Чэнь Юйлин
КЕРАМИЧЕСКИЕ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СТАТУЭТКИ ЭПОХИ ХАНЬ
Работа представлена кафедрой зарубежного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
Научный руководитель - кандидат исторических наук, профессор В. А. Семенов
Ханьские погребальные статуэтки имели в истории Китая исключительное значение, они отразили философские и эстетические предпочтения жителей Китая в древности. В статье описываются характерные особенности этих статуэток, выявляется их стремление к простоте и безыскусности в художественном стиле; их выразительность и размах, их наивность, гармоничность и естественность обладают сильной жизнестойкостью.
Ключевые слова: Ханьская культура, Китайская керамика, археологические раскопки, скульптура.
Chen Yuling
CERAMIC OBSEQUIAL STATUETTES OF THE HAN EPOCH
Obsequial statuettes of the Han epoch were of exceptional value in the history of China; they reflected the philosophical and aesthetic preferences of the ancient Chinese people. The author of the paper describes the characteristic features of these statuettes and reveals their tendency to simplicity and naivety in the artistic style. Their expressiveness and scale, harmonicity and naturalness possess strong viability.
Key words: Han culture, Chinese ceramics, archeological dig, sculpture.
С 220 г. до н. э., когда Лю Бан разбил войска Сян Юя в знаменитой битве при Гайся и стал правителем Поднебесной, до 220 г. н. э., когда Цао Пи избавился от ханьского императора Сяньди и провозгласил себя императором, прошло 420 лет. В истории Китая этот период носит название «Период Западной и Восточной династии Хань» (сокращенно -
Две Хань). Это был первый период процветания государства в истории.
Погребальные статуэтки появились благодаря процветающей экономике в период правления династии Хань, когда руководящим курсом было развитие общества и экономики, пристальное внимание уделялось сельскому хозяйству, сокращалась экономи-
ческая мощь богатых купцов, урезались налоги, обременявшие крестьян. Ханьский император Вэнь-ди поощрял экономность, сам возделывал поля, это было время, известное в истории под названием «Правление Вэнь-ди и Цзин-ди». «70 лет длилось процветание Хань, в стране все было благополучно, не происходило никаких стихийных бедствий, и личные, и государственные амбары были полны. Казна была переполнена, зернохранилища тоже. Зерно старого урожая не успевали использовать, и иногда зерно нового урожая приходилось складывать под открытым небом, и оно гнило. На всех городских улицах было множество лошадей, поля были огромны и многочисленны, политика государства отличалась свободой, а народ богател. Однако были и те, кто имели некоторый достаток, и, полагаясь на свою силу, бесчинствовали в деревнях. Они боролись за земли, которые их предки получили в награду, и за роскошную жизнь» (Сыма Цянь. «Исторические записки. 13 цзюань. Книга регулирования»). Погребальные статуэтки эпохи Хань в основном концентрируются в следующих районах: Сяньян и Сиань (Шэньси), Сюй-чжоу (Цзянсу), Лоян (Хэнань), провинция Сычуань. Это были богатые, экономически развитые и густонаселенные регионы. Поэтому экономическая развитость была одной из важнейших причин, способствовавших многообразию погребальных статуэток.
Ханьские статуэтки развивались под влиянием циньских. Циньские статуэтки были результатом автократического правления централизованной власти. Унификация, простота, сила - вот их основные особенности. Если сравнивать ханьские и циньские статуэтки, то ханьские были меньше по размеру, однако отличались тематическим и видовым разнообразием, они отражали характер общества. Основной причиной была атмосфера в обществе в период Хань. Благодаря тому, что Вэнь-ди и Цзин-ди отдавали все силы для развития страны, к периоду правления У-ди Китай стал одной из самых процветающих стран в мире в тот период. Ханьский У-ди на юге усмирял боюэ, на севере изгнал войска сюнну, на западе воевал с давань, на востоке
воевал с сяньби. Мужчины совершали подвиги во имя государства, показывая, как оно сильно, а также показывая веру в свои силы. Высокое развитие экономики привело, с одной стороны, к стремлению к удовольствиям при жизни, а с другой стороны - к пышности погребений после смерти. «История Хань. Чэн-ди»: «Роскошь людей того времени достигла невиданных размеров, знать не следовала простым ритуалам прошлого, не заботилась о стране. Так, они строили роскошные жилища и сады, покупали большое количество рабов, устраивали грандиозные музыкально-танцевальные представления». Аристократы «наперебой стремились к власти, богатству и наслаждениям» («История Хань. Жизнеописание императора»).
