Научная статья на тему 'Керамика Южной Европы, Восточной Азии и Среднего Востока на археологических памятниках Северо-Восточного Приазовья османского времени (конец XV – первая половина XVIII в.)'

Керамика Южной Европы, Восточной Азии и Среднего Востока на археологических памятниках Северо-Восточного Приазовья османского времени (конец XV – первая половина XVIII в.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
османы / Азак / Сед-Ислам / итальянская майолика / китайский фарфор / «персидский фаянс» / Ottoman / Azak / Sed-Islam / Italian majolica / Chinese porcelain / “Persian faience”

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ирина Рудольфовна Гусач

Изучение керамических комплексов археологических памятников османского периода (конец XV – первая половина XVIII в.) на территории Северо-Восточного Приазовья привело к выявлению редких групп поливной импортной керамики, поступавшей в разное время в турецкие крепости Азак и Сед-Ислам из Южной Европы (итальянские города Фаэнца, Флоренция, Венеция и др.), Восточной Азии (Китай) и Среднего Востока (Сефевидский Иран). Рассматриваются находки археологов: итальянская майолика эпохи Возрождения, китайский фарфор периода императора Канси (1662–1722 гг.), «персидский фаянс» (Тебриз, Кашан и др.) и венецианские курительные трубки XVII – первой половины XVIII в. Приводится анализ ассортимента, морфологии и декора импортной элитной посуды, свидетельствующий о наличии в османских военных гарнизонах высокопоставленных чинов, а также о сохранении восточных традиций кофепития и табакокурения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ceramics of Southern Europe, East Asia, and the Middle East at the archaeological monuments of the North-Eastern Azov region of the Ottoman period (late 15th – first half of the 18th centuries)

The research objects were the archaeological finds from the excavations of 1961–2020 on the territory of the Ottoman fortress Azak situated in the port part of the modern city Azov and the Ottoman fortress Sed-Islam located five km far from the village of Nedvigovka in Rostov Oblast. The main focus was on rare fragments of imported ceramics dated back to the period of the Ottoman presence (the end of the 15th – the first half of the 18th centuries) in the North-Eastern Azov region. The aim of this work was to study these artifacts for the determination of their production places and range of items. The relevance and novelty of this study lie in the fact that most of the introduced ceramics kept in the Azov Museum-Reserve (city of Azov) and in the Archaeological Museum-Reserve Tanais (village of Nedvigovka) remained unstudied for a long time (since the 1960s–1970s). Archaeological reports, publications of specialists, materials from museum and private collections were used as sources. New rare groups of imported ceramics from workshops of Southern Europe, Eastern Asia, and the Middle East were discovered in ceramic complexes of the Ottoman fortresses Azak and Sed-Islam. Products of Southern Europe are represented by 11 fragments (jugs and dishes) of Italian Renaissance majolica (the turn of the 16th century) produced in Italian cities (Faenza, Florence, Siena) and 7 Venetian clay smoking pipes (the end of the 17th – the first half of the 18th centuries). Porcelain tableware dating back to the times of the Kangxi Emperor of China (1661–1722) came to the Don from Eastern Asia with Ottomans. It is represented by the remains of coffee cups (60 fragments) and saucers (4 fragments). Most of the finds remained from the Ming dynasty (1368–1644) are painted with blue cobalt. Other types of porcelain decoration produced in Chinese provinces are also traced. “Persian faience” (8 fragments) produced by masters of Safavid Iran (Tabriz, Kashan, Kerman) refer to the ceramics of the Middle East. They are represented by fragments of coffee cups, saucers and a bowl (the second half of the 17th – the first half of the 18th centuries), which are imitations of Chinese porcelain. As a result of studying the ceramic complexes of the Ottoman fortresses Azak and Sed-Islam (the end of the 15th – the first half of the 18th centuries), new groups of predominately elite ceramics from workshops of Southern Europe, Eastern Asia, and the Middle East were discovered. The scientific value of the study is that these groups can serve as a “marker” for dating other finds in the cultural layers of Low Don fortresses damaged during Russian-Ottoman wars and fortification interventions of the 17th–18th centuries. The obtained data can be used for studying Ottoman cultural heritage on other archaeological monuments. It is noted that the variety of studied items is largely connected with the traditions of coffee drinking and tobacco smoking.

Текст научной работы на тему «Керамика Южной Европы, Восточной Азии и Среднего Востока на археологических памятниках Северо-Восточного Приазовья османского времени (конец XV – первая половина XVIII в.)»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 65-75 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 497. рр. 65-75

ИСТОРИЯ

Научная статья

УДК 902/908

doi: 10.17223/15617793/497/7

Керамика Южной Европы, Восточной Азии и Среднего Востока на археологических памятниках Северо-Восточного Приазовья османского времени (конец XV - первая половина XVIII в.)

Ирина Рудольфовна Гусан1

1 Азовский историко-археологинеский и палеонтологический музей-заповедник имени А.А. Горбенко, Азов, Россия, irina_gusach@mail.ru

Аннотация. Изучение керамических комплексов археологических памятников османского периода (конец XV - первая половина XVIII в.) на территории Северо-Восточного Приазовья привело к выявлению редких групп поливной импортной керамики, поступавшей в разное время в турецкие крепости Азак и Сед-Ислам из Южной Европы (итальянские города Фаэнца, Флоренция, Венеция и др.), Восточной Азии (Китай) и Среднего Востока (Сефевидский Иран). Рассматриваются находки археологов: итальянская майолика эпохи Возрождения, китайский фарфор периода императора Канси (1662-1722 гг.), «персидский фаянс» (Тебриз, Кашан и др.) и венецианские курительные трубки XVII - первой половины XVIII в. Приводится анализ ассортимента, морфологии и декора импортной элитной посуды, свидетельствующий о наличии в османских военных гарнизонах высокопоставленных чинов, а также о сохранении восточных традиций кофепития и табакокурения. Ключевые слова: османы, Азак, Сед-Ислам, итальянская майолика, китайский фарфор, «персидский фаянс»

Для цитирования: Гусач И.Р. Керамика Южной Европы, Восточной Азии и Среднего Востока на археологических памятниках Северо-Восточного Приазовья османского времени (конец XV - первая половина XVIII вв.) // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 65-75. doi: 10.17223/15617793/497/7

Original article

doi: 10.17223/15617793/497/7

Ceramics of Southern Europe, East Asia, and the Middle East at the archaeological monuments of the North-Eastern Azov region of the Ottoman period (late 15th - first half of the 18th centuries)

