Äf^V"- г 1 w ......> <•
. ■ыМ if
ISSN 1998-9873 (print) ISSN 2218-9238 (online)
Знание* Понимание* Умение
ПОРТАЛ СОЗДАН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МОСКОВСКОГО ГТИАНИТАРИОГЮ УНИВЕРСИТЕТА И РОССИЙСКОГО ГУНАН ИТАРИОГО НАУЧНОГО ФОНДА
Информационный гуманитарный портал. «Знание. Понимание. Умение» 2014
Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание Умение»
Редакционный совет Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание Умение»
Условия приема и правила оформления статей в Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание Умение»
Архив
Подборки и серии статей
О проекте..
Гуманитарные технологии.......................................
Гуманитарное знание в XXI веке......................
Журнал «Знание. Понимание. Умение».. Научный фандрайзинг..................................................
Аспирантура и докторантура... Контакты..........................................................
Полезные ссылки...
И <=]
урнал индексируется:
к librarv.ru
Портал |лектронная версия) индексируется:
к НАУЧНАЯ ' БИБЛИОТЕКИ
'librart.ru
рормация о журнале:
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №5 2014
захаров н. в. кембриджский всемирный шекспир в интернете
Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).
The article was written within the framework of the project "Virtual Shakespearean Sphere: Transformations of Shakespearian Myth in Modern Culture" supported with a grant from the Russian Foundation for the Humanities (No. 14-03-00552а).
УДК 009 ; 004
Zakharov N. V. The Cambridge World Shakespeare on the Internet
Аннотация В статье рассматривается проект «Кембриджской всемирной шекспировской энциклопедии» (The Cambridge World Shakespeare Encyclopedia) как яркий пример перспективности внедрения возможностей цифровых гуманитарных наук (digital humanities) в образовательный процесс, научно-исследовательскую и творческую работу. Автор указывает на большое значение подобных проектов для развития феномена шекспиросферы.
Ключевые слова: шекспировские энциклопедии, цифровые гуманитарные науки, шекспиросфера, У. Шекспир.
Abstract The article examines the project The Cambridge World Shakespeare Encyclopedia as a glaring example of the potential of digital humanities application in educational process, research and creative efforts. The author highlights a considerable importance of such projects for the development of the phenomenon of the Shakespearean sphere.
Keywords: Shakespeare encyclopedias, digital humanities, Shakespearean sphere, W. Shakespeare.
Великого английского драматурга Уильяма Шекспира, 450-летие со дня рождения которого в 2014 г. отмечает весь мир, сегодня справедливо будет назвать самым изученным в научном плане и самым изучаемым в плане образовательном из художников слова всех времен и народов: преподавание пьес и поэзии Шекспира, сценической и кинематографической судеб его драматургии, их влияния на современность давно стало успешной образовательной технологией как на Западе, так и в России. Универсальность произведений Шекспира продолжает оставаться предметом пристального изучения специалистов и любителей-энтузиастов. Его творческое наследие входит в программы вузов и школ всего мира. Более того, имеет место закрепление за Шекспиром и миром его художественных образов статуса культурных констант, вошедших в культурные тезаурусы многих народов (Захаров, 2008; Гуманитарные константы ... , 2008; Гайдин, 2009ab; Захаров, Луков, 2012), а также появление и длительное нарастание значения области, которая в последнее время получила наименование «шекспиросфера» для обозначения совокупности феноменов мировой культуры, национальных культур и субкультур, имеющих
войти на форум
Забыли свой пароль? Регистрация
Бунинская премия 2014
БД «Русский Шекспир»
Вышел в свет № 4 журнала за 2014 г.
IZT
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
связь с личностью и творчеством Шекспира, включая как его культ, так и его отрицание («шекспировский вопрос» и т. д.) (Луков Вал., Луков Вл., 2014bc). Теоретики тезаурусного подхода Вал. А. и Вл. А. Луковы отмечают, что «в пределах шекспиросферы сосредоточено значительное число культурных констант, выступающих ориентирами в диалоге культур на всех уровнях социокультурной реальности — от повседневности до "высокой культуры"; в силу этого компоненты шекспиросферы широко представлены в картинах мира представителей разных культурных ареалов и как следствие — в многообразных формах художественной и научной деятельности, шекспировской индустрии, сфере услуг (образовательных, туристских, информационных, развлекательных и т. д.)» (Луков Вал., Луков Вл., 2014b: 200; см. также: Захаров, Гайдин, 2009; Захаров, Луков, Гайдин, 2012; Степанов, 2004).
