Научная статья на тему 'Кейс-метод как интенсивная образовательная технология в обучении иностранному языку (английский язык; технический вуз)'

Кейс-метод как интенсивная образовательная технология в обучении иностранному языку (английский язык; технический вуз) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / CASE-STUDY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / FOREIGN LANGUAGE / LINGUISTIC MEANS / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко Т. И.

В статье рассматривается возможность использования метода Case-study как интенсивной образовательной технологии и методологической инновации на занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Применение кейс-метода на занятиях по иностранному языку в профессиональной среде преследует две взаимодополняющие цели, а именно: дальнейшее совершенствование коммуникативной компетенции (лингвистической и социокультурной) и формирование профессиональных качеств обучаемых. Данный метод позволяет сделать акцент на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иваненко Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case-study method as the intensive educational technology at the classes of the foreign language (english language; technical university)

The article deals with the possibility of using the case-study method as the intensive educational technology and methodological innovation at the classes of the foreign language at Technical University. The use of case-study method in professional environment pursues two complimentary purposes: the further improvement of communicative competence (linguistic and social-cultural) and the formation of students’ professional characteristics. The above-mentioned method stresses the active cognitive activity of the students and requires the knowledge of the certain linguistic means.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод как интенсивная образовательная технология в обучении иностранному языку (английский язык; технический вуз)»

УДК 378:811.111

КЕЙС-МЕТОД КАК ИНТЕНСИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК;

ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ)

Т.И. Иваненко

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: raduga39@mail.ru

В статье рассматривается возможность использования метода Case-study как интенсивной образовательной технологии и методологической инновации на занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Применение кейс-метода на занятиях по иностранному языку в профессиональной среде преследует две взаимодополняющие цели, а именно: дальнейшее совершенствование коммуникативной компетенции (лингвистической и социокультурной) и формирование профессиональных качеств обучаемых. Данный метод позволяет сделать акцент на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Ключевые слова: кейс-метод, образовательная технология, иностранный язык, языковые средства, информационные ресурсы.

Case-study method as the intensive educational technology at the classes of the foreign language (english language; technical university). T.I. Ivanenko (Kamchatkа State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

The article deals with the possibility of using the case-study method as the intensive educational technology and methodological innovation at the classes of the foreign language at Technical University. The use of case-study method in professional environment pursues two complimentary purposes: the further improvement of

communicative competence (linguistic and social-cultural) and the formation of students’ professional characteristics. The above-mentioned method stresses the active cognitive activity of the students and requires the knowledge of the certain linguistic means.

Key words: case-study, educational technology, foreign language, linguistic means, information resources

В недавно разработанной модели «Российское образование - 2020» третьим направлением является непрерывное образование, в котором предложена реальная система мер, позволяющих обеспечить гражданам возможность учиться и переучиваться в течение всей жизни, осваивая те образовательные модули, которые им необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры.

Применительно к иностранным языкам в настоящее время появляется необходимость изменения системы организации учебного процесса, организации самостоятельной работы студентов. Как предполагает модель образования, студентам должен быть обеспечен доступ к образовательным ресурсам, библиотекам не только отечественным, но и зарубежным [4].

В последнее время преподавание иностранного языка претерпело необычайно много подходов и нововведений, методик и технологий, призванных повысить эффективность обучения, обеспечить интенсивность процесса и мотивацию изучения. Педагогами-новаторами созданы и успешно используются игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии и др. Все они основаны на методах активного обучения, поэтому с полным правом именуются интенсивными образовательными технологиями. К ним, прежде всего, относятся компьютерные и сетевые технологии, технологии тотальной индивидуализации обучения и другие методы обучения, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе.

Для того чтобы будущие выпускники технического вуза могли чувствовать себя уверенно в реальной жизненной ситуации, они и на занятиях должны быть поставлены в такие условия, при которых с помощью иностранного языка они могли бы решить нужные для себя проблемы [3].

Так, применение метода Case-study на занятиях по иностранному языку позволяет решать задачи развития творческого и критического мышления студентов, формирования умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и

актуализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментально-прикладной, творческой деятельности студенты используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений. Данный метод позволяет сделать акцент на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Применение кейс-метода на занятиях по иностранному языку в профессиональной среде (деловой английский, английский для менеджеров, английский для экономистов) преследует две взаимодополняющие цели, а именно: дальнейшее совершенствование коммуникативной

компетенции (лингвистической и социокультурной) и формирование профессиональных качеств обучаемых. Знакомство с кейсом (чтение профессионально направленного текста, в котором сформулирована задача по специальности, в оригинале или с небольшими сокращениями и незначительной адаптацией, и последующий перевод), самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на английском языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на английском языке) - все это примеры коммуникативных задач [2].

Метод Case-study включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы его использования в учебной практике иностранного языка. К таким видам, в частности, можно отнести и интернет-источники. Использование информационных технологий в обучении иностранному языку позволяет обучающимся иметь доступ к широкому спектру современной информации с целью развития различных компетенций. Применение компьютерных средств, информационных источников сети Интернет способствует развитию высокого уровня информационной компетентности, формированию профессионального мышления на иностранном языке, повышению мотивации к изучению учебных предметов [5].

Многообразие информационных ресурсов, а именно: веб-страницы всех газет мира на английском языке, страноведческие сайты, энциклопедии - предлагает своим пользователям информационная система Интернет. На практических занятиях по иностранному языку студенты работают, используя компьютерные словари и страноведческие сайты, которые дают возможность получить полезную информацию о быте и культуре страны изучаемого языка [1]. Также в сети Интернет можно найти множество сайтов, посвященных обучению иностранной грамматике. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям набор услуг, включающий в себя электронную почту (e-mail), телеконференции (usenet), видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам, справочные каталоги (Yahoo, Galaxy) и поисковые системы (Google, Yandex); разговор в сети (Chat).

Таким образом, работа с данными ресурсами может быть успешно интегрирована в процесс обучения иностранному языку с использованием интенсивной образовательной технологии -кейс-метода - в техническом вузе.

Литература

1. Агафонова Е.А. К вопросу о применении метода Case-study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2, № 6. - С. 114-116.

2. Использование кейсовой методики (case-study) в преподавании делового иностранного языка студентам неязыковых специальностей [Электронный ресурс]: Электронный каталог БелСХБ. - Режим доступа: http://catalog.belal.by/cgibin/irbis64r 01/ cgiirbis_64.exe? C21COM= F&I21 DBN=BELAL&P21 DBN=BELAL&S21 CNR=20&Z21ID=143

3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по

методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во «Русско -Балтийский

информационный центр “БЛИЦ”»; Cambridge University Press, 2001.

4. Модель «Российское образование - 2020» [ Электронный ресурс]: Образовательный портал EduRT.ru. - Режим доступа: http://www.edurt.ru/mdex.php?rubrika=6&st=5021&t\pe =3 &str= 151

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.