Irina R. Gusach1

1 Azov Archaeology and Palaeontology Museum-Reserve, Azov, Russian Federation, irina_gusach@mail.ru

Abstract. The research objects were the archaeological finds from the excavations of 1961-2020 on the territory of the Ottoman fortress Azak situated in the port part of the modern city Azov and the Ottoman fortress Sed-Islam located five km far from the village of Nedvigovka in Rostov Oblast. The main focus was on rare fragments of imported ceramics dated back to the period of the Ottoman presence (the end of the 15th - the first half of the 18th centuries) in the North-Eastern Azov region. The aim of this work was to study these artifacts for the determination of their production places and range of items. The relevance and novelty of this study lie in the fact that most of the introduced ceramics kept in the Azov Museum-Reserve (city of Azov) and in the Archaeological Museum-Reserve Tanais (village of Nedvigovka) remained unstudied for a long time (since the 1960s-1970s). Archaeological reports, publications of specialists, materials from museum and private collections were used as sources. New rare groups of imported ceramics from workshops of Southern Europe, Eastern Asia, and the Middle East were discovered in ceramic complexes of the Ottoman fortresses Azak and Sed-Islam. Products of Southern Europe are represented by 11 fragments (jugs and dishes) of Italian Renaissance majolica (the turn of the 16th century) produced in Italian cities (Faenza, Florence, Siena) and 7 Venetian clay smoking pipes (the end of the 17th - the first half of the 18th centuries). Porcelain tableware dating back to the times of the Kangxi Emperor of China (1661-1722) came to the Don from Eastern Asia with Ottomans. It is represented by the remains of coffee cups (60 fragments) and saucers (4 fragments). Most of the finds remained from the Ming dynasty (1368-1644) are painted with blue cobalt. Other types of porcelain decoration produced in Chinese provinces are also traced. "Persian faience" (8 fragments) produced by masters of Safavid Iran (Tabriz, Kashan, Ker-man) refer to the ceramics of the Middle East. They are represented by fragments of coffee cups, saucers and a bowl (the second half of the 17th - the first half of the 18th centuries), which are imitations of Chinese porcelain. As a result of studying the ceramic complexes of the Ottoman fortresses Azak and Sed-Islam (tthe end of the 15th - the first half of the 18th centuries), new groups of predominately elite ceramics from workshops of Southern Europe, Eastern Asia,

© Гусач И.Р., 2023

and the Middle East were discovered. The scientific value of the study is that these groups can serve as a "marker" for dating other finds in the cultural layers of Low Don fortresses damaged during Russian-Ottoman wars and fortification interventions of the 17th-18th centuries. The obtained data can be used for studying Ottoman cultural heritage on other archaeological monuments. It is noted that the variety of studied items is largely connected with the traditions of coffee drinking and tobacco smoking.

Keywords: Ottoman, Azak, Sed-Islam, Italian majolica, Chinese porcelain, "Persian faience"

For citation: Gusach, I.R. (2023) Ceramics of Southern Europe, East Asia, and the Middle East at the archaeological monuments of the North-Eastern Azov region of the Ottoman period (late 15th - first half of the 18th centuries). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 497. pp. 65-75. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/497/7

К археологическим памятникам Северо-Восточного Приазовья османского времени (конец XV - первая половина XVIII в.) относятся: турецкие крепости Азак и Сед-Ислам, а также караульные башни Шахи и Султанийе, с середины XVII в. входившие в систему военных укреплений Османской империи в устье реки Дон, которые перекрывали свободный выход в Азовское и Черное моря. Первым военным сооружением на Нижнем Дону, оказавшимся под властью османов, стала захваченная в 1475 г. войсками турецкого султана Мехмеда II Завоевателя итальянская фактория Тана. Небольшое оборонительное укрепление

замкового типа, воздвигнутое итальянскими колонистами на левом возвышенном берегу р. Дон, было превращено османами в военную крепость Азак. С проявлением в XVII в. большой военной активности в регионе донскими казаками, Оттоманская Порта вынуждена была усилить свою господствующую позицию, воздвигнув в 1660 г. новые военные объекты -крепость Сед-Ислам (Щит Ислама) на берегу правого притока Дона - Мертвом Донце и две сторожевые башни Шахи (Шаха, Султана) и Султанийе (Султанши), расположенные по обе стороны Дона, недалеко от крепости Азак [1. С. 198-212] (рис. 1).

Рис. 1. «Карта партикулярная до устья Дона», XVIII в. (АМЗ НВ-9971), с обозначением османских военных укреплений: крепости Азак и Сед-Ислам, караульные башни Шахи и Султанийе

Объектом исследования послужили находки донских археологов, происходящие из раскопок разных лет (1961-2020 гг.) на территории бывшей турецкой крепости Азак, расположенной на месте портовой части современного города Азова, и турецкой крепости Сед-Ислам, находящейся в 5 км от хутора Недвиговка Мясниковского района Ростовской области. В центре внимания специалистов-ке-рамологов оказались редкие фрагменты (целых

форм почти нет) импортной, преимущественно элитной керамики, попавшей на земли Северо-Восточного Приазовья в период османского владычества из других стран. Целью данной работы стало изучение полученных артефактов для определения места их производства и ассортимента изделий, а также выявление международных торгово-экономических связей Оттоманской Порты в конце XV -первой половине XVIII в.

Актуальность и новизна исследования заключаются в том, что основная часть представленной в нем керамики долгое время (с 1960-1970-хх гг.) оставалась не выявленной среди общей массы керамического материала, происходящего из раскопок османских крепостей Нижнего Дона, который хранится в коллекциях Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника имени А.А. Горбенко (г. Азов) [2] и Археологического музея-заповедника «Танаис» (хутор Недвиговка) [3]. Автору удалось определить и классифицировать эти находки, найти их аналогии на других археологических памятниках османского времени, а также среди материалов Черкасского казачьего городка [4]. Для полноты исследования добавлены артефакты из раскопок последних лет (2000-х гг.) на территории Азак-ской крепости и в ее округе [5-7].

Керамика Южной Европы

В раннеосманское время (рубеж XV-XVI вв.) в турецкую крепость Азак, по-видимому, через Крым, где ее находят крымские археологи в Судаке, Алуште, Малом Маяке, Партените и Чембало [8-10], попадала итальянская майолика эпохи Возрождения («МагвИса Я1па&степ(а1е»). Судя по всему, дипломатические отношения итальянцев с османами, испортившиеся после захвата ими в 1475 г. итальянских колоний на Крымском полуострове и в Северо-Восточном Приазовье, постепенно стали налаживаться, что не могло не отразиться на их торговле в регионе. Однако в Азакскую крепость поставки этой дорогой посуды, считавшейся «элитной», были минимальны. За 60 лет раскопок (1961-2020 гг.) азовскими археологами были обнаружены 11 фрагментов итальянской майолики, принадлежавшей преимущественно сосудам закрытой формы. Находки происходят из переотложенного культурного слоя, предположительно, конца

XV - начала XVI в. Более точная датировка, по причине отсутствия «закрытых» комплексов на памятнике, невозможна.

Итальянская майолика изготавливалась в различных керамических центрах - Фаэнце, Сиене, Флоренции, Пезаро и других городах с конца XV в., получив в

XVI в. широкое распространение в Северо-Восточной Европе, Эгейском регионе (Эпир, Крит, Пелопоннес), на Адриатическом побережье, Кипре, в Малой Азии и т.д. [11]. Она представляла собой светлоглиняную посуду с росписью минеральными красками по белой оловянно-матовой глазури под тонким слоем бесцветной прозрачной свинцово-щелочной глазури. Технология процесса производства данной керамики, завезенной в XШ-XIV вв. в Италию из Испании, подробно описана в трактатах итальянских авторов XVI в. Благодаря этому, известно, что сосуды обжигались в печи при температуре 900-1 000°С. Роспись цветными красителями (синим, медно-зеленым, марганцево-корич-невым, желтым, оранжевым, бирюзовым, красно-коричневым) наносилась по необожженной, непрозрачной, оловянной, глазури белого цвета, которую готовили из смеси песка, винного осадка и поваренной

соли с оксидами свинца и олова. Перед повторным обжигом изделие покрывалось прозрачной бесцветной свинцовой глазурью [12].