Именно в духе нарастания шекспиросферы могут быть осмыслены многие научно-просветительские проекты в области digital humanities, посвященных рецепции и интерпретации феномена Шекспира (Захаров, Луков, 2012). В последние десять лет ряд шекспировских проектов осуществлен в Институте фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Назовем только три из них, напрямую связанные с шекспиросферой и digital humanities, получивших финансовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда: Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» (www.rus-shake.ru, грант РГНФ № 05-04-124238в.), «Мир Шекспира: Электронная энциклопедия» (www.world-shake.ru, грант РГНФ № 08-04-12128в) и Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: электронное научное издание» (www.around-shake.ru, грант РГНФ № 11-04-12064 в). Эти ресурсы предоставляют свободный доступ в Интернете к авторитетным гипертекстовым изданиям, включающим как сами тексты, так и справочный аппарат (вступительные статьи, комментарии, справочные материалы электронных изданий и т. д.) (Захаров, Луков Вал., Луков Вл., Гайдин, 2010; Захаров, Луков, Гайдин, 2011).
В последние годы важной частью образовательной шекспиросферы стали интернет-проекты, объединившие ведущие международные университеты. Уже несколько лет стремительно развивается практика создания массовых открытых онлайн-курсов (МООС — Massive Open Online Courses). Это прежде всего конкурирующие между собой образовательные корпорации FutureLearn, Coursera и edX. Характерно, что среди первых бесплатных онлайн-курсов сразу несколько были посвящены изучению и преподаванию творчества Уильяма Шекспира. Начиная с осени 2014 г. в рамках проекта FutureLearn доступны два онлайн-курса: «Гамлет Шекспира: текст, постановки и культура» (Shakespeare's Hamlet: Text, Performance, and Culture) и «Шекспир и его мир» (Shakespeare and His Word). Авторами курсов выступили лучшие преподаватели Великобритании, специалисты в области изучения культуры эпохи Ренессанса, известные во всем мире шекспироведы Майкл Добсон (Michael Dobson) и Джонатан Бейт (Jonathan Bate). Первый — профессор шекспировских штудий, директор Шекспировского института в Стратфорде-на-Эйвоне Университета Бирмингема (the University of Birmingham's Shakespeare Institute in Stratford-upon-Avon, Professor of Shakespeare Studies). Второй — не менее именитый ученый и телеведущий, популяризатор шекспировского наследия и эпохи, автор книг и множества статей.
1 октября 2014 г. стартовал ознакомительный курс «Шекспир: в книге и на сцене» (Shakespeare: On the Page and in Performance). Кураторами курса являются исследователи шекспировского творчества из Колледжа Уэллсли (Wellesley College, штат Массачусетс, США) — профессор Ю Джин Ко (Yu Jin Ko) и Диего Арсиньегас (Diego Arciniegas). На курс записалось более 20000 слушателей со всего мира.
В России эксперименты с онлайн-образованием до сих пор находятся на начальной стадии развития. Созданием курсов для проекта Coursera пока занимаются три отечественных вуза: Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет и НИУ «Высшая школа экономики».
Центр развития электронных образовательных ресурсов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова запустил десятинедельный открытый межфакультетский дистанционный учебный курс «Уильям Шекспир в историко-культурной традиции: загадки, мифы, реальность». Он начал свою работу 30 сентября и продлится до 8 декабря 2014 г. Автор курса доктор филологических наук, профессор кафедры английского языкознания филологического факультета МГУ Андрей Александрович Липгарт. Курс посвящен анализу творчества Уильяма Шекспира и английской литературной традиции в широком культурно-историческом контексте (исторические события, культурные практики того времени, проблема авторства, мифы, факты и тайны жизни и творчества драматурга). Создатели лекционного курса ставят своей целью расширение кругозора слушателей.
В конце 2014 г. будут опубликованы печатная и цифровая версии «Кембриджской всемирной шекспировской энциклопедии» (The Cambridge World Shakespeare Encyclopedia). Этот важный для развития цифровых гуманитарных наук проект представляет особый интерес в изучении виртуальной шекспиросферы (Лисович, Макаров, 2014). Рассмотрим подробнее этот проект как прямое выражение феномена шекспиросферы в наши дни.
