КЕРАМИКА ГОРОДИЩА ТРА-ТАУ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК В.А. ИВАНОВА В 1971-1972 ГОДЫ)
А.Г. Колонских, мл. науч. сотр.
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Россия, г. Уфа)
Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11749
Работа выполнена в рамках реализации государственного задания № АААА-А19-119042490023-5 в сфере научных исследований.
Аннотация. В работе представлены результаты исследования керамической серии происходящей из раскопок городища Тра-Тау (Старонагаевское). Изученный материал был обнаружен В.А. Ивановым в ходе стационарных археологических работ на памятнике в 1971-1972 гг. В статье дана подробная характеристика керамической серии, основанная на специфике орнамента, морфологии и составе формовочных масс. Выделенные культурные группы керамики были соотнесены с комплексами населения Предуралья эпохи раннего железного века - раннего средневековья.
Ключевые слова: городище Тра-Тау, поселения, керамика, ананьинская культура, пья-ноборская культура, мазунинская культура, бахмутинская культура, романовский тип.
Основная цель данной работы - характеристика керамической коллекции городища Тра-Тау полученной в ходе полевых работ В.А. Иванова в 1971-1972 гг. [1, с. 610]. Слабая изученность и немногочисленность опубликованных работ посвященных поселенческим материалам вынуждает обращаться к имеющимся данным. Раскопки В.А. Иванова в 1971-1972 гг. и последующие исследования Н.А. Мажитова
в 1980-1990-х гг. показывают, что городище Тра-Тау (Старонагаевское) является довольно ярким, многослойным и на редкость хорошо изученным объектом [1, с. 610; 2, с. 13-14]. Поэтому, коллекция керамики данного поселения может стать отправной точкой для характеристики наиболее массового поселенческого материала в регионе (рис 1).
Рис. 1. Ситуационный план локализации городища Тра-Тау
Городище Тра-Тау (Старонагаевское) открыто А.П. Шокуровым в 1956 году на мысу (который местные жители называют «Тра-Тау») коренной террасы на северной окраине с. Старо-Нагаево [3, с. 105-106]. В ходе исследований на городище выявлена одна линия укреплений, состоящая из вала и рва. В 1964 г. на городище побывал А.Х. Пшеничнюк [4, с. 37-38]. В 1971-
1972 гг. поселение исследовалось В.А. Ивановым (рис. 2) [1, с. 6-10]. С 1981 г. по 1991 г. широкие раскопки на городище проводил Н.А. Мажитов [2, с. 1314]. Им получены наиболее полные данные о топографии и фортификации поселения. В ходе инвентаризации памятников археологии в 2010 г. городище Тра-Тау обследовал И.М. Акбулатов [5].
Рис. 2. Топографический план городища Тра-Тау В.А. Иванова 1972 г. (Копия в электронной обработке Колонских А.Г. 2019 г.)
Описание коллекции. В настоящее время коллекция раскопок 1971-1972 гг. хранится в фондах Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН. Инвентарный номер коллекции в соответствии с Книгой поступлений - «834». С момента создания инвентарный номер менялся неоднократно. Коллекция насчитывает 1117 предметов, превалирующее большинство которых представлена фрагментами керамики. Сохранность коллекции не полная. В ходе работы с коллекцией было отобрано 186 фрагментов верхних частей сосудов, реконструкция форм которых представлялась возможной. Именно эта часть коллекции и является основным предметом настоящего исследования.
Керамический комплекс. Основываясь на имеющиеся в историографии описания керамических комплексов поселений Предуралья, отобранные для анализа фрагменты были условно разделены на четыре культурные группы - ананьинская, пьяноборская, мазунинская, бахмутинская. Исходя из различий в технике орнаментации, а также морфологии форм сосудов, внутри культурных групп были выделены подгруппы и типы. Изучение рецептов формовочных масс проводилось с применением бинокулярного микроскопа МБС-10.
Ананьинская культурная группа. Основная масса ананьинской посуды представлена лепными сосудами горшковид-ной формы, с широким горлом, плавно переходящим в раздутое тулово шаровидной
или овальной формы, дно сосудов округлое, орнамент, как правило, располагается в зоне перехода горлышка в тулово [6, с. 218, 220].
Данная культурная группа, в исследуемой коллекции, объединяет фрагменты 81 сосуда, в основном украшенных ямочно-шнуровым (реже гребенчатым) орнаментом (рис. 3).
