Научная статья на тему 'Казначейские информационные технологии и перспективы их использования для укрепления бюджетной дисциплины'

Казначейские информационные технологии и перспективы их использования для укрепления бюджетной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
308
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казначейские информационные технологии и перспективы их использования для укрепления бюджетной дисциплины»

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В.Н. НАТАРОВ, кандидат экономических наук, руководитель Управления федерального казначейства Минфина России по Тульской области

В современных условиях объем контрольных мероприятий органов федерального казначейства по субъекту федерации весьма значителен и не может быть реализован без использования современных информационных технологий. Анализ и систематизация функций казначейства как объекта информатизации и существующих казначейских информационных технологий был проведен ранее [1, 2], однако целесообразно рассмотреть также влияние современных информационных технологий на плательщиков в бюджет и бюджетополучателей с точки зрения соблюдения ими бюджетной дисциплины.

Для реализации функций учета федеральных доходов по единому счету 40102 в Управлении федерального казначейства по Тульской области эксплуатируется программный комплекс «Доходный модуль системы исполнения федерального бюджета - Казна». Подобные функции выполняет также введенный в эксплуатацию с начала 2001 г. программный продукт «Доходный программный комплекс» по учету и распределению налогов по единому счету 40101. Учет и распределение налогов областного бюджета также осуществляется в УФК по Тульской области в режиме единого счета посредством «Доходного программного комплекса», разработанного в отделе автоматизации. Функции контроля исполнения расходов федерального бюджета во всех отделениях и УФК реализованы в программном комплексе «Финансирование расходов

федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в органах федерального казначейства - Смета -\¥». С декабря 2000 г. в УФК по Тульской области внедрен в эксплуатацию программный комплекс «Финансирование расходов федерального бюджета с лицевых счетов распорядителей и получателей средств, открываемых в органах федерального казначейства» - «Смета -\¥М», реализованный с использованием технологии клиент-серверных принципов обработки запросов, что обеспечивает повышение эффективности обработки, надежности и сохранности рабочих баз данных. Средствами этого комплекса реализована технология финансирования с единого счета 40105. Программное обеспечение Смета и Смета -N¥N1 используется также и при кассовом обслуживании исполнения регионального бюджета Тульской области. Для непосредственного управления движением финансовых средств в части исполнения расходной части федерального бюджета в УФК и отделениях эксплуатируются программ-но-аппаратный комплекс «Банк» и программно-аппаратный комплекс «Сбербанк» с аналогичными функциями импорта и экспорта документов при электронном обмене в системе. Для обслуживания почтового документооборота в УФК и отделениях эксплуатируется программный комплекс «Астра». Контрольные функции органов Федерального казначейства реализованы при использовании централизованно поставляемого программного обеспе-

чения. К нему относятся программные комплексы: учет выдачи и возврата средств федерального бюджета на возвратной основе (УФК), планирование и учет контрольно-экономической деятельности в органах федерального казначейства, а также свод и анализ отчетности по контрольно-инспек-торской деятельности УФК.

Перечисленное универсальное и прикладное программное обеспечение позволяет автоматизировать учет движения денежных средств в части исполнения федерального бюджета и в части исполнения сметных расходов при электронном документообороте в локальных вычислительных сетях и при проведении электронных платежей через расчетно-кассовые центры Банка России и отделения Сбербанка России. Указанные системы являются основными информационными и материально-техническими ресурсами для реализации существующего механизма казначейского контроля на примере Управления федерального казначейства по Тульской области.

Кроме того, для решения отдельных локальных задач в УФК и отделениях казначейства могут быть использованы и другие информационные системы, в частности система «Группирование объектов казначейского контроля» [2, 3], которая позволяет автоматически генерировать программы контроля в виде конкретных реализаций различных механизмов казначейского контроля. Исходные данные при этом могут вводиться непосредственно в систему или импортироваться из других информационных систем, функционирующих в казначействе. Чтобы не нарушать работу других систем и сохранить конфиденциальность информации, импорт информации осуществляется через выходные файлы существующих систем, при этом импортируется список бюджетополучателей и список нарушений. Заполнение базы нарушений ведется в режиме дополнения при каждом импортировании с контролем с регистрацией дат проверок. Методика группирования объектов контроля, разработанная на основе метода кластерного анализа, была рассмотрена ранее [4]. При каждом группировании все группы переформировываются заново, чтобы учесть новую информацию о нарушениях. Для каждой группы указывается список обнаруженных и характерных нарушений бюджетной дисциплины, а для каждого характерного нарушения вводятся соответствующие фрагменты программ проверок, обеспечивающие обнаружение подобных нарушений. После этого при выборе необходимой группы бюджетополучателей или одно-

