Научная статья на тему 'Кельтский рунический алфавит в сравнении с древнегерманской письменностью в V-XI веке и его функционирование'

Кельтский рунический алфавит в сравнении с древнегерманской письменностью в V-XI веке и его функционирование Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
969
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
РУНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КЕЛЬТСКИЕ РУНЫ / ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ / ФУНКЦИИ РУН / RUNIC SYSTEM / CELTIC RUNES / ANCIENT GERMANIC WRITING / RUNE FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулабухов В.С., Худышева Д.А.

Статья посвящена анализу особенностей формирования рунической письменности в контексте изучения кельтской культуры. В данной статье предпринимается попытка рассмотреть проблему зарождения рунического письма через изучение кельтской религиозной культуры. Проанализированы характерные особенности рунического строя и истоки его происхождения в традиционной религии кельтов. На основе изученной литературы предлагается выделить конкретные явления доказывающие факт влияния кельтской религиозной культуры на появление рунической письменности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CELTIC RUNIC ALPHABET IN COMPARISON WITH ANCIENT GERMANIC WRITING IN THE V-XI CENTURY AND ITS FUNCTIONING

The article analyzes the features of the formation of runic writing in th у context of the Celtic culture. This article attempts to consider the problem of the origin of runic writing through the study of Celtic religious culture. The characteristic features of the runic system and the origins of its origin the traditional religion of the Celts are analyzed. Based on the literature studied, it is proposed to identify specific phenomena that prove the influence of Celtic religious culture on the emergence of runic writing.

Текст научной работы на тему «Кельтский рунический алфавит в сравнении с древнегерманской письменностью в V-XI веке и его функционирование»

/Я

Ёш

КЕЛЬТСКИЙ РУНИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ В СРАВНЕНИИ С ДРЕВНЕГЕРМАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТЬЮ В V-XI ВЕКЕ И ЕГО

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

CELTIC RUNIC ALPHABET IN COMPARISON WITH ANCIENT GERMANIC WRITING IN THE V-XI CENTURY AND ITS FUNCTIONING

УДК 002.304

Кулабухов В.С., кандидат исторических наук, доцент Доцент кафедры российской истории и документоведения Белгородский государственный национально исследовательский университет Россия, г. Белгород Худышева Д.А., студент 3 курс, факультет иностранных языков Педагогический институт Россия, г. Белгород Kulabukhov V. S., dashakh156@gmail.com Kudasheva D. A., dashakh156@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей формирования рунической письменности в контексте изучения кельтской культуры. В данной статье предпринимается попытка рассмотреть проблему зарождения рунического письма через изучение кельтской религиозной культуры. Проанализированы характерные особенности рунического строя и истоки его происхождения в традиционной религии кельтов. На основе изученной литературы предлагается выделить конкретные явления доказывающие факт влияния кельтской религиозной культуры на появление рунической письменности.

Summary

The article analyzes the features of the formation of runic writing in th у context of the Celtic culture. This article attempts to consider the problem of the

origin of runic writing through the study of Celtic religious culture. The characteristic features of the runic system and the origins of its origin the traditional religion of the Celts are analyzed. Based on the literature studied, it is proposed to identify specific phenomena that prove the influence of Celtic religious culture on the emergence of runic writing.

Ключевые слова: руническая система, кельтские руны, древнегерманская письменность, функции рун.

Key words: runic system, Celtic runes, ancient Germanic writing, rune functions.

Корнями уходят в древнейшие времена как истоки рунического искусства, так и зарождение самих рунических символов. Формирование первого рунического строя - Футарка датируется первыми веками н.э. Можно считать, что в это время руническое искусство сформировалось в том виде, в котором потом существовало в Северной Европе (не без изменений) - до позднего Средневековья.

Согласно устоявшемуся мнению, руническая письменность была в ходу исключительно у германских племен. Гипотезы о причастности этой системы письменности так же и кельтам неоднократно высказывались. Тем не менее, данные предположения по сей день не имеют неопровержимых доказательств - вопрос о рунической письменности у кельтов все еще актуален в умах историков. Во многом дискуссия о гипотетических кельтских рунах, к сожалению, переходит в банальность субъективных суждений и домыслов .

