Научная статья на тему 'КЕРАМИКА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БАРАБЫ (по материалам поселенческого комплекса Омь-1)'

КЕРАМИКА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БАРАБЫ (по материалам поселенческого комплекса Омь-1) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
керамика / поселенческий комплекс омь-1 / барабинская культура / поздняя бронза

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мыльникова Л. Н., Чемякина М. А.

Предпринята попытка комплексного анализа последнебронзовой керамики из многослойного памятника Омь-1. Среди барабинских памятников по формам и орнаментации посуды наиболее близки исследуемому комплексу материалы поселений Новочекино-1, Туруновка-4 (первый тип керамики), а также могильника Преображенка-3 (поселенческая керамика из насыпей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors have attempted a comprehensive analysis of the Late Bronze ceramics obtained from the multilayer settlement complex Om 1. The closest analogies as to shaping and ornamentation of the studied pottery could be traced in the ceramic complexes of the Barabinsky monuments of the Late Bronze Age including Novochekino 1, Turunovka 4 (the first ceramic type), as well as Preobrazhenka 3.

Текст научной работы на тему «КЕРАМИКА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БАРАБЫ (по материалам поселенческого комплекса Омь-1)»

КЕРАМИКА ЭПОХИ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БАРАБЫ

(по материалам поселенческого комплекса Омь-1)

Л. Н. Мыльникова, М. А. Чемякина

The authors have attempted a comprehensive analysis of the Late Bronze ceramics obtained from the multilayer settlement complex Om 1. The closest analogies as to shaping and ornamentation of the studied pottery could be traced in the ceramic complexes of the Barabinsky monuments of the Late Bronze Age including Novochekino 1, Turunovka 4 (the first ceramic type), as well as Preobrazhenka 3.

Памятник Омь-1 расположен в Куйбышевском районе Новосибирской области на правом берегу р. Оми в 3 км к востоку от одноименного аула. Открыт Н. И. Мартыновым, обследовался в 1979 г. В. И. Молодиным [Троицкая, Молодин, Соболев, 1980, с. 77]: была произведена зачистка осыпи берега, зафиксировано стратиграфически четкое залегание культурных слоев, собран многочисленный материал, относящийся к эпохе поздней бронзы, раннего железа и I тыс. н. э. [Молодин, 1985, с. 118]. Дальнейшее исследование памятника производилось М. А. Чемякиной1.

Большая часть памятника находится под пашней. Нераспаханным остался лишь участок между берегом и полевой дорогой, рельефно представляющий собой вытянутый вдоль берега на 47 м холм высотой до 1,25 м. Первоначально этот участок памятника был определен как зольник, относящийся к поселению. Раскопом площадью 500 кв. м вскрыты остатки поселений ирменской и позднеирмен-ской культур, саргатского городища и сезонной новочекинской стоянки раннего железного века. Изучаемые слои содержат также материалы эпохи ранней бронзы, андроновской и пот-чевашской культур. Кроме того, в самой возвышенной восточной части исследуемого участка памятника обнаружен курган, относящийся к тюркскому времени. Глубина культурных напластований колеблется от 1,1 до 3 м.

Интересующий нас ирменский слой включает в себя остатки двухкамерного жилища, частично разрушенного осыпью берега, и зону межжилищного пространства, периферия которой при строительстве жилищ позднеир-менской культуры и укреплений саргатского городища была переотложена, о чем свидетельствуют следы выкидов из котлованов и рва. При снятии ирменского слоя обнаружено

1

Работа выполнена при финансовом поддержке РГНФ, проект 99-01-00237.

8340 фрагментов керамики. Общая коллекция ирменской керамики памятника Омь-1, включая переотложенные слои, зачистку осыпи берега и сборы на пашне, составляет более 18 740 фрагментов не менее чем 200 сосудов.

Керамический комплекс был подвергнут комплексному анализу, по результатам которого реконструируется технико-технологический цикл изготовления сосудов.