«Кембриджский всемирный Шекспир в Интернете» (Cambridge World Shakespeare Online; далее — CWSO) — на сегодняшний день самый амбициозный проект из англоязычных аналогов электронной энциклопедии «Мир Шекспира». Его реализация предполагает собрать в печатном и электронном виде беспрецедентный компендиум знаний о Шекспире и его месте в современном мире, в том числе представить те аспекты, которые никогда раньше не были систематизированы так, как это сделано в CWSO.
В рамках проекта предполагается интеграция интернет-проекта «Кембриджская всемирная шекспировская энциклопедия: международный цифровой ресурс для изучения, обучения и исследований» (The Cambridge World Shakespeare Encyclopedia: An International Digital Resource for Study, Teaching, and Research) с Полным собранием сочинений У. Шекспира и другими библиотечными фондами издательства Кембриджского университета (Cambridge University Press), а также с материалами архивов-партнеров, таких как Фолджеровская шекспировская библиотека (Folger Shakespeare Library) и др. В настоящее время работа над созданием этого ресурса ведется совместными усилиями специалистов издательства Кембриджского университета, Университета Южной Калифорнии (University of Southern California), Колледжа Брин Мор (Bryn Mawr College) с привлечением экспертов со всего мира при поддержке Национального гуманитарного фонда США (the National Endowment for the Humanities) (Cambridge World Shakespeare Online, электр. ресурс).
Каким станет высшее образование в конце XXI века?
О глобальным и единым для всего мира
О локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
О каким-то еще
О необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
С самого начала концепция «Кембриджского всемирного Шекспира в Интернете» основывалась на признании экспансивного развития глобальной репутации Шекспира. В погоне за реализацией этой концепции проект приобрел характер трансисторического, международного и междисциплинарного цифрового гуманитарного ресурса как по дизайну, так и по составу его исполнителей.
CWSO является цифровым рабочим пространством со ссылками на ресурсы, способные развивать и поддерживать исследования и сотрудничество между учеными, преподавателями, студентами и актерами со всего мира. Значительная часть этого контента будет доступна бесплатно через легко настраиваемое под пользователя рабочее пространство ("Home Edition"). Расширенное содержание, а также дополнительная функциональность интерфейса и программного обеспечения будут доступны по подписке для студентов, преподавателей, ученых и профессионалов театра ("Professional Edition"). CWSO будет рационально и динамично поддерживать внешние поиски в архивах партнеров. Большая международная группа ученых (около 300 шекспироведов, специалистов в области изучения английской и мировой литературы и языков, художественной культуры Нового и Новейшего времени) разрабатывает основное содержание ресурса. Руководители творческого коллектива провели ряд установочных семинаров по всему свету по проблемам цифровой гуманитарной науки. Это позволило библиотекарям, библиографам, ученым, артистам, преподавателям и студентам внести свой вклад в развитие концепции проекта.
В основу контента легли материалы печатной «Кембриджской всемирной шекспировской энциклопедии», которая будет опубликована в виде двухтомного словаря-справочника объемом в два миллиона слов (более 300 статей). Этот проект решает три ключевые задачи в исследовании Возрождения и цифровых гуманитарных наук: он объединяет сведения энциклопедического характера о месте и значение для современности шекспировской эпохи, предоставляет разнообразные модели для использования авторских материалов как в индивидуальных, так и совместных исследованиях, а также сочетает в себе пользовательский контент, прошедший тщательную экспертизу научного и преподавательского сообщества.
Международная группа авторов подготовила основное содержание ресурса, издательство Кембриджского университета отвечает за создание и дальнейшую поддержку сайта. Центр трансформативных гуманитарных наук Университета Южной Калифорнии (The Center for Transformative Scholarship, USC) поддерживает разработку и создание прототипов среды рабочего пространства и инструментов для его анализа, интерпретации и совместных публикаций. Центр провел несколько консультативных форумов, собирая международную команду шекспироведов и специалистов в области цифровой гуманитаристики. Редакционный совет во главе с Брюсом Смитом (Bruce Smith) и Кэтрин Роу (Katherine Rowe) продемонстрировали прототип сайта на шекспировских конференциях в США, Англии, Японии и на Всемирном конгрессе в Чехии.
Содержание Кембриджской всемирной шекспировской энциклопедии группируется по томам следующим образом.