Они считали добродетелью создание пышных захоронений. Ханьские правители не жалели одной трети дохода страны для постройки гробниц, так как пышные гробницы были чрезвычайно распространены; только благодаря этому, мы сейчас можем наблюдать погребальные статуэтки в таком изобилии. А также мы можем исследовать ханьские фарфоровые погребальные статуэтки, найденные во время археологических раскопок по всей стране.
Ханьские статуэтки в соответствии с данными последних археологических раскопок можно отнести к двум периодам.
Первый - ранний период правления династии Хань, а именно - период с установления династии до окончания правления императора Цзин-ди. К этим статуэткам относятся те, которые были найдены в Янлине, Янцзя-ване, Аньлине и Балине, в местах захоронений, а также статуэтки гор Бэйдуншань (Сюйчжоу) и Шицзышань. В Янлине, где находится гробница ханьского Цзин-ди, археологи много раз проводили раскопки, на территории 96 000 м2 были обнаружены 24 специальных места для захоронений сопровождающих умершего предметов. Там были найдены ритуальная утварь, оружие, статуи слуг с конями. К настоящему времени уже откопаны более 2000 фарфоровых статуэток, а всего их было, вероятно, около десяти тысяч. Янлинские статуэтки были сделаны из
красной глины, отличались твердостью. Обычно их высота составляет 60 см, т. е. примерно одна треть человеческого роста. У статуэток нет рук. Изначально руки были из дерева, а на голове повязан «красный платок», на котором покоился шлем, одета фигурка была в длинный халат и доспехи сверху. У женских фигурок волосы скручены в узел на голове, они изображены верхом на лошади, и они одеты в шикарные доспехи. Главной особенностью янлинских статуэток является многообразие выражений лиц, лаконичная форма и соответствие пропорций. «Их лица похожи на полную луну, они полные, но не тучные, скулы выступают, можно четко различить все углы и ребра, ощущение некоторой непреклонности. Некоторые фигурки показывают людей выдающихся, некоторые - наполнены духом молодости и удали, другие - полны ребячества и озорства. Некоторые - спокойные и невозмутимые, другие -улыбающиеся. У каждой фигурки ясно различимы возраст и характер. Выступающие надбровные дуги, подрагивающие жевательные мышцы, черные точки зрачков, контур усов наделяют фигурки живым выражением, можно сказать, что в них сошлись «форма и дух» («Квинтэссенция памятников культуры Китая», Издательство Памятников Культуры, 1992). Ханьский Цзин-ди Лю Ци занял трон в 157 г. до н. э., умер в 141 г. до н. э., поэтому согласно традиции ханьской династии - начинать строить гробницу сразу, как император займет трон, - статуэтки для него были созданы в период с 157 по 141 гг. до н. э.
Статуэтки конных и пеших воинов из гробниц в Янцзявань, Сяньяне в провинции Шэнь-си были откопаны в 1965 г. Чтобы определить эпоху и принадлежность, в 1970-1976 гг. археологи раскопали могилу владельца захоронения, находившуюся на расстоянии в 70 метров от места захоронения погребальных предметов. Благодаря анализу найденных керамических и лаковых изделий, денег периода правления императрицы У-хоу и императорта Вэнь-ди, а также, исходя из близости расположения к могиле ханьского императора Гао-цзу, можно сказать, что это захоронение было создано раньше времени правления Цзин-ди.
