Научная статья на тему 'КЕЙС МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

КЕЙС МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС МЕТОД / ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ / ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / БИЗНЕС / ОБУЧЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Светлана Шеукатовна

Статья посвящена проблеме обучения деловому английскому языку, учитывая стремительное развитие взаимодействие между странами в ключевых сферах и популярность данного языка в деловой сфере. Применение кейс метода в преподавании делового английского языка видится как важный элемент обучения благодаря возможности создания и апробации реальных ситуаций, с которыми обучающиеся могут столкнуться в деловом общении. В связи с этим предлагается пример обучения деловому английскому языку посредством кейс метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE STUDY IN TEACHING BUSINESS ENGLISH

The article deals with the problem of teaching business English, taking into account the rapid development of cooperation between countries in key areas and the popularity of the given language in business sphere. The usage of the case method in teaching business English is seen as an important element of training due to the possibility of creating and testing real-time situations that students may encounter in business communication. In this regard, we offer an example of teaching business English be means the case method.

Текст научной работы на тему «КЕЙС МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

КЕЙС МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Белова Светлана Шеукатовна

г. Москва

CASE STUDY IN TEACHING BUSINESS ENGLISH

Belova Svetlana

Moscow

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.3.66.415

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме обучения деловому английскому языку, учитывая стремительное развитие взаимодействие между странами в ключевых сферах и популярность данного языка в деловой сфере. Применение кейс метода в преподавании делового английского языка видится как важный элемент обучения благодаря возможности создания и апробации реальных ситуаций, с которыми обучающиеся могут столкнуться в деловом общении. В связи с этим предлагается пример обучения деловому английскому языку посредством кейс метода.

ABSTRACT

The article deals with the problem of teaching business English, taking into account the rapid development of cooperation between countries in key areas and the popularity of the given language in business sphere. The usage of the case method in teaching business English is seen as an important element of training due to the possibility of creating and testing real-time situations that students may encounter in business communication. In this regard, we offer an example of teaching business English be means the case method.

Ключевые слова: кейс метод; деловой английский; преподавание английского языка; бизнес; обучение; деловая коммуникация.

Keywords: case study; business English; teaching English; business; training; business communication.

В настоящее время прослеживается тенденция к спросу на конкурентоспособных специалистов со знанием английского языка, которые могут с легкостью взаимодействовать не только в повседневном общении, но и в сфере деловой коммуникации. Следовательно, востребованными представляются специалисты, знающие и умеющие общаться на деловом английском языке и оперировать необходимой терминологической лексикой. Это требует от системы отечественного образования инновационного подхода к процессу преподавания делового английского языка, который видится в использовании такой образовательной технологии, как кейс метод, рассмотрение которого в разрезе обучения деловому английскому языку и является целью настоящей статьи.

Изучением дидактических возможностей кейс метода в обучении иностранному языку занимаются такие отечественные исследователи, как Д.Г. Васьбиева [1], О.К. Ильина [2], И.Г. Красильникова, Л.П. Лунева [3], Е.Э. Пахтусова [4], Ю.П. Сурмин [5] и др. Учеными указывается растущая популярность кейс метода в международной образовательной среде, что представляется перспективным и востребованным в отечественном образовании ввиду высокой эффективности апробации данной технологии.

Кейс является событием, произошедшим в той или иной сфере деятельности и описанным преподавателем для того, чтобы способствовать обсуждению, анализу ситуации и принятию решения [1; 3; 4]. Кейс должен включать в себя конкретную ситуацию (случай, проблему, историю из реальной жизни), контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места),

комментарий ситуации, представленный преподавателем, вопросы или задания для работы с кейсом.

Ю.П. Сурмин отмечает, что важнейшей особенностью кейс метода в обучении является повышение эффективности деятельности преподавателя, поскольку применение кейс технологий в обучении дает возможность не только реализовывать свои способности, но и развивать их. По мнению исследователя, в процессе работы с кейсом наблюдается единство основных функций деятельности преподавателя: воспитательной, учебной, организующей, исследовательской [5, с. 79].

Ю.П. Сурмин выделяет ряд специальных принципов, присущих преподавателю,

применяющему метод кейсов, которые служат для повышения эффективности его деятельности:

1. принцип многообразия дидактического арсенала и его эффективности;

2. принцип партнерства;

3. принцип организации процесса получения информации, а не «разжевывания знаний»;

4. принцип учета достижений педагогической и психологической науки;

5. принцип творчества;

6. принцип прагматизма [5, с. 81-82].

Кейс метод может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование. У будущих специалистов появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем в ходе

обсуждения кейса и поиска пути решения описанной проблемы.

По мнению О.К. Ильиной, сущность кейс метода в преподавании английского языка состоит в самостоятельной иноязычной деятельности учащихся в искусственно созданной профессиональной среде [2, с. 253]. При этом успех кейс метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, который должен быть максимально наглядным и подробным, подготовленности студентов и готовности самого преподавателя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.

