© 2013
Ю. Н. Кузьмина
КЕРАМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ V в. до н.э. ИЗ РАСКОПОК НА ЮЖНОЙ ОКРАИНЕ ФАНАГОРИИ
Во время исследований юго-восточного квартала Фанагории в 1985 году (раскоп «Южный город», квадрат XXXIII) был открыт неординарный керамический комплекс второй четверти V в. до н.э. В материк на глубину примерно 0,2 м было вдавлено большое ко -личество керамики: фрагменты амфор, миниатюрных сосудов (кувшинчики, амфориски), а также семь фрагментов крупных погрудных протом. Несмотря на то, что контекст находки остается непонятен, ясно, что подобный набор однотипных миниатюрных сосудов и вышедших из одной формы крупных протом предназначался для культовых целей. Вполне возможно, что протомы из комплекса могли быть изготовлены в расположенной неподалеку мастерской коропласта, функционировавшей также во второй четверти V в. до н.э.
Ключевые слова: Боспорское царство, Фанагория, поздняя Архаика, протомы, миниатюрные сосуды
Изучение материалов из раскопок территории у южного склона восточной части верхнего плато Фанагории (раскоп «Южный город») представляет собой особый интерес1. В ходе охранно-спасательных работ, связанных со строительством коллектора очистных сооружений в период 1979-1988, 1990-1991 гг. эта часть города была исследована большими площадями (рис. 1). На примере полученных материалов можно проследить этапы функционирования одного из важных районов города с момента его возникновения и до ранневизантийского времени. К сожалению, в настоящее время большая часть полученных в ходе раскопок материалов все еще ждет публикации. Последней крупной работой стала монография А. А. Завойкина, в которой он опубликовал и охарактеризовал археологические комплексы «Южного города» второй половины V в. до н.э., а также на основании имеющихся археологических и нумизматических источников предложил реконструкцию исторических событий конца V в. до н.э.2, когда в ходе масштабный разрушений, связанных, вероятно, с присоединением Фанагории к государству Спар-токидов, были уничтожены городские стены, жилые и ремесленные постройки.
Кузьмина Юлия Николаевна — младший научный сотрудник Института археологии РАН. E-mail: julia_orient@mail.ru
1 Работа выполнена в рамках проекта РГНФ 12-31-01293 «Сакральные комплексы Фанагории VI-I вв. до н.э.».
2 Завойкин 2004. Кроме того, в предисловии автор ссылается на предшествующие работы: см. Завойкин 2004, 9.
Не меньший интерес представляет период, предшествующий «бурным» событиям второй половины V в. до н.э. Согласно археологическим данным, в архаический период на южной окраине городища располагался древнейший некрополь Фанагории. Во второй четверти V в. до н.э. на месте древних погребений появляются первые строительные жилые и производственные комплексы, что интересно, ориентированные по сторонам света, в том числе глиняно-плетневые сооружения и мастерская коропласта3. Именно в это время юго-восточный район входит в состав города и окружается оборонительной стеной.
Во время исследований юго-восточного квартала Фанагории в 1985 году (раскоп «Южный город», квадрат XXXIII) был открыт неординарный керамический комплекс второй четверти V в. до н.э. (рис. 1,7). В материк на глубину примерно 0,2 м было вдавлено большое количество керамики (1661 фр.). Преобладающими являются фрагменты амфор VI-V вв. до н.э.: фрагменты хиосских пухлогорлых, протофасосских, фасосских амфор, амфор типа КТБ IV (с полыми доньями), с рюмкообразной ножкой, самосского, лесбосского производства, амфор круга Фа-соса. Также в комплексе засвидетельствовано наличие небольшого количества поздней примеси (фрагменты хиосских прямогорлых амфор и амфор типа Со-лоха II)4.
Кроме того, в комплексе было найдено «довольно много фрагментов черно-лаковой расписной посуды, в частности, выполненной в чернофигурном стиле, а
3 Долгоруков 1990, 32; Завойкин, Кузнецов 2012, 136.
