Научная статья на тему 'Кейс-метод как инновационная педагогическая технология в преподавании дискретной математики студентам ВУЗов'

Кейс-метод как инновационная педагогическая технология в преподавании дискретной математики студентам ВУЗов Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
развитие образования / преподавание дискретной математики / кейс-метод / обучение студентов в ВУЗе / инновации в образовании / development of education / teaching discrete mathematics / case method / teaching students at a university / innovations in education

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Ляшенко В. С.

В наше время высшее образование вынуждено регулярно приспосабливаться не только к потребностям социума, но и к новым педагогическим тенденциям, которые оказывают влияние на учебный процесс. Традиционные методические ориентиры в структуре образовательных дисциплин пересматриваются под влиянием инновационных технологий преподавания, в частности, в области различных разделов математической науки. Новые дидактические подходы влияют на содержание практических заданий, а также меняют отношение студентов и педагогов к процессу их решений. Благодаря инновационным методикам студенты не только осваивают программный материал, который преподносится в виде определенных понятий и формулировок, но и соотносят полученные знания с будущей практической деятельностью. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью внедрения новейших педагогических методик в процесс обучения дискретной математике студентов высших учебных заведений. Объект исследования: Кейс-метод как инновационная педагогическая технология в области преподавания дискретной математики студентам вузов. Методы исследования: анализ методической, педагогической и научной литературы, которая рассматривает инновационные технологии в области преподавания, в частности case-study, а также прикладных задач по дискретной математике для студентов вузов. Научная новизна: дана характеристика инновационным технологиям в сфере преподавания дискретной математике, в частности кейс-методу; приведены примеры кейсов, которые применимы в сфере обучения студентов дискретной математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Ляшенко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case method as an innovative pedagogical technology in teaching discrete mathematics to University students

Nowadays, higher education is forced to regularly adapt not only to the needs of society, but also to new pedagogical trends that influence the educational process. Traditional methodological guidelines in the structure of educational disciplines are being revised under the influence of innovative teaching technologies, in particular, in the field of various branches of mathematical science. New didactic approaches influence the content of practical tasks, and also change the attitude of students and teachers to the process of their solutions. Thanks to innovative methods, students not only master program material, which is presented in the form of certain concepts and formulations, but also relate the acquired knowledge to future practical activities. The relevance of this article is due to the need to introduce the latest pedagogical methods in the process of teaching discrete mathematics to students of higher educational institutions. Object of study: Case method as an innovative pedagogical technology in the field of teaching discrete mathematics to university students. Research methods: analysis of methodological, pedagogical and scientific literature, which examines innovative technologies in the field of teaching, in particular case-study, as well as applied problems in discrete mathematics for university students. Scientific novelty: characteristics of innovative technologies in the field of teaching discrete mathematics, in particular the case method, are given; examples of cases that are applicable in the field of teaching students discrete mathematics are given.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод как инновационная педагогическая технология в преподавании дискретной математики студентам ВУЗов»

Ляшенко В.С.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры анализа данных и машинного обучения факультета информационных технологий и анализа данных, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Кейс-метод как инновационная педагогическая технология в преподавании дискретной математики студентам ВУЗов

Прежде чем дать характеристику инновационным педагогическим методам в обучении дискретной математики студентов высших учебных заведений, необходимо обозначить, что подразумевается на сегодняшний день под понятием «новшество» в образовательной сфере. Применительно к дидактическим методикам, методам и технологиям можно классифицировать инновации следующим образом: [10, с. 17]

- технология, или методика, которая является совершенно новой, то есть не применялась в какой-либо области;

- методика, которая была разработана ранее, но применяется в новой дисциплинарной сфере;

- инновационная технология, которая была модернизирована (усовершенствована) с определенной целью и применительно к определенной области;

- методика, или технология, которая была модифицирована (адаптирована, усовершенствована, или изменена в незначительной степени).

По мнению авторов, основная суть инновационных технологий в процессе образования состоит в их динамике и активном вовлечении студентов в учебный процесс. В связи с этим необходимо разделить новейшие методики обучения студентов высших учебных заведений дискретной математике на интерактивные, активные, а также те, которые применяются довольно редко и заимствованы из других дисциплин.