Примером кейса для обучения деловому английскому языку является следующий, который знакомит учащихся с реальной ситуацией поведения на деловой встрече с тем, чтобы идентифицировать ошибки ключевых участников и выработать альтернативный вариант исхода данной ситуации или решения проблемы путем высказывания своих предложений и обсуждения валидности предложенных вариантов.

Case study content:

At the meeting of representatives of the companies from the three countries of Russia, England and the United States, the question of the feasibility of introducing additional sanctions against Russian companies, one of which is the company whose representatives are present now, is being actively discussed. At a certain point, the representatives of Russian and American companies stand up, approach each other quite close and switch to high tones and

speak informally. This confuses the representatives of the English company, who does not participate in such discussion and leave the place. Nevertheless, the discussion does not stop, demonstrating an increase in the tone of tension inside the business meeting room.

Questions for discussion:

Who behaves incorrectly in this situation from a business point of view?

What is incorrect?

What spatial requirement is violated by the participants of the discussion on the part of Russia and the United States?

What does the behaviour of the representatives of English companies indicate?

How should all the participants behave at the business meeting?

Таким образом, можно заключить, что кейс метод выступает одной из образовательных технологий современности, заимствованный извне, однако успешно внедренный в отечественную образовательную среду. Его главными преимуществами представляются активизация теоретических знаний и практического опыта учащихся, развитие умения выражать мысли, идеи, предложения, видение альтернативную точку зрения, аргументация, развитие критического мышления, совершенствование знаний и навыков делового и речевого этикета, готовность к командной работе, а также понимание неоднозначности решения проблем в реальной жизни.

Преподаватель

учащиеся

Рисунок 1. Модель взаимодействия с применением кейс метода в обучении деловому английскому языку

Учитывая вышесказанное, перед

преподавателем стоит сложная и ответственная задача по качественной подготовке учебного кейса, который будет не только дидактически ценным, но и интересным самим учащимся для их мотивации и стимулирования работы над кейсом. Применение кейс метода в обучении деловому английскому

языку дает возможность окунуться в реалии иноязычной культуры не только в деловой, но и национально-культурной ситуации, больше узнать о будущей профессии и оценить свои знания и навыки в решении предложенной ситуации. Следовательно, применение кейс метода позволяет развивать и совершенствовать профессиональные

компетенции будущих специалистов по принципу взаимодействия «преподаватель - кейс - учащийся» (рис. 1).

Литература:

1. Васьбиева Д.Г. Использование метода кейсов в преподавании иностранного языка для профессионального общения в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). - Тамбов: Грамота, 2015. - № 10. - Ч. 2. - С. 48-50. - режим доступа к изд.: https ://www.gramota. net/materials/2/2015/10-2/11.html (дата обращения: 02.04.2021).

2. Ильина О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте

лингвострановедения: сб. научн. статей в 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Л. Г. Ведениной. - М.: МГИМО -Университет, 2009. - С. 253-261.

3. Красильникова И.Г., Лунева Л.П. Метод кейсов в обучении студентов деловой беседе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - режим доступа к изд.: https://cyberleninka.m/artide/n/metod-keysov-v-obuchenii-studentov-delovoy-besede (дата обращения: 02.04.2021).

4. Пахтусова Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. -2014. - № 7 (66). - С. 532-534. - режим доступа к изд.: https://moluch.ru/archive/66/11034/ (дата обращения: 02.04.2021).

5. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю. П. - К.: Центр инноваций и развития, 2012. - 286 с.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Бутева Валерия Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет,

Россия, г. Севастополь Цотадзе Александр Александрович студент - магистрант 2 курса кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет,

Россия, г. Севастополь

INDEPENDENT WORK AS A MULTIFUNCTIONAL ASPECT OF THE PROCESS OF TEACHING BACHELOR STUDENTS IN A FOREIGN LANGUAGE

Buteva Valeriya Evgenievna

PhD. In Pedagogy, Associate Professor of the Department "Linguodidactics and Foreign Philology" Sevastopol State University,

Russia, Sevastopol Tsotadze Alexander Alexandrovich 1st year undergraduate student of the Department of Linguodidactics and Foreign Philology

Sevastopol State University, Russia, Sevastopol DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.3.66.419

АННОТАЦИЯ

В данной статье речь пойдет о самостоятельной работе как полифункциональном аспекте процесса обучения студентов-бакалавров по иностранному языку. Развитие самостоятельности и активности -главная задача преподавателя в обучении студентов. Именно эта задача ставится перед преподавателем одной из первых, и является наиболее значимой в процессе обучения иностранному языку. Организация самостоятельной работы студентов помогает развитию эффективности в обучении, овладение системой умений, навыков, знаний, развитии способностей в умственном и физическом труде. Статья раскрывает сущность и содержание аспектов самостоятельной работы, а именно навыков самоорганизации и самоконтроля студентов-бакалавров филологических специальностей по иностранному языку.

ABSTRACT

This article will focus on independent work as a multifunctional aspect of the process of teaching bachelor students in a foreign language. The development of independence and activity is the main task of the teacher in teaching students. It is this task that is set before the teacher one of the first, and is the most significant in the process of teaching a foreign language. The organization of independent work of students helps to develop

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.