4 Долгоруков 1985, 1-2; Долгоруков 1985 а, рис. 26-32. Мне хотелось бы выразить глубочайшую благодарность ведущему научному сотруднику Отдела классической археологии Института археологии РАН Алексею Андреевичу Завойкину за помощь и ценные комментарии. Со слов Алексея Андреевича, датировка амфор из комплекса, по его наблюдениям, не выходит за вторую четверть V в. до н.э., а наличие небольшого процента поздней примеси объясняется тем, в момент раскрытия комплекса шли сильные ливневые дожди, которые привели к порче культурного слоя и оползанию бортов.
также лекифов с росписью черным лаком по белому покрытию, характерной для VI в. ..., донце чернолакового сосуда с граффито Д1111..., чернолаковый лекиф с пояском точечного орнамента и венчик арибала финикийского стекла» (рис. 2)5. Арибалические лекифы с росписью в виде пояска точечного орнамента были распространены во второй половине VI — начале V вв. до н.э. (рис. 2,1)6.
Также в комплексе были обнаружены фрагменты 11 одинаковых светлогли-няных амфорисков на круглом поддоне, ранее окрашенных бурой краской (краска практически не сохранилась) (рис. 3,11), 10 миниатюрных красноглиняных «кувшинчиков» (судя по сохранившимся фрагментам венцов, это также могут быть миниатюрные арибалические лекифы7) (рис. 3, 1-10) и целый сероглиняный кувшинчик.8 Миниатюрные керамические изделия, повторяющие по форме стандартные сосуды, характерны для эпох архаики и классики и практически исчезают в эллинистический период9. Существует несколько интерпретаций назначения миниатюрных сосудов, непригодных для использования по прямому назначению. Ряд ученых трактует их как детские игрушки, другие подчеркивают их вотивную роль, а также то, что чаще всего они встречаются именно в сакральных комплек-сах10. В некоторых святилищах насчитывается более тысячи находок миниатюрной керамической посуды и светильников. Например, они занимают большую часть среди находок на Центральном святилище на агоре Моргантины (Сицилия), в святилище Деметры и Персефоны в Кирене, в критских святилищах11. Находки данного вида керамических изделий встречаются и на памятниках Боспора, например, на святилище элевсинских богинь «Береговой IV»12. Гюннел Экрот считает, что маленькие сосуды были дешевле больших, поэтому их могли жертвовать в целях экономии13. Также важным моментом могла быть не столько экономия денег, сколько экономия места, отведенного под приношения в святилище.
Кроме того, в комплексе были обнаружены фрагменты от «не менее чем шести терракотовых протом Деметры архаического облика, явно вышедших из одной формы»14 (рис. 4), изготовленных из фанагорийской глины, а также фрагментов аналогичной протомы самосской глины, покрытой белой обмазкой, которая, по мнению В. С. Долгорукова, служила патрицей для изделий местного про-изводства15. По сохранившимся образцам можно судить, что они представляли собой протомы-полуфигуры «ионийского типа» с удлиненным овальным лицом,
5 Долгоруков 1985, 2. В альбоме к отчету за 1985 год представлена фотография одного черно-лакового лекифа с пояском точечного орнамента, донца сосуда с граффито и арибала финикийского стекла (рис. 2,3), фотографии и рисунки других описанных в отчете чернофигурных сосудов отсутствуют.
6 Например, аналогичный сосуд из погребения, датируемого 500-490 гг. до н.э., из раскопок Афинского Керамика: Kerameikos 2000, taf. 6.1.
7 Sparkes, Talcott 1970, 186, 336, pl. 46. 1140.; Kerameikos 2000, taf. 30. 173.2
8 Долгоруков 1985, 2.
9 Perachora 1962, 290; Hayes 1992, 196; Smetana-Scherrer 1982, 86.
10 Horsn®s 2001, 80-84; Carter 1994, 195; Doepner 2000, 63-65; Anderson-Stojanovic 2002, 75-77.
11 Edlund-Berry 2001, 71; The Extramural Sanctuary of Demeter and Persephone at Cyrene 1984, 21; Sporn 2002, 355.
12 Завойкин 2003, 117; Завойкин, Сударев 2009, 178-179.
13 Ekroth 2003, 36.
14 Долгоруков 1985, 2. На основании фотографий из полевого отчета, а также архива Фанагорийской экспедиции ИА РАН известно о семи фрагментах протом.
15 Долгоруков 1990, 34.
