может использовать как готовые кейсы, так и создавать их самостоятельно в соответствии с потребностями конкретной группы студентов колледжа, а также возможно использование художественных произведений, фильмов, мультфильмов, жизненного опыта студентов и пр.
Таким образом, можно говорить, что кейс-метод дает множество преимуществ при проведении профилактической работы по снижению агрессивного поведения среди студентов:
- студенты изучают живую проблему, учатся видеть в бытовых или иных ситуациях проблемы и причины этих проблем;
- учатся анализировать как бытовые, так и профессиональные ситуации, связанные с проявлением агрессии;
- имеют возможность оценить различные способы решения проблем, увидеть позицию другого человека на ту же ситуацию;
- учатся на практике выбирать оптимальный вариант решения проблемы или выхода из конфликтной ситуации;
- развивают коммуникативные умения и навыки, учатся работать в команде, находить компромиссные варианты решений.
Можно сделать вывод, что использование кейс-метода полноценно решает те задачи, которые сейчас стоят перед современным образованием: формирование у студентов колледжа навыков социального взаимодействия, высказывать и отстаивать свою точку зрения без использования агрессии, а также находить нетрадиционные пути решения, которые можно сразу же применить и проверить на практике.
К тому же методика работы с кейсом сравнительно проста, предусматривает поэтапный характер реализации, при этом эффективна и хорошо мотивирует студентов колледжа получать новые навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками / М.А. Алемаскин. - М.: Знание, 2009. - 211 С.
Беличева, С.А. Парадоксы превентивной теории и практики/ С.А. Беличева. // Психологический журнал. 2012. № 6. - стр. 36-40.
Божович, Л.Я. Личность и ее формирование в подростковом возрасте /Л.Я. Божович // Психологический журнал. 2013. № 1. - стр. 46-51. Вагина, М.В. Использование метода кейс-стади как образовательной технологии. - Режим доступа: http://www.gup.ru/events/smi/detail. рИр?ГО=166183 (дата обращения: 25.02.2022 г.)
Полат, Е.С. Современные педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. -М: Академия, 2008. - 368 С.
Пырьева, В.В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы»/ В.В, Пырьева // Информатика и образование. - 2009. -№ 11. - С.25-28
Смолянинова, О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. - Режим доступа: http://ipps2.sfum/sites/ipps.mstitute. sfu-kras.ru/files/publications/57.pdf (дата обращения: 03.03.2022 г.) Соломко, Л.Г., Яровенко Л.В., Шульгина Т.А. Структура и методические рекомендации по созданию и внедрению учебно-методических кейсов. «Алгоритмы»/ Л.Г. Соломко, Л.В. Яровенко, Т.А. Шульгина // Информатика и образование. - 2009. - № 11, стр. 25-28.
Lebedeva A.A.
student, Department of Psychology and Pedagogy Institute of Education and Practical Psychology Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia)
CASE METHOD IN CONFLICT PREVENTION IN COLLEGE STUDENTS
Abstract: the article discusses one of the ways to prevent conflicts among adolescents - the case method. The definition and features of the use of this technique are given, as well as the technology of using the case method in the student environment in the formation and improvement of the level of legal and psychological culture is considered. This technology will be of interest to specialists (teachers, psychologists, social educators, teachers of additional education) who are ready to actively implement effective innovative methods and technologies.
Keywords: conflict, minors, teenagers, students, case method, conflict behavior, active teaching methods.