Окраска фрагментов в изломе довольно однообразна: черная (или темно-коричневая) с тонкими охристыми (чаще коричневыми) зонами на внешней поверхности изделий. Толщина стенок сосудов разных размеров варьирует от 4 до 12 мм. Следует уточнить, что разница в толщине стенок у одного изделия довольно незначительна и чаще всего отмечается при сравнении дна и тулова сосуда, составляя 1-2 мм.

Сырье и формовочные массы

Результаты изучения состава образцов керамики, данные петрографического и термического анализов свидетельствуют в пользу того, что глинистая составляющая пород, использовавшихся древними ирменскими гончарами, имела гидрослюдистый состав (23,1 %) с развитием смешанно-слойных образований гидрослюда монтмориллонитового типа (76,9 %) с примесями кальцита и гидроокислов железа (табл. 1).

Петрографический анализ показывает, что использовавшаяся гончарами керамическая масса лишь на 52-75 % состояла из цемента, т. е. частиц размером менее 0,01 мм. Размерность и концентрация других частиц представлена в табл. 1. Преимущественно это зерна кварца (58-90 %), полевых шпатов — свежие, иногда слабо пелитизированы и серицитизи-рованы — 10-40 %; обломки пород (кремний, кварц-слюдистые сланцы); единичные зерна эпидот-цоизита, роговой обманки, циркона, ильменита-магнетита, пластинки слюды.

Таблица 1

Петрографическое описание образцов

Номер шлифа Петрографическая структура Фракционный состав, % Текстура цемента Качественный состав песка, % Состав формовочной массы Природа цемента Содержание шамота, % Размер шамота, мм Объем пор, %

32 Псаммоалев-ропелитовая Менее 0,01 — 60 0,01-0,1 — 17 0,1-0,25 — 15 0,25-0,5 — 5 Однородная, участками — неясногнездо-видная Кв — 68, пш — 32, оп (микрокварциты, кремний, эпидотцвет-ная слюда) Глина + шамот + песок Гидрослюда с примесью сме-шанно-слойных образований (гидрослюда монтморилло-нитового типа) с примесью гидроокислов железа и органики 5-7 0,4-1,2 12

33 То же Менее 0,01 — 67 0,01-0,1 — 12 0,1-0,25 — 18 0,25-0,5 — 3 Однородная Кв — 60, пш — 28, оп — 7 (ихтиодет-рит — 5, эпи-дот, ромб. пироксен, слюда, магнетит) Глина + шамот + органика (фосфатного типа) Гидрослюда с примесью гидроокислов железа и органики 15 0,3-2,0 15

34 » Менее 0,01 — 67 0,01-0,1 — 33 Параллельно-волнисто-слоистая Кв, пш, оп (их- тиодетрит, эпидот — ед., ромб. пироксен, слюда, магнетит) То же Гидрослюда с примесью гидроокислов железа 15 0,3-2,0 15

35 » Менее 0,01 — 68 0,01-0,1 — 20 0,1-0,25 — 12 Волнистая, участками спутанно-волокнистая, вихреобразная Кв — 65, пш — 35, оп — 5 (эпи-дот, слюды, ихтиодетрит) Глина + шамот Гидрослюда с примесью смешанно-слойных образований (гидрослюда мон-тмориллони-тового типа) с примесью гидроокислов железа 25 1,5-2,2 5-7

36 » Менее 0,01 — 80 0,01-0,1 — 12 0,1-0,25 — 8 Однородная Кв — 80, пш — 20, оп (сланцы, кремний, эпи-дот, ихтио-детрит) То же Гидрослюда с примесью смешанно-слойных образований (гидрослюда мон-тмориллони-тового типа) с примесью кальцита и органики 8 0,8-1,5 5-7

37 Алевропсам-мопелитовая Менее 0,01 — 75 0,01-0,1 — 9 0,1-0,25 — 14 0,25-0,5 — 2 » Кв — 70, пш — 30, оп (сланцы, кремний, магнетит, пироксен, ихтио-детрит) » Гидрослюда монтморилло-нитового типа с примесью органики и гидроокислов железа (БЖ) 10 0,17-1,0 5

