Научная статья на тему 'КЕМИ СЕБА И ПАНАФРИКАНСКИЕ КОНФЛИКТЫ'

КЕМИ СЕБА И ПАНАФРИКАНСКИЕ КОНФЛИКТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
149
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА / ПОЛИТИКА СЕВЕРА АФРИКИ / ПАНАРАБИЗМ / ЭКОНОМИКА / ПРОБЛЕМА СЕВЕРА И ЮГА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Власов A. A.

В современной глобальной политике, как и прежде, Африка занимает одну из важных ролей, а объединение Африканских народов было и остается ключевым вопросом правительств стран континента. Среди африканцев было не мало лидеров, способных не только вдохновлять людей на консолидацию социальных, экономических и политических сил, но и стать живым символом и одним из таких людей является Кеми Себа, современный политик, выступающий с позиций панафриканизма, писатель и журналист. Он выступает центральной фигурой панафриканизме 21 века. В статье представлены исторические события, связанные с Кеми Себа и его влиянием на объединение африканских государств. Актуальность и значимость исследования заключается в необходимости выявить основные векторы развития африканских стран и их внутреннюю политику. В статье применен сравнительно-описательный метод, метод исторического анализа, а также классификация и синтез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEMI SEBA AND PANAFRICA CONFLICTS

In modern global politics, as before, Africa occupies one of the important roles, and the unification of the African peoples has been and remains a key issue for the governments of the countries of the continent. There were quite a few leaders among Africans who could not only inspire people to consolidate social, economic and political forces, but also become a living symbol, and one of these people is Kemi Seba, a modern pan-Africanist politician, writer and journalist. He is the central figure of Pan-Africanism in the 21st century. The article presents historical events related to Kemi Seba and his influence on the unification of African states. The relevance and significance of the study lies in the need to identify the main vectors of development of African countries and their domestic policies. The article uses a comparative descriptive method, the method of historical analysis, as well as classification and synthesis.

Текст научной работы на тему «КЕМИ СЕБА И ПАНАФРИКАНСКИЕ КОНФЛИКТЫ»

Научная статья УДК 327

Политические науки

КЕМИ СЕБА И ПАНАФРИКАНСКИЕ КОНФЛИКТЫ

Власов А.А.

vlasovtj @пш1.ги

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В современной глобальной политике, как и прежде, Африка занимает одну из важных ролей, а объединение Африканских народов было и остается ключевым вопросом правительств стран континента. Среди африканцев было не мало лидеров, способных не только вдохновлять людей на консолидацию социальных, экономических и политических сил, но и стать живым символом и одним из таких людей является Кеми Себа, современный политик, выступающий с позиций панафриканизма, писатель и журналист. Он выступает центральной фигурой панафриканизме 21 века. В статье представлены исторические события, связанные с Кеми Себа и его влиянием на объединение африканских государств.

Актуальность и значимость исследования заключается в необходимости выявить основные векторы развития африканских стран и их внутреннюю политику. В статье применен сравнительно-описательный метод, метод исторического анализа, а также классификация и синтез.

Ключевые слова: Африка, политика севера Африки, панарабизм, экономика, проблема севера и юга

Для цитирования: Власов А.А. Кеми Себа и панафриканские конфликты // Казанский вестник молодых учёных. 2022. Т. 6. № 3. С. 51-61.

Введение

С середины 20 века Африканские государства получили независимость флага и право на суверенитет. Но с уходом колониального строя в странах Африки появилось новое явление, которое сегодня называют неоколониализмом. Переход к постиндустриальной и инновационной модели развития ускорили отставание стран региона. Провалившиеся и невыполненные, предположительно из-за нехватки средств, программы структурной адаптации, истощение ресурсов бывшими метрополиями и сохраняющаяся коррупция - всё это сделало Африку аутсайдером мировой экономической системы.

Методы

Статья является результатом применения сравнительного метода исследования идеи панафриканизма и их реального воплощения, начиная с середины 1960-х гг., то есть с момента обретения политической независимости стран Западной Африки. Для исследования системы неоколониальной эксплуатации был использован системный подход.