Среди находок из турецкой крепости Азак встречены фрагменты сосудов закрытой формы (10 фрагментов стенок корпуса и дна с придонной частью от 5 сосудов, очевидно, кувшинов) и открытой формы (1 фрагмент дна блюда или тарелки), относящиеся к итальянской майолике (рис. 2, 5-8, 10, 12, 14). Сосуды изготовлены на гончарном круге по программе РФК-7 (по А.А. Бобринскому) [13]. Их черепок - плотный, с многочисленными мельчайшими округлыми порами, имеет бело-бежевый или бледно-желтый цвет. Толщина стенок - 0,4-0,9 см. Глина - тонкодисперсная, с редкими включениями мелкозернистого песка и частиц рыхлого белого минерала (извести?). Снаружи и изнутри изделия покрыты белой, непрозрачной, оловянной глазурью, порой с голубым оттенком, которая служит основой для росписи: монохромной (синим кобальтом) (рис. 2, 7, 10, 14), бихромной (синим и мар-ганцево-коричневым) (рис. 2, 8) и полихромной (синим, желтым, голубым, марганцево-коричневым и оранжевым) (рис. 2, 5, 6, 12).

Мотивы росписи итальянских сосудов разнообразны. Корпус одного из кувшинов оформлен медальоном с «лестничным» ободком, внутри которого размещена не сохранившаяся до нашего времени декоративная композиция (рис. 2, 10). Возможно, таким декором был оформлен второй кувшин, внешний контур ободка которого украшали полупальметты (рис. 2, 7). Подобный элемент орнамента характерен для итальянской майолики, производство которой исследователи связывают с мастерскими северной и центральной Италии (регионы Марке и Эмилья-Романья) [14. Р. 2930]. Остатки кувшинов с «лестничным» ободком в декоре происходят из вышеупомянутых раскопок в Крыму. Фрагмент дна с придонной частью корпуса третьего кувшина (диаметр дна - 9,0-10,0 см, толщина дна - 0,4 см) оформлен росписью густой, темно-синей краской в стиле так называемого синего семейства, которая слегка «расплывается» по белому фону с кремовым оттенком (рис. 2, 14). Кувшины с данной росписью, как известно, изготавливали в XV в. флорентийские мастера [15. С. 8]. Аналогичный сосуд имеется в коллекции Государственного Эрмитажа (рис. 2, 15) [16. Ил. 1].

Во второй половине XV в. на майолике мастерских севера и центра Италии (Фаэнца) появляется поли-хромный стиль росписи («maioliche policrome rinac-simentale»), видоизменяющийся в начале XVI в. в связи с добавлением в цветовую палитру новых красок. Им украшены три находки фрагментов стенок сосудов закрытой формы (кувшинов?) из Азака. Два фрагмента имеют геометрическую роспись по белому фону тремя красками - синей, желтой и марганцево-коричневой (рис. 2, 5, 6). Третий фрагмент сосуда украшен декором так называемого красивого стиля («stile bello») в виде диагональных «радужных» полос синего, голубого, желтого и оранжевого цвета (рис. 2, 12). Ярко-оранжевый цвет часто присутствовал в росписи итальянских аптечных сосудов («albarelli») или ваз с

двумя ручками. Такой сосуд происходит из собрания Государственного Эрмитажа (рис. 2, 13).

Фрагмент дна блюда или тарелки (толщина -0,5 см), найденный в Азакской крепости, настолько мал и так сильно поврежден, что трудно однозначно судить о мотивах его декора. Бихромная роспись выполнена синим и марганцево-коричневым красителем,

видимо, в виде цветочной розетки с тычинками (рис. 2, 8). Подобные изделия встречаются в музейных и частных коллекциях (рис. 2, 9). Остатки майолики с би-хромной росписью были обнаружены в Крыму в крепостях Алустон, Судак и Чембало в культурном слое конца XV-XVI вв., что не противоречит датировке азакских находок.

Рис. 2. Керамика Южной Европы из турецких крепостей Азак и Сед-Ислам. Глиняные курительные трубки, Венеция, конец XVII - первая половина XVIII в. (1-4). Итальянская майолика (Фаэнца, Флоренция, Сиена), рубеж XV-XVI вв.: фрагменты кувшинов (5—7, 10, 12, 14), фрагмент дна блюда (8). Целые формы из частных и музейных коллекций: блюдо (9), одноручный кувшин с «лестничным» декором (11),

двуручные кувшины (13, 15). Италия, XVI в.

К концу XVI в. в связи с существенными осложнениями в политических взаимоотношениях с Оттоманской Портой, объемы поставок итальянской майолики на Крымский полуостров и в Северо-Восточное Приазовье резко сократились, прекратившись полностью к началу XVII в. Однако, в переотложенном культурном слое конца XVII - первой половины XVIII в. турецких крепостей Азак и Сед-Ислам донские археологи находят глиняные курительные трубки, как считают зарубежные исследователи, венецианского производства [17. С. 7]. Отличительной особенностью этой редкой категории находок (всего 7 экземпляров: 5 - из Азака, 2 - из Сед-Ислам) является двухчастное строение чашечки: две камеры, соединенные между собой тонкой перегородкой с тремя сквозными округлыми отверстиями. Дно чашечек - плоское, с небольшой выпуклостью в центре и следами заглаживания пальцами. Втулка - узкая, короткая, усеченно-конической формы (см. рис. 2, 1-4). Существует мнение, что такие трубки использовались для курения гашиша [18. Р. 329].

Глина трубок - тонкодисперсная, без видимых примесей, коричневая. Поверхность трубок покрыта тонким слоем «серебристого лака», включая дно. Размеры трубок максимальные: высота чашечки - 5,0 см, диаметр верхней части чашечки - 2,5 см, диаметр нижней части чашечки - 3,7 см, длина втулки - 2,5 см, диаметр втулки - 1,8 см, диаметр отверстий в перегородке -0,3 см [19. С. 38]. Итальянский исследователь Дж. Бас-коло считает, что эти трубки изготавливались венецианскими гончарами в 1670-1750 гг. на гончарном круге. Поэтому он называет их «а1 (втгв», что переводится как «гончарный круг». Их часто путают с другими итальянскими трубками похожей конструкции -«Chioggia», чашечка которых оформлена 1-2 рельефными кольцами-валиками. Трубки «Chюggia» производили гончары коммуны Кьоджа (провинция Венеции) с 1655 г. [20. Р. 7]. По мнению хорватского исследователя Лука Бекич, итальянские трубки по причине своей простоты были довольно дешевыми. Ими часто пользовались моряки. Об этом свидетельствуют находки этих трубок в гавани Вештар (Хорватия), где со второй половины XVII в. стоял на якоре венецианский флот [21. Р. 99].

