Зайцева Е.В. преподаватель спец.дисциплин факультет СПО Российская Международная Академия Туризма Россия, Московская область, г.о.Химки
КЕМПИНГ И ГЛЭМПИНГ - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА РОССИИ
Аннотация: статья посвящается развитию современных форм внутреннего туризма, как бизнеса в сфере гостеприимства отдельно взятого региона (Московский).
Ключевые слова: внутренний туризм; кемпинг; глэмпинг; Московская область глэмпинг; авто путешествия глэмпинг; отдых в Подмосковье.
Zaitseva E. V. teacher of special disciplines faculty of SPЕ Russian International Academy of Tourism
CAMPING AND GLAMPING - CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN TOURIST MARKET
Annotation: the article is devoted to the development of modern forms of domestic tourism as a business in the field of hospitality in a particular region (Moscow).
Keywords: domestic tourism; camping; glamping; Moscow region glamping; auto travel glamping; vacation in the Moscow region.
Проанализировав современные тенденции развития туристского рынка за кемпингом и глэмпингом большое будущее, как развитие внутреннего туризма, как бизнеса в сфере гостеприимства. Из уже существующих девяти объектов Московской области нет ни одного объекта на: юго-западе, северо-западе, и севере относительно г.Москвы, который бы принимал гостей круглогодично.
Выезд на природу после трудовой недели на выходные дни или живописная остановка во время авто путешествия - отличный способ разнообразить привычные будни городского жителя, но не все согласны пожертвовать всеми современными благами цивилизации, даже если взамен будут дышать чистым воздухом и созерцать завораживающие своей красотой живописные пейзажи двадцать четыре часа в сутки. В нашей стране, как таковой культуры отдыха по методу кемпинга или глэмпинга
можно сказать еще нет. И все же, обязательно ли ставить палатку в необорудованном или не тронутом цивилизацией месте, и организовывать свой отдых в совершенно спартанских условиях? Оказывается вовсе нет -вполне достаточно арендовать место в кемпинге, а взамен получить полноценный отдых на природе, но с основными благами цивилизации. Если говорить в общих чертах, то кемпинг - это любой лагерь, в котором люди живут под открытым небом, и тем не менее в понимании большинства, кемпинг - это обустроенная площадка с местами под палатки, парковкой, электричеством, душем и туалетом. Современное понимание кемпинга принято относить к разновидности автотуризма. Зачастую кемпинг - это не просто место под стоянку с палаткой, а прежде всего, комфортная территория с развитой инфраструктурой для путешественников, предпочитающих отдыхать цивилизованно и на природе. Обустроенный кемпинг - это зарегистрированный объект размещения, с хорошо развитой инфраструктурой. Первенство кемпингов в мировой практике туризма держат такие страны как: Австралия, Норвегия, Исландия, Италия, Франция - в сезон, кемпинг наполняется тысячами туристами с палатками и авто домами, так как проживание в гостиницах или отелях, особенно в часто посещаемых туристических местах, всем желающим элементарно не хватает номеров. Обычно кемпинги располагают в живописных природных местах, часто даже национальных парках, на небольшом удалении от автомобильных трасс или в городском пригороде, а также в той местности, где запрещена застройка отелями и природоохранная зона. Сюда приезжают в авто домах, с жилыми трейлерами или палатками, чтобы переночевать, провести время на природе, пройти терренкур маршрут или просто отдохнуть от дороги. Главное же, что кемпинги, помимо места для стоянки, могут предоставлять путешественникам целый ряд услуг: туалеты, душ с горячей водой (реализация услуги платно с поминутным тарифом), питьевую воду, электричество, организованный вывоз мусора, канализацию для авто домов и трейлеров, прачечную, кухню с современной техникой, детские и спортивные площадки, Wi-fi и т.д. К преимуществам кемпингов относятся: во-первых, инфраструктура: любой палаточный городок имеет минимальную инфраструктуру: туалет и душ, электричество, интернет и кухонная зона для приготовления пищи. Это своего рода «золотая середина»: туристы отдыхают на свежем воздухе и наслаждаются красотами природы, но взамен им не приходится жертвовать комфортом. Во-вторых, безопасность: территория всех кемпингов обязательно охраняется, поэтому можно не опасаться, что ночью в лагерь забредут дикие животные или воры. В третьих, комфорт: отдых в кемпинге отлично подходит для неопытных туристов или семей с детьми. В таких кемпингах уже есть подготовленные площадки для установки палаток, а в некоторых даже выдают необходимое снаряжение напрокат. Недостатков у такого