Результаты

Важными элементами неоколониальной политики стали кредиты и займы, создание филиалов крупнейших западных компаний и смешанных предприятий в бывших колониях, вывоз капитала и др. К методам неоколониализма можно отнести насаждение коррупции и прямой подкуп политических элит, разжигание

конфликтов для передачи власти подконтрольным лидерам, поставки оружия политическим фаворитам, использование так называемой гуманитарной помощи в качестве инструмента манипулирования и вооруженной силы якобы во имя поддержания мира.

В результате в бывших колониальных странах отбирается и формируется местная элита, выражающая интересы метрополии. Главной особенностью, отличающей коллективный (корпоративный) неоколониализм от традиционного колониализма, является то, что управляют страной представители коренной нации, составляющие правящую элиту бывших колониальных стран, но в интересах правящей элиты Запада и ТНК. Управление - это не столь жестко и линейно, как при колониализме, поскольку оно дополняется не менее эффективным экономическим управлением посредством международных организаций и транснациональных корпораций. Глобальный характер современной неоколониальной системы определяется тем, что формируется единая метрополия, осуществляющая руководство всеми бывшими колониями. При этом глубинная суть взаимоотношений метрополии и колонии остается неизменной. Глобальное управление со стороны метрополии ведет к потере развивающихся стран политического суверенитета, периферийности их экономики, уменьшению численности населения, снижению обороноспособности, утрате идентичности в силу замены местных традиций образцами массовой культуры, идущей из метрополии. Основные признаки бывших колониальных стран: отсутствие науки и высоких технологий; низкая продолжительность и качество жизни населения; ориентированное на подготовку специалистов узкого профиля способных обслуживать, но не создавать новые технологии; потребление населением продуктов, изготовленных в соответствии с упрощенными стандартами; низкий уровень здравоохранения; полная зависимость местной элиты от политических решений коллективного Запада; выкачивание интеллектуальных и сырьевых ресурсов.

Зависимость от бывших метрополий характеризуется тем, что в отличие от 19 века, метрополии больше заинтересованы в дешевых трудовых ресурсах и рынках сбыта, поэтому они делают всё, чтобы ограничить возможность промышленного роста своих бывших колоний или включить их в систему международного разделения труда таким образом, чтобы получать прибыль за их счёт. Логично, что развивающиеся страны стремятся преодолеть эту зависимость, т. е. к развитию промышленности и сельского хозяйства, к освоению новых технологий [1-3]. Все эти страны формируют политику экономической независимости, чтобы преодолеть отсталость и решить внутренние экономические проблемы [4-6].

Однако в современных условиях борьба невозможна в силу противоречия интересов элиты и населения стран Африки. Западная Африка является источником большого количества противоречий территориального, конфессионального и социально-экономического плана. Элиты настроены на вмешательство во внутренние конфликты, таким образом, чтобы бывшие метрополии оказывали поддержку им в будущем. Если элиты обслуживают интересы транснациональных корпораций, то они по определению не могут выступать с точки зрения национального интереса. Доминирование компрадорской буржуазии

остаётся одной из главных причин неспособности политической элиты африканских стран к защите национальных, экономических интересов. Несмотря на это в африканских странах есть часть элиты, которая понимает сущность происходящего и пытается отстаивать права своего населения с упором на укрепление африканской идентичности. Отсюда появляются объединения групп людей, связанных идеей панафриканизма.

Один из распространенных методов иностранной экспансии это контроль региона через марионеточные государства. Для тех, кто противостоит засилью иностранного капитала одним из способов ослабления контроля искусственных лидеров, является военный переворот. Отсюда становится понятным учащение случаев бунтов в Африке: Мали - 2020 год, Гвинея и Буркина Фасо - 2021 и 2022 гг. [2]. Все эти перевороты закончились одинаково. К власти пришли патриотично настроенные военные, которые выражали общее недовольство населения. Эти силы пришли к мнению, что только государство может противостоять Транснациональным корпорациям именно поэтому вся борьба с системой международного разделения труда осуществляется в форме борьбы за усиление государственного суверенитета.

Экономическая сфера достигла в глобальном неоколониализме впечатляющего могущества. Горстка англо-американских невероятно богатых банковских семей пытается управлять миром. Невоенная экономическая власть получила название стратегии «мягкой силы», но, конечно, военная мощь всегда наготове, поддерживая экономическое давление и время от времени приходя ему на помощь. Инструментом управления миром является наднациональный финансовый контроль.