В настоящее время возрождается интерес к сравнительной характеристике мифологических систем индоевропейских народов, а также выявлению в них определенных исторических явлений, как баз данных для научных исследований. В данной области бесспорный интерес для решения вопроса о кельто-германских лингвистических контактах представляет

изучение письменно-исторических памятников западно-европейского региона, основанное на исследовании культурного «багажа» германцев и их соседей кельтов. Указанные обстоятельства заставляют внимательно и всесторонне рассмотреть древнегерманскую и кельтскую системы письменности.

Рунология , являясь довольно консервативной наукой, и по сей день не утратила многих истин. Публикации памятников, многочисленные исследования, вышедшие в свет еще с середины XIX столетия, все еще сохраняют свое научное значение в этой области.

Индоевропейская письменная традиция имеет тенденцию называть буквенный ряд по первым буквам. Так древнегреческий буквенный ряд получил название « Alphabet », а латинский - « Abc ». Согласно этому принципу древнегерманскому буквенному (руническому) ряду было дано название « Futhark » ( футарк ), так как берет свое начало с первых шести знаков (f-u- th -а-'-к). Латинский и греческий ряды на протяжении столетий сохраняли свою структуру, а футарк периодически менялся. Таким образом, с течением времени, возник целый ряд футарков.

Общегерманский футарк это древнейший немецкий буквенный ряд. Рунические надписи сделанные с его помощью появляются между 200-700 гг. н. э. как раз в общегерманский исторический период на общегерманской территории. Он состоит из 24 знаков, эта последовательность была получена из север о - и южногерманских алфавитных надписей на камнях и металлических предметах, а также из рукописей. Камень из Кюльвера (Готланд) начала V в, служит ярким образцом таких находок.

Так же это могут быть брактеаты из Вадстены и Грумпана (оба в Швеции) VI в., носившиеся как амулеты.

Но ни один из существующих памятников не содержит полного буквенного ряда, общегерманского футарка . Безусловно, все они дают нам

значительную базу для изучения традиционной культуры, но вместе с этим обнаруживают расхождения в формах и последовательности отдельных букв. Различия обуславливаются многими факторами. Это могут быть племенные различия, стремление резчика к более упрощению в изготовлении рунических текстов.

Совсем иная картина наблюдается в рассмотрении британской рунической традиции, куда руны были принесены в смешении германского рунического строя и кельтских мистических представлений. Население бриттов и англосаксов на британских островах, не было существенным, да и сам менталитет народов не мог не сказаться на эволюции рунического строя. Возможно, именно это привело к тому, что в Скандинавии Футарк превращался в более простые рунические ряды ( Младшие руны) , в то время как британцы сохранили основную структуру Футарка , а так же обогатили его новыми рунами.

В середине I тысячелетия до н. э. британские острова заселяют кельты. Они, смешавшись с местным населением, создали очень яркую и устойчивую культуру, сформировавшуюся в гэльском (современная Ирландия, Шотландия) и бриттском (остальные территории архипелага) вариантах.

При изучении кельтской рунической письменности, нельзя не затронуть тему загадочного жреческого сословия древних кельтов и на Британских островах и на континенте, темы друидов. Друиды ставили свой след только лишь в источниках, описывающих Галлию, Британию и Ирландию. Все сведения о друидах дошли до нас в изложении греческих или римских авторов, рассматривавших эту культуру сквозь призму собственной философии и культуры. Сами друиды если и пользовались письменностью, то лишь в магических целях и в бытовых общественных и частных записях. Свою традицию, учение, космологию, гимны для жертвоприношений (если такие и существовали) друиды передавали устно,

подобно индийским брахманам, и с исчезновением их сословия традиция была потеряна.