38 Псаммоалев-ропелитовая Менее 0,01 — 60 0,01-0,1 — 18 0,1-0,25 — 15 0,25-0,5 — 7 0,5-1,0 — ед » Кв, пш, оп (циркон, эпи-дот, ромб. пироксен, магнетит, ихтиодет-рит) Глина + шамот + органика (фосфатного типа) Гидрослюда монтморилло-нитового типа с примесью органики и гидроокислов железа 5-7 0,35-1,1 5

39 То же Однородная, параллельно-волнистая Кв — 65, пш — 30, оп — 5 (эпи-дот, зеленая слюда, ихтио-детрит) Глина + шамот То же 7 0,2-2,3 10-12

Продолжение т а б л. 1

Номер шлифа Петрографическая структура Фракционный состав, % Текстура цемента Качественный состав песка, % Состав формовочной массы Природа цемента Содержание шамота, % Размер шамота, мм Объем пор, %

40 Псаммопели-товая Менее 0,01 — 52 0,01-0,1 — 15 0,1-0,25 — 20 0,25-0,5 — 10 0,5-1,0 — 5 Однородная Кв — 60, пш — 40, оп (кремний, сланцы, эпи-дот, цоизит, гранат, ихтио-детрит) Глина + шамот + органика (фосфатного типа) Гидрослюда монтморилло-нитового типа с примесью органики и гидроокислов железа 10-12 0,2-1,3 1 5-1 7

41 Алевропсам-мопелитовая Менее 0,01 — 65 0,01-0,1 — 12 0,1-0,25 — 18 0,25-0,5 — 5 » Кв — 50, пш — 40, оп (кремний, слюдистые сланцы, цои-зит, циркон, эпидот) Глина + шамот + органика Гидрослюда с примесью органики и гидроокислов железа (лимонит) 5-7 0,45-1,5 5

42 Псаммоалев-ропелитовая Менее 0,01 — 55 0,01-0,1 — 17 0,1-0,25 — 20 0,25-0,5 — 8 0,5-1,0 — 3 » Кв — 58, пш — 37, оп — 5 (эпи-дот, цоизит, клинопирок-сен, бесцветная слюда) Глина + шамот + органика (фосфатного типа) Гидрослюда с примесью органики 8 0,1-1,5 12

43 То же Менее 0,01 — 60 0,01-0,1 — 23 0,1-0,25 — 15 0,25-0,5 — 2 Однородная, параллельно-волнистая Кв — 70, пш — 30, оп (кремний, эпидот, ромб. пироксен, роговая обманка) То же Гидрослюда монтморилло-нитового типа с примесью гидроокислов железа и органики 12-15 0,3-2,0 1 0-1 2

44 Алевропсам-мопелитовая Менее 0,01 — 65 0,01-0,1 — 10 0,1-0,25 — 25 0,25-0,5 — ед То же Кв — 65, пш — 35, оп (микрокварциты, кремни-сто-слюди-стые сланцы, турмалин, роговая обманка, слюда) » Гидрослюда монтморилло-нитового типа с примесью гидроокиси железа 12 0,25-2,5 8

45 То же Менее 0,01 — 55 0,01-0,1 — 15 0,1-0,25 — 30 0,25-0,5 — ед. Параллельно-волнистая Кв — 60, пш — 30, оп — 5 (циркон, роговая обманка, эпидот-цоизит, турмалин, ильменит-магнетит, слюда) Глина + шамот + органика Гидрослюда монтморилло-нитового типа с примесью гидроокиси железа и органики 6 0,251,25 15

47 » Менее 0,01 — 70 0,01-0,1 — 5 0,1-0,25 — 17 0,25-0,5 — 8 0,5-1 — ед Однородная, параллельно-волнистая Кв — 70, пш — 25, оп — 3 (эпи-дот-цоизит— 2, турмалин, циркон, пластины слюды) Глина + шамот + органика (фосфатного типа) То же 5 0,1-1,0 7