Важным элементом финансового закабаления мира является категорический запрет Запада расходовать валютные резервы неоколониальных стран на внутреннее потребление и экономическое развитие. Поскольку банковские системы неоколониальных стран находятся в зависимом от метрополии положении, отсутствуют их финансовый суверенитет и финансовая безопасность. Продукция «печатных станков» ФРС и других ЦБ из зоны «золотого миллиарда» используется наряду с танками и самолетами [3]. «Пятая колонна» в захваченных странах готовит национальные активы к приватизациям и занимается удушением национальных предприятий. Запад всячески противится национализации частных банковских учреждений, и такая система действует как на глобальном, так и на региональном уровнях.

Главную производственную функцию в глобальном неоколониализме осуществляют ТНК. Особенность стратегии большинства компаний развитых стран проявляется в том, что на начальном этапе производство перемещается ближе к рынкам сбыта, далее следует период «закрепления», после чего начинают создаваться особые «расширенные» центры производства. По мере проникновения ТНК в другие страны увеличивается их прибыль и откачка ресурсов из бывших колониальных стран. В результате такой политики бедные страны становятся еще беднее, а богатые - еще богаче [4]. Сырьевая направленность развития экономики неоколониальных стран ведет к их обнищанию при «ост-

ровков перепотребления» то есть возникновения групп населения, живущих по западному стандарту и возникновению пропасти между богатыми и бедными. Что же касается передачи высоких технологий из метрополии, то технологический трансферт включает устаревший для страны-разработчика материал, использующийся для захвата национального рынка. Развитые страны стремятся максимально исключить возможность доступа к своим технологическим достижениям. Ф. Жолио-Кюри говорил: «Если страна не развивает свою науку, она подвергается колонизации».

Мировой рынок - экономическая оболочка глобального неоколониализма -основывается на неэквивалентном обмене (до 2000 раз). В результате «в западных странах на одну единицу национального дохода, созданного собственным трудом, приходится две и более единиц, полученных в результате эксплуатации других народов. Особенно наживаются США. На них приходится только 4-5% мирового населения, а их доля в мировом потреблении природных ресурсов оценивается в 40%. На Америку работает вся экономика стран, не попадающих в «мировое ядро» согласно терминологии введённой Иммануилом Валлерстайном.

В экономической сфере метрополия действует последовательно и постоянно, но, когда в этом есть необходимость, она прибегает и к вооруженному нападению. Вторжение в другие страны может происходить в соответствии с решением Совета Безопасности ООН и с использованием международных сил (вдохновляют эти решения и наиболее активно участвуют в военных акциях такого рода США). Но если такие решения не удается пробить, то Америка может начать вторжение в одиночку или с НАТО. Во время агрессии в Югославии и Афганистане использовались силы НАТО (при этом США противодействуют планам создания независимых от НАТО европейских вооруженных сил). Оправдание войны гуманитарной риторикой называют «военным гуманизмом». После бомбардировок Югославии появилось понятие «гуманитарная интервенция».

Протесты мировой общественности, в том числе одновременные демонстрации в столицах европейских стран 15 февраля 2003 г., в которых приняли участие сотни тысяч человек, заставили представителей американской администрации в дальнейшем изменить тактику, не отказываясь от своих целей. Они начали набирать «повстанцев» по всему миру, вооружать их и посылать в страну, которая является очередной в их списке государств, подлежащих захвату [5]. Главным препятствием для продвижения неоколониализма на африканском континенте был М. Каддафи. На Ливию напали собранные со всего света наемники. Затем, сделав здесь свое дело, они перебрались в Сирию для того, чтобы низложить законное правительство этой страны. Продолжающаяся политика неоколониализма остаётся источником международного терроризма, который остаётся одним из инструментов для оказания давления на неугодные политические режимы.

Идеи панафриканизма впервые были сформированы на рубеже 19-20 вв. в США (14 пунктов Вудро-Вильсона) в среде афроамериканской интеллигенции. Эти идеи были выдвинуты в рамках необходимости предоставления афроамери-канцем политической свободы и свободы выбора. В последствии панафриканское движение получило широкое распространение в освобождённых от коло-

ниального гнёта странах Африки. Тогда африканская элита стремилась создать единое государство на территории африканского континента Соединённые Штаты Африки.