Три фрагмента (2 из которых принадлежат одному и тому же сосуду) украшены только горизонтальным поясом ямочных вдавлений расположенных на шейке сосуда под характерным уступом (рис. 3, 6). Четыре сосуда украшены только оттиском шнура.
Сосуды с ямочно-шнуровым орнаментом можно условно разбить на две подгруппы. Первая (47 фрагментов) объединяет сосуды, зона орнаментации которых расположена ниже среза устья, отделенного от него неорнаментированной зоной (рис. 3, 1-8). Чаще всего размеры этой зоны находятся в пределах 1-2 см, с нечастными отклонениями, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Край устья у данных сосудов обычно выполнен в виде уплощения (43 фрагмента), реже окружности (4 случая). Большое сходство с этой подгруппой обнаруживают фрагменты, украшенные только ямками.
Рис. 3. Керамика ананьинской культурной группы
Вторая подгруппа объединяет 28 сосудов, сходство которых обусловлено зоной орнаментации занимающую всю верхнюю часть сосуда, от самого среза устья (рис. 1, 11-14). У сосудов данной подгруппы, в 25 случаях край устья выполнен в виде заострения, в 4 случаях в виде окружности. Сосуды, украшенные только оттиском шнура, по большинству признаков (форма, локализация орнамента) схожи именно с сосудами второй орнаментальной подгруппы.
У 10 сосудов наблюдается наличие «жемчужин», на внутренней поверхности стенок, образованных в ходе оформления внешней поверхности ямочными вдавле-ниями (рис. 3, 11-12). Данный элемент встречается исключительно на фрагментах, объединенных по стилю орнаментации во вторую подгруппу.
Ямочные вдавления обычно располагаются по венчику горизонтально в верхней части орнаментальной композиции (ямки и оттиск шнура). В большинстве случаев это периодические одинарные вдавления, в
двух случаях встречены двойные вдавле-ния (рис. 3, 4-5).
Шнуровой орнамент чаще расположен в верхней части сосуда горизонтально, в 8 случаях встречен орнамент зигзагообразной (волнообразной) формы (рис. 3, 45,10).
Оттиски гребенчатого штампа зафиксированы на 8 сосудах второй подгруппы и чаще всего расположены по краю устья.
Часть сосудов первой орнаментальной подгруппы украшенных ямочным, либо ямочно-шнуровым орнаментом имеет характерный уступ в верхней части зоны орнаментации. Для сосудов второй орнаментальной подгруппы (и украшенных только оттисками шнура) характерно наличие не уступа, а валика.
В соответствии с морфологией форм сосудов, можно выделить несколько типов.
Тип 1 объединяет 7 фрагментов, представляющих собой части трех сосудов (один развал из 5 фрагментов) (рис. 3, 1). Шейка данных сосудов высокая, прямая, с небольшим уклоном вовнутрь. Переход к тулову, в этих случаях имеет не ярко выраженное плечо. Диаметр горла в пределах 23-24 см, реконструируемая высота сосудов, вероятно, не превышала 20-25 см, толщина стенок 5-7 мм. Можно предположить, что данный тип представляет собой невысокие, широкогорлые «закрытые» горшки, либо чаши с высоким и прямым устьем.
Тип 2 включает 46 сосудов с высокой слабо отогнутой наружу шейкой и выраженным переходом к тулову (рис. 3, 2-8). В данном типе условно выделяются два подтипа. Первый не имеет выраженного плеча при переходе к тулову (20 сосудов). Второй объединяет 26 сосудов и имеет характерное плечо, в трех случаях оформленное в виде уступа (ступеньки). Все сосуды типа 1 и типа 2 включены в первую подгруппу по характеру орнаментации.
Тип 3 объединяет фрагменты 31 сосуда с невысокой, сильно отогнутой наружу шейкой и профилированным переходом к тулову (рис. 3, 9-14). Внутри данного типа
условно выделяется два подтипа. Первый имеет ямочно-шнуровой орнамент (27 случаев), второй - исключительно шнуровой (4 сосуда).
Один фрагмент является частью миниатюрного сосуда, украшенного ямочными вдавлениями и оттиском шнура (рис. 3, 15). По характеру орнаментации он аналогичен сосудам первой подгруппы, при этом форма более схожа с фрагментами типа 3.