Керамика Восточной Азии

Укоренившиеся в Османской империи с рубежа XVI-XVII вв. «восточные» традиции кофепития и та-бакурения, которые не мыслились османами одно без другого, привели к повышенному спросу не только на курительные трубки, но и на посуду для употребления кофейного напитка. Особенно активно полуфаянсовые расписные кофейные чашечки и кофейные наборы (чашечка с блюдцем) изготавливали в XVП-XVШ вв. в анатолийском керамическом центре Кютахья. Поначалу эта посуда являлась подражанием китайским фарфоровым изделиям династии Мин (1368-1644 гг.) с монохромной росписью синим кобальтом. Позже османы

разработали свой полихромный стиль росписи кюта-хийской посуды [22-23]. Однако подлинники - фарфоровые кофейные чашечки - ценились гораздо выше своих дешевых имитаций среди населения Оттоманской Порты. Китайские мастера эпохи императора Канси (1661-1722 гг.), возродив после временной стагнации в стране производство императорского фарфора, быстро сориентировались и стали наполнять османский рынок кофейной фарфоровой посудой, необходимой для поддержания традиции кофепития. Продукция китайских провинций проигрывала императорскому фарфору в своем качестве, но она была более доступной для потребителя [24].

В нижнедонские османские крепости китайские фарфоровые кофейные чашечки и блюдца попали, видимо, благодаря тому, что их использовали в быту высшие чины военных гарнизонов. В керамических комплексах Азака и Сед-Ислам автору удалось выявить остатки 60 фрагментов фарфоровых кофейных чашечек (44 - в Азаке, 16 - в Сед-Ислам) и 4 фрагмента фарфоровых блюдец (3 - в Азаке, 1 - в Сед-Ислам). Вся посуда была произведена в провинциях Китая. Морфологически прослеживается два традиционных типа чашечек - полусферической (рис. 3, 1, 2, 5-12, 19, 20, 23; рис. 4, 1) и колоколовидной (рис. 3, 3, 4, 15, 16, 18; рис. 4, 2) формы с явным преобладанием первого типа, на низком, узком кольцевом поддоне. Высота чашечек - 4,0-5,0 см, диаметр венчика - 7,5-9,0 см, диаметр поддона - 2,5-4,5 см, толщина стенок - 0,2-0,6 см. Черепок - более толстый, менее плотный и стекловидный, чем у императорского фарфора, белого цвета с желтоватым или голубоватым оттенком. Глазурь - бесцветная, прозрачная, иногда голубоватая, обычно хорошего качества, но иногда с многочисленными мельчайшими пузырьками воздуха, нанесена на обе поверхности чашечек, как правило, тонким слоем. Порой встречаются бракованные экземпляры чашечек с некачественной росписью или участками без покрытия глазурью (рис. 3, 22).

Из четырех фрагментов китайских фарфоровых блюдец лучше других сохранились только два: первый - фрагмент тонкостенного блюдца на низком, узком кольцевом поддоне цилиндрической формы (толщина стенок - 0,2-0,3 см, высота поддона - 0,4 см, диаметр поддона - 8,0 см) из турецкой крепости Азак (рис. 4, 6), второй - фрагмент более толстостенного блюдца на подобном поддоне (толщина стенок - 0,20,5 см, высота поддона - 0,6 см, диаметр поддона - 9,010,0 см) из крепости Сед-Ислам (рис. 4, 4). Особого внимания заслуживает изучение стилей росписи и декора китайских фарфоровых изделий императора Канси.

В декоре китайских кофейных фарфоровых чашечек, обнаруженных в нижнедонских османских военных укреплениях, прослежено два основных приема оформления: монохромная роспись в стиле «Синее и белое» и покрытие поверхностей цветными глазурями, порой в сочетании этих двух приемов друг с другом [25. С. 393-409].

Рис. 3. Керамика Восточной Азии из турецких крепостей Азак и Сед-Ислам. Фарфоровые кофейные чашечки (фрагменты и целые формы): с росписью синим кобальтом (1—11, 21—23) в технике «резерва» (12, 13), без росписи (14), с росписью кобальтом и покрытием бежевой глазурью (15, 16) или коричневой глазурью (17—20). Китайские провинции, конец XVII - первая половина XVIII в.

Рис. 4. Керамика Восточной Азии и Среднего Востока из турецких крепостей Азак и Сед-Ислам. Фрагменты фарфоровых кофейных чашечек: с покрытием коричневой глазурью (1, 3) в технике «резерва» (2), с росписью в технике «blue poudré» (5) и блюдец с росписью кобальтом (4) и покрытием коричневой глазурью в технике «резерва» (6). Китайские провинции, конец XVII - первая половина XVIII в. «Персидские фаянсы»: фрагменты пиалы (7) и блюдец (11—12) с росписью синим и коричневым, кофейных чашечек с росписью кобальтом (8, 10) и покрытием коричневой глазурью (9). Сефевидский Иран, конец XVII - первая половина XVIII в. Целый экземпляр чашечки из раскопок в Каменце-Подольском (13), XVII в.

1. Монохромной роспись.

1.1. Синим кобальтом в стиле «Синее и белое».

Самыми популярными, по-видимому, были китайские фарфоровые чашечки с росписью синим кобальтом в стиле «Синее и белое». Находки остатков таких чашечек самые многочисленные на всех османских памятниках археологии. Мода на украшение посуды подглазур-ной росписью кобальтом, существовавшая в Китае еще в период династии Юань (1271-1368 гг.), гораздо шире распространилась в эпоху династии Мин (1368-1644 гг.). В период правления китайского императора Канси (1662-1722 гг.) династии Цин (1644-1911 гг.) данный

стиль росписи продолжал существовать. Мотивы росписи - преимущественно цветочно-растительные (рис. 3, 1-10). На внутренней стороне дна чашечек часто изображен стилизованный цветок или цветочная розетка (рис. 3, 21, 22), на внешней - иногда встречаются иероглифы (рис. 3, 21), а также изображения различных фигур - ромбов, «листов», которые можно рассматривать в качестве марок (клейм). Из крепости Сед-Ислам происходит фрагмент фарфоровой чашечки, внешняя поверхность которой полностью покрыта слоем синего кобальта, внутренняя - без декора (см. рис. 3, 11), а также фрагмент блюдца с росписью в стиле «Синее и белое» (см. рис. 4, 4).

1.2. Синим кобальтом в технике «резерва».

Находки чашечек с росписью кобальтом в технике «резерва» весьма редки (всего два фрагмента). Мотивы декора таких чашечек, обнаруженных в Азакской крепости, цветочный и «ромбическая сетка» (рис. 3, 12-13).

2. С росписью синим кобальтом и покрытием цветными глазурями.

2.1. С росписью синим кобальтом и покрытием коричневой глазурью.

С конца XVII в. становится популярным глазурование поверхностей китайских фарфоровых сосудов, которое появилось еще в эпоху династии Мин. Тогда были изобретены цветные глазури с необычными названиями: «цвета жертвенной рыбы» (красная), «цвета яблока» (зеленая), «цвета кожи рыбы» (желтая), «цвета луны» (бирюзово-желтоватая) и др. В эпоху императора Канси особо модным стал коричневый цвет глазури различных оттенков. В качестве красителя глазури использовалось железо. Темно-коричневую краску называли «батавской» по голландскому названию столицы Индонезии Джакарты, которая в XVII в. принадлежала Голландии и Ост-Индской торговой компании. Покрытие цветными глазурями часто сочеталось с росписью кобальтом под слоем прозрачной бесцветной глазури. Мотивы росписи - пояски с геометрическими фигурами (рис. 3, 18, 19), концентрические окружности, цветочные розетки (рис. 3, 17), корзины с фруктами (рис. 3, 20).