Необходимо упомянуть, что внедрение методик интерактивного и активного характера в образовательный процесс само по себе не является абсолютной инновацией, то есть совершенно новой технологией. Скорее, их введение в учебную деятельность - это осознанный и обдуманный выбор педагога, который реализуется в форме при-

кладного применения этих методик в процессе преподавания разнообразных дисциплин ввиду того, что данные технологии способны решить сразу несколько педагогических задач [2, с. 177].

Активные образовательные технологии способствуют вовлечению студентов в учебный процесс, а также активизации их мыслительного процесса и индивидуально-личностных интеллектуальных ресурсов, необходимых для творческого поиска и разрешения задач, связанных с будущей деятельностью. В связи с этим, в последние годы педагоги высших учебных заведений целенаправленно внедряют в образовательный процесс интерактивные и активные инновационные методики. Это необходимо для того, чтобы студенты не просто исполняли совместную работу, а становились активными и инициативными специалистами в выбранной сфере, учились мыслить нешаблонно, уходить от стандартных способов решения задач, находили более эффективные способы получения ответов на поставленные вопросы [6, с. 15].

Благодаря внедрению новейших педагогических технологий интерактивного и активного характера в процесс обучения дисциплинам, связанным с областью математики, появилась возможность рассматривать такие вопросы, которые до этого были доступны в общепринятом образовательном процессе только студентам, имеющим прикладной профессиональный опыт, или аспирантам.

В настоящее время можно выделить несколько способов группировки интерактивных и активных образовательных технологий. В частности, свою классификацию предложила Мила Мироновна Новик. Она разделяет дидактические методы на неимитационные и имитационные в зависимости от того, присутствует ли в них модель, рассматриваемого в момент обучения, вида деятельности или процесса: «мозговой штурм», «лекция проблемного содержания», «кейс-метод», «анализ определенной ситуации», «тренинг», «деловая игра» и др. [5, с. 12].

Необходимо отметить, что внедрение инновационных педагогических технологий в процесс обучения предмету «Дискретная математика» оказывает позитивное влияние не только на студентов, благодаря тому, что они учатся решать задачи профессионального характера, но и непосредственно на преподавателей, так как они обогащают с их помощью свой педагогический опыт.

Далее необходимо исследовать применение инновационных педагогических технологий интерактивного и активного характера в сфере обучения студентов дискретной математике.

«Дискретная математика» — это дисциплина, которая преподает-

ся в высших учебных заведениях и представляет собой один из базовых предметов в подготовке будущих специалистов в таких сферах, как: математика, программирование, информатика и др. В нее входит множество разделов: комбинаторика, булевы функции, общая алгебра, теория множеств, математическая логика, теория графов и т.д. Данная дисциплина помогает студентам освоить методы сознательного оперирования формулами и специальными математическими методами решения поставленных задач, в том числе тех, которые носят прикладной (практический) характер.

Обозначим основные задачи дисциплины «Дискретная математика» в обучении студентов высших учебных заведений: [12, с. 523]

- развитие мыслительных представлений о построении математических моделей различных процессов, а также их взаимосвязи с компьютерными моделями;

- развитие мыслительных представлений об основных законах, действующих в области дискретной математики, а также их практическое применение в процессе поиска решения поставленных задач.

Благодаря освоению данной дисциплины студенты получат следующие навыки:

- находить оптимальное решение задач, имеющих прикладную профессиональную направленность, с применением изученных математических методов;

- строить математические модели дискретного характера;

- быть способными находить и осваивать методики и приёмы построения моделей различных процессов, а также успешно реализо-вывать их на персональном компьютере.

На данный момент, в процессе обучения студентов дискретной математике в вузах, применяются следующие технологии: [8, с. 196]

1. Традиционного характера - практические занятия, семинары, лекции, контрольные и самостоятельные работы и т.д.

2. Инновационного характера - различные интерактивные и активные педагогические методики: ситуационные задачи, иллюстративный метод, интерактивные программные средства и т.д. К этой категории, в частности, можно отнести специальные компьютерные программы («Mathematica», «Maple», «Mathcad»), которые имеют высокую эффективность в сфере обучения различным разделам математики и повышают интерес студентов к дисциплинам, связанным с этой областью знаний.