В дополнительном захоронении Аньлин императора Хуэй-ди были найдены 84 цветные статуэтки, все они представляют собой воинов. Высотой они 44-46 см, на головах -фиолетовые повязки, связывавшие волосы, на голове пробор выделен черным или красным, волосы завязаны сзади. Одеты они в короткие куртки светло-зеленого или красного цвета, одежда запахивается направо, а сверху надеты доспехи, одежда подпоясана красным кушаком, на ногах светло-зеленые или фиолетовые наколенники, внизу - соломенные сандалии. Тело вытянутое, взгляд устремлен вперед. Вместе с этими воинами были найдены керамические быки в количестве 46 штук, 125 баранов, 23 свиньи. Если их расставить по порядку, то с внешней стороны были воины, а затем - свиньи, бараны, коровы. Эти фигурки людей и животных -лишь небольшая часть того, что не было разрушено. Были испорчены керамические фигурки воинов, танцоров, коней. А сколько всего было статуэток мы сможем узнать только тогда, когда будут завершены раскопки. Аньлин - это гробница ханьского императора Хуэй-ди Лю Ина. Он находился на престоле с 195 по 188 г. до н. э. Гробница в Аньлин была построена за эти семь лет, место для захоронений сопутствующих предметов создавалось чуть позднее, самое позднее - в период правления Вэнь-ди.
В районе Жэньцзяпо, находящемся к востоку от Сиани, были обнаружены 37 сопроводительных захоронений для гробниц императора Вэнь-ди и императрицы Доу, а погребальных статуэток - 42 штуки. Это расписные фигурки, изображающие женщин, которые выполнены по одной модели, в ногах оставлена дырка, чтоб удобнее было обжигать. Температура горения была достаточно высокой, материал становился твердым, крепким, изначально он был синевато-серого цвета, на него сначала наносился базовый белый слой, а затем фигурка раскрашивалась в темно-коричневый, темно-вишневый, землисто-желтый, ярко-красный цвета. Нижняя одежда обычно была красного цвета. Стоящие фигурки были высотой примерно 53-57 см. Руки сложены и располагаются на уровне
груди, как будто держат что-то наготове в руках. Сидящие фигурки высотой 33-35 см, вид у них степенный, благовоспитанный, кажутся выполненными более изысканно, тщательно, они представляют собой придворных девушек и предназначались для сопровождения в последний путь императрицы Доу.
В районе Бэйдуншань близ Сюйчжоу для создания ханьской гробницы использовали метод прорывания пещер, вся гробница располагается в горе, в горной пещере, там были найдены 422 статуэтки, все они изначально стояли в нишах по обеим сторонам от главного прохода, ведущего в гробницу. Там были фигурки мужчин и женщин, часть из них - для увеселений, а часть - в качестве почетного караула.
Расписных фигурок, изображавших воинов, в захоронении в Шицхышянь близ Сюйчжоу было обнаружено 2300 штук, из них только четыре изображали коней, остальные -фигурки людей. Тут были чиновники, воины в плоских шлемах на головах, люди с косичками, с волосами, завязанными узлом, в военных кафтанах, люди, сидящие на коленях, воины в латах. Самые высокие - длиной 47-48 см, а самые низкие - 42-43 см. Это захоронение, видимо, предназначалось для сопровождения в загробный мир знатного человека или родственника императора, жившего в Сюйчжоу. Оно похоже на захоронение для Цинь Ши-хуанди или на ханьское захоронение в Янц-зявань. Стиль напоминает статуэтки в Бэй-дуншань, таким образом, это, вероятно, захоронение раннего периода Западной Хань.
Особенности керамических фигурок ранне-ханьского периода. Одной из характерных особенностей керамических статуэток пероида начала династии Хань является их размер, огромное количество, сконцентрированность в местах раскопок. Самые известные найденные статуэтки были обнаружены в районе Сяньяна в Шэньси, в районе ханьских императорских гробниц близ Сиани и в окрестностях Сюйчжоу. Все эти предметы были найдены в так называемых «сопроводительных захоронениях», а также в усыпальницах императриц и высоких сановников. По размаху и количеству они занимают
главенствующее положение среди других ханьских скульптур. Так, в янлинском сопроводительном захоронении на сегодняшний день уже найдено более двух тысяч статуэток, а общее количество, скорее всего, превышает десять тысяч. В ханьских гробницах Янцзяваня уже обнаружены 2584 статуэтки, в Аньлине - 84, и это только часть найденного. Причиной появления этой особености можно считать тот факт, что район Сиани и Сяньяна был издавна местом княжества Цинь, там располагались столицы Цинь и Западной Хань. В «Исторических записках» сказано: «В стране много плодородных земель, поэтому простой народ радовался обработке земли, что было в духе великих императоров прошлого. В эпоху Хань столицей была Чанъань. В нее приезжало большое количество народа, людей было много, а земли мало». В «Истории Хань» также написано следующее: «Таким образом, население огромного государства отличалось многообразием, обычаи у разных народностей были различны. Образованные люди следовали этикету, а богатые использовали удобный момент, чтобы еще больше разбогатеть. У них были самые лучшие кони, повозки, одеяния. И простой народ пытался им подражать. Поэтому обряды, связанные со свадьбой, были достаточно пышными. А обряды, связанные с похоронами, были еще более роскошными». Известность и популярность месторасположения и богатство жителей способствовало созданию условий для богатых захоронений.