Африка 21 века - это территория на которой не прекращаются ожесточённые конфликты. Именно поэтому сохраняется идея панафриканизма как проект устранения конфликтов через создание политически единой Африки. Конфликты интересов можно наблюдать в экономической, политической и культурных сферах. Компании с миллиардным оборотом используют дешёвую рабочую силу Африки для добычи ресурсов, которые необходимы их продукции. Государства бывших метрополий заинтересованы в игнорировании конфликтных ситуаций, вызванных недовольством населения, связанных с террористической угрозой и угрозой жизни Африканцев. Искоренение идентичности посредством культурной интеграции в школы и образование влечёт за собой отдаление регионов от идеи многополярности континента. Многим представляется, что только политически единая Африка может противостоять интересам бывших метрополий, транснациональных корпораций.

Кеми Себа является лицом идей панафриканизма. Будучи главой общественного движения "Неотложные идеи панафриканизма" он и его команда нацелены на поддержание традиций, соблюдение суверенитета африканских государств и обеспечение Африки многополярным строем. Кеми Себа искренне считает, что Африка не принимает западную неолиберальную олигархию, которая диктует миру куда он должен двигаться, а куда - нет. "Мир станет намного лучше, если будет существовать несколько цивилизационных полюсов, которые сопротивляются. Следуя логике сил, они привнесут устойчивый порядок, где каждый народ сможет решать собственную судьбу и защищать идентичность" -говорит Себа. Таким образом в мире определяются два лагеря. Люди, которые хотят унифицировать человечество в рамках неолибирального подхода, и которые защищают идентичность народов и их право на самоопределение.

Панафриканские идеи мы можем наблюдать в действиях самих африканцев, в военных конфликтах прошлого. Мали 2020 года, Гвинеи 2021 года, Бур-кина Фасо 2022 года и т.д. Через борьбу с коррупцией и терроризмом эти страны уходят из-под контроля ТНК. Отсюда стремление к объединению.

Государство Мали

Центральные власти Мали представлены в основном племенами, говорящими на диалектах языков манде и сонгай, отчасти - фульбе. Правительство игнорирует коренные интересы оседлых земледельцев и рыбаков (племена, говорящие на языках манде и сонгай), составляющие большую часть жителей Мали, которые живут на юго-востоке страны. Государственное финансирование практически не доходит до северных территорий, социальные программы и гуманитарная помощь западных стран не распространяются на племена туарегов, мавров и арабов. Ситуация неизменно обостряется и переходит в фазу вооруженного мятежа в засушливые годы, когда массовый падеж скота обрекает кочевников на голод. Центральное правительство отвечает армейскими экспедициями на север.

Однако Мали - очень бедная страна, армия насчитывает всего около 5 тыс. плохо вооруженных солдат и офицеров. Они просто не в состоянии контролировать огромные территории Сахары и Сахеля. Поэтому практически весь постколониальный период центральное правительство Мали предпринимало попытки договориться с туарегами и даже привлечь их на свою сторону. Но скудный государственный бюджет в сочетании с коррупцией просто не позволял удовлетворить требования строптивых кочевников, и непродолжительные периоды бесконфликтного сосуществования быстро сменялись новыми вооруженными столкновениями.

В Мали сложилась парадоксальная ситуация: организовать и провести легитимные выборы президента практически невозможно. Большая часть территории страны вообще никем не контролируется или контролируется группировками, враждующими между собой. Проводить подобие выборов на подконтрольной территории не имеет смысла так как их легитимность будет под сомнениями большинства населения .

Куда большее значение региону придаёт его родник с рудами, обогащён-ными ураном. Урановые залежи неудержимо влекут к себе и «Аль-Каиду Исламского Магриба» (АКИМ). Мали рассматривается в качестве резервного плацдарма «Аль-Каиды» с начала интервенции американцев в Афганистане. Наряду с ураном, существуют и иные причины, обусловившие интерес «Аль-Каиды» к Мали: близость потенциальных целей террористов в Европе, трудно-доступность северных районов Мали, конфликтные отношения между малий-скими властями и туарегами. В регионе действуют и другие исламистские организации, в том числе «Салафистская группа проповеди и джихада» (СГПД).