Чаще всего внешняя поверхность сосудов данной культурной группы обработана довольно тщательно, в нескольких случаях вплоть до лощения (рис. 3, 1, 6, 8, 10, 15). Внутренняя поверхность заглажена менее тщательно, при этом следов борозд и расчёсов не наблюдается. Нередко на поверхности фрагментов данной культурной группы встречаются мелкие и неглубокие кратеры, которые представляют собой следы выгоревшей, либо выщелоченной раковины. Рецепты формовочных масс сосудов ананьинской культуры характеризуются большим количеством примеси в виде мелкой и средней толченой раковины. Цвет фрагментов от светло-серого, до светло-желтого, в паре случаев, они имеют терракотовый оттенок.
В ходе реконструкции диаметра горловин было установлено, что их размеры варьируются в пределах 13-26 см, средний показатель 21 -22 см.
Пьяноборская культурная группа. Следующие фрагменты 26 сосудов отнесены к пьяноборской культурной группе. Для подобной керамики характерны горшечные слабопрофилированные формы с невысокой шейкой, украшенные горизонтальным поясом ямочных вдавлений в верхней части сосудов, примесью формовочных масс выступает толченая раковина [7, с. 93-95].
Большая часть отнесенных к этой культурной группе фрагментов из коллекции городища Тра-Тау имеет характерный ямочный орнамент по шейке (24 случая), два не орнаментированы (рис. 4). В 18 случаях край устья уплощен, у 8 фрагментов в профиле имеет форму окружности.
Рис. 4. Керамика пьяноборской культурной группы
Используя некоторые сходства в формах керамики данной группы, удалось выделить три условных типа.
Тип 1 характеризуется относительно высокой слабо отогнутой наружу шейкой и слабопрофилированным переходом к ту-лову (10 сосудов) (рис. 4, 1-2).
Тип 2 объединяет под собой 6 относительно низкогорлых сосудов с отогнутой наружу шейкой и профилированным переходом к тулову (рис. 4, 3-5).
Тип 3 представлен миниатюрными сосудами. Формы семи сосудов аналогичны типу 2, три сосуда соответствуют типу 1 (рис. 4, 6-8).
Внешняя поверхность всех сосудов данной культурной группы тщательно обработана, а в двух случаях фиксируются следы лощения. Внутренняя поверхность сосудов обработана менее аккуратно, при этом редко встречаются следы заглаживания. Основной примесью в формовочных массах выступает раковина, отсюда нередки следы её выщелачивания (выгорания).
Реконструируемые показатели диаметра горловин сосудов данной группы варьируются от 4 (миниатюрные сосуды) до 26 см, при этом средневзвешенный показатель равен 15-16 см.
Мазунинская культурная группа. Наиболее полная характеристика керамики мазунинского типа керамики, на наш взгляд дана Т.И. Останиной. Под понятием «мазунинская» она объединяет лепные ок-
руглодонные (либо слегка уплощенные) сосуды, имеющие сравнительно хорошо обработанную внешнюю поверхность (без лощения) и менее тщательно обработанную внутреннюю. Морфология форм данной керамики характеризуется низкогор-лыми, широкогорлыми слабо и средне профилированными сосудами [8, с. 98101]. При этом описание керамики поселений правобережья р. Камы и правобережья р. Белой даётся исследователем совместно. Мотивы орнамента представлены защипами или насечками по венчику, горизонтальными рядами (чаще 1 -3 ряда) круглых, треугольных, овальных, ромбических, прямоугольных ямок; круглыми ямками, расположенными хаотично по всему туло-ву; в виде ёлочки, по плечику из разных форм вдавлений. Примеси раковины и растительности, по мнению
Т.И. Останиной чаще встречаются на памятниках правобережья р. Камы, а песка и песка с галькой - на правобережье р. Белой [8, с. 100].
Керамику, которую Т.И. Останина локализует на правобережье р. Белой некоторые исследователи именуют «бахмутин-ской», опираясь на данные поселений Уфимско-Бельского междуречья [9, с. 4445; 10, с. 221, 224].
Городище Тра-Тау, располагается в устье правого берега р. Белой и объединяет в своих материалах оба описанных Т.И. Останиной типа (рис. 1). Поэтому
здесь будет дана попытка описания двух отличных, на наш взгляд, типов керамики, именуемых далее «мазунинской» и «бах-мутинской».