Том 1: «Мир Шекспира» ("Shakespeare's World") охватывает исторические сведения о драматурге, актере, поэте (The Historical Wiiliam Shakespeare, THWS), его окружении, эпохе, включает собрание сочинений Уильяма Шекспира (Collected Works of William Shakespeare, CWWS).
Том 2: «Мировой Шекспир» ("The World's Shakespeare") посвящен Уильяму Шекспиру — культурному символу (William Shakespeare as Cultural Icon, WSC1), рецепции его наследия в мировой культуре за последние 385 лет. Географический и языковой спектр охватывает различные регионы и народы, которые соприкоснулись с творчеством Шекспира.
Проекту придается междисциплинарный характер, в нем представлены ранее малоизвестные национальные особенности рецепции творчества Шекспира. Из России в состав авторского коллектива вошли заместитель председателя Шекспировской комиссии при Научном совете «История мировой культуры» Российской академии наук, доктор филологических наук, профессор И. С. Приходько (1943-2014) и ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН, доктор философии (PhD) Н. В. Захаров. Они подготовили статьи о русской рецепции «Отелло» и «Гамлета» для раздела «Знаковые персонажи» ("Iconic Characters"), редактором которого является профессор из Бразилии Аймара Резенде (Aimara Resende, Федеральный университет Минас-Жерайс).
В раздел сайта «Пьесы и поэзия» войдет «Новый кембриджский Шекспир» (The New Cambridge Shakespeare), который представляет собой критическое издание отдельных пьес Шекспира, его сонетов и поэм в современной орфографии. Серия «Новый кембриджский Шекспир» уже завоевала международное признание, благодаря новым научным комментариям и вдумчивому критическому анализу, который отличает редакторов издания.
Целью данной серии является представление в доступной и живой форме содержания серьезных и сложных исследований без их чрезмерного упрощения. Для решения этой задачи редакторы издания решили объединить свои усилия с критическими способностями исследователей из преподавательской среды с их проверенными коммуникативными навыками, умением ясно излагать мысль, не прибегая к использованию жаргона и т. п. Это коснулось практически всех текстов, даже в тех областях, которые посвящены техническим вопросам публикации текста. Вместо того чтобы, как это нередко бывает, воспользоваться путанными стандартными формулами, авторы представили рекомендации без обиняков, чтобы их смысл и важность мог понять даже неспециалист.
Главной инновационной особенностью этой серии является особое внимание к театральным спектаклям, к сценическому воплощению пьес, их переносу на театральный язык, на то, как текст обращается в визуальное и звуковое восприятие зрителей, как воображение читателя дополняет текст. В статьях уделено особое внимание этапам сценической истории, их оживляют фотографии и рисунки.
Каждая страница пьесы содержит комментарии, что помогает не только лучше разобраться в смысле текста, но и в особенностях сценической трактовки пьесы. Ремаркам в тексте уделено особое внимание, что обеспечивает погружение читателя в сценические условия елизаветинской эпохи. Это особенно полезно тем, кто собирается превратить текст в постановку.
Цифровые изображения (иллюстрации, страницы книг, рукописи, гравюры, фотографии), звуковые файлы и видеозаписи — это архивы партнеров, которые поделились своими ресурсами через платформу CWSO.
Публикация печатной и цифровой версий этого проекта станет заметным явлением в развитии цифровой гуманитарной науки в целом и шекспироведения в частности, а ее представление в виде информационной системы будет способствовать развитию
исследовательской и преподавательской деятельности ученых-гуманитариев в Интернете.
Сегодня к этому следует добавить, что прикладные задачи энциклопедии не должны оставить в тени ее значение для развития феномена шекспиросферы. Дело не только в том, что обогащаются электронные запасники шекспировского творчества, появляется много новой и особым образом систематизированной информации. Дело и в том, что реализуется важная часть становления образованного человека XXI века, который мыслит по модели «знание — понимание — умение» («формула Ильинского» — Ильинский, 2014; Луков Вал., Луков Вл., 2014a: 21-22). Шекспировская культурная константа (а точнее — целый ансамбль культурных констант) становится и моделью тезаурусного освоения гуманитарного знания в современных условиях, которые существенно видоизменяют ядро тезауруса и культурную картину мира субъекта (Кузнецова, 2008; Погорский, 2012).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гайдин, Б. Н. (2009a) Вечные образы как константы культуры (интерпретация «гамлетовского вопроса») : дис. ... канд. филос. наук. М. 194 с.