Урановые богатства, с одной стороны, привлекают экономически развитые страны Запада и Китай, с другой - воспринимаются ими как потенциальная угроза. США обеспокоены доступностью этого опасного сырья для исламских фундаменталистов. Если туареги и исламисты установят контроль над урановыми рудниками, то они незамедлительно начнут искать пути сбыта необогащен-ного урана в изолированные страны, прежде всего, в Иран. Если Азавад станет политической реальностью, то, несомненно, АКИМ приступит к самостоятельному обогащению урана. Такой сценарий развития событий никак не может устроить США и их партнеров по НАТО.

Очевидно, что идеи панафриканизма хорошо раскрываются на примере Мали. Западные силы и гуманитарная помощь не в силах решить конфликты этой страны, из-за культурного и геополитического барьера. Террористические группировки, которые несут огромную угрозу мирному населению и Европе и огромные залежи руд, обогащённые ураном - всё это необходимо контролировать путём прямого воздействия властей региона. Таким образом, объединение региона исходя из норм панафриканизма приведёт к лучшему контролю единого государства и сокращению террористической угрозы.

Кеми Себа, выступил на дне независимости Мали этой осенью "Они ошибочно думали, что африканцы не восстанут против эндогенных и экзогенных хищников. Но теперь они начинают понимать, что наше поколение станет их

концом. Идет конечная фаза деколонизации. И никто ее не остановит", — приводит его слова Федеральное агентство новостей.

Вместе с тем панафриканист призвал местных жителей поддержать полковника Ассими Гойта, который возглавил государственный переворот, свергнув профранцузский режим. Именно он является будущим этой страны, резюмировал Себа.

Гвинея

В 2021 году в Гвинее состоялся военный переворот. Мятежники во главе с полковником Мамади Думбуя сместили правившего в стране с 2010 года президента Альфу Конде. Мятежники закрыли границы, распустили правительство и парламент, приостановили действие конституции. Которая, к слову, в прошлом году пережила поправки, позволившие Конде выдвигать свою кандидатуру на третий срок.

Главой переворота является полковник Мамади Думбуя. За плечами М. Думбуя - выходца из второго крупнейшего в стране города Канкана, где в основном проживает народность малинке, - стоит Военная академия Парижа и служба во французском Иностранном легионе, в том числе сопряжённая с выполнением миссий в Афганистане, Кот-д'Ивуаре и Джибути. В 2018 г. он вернулся на родину, где ему было предложено возглавить Группу специальных сил - элитное подразделение, занимающееся борьбой с терроризмом. На протяжении всего 2021 г. М. Думбуя, кажется, стремился добиться большей автономности своего подразделения от Министерства обороны, что вызвало определённое подозрение во властных кругах (для сдерживания растущего влияния М. Думбуя была, в частности, создана новая элитная Группа быстрого реагирования) и породило слухи о возможном аресте М. Думбуя.

Всё это может показаться слишком похожим на уже происходившие в африканских странах перевороты с участием военных, особенно в свете недавних событий в граничащей с Гвинеей на севере Мали (параллелей с майским переворотом в этой стране и правда много, особенно в свете того, что М. Думбуя и А. Гоита, как минимум, хорошо знакомы с 2019 г., когда они оба участвовали в организованных США учениях «Flintlock» в Буркина-Фасо). Здесь можно и вспомнить то, что Альфа Конде пришел к власти в 2010 г. впервые в истории страны в результате выборов, а не переворотов, как это было, например, в 1984 г. и 2008 г. Хотя необходимо отметить, что в 2010 г. установление новой власти сопровождалось значительной напряжённостью и неопределённостью, введением комендантского часа и массовым присутствием военных и бронетехники на столичных улицах [6]. Однако, возвращаясь к заявлению М. Думбуя, можно сделать аккуратный вывод, что государственный переворот, видимо, стал продолжением политического процесса в Гвинее, логически вытекая из событий, начавшихся ещё в октябре 2019 г.

Гвинея - страна на западе Африки с населением 12,8 млн человек и кучей социальных проблем: 43% населения живет за чертой бедности, а 32% вообще не умеют читать и писать. Тем не менее события здесь вызвали пристальный интерес всего мира. Дело в том, что Гвинея располагает колоссальными запаса-

ми природных ресурсов. В частности, сейчас страна обеспечивает 22% мировой добычи бокситов, а по данным Геологической службы США, здесь сосредоточено свыше четверти всех мировых запасов этого минерала - базового сырья для производства алюминия.