Второй характерной особенностью статуэток периода начала правления династии Хань было большое количество фигурок, изображавших воинов, символизировавших почетный караул. Вероятно, такое количество военных фигурок среди раннеханьских погребальных скульптур объясняется влиянием циньских захоронений. Хань, правившая после Цинь, во многом унаследовала традиции циньского правления и, естественно, что она подражала Цинь и в системе гробниц. Однако если сравнивать более детально, то они были не слишком похожи. Циньский Ши Хуанди силой подчинил себе шесть государств, уничтожил удельных кня-
зей чжухоу, он делал все для предотвращения мятежа шести покоренных государств; не только при жизни, но и после смерти ему требовалось оружие устрашения. А ханьская династия, если сравнивать ее с Цинь, была более уверенной в своих силах, укрепляла себя, ханьким императорам не надо было так беспокоиться и волноваться, как циньскому Ши Хуанди. Появление керамических воинов в гробницах - это была дань традиции, их значение отличалось. Здесь они были почетным караулом, символизировавшим власть и положение императора, императрицы, знатных вельмож. Еще большая часть служила для наслаждения жизнью. Так, например, в гробницах Аньлина, Балина большое количество фигурок женщин, танцоров, животных как раз и иллюстрируют это. Если смотреть на лица статуэток, то на них нет того тревожного выражения, свойственного предвоенному состоянию страны. Они расслабленные и радостные, как будто вместе с хозяином гробницы отправились в увеселительное путешествие.
Третья особенность скульптур этого периода - высокая степень художественного мастерства, яркость и многоообразие стилей. При создании скульптур в начале правления Хань мастера не только руководствовались циньской традицией, но и впитывали методы создания деревянных кукол в землях Чу периода Сражающихся царств. Армия из Янц-зяваня создавалась следующим образом -тело и голова отливались по одной модели вместе, а потом добавляли детали к одежде, лицам. Из 2548 фигурок лишь крайне незначительное количество - это прислуга, танцоры, большая же часть - пешие и конные воины, их позы похожи. Единство поз и внешнего вида создавалось для того, чтобы подчеркнуть единство армии, ее грозный дух. А разные лица воинов позволяют избавиться от ощущения монотонности. В единстве сокрыто изменение, а изменение всегда включает в себя единство.
Статуэтки из Янцзяваня впитали традиции создния кукол княжества Чу. У части из них к плечам приделаны деревянные руки, которые могли свободно двигаться. Их оде-
жда была похожа на одежду реальных людей, однако из-за того, что статуэтки пробыли в захоронении под землей слишком долго, одежда на них сгнила, и сейчас они представляют собой «обнаженные фигурки». Статуэтки периода начала Хань в основном были найдены в сопутствующих захоронениях императриц и сановников, их создавали самые выдающиеся ханьские мастера, они выполнены на самом выдающемся уровне, отражая стремление к соврешенству. Стремление к совершенству было высшей границей для китайских мастеров древности, однако понимание совершенства отличалось в разные эпохи и у разных мастеров. В статуэтках этого периода мастера в реалистичной манере пытались выразить дух, формой передать духовное содержание. В этом плане статуэтки воинов из Янлина и служанок из Балина могут служить образцом. Янлинские воины все закованы в латы или одеты в одежду, внешне трудно различить их характер, поэтому все свое мастерство скульпторы уделяли лицу, опираясь на собственный опыт, они лепили разный костяк лица и лицевые мышцы, таким образом возраст, выражение лиц и характер получались неодинаковыми. Люди получались худыми или полными, воинственные и непреклонные, можно сказать, что это музей скульптур персонажей эпохи Хань. А статуэтки, найденные в Балине, - это в основном ярко расписанные женщины-служанки, одежда у них темно-коричневого, темно-вишневого, землисто-желтого, ярко-красного и белого цвета. Черты лица - тонкие и возвышенные, телосложение солидное, выражение лиц - мягкое и благовоспитанное, если добавить к этому яркую одежду, то это был классический облик служанки из богатой семьи.