Огамическое письмо — письменность древних пиктов и кельтов, которая использовалась на территории Ирландии и Великобритании наряду с латиницей и, возможно, являлась тайнописью. Огамическое письмо, как и руны, имеет ряд особенностей, отличающих его от прочих алфавитных письменностей, но весьма объединявших их именно с рунами. Особенное сходство прослеживается в алфавитном порядке. Алфавит состоит из двадцати знаков (др.-ирл. feda ) и делится на четыре группы, называемых aicmi (мн. ч. от др.-ирл. aicme , что означает «семья»), по пять букв в каждом.

Само слово «друид» восходит к пракельтскому ' druwids , который состоит из двух частей корня ' wid , «видеть, знать», и первой части * dru , которая скорее всего означает «дерево, дуб». Таким образом, мы можем сказать, что «друид» означает « древовед », «знающий дерево». Если обратить внимание к толкованию каждого из огамических знаков, то в основном они имеют прямое отношение к названиям деревьев например:

"г или \— , что означает « Beith »- берёза; или N , что означает « Fern » - ольха. Таким образом, мы можем предположить, что огамическая письменность берет свои истоки именно у друидов, которые упоминаются в источниках гораздо раньше, чем древнегерманский рунический строй -Футарк .

Но памятники, подтверждающие наличие огамического письма, как такового, восходят к V—VI вв. н. э. И к вопросу о происхождении этой системы большинство учёных сходятся в том, что огам возник под влиянием какого-либо другого алфавита. Чаще всего в качестве источника называют латинский алфавит, широко распространённый в Римской Британии, и германский футарк (за него говорят, в частности, присутствие букв для

звуков [ЭД и И, присущих германским языкам, но отсутствующих в древнеирландском).

Согласно ирландской саге «Воспитание в доме Д вух Чаш» чародей Мананнан настраивает сына против отца, предлагая его заговорить:

«И скажи ему, чтобы не возвращался он в дом, который покинет, покуда не станет снова одним огам и аху , земля и небо, солнце и луна».

Что такое « аху >, достоверно неизвестно. Чешский грамматолог Ч. Лоукотка упоминает, что ирландцы называли огамом не только само письмо, но и ритуальный камень, который клали в головах покойника. Огамические письмена как раз нанесены именно на такие могильные камни. Сравните также формулу ирландских саг:

«Установил на могиле камень и высек на нём имя».

Согласно древнегерманской, скандинавской мифологии, чтобы познать руны, Один провисел девять дней и девять ночей на Мировом древе - ясене Иггдрасиль , пронзенный собственным копьем. Об этом нам свидетельствует одна из песен «Старшей Эдды» - « Речи Высокого »:

Девять ночей я качался на дереве,

Под ветром повешен в ветвях,

Ранен копьем, в жертву О дин отдан —

Себе же — я сам,

На дереве старом, растущем высоко

От неведомых миру корней.

Таким образом, мы можем предположить, что основной древнегерманский рунический строй - футарк имеет корни своего

зарождения в традиции кельтских друидов, а также прямую связь с огамической системой письма.

Забвение роли кельтов - это общее место европейской историографии, не желающей признать, что эти поздно христианизированные «варвары» спасли классическую культуру от ночи меровингских времен, и воспринимающей постсредневековые кельтские пережитки как фальшивую ноту истории.

Список литературы

1. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне/ Пер. М. М. Покровского.- М.: «Наука»,1993.- 277 с.

2. Страбон. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994. - 388 с.

3. Старшая Эдда. — Ленинград: Ленинградское отделение Издательства Академии наук СССР, 1963. — 260 с.

4. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: оценка — событие — факт. - М: Наука, 1988, - 340 с.

5. Биркхан Гельмут. Кельты: История и культура / Пер. с нем. Н. Ю. Чехонадской. — М.: Аграф, 2007. — 512 с

6. Бондаренко Г. В. Повседневная жизнь древних кельтов. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 396 с.

7. Бондаренко Г.В Мифология пространства Древней Ирландии. - М.: Российская академия наук, 2003. - 277 с.

8. Будур Н. В. Повседневная жизнь викингов. IX- XI века. М.: Молодая Гвардия, 2007.- 456 с.

9. Вебер Э. Руническое искусство: Пер. с нем. Скопинцевой Е.М. - СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. - 160 с.