2.2. С росписью синим кобальтом и покрытием бежевой глазурью.

Светло-коричневую и бежевую глазурь на китайской фарфоровой посуде французы именовали «кофе с молоком». Как и темно-коричневая глазурь, она часто сочеталась с росписью кобальтом (рис. 3, 15, 16). Встречаются и другие, более светлые, оттенки коричневой глазури на чашечках, но весьма редко.

2.3. С покрытием коричневой глазурью.

Среди находок из крепостей Азак и Сед-Ислам имеются фрагменты фарфоровых кофейных чашечек, обе поверхности которых покрыты темно-коричневой глазурью, за исключением внешней поверхности дна (рис. 4, 1, 3).

2.4. С покрытием коричневой глазурью в технике «резерва».

Единственный фрагмент фарфоровой чашечки, внешняя поверхность которой украшена декором в технике «резерва» (покрыта темно-коричневой глазурью, сочетающейся с широкими, горизонтальными полосами белого цвета), а внутренняя - без декора, происходит из раскопок в крепости Сед-Ислам (рис. 4, 2). Похожим стилем декора было украшено блюдце с темно-коричневой глазурью на обеих поверхностях, фрагмент которого был обнаружен в окрестностях крепости Азак. В белые картуши на блюдце «вписан» растительно-цветочный орнамент, выполненный синим кобальтом (рис. 4, 6).

3. С полихромной росписью.

3.1. С росписью в технике «blue poudré».

Полихромная роспись, называемая французами «blue poudré» («синий припудренный»), появилась во времена китайского императора Канси (конец XVII -

начало XVIII в.). Суть этой техники декора заключалась в том, что синий кобальт выдувался сквозь бамбуковую трубку на еще влажный черепок, после чего изделие подвергалось обжигу. Получавшийся синий фон расписывался надглазурной росписью золотом. Очевидно, таким стилем росписи была украшена чашечка, фрагмент которой нашли археологи на территории Азакской крепости (рис. 4, 5).

4. Без росписи.

Несколько фрагментов фарфоровых чашечек, происходящих из нижнедонских османских крепостей, вообще не имеют декора. Их поверхности покрыты прозрачной бесцветной глазурью (рис. 3, 14). Известно, что сосуды без росписи изготавливались китайскими мастерами и переправлялись по торговым путям в Европу в качестве «полуфабрикатов», для того, чтобы европейские мастера могли расписывать их по своему усмотрению, что называется, на свой «вкус». Китайские сосуды без росписи находили, например, на борту затонувшего у берегов Вьетнама в кораблекрушении судна, плывшего в Батавию с грузом фарфора для немецкого торгового рынка [26. Р. 89].

О том, что фарфоровые изделия Поднебесной высоко ценились османами, свидетельствуют находки остатков кофейных чашечек со следами ремонта - просверленными сквозными округлыми отверстиями для стягивания трещин (рис. 3, 17). Дж. Хейс в ходе археологических исследований в Сарачхане в Стамбуле в 1990-х гг. тоже находил китайские фарфоровые чашечки со следами ремонта [27. Р. 235-237]. Донские казаки, обитавшие в низовьях Дона и контактировавшие со своими «соседями», со временем тоже приобщились к восточным традициям, в том числе и к кофепитию. Среди посуды, обнаруженной в ходе раскопок, к примеру, на территории Черкасского казачьего городка, присутствуют фрагменты кютахий-ских полуфаянсовых и китайских фарфоровых кофейных чашечек [28. С. 331].

Керамика Среднего Востока

Керамика Сефевидского Ирана, как и Оттоманской Порты, подверглась заметному влиянию китайского фарфора. Это объяснялось огромной популярностью продукции Китая на рынке, что заставляло производителей керамики подражать особо востребованным покупателями образцам, порой изготавливая откровенные копии, которые продавались преимущественно в страны Европы как «подлинники». Среди керамических находок из турецких крепостей Азак и Сед-Ислам присутствуют фрагменты так называемых персидских фаянсов - изделий, имитирующих китайский фарфор (рис. 4, 7-12). Внешне они выглядят как фарфоровые, но формовочная масса этих сосудов представляет собой «промежуточное состояние» между фарфором и фаянсом (черепок в изломе - белый, рыхлой структуры, а не стекловидный, как у фарфора, более толстый, формовочная масса изготовлена из измельченного кварца, битого стекла и белой глины). Качество росписи «персидских фаянсов» тоже отличается от китайских образцов - размытый, небрежно исполненный декор под толстым слоем бесцветной, прозрачной глазури низкого качества (с пузырьками воздуха).

Сефевидская посуда, происходящая из переотложенного культурного слоя второй половины XVII - первой половины XVIII в. нижнедонских османских укреплений, представлена редкими фрагментами (всего - 8 экз., из них: 6 - из крепости Азак, 2 - из крепости Сед-Ислам) кофейных чашечек (рис. 4, 8-10), блюдец (рис. 4, 11, 12) и чаши-пиалы (рис. 4, 7). Кофейные чашечки морфологически повторяют форму китайских образцов. Целые их формы известны, например, по находкам из османской кофейни второй половины XVII в. на Польском рынке в Каменце-Подольском (рис. 4, 13) [29. С. 26-32]. По сохранившимся фрагментам чашечек прослеживаются только размеры их низких кольцевых поддонов цилиндрической формы (высота - 0,5 см, диаметр -2,8 см, толщина стенок - 0,2-0,3 см). Чаша-пиала имела диаметр венчика 12,0 см, толщину стенок - 0,2 см. Восстановленные размеры однотипных блюдец на относительно высоком, узком кольцевом поддоне: диаметр венчика - 18,0 см, высота поддона - 0,8 см, диаметр поддона - 8,0 см, толщина стенок - 0,2-0,3 см.

Декор «персидских фаянсов» подобен декору китайских фарфоровых изделий. Две кофейные чашечки украшены монохромной росписью синим кобальтом под прозрачной бесцветной глазурью (рис. 4, 8, 10). Поверхности третьей чашечки покрыты синей и коричневой глазурью, за исключением дна и внешней стороны поддона (рис. 4, 9). Чаша-пиала и оба блюдца имели особый вид декора - бихромную роспись синим и коричневым под бесцветной прозрачной глазурью, где поверхности изделий оформлены орнаментом в стиле «Синее и белое», а венчик - узким коричневым ободком. Мотивы росписи кобальтом - растительно-геометрические (рис. 4, 7, 11, 12). Изображая коричневым красителем ободок на венчике сосудов, персы, очевидно, имитировали бронзовый ободок на китайском фарфоре, который служил защитой от трещин. В конце XVII - начале XVIII в. «персидские фаянсы» массово производились во многих керамических центрах Сефевидского Ирана (Тебризе, Кашане, Кермане, Мешхеде и др.) и под видом китайских фарфоровых изделий вывозились на продажу в Европу и в Османскую империю. Известны случаи, когда на имитации китайских образцов в Кашане ставились «китайские» марки [30. С. 13; 31. Р. 95].

