Научная статья на тему 'Кейс-метод в обучении английскому языку специалистов в области рекламы и связей с общественностью'

Кейс-метод в обучении английскому языку специалистов в области рекламы и связей с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / КЕЙС / ОБУЧЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / PR / РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / CASE METHOD / CASE STUDIES / TEACHING / ENGLISH / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлова В. В., Мороз Н. Ю.

В статье рассматриваются актуальные образовательные технологии, используемые в процессе преподавания иностранных языков. Основное внимание сосредоточено на обучении английскому языку с помощью метода кейсов, получившего широкое распространение не только за рубежом, но и в нашей стране. Учитывая эффективность применения кейсов в образовании, автор исследует возможность использования данного метода в обучении английскому языку студентов, специализирующихся в области рекламы и связей с общественностью, для их последующей успешной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE-STUDY METHOD IN TEACHING ENGLISH TO PUBLIC RELATIONS STUDENTS

The paper deals with modern educational technologies used in foreign language teaching. It focuses on teaching English using case studies, a method that has been enjoying wide popularity not only abroad, but also in this country. Taking into account the effectiveness of case studies in the process of education, the article examines the possibility of using this method in teaching English to PR students for their subsequent successful professional activity.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод в обучении английскому языку специалистов в области рекламы и связей с общественностью»

УДК 811.11:378

В. В. Самойлова, Н. Ю. Мороз

Самойлова В. В., ст. преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]

Мороз Н. Ю., кандидат филологических наук, заведующая кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]

КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

В статье рассматриваются актуальные образовательные технологии, используемые в процессе преподавания иностранных языков. Основное внимание сосредоточено на обучении английскому языку с помощью метода кейсов, получившего широкое распространение не только за рубежом, но и в нашей стране. Учитывая эффективность применения кейсов в образовании, автор исследует возможность использования данного метода в обучении английскому языку студентов, специализирующихся в области рекламы и связей с общественностью, для их последующей успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: кейс-метод; кейс; обучение; английский язык; PR; реклама и связи с общественностью.

Samoylova V. V., Moroz N. Y.

Samoylova V. V., Senior Lecturer, Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Media Technologies, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]

Moroz N. Y., PhD (Philology), Head of the Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Media Technologies, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]

CASE-STUDY METHOD IN TEACHING ENGLISH TO PUBLIC RELATIONS STUDENTS

The paper deals with modern educational technologies used in foreign language teaching. It focuses on teaching English using case studies, a method that has been enjoying wide popularity not only abroad, but also in this country. Taking into account the effectiveness of case studies in the process of education, the article examines the possibility of using this method in teaching English to PR students for their subsequent successful professional activity.

Key words: case method, case studies, teaching, English, PR, public relations.

В настоящее время исследователи всего мира обращают особое внимание на развитие образовательных технологий и внедрение инновационных методов в обучение иностранным языкам. Благодаря постоянному развитию и совершенствованию системы образования разрабатываются и находят применение такие образовательные технологии, которые дают возможность будущим специалистам получить необходимые профессиональные умения и знания в определенной области, в частности в области связей с общественностью. Именно поэтому возникает необходимость в более глубоком изучении и применении инновационных образовательных методов, таких как кейс-метод, который уже успел зарекомендовать себя в практике отечественной и зарубежной дидактики, включая Великобританию, США, Германию, Данию и многие другие страны.

В рамках российского высшего образования кейс-метод представляется одной из эффективных форм обучения, стимулирующей аналитические способности студентов, анализ конкретных ситуаций и выработку конкретных практических решений. Тем самым происходит вовлечение учащихся в познавательный поиск, обучение активному, осмысленному и самостоятельному получению необходимых знаний, развитие способности разрабатывать и решать различные проблемные ситуации в режиме реального времени.

На сегодняшний день написано много работ, посвященных использованию метода кейсов в образовательном процессе. В исследованиях Ш. И. Бобохужаева [Бобохуджаев 2006], Э. А. Михайловой [Михайлова 1999] и других ученых рассматривается суть понятия «кейс-метод» или «case-study», а также их классификация. В работах А. Долгорукова (2002), И. Козиной (1995, 1997), Э. А. Михайловой (1999), О. Г. Смоля-ниновой (2000) и других описывается методика разработки и обучения с применением кейсов, а также их использование в бизнес-образовании. Однако вопрос внедрения метода кейсов в обучение английскому языку студентов, изучающих рекламу и связи с общественностью, всё еще не получил широкого распространения в научных трудах и поэтому требует детального рассмотрения и анализа.

