Научная статья на тему 'Кейс-метод «Экономический кризис 2008-2009 гг. »'

Кейс-метод «Экономический кризис 2008-2009 гг. » Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
кейс-метод / концепции предвидения и преодоления кризисов

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотова Ирена Константиновна

На смотровую площадку вынесен результат использования кейс-метода в рамках преподаваемого курса «Экономическая политика и государственное регулирование», проведенного при изучении студентами Экономического факультета одной из тем. Вниманию читателей предлагаются доклады студентов на итоговой курсовой конференции, завершающей самостоятельный этап изучения. Центральными выступлениями на конференции стали сообщения Я. Голубевой и А. Чвановой о кризисной ситуации 1929-1933 гг., которые послужили основанием для сравнения Великой депрессии с нынешним кризисом. Д. Красильникова попыталась убедить, что теоретически современ6ные события давно уже были предсказаны Н.Д. Кондратьевым. Г. Филявина, Н. Яхибаев и А. Чиликин показали тесную связь всех важнейших проблем с финансовыми, а также развитие мировой финансовой системы. Стажировка в ФРГ позволила А. Сабитову использовать полученные знания для подготовки обзора по прогнозам двух ведущих европейских исследовательских центра о путях выхода из сложившейся ситуации. П. Панышев, опираясь на высказывания первых лиц, продемонстрировал, как видят решение проблемы кризиса французы, немцы и американцы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Золотова Ирена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод «Экономический кризис 2008-2009 гг. »»

СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА

И.К. Золотова

КЕЙС-МЕТОД ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2008-2009 гг.»

Новые стандарты, как и новое качество образования, требуют от преподавателя в процессе обучения не только передать студентам знания по той или иной проблематике, но и научить их поиску самостоятельных решений в ходе коллективной работы — обсуждения. Сделать выбор и принять решение — вот главные задачи метода кейсов.

Кейс-метод (англ. Case method, case-study, кейс-метод, кейс-стади, метод конкретных ситуаций) позволяет выявлять и развивать у студентов способность к анализу и синтезу, умение четко и структурировано излагать свои мысли, анализировать ситуацию, отбирать комплекс мероприятий, который может привести к достижению поставленной цели.

В настоящее время кейс-метод все шире используется в практике высшей школы и для бакалавров, и для магистров при изучении самых разных дисциплин: предпринимательства (конкурентные стратегии), стратегического менеджмента, финансовых дисциплин, бухгалтерского учета и т. д.

В курсе «Экономическая политика и государственное регулирование», читаемом преподавателями кафедры экономических теорий ИЭУП РГГУ, мы полагаем возможным вынести на обсуждение при использовании кейс-метода следующие темы:

• отношения бизнеса и государства в условиях кризисной ситуации;

• социальная ответственность бизнеса;

• новая модель рынка труда.

Также кейс-метод может быть использован и по социально-экономическим проблемам стран с переходной (трансформационной) экономикой.

Успешность работы, на наш взгляд, зависит от трех составляющих:

во-первых, от четкости формулировки проблемной ситуации преподавателем, что позволяет студентам продемонстрировать знания, навыки и возможности в использовании различных методов анализа при поиске решения.

Во-вторых, от сбора студентами достаточного объема теоретических и статистических данных, организованного с помощью преподавателя.

В-третьих, от проявления интереса студентов и их желания участвовать в работе, разобраться в предлагаемой к обсуждению ситуации.

Традиционно бизнес-кейс отражает конкретную ситуацию. В апреле 2009 г. нами был проведен кейс метод для студентов 4-го курса экономического факультета ИЭУП РГГУ на тему: «Экономический кризис 2008-2010 гг.».

Он охватывал проблемы, теоретические подходы к анализу, сравнение с прошлыми экономическими кризисами, прогноз и варианты выхода из настоящего кризиса для различных стран. Центральным стало обсуждение издержек экономической политики государства и объективных закономерностей рыночной экономики.