Выводы

В результате изучения керамических комплексов османского времени (конец XV - первая половина XVIII в.), полученных в ходе археологических исследований турецких крепостей Азак и Сед-Ислам, были выявлены новые группы импортной керамики производства мастерских Южной Европы, Восточной Азии и Среднего Востока на территории Северо-Восточного Приазовья. Изделия гончаров Южной Европы представлены редкими (0,1% от общего количества импортных керамических изделий, обнаруженных на памятниках) фрагментами итальянской майолики (кувшины и блюдо) эпохи Возрождения (рубеж XV-XVI вв.) и глиняными курительными трубками XVII - первой половины XVIII в. Поиски аналогий в письменных источни-

ках, научной литературе и среди материалов других археологических и этнографических коллекций помогли выяснить, что подобную расписную майоликовую посуду изготавливали в таких итальянских городах, как Фаэнца, Флоренция, Сиена, Пезаро и других, а двухкамерные курительные трубки с внутренней перегородкой и покрытием поверхностей «серебристым лаком» производили венецианские мастера-трубочники.

Более многочисленными по количеству найденных остатков (0,3%) являются фарфоровые изделия эпохи китайского императора Канси (1662-1722 гг.) из Восточной Азии - чаши-пиалы и кофейные чашечки с блюдцами, свидетельствующие о поддержании в турецких военных гарнизонах нижнедонских крепостей восточных традиций кофепития наряду с табакокурением, которые зародились в Османской империи почти одновременно в конце XVI - начале XVII в. Автору удалось проследить несколько вариантов декора фарфоровой посуды ремесленниками провинциальных мастерских Китая, наиболее популярным из которых является монохромная подглазурная роспись синим кобальтом в стиле «Синее и белое». Реже использовалось покрытие поверхностей сосудов цветными глазурями (преимущественно коричневого цвета различных оттенков), иногда в сочетании с росписью синим кобальтом (в том числе в белых «резервных» картушах). К другим разновидностям декора китайского фарфора относится монохромная роспись кобальтом и покрытие коричневой глазурью в технике «резерва», а также полихромная роспись в технике «blue poudré». Несколько фрагментов кофейных чашечек не имеют росписи и относятся, вероятно, к китайским фарфоровым «полуфабрикатам».

Керамика Среднего Востока в турецких крепостях Азак и Сед-Ислам представлена весьма редкими фрагментами (0,02%) так называемых персидских фаянсов (чаша-пиала и кофейные чашечки с блюдцами), произведенных в керамических центрах Сефевидского Ирана, которые удачно имитировали китайский фарфор. Судя по находкам на археологических памятниках, связанных с присутствием османов, эти изделия пользовались популярностью у населения Оттоманской Порты. Как и китайский фарфор, «персидские фаянсы», вероятно, стоили недешево, поэтому их количество в нижнедонских укреплениях невелико. Необходимо отметить, что выделение остатков этой сефевидской керамики вызывает у керамологов определенные трудности в связи с ее большим сходством с китайским фарфором.

Все перечисленные выше группы импортной керамики относятся к разряду дорогостоящей, элитной посуды, которой, в силу ее дороговизны, могли пользоваться в быту только высокопоставленные османские военные чины и вельможи. Чего нельзя сказать о венецианских курительных трубках, являвшихся, по мнению некоторых исследователей, продукцией массового спроса, в связи с чем ими пользовались в быту низшие военные чины (в том числе моряки). В целом находки керамики Южной Европы, Восточной Азии и Среднего Востока на османских археологических памятниках Северо-Восточного Приазовья, датирующихся концом XV - первой половины XVIII в., свидетельствуют о

наличии широких торгово-экономических и политических связей Оттоманской Порты в данный период времени в рассматриваемом регионе.

Научная ценность проведенных исследований заключается в том, что выявленные автором группы импортной керамики могут служить «маркерами» для датирования

других археологических находок, происходящих из сильно поврежденного в результате русско-турецких военных конфликтов и фортификационных вмешательств XVII-XVIII вв. культурного слоя нижнедонских крепостей, а также иных памятников археологии османского времени, где встречаются данные группы керамики.

Список источников

1. Челеби Эвлия. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Вып. 2: Земли Северного Кавказа,

Поволжья и Подонья. М. : Наука, 1979.

2. Казакова Л.М. Отчет об археологических работах музея в г. Азове в 1962 году. Азов, 1963. 28 л. // Архив Института археологии РАН. Ф. 1. Р. 1. № 2560.

3. Чеснок В.Ф. Альбом иллюстраций к отчету о раскопках в крепости Лютик летом 1970 г. Недвиговка, Ростовской области, 1970 // Архив

археологического музея-заповедника «Танаис». НВФ-180.

4. Трубников В.В. Отчет о раскопках Черкасского городка XVI-XIX вв. в Аксайском районе Ростовской области. Т. I. Ростов-на-Дону, 2017.

277 с. // Архив Азовского музея-заповедника (Архив АМЗ) КВФ-14401/1.

5. Масловский А.Н. Отчет о спасательных археологических раскопках в г. Азове по улицам Мира 2А, Суворова 51, Севастопольской 3, Ча-

паева 14 в 2008 г. Т. 1. Азов, 2009. 136 с. // Архив АМЗ. КВФ-13795/1.

6. Гончарова С.М. Отчет об археологических раскопках на территории г. Азова Ростовской области в 2012—2013 гг. Т. IV. Азов, 2019. 230 с.

// Архив АМЗ. КВФ-14595/4.

7. Якиев Б.А. Отчет о проведении работ по определению границ территории объекта археологического наследия федерального значения «Ге-

нуэзско-Венецианская фактория Тана», расположенного по адресу: внутри существующих валов Азовской крепости (местоположение: Ростовская область, г. Азов, в 1161 м к северо-западу от бульвара Петровского, 22). Государственное задание на 2020 г. Ростов-на-Дону, 2020. 38 с. // Архив АМЗ.

8. Тесленко И.Б. Итальянская майолика в Крыму периода турецкого владычества // Российская археология. 2008. № 2. С. 71-77.

9. Тесленко И.Б., Алядинова Д.Ю. Влияние османского завоевания 1475 г. на культуру жителей Южного Крыма (по материалам керамических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

комплексов конца XV - XVI вв.) // Лики войны. Stratum plus. № 6. Санкт-Петербург ; Кишинев ; Одесса ; Бухарест, 2019. С. 295-320.

10. Тесленко И.Б., Майко В.В. Итальянская майолика османского Судака // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2020. Вып. XXV. С. 401-426.

11. Vroom J. Bizantine to modern pottery in the Aegean (7th to 20th Century): an introduction and field guide. Utrecht, The Netherlands : Parnassus Press, 2005. P. 146-147.

12. Tite M.S. The production technology of Italian maiolica: a reassessment // Journal of Archaeological Science. 2009. № 36 (10). Р. 2065-2080.

13. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы (Источники и методы изучения). М. : Наука, 1978. 272 с.