48 Псаммоалев-ропелитовая Менее 0,01 — 68 0,01-0,1 — 20 0,1-0,25 — 12 0,25-0,5 — ед. Однородно-полосчатая Кв — 60, пш — 35, оп — 5 (эпи-дот-цоизит, циркон, кли-нопироксен) То же » 7 0,1-1,0 7

49 (1) Алевропсам-мопелитовая Менее 0,01 — 58 0,01-0,1 — 4 0,1-0,25 — 30 0,25-0,5 — 8 0,5-1,0 — ед Однородная, параллельно-волнистая Кв — 55, пш — 30, оп — 5 (эпи-дот-цоизит, клинопирок-сен, роговая обманка, циркон, пластинчатые слюды) » Гидрослюда монтморилло-нитового типа с примесью органики 6 0,4-0,8 6

Продолжение т а б л. 1

Номер шлифа Петрографическая структура Фракционный состав, % Текстура цемента Качественный состав песка, % Состав формовочной массы Природа цемента Содержание шамота, % Размер шамота, мм Объем пор, %

49 (2) Псаммо-алевропели-товая Менее 0,01 — 75 0,01-0,1 — 15 0,1-0,25 — 10 0,25-0,5 — ед. Гнездовид-ная, параллельно-волнистая Кв — 70, пш — 30, оп (эпидот-цоизит, кли-нопироксен, ильменит-магнетит) Глина + шамот + органика (фосфатного типа) + песок Гидрослюда с примесью органики 9 0,1-3,5 2

50 То же Менее 0,01 — 55 0,01-0,1 — 30 0,1-0,25 — 10 0,25-0,5 — 5 Однородная Кв — 65, пш — 30, оп — 5 (эпидот, цои-зит, роговая обманка) Глина + шамот + органика То же 12 0,4-1,0

51 » Менее 0,01 — 70 0,01-0,1 — 20 0,1-0,25 — 10 0,25-0,5 — ед. » Кв — 90, пш — 10, оп (кремнистые породы, слюдистые сланцы, роговая обманка, эпидот-цоизит, кли-нопироксен, пластинчатые слюды) Глина + шамот + органика (фосфатного типа) Гидрослюда монтморилло-нитового типа с примесью гидроокислов железа и органики 10 0,2-1,2 10

52 » Менее 0,01 — 52 0,01-0,1 — 33 0,1-0,25 —15 0,25-0,5 — ед Однородная, параллельно-волнистая Кв — 65, пш — 30, оп — 5 (эпидот-цоизит, цир-кон,роговая обманка, ильменит-магнетит, пластинчатая слюда) То же То же 20 0,1-2,1 7

52 (2) Алевропсам-мопелитовая Менее 0,01 — 52 0,01-0,1 — 15 0,1-0,25 — 20 0,25-0,5 — 3 0,5-1,0 — ед То же Кв — 80, пш — 20, оп (кремнистые породы — ед., эпидот-цоизит, циркон, анатаз, турмалин) Глина + шамот Гидрослюда монтморилло-нитового типа с примесью органики 3 0,1-2,3 2

53 Псаммо-алевропели-товая Менее 0,01 — 60 0,01-0,1 — 20 0,1-0,25 — 20 0,25-0,5 — ед » Кв — 60, пш — 20, оп — 5 (эпи-дот, цоизит, роговая обманка, ильменит-магнетит, циркон) Глина + шамот + органика (раковина, карбонат) Гидрослюда монтморилло-нитового типа с примесью гидроокислов железа и органики 10 0,2-2,0 5

54 Алевропсам-мопелитовая Менее 0,01 — 55 0,01-0,1 — 10 0,1-0,25 — 30 0,25-0,5 — 5 » Кв — 63, пш — 35, оп — 2 (роговая обманка, циркон, эпи-дот-цоизит, пластинчатая слюда) Глина + шамот + органика (фосфатного типа) То же 15 0,1-0,7 5

57 Псаммо-алевропели-товая Менее 0,01 — 70 0,01-0,1 — 25 0,1-0,25 — 5 0,25-0,5 — ед » Кв — 60, пш — 30, оп — 5 (эпидот-цоизит, циркон, ильменит-магнетит) Глина + шамот Гидрослюда монтморилло-нитового типа с примесью органики 3 0,20,5—3,5 3