Методически процесс был выстроен следующим образом. Прежде всего, на курсе было сформировано (по желанию) несколько рабочих групп. Перед каждой поставлена определенная цель. В рамках кейс-метода подготовка в малых группах началась с этапа погружения и организации совместной деятельности. Далее шел этап сбора и обработки материала, который завершился написанием доклада и подготовкой презентации. Итогом работы было проведение курсовой студенческой конференции по рассмотрению существующих подходов к преодолению современного кризиса и анализу широкого спектра взглядов на проблему. Метод студенческих дискуссий по результатам анализа конкретных ситуаций дал возможность студентам познакомиться с различными точками зрения и в ходе обсуждения сформировать, сформулировать и представить собственную позицию, которую в рамках дискуссии им и пришлось защищать.

Поскольку инициативные группы на курсе сложились по специализации студентов, то они поднимали различные аспекты темы. Так были выбраны главные «действующие лица» — модераторы. Центральным выступлением на конференции стали сообщения студенток Я. Голубевой и А. Чвановой (кафедра мировой экономики) о кризисной ситуации 1929-1933 гг. Опыт преодоления финансово-экономических кризисов приобретает в современных условиях весьма важное значение, предоставляя достаточно материала для изучения. Два центральных сообщения послужили основанием для сравнения Великой депрессии с нынешним кризисом. Я. Голубева и А. Чванова постарались вычленить глобальные проблемы в прошлом, настоящем и будущем и соотнести их.

Студентка Д. Красильникова (кафедра мировой экономики) стремилась убедить всех, что теоретически события давно уже были предсказаны нашим великим соотечественником Н. Д. Кондратьевым.

Студенты Г. Филявина, Н. Яхибаев и А. Чиликин (кафедра финансов и кредита) показали тесную связь всех важнейших проблем с финансовыми.

Студент П. Панышев (кафедра экономических теорий) обратился к практике, опираясь на высказывания первых лиц государства, чтобы продемонстрировать, как видят решение проблемы кризиса французы, немцы и американцы. Стажировка в ФРГ позволила студенту А. Сабитову (кафедра мировой экономики) использовать прогнозы двух ведущих европейских исследовательских центров по выходу из сложившейся ситуации.

Каждое выступление сопровождалось яркими презентациями. К сожалению, размещая доклады студентов, по техническим причинам мы не можем представить на страницах журнала презентации, от чего материал, безусловно, проигрывает. Презентации представляют особую ценность, посколь-

ку дали возможность каждому выступающему не только отразить выбор теоретической позиции из множества взглядов на проблемы современности, но и наглядно обосновать собственный подход с помощью видеоряда. Все выступления были эмоциональными и запоминающимися. Часть студентов курса выступили в качестве экспертов.

В качестве преамбулы к теме обсуждения «Экономический кризис 2008-2009 гг.» было вынесено следующее высказывание Клемента Жюглера: «Кажется кризисы, как болезни, являются одним из условий существования обществ, где господствуют торговля и промышленность. Их можно предвидеть, смягчить, отсрочить до определенного момента, облегчить возобновление экономической деятельности. Но отменить их, несмотря на самые различные приемы, до сих пор никому не удавалось».

Как известно, мировой экономический кризис, разразившийся в 2008 г., в очередной раз заставил экономистов пересмотреть традиционные представления о причинах и стимулировал разработку концепций, направленных на их предвидение и преодоление. Происходящие в мировой экономике изменения на первый план выдвинули тему финансового кризиса. В свою очередь мировой финансовый кризис актуализировал исследования в области экономических циклов. Между тем вхождение кризиса в завершающую стадию все острее ставит вопрос: «Что же посткризисное развитие возьмет от докризисного, и какие новые ритмы и факторы оно сформирует?»

В 2009-2010 учебном году следующий 4-й курс экономического факультета ИЭУП РГГУ также весьма активно откликнулся на проведение кейс-метода. Выбор темы был связан с посещением студентами апрельской (2010 г.) конференции в ВШЭ по проблемам и перспективам инновационного развития экономики. В этом кейс-методе также приняли участие студенты всех экономических специальностей факультета, включая новую — экономика и управление на предприятии (городское хозяйство).

Отчет о проведении последней конференции будет представлен редакцией в одном из ближайших номеров «Экономического журнала».

Приглашаем всех преподавателей экономических специальностей РГГУ и его филиалов к обмену опытом на страницах нашего журнала. По крайней мере, обращаем ваше внимание, что рубрика «Смотровая площадка» подразумевает это.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.