Кейс-метод является наиболее широко используемым в процессе обучения бизнес-наукам за пределами России. Известно, что впервые данный метод был использован в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1912 г. [Reed 2015], тогда как уже в 1920 г. отмечается полноценное применение указанной

кейс-технологии в Гарвардской школе бизнеса. В течение нескольких лет специалистами Гарвардского университета были разработаны и опубликованы первые примеры кейсов.

На сегодняшний день известны две классические школы, занимающиеся разработкой и практическим использованием кейс-методов в образовании: Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская).

С точки зрения Гарвардской школы метод направлен на обучение поиску единственно верного выхода, тогда как Манчестерская школа делает упор на многовариантности решения проблемы. Следует отметить, что с точки зрения содержания и размера кейсов европейские кейсы в полтора-два раза короче, чем американские, объем которых составляет 20-25 страниц текста, не считая 8-10 страниц иллюстративного материала.

Учитывая сбор и распространение кейсов, следует отметить учебное учреждение «The Case Clearing House of Great Britain and Ireland», организованное в 1973 г. по решению более чем двадцати высших образовательных учреждений. С 1991 г. оно известно как European Case Clearing House - некоммерческая структура, связанная с организациями, предоставляющими и использующими кейсы в разных странах мира.

На данный момент European Case Clearing House состоит из 340 организаций, в число которых входят:

• Школа менеджмента (Кранфилд);

• Бизнес-школа (Лондон);

• IESE (Барселона);

• INSEAD (Фонтенбло);

• Институт развития менеджмента (1MB) (Лозанна);

• The Harvard Business School Publishing.

Каждая из указанных организаций имеет свою коллекцию кейсов, правом на распространение которых обладает «European Case Clearing House».

Необходимо подчеркнуть, что сегодня кейс-метод лидирует в образовательном процессе за рубежом и активно используется в иностранной практике бизнес-образования. Его принято считать одним из наиболее успешных способов обучения будущих специалистов умениям и знаниям, необходимым для решения типовых проблем.

В настоящее время Гарвардская школа бизнеса выделяет примерно 90 % учебного времени на рассмотрение кейсов, сохраняя приоритетность кейс-метода в процессе обучения бизнесу. Согласно данной методике, обучение на основе конкретных ситуаций является интенсивным тренингом учащихся с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Следовательно, в среднем каждый студент Гарварда или любой другой школы бизнеса за границей за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейс-задач. Каждый год гарвардские преподаватели занимаются разработкой и публикацией сотен новых кейсов, методических пособий и дополнений к существующим коллекциям проблемных ситуаций. Университет Западного Онтарио (Канада) также акцентирует свое внимание на применении кейс-технологий в образовательном процессе.

По словам Роберта Брунера, декана Дарденской школы бизнеса при университете Вирджинии, кейс-метод погружает учащегося в очень сильный рефлекторный и аналитический процесс. Уиллис Эммонс, директор Гарвардского центра обучения, отмечает, что некоторые из кейсов Гарвардского университета кажутся чуть более сложными, чем записи в Википедии, что является преднамеренным: «наши кейсы намеренно весьма ограничены в объеме анализа, который в них заложен. Задача учащихся состоит в анализе как качественной, так и количественной информации с целью ее осмысления»1 [Reed 2015, с. 1-2].

Согласно исследованию, проведенному Bloomberg Businessweek в 2015 г., 19 из 25 самых известных школ бизнеса отметили, что используют кейс-метод в качестве одной из основных педагогических технологий. Так, в Harvard Business Publishing 80 % урочного времени отводится на работу с кейсами, в Дарденской школе бизнеса при университете Вирджинии - 75 % [Там же]. Целью Гарвардской школы бизнеса в начале XX в. было найти альтернативный подход к бизнес-образованию. Предложенные кейсы имеют соответствующий набор фактов для их рассмотрения, а также проблемы, требующие осмысления и решения. Именно это делает их актуальными и эффективными в процессе обучения бизнес-английскому, а также востребованными не только за границей, но и в России.

С 1950-х гг. бизнес-кейсы получили распространение в Западной Европе. Наиболее известные европейские школы бизнеса принимают

1 Зд. и далее перевод наш. - В. С.

активное участие в преподавании и разработке таких кейсов. Необходимо отметить, что на территории России с конца 1990-х гг. используются зарубежные кейсы, переведенные специалистами. В 1998 г. российская компания «Решение» опубликовала новый продукт, представляющий собой игровой образовательный видеокейс, в котором рассматривалась учебная ситуация из практической деятельности отечественных организаций, разыгранная актерами. Благодаря данному кейсу у студентов появилась возможность виртуально перенестись на место событий, а у преподавателей - получить методические рекомендации по «препарированию» кейса для облегчения проведения практических занятий.