Гайдин, Б. Н. (2009b) Вечные образы в системе констант культуры // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 224-230.
Гуманитарные константы (2008) : материалы конференции Ин-та гуманит. исследований Моск. гуманит. ун-та, 16 февр. 2008 г. : сб. науч. статей / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 101 с.
Захаров, Н. В. (2008) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ / отв. ред. Вл. А. Луков ; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и приклад. исследований ; Междунар. акад. наук (IAS). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.
Захаров, Н. В., Гайдин, Б. Н. (2009) Шекспировская индустрия // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 246-250.
Захаров, Н. В., Луков, Вал. А., Луков, Вл. А., Гайдин Б. Н. (2010) Гуманитарные науки и новые информационные технологии: интернет-проекты // Культура глобального информационного общества: противоречия развития : сб. науч. статей / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 72-83.
Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. (2012) Гений на века: Шекспир в европейской культуре. М. : ГИТР. 504 с.
Захаров, Н. В., Луков, Вл. А., Гайдин, Б. Н. (2011) Шекспир и новые информационные технологии в России (шекспироведение и интернет-проекты в Московском гуманитарном университете) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2011/5/Zakharov~Lukov~Gavdin Shakespeare-New-Information-Technologies/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.10.2014).
Захаров, Н. В., Луков, Вл. А., Гайдин, Б. Н. (2012) «Шекспировская индустрия» от истоков до наших дней [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2012/1/Zakharov~Lukov~Gavdin Shakespeare-Industrv/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.10.2014).
Ильинский, И. М. (2014) «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5-17.
Кузнецова, Т. Ф. (2008) Картина мира [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 4 — Культурология. URL: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2008/4/Kuznetsova/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.10.2014).
Лисович, И. И., Макаров, В. С. (2014) Научно-исследовательский проект «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре» // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 264-282.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2014a) Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 18-35.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2014b) Шекспиросфера и культурные константы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 200-208.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2014c) Шекспиросфера // Материалы Междунар. науч. конф. «XXVI Пуришевские чтения: Шекспир в контексте мировой художественной культуры», Москва, МПГУ, 8-11 апреля 2014 г. / отв. ред. Е. Н. Черноземова. М. : Сам Полиграфист. 196 с. С. 4-7
Погорский, Э. К. (2012) Картина мира // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 322-323.
Степанов, Ю. С. (2004) Константы: Словарь русской культуры. 3-е изд., испр. и доп. М. : Академический проект. 992 с.
Cambridge World Shakespeare Online [Электронный ресурс] // Blogs at Bryn Mawr College. URL: http://cwso.blogs.brvnmawr.edu/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.10.2014).
REFERENCES
Gaydin, B. N. (2009a) Vechnye obrazy kak konstanty kul'tury (interpretatsiia «gamletovskogo voprosa») [Eternal Images as Constants of Culture (An Interpretation of "Hamlet's Question"] : diss. ... Candidate of Philosophy. Moscow. 194 p. (In Russ.).
Gaydin, B. N. (2009b) Vechnye obrazy v sisteme konstant kul'tury [Eternal Images in the System of Constants of Culture]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 224-230. (In Russ.).
Gumanitarnye konstant/ [Human Constants] (2008) : proceedings of the conference of the Institute of Fundamental Applied Studies at Moscow University for the Humanities, February 16, 2008 : collection of research articles / ed. by Val. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 101 p. (In Russ.).
Zakharov, N. V. (2008) Shekspirizm russkoi klassicheskoi literatury: tezaurusnyi analiz
[Shakespearianism of Russian Classical Literature: The Thesaurus Analysis] / ed. by Vl. A. Lukov ; Moscow University for the Humanities. The Institute of Fundamental Applied Studies; The International Academy of Science. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 320 p. (In Russ.).
Zakharov, N. V. and Gaydin, B. N. (2009) Shekspirovskaia industriia [Shakespeare Industry]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 246-250. (In Russ.).
Zakharov, N. V., Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. and Gaydin, B. N. (2010) Gumanitarnye nauki i novye informatsionnye tekhnologii: internet-proekty [The Humanities and New Information Technologies: Internet Projects]. In: Kui'tura global'nogo informatsionnogo obshchestva: protivorechiia razvitiia [The Culture of Global Information Society: The Contradictions of the Development] : collection of research articles / ed. by A. V. Kostina. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. Pp. 72-83. (In Russ.).