Керамика мазунинской культурной группы городища Тра-Тау (40 сосудов), представлена фрагментами круглодонных горшков, орнамент которых выполнен различными вдавлениями и насечками по срезу устья и верхней части сосуда (рис. 5, 1-4,6-10,13-16). Вдавления и насечки по краю устья (30 фрагментов) имеют под-треугольную, подовальную, округлую, ногтевидную, подпрямоугольную форму (рис. 5, 1-4, 6-10). Орнамент в верхней части сосуда (6 случаев) располагается по шейке и в месте перехода устья в тулово, горизонтальными рядами вдавлений (1 -3 ряда). Форма вдавлений, аналогична формам орнамента среза устья, а иногда очевидно выполнена тем же орнаментиром. Наличие орнамента по шейке, всегда сопровождается оформлением края устья (рис. 5, 1-2,6-7,13-16).
Восемь фрагментов имеют следы сквозных отверстий, которые представляются примерами их утилитарного назначения (ремонт, продевание шнура) (рис. 5, 4, 10, 12). В этом случае автор полностью солидарен с точкой зрения Т.И. Останиной [8, с. 99].
Часть фрагментов коллекции дает возможность реконструировать формы сосудов данной группы. Выделяется два ведущих типа. Первый тип представлен 22 сосудами с невысоким горлом (в пределах 1,5-2 см) относительно резким переходом шейки в тулово (рис. 5, 1-7). Второй тип, менее профилирован, переход шейки в ту-лово данных сосудов более пологий, горло также невысокое и слабо отогнутое (17 сосудов) (рис. 5, 8-12). Среди обоих выделенных типов встречаются сосуды с орнаментированной шейкой и краем устья, только украшенным краем устья и образцы, не имеющие орнамента.
Рис. 5. Керамика мазунинской культурной группы
Один фрагмент описываемой выборки, вероятно, принадлежал сосуду с высоким горлом, либо сосуду «закрытой» формы. Данный фрагмент не имеет орнамента, при этом небольшая часть края устья имеет следы тонких насечек.
Сосуды, объединенные в мазунинскую группу, имеют различную степень обработки внешней и внутренней поверхности. При этом хорошо заглажены с внешней стороны лишь семь фрагментов. Остальные имеют следы неглубоких расчёсов, выраженных следов разглаживания. Поверхность некоторых сосудов бугриста, а также имеет четкие следы выгоревшей, либо выщелоченной раковины. Обработка внутренней поверхности соответствует внешней, нередко она обработана менее тщательно. В верхней части шейки 10 фрагментов встречены отпечатки тонких волокон (волос, ткань, растительности?). По мнению некоторых исследователей, они характерны для керамики бахмутин-ской культуры [10, с. 224].
Основную примесь формовочных масс всех описанных сосудов составляет раковина различных размеров и концентрации, хорошо фиксируемая не только на свежем сколе, но и на поверхности фрагментов. Восемь фрагментов имеют небольшую примесь мелкого и среднего шамота.
Диаметр горловин реконструируемых сосудов находится в пределах 15-25 см,
при среднем показателе 18-19 см. Сосуды мазунинской культурной группы имеют более тонкие стенки, чем пьяноборская и ананьинская керамика. Керамика пьяно-борской и ананьинской культурных групп более плотная, чем мазунинская.
Бахмутинская культурная группа. Самым ярким и узнаваемым признаком керамики бахмутинской культуры является орнамент, выполненный техникой наколов, округлой, реже подтреугольной или подквадратной формы. Орнамент расположен по всему тулову в хаотичном порядке, либо рядами. Культурной группе соответствуют невысокие, низкогорлые, широкогорлые и слабо профилированные сосуды, реже встречаются сосуды имеющие ребро и орнаментированные характерным «елочным» орнаментом в сочетании с горизонтальным рядом наколов по шейке или без него. Нередко край устья бахмутинских сосудов украшен насечками [9, с. 44], [10, с. 221, 224], [11, с. 120122].
В исследуемой коллекции встречено 102 фрагмента бахмутинской культурной группы (рис. 6). Как сказано выше, данные фрагменты легко отличить по наличию характерного орнамента, в то время как не-орнаментированные средние и нижние части сосудов ананьинской, пьяноборской и мазунинской культурных групп идентифицировать значительно сложнее.
Рис. 6. Керамика бахмутинской культурной группы
Среди фрагментов бахмутинской керамики удалось реконструировать 39 сосудов (рис. 6). Наряду с ямочным орнаментом два сосуда имеют орнамент в виде горизонтального ряда продолговатых насечек, один из которых выполнен в виде характерной «ёлочки», сохранность другого не позволяет этого утверждать (рис. 6, 10,12). В коллекции также встречено два фрагмента стенок украшенных «ёлочным» орнаментом. Семь сосудов имеют орнамент по краю устья, столько же имеют сквозные отверстия (чаще всего организованные непосредственно в месте ямочного накола).