14. Gelichi S. La maiolika a Bologna nel XV secolo: nuovi dati archeologici // Atti XXIV convegno internazionale della ceramica «Della maiolica arcaica alla maiolica del primo Rinascimento». Albisola, 1991. P. 19-47.

15. Кубе А.Н. История фаянса. Берлин : Государственное издательство Р.С.Ф.С.Р., 1923. 23 с.

16. Кубе А.Н. Итальянская майолика XV-XVIII веков. Собрание Государственного Эрмитажа. М. : Искусство, 1976. 106 с.

17. Gosse Ph. Les pipes de l' Empire Ottoman. Fouilles archéologiques du port de quarantaine sur l'lle de Pomègues // Association de Recherches Historiques et Archéologiques. 2001-2002-2003. 164 p.

18. Wood J. Pipes from Malta: a short account of the tobacco pipes found in Dockyard Creek, Birgu // The International Journal of Nautical Archaeology. Nautical Archaeology, 27.4. 1998. P. 313-330.

19. Гусач И.Р. Курительные трубки из раскопок османской крепости Азак // Курительные трубки из раскопок османской крепости Азак (по материалам фонда археологии Азовского музея-заповедника) : каталог коллекции. Азов, 2016. С. 18-359.

20. Boscolo G. Lapipa Chioggiotta. Chioggia, 1977. 43 p.

21. Bekic L. Clay pipes from the waters of Vestar Harbour near Rovinj in Croatia // Journal of the Académie Internationale de la Pipe. 2016. Vol. 9. P. 99-108.

22. Гусач И.Р. Турецкие полуфаянсы XVIII века из Азова // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв. : сб. науч. тр. Т. I. Киев : ИД «Стилос», 2005. С. 476-481.

23. Гусач И.Р. Кютахийские кофейные чашечки из раскопок крепости Лютик (Сед-Ислам) // Вестник Танаиса. Вып. 3. Недвиговка Мясниковского района Ростовской области, 2012. С. 116-143.

24. Кузьменко Л.И. Керамика и фарфор Китая. Каталог выставки. М., 1980. 72 с.

25. Гусач И.Р. Китайский фарфор XVII-XVIII вв. из раскопок на территории турецкой крепости Азак // Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2009 году. Вып. 25. Азов, 2011. С. 391-454.

26. Jörg C.J.A. Chinese Ceramics in the Collection of the Rijksmuseum, Amsterdam: The Ming and Qing Dynasties. Amsterdam, 1997. 352 p.

27. Hayes J.W. Turkish Pottery // Excavations at Saraçhane in Istanbul. Vol. 2: The Pottery. Oxford : Princeton University Press and Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1992. 455 p.

28. Гусач И.Р. Русско-турецкая граница: керамика и проблемы культурного обмена во второй половине XVII - XVIII вв. // Жизнь и смерть в Российской империи. Новые открытия в области археологии и истории России XVIII-XIX вв. / [редколл.: Л.А. Беляев (отв. ред.), В.Н. Захаров (отв. ред.) и др.]. М. : Индрик, 2020. С. 314-337.

29. Гусач И.Р., Нечитайло П.А. Импортные кофейные чашечки из закрытого комплекса конца XVII века в Каменце-Подольском // Балансы истории: ценности и средства. Stratum plus. № 6. Санкт-Петербург ; Кишинев ; Одесса ; Бухарест, 2018. С. 319-357.

30. Кверфельдт Э.К. Фарфор. Краткий исторический очерк. Л. : Государственный Эрмитаж, 1940. 80 с.

31. Afshar Vafa. Safavid ceramics through the eyes of European travelers // Journal of Arts. 2020. Vol. 3, Is. 2. P. 85-96.

References

1. Çelebi, E. (1979) Kniga puteshestviya (Izvlecheniya iz sochineniya turetskogo puteshestvennika XVII veka) [Book of Travel (Extracts from the

writings of a Turkish traveler of the 17th century)]. Vol 2. Translated from Turkish. Moscow: Nauka.

2. Archive of Institute of Archaeology of RAS. Fund 1 List 1. No. 2560. Kazakova, L.M. (1963) Otchet ob arkheologicheskikh rabotakh muzeya v g.

Azove v 1962 godu. Azov, 1963. 281. [Report on the archaeological work of the museum in Azov in 1963. Azov. 28 p.].

3. Archive of the Tanais Archaeological Museum-Reserve. NVF-180. Chesnok, V.F. (1970) Al'bom illyustratsiy k otchetu o raskopkakh v kreposti Lyutik letom 1970

g. Nedvigovka, Rostovskoy oblasti [Album of illustrations for the report on excavations in the Lyutik fortress in the summer of 1970. Nedvigovka, Rostov Oblast].

4. Archive of Azov Museum-Reserve. KVF-14401/1. Trubnikov, V.V. (2017) Otchet o raskopkakh Cherkasskogo gorodka XVI—XIX vv. v Aksayskom

rayone Rostovskoy oblasti. T. I. Rostov-na-Donu. 277 s. [Report on excavations of the Cherkassy town of the 16th-19th centuries. in the Aksai district of Rostov Oblast. Vol. I. Rostov-on-Don. 277 p.].

5. Archive of Azov Museum-Reserve. KVF-13795/1. Maslovskiy, A.N. (2009) Otchet o spasatel'nykh arkheologicheskikh raskopkakh v g. Azovepo

ulitsamMira 2A, Suvorova 51, Sevastopol'skoy 3, Chapaeva 14 v 2008g. T. 1. Azov, 2009. 136 s. [Report on rescue archaeological excavations in the city of Azov along the streets of Mira 2A, Suvorov 51, Sevastopolskaya 3, Chapaev 14 in 2008. Vol. 1. Azov. 136 p.].

6. Archive of Azov Museum-Reserve. KVF-14595/4. Goncharova, S.M. (2019) Otchet ob arkheologicheskikh raskopkakh na territorii g. Azova

Rostovskoy oblasti v 2012—2013 gg. T. IV. Azov, 2019. 230 s. [Report on archaeological excavations on the territory of the city of Azov, Rostov Oblast, in 2012-2013. Vol. IV. Azov. 230 p.].

7. Archive of Azov Museum-Reserve. Yakiev, B.A. (2020) Otchet oprovedenii rabotpo opredeleniyu granits territorii ob"ekta arkheologicheskogo

naslediya federal'nogo znacheniya "Genuezsko-Venetsianskayafaktoriya Tana", raspolozhennogopo adresu: vnutri sushchestvuyushchikh valov Azovskoy kreposti (mestopolozhenie: Rostovskaya oblast', g. Azov, v 1161 m k severo-zapadu ot bul'vara Petrovskogo, 22). Gosudarstvennoe zadanie na 2020 g. Rostov-na-Donu. 38 s. [Report on the work to determine the boundaries of the territory of the archaeological heritage site of federal significance "Genoese-Venetian trading post of Tana", located at the address: inside the existing ramparts of the Azov fortress (location: Rostov Oblast, Azov, 1161 m northwest of Petrovsky Boulevard , 22). State assignment for 2020. Rostov-on-Don. 38 p.].