10. Дирингер, Дэвид. Алфавит. — М: Издательство иностранной литературы, 1963. — С, 599.

11. Истрин, В. А. Развитие письма. — М: Наука, 1965. - 488с.

12. Леру Ф. Друиды. - СПб.: Евразия, 2000. - 164 с.

13. Лоукотка Ч. Развитие письма. — М: Издательство иностранной литературы, 1950.- 320 с.

14. Пауэлл Теренс. Кельты. Войны и маги/ Пер. с англ. О. А. Павловской. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2009. — 236 с.

15. Платов А.В Руны: два тысячелетия магической традиции / Антон Платов. - М.: Вече, 2011. - 448 с.

16. Предания и мифы средневековой Ирландии, Под редакцией Косикова Г.К. М: Издательство Московского университета, 1991. - 470с.

17. Рис Алвин, Рис Бринли. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе / Пер. с англ. Т. А. Михайловой. — М.: Энигма, 1999. — 480 с.

18. Черинотти Анджела. Кельты: первые европейцы / Пер. Л. Почкай. — М.: Ниола-Пресс, 2008. — 128 с.

19. Ян Филип Кельтская цивилизация и ее наследие: Пер. с чешск. Л.П. Можанской и Е.В. Тарабрина. - Прага.: Издательство Чехословацкой Науки АРТИЯ, 1961. - 77 с.

List of references

1. Notes of Julius Caesar and his successors on the Gallic war / Per. M. M. Pokrovsky. - Moscow: "Science", 1993. - 277 p.

2. Strabo. GEOGRAPHY in 17 books. Reprint reproduction of the text of the 1964 edition. Moscow: "Ladomir", 1994. - 388 p.

3. The Elder Edda. - Leningrad: Leningrad branch of the publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1963. - 260 p.

4. Arutyunova N. D. Types of language meanings: assessment-event-fact. - M: Nauka, 1988, - 340 p.

5. Birkhan Helmut. Celts: History and culture / TRANS. with n. a. Chehonadskaya. - M.: agraf, 2007. - 512 s

6. Bondarenko G. V. Everyday life of ancient Celts. - Moscow: Molodaya Gvardiya, 2007. - 396 p.

7. Bondarenko G. in the Mythology of the space of Ancient Ireland. - Moscow: Russian Academy of Sciences, 2003. - 277 p.

8. Budur N. V. Daily life of Vikings. IX-XI centuries. Moscow: Molodaya Gvardiya, 2007. - 456 p.

9. Weber E. Runic art: TRANS. with it. Skopintsevoy E. M.-Saint Petersburg: publishing group "Eurasia", 2002. - 160 p.

10. Dieringer, David. Alphabet. - M: Publishing house of foreign literature, 1963. - S, 599.

11. Istrin, V. A. Development of writing. - Moscow: Nauka, 1965. - 488s.

12. Leroux F. Druids. Saint Petersburg: Eurasia, 2000, 164 p.

13. Loukotka CH. The development of writing. Moscow: publishing house of foreign literature, 1950. 320 p.

14. Powell Terence. Celts. Wars and magicians / Per. s Engl. O. A. Pavlovskaya. - M.: ZAO "tsentrpoligraf", 2009. - 236 p.

15. Platov A. V Runy: two millennia of magical tradition / Anton Platov. -Moscow: Veche, 2011. - 448 p.

16. Legends and myths of medieval Ireland, edited by Kosikov G. K. M: Moscow University Press, 1991. - 470s.

17. Rhys Alvin, Rhys Brinley. Celtic heritage. Ancient tradition in Ireland and Wales / Translated from the English by T. A. Mikhailova. - Moscow: Enigma, 1999. - 480 p.

18. Cherinotti Angela. Celts: the first Europeans / Per. L. Pochkai. - Moscow: Niola Press, 2008. - 128 p.

19. Jan Filip, Celtic civilization and its heritage: Per. with the Czech. L. P. Kazanskoy and E. V. Tarabrina. - Prague.: Publishing house of Czechoslovak Science ARTIA, 1961. - 77 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.