Четвертая особенность скульптур раннего периода заключается в наличии особой системы сопроводительных захоронений. Из имеющихся исторических источников видно, что строгие установления, сколько должно быть предметов в сопроводительных гробницах, начались только с эпохи Тан. В дотан-ский период, включающий и эпоху двух Хань, поощрялось экономное отношение к захоронению. Например, импертор Вэнь-ди и
императрица Доу настаивали на скромных гробницах без огромных курганов, но официально это не было зафиксировано в документах. Из археологических данных мы можем увидеть определенные закономерности. Первое - все скульптуры по высоте составляли примерно одну треть от человеческого роста. Так, фигурки, найденные в Янлине, достигают в высоту 60 см, конные воины из Янцзяваня -68 см, самые маленькие - 44,5 см, фигурки стоящих людей из Балина - 53-57 см, ань-линские статуэтки - 44-46 см. Очевидно, что это не случайное совпадение, а сделано так в соответствии с определенными правилами. Второе - способ захоронения. Большинство скульптурок располагалось в дополнительных помещениях. Янлин, Янцзявань, Аньлин, Ба-лин - везде использовался этот метод. И очень редко небольшое количество скульптур появляется в самих гробницах. Дополнительные помещения были двух типов. Первый - отдельное захоронение, второй - в самой гробнице делали специальное помещение, опоясывающее основную гробницу. И в этом состоит важное отличие от захоронений середины и конца династии Хань, когда большинство скульптур располагались прямо в самой гробнице. Вполне вероятно, что это был показатель ранга, статуса.
Второй период - поздняя Хань. С того момента, как ханьский император Лю Чэ занял престол в 141 г. до н. э., и до того, как был убит император Лю Сюань (25 г. н. э.), прошло 166 лет. Период правления Западной Хань был периодом расцвета. На севере государство воевало с сюнну, на юге - с племенами юэ, ханьские границы стали стабильными и нерушимыми, и в этот период экономического роста многие сановники стремились построить себе огромные гробницы для загробной жизни. В качестве примера можно взять роскошные гробницы императора У-ди в Маолине и сопровождавшего его сановника Вэй Цина, гробницу Хо Цюбина. Однако в настоящее время в этих гробницах еще не проводились систематические раскопки, поэтому еще не были обнаружены керамические статуэтки. В поздний период правления Хань из-за упадка экономики, по-
литических беспорядков производство статуэток утратило экономическую поддержку, утратило былой размах, количество изготавливаемых статуэток сократилось. Статуэтки середины и конца правления Хань до образования КНР были найдены только в Сиани и Лояне, а потом были обнаружены при раскопках следующие вещи: фигурки танцоров, акробатов, пирующих в захоронениях на горе Уиншань в Цзинани (пров. Шаньдун), статуэтки в ханьских гробницах в Цзяньгоу (пров. Хэнань) и в Пэнцзячжай (пров. Хэ-бэй), расписные фигурки эпохи Западная Хань в Лояне (Хэнань). В районе Шэньси еще не было широкомасштабных раскопок, поэтому найденных скульптур не много, их количество не может сравниться с количеством ранне-ханьских скульптур. Фигурки танцоров и акробатов были обнаружены и в цзинаньской гробнице в Уиншань. Они составляют большую широкую сцену, примерно 20 фигурок танцоров и акробатов умещаются все на единой платформе. В центре - 6 актеров, а также 7 музыкантов, и один человек в красной одежде как будто дирижирует. Среди актеров 2 танцовщицы взмахивают широкими рукавами, легко танцуют. Другие четверо - молодые мужчины, в коротких одеждах и с босыми ногами, делают сальто, стоят на руках, показывают боевые искусства. Музыканты играют, среди инструментов, на которых они играют, есть барабан, цинь, гусли-сэ. С двух сторон от платформы еще вылеплены зрители, эта группа фигурок выполнена довольно грубо -только контуры, однако раскрашенные в достаточно яркие цвета, этих фигурок много, что говорит о том, что в те времена цирковые-танцевальные представления пользовались большой популярностью.