На протяжении последних лет методические аспекты использования кейс-метода при изучении различных дисциплин, в частности бизнес-английского, начали активно внедряться в образовательный процесс во многих учебных учреждениях России [Гладких 2005]. Отчасти это объясняется тем, что многие будущие PR-специалисты заинтересованы в практическом применении полученных знаний в процессе межличностной коммуникации, связанной с профессиональным общением. В связи с этим возникает необходимость в более подробном рассмотрении использования метода кейсов в студенческой группе на примере учебника «Market Leader. Upper-Intermediate» [Cotton, Falvey, Kent 2011] с целью анализа и разработки эффективных и практических кейс-задач для обучения английскому языку в реалиях современного российского образовательного учреждения.

«Market Leader. Upper-Intermediate. Business English Coursebook» представляет собой курс бизнес-английского, предназначенный для углубленного изучения иностранного языка с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений в профессиональной деятельности, в частности в рекламе и связях с общественностью, с учетом тематики, изучаемой в рамках курса. Одной из особенностей данного учебника является широкое использование метода кейсов в процессе обучения английскому языку в сфере бизнеса. В качестве примера можно привести тему «Кризис менеджмент», в которой представлен кейс «In Range».

Данный кейс включает следующие составляющие:

- вспомогательную информацию, которая необходима для анализа кейса;

- описание конкретной проблемной ситуации;

- задание к кейсу.

Вспомогательная информация и описание конкретной проблемной ситуации представлены в виде выдержки из американской газеты «Business Today» (см. рис. 1).

Учащимся необходимо обсудить высказывание психолога Карла Дэвиса и решить, согласны ли они с его мнением о том, что жестокие видеоигры, такие как «In Range», должны быть запрещены к реализации лицам до 21 года.

LAUNCH PLANS OF IN RANGE "HITBY PSYCHOLOGY REPORT

Plans to launch the blockbuster video game In Range on October 30 have been upset by a new report on violence in computer games and its ef fect on young people.

Professor Carl Davis, a psychologist specializing in teenagers' behavior, has just brought out a shock report based 011 a three-year study of young people's reactions to violent video games. His main findings are that violent video games do increase the levels of aggression in young people and they also desensitize youngsters to death and destruction.

Commenting on In Range,Carl Davis says, "As founder of the Institute of Media Studies, I cannot approve the level of violence and violations of human rights law that are apparent in In Range I

think it should be banned or. at the very least, only available to adults over the age of 2 I

This is a further blow for the creator and developer of the video game. ExtremAction. This Japanese-owned company has its head office here in Los Angeles, hi Range features a team of mercenaries who are hired by the government of a fictitious country, The Republic, to completely destroy a drugs baron and his private army of bodyguards There are scenes of extreme violence, including brutal interrogations and summary executions.

It is expected that there will be record-breaking sales of the game in the U.S. and U.K.

Pre-orders from retailers in both countries have been enormous.There's little doubt that In Range will be the top-selling computer game of the year. However, there is severe criticism of the company and its new game from politicians, academics, community leaders, the police force, and the media. This threatens the success of the celebrity launch at the end of the month.

Рис 1. Выдержка из газеты «Business Today»

Перед учащимися ставится задача, которая состоит в том, чтобы, разделившись на две группы политиков, ученых и СМИ, принять участие в пресс-конференции с позиций жесткой критики в адрес изображающих насилие видеоигр и выработать тактику поведения во время ее проведения:

Because of the severe criticisms that they are receiving from politicians, academics, community leaders and the media, ExtremAction decide to hold a press conference. This will enable them to defend the company, explain how they are dealing with the crisis and answer the questions from journalists. Work in two groups.

1. Read your role card and prepare for the press conference.

2. Hold the press conference [Cotton, Falvey, Kent 2011].

Помимо развития разговорной речи, при работе с данным кейсом также рекомендуется использовать письменные задания для развития умений самостоятельного принятия решений, основываясь на полученной информации, что поможет лучше разобраться в проблеме и найти оптимальное ее решение. Ниже приведем пример:

Journalists

Write a powerful article for your newspaper, reporting on the press conference you have just intended. You can either strongly critirise or praise ExtremAction for the way their company is handling the crisis.

ExtremAction Directors

An influential charity called Media Watch has asked you to send them a report on the recent crisis regarding the launch of In Range. The report should include the following information:

• the background to the crisis;

• an explanation of the actions you have taken to deal with it;

• a conclusion, in which you justify your actions [Там же].