Окончание т а б л. 1

Номер Петрографи- Фракционный Текстура Качественный Состав Природа Содер- Размер Объем

шли- ческая струк- состав, % цемента состав формо- цемента жание шамота, пор, %

фа тура песка, % вочной массы шамота, % мм

74 Алевропсам-мопелитовая Менее 0,01 — 67 0,01-0,1 — 12 0,1-0,25 — 20 0,25-0,5 — ед 0,5-1,0 — ед. Однородная Кв — 65, пш — 35, оп — ед. (турмалин, пластинчатые слюды, эпидот-цоизит, кли-нопироксен) Глина + шамот + органика Гидрослюда с примесью органики и гидроокислов железа 5

Примечание: кв — кварц; пш — полевые шпаты; оп — обломки пород.

Некоторые данные, например текстура черепков, распределение песка по образцу, свидетельствуют в пользу естественной природы песчаной фракции в ирменской керамике в большинстве случаев. Очевидно, процедура отмучивания, отделение глинистых частиц от более крупных, не практиковалась ир-менскими мастерами. Различная размерность песка, а также приемлемый процент его в глине — 30-45 — использовались как преимущество. Лишь в двух случаях с определенной долей вероятности можно говорить об искусственном дополнительном подмешивании песка (обр. № 32, 43) в формовочные массы. Основным неорганическим наполнителем в формовочной массе служил шамот. В ирмен-ской керамике шамот представлен обломками остроугольной, подквадратной, округлой формы, которые являлись продуктами дробления черепков сосудов, пришедших в негодность. Размер частиц шамота варьирует от 0,1 до 3,5 мм. Процентное содержание в образцах различно: от 3 до 20, чаще всего 5-7 или 1012 %. Специфическое строение шамота позволяет производить некоторые сопоставления глинистой основы черепка и шамота, а также фиксировать природу наполнителя шамота. Зафиксировано, что сырье шамота представляет собой гидрослюду или гидрослюду с развитием смешанно-слойных образований гидрослюда монтмориллонитового типа. В качестве наполнителя фиксируются песок, шамот и органика. Наиболее вероятно поэтому предположить, что ирменские гончары использовали бой посуды с тем же рецептом, что и основной черепок. В 69 % образцов зафиксировано присутствие органогенного наполнителя. На современном этапе исследования его можно обозначить как «птичий помет». Фиксация данного наполнителя в керамике очень трудна, особенно если он вводится в формовочную массу не в сухом, а в жидком виде. Поэтому процент керамики с орга-

ническим на-полнителем может быть и выше, если не составляет все 100 %, учитывая природу используемого сырья. За то, что использовался именно «птичий помет», говорит его фосфатная природа, фиксируемая термическим и петрографическим анализами, а косвенным подтверждением служат отмеченные в некоторых образцах фрагменты скорлупы яиц.

С использованием описанных выше искусственных примесей, ирменские гончары составляли четыре рецепта формовочных масс: Г + Ш + О — 65 % образцов; Г + Ш — 27 % образцов; Г + Ш + П — 4 % образцов; Г + + Ш + О + П — 4 % образцов (рис. 1).

Рис. 1. Фото участков петрографических шлифов. Шлифы № 33 (1), 35 (2), 43 (3), 47 (4).

Формовка изделий

Зарегистрирован один способ конструиро-

б

Рис. 2. Внешняя (1) и внутренняя (2)

поверхность фрагмента сосуда. а — следы ленточно-кольцевого налепа — шов; б — следы лощения твердым орудием; в — следы обработки внутренней поверхности с помощью твердого орудия.