го из бюджетополучателей, относящегося, естественно, к группе, для которой введены соответствующие фрагменты программ контроля, автоматически генерируется программа проверки данного бюджетополучателя, которая может быть выведена на печать или сохранена в файле. На печать или в файл также могут быть выведены списки каждой группы бюджетополучателей вместе с характерными нарушениями. Поскольку база данных нарушений ведется в режиме дополнения, то одновременно с фиксацией нарушений или их отсутствия фиксируется также и количество проверок. При вводе результатов проверки в системе возможен ввод информации, указывающей, по какой программе проверка проводилась (сгенерированной системой, специальной, разработанной «вручную» или сплошной). Система контролирует количество проверок и их результаты и периодически предлагает варьированные программы проверки (или сплошную проверку) для обнаружения возможных дополнительных нарушений.

Разработана также локальная информационная система «Казначейский контроль инновационных проектов». Аналогично системе «Группирование объектов казначейского контроля» в этой системе исходные данные могут вводиться непосредственно в систему или импортироваться через выходные файлы существующих систем. В систему вводятся данные о всех контролируемых инновационных проектах и программах с бюджетным финансированием. К таким данным относятся названия проектов или программ, коды их ведомственной классификации, коды бюджетной классификации, объем выделяемых на выполнение программы средств, их распределение, сроки и этапы выполнения программы и т.д. Вносятся также сведения об исполнителях программ или проектов, фамилия и инициалы, ученая степень, ученое звание, должность, другие анкетные данные, размер полученных выплат, даты выплат и т.д. При этом вводится информация как о первоначальном составе исполнителей, согласно заявке, или договору, так и о текущем составе со всеми происходящими в процессе выполнения проекта изменениями. В систему осуществляется также ввод данных о приобретаемом в рамках программ оборудовании и материалах, типе, стоимости, количестве и т.д.

При этом также вйосятся сведения как о запланированном в договоре оборудовании и материалах (если эта информация имеется), так и о реально приобретенном. Вся введенная информация обрабатывается подпрограммой анализа, блок-схе-

Да

-1

Пересчет значения вероятностной меры целевого использования бюджетных средств

I

Ввод информации о прибретенном

оборудовании. Источники: платежные поручения, счета-фактуры

Да

1

Пересчет значения вероятностной меры целевого использования бюджетных средств

Рис. 1. Блок-схема алгоритма подпрограммы «Анализ» системы «Казначейский контроль инновационных проектов»

ма алгоритма которой приведена на рис. 1, и выводится текстовой отчет об обнаруженных на данной операции отклонениях и полный отчет обо всех отклонениях, имевших место в процессе выполнения проекта. Полный отчет может являться также представлением в контролирующие органы для проведения комплексной проверки исполнителя проекта.

Шкалы параметров для различных отклонений и различных инновационных проектов могут вводиться как непосредственно, так и путем обработки данных экспертной оценки. После ввода текущей информации об исполнителях и приобретаемом оборудовании происходит перерасчет показателей, свидетельствующих о возможных нежелательных отклонениях и появлении тенденции к нецелевому использованию бюджетных средств, выделенных на данных проект. Критерием возмож-

ного нецелевого использования средств при этом является его вероятностная мера.

Рассмотренный комплекс централизованно поставляемых и самостоятельно разработанных программных средств, функционирующих в органах казначейства, одновременно с повышением производительности труда работников казначейства обеспечивает определенное повышение дисциплины плательщиков в бюджет и бюджетополучателей. Прежде всего, внедренные системы существенно ускорили прохождение платежей и повысили «прозрачность» бюджета. Использование автоматизированных систем учета и контроля при высокой скорости выполнения вычислительных операций вместе с правильным структурированием информации позволили плательщикам в бюджет повысить качество отчетной документации. Кроме того, возможность быстрой компьютерной проверки в органах казначейства заставляет работников контролируемых систем более ответственно относиться к уплате налогов и расходованию бюджетных средств.