При раскопках поздне-ханьских гробниц в Хэнани были обнаружены не только фигурки актеров, но и фигурки, связанные с сельским хозяйством, - например, крестьяне, работающие на мельнице или толкущие рис, а также изображения таких домашних животных, как корова, баран, курица, собака, гусь, свинья. И это показывает большой интерес к простой жизни.
Особенности керамических фигурок поздне-ханьского периода. Сравнивая скульптуры этого периода с более ранними, мы можем обнаружить новые характерные признаки. Первый - смещение центра распространения на восток. Наибольшее количество скульптур этого периода, выполненных на высоком уровне, было обнаружено в районе Лояна (в настоящее время район Шэньси еще до конца не исследован). Традиция пышных посмертных захоронений, естественно, способствовала расцвету производства скульптур. Фигурки, найденные в районе Лояна, появились как раз на фоне этого расцвета.
Второй - расширение тематики. В начальный период правления Западной Хань кроме фигур солдат наиболее часто встречались фигурки женщин-служанок, другие типы встречались очень редко. Однако к середине и концу правления этой династии традиции изменились, теперь люди уделяли больше внимания предметам из повседневной жизни, как бы забирая их с собой в загробный мир. Дом раньше состоял из ворот, двора, хранилища, главного помещения, кухни, туалета, хлева. Гробница же была, по сути, домом умершего. В гробнице, как правило, основное и боковое помещения располагались на линии с востока на запад, по бокам с одной стороны была конюшня, с другой -хранилище. Боковые помещения представляли собой столовую с горшками, кастрюлями, чашками и чайниками или гостиную, в которой статуэтки, изображавшие актеров и танцоров, должны были поднимать настроение. Гроб умершего ставился в задней комнате, которая также полностью копировала прижизненную обстановку в доме хозяина гробницы. Этому же служили и фигурки прислуги. Среди них танцоры и акробаты были наиболее примечательными. В середине правления Хань под влиянием культуры малых народностей, населявших Западные земли, на Велико-Китайской равнине также получили распространение различные представления и увеселения, это была наиболее
любимая простыми людьми форма искусства. Песни, пляски, акробатические выступления стали неотъемлемой частью жизни людей, наряду с сопровождавшими их винными возлияниями.
Третье - скульптуры, стремившиеся к совершенству. Скульптуры этого периода в том, что касается пяти органов чувств, пропорций тела, были не похожи на скульптуры раннего периода с их реалистичной манерой. Теперь фигуры были более утрированы, целью было ухватить и передать дух персонажа. Так, например, у фигурок акробатов в коротких одеждах с длинными рукавами и огромными штанами все движения и позы изображались в утрированном виде, чтоб показать вдохновенную поступь актера, скульптор мог своевольно увеличивать длину нижних конечностей так, что они выходили за рамки того, что мы можем представить. Огромные штанины похожи на юбку, которая как будто обвивает ноги. А чтобы передать опасность акробатических трюков, длину ног, наоборот, уменьшали, чтоб усилить стабильность движений. Вероятно, из-за таких специфических особенностей скульптуры того времени всегда производили большое впечатление на людей. Что касается черт лиц, то они уже не были такими суровыми, как у фигур воинов более раннего периода, они стали более живыми.
Ханьские погребальные скульптуры оказали глубокое влияние на всю историю китайской скульптуры, они отражали философские и эстетические взгляды китайцев на человеческую жизнь. Так как керамическая скульптура пустила корни в почву реализма, то она отражала реальную жизнь, в художественном плане стремилась к простоте и безыскусности, выразительности и размаху. Простота, гармония и естественность обладали бурной, кипучей жизненной силой. Они (скульптуры) предоставили полные и реалистичные материалы для последующих поколений, чтобы изучать жизнь ханьского общества, а также открыли бескрайнюю дорогу для развития традиционной скульптуры, живописи и других ремесел.