на котором выделяется крупный нос. Лицо богини кажется тяжеловесным из-за больших выпуклых глаз. Волосы разделены в центре на два валика, сверху на них накинуто покрывало, спадающее на плечи, руки симметрично прижаты к груди. В коллекциях фанагорийской экспедиции сохранился фрагмент одной протомы из комплекса (рис. 4,7). Интересно отметить, что верхний край протомы сильно загнут внутрь, возможно, на нем располагалось отверстие для подвешивания, что, к сожалению, невозможно проверить, так как большая часть верхнего края утрачена (рис. 4, 1а). Подобный тип протом получает распространение в эпоху поздней архаики и встречается в разнообразных вариантах, с добавлением тех или иных атрибутов и деталей, в различных уголках эллинского мира16.
Протомы наиболее часто встречаются среди находок в святилищах, а В. Хинц приводит данные о том, что в западногреческих колониях протомы встречаются только в святилищах, в большинстве случаях посвященных Деметре и Коре17. С. И. Финогенова собрала информацию о нескольких случаях находок протом в городских слоях: в Нимфее, Тиритаке, на Лузанском поселении и т.д. Однако в большинстве своем они были найдены в помещениях и использовались в домашних культах18. Не раз в отечественных и зарубежных исследованиях затрагивался вопрос о том, кто изображался на протоме: божество или даритель19. Более вероятной представляется версия о том, что протомы изображали божество. Это находит подтверждение в изготовлении в одной форме многочисленных стандартных реплик. Вероятно, если бы речь шла об изготовлении протомы, изображающей дарителя, то он постарался бы заказать у коропласта фигурку с максимально большим количеством индивидуальных черт.
Таким образом, очевидно, что рассмотренный комплекс представляет собой неординарный памятник второй четверти V в. до н.э. с только что вошедшей в черту города юго-восточной окраины Фанагории. Несмотря на то, что контекст находки остается непонятен, ясно, что подобный набор однотипных миниатюрных сосудов и вышедших из одной формы крупных протом предназначался для культовых целей. Вполне возможно, что протомы из комплекса могли быть изготовлены в расположенной неподалеку мастерской коропласта, функционировавшей также во второй четверти V в. до н.э.20
ЛИТЕРАТУРА
Долгоруков В. С. 1985: Отчет о раскопках в Фанагории в 1985 г. // НА ИА РАН. Р-1. 11165. М.
Долгоруков В. С. 1985а: Альбом к отчету о раскопках в Фанагории в 1985 г. Т. I // НА ИА РАН. Р-1. 11165а. М.
Долгоруков В. С. 1990: Некоторые вопросы истории и топографии ранней Фанагории // КСИА. 197, 30-37.
16 Bagnasco 1986, 64, tav. XVII, №88 CI; Higgins 1954, №1062; Hinz 1998, 39; Guldager Bilde 2010, pl. 327.
17 Hinz 1998, 37.
18 Финогенова 2000, 217.
19 Blinkenberg 1931, 589; Croissant 1983, 1-8; Финогенова 2000, 218-219; Muller 2009, 81-95.
20 Подробнее о некоторых находках из мастерской коропласта см.: Финогенова 1998, 1-12; 2010, 381-382.
ЗавойкинА.А. 2003: Керамические вотивы на святилище «Береговой 4» // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Материалы IV Боспорских чтений. Керчь, 93-99.
Завойкин А. А. 2004: Фанагория во второй половине V — начале IV вв. до н.э. (по материалам «Южного города»). М.
Завойкин А. А., Сударев Н. И. 2009: Поселение и святилище «Береговой 4». Итоги исследований в 1999-2004 гг. // Археологические открытия 1991-2004 гг. Европейская Россия. М., 174-189.
Завойкин А. А.,Кузнецов В. Д. 2012: Некоторые проблемы археологической топографии Фанагории // Боспорские чтения XIII. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Проблемы урбанистики. Керчь, 188-198.
Ильина Т. А. 2010: Терракотовые статуэтки Азиатского Боспора // Античное наследие Кубани. Т. III. М., 380-390.
Финогенова С. И. 1998: Архаическая мастерская фанагорийского коропласта // Тезисы доклада конференции, посвященной памяти Н. И. Сокольского. М., 1-10.
Финогенова С. И. 2000: Античные протомы в системе жертвоприношения // Жертвоприношение: Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М., 213-223.