Дадим характеристику некоторым педагогическим методам, которые применяются в сфере обучения студентов вузов дискретной математике: [4, с. 49]

1. Интерактивное обучение. Данная методика заключается во включении в образовательный процесс, в дополнение к текстовому описанию, динамического, или иллюстративного (интерактивного) материала. В качестве примера можно привести алгоритм раскрашивания графа с помощью упорядочивания совокупности вершин в неориентированном графе. Интерактивные методы упрощают процесс восприятия теоретического материала студентами и позволяют эффективно реализовать дистанционный учебный формат.

2. Смешанный тип обучения. Он сочетает в себе традиционный учебный формат и электронные технологии обучения. Смешанный образовательный процесс реализуется, например, с помощью очных занятий и самостоятельной работы студентов в электронной форме. Такая методика построения учебной деятельности в области преподавания студентам дискретной математики может быть применима при изучении различных дисциплинарных разделов, в частности, если обучение происходит в дистанционном формате.

3. Case-study (Кейс-метод). Это разновидность активной образовательной технологии, которая основывается на построении определенных профессионально-направленных задач и учебных ситуаций. Они подводят студента к определению возникающей проблемы и её возможным решениям. Основной задачей этой методики является осуществление студентом самостоятельного выбора среди потенциальных вариантов.

Рассмотрим подробней суть кейс-метода. Case-study сочетает в себе элементы ситуативного анализа, ролевой игры и учебного проекта, а также включает компоненты ИКТ и исследовательской деятельности.

Для студентов данный метод интересен тем, что он происходит в форме учебной игры, которая позволяет не только закрепить теоретические знания, но и получить прикладные навыки с целью их дальнейшего применения в профессиональной деятельности. Это эффективно формирует интерес студентов к образовательному процессу, способствует положительному отношению к нему, развивает их самостоятельность.

Школы case-study делятся на несколько направлений: западноевропейская (Манчестерская) и американская (Гарвардская). Они отличаются друг от друга по объему включенных кейсов (в Гарвардской школе - до 25 текстовых страниц и иллюстративного материала, в Манчестерской - в два раза меньше), а также по числу возможных решений поставленной проблемы (американская школа - одно возможное решение, западноевропейская - множество вариантов).

Рассмотрим некоторые технологические аспекты кейс-метода: [7, с. 69]

1) Он является видом проектной методики, однако имеет свою специфику. Во время проекта проблемная ситуация разрешается в процессе совместной работы студентов, а технология кейс-метода подразумевает выявление проблемы и способов ее разрешения на базе кейсов, представляющих собой сразу и техническое задание и информационное сообщение, которое помогает понять необходимые действия для его решения; 2) Case-study - это методика коллективного проведения учебного процесса, основными компонентами которой являются взаимообмен информацией и групповая работа;

3) Данная педагогическая технология включает в себя методики развивающего типа обучения, что позволяет формировать индивидуально-личностные качества, как отдельных студентов, так и всей учебной группы.

4) Кейс-метод ориентирован на успех студентов в определенной образовательной сфере и в дальнейшей профессиональной деятельности, подчеркивает их достижения. Благодаря такому подходу у студентов возникает положительная мотивация и интерес к процессу познания;

5) Case-study можно определить в качестве обособленного вида аналитического исследования, так как данный метод включает процедуры и операции, относящиеся к процессу анализа;

6) Кейс-метод по своей сути является синергетическим, так как подразумевает процедуры, которые подготавливают учебную группу к определенной ситуации, способствует преумножению знаний в определенной сфере, а также взаимному обмену полученными открытиями и т.д.

Кейсы, которые направленны на решение проблемных ситуаций можно разделить на несколько видов: [1, с. 78]

- кейсы, которые основаны на теории игр и предназначены для определения стратегий действий, которые, в частности, могут быть применимы в таком разделе дискретной математики, как комбинаторика;

- кейсы, которые подразумевают оптимизацию, визуализацию, или обработку данных;

- кейсы, задача которых состоит в построении систем уравнений и описании их решений, в том числе графическим способом;

Если говорить о применении кейсов в различных областях математической науки, в том числе в дискретной математике, то можно

предложить следующую классификацию: [11, с. 85]

- по форме, в которой предоставляются начальные данные для кейса (числовые данные, текстовые, графические, табличные и т.д.);

- по основным подходам к процессу решения кейса (разработка стратегии, внесение данных в таблицу, визуальное графическое отображение и т.д.);

- по наличию, или отсутствию требований к оптимизации найденного решения.