вида отдыха совсем немного: абсолютно бесплатно отдохнуть в кемпинге не получится. Оплата кемпингом устанавливается самостоятельно, у каждого собственные правила: где-то взымают за количество мест под палатку, где-то оплата рассчитывается исходя из количества отдыхающих, где-то по количеству въезжающих автомобилей ( или машино мест). Едино в расчетах оплаты аренды у каждого кемпинга плата взымается посуточно. Но, если сравнить суточные расходы на кемпинг и аренду номера в гостинице, такое проживание обойдется более бюджетно. [1]
Во всем мире такой вид отдых ценится за возможность покинуть городскую среду и побыть на природе. Но люди предпочитают палатку номеру в отеле не от безысходности или отсутствия средств - у такого отдыха есть ряд не всегда очевидных преимуществ:
1. экономичность - чаще всего проживание в гостевых домах, гостиницах и на базах отдыха обойдется существенно дороже, чем аренда места под палатку или авто дом. Особенно, если речь идет о популярном туристическом районе в высокий сезон. Если сравнить ценовую политику в странах Скандинавии, Центральной или Восточной Европе, то средняя цена ночевки в кемпинге составляет от 10 до 30 евро за палатку. При этом цены на 2-х местные номера эконом класса составят от 45 евро сутки. Например, на Алтае аренда места под палатку составляет от 300 до 500 рублей с человека за одни сутки. А цена 2-х местного номера эконом класса или небольшого летнего гостевого домика обычно начинается от 2500 рублей в сутки. Каждый объект кемпинга вправе устанавливать самостоятельно стоимость аренды места и благ цивилизации: например, санитарная зона - туалет и умывальник. Холодный душ, как правило, предоставляется бесплатно практически всегда, а вот горячий душ в некоторых странах и прачечная, уже будут за отдельную плату. Так в норвежских и европейских кемпингах установлены автоматические горячий души с оплатой: от 1 до 2 евро за 5 минут пользования. Экономия природных ресурсов является первоочередной целью некоторых стран, и кемпинги пропагандируют сохранение природы. Почти всегда можно бесплатно пополнить запасы питьевой воды. Электроэнергия - в кемпингах обычно дают возможность бесплатно подзарядить современные гаджеты. Электричество для более энергоемких потребителей таких как: электрической плитки, мини-холодильника, бытовой техники из авто домов или же подзарядка авто каравана и прочего оплачивается по отдельному счетчику, соответственно по отдельному тарифу. Они есть в крупных (от 400 машино мест) кемпингах, но персональная энерго точка встречается нечасто. На территории кемпингов есть оборудованные зоны для приготовления шашлыков, небольшие беседки и зона барбекю, которыми можно пользоваться бесплатно, иногда их арендуют за символическую плату. Оборудованные детские площадки на территории кемпинга обязательны и всегда бесплатные.
2. доступность отдыха - авто путешествия с ночевками в кемпингах не требуют специальных навыков и даже базовой физической подготовки. Все, что необходимо - это уметь ставить палатку. Кемпинг является идеальным вариантом для отдыха всей семьей. Организация лагеря и собственного быта на новом месте - это отличное приключение, а сама поездка дает возможность пообщаться с родными в совершенно не формальной обстановке. Безусловно, для детей кемпинг - источник сильных впечатлений, приобщиться к отдыху на природе и культуре кемпинга, самостоятельно, решить нетипичные для них бытовые задачи вроде заготовки дров, воды, разведения огня, готовки еды на плитке или костре, исследования окрестностей. Некоторые кемпинги разрешают размещение с любимыми домашними питомцами всех калибров и мастей.
3. мобильность - отдыхая в кемпингах, путешественник не привязывает себя к сети гостиниц и правилами. Отсутствует необходимость торопиться к ужину, к определенному времени заселения или выселения. Авто путешественник имеет свободу останавливаться там, где удобно и когда удобно: место для ночевки найдется практически всегда! При плохой погоде или некачественном кемпинге всегда можно сменить место дислокации и переехать в другой кемпинг. Как, правило нет ограничений для питомцев и детей. В густонаселенных районах много организованных кемпингов, а в малолюдных - масса мест для отдыха «дикарем». Высокая мобильность помогает сделать путешествие комфортнее и насыщеннее, но требует умения планировать отдых и самостоятельно организовывать быт.