вания изделий — ленточно-кольцевой налеп (рис. 2). Все начины плоскодонных сосудов представлены донными моделями (рис. 3-7). Донные модели демонстрируют один вариант соединения днища и стенок сосуда: непосредственно друг к другу по внешнему периметру лепешки-основания. Место соединения — шов (см. рис. 5) хорошо уплотнялся пальцем или, чаще всего, твердым орудием — деревянной (костяной?) лопаточкой с округлым рабочим краем, отчего на донышках с внутренней стороны сохранились отчетливые следы в виде глубоких нешироких канавок (см. рис. 3, 4). Очень редко отмечаются следы лощения. Очевидно, формовка изделий происходила на подставке с жесткой основой (см. рис. 6). Есть основания говорить в некоторых случаях и о применении подсыпки (см. рис. 4, а). Дальше изготовление тулова сосуда происходило путем наращивания лент. Ширина лент 5-8 см,

Рис. 3. Фото фрагмента керамики с донной программой конструирования начина — на основе лепешки. Внешняя (1) и внутренняя(2) поверхность сосуда. а — следы обработки твердым орудием.

количество их зависело от размера сосуда. Во всех случаях ленты соединялись друг с другом «встык», в том числе и горловина сосуда с туловом. Лента, обозначающая горловину, в большинстве случаев была уже, чем предыдущие ленты тулова. Венчик формировался из края последней ленты сосуда. Чаще всего имел округлую форму, редко — подпрямо-угольную. Отмечено несколько случаев формовки венчика путем подлепа узкой, 1,5-2 см шириной, ленты.

Обработка поверхности

Ирменские гончары знали все основные приемы обработки поверхности. Следует отметить неодинаковое отношение к внутренней и внешней поверхности сосудов. Часто внутренняя поверхность обрабатывалась довольно небрежно, поэтому хорошо читаются неутоп-ленные зерна шамота, следы формовки руками, следы инструментов. Зачастую внутренняя часть сосуда лишь заглаживалась твердым орудием или руками (см. рис. 4, б; 6, б). Если же производилось лощение, то небрежное,

осуществлявшееся разнонаправленными движениями руки мастера с инструментом.

соединения дна и стенки — шов. Внешняя (1) и внутренняя(2) поверхность.

Рис. 4. Фото фрагмента керамики с донной программой конструирования начина. Внешняя (1) и внутренняя (2) поверхность.

а — следы изготовления начина на подставке с подсыпкой; б — следы работы твердым инструментом.

Рис. 5. Фото фрагмента керамики с донной программой конструирования начина: место

Рис. 6. Фото фрагмента сосуда с донной программой конструирования начина. Внешняя (1) и внутренняя (2) поверхность.

а — следы формовки на подставке с жесткой основой; б — следы обработки твердым орудием.

Снаружи сосуд заглаживался твердым инструментом и лощился. Лощение производилось как по кожетвердой поверхности, когда от твердого лощила остаются неглубокие канавки (см. рис. 2, б), так и по высушенной поверхности. Многие сосуды имеют блестящие черные поверхности, что можно считать результатом не только качественного лощения и полировки, но и восстановительного обжига.

Орнамент наносится до лощения. Обжиг — восстановительный (50 %) и с доступом кислорода (50 %).

Форма сосудов

Керамика ирменской культуры в материалах памятника Омь-1 представлена горшечными формами. Горшки различаются по пропорциям сосуда, профилировке и форме венчика.

К первому типу относятся массивные плоскодонные корчаги с прямой или слегка отогнутой наружу шейкой, часто воротничко-вые, с подчеркнутым переходом от основания шейки к плечикам. Высота сосудов варьирует пропорционально диаметру в равных соотношениях или превышая его (рис. 8, 1, 5; 9, 5, 8, 10).

шов

Рис. 7. Фото фрагмента сосуда с донной программой конструирования начина. Внешняя (1) и внутренняя (2) поверхность.

Второй тип также представлен крупными сосудами близких пропорций, но, в отличие от первого, профилирован слабее (рис. 8, 7; 9, 1, 9). Горшки этого типа имеют плавный переход от слегка отогнутой наружу шейки к тулову и по форме сопоставимы с большими горшками первого типа, выделенного для быстровского этапа ирменской культуры в лесостепном Приобье [Матвеев, 1993, с. 104]. Местонахождение развалов сосудов этих двух типов рядом на полу жилища позволяет говорить об их одновременности.