Морфология форм сосудов позволяет выделить три ведущих типа.
Для типа 1 характерна прямая или слабо отогнутая наружу шейка, слабопрофили-рованный переход и слабо раздутое тулово (18 сосудов) (рис. 6, 1-5).
Тип 2 объединяет 16 сосудов с невысокой слабо отогнутой наружу шейкой и раздутым туловом (рис. 6, 6-10). Один из сосудов данного типа имеет прямую шейку и резкий переход в тулово (форма близка первому типу мазунинской культурной группы), на его внутренней поверхности четко фиксируется ребро (рис. 6, 9). К этому же типу относится фрагмент, украшенный горизонтальным рядом ямок по шейке и расположенными под ним насечками (рис. 6, 10).
Тип 3 объединил пять сосудов с короткой сильно отогнутой наружу шейкой и раздутым туловом (рис. 6, 11-14). Три сосуда украшены насечками по срезу устья (рис. 6, 11, 14), а один фрагмент ёлочным орнаментом и горизонтальным рядом наколов круглой формы (рис. 6, 12).
Внешняя поверхность сосудов хорошо заглажена (без лощения), при этом следы заглаживания чаще всего фиксируются в виде неглубоких бороздок и расчёсов, особенно с внутренней стороны. У 28 сосудов, в верхней части и по краю устья, зафиксированы следы тонких волокон, которые возможно отображают специфику технологии изготовления (рис. 6, 4, 6, 8-10, 12-14). Поверхность большинства сосудов
менее бугристая, чем у мазунинских. Это связано с примесями в формовочных массах сосудов. В основном она представлена песком. Чаще всего это мелкий песок, с примесью средних и крупных фрагментов (окатанная галька), либо средней и крупной дресвы. Наряду с песком и дресвой у 19 фрагментов примесью выступает измельченная раковина, при этом в большинстве случаев её концентрация невелика и несопоставима с её количеством в ананьинской, пьяноборской и мазунинской культурных группах. В составе бахмутин-ской культурной группы было обнаружено два фрагмента, примесью в которых выступают крупные осколки раковины (в очень небольшом количестве), а также крупные фрагменты шамота. При рассмотрении фрагментов шамота, установлено, что в его состав, в отличие от состава глины самого сосуда, входит большое количество мелкой раковины. Возможно, материалом для изготовления данного шамота, становились фрагменты керамики предыдущих эпох.
Размер горла сосудов бахмутинской группы варьируется от 12 до 25 см, средневзвешенный показатель 20 см, толщина стенок 0,5-0,8 см.
Днища. В коллекции встречены фрагменты шести нижних частей сосудов (рис. 5). Два от круглодонных с примесью раковины (рис. 7, 1-2). Одно днище имеет уплощенную форму и примесь раковины (рис. 7, 3). Точная идентификация культурной принадлежности данных фрагментов значительно затруднена. Также встречено три фрагмента плоскодонных, толстостенных сосудов, изготовленных из глины с примесью шамота (рис. 7, 4-6). Сосуды имеют неровную, грубо обработанную, бугристую поверхность с ярко выраженными следами заглаживания. Вероятно к этим же сосудам относятся два фрагмента стенок с примесью шамота и подобной фактурой. Данная керамика имеет наибольшее сходство с романовской (турбаслинско-романовской) культурной группой [12, с. 10, 20].
Рис. 7. Фрагменты днищ
Изучение свежих сколов фрагментов керамики с применением бинокулярного микроскопа МБС-10, позволило установить, что для рецептов формовочных масс ананьинской и пьяноборской керамики, более характерно использование непластичного сырья в виде раковины. При этом её количество у данных культурных групп наибольшее, а размеры в некотором смысле «регламентированы». Все осмотренные фрагменты мазунинской культурной группы также имели примесь раковины. Однако данная керамика менее плотная, что может быть признаком введения каких-либо органических растворов. Бахмутин-ская культурная группа значительно отличается от описанных выше. В первую оче-
редь локализацией и характером нанесения орнамента. Во-вторых, рецептами формовочных масс. Здесь раковина встречается значительно реже и в меньшем количестве, а подчас и вовсе в виде единичных включений, либо примеси в шамоте. Основной же примесью становится песок и дресва, нехарактерные для ананьинской, пьяноборской и мазунинской культурных групп.