В процессе реализации кейс-метода можно выделить несколько этапов, через которые проходит педагог и студенты.

Действия педагога включают прохождение следующих шагов:

- Создание кейса, или применение разработанного ранее;

- Разделение студентов на несколько небольших групп (по 5-7 человек);

- Ознакомление студентов с проблемной ситуацией, определение времени, которое отводится на поиск ее решения;

- Организация презентаций полученных результатов и общего обсуждения;

- Анализ педагогом эффективности найденных решений и оценка работы студентов.

Действия студентов во время реализации case-study: [3, с. 48]

1. Ознакомление с проблемной ситуацией и её содержанием;

Кейсы

Задание 1. Условие задачи: вели Миша не встретили Вику на улице, то Вика либо ходили в театр, либо Инка сказала правду; если Вики не ходила в геагр, то Маша не встретила Вику на улице, и Вика сказала правду. Если Вика сказала правду, то либо она ходила в театр, либо Маша сказала неправду. Определите, холила ли Вика » теаф (решить логическую задачу.

Применяя пап и мо.да|ИроМЯня ситуации!.

Задание 2.Определить, авяяегся ли система функций К поддай, выделив се базис: К*= л у) (применение теоремы Поста о

полноте)

Задача А. Пусть дана формула:

> Q' (о- э :> з (ад- э у) => г))

Методом резолюций проверить выводимость формулы.

Задача 4 , Проверить правильность рассуждения методом резолюций, используя круги Эйлсра-ВеннУ.

Таблица № 1. Примеры кейсов по разделу «Математическая логика».

2. Определение базовой проблемы;

3. Предложение тем для обсуждения поставленной ситуации в группе;

4. Непосредственно решение кейса, выбор необходимой цепочки действий;

Кейс-метод можно успешно применять в процессе преподавания студентам высших учебных заведений различных тематических категорий, относящихся к области дискретной математики.

В таблице №1 и таблице №2 отражены примеры задач, которые могут входить в кейсы по таким разделам, как: «Математическая логика» и «Теория графов».

Чтобы использовать метод case-study в обучении студентов дискретной математике, следует находить, или создавать задачи, связанные с данной областью знаний, имеющие свои специфические черты: в структуру всех задач в кейсе должны входить новые знания, которые будут представлять проблему для студентов. При этом, для того чтобы выстраивать модели математического характера, студент должен обладать достаточно обширным математическим аппаратом [9, с. 67].

Рассмотренные в рамках данной статьи виды задач по дискретной математике демонстрируют возможность внедрения технологии

Таблица № 2. Примеры кейсов по разделу «Теория графов».

case-study в учебный процесс по данной дисциплине с целью получения и закрепления студентами знаний в рамках определенного тематического раздела. Это, в свою очередь, благоприятно повлияет на их подготовку к будущей профессиональной деятельности.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Эффективность обучения зависит от включения в учебный процесс новых методик и технологий, позволяющих решать задачи не только абстрактного, но и прикладного характера, что благоприятно сказывается на будущей профессиональной деятельности.

2) Интерактивные и активные методы обучения студентов, в том числе кейс-метод, помогают в усвоении пройденного материала, а также повышении интереса к учебному процессу и мотивируют к ведению самостоятельной исследовательской деятельности.

3) Сase-studу является одним из эффективных инновационных педагогических методов, который применим в качестве инструмента обучения студентов вузов дискретной математике.

Таким образом, в настоящее время эффективность образовательного процесса, в том числе связанного с преподаванием такой дисциплины, как дискретная математика, зависит от изучения и внедрения новейших технологий и методик, что в свою очередь будет оказывать благоприятное влияние на личностное развитие студентов и их подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Ахметова С. Преимущества педагогических инновационных методов и технологий при преподавании курса «Высшая математика» // Вестник Карагандинского экономического университета. 2022. № 3 (66). С. 75-79.

2. Белоногина Д.А., Давыденко В.А. Кейс-метод как один из инновационных методов активизации познавательной деятельности студентов // Ученые заметки ТОГУ. 2021. Т. 12. № 1. С. 174-179.