Третий тип — столовая посуда. Представлена горшками меньшего размера, по профилировке близкими к предыдущим типам,

однако с иными пропорциями: диаметр часто преобладает над высотой, иногда значительно. Наряду с плоскодонными встречаются экземпляры с уплощенным и округлым дном (рис. 8, 2, 4, 6; 9, 2, 6). Подобная керамика соотносится с посудой погребальных комплексов Барабы [Молодин, 1985, с. 119].

Фрагмент венчика кувшина (рис. 9, 7) единичен и не может свидетельствовать о широком распространении в Барабе столь специфичного для ирменских поселений При-обья типа посуды [Матвеев, 1993, с. 114].

В единственном числе обнаружена и чаша (рис. 8, 3).

Орнаментация

У преобладающей массы ирменской посуды орнамент наносился лишь на верхнюю половину сосуда. Если из всей массы венчиков орнаментировано 94,9 %, то боковая поверхность ниже шейки орнаментирована в среднем на 27,7 % сосудов. В нанесении орнамента наблюдается четкая горизонтальная зональность, являющаяся традиционной для керамики ирменской культуры. В орнаментальном поле выделяются три основные зоны: шейка, разделительный поясок у основания шейки и плечики.

Техника нанесения и мотивы орнаментации отличаются большим разнообразием. Нами выделено 59 различных элементов орнамента, которые наносились в резной, штампованной и рельефной манере (табл. 2). Преобладает резная техника. Гребенчатый штамп, которым наносились те же орнаменты, присутствует (9,6 %), но значительно уступает в количественном отношении. Излюбленными мотивами декора являются горизонтальные ряды «жемчужин» (22,8 %), наклонных линий (22 %), заштрихованных треугольников, ромбов, лент (14,3 %), сетки (12,4 %), горизонтальной «елочки» (4,6 %), ямок (5 %). Но распределение их в различных орнаментальных зонах неравномерно. С целью выявления характерных для каждой зоны орнаментов и устойчивых сочетаний орнаментальных мотивов был произведен анализ декора отдельно по каждой из выделенных орнаментальных зон.

Срез венчика орнаментировался редко (1,2 %) наклонными и прямыми линиями или насечками. Аналогичный орнамент единично зафиксирован и по внутреннему краю венчика. Зона шейки чаще всего украшена горизонтальными рядами наклонных линий (27,4 %), которые преимущественно располагаются вдоль среза венчика. Причем правый наклон

Рис. 8. Омь-1. Ирменская керамика.

существенно преобладает (90 %). Заштрихованные геометрические фигуры: ромбы, треугольники, ломаные ленты — составляют 17,9 % и отличаются большим разнообразием. Часто поясок треугольников и ромбов выделен горизонтальными линиями, вершины фигур отмечены мелкими ямочными накола-ми, штриховка наклонная (главным образом вправо), реже горизонтальная. Ряды сетки также являются одним из самых распространенных мотивов на шейке (17,2 %). «Жемчужин» всего 11,6 %, причем в основном это «жемчужник» без разделителей (8,9 %). Меньше распространены горизонтальная «елочка» (6,3 %), ряды ямок (4,4 %), зигзагов

(3,4 %). Одиночные горизонтальные линии часто очерчивают другие орнаментальные сюжеты, встречаются и как самостоятельный вид декора (3,7 %). Сочетание нескольких горизонтальных линий в этой зоне фиксируется редко (0,7 %).

Зона у основания шейки представляет собой узкий разделительный поясок, который, тем не менее, имеет свои характерные особенности в орнаментации. Безусловно, здесь преобладает «жемчужник» (54,4 %), причем «жемчужины» с разделителями из насечек, ямок, оттисков гребенчатого штампа составляют 11,5 %. Каннелюры или прочерченные непрерывные горизонтальные линии (от 1 до 4)

Рис. 9. Омь-1. Ирменская керамика.