В Управлении федерального казначейства по Тульской области были проведены мероприятия по переходу на работу в условиях единого счета по учету и распределению федеральных регулирующих налогов. Это позволило не только исключить вне-денежные формы расчетов по уплате налогов в бюджетную систему, но и строить межбюджетные отношения согласно действующему бюджетному законодательству. Таким образом, переход на единый счет также является элементом повышения бюджетной дисциплины на основе использования информационных технологий.

Кроме того, на основании разрешений главных распорядителей средств федерального бюджета были закрыты все счета бюджетных учреждений по внебюджетным средствам в банках и открыты счета в органах казначейства. В результате, кроме бюджетных средств, стали контролироваться также внебюджетные поступления на счета государственных бюджетополучателей, что также улучшило соблюдение требований нормативных документов при расходовании этих средств.

В сфере казначейского контроля расходования бюджетных средств широкое внедрение информационных технологий позволило повсеместно перейти на лицевые счета бюджетополучателей и внедрить соответствующую автоматизированную систему учета расходов. Каждый факт проведения контроля (особенно последующего), который не является, естественно, секретом для других подоб-

ных бюджетополучателей данного населенного пункта, оказывает определенное влияние на их бюджетную дисциплину.

Другим элементом, обеспечивающим возможность повышения бюджетной дисциплины, явилось подключение к электронной системе межбанковских расчетов, которое создало реальные предпосылки для перехода на безбумажную технологию обработки электронных платежей по учету доходов. Переход на технологию обмена электронными платежными документами между РКЦ Центрального банка России и филиалами Сбербанка России с одной стороны, и органами федерального казначейства, с другой стороны, потребовал изменения сложившейся схемы взаимодействия со смежными ведомственными органами. Отсутствие норма-тивно-правовыхдокументов, регулирующих порядок взаимодействия в новых условиях, затрудняло проработку новых технологий взаимодействия, но взаимопонимание и конструктивное сотрудничество между различными контролирующими организациями позволили решить эти проблемы. Был разработан и подписан «Порядок взаимодействия при переходе на использование региональной электронной системы межбанковских расчетов Банка России», в котором были определены регламент и форматы обмена электронными документами. Одновременно с этой работой было начато проведение организационных мероприятий по переходу на работу по учету и распределению регулирующих налогов в условиях единого счета 40101(01). При постоянно возрастающем объеме обрабатываемых документов с успехом была реализована идея обработки банковской выписки в разделенных по принадлежности к муниципальным образованиям рабочих базах, что явилось оптимальным для данного класса программного обеспечения в условиях серверных и сетевых ресурсов и характеристик рабочих станций функционирующей в тот период локальной вычислительной сети Управления федерального казначейства по Тульской области.

При анализе возможностей органов казначейства с точки зрения использования информацион-

ных технологий для укрепления бюджетной дисциплины следует учитывать также тот факт, что практически любое мероприятие сначала проводится в пробном режиме на ограниченном количестве бюджетополучателей или плательщиков в бюджет. Поэтому представляется целесообразным расширить сферу применения этого этапа на процесс группирования или ранжирования бюджетополучателей по результатам казначейского или совместного с КРУ Минфина России контроля. Тогда сам факт попадания бюджетополучателя в группу с недостаточной бюджетной дисциплиной заставит его принимать соответствующие меры и также будет являться элементом управления ими.

Таким образом, широкое использование современных казначейских информационных технологий открывает дополнительные перспективы для укрепления бюджетной дисциплины, позволяет при сокращении объема контрольных мероприятий снизить количество организаций, допустивших нарушения, и суммы нецелевого использования средств федерального бюджета, выделенных на безвозвратной основе, и способствует достижению их полного возмещения.

Литература

1. Натаров В.Н. Функциональное моделирование и информационные технологии в казначейском учете и контроле // Финансы и кредит,- 2002. № 13 (103). - С. 32 - 39.

2. Управление качеством казначейского контроля / С.А. Васин, А.Н. Иноземцев, В.Н. Натаров, А.Б. Орлов; Под общ. ред. С.А. Васина -Тула: Тул. гос. ун-т. - 2002. - 150 с.

3. Объектно-ориентированный подход к формированию механизмов казначейского контроля / Васин С.А., Натаров В.Н., Потапова Е.Б. // Известия Тульского государственного университета. Серия: экономика, управление, финансы -2003. - № 3. - С. 223 - 227.

4. Натаров В. Н. Группирование объектов казначейского контроля // Финансы и кредит. -2002.-№ И (101).-С. 27 - 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.