8. Teslenko, I.B. (2008) Ital'yanskaya mayolika v Krymu perioda turetskogo vladychestva [Italian maiolica in Crimea during the period of Turkish

rule]. Rossiyskaya arkheologiya. 2. pp. 71-77.

9. Teslenko, I.B. & Alyadinova, D.Yu. (2019) Vliyanie osmanskogo zavoevaniya 1475 g. na kul'turu zhiteley Yuzhnogo Kryma (po materialam

keramicheskikh kompleksov kontsa XV-XVI vv.) [The influence of the Ottoman conquest of 1475 on the culture of the inhabitants of the Southern Crimea (based on materials from ceramic complexes of the late 15th-16th centuries)]. Liki voyny. Stratum plus. 6. pp. 295-320.

10. Teslenko, I.B. & Mayko, V.V. (2020) Ital'yanskaya mayolika osmanskogo Sudaka [Italian maiolica of the Ottoman Sudak]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii. 35. pp. 401-426.

11. Vroom, J. (2005) Bizantine to Modern Pottery in the Aegean (7th to 20th Century): an introduction and field guide. Utrecht: Parnassus Press. pp. 146-147.

12. Tite, M.S. (2009) The production technology of Italian maiolica: a reassessment. Journal of Archaeological Science. 36 (10). pp. 2065-2080.

13. Bobrinskiy, A.A. (1978) Goncharstvo Vostochnoy Evropy (Istochniki i metody izucheniya) [Pottery of Eastern Europe (Sources and methods of study)]. Moscow: Nauka.

14. Gelichi, S. (1991) La maiolika a Bologna nel XV secolo: nuovi dati archeologici. In: Della maiolica arcaica alla maiolica del primo Rinascimento. Atti XXIVconvegno internazionale della ceramica. Albisola: Centro Ligure per la storia della ceramica. pp. 19-47.

15. Kube, A.N. (1923) Istoriyafayansa [History of Faience]. Berlin: Gosudarstvennoe izdatel'stvo R.S.F.S.R.

16. Kube, A.N. (1976) Ital'yanskaya mayolika XV—XVIII vekov. Sobranie Gosudarstvennogo Ermitazha [Italian Maiolica of the 15th-18th Centuries. Collection of the State Hermitage]. Moscow: Iskusstvo.

17. Gosse, Ph. (2001-2003) Les pipes de l' Empire Ottoman. Fouilles archéologiques du port de quarantaine sur l'lle de Pomègues. Association de Recherches Historiques et Archéologiques.

18. Wood, J. (1998) Pipes from Malta: a short account of the tobacco pipes found in Dockyard Creek, Birgu. The International Journal of Nautical Archaeology. Nautical Archaeology. 27.4. pp. 313-330.

19. Gusach, I.R. (2016) Kuritel'nye trubki iz raskopok osmanskoy kreposti Azak [Smoking pipes from the excavations of the Ottoman fortress Azak]. In: Kuritel'nye trubki iz raskopok osmanskoy kreposti Azak (po materialam fonda arkheologii Azovskogo muzeya-zapovednika): katalog kollektsii [Smoking Pipes from the Excavations of the Ottoman Fortress Azak (Based on materials from the archeology fund of the Azov Museum-Reserve): collection catalog]. Azov: Azov History, Archaeology and Palaeontology Museum-Reserve. pp. 18-359.

20. Boscolo, G. (1977) LaPipa Chioggiotta. Chioggia: [s.n.].

21. Bekic, L. (2016) Clay pipes from the waters of Vestar Harbour near Rovinj in Croatia. Journal of the Académie Internationale de la Pipe. 9. pp. 99-108.

22. Gusach, I.R. (2005) Turetskie polufayansy XVIII veka iz Azova [Turkish semi-faience of the 18th century from Azov]. In: Polivnaya keramika Sredizemnomor'ya iPrichernomor'yaX—XVIII vv. [Glazed Ceramics of the Mediterranean and Black Sea Region of the 10th-18th Centuries]. Vol. 1. Kiev: ID "Stilos". pp. 476-481.

23. Gusach, I.R. (2012) Kyutakhiyskie kofeynye chashechki iz raskopok kreposti Lyutik (Sed-Islam) [Kutahya coffee cups from the excavations of the Lutic fortress (Sed-Islam)]. Vestnik Tanaisa. 3. pp. 116-143.

24. Kuz'menko, L.I. (1980) Keramika i farfor Kitaya. Katalog vystavki [Ceramics and Porcelain of China. Exhibition catalogue]. Moscow: State Museum of Oriental Art.

25. Gusach, I.R. (2011) Kitayskiy farfor XVII-XVIII vv. iz raskopok na territorii turetskoy kreposti Azak [Chinese porcelain of the 17th-18th centuries from excavations on the territory of the Turkish fortress Azak]. In: Istoriko-arkheologicheskie issledovaniya v Azove i na Nizhnem Donu v 2009 godu [Historical and Archaeological Research in Azov and the Lower Don in 2009]. Vol. 25. Azov: Azov Museum of Local Lore. pp. 391-454.

26. Jörg, C.J.A. (1997) Chinese Ceramics in the Collection of the Rijksmuseum, Amsterdam: The Ming and Qing Dynasties. Amsterdam: [s.n.].

27. Hayes, J.W. (1992) Turkish Pottery. In: Hayes, J.W. (ed.) Excavations at Saraçhane in Istanbul. Vol. 2. Oxford: Princeton University Press and Dumbarton Oaks Research Library and Collection.

28. Gusach, I.R. (2020) Russko-turetskaya granitsa: keramika i problemy kul'turnogo obmena vo vtoroy polovine XVII - XVIII vv. [Russian-Turkish Border: Ceramics and problems of cultural exchange in the second half of the 17th-18th centuries]. In: Belyaev, L.A. & Zakharov, V.N. (eds) Zhizn' i smert' v Rossiyskoy imperii. Novye otkrytiya v oblasti arkheologii i istorii Rossii XVIII—XIX vv. [Life and Death in the Russian Empire. New discoveries in the field of archeology and history of Russia in the 18th-19th centuries]. Moscow: Indrik. pp. 314-337.

29. Gusach, I.R. & Nechitaylo, P.A. (2018) Importnye kofeynye chashechki iz zakrytogo kompleksa kontsa XVII veka v Kamentse-Podol'skom [Imported coffee cups from a closed complex of the late 17th century in Kamenets-Podolsk]. Stratum plus. 6. pp. 319-357.

30. Kverfel'dt, E.K. (1940) Farfor. Kratkiy istoricheskiy ocherk [Porcelain. Brief historical sketch]. Leningrad: Gosudarstvennyy Ermitazh.

31. Afshar, V. (2020) Safavid ceramics through the eyes of European travelers. Journal of Arts. 2 (3). pp. 85-96.

Информация об авторе:

Гусач И.Р. - старший научный сотрудник Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника имени А.А. Горбенко (Азов, Россия). E-mail: irina_gusach@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

I.R. Gusach, senior research fellow, Azov History, Archaeology and Palaeontology Museum-Reserve (Azov, Russian Federation). Email: irina_gusach@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 08.12.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 29.12.2023.

The article was submitted 08.12.2023; approved after reviewing 12.12.2023; accepted for publication 29.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.