После выполнения письменного задания учащимся предлагается обменяться статьями или отчетами и в случае необходимости внести предложения по совершенствованию разработанного документа, который был получен от партнера. Таким образом, развиваются умения критического и аналитического мышления, которые необходимы будущим специалистам в области рекламы и связей с общественностью.

Нельзя не отметить исключительную важность развития и совершенствования обучения английскому языку с помощью кейс технологий, в частности метода кейсов, который имеет ряд преимуществ по сравнению со стандартизированными и традиционными методами работы в процессе обучения бизнес-наукам. Благодаря такому подходу к обучению иностранным языкам у будущих специалистов формируются и развиваются определенные компетенции, необходимые в профессиональной деятельности, а именно:

- владение культурой мышления, способностью обобщения, анализа, восприятия информации;

- умение правильного и осмысленного построения устной и письменной речи;

- умение работать в команде;

- способность находить решения в нестандартных, сложных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

- способность анализировать проблемы и процессы и т. д. [ФГОС 2010].

Следовательно, взаимосвязь обучения иностранному языку в сфере рекламы и связей с общественностью и применения метода кейсов становится особенно очевидной, если ее рассматривать применительно к Федеральному государственному образовательному стандарту Высшего образования (ФГОС ВО), одним из требований которого является наличие у будущего специалиста в области PR-знаний и умений работы в пресс-центрах, СМИ, отделах рекламы, коммуникационных агентствах и т. д., а также способности обсуждать сложные профессиональные проблемы, отстаивать свое мнение, делать выводы, аргументировать свою позицию. В этом случае кейс-метод, используемый в процессе обучения иностранному языку, в частности в учебнике «Market Leader. Upper-intermediate. Business English Coursebook» [Cotton, Falvey, Kent 2011], является незаменимым в развитии профессиональной компетенции учащихся с целью успешного применения полученных знаний и умений на практике. Именно поэтому современный подход к обучению иностранному языку, в том числе английскому, должен соответствовать не только интересам будущих специалистов, но и их ожиданиям в профессиональной деятельности, способствуя ее эффективности и успешности. Благодаря такому подходу у учащихся вырабатывается понимание необходимости приобретения соответствующих знаний и стремление использовать их на практике, в процессе работы над кейсами, напрямую связанными с реальными ситуациями, с которыми они могут столкнуться в своей дальнейшей профессиональной деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью.

Таким образом, сегодня кейс-метод представляет собой одну из активно используемых и разрабатываемых технологий в образовании. Это связано в первую очередь с широким спектром его образовательных возможностей в любых сферах, включая рекламу и связи с общественностью. Кейс-метод имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными технологиями, применяемыми в образовании, так как позволяет заинтересовать учащихся процессом обучения, формировать постоянный интерес к конкретной учебной дисциплине и способствует активному усвоению знаний и умений, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности. Помимо указанных

особенностей, он также развивает ряд необходимых умений, формирующих личность учащегося, что представляется важным в условиях современного развития образовательного процесса. Данный список преимуществ нельзя назвать полным, учитывая стремительное развитие самого метода и области его применения. Очевидной представляется связь использования метода кейсов в обучении бизнес-английскому с ФГОС ВО, ориентированным на образование будущего специалиста, владеющего общекультурными и профессиональными компетенциями. Именно поэтому представляется необходимым использовать данный метод в процессе обучения английскому языку в области рекламы и связей с общественностью, с целью формирования всестороннее развитой личности, владеющей умениями и знаниями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью, согласно ФГОС ВО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бобохуджаев Ш. И. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования: метод. пособие. Ташкент : IQTISOD-MOLIYA, 2006. 88 с. Гладких И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2005. № 2. С. 169-194. URL: http://gsom.spbu.ru/gsom/publishing/books/ cases_gladkikh_2010/ Долгоруков А. М. Саsе study как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М. : Центр интенсивных технологий образования, 2002. URL: http://www.gdenet.ru/ bibl/education/process/7.2.html Козина И. Особенности применения стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, методы, математические модели. 1995. № 5-6. С. 65-90. URL: http://jour.isras.ru/index.php/soc4m/article/ viewFile/3865/3611

Козина И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. 1997.

№ 10-11. С. 177-189. Михайлова Э. А. Кейс и кейс-метод. М. : Центр маркетинговых исследований

и менеджмента, 1999. 59 с. Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании. М. : ВПО, 2000. С. 90-112.

Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. № 221 с изменениями и дополнениями от: 31 мая 2011 г. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgos/3/20111115115417.pdf Cotton D., Falvey D., Kent S. Market Leader. Upper Intermediate // Business

Coursebook. 2011. 176 p. Reed V. Harvard's Monopoly On the Case Study // Orange County Business Journal. 2015. # 38 (6). P. 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.