В нашей стране кемпинги, по европейским стандартам, только начинают появляться. Как правило, располагаются у популярных туристических маршрутов или же на территории баз отдыха, соответственно работают сезонно. Инфраструктура оставляет желать лучшего, остается лишь надеется, что в ближайшее время количество кемпингов, а главное их качество на территории нашей страны увеличится и к нам хлынет туристский поток любителей такого вид отдыха и размещения.
Изнеженные благами цивилизации путешественники популизировали такой вид как Глэмпинг - это гибрид кемпинга и особого комфорта, в живописных местах с проживанием в шатрах или домиках с экзотическим архитектурным решением. Правда такое удовольствие по зачастую в ценовой политике не уступает крутому отелю с бассейном, спа -зоной, и достойным сервисом. Но ощущение единения с природой сохранится. Больше всего глэмпингов насчитывается в Московской области (9 объектов из 81 по РФ), но также есть в Ленинградской, Калужской, Тульской, Нижегородской областях, на Байкале и Алтае, в Карелии, на Камчатке и Урале. [2,4]
Одним из первых глэмпингов стал «Лес и море», который открылся в Тверской области летом 2015 года. У собственников не было опыта в гостиничной сфере, это было скорее увлечение, сначала размещение предусматривало узкий круг посетителе так сказать «для своих», через год «Лес и море» стал принимать постояльцев «с улицы». Первый проект «Лес и море» был реализован в 170 км от города Москвы, вблизи города Калязин, на острове посреди реки Волги поставили 10 брезентовых палаток с удобствами. На старте в глэмпинг было вложено 17 млн рублей калькуляция составила: возведение и меблирование палаток, санитарный блок, ресторан, подвод коммуникаций, персонал, обслуживающий проект. Конкуренции не было, посетители быстро вошли во вкус и новый вид отдыха, завоевал популярность среди молодоженов, в живописном месте часто организовывали свадьбы. Выручка от мероприятий составляла 5060% дохода. Сейчас в глэмпинг «Лес и море» приезжают семьями, цена палатки на двоих в Калязине составляет около 17 000 рублей за ночь. Второй глэмпинг открыли на Алтае (состоит из 6 палаток) - но цена была дороже, 45 000 рублей за ночь. Причем свободных мест в алтайском глэмпинге уже нет до конца текущего сезона (2021 год). Выручка глэмпинга в Тверской области составляет 20 млн рублей за сезон, на Алтае - 25 млн рублей. Безусловно внесенные коррективы пандемией 2020 года не повлияли на популярность и заполняемость глэмпинга. [2,3]
Очевидные преимущества глэмпинга, как бизнеса по сравнению с классическим гостиничным предприятием - это небольшие стартовые инвестиции, гибкость в операционном управлении, быстрая окупаемость, кроме того, это возможность органического расширения номерного фонда. Таким образом, Старт-ап любого глэмпинга минимум 10 полноценных мест (например, шатры, домики, сферы, стеклянные кубы и т.д.), далее по мере роста спроса и узнаваемости расширятся территория и устанавливаются еще места. С другой стороны, деятельность таких объектов носит сезонный характер, часто они располагаются в труднодоступных местах, где сложно или запрещено капитальное строительство. В современных условиях развитие внутреннего туризма становится всё более и более популярным, учитывая статистику последних двух лет и введенные ограничения в связи с пандемией, такая форма предпринимательства в сфере гостеприимства кемпинг и глэмпинг наиболее ликвидна.
Использованные источники:
1. Н.А.Сафронов Экономика организаций (предприятия): учебник для ср.спец.учеб.заведений. 2-е изд.,с изм./Н.А Сафронов,-М.: Магистр: ИНФРА -М, 2016.-256с.
2. Налоговая политика и практика: научно-информационное издание №3 (219) март 2021.
Интернет - источники:
3. Е.Гонжур, Т.Романова Палатки вместо заграницы: какой отдых ждет россиян этим летом [Электронный ресурс]// https://www.forbes.ru/biznes/427773-palatki-vmesto-zagranicy-kakoy-otdyh-zhdet-rossiyan-etim-letom
4. Интернет-проект Кмпинги России [Электронный ресурс]// https://xn--c 1 adjbaairkmgqoa.xn--p 1 ai/camping/