3. Быстрова Н.В. Кейс-метод как ведущая технология формирования профессиональных компетенций студентов вуза / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, В.О. Глазова // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С. 46-49.

4. Вендина А.А. Кейс-метод в обучении математике бакалавров педагогического образования / А.А. Вендина, К.А. Киричек // Начальная школа. 2019. № 4. С. 48-50.

5. Галканов А.Г. Инновационные методы в преподавании математики в вузе: о базисных понятиях дифференциальных уравнений первого порядка // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2019. № 3. С. 5-14.

6. Галканов А.Г. Инновационные методы в преподавании математики в вузе: о методе от противоположного (МОП) // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2020. № 1. С. 11-17.

7. Применение кейс-метода в преподавании дискретной математики / И.Б. Куланов, Ш.Э. у. Файзуллаев, И.Р. Мардиев, Ш.И.К. Бурханова // Проблемы науки. 2021. № 5 (64). С. 66-71.

8. Рубанова Н.А. Опыт реализации личностно-ориентированных технологий (на материале преподавания математики студентам технического вуза) / Н.А. Рубанова, Е.А. Швед // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 2 (39). С. 193-198.

9. Фалунина Е.В. Активные методы обучения в системе высшего образования - современный взгляд на проблему обучения // Евразийский Союз Ученых. Психологические науки. 2020. № 3 (72) С.65-67.

10. Фролова В.О. Кейс-метод как инновационная педагогическая технология обучения и контроля // Энигма. 2020. № 17-2. С. 11-21.

11. Хозяинова М.С. Дистанционные технологии в преподавании математики студентам технического вуза // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2019. № 4 (50). С. 81-87.

12. Шабунина В.А. Педагогические условия формирования проектировочных умений студентов педагогического вуза посредством кейс-технологии // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». 2021. № 1. С. 521-525.

References

1. Akhmetova S. Advantages of pedagogical innovative methods and technologies when teaching the course "Higher Mathematics" // Bulletin of the Karaganda Economic University. 2022. № 3 (66). P. 75-79.

2. Belonogina D.A., Davydenko V.A. Case method as one of the innovative methods for enhancing the cognitive activity of students // Scientific notes of Tomsk State University. 2021. Vol. 12. № 1. P. 174-179.

3. Bystrova N.V. Case method as a leading technology for developing professional competencies of university students / N.V. Bystrova, E.A. Urakova, V.O. Glazova // Problems of modern pedagogical education. 2022. № 75-2. P. 46-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vendina A.A. Case method in teaching mathematics to bachelors of pedagogical education / A.A. Vendina, K.A. Kirichek // Primary school. 2019. № 4. P. 48-50.

5. Galkanov A.G. Innovative methods in teaching mathematics at university: on the basic concepts of first-order differential equations // Bulletin of the State University of Humanities and Technology. 2019. № 3. P. 5-14.

6. Galkanov A.G. Innovative methods in teaching mathematics at university: about the method from the opposite (MOP) // Bulletin of the State University of Humanities and Technology. 2020. № 1. P. 11-17.

7. Application of the case method in teaching discrete mathematics / I.B. Kulanov, Sh.E. u. Fai-zullaev, I.R. Mardiev, Sh.I.K. Burkhanova // Problems of science. 2021. № 5 (64). P. 66-71.

8. Rubanova N.A. Experience in the implementation of personality-oriented technologies (based on the material of teaching mathematics to students of a technical university) / N.A. Rubanova, E.A. Swede // Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities studies. 2023. № 2 (39). P. 193-198.

9. Falunina E.V. Active teaching methods in the higher education system - a modern view of the problem of teaching // Eurasian Union of Scientists. Psychological Sciences. 2020. № 3 (72) P.65-67.

10. Frolova V.O. Case method as an innovative pedagogical technology of teaching and control // Enigma. 2020. № 17-2. P. 11-21.

11. Khozyainova M.S. Distance technologies in teaching mathematics to students of a technical university // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Computer science and informatization of education. 2019. № 4 (50). P. 81-87.

12. Shabunina V.A. Pedagogical conditions for the formation of design skills of students of a pedagogical university through case technology // Osov pedagogical readings "Education in the modern world: new times - new solutions." 2021. № 1. P. 521-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.