Zakharov, N. V. and Lukov, Vl. A. (2012) Genii na veka: Shekspir v evropeiskoi kul'ture [A Genius for Centuries: Shakespeare in European Culture]. Moscow, Humanities Institute of TV & Radio Broadcasting Press. 504 p. (In Russ.).
Zakharov, N. V., Lukov, Vl. A. and Gaydin, B. N. (2011) Shekspir i novye informatsionnye tekhnologii v Rossii (shekspirovedenie i internet-proekty v Moskovskom gumanitarnom universitete) [Shakespeare and New Information Technologies in Russia (Shakespearian Studies and Internet Projects at Moscow University for the Humanities)]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 5 (September — October) [online] Available at: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2011/5/Zakharov~Lukov~Gaydin Shakespeare-New-Information-Technologies/ [archived in WebCite] (accessed 10.10.2014). (In Russ.).
Zakharov, N. V., Lukov, Vl. A. and Gaydin, B. N. (2012) «Shekspirovskaia industriia» ot istokov do nashikh dnei ["Shakespeare Industry" from the Origins till Our Times]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 1 (January — February) [online] Available at: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2012/1/Zakharov~Lukov~Gavdin Shakespeare-Industrv/ [archived in WebCite] (accessed 10.10.2014). (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2014) «Znanie — ponimanie — umenie» kak formula perspektivnoi nauchnoi i obrazovatel'noi politiki ["Knowledge — Understanding — Skill" as a Formula for a Long-Range Science and Education Policy]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 5-17. (In Russ.).
Kuznetsova, T. F. (2008) Kartina mira [World View]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». No. 4 — Culturology [online] Available at: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2008/4/Kuznetsova/ [archived in WebCite] (accessed 10.10.2014). (In Russ.).
Lisovich, I. I. and Makarov, V. S. (2014) Nauchno-issledovatel'skii proekt «Virtual'naia shekspirosfera: transformatsii shekspirovskogo mifa v sovremennoi kul'ture» [Research Project "Virtual Shakespearean Sphere: Transformations of Shakespearian Myth in Modern Culture"]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 264-282. (In Russ.).
Lukov, Val. А. and Lukov, Vl. А. (2014) Metodologiia tezaurusnogo podkhoda: strategiia ponimaniia [The Methodology of the Thesaurus Approach: A Strategy for Understanding]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 18-35. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2014) Shekspirosfera i kul'turnye konstanty [The Shakespearean Sphere and Cultural Constants]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 200-208. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2014) Shekspirosfera [Shakespearean Sphere]. In: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «XXVI Purishevskie chteniia: Shekspir v kontekste mirovoi khudozhestvennoi kultury» [The Proceedings of the International Conference "The 26th Purishev Readings: Shakespeare in the Context of World Artistic Culture"]. Moscow, Moscow State Pedagogical University, April 8-11, 2014 / ed. by E. N. Chernozemova. Moscow, Sam Poligrafist Publ. 196 p. Pp. 4-7. (In Russ.).
Pogorskiy, E. K. (2012) Kartina mira [World View]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 322323. (In Russ.).
Stepanov, Yu. S. (2004) Konstanty: Slovar' russkoi kul'tury [Constants: A Dictionary of Russian Culture]. 3rd edn., revised and enlarged. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. 992 p. (In Russ.).
Cambridge World Shakespeare Online. Blogs at Bryn Mawr Colege. [online] Available at: http://cwso.blogs.brynmawr.edu/ [archived in WebCite] (accessed 10.10.2014).
Захаров Николай Владимирович — кандидат филологических наук, доктор философии (PhD), помощник ректора Московского гуманитарного университета, директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук, ученый секретарь Шекспировской комиссии Российской академии наук. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Zakharov Nikolay Vladimirovich, Candidate of Philology, PhD, Aide to the Rector; Director, Center for Theory and History of Culture, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Full member, International Academy of Sciences; Academic Secretary, Shakespeare Committee, Russian Academy of Sciences. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel. +7 (499) 374-75-95.
E-mail: [email protected]
Библиограф. описание: Захаров Н. В. Кембриджский всемирный Шекспир в Интернете [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2014/5/Zakharov Cambridge-World-Shakespeare/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 12.10.2014.
л в начало документа