Сохранность коллекции не позволяет провести полноценное исследование культурной стратиграфии. Однако относительные данные показывают вполне традиционную картину залегания культурных групп керамики в слое городища исследованном раскопами В.А. Иванова (рис. 8).
Рис. 8. Распространение культурных групп керамики по глубине залегания в культурном
слое городища Тра-Тау
Заключение. Таким образом, обращение к материалам городища Тра-Тау, позволило дать характеристику керамических серий наиболее распространенных в Предуралье культурных групп. Не смотря на внушительную историю археологического изучения, к настоящему времени изобилия исследований посвященных керамике поселений не наблюдается. При выработанных культурно-диагностических признаках, проблемы идентификации
фрагментированных материалов поселений продолжают существовать.
В заключении можно выделить два основных наблюдения. Во-первых, однообразие форм сосудов описанных культурных групп, может говорить о сходстве их функционального назначения. Во-вторых, изменения орнамента сопровождаются трансформацией подготовительной стадии гончарного производства, а именно заменой непластичного исходного сырья в виде раковины на песок и дресву.
Благодарю автора раскопок В.А. Иванова за возможность публикации его материалов и чертежей, а также за всемерную помощь и поддержку в подготовке исследования.
Библиографический список
1. Иванов В.А. Отчёт о раскопках в составе Московского отряда Нижнекамской археологической экспедиции // Научный архив Археологической лаборатории БашГУ. Ф. 6. Д. 7.
2. Мажитов Н.А. Отчёт о научно-исследовательской работе «Археологические работы (раскопки, разведки) в зоне строительства Башкирской атомной электростанции» (промежуточный) // Научный архив Археологической лаборатории БашГУ. Ф. 2. Д. 38.
3. Шокуров А.П. Отчёт об археологической работе летом 1956 г. третьего отряда Башкирской археологической экспедиции ИИМК АН СССР // Научный архив ИЭИ УФИЦ РАН. Ф. 1. Оп. 6. Д. 9.
4. Пшеничнюк А.Х. Научный отчёт о результатах археологической экспедиции за 1964 год // Научный архив УФИЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 639.
5. Акбулатов И.М. Научный отчёт о результатахинвентаризации памятников археологии в Краснокамском районе Республики Башкортостан // Научный архив ГБУ НПЦ РБ.
6. Овсянников В.В. Ананьинская культура VIII-III вв. до н.э. // История башкирского народа. Том 1 / Отв. ред. В.В. Овсянников, В.К. Федоров, Ф.Г. Хисамитдинова. - М.: Наука, 2009. - С. 213-223.
7. Бугров Д.Г. Поселния пьяноборской культуры в Икско-Бельском междуречье: дис. канд. ист. наук: 07.00.06. - Казань, 2006. - 350 с.
8. Останина Т.И. Население Среднего Прикамья в III-V вв.: Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1997. - 327 с.
9. Мажитов Н.А. Южный Урал в VII-XIV вв. - М.: Наука, 1977. - 240 с.
10. Овсянников В.В., Сунгатов Ф.А. Городище Каменная гора в среднем течении р. Уфы // Уфимский археологический вестник. - 2004. - Вып. 5. - С. 218-240.
11. Иванов В.А., Останина Т.И. К вопросу о бахмутинско-мазунинской проблеме (по материалам поселений) // Поселения и жилища племен Южного Урала. - Уфа: БФАН СССР, 1983. - С. 104-127.
12. Колонских А.Г. Коллекция керамики городища Уфа-II из раскопок Н.А. Мажитова 1958 года // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 10. - С. 9-24.
POTTERY OF THE TRA-TAU HILLFORT (BASED ON THE EXCAVATIONS OF
V.A. IVANOV, 1971-1972)
A.G. Kolonskih, Junior Researcher
Federal State Institution of Science Institute of Ethnological Studies of R.G. Kuzeev (Russia, Ufa)
Abstract. The paper presents the results of a study of the ceramic series originating from the excavations of the site of Tra-Tau (Staronagaevskoye). The studied material was discovered by V.A. Ivanov during stationary archaeological work on the monument in 1971-1972. The article gives a detailed description of the ceramic series, based on the specifics of the ornament, morphology and composition of the molding mass. The distinguished cultural groups of ceramics were correlated with the complexes of the population of the Urals from the early Iron Age - the early Middle Ages.
Keywords: Tra-Tau hillfort, settlements, ceramics, Ananyino culture, Pianobor culture, Mazunino culture, Bakhmutino culture, Romanovka type.