Anderson-Stojanovic V 2002: The Cult of Demeter and Kore at the Istmus of Corinth // Peloponnesian Sanctuaries and Cults. Stockholm, 75-83.
Bagnasco M. B. 1986: Protomi in terracotta da Locri Epizifiri. Contribute allo studio della sculturaarcaica in Magna Grecia. Torino.
Blinkenberg Ch. 1931: Lindos. Fouilles de Г Acropole (1902-1914). I. Les petits objects. Berlin.
Carter J. J. 1994: Sanctuaries in the Chora of Metaponto // Placing the Gods. Sanctuaries and Sacred Space in Ancient Greece. Oxford, 161-198.
Croissant F. 1983: Les Protomés féminines archaïques: recherches sur les représentations du visage dans la plastique grecque de 500 à 480 av. J.-C. Vol. 1. Paris.
Doepner D. 2000: Steine und Pfeiler für die Götter. Weihgeschenkgattungen in westgriechischen Stadtheiligtümern. Wiesbaden.
Edlund-Berry I. E. M. 2001: Miniature Vases as Votive Gifts Evidence from the Central Sanctuary at Morgantina (Sicily) // Ceramics in Context. Stockholm.
Ekroth G. 2003: Small Pots, Poor People? The Use and Funktion of Miniature Pottery as Votive Offerings in Archaic Sanctuaries in the Argolid and the Corinthia // Griechische Keramik im kulturellen Kontext. Padeborn.
Guldager Bilde P. 2010: Terracottas // The Lower City of Olbia (Sector NGS) in the 6th century B. C. to the 4th Century A. D. Vol. 2. Aarhus, 439-464.
Hayes J. W. 1992: Fine Wares in the Hellenistic World // Looking at Greek Vases. Cambridge.
Higgins R.A. 1954: Catalogue of the Terracottas in the Department of Greek and Roman Antiquities, British Museum. Vol. 1. London.
Hinz V. 1998: Der Kult von Demeter und Kore auf Sizilien und in der Magna Graecia. Wiesbaden.
Horsnœs H. W. 2001: Miniature Pottery and the Questions of Domestic cult in Lucania // Ceramics in Context. Stockholm.
Kerameikos 2000: Ergebnisse die Ausgrabungen. Bd. VII. Die Nekropole von der Mitte des 6. Bis zum Ende des 5. Jahrhunderts. München.
MullerA. 2009: Le tout ou la partie. Encore les protomés: dédicataires ou dédicantes? // La donatrice, l'offrante et la déesse. Kernos supplément 23.
Perachora 1962: The Sanctuaries of Hera Akraia and Limenia. Vol. 2. Pottery, ivories, scarabs and other objects from the Votive Deposit of Hera Limenia. Oxford.
Smetana-Scherrer R. 1982: Spätklassische und hellenistishe Keramik // Alt-Ägina. Bd. II,1. Mainz/Rhein.
SparkesB. A., TalcottL. 1970: The Athenian Agora. Vol. XII. Black and Plain Pottery of the 6th, 5th and 4th Centuries B.C.
Sporn K. 2002: Höhlenheiligtümer in Griechenland // Kultur und Kommunikation. Medien in Heiligtümer der Antike (ZAKMIRA-Schriften 4). Wiesbaden.
The Extramural Sanctuary The Extramural Sanctuary of Demeter and Persephone at Cyrene, Lybia. Final Reports. Vol. 1. 1984: Background and Introduction to the Excavations. Philadelphia.
CERAMIC COMPLEX OF THE SECOND QUARTER OF THE 5th century BC FROM THE EXCAVATION IN THE SOUTHERN SUBURB OF PHANAGORIA
Yu. N. Kuzmina
The study of Phanagoria south-eastern section in 1985 (excavation "Southern town", square XXXIII) revealed a unique ceramic complex dating as far back as the second quarter of 5th century BC. Abundant ceramic fragments of amphorae, miniature vessels and seven fragments of busts were embedded in the earth as deep as 0.2 m. Though the find context remains obscure, it is quite clear that such a set of similar miniature vessels and big fore-parts from the same mould belonged to religious worship. The fore-parts from the complex could have been made in a nearby koreplactic workshop that also functioned in the second quarter of the 5th century BC.
Key words: Bosporus Kingdom, Phanagoria, Late Archaic, fore-parts, miniature vessels