являются вторым по численности разделяющим мотивом (15,7 %). Украшение валиком употребляется исключительно в этой зоне и составляет 10,1 %. Необходимо отметить, что этот небольшой аккуратный горизонтальный выступ, который наносился при формовке или декорировании, не имеет ничего общего с на-лепными валиками. Ряды ямочных вдавлений у основания шейки встречаются чаще (6,8 %), а ряды наклонных линий значительно реже (4,5 %), чем на шейке. Исключение составляют ряды защипов на основе «жемчужин».

Сетка, зигзаг и горизонтальная «елочка» у основания шейки не зафиксированы.

Зона плечиков орнаментировалась чаще всего заштрихованными геометрическими фигурами, рядами «жемчужин» без разрядки, горизонтальными рядами наклонных линий, двойным зигзагом, горизонтальной «елочкой», горизонтальными прочерченными линиями. Только в этой области встречаются свисающие заштрихованные треугольники. Плотность заполнения орнаментом по сравнению с шейкой сосудов значительно ниже.

Зона плечиков могла не орнаментироваться вообще.

Придонные части и днища, как правило, не украшались. Нижняя половина тулова сосуда декорировалась в исключительных случаях свисающими фестонами, выполненными насечками, вертикальными рядами треугольных насечек (см. рис 8, 5; 9, 1) или пояском ямочных вдавлений у самого дна. Редко дно сосуда украшалось изображениями креста или сетки, выполненными в прочерченной технике или неглубокими насечками. В единичном случае на нижней части круглодонно-го сосуда зафиксировано изображение в виде звезды из заштрихованных треугольников (см. рис. 8, 6).

Из барабинских памятников эпохи поздней бронзы по форме и орнаментации наиболее близки исследуемому комплексу материалы поселений Новочекино-1 [Молодин, Чемякина, 1985], Туруновка-4 (первый тип керамики) [Молодин, 1985, с. 156-157; Молодин, Колонцов, 1984; Членова, 1994, с. 75] и поселенческая керамика из насыпей могильника Преображен-ка-3 [Молодин, 1985, с. 120]. Технико-технологические характеристики ирменской керамики Барабы пока недостаточно разработаны, для составления корреляционных связей необходим детальный анализ керамических коллекций других памятников региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Элементы орнамента ирменской керамики памятника Омь-1, %

1 ©те17'8

2 О/7©/ 0,3

3/0/0/ °'2 1,1

5®@® 0.8 60#0 1.1 7 Ом Ом 0,2 0.1

9©О0<Э<№ 0,9

ю^э^Э^0,2

11 /////// 16,7

'2//:<7// 53

1з\\\\\\\ 34 0,1

1,1 8,8 0.6

18 0.3

в 1.2 V 4 > V V

20 1.5

21 /\/\ 1,0

22 /\ 0,2

23 ^^^ 0,9

24 0,2

25 0.1

2,8

38 1,5

39 1,2

40 0,2

41 Ч</Ч^2,0

V у / лг ' > '

42 Ч// 0,1

V V

43 /,\ 0.1

44 0 8

45 У/Ч/ 0,3

46 <^Х^>2,9

48 <£><£> 0,2

49 1,1

50 0,9

ЛИТЕРАТУРА

Матвеев А. В. Ирменская культура в лесостепном Приобье. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1993. 181 с.

Молодин В. И. Бараба в эпоху бронзы. Новосибирск: Наука, 1985. 126 с.

Молодин В. И., Колонцов С. В. Туруновка-4 — памятник переходного от бронзы к железу времени // Археология Юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1984.

Молодин В. И., Чемякина М. А. Поселение Новоче-кино-1 — памятник ирменской культуры севера Барабинской лесостепи // Археологические исследования в районах новостроек Сибири. Новосибирск, 1985.

Троицкая Т. Н., Молодин В. И., Соболев В. И. Археологическая карта Новосибирской области. Новосибирск: Наука, 1980.

Членова Н. Л. Памятники конца эпохи бронзы в Западной Сибири. М., 1994.

Новосибирск, Институт археологии и этнографии СО РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.