Буркина Фасо

Буркина-Фасо, одна из беднейших стран Западной Африки, с 2016 года подвергается нападениям группировок, связанных с «Аль-Каидой» и ИГИЛ (террористические движения, запрещеннные в Российской Федерации), в результате которых погибло не менее 2000 человек и более 1,4 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома.

За последние полгода жертвами террористов, по различным подсчетам, стало не меньше 300 человек, не менее половины из которых являлись представителями правоохранительных органов и правительственных вооруженных формирований. Все это привело к массовому беспокойству среди населения, которое усомнилось в способностях правительства взять под контроль и без того непростую ситуацию с безопасностью в Республике. В результате, 8 декабря 2021 года, премьер-министр Буркина-Фасо Кристоф Жозеф Мари Дабире подал в отставку, что, в соответствии с местными законами, привело к смене всего правительства. Президент Рок Марк Кристиан Каборе назначил Лассину Зербо новым премьер-министром страны, а всего через два дня после этого был объявлен новый кабинет министров. Однако такие действия со стороны власти не привели к каким-либо серьезным переменам и тем более к стабилизации ситуации в сфере безопасности. Уже 23 декабря в результате очередного вооруженного нападения на севере страны погиб еще 41 человек.

События продолжили стремительно развиваться и в первой половине января 2022 года правительством Республики были заключены под стражу 15 военнослужащих, которые, по заверению властей, готовили в стране государственный переворот.

Сотни людей вышли на улицы Уагадугу 22 января, призывая президента Каборе уйти в отставку, поскольку правительство под его управлением неспособно остановить вооруженные нападения, распространяющиеся по всей стране. Вместо того, чтобы успокоить людей и убедить их в правильности проводимой властью политики, силы безопасности разогнали агрессивно настроенных протестующих, применяя слезоточивый газ, что лишь усугубило и без того непростую ситуацию в стране.

Конфликт в Буркина-Фасо, переросший в очередной африканский государственный переворот, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Все происходящие события, включая разгул терроризма на территории страны, являются лишь симптомами более глубоких, нерешенных проблем в Республике, которые, в большей степени, связаны с неэффективностью управления в различных сферах деятельности государственных структур Буркина Фасо.

Российское сотрудничество

В начале этой весны Кеми Себа вместе со своей командой прибыли по приглашению научного сообщества МГИМО для чтения лекции касательно во-

просов развития африканского континента. Лекция Кеми Себа открыла работу конференции «Россия - Африка: молодежный трек», организованной международным форумом «Россия - Африка: что дальше?» на базе МГИМО.

Все люди разные и все они имеют право самостоятельно строить собственное будущее. Вот лейтмотив, который стал основой изложенных Кеми Себа идей. Рассматривая и понимая глобализацию как платформу для распространения и укрепления неоколониализма, К. Себа активно выступает за сохранение каждым конкретным народом своего уникального культурного наследия. Только зная и уважая собственную историю, африканцы смогут избавиться от контроля со стороны захвативших их ресурсы стран Запада. Африка - это самодостаточный и обеспеченный всем необходимым континент. Ее население - это сильные люди, которые, объединившись, смогут преодолеть структурные сложности, десятилетиями мешавшие нормальному развитию этой части света. Тем не менее, Кеми Себа уверен, что без надежных партнеров африканцам будет непросто вести эту борьбу. Российская Федерации и Китайская Народная Республика - именно эти страны известный идеолог видит естественными союзниками свободной Африки, которые помогут ей обеспечить мировой геополитический баланс в рамках равноправного сотрудничества[7].

При этом Кеми Себа считает справедливыми выдвигаемые Россией требования по защите своих национальных интересов. Он также рассматривает проведение текущей спецоперации российских войск на Украине как естественный и правомерный ответ на глухое неприятие странами Запада желания народов нашей страны развивать миропорядок, основанный на равенстве и взаимном уважении [8].

Заключение

Для лучшего понимания региона нам необходимо давать отчёт о внутренних переживаниях континента. Африка является одним из быстрорастущих регионов мира: совокупный ВВП стран континента в номинальном выражении вырос с 2010-х гг. в полтора раза. Ежегодно рынок труда пополняют до 12 млн молодых людей в трудоспособном возрасте, быстро развивается урбанизация. Но не все государства Африки обладают достаточными силами для противостояния угроз интервенции или борьбы с терроризмом. Поэтому идея панафриканизма, идея объединения континента должна помочь Африке сохранить свои традиции, свой суверенитет и развить многополярность.

Литература

1. Nyerere J.K. This is the way forward: hotuba ya Sikukuu ya Jamhuri. Dar es Sa-laam(Tanzania): Idara Kuu ya Habari, 1963. - P. 6.

2. Wallerstein I. The Capitalist World-Economy // Studies in Modem Capitalism. Cam-bridge:Cambridge University Press, 1979. - pp. 88-89.

3. Darkoh M.B.K. Underlying Causes of the Food Crisis in Africa // TransAfrican Journal of History. Nairobi: Gideon Were Press, 1999. - Vol.18. - P. 63.

4. African Development Report 1991 // African Development Bank. Lagos: AfricanDevelopment Bank Press, 1991. - P. 31.

5. Mota Lopes J.A.M. Colonialism, liberation, and structural-adjustment in the modem world-economy: Mozambique, South Africa, Great Britain, and Portugal and the formation of SouthernAfrica (before and under European hegemony) // Dissertation submitted in partial fulfillment ofthe requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Sociology in the Graduate School ofBinghamton University State University of New York, 2005.

6. Adriaansen L.M. A Dual World Economy. Alphen aan den Rijn (Netherlands): Wolters, 1989.-P.219.

7. Абрамова И.О. Население Африки в новой глобальной экономике. М.: ИнститутАфрики РАН, 2010.

8. Tiffen A. The New Neo-Colonialism in Africa // Global policy journal. Hoboken (USA):Wiley-Blackwell, 2014.

Original article Political Science

KEMI SEBA AND PANAFRICA CONFLICTS Vlasov A.A.

Kazan (Privolzhsky) Federal University Kazan, Russia

Abstract: In modern global politics, as before, Africa occupies one of the important roles, and the unification of the African peoples has been and remains a key issue for the governments of the countries of the continent. There were quite a few leaders among Africans who could not only inspire people to consolidate social, economic and political forces, but also become a living symbol, and one of these people is Kemi Seba, a modern pan-Africanist politician, writer and journalist. He is the central figure of Pan-Africanism in the 21st century. The article presents historical events related to Kemi Seba and his influence on the unification of African states.

The relevance and significance of the study lies in the need to identify the main vectors of development of African countries and their domestic policies. The article uses a comparative descriptive method, the method of historical analysis, as well as classification and synthesis.

Keywords: Africa, North African politics, pan-Arabism, economics, north-south problem.

For citation: Vlasov A.A. Kemi Seba and panafrica conflicts. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(3):51—61. (In Russ.)

References

1. Nyerere J.K. This is the way forward: hotuba ya shikuku ya jamhuri. Dar es Salaam (Tanzania): Idara Kuu i Khabari, 1963. - S. 6.

2. Wallerstein I. Capitalist world-economy // Studies of modern capitalism. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. - pp. 88-89.

3. Darkoh M.B.K. The main causes of the food crisis in Africa // Trans-African Journal of History. Nairobi: Gideon Were Press, 1999. - Volume 18. - P. 63.

4. African Development Report, 1991 // African Development Bank. Lagos: African Development Bank Publishing, 1991. - p. 31.

5. Mota Lopez J.A.M. Colonialism, liberation and restructuring in the modern world-economy: Mozambique, South Africa, Great Britain and Portugal and the formation of South Africa (before and during European hegemony) // The thesis is submitted with partial fulfillment of the requirements for the degree Doctor of Philosophy in Sociology of the Graduate School Binghamton State University of New York, 2005

6. Adriansen L. M. Double world economy. Alphen aan den Rijn (Netherlands): Wolters, 1989.-p.219.

7. Abramova I.O. African population in the new global economy. M.: Institute for Africa RAS, 2010.

8. Tiffen A. New neo-colonialism in Africa // Journal of Global Politics. Hoboken (USA): Wiley-Blackwell, 2014.

Автор публикации

Власов Анатолий Александрович, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация. E-mail: vlasovtj @mail.ru

Author of the publication

Anatoly A. Vlasov, Student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.08.2022; одобрена после рецензирования 28.08.2022; принята к публикации 04.09.2022.

The article was submitted 21.08.2022; approved after reviewing 28.08.2022; accepted for publication 04.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.