И.Л. Галинская
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ И СУПРЕМАТИЗМ
Основоположник одного из видов абстрактного искусства, супрематизма, Казимир Северинович Малевич (1879-1935) родился в Киеве в семье Северина Малевича, управляющего сахарным заводом известного украинского промышленника, сахарозаводчика М.И. Терещенко (1886-1956). Отец и мать Казимира были поляками, он в многодетной семье рос первенцем и начал учиться рисовать самостоятельно. В 1895 г. Казимир поступил в Киевскую рисовальную школу, но в 1896 г. семья Малевичей переехала в Курск, где молодой Казимир организовал художественный кружок.
С начала 1900-х годов Малевич живет в Москве и посещает занятия в художественной студии. В 1907 г. он принимал участие в выставке Московского товарищества художников, а в 1910 г. Казимир Малевич уже участвует в выставке «Бубнового валета». С тех пор он регулярно выставляет свои картины под общим названием «Супрематизм живописи».
Живописным манифестом супрематизма стала картина Малевича «Черный квадрат» (1915), которая впервые была показана в Петрограде и имела значительный успех. В 1916 г. Малевич экспонировал 60 супрематических полотен на выставке «Бубнового валета», а в 1917 г. он был избран председателем этого общества.
В 1922 г. Малевич переезжает в Петроград, где участвует в работе петроградского Музея художественной культуры. С 1924 по 1926 г. Казимир Малевич был директором Ленинградского государственного института художественной культуры (ГИНХУК). Работы Малевича экспонировались и в Европе - в
Казимир Малевич и супрематизм
Берлине, Вене, Мюнхене, Варшаве, Цюрихе. Персональные выставки картин Малевича организовывались в 1919, 1923, 1929, 1930 гг. Картину «Черный квадрат» Малевич создавал четыре раза (последний вариант хранится в настоящее время в Эрмитаже). С 1933 г. Казимир Малевич тяжело болел. Он скончался в Ленинграде 15 мая 1935 г.
Казимир Малевич был не только художником, но и теоретиком искусства, философом. Его работы сейчас собраны петербургским издательством. В книгу вошли манифесты, декларации, статьи, трактаты и теоретические сочинения (как издававшиеся ранее, так и публикующиеся впервые)1.
Супрематизм есть беспредметное творчество. «Плоскость, образовавшая квадрат, явилась родоначалом супрематизма, нового цветового реализма, как беспредметного творчества», - писал Малевич в 1915 г2.
Супрематизм возник в 1913 г. в Москве, а первые работы были показаны в 1915 г. на живописной выставке в Петрограде. Они представляли собой сочетание окрашенных геометрических форм - квадрат, круг, треугольник, а также наложенные на плоскость объемные формы. «Супрематизм делится на три стадии по числу квадратов - черного, красного и белого, черный период, цветной и белый <...> Все три периода развития шли с 1913 по 1918 год. Периоды были построены в чисто плоскостном разви-
3
тии» .
Казимир Малевич утверждал, что привычка сознания должна перестать видеть в картинах художников уголки природы, а также «Мадонн и Венер с заигрывающим ожиревшим амуром», ибо живописная плоскость всегда «гораздо выше, ценнее любой Мадонны и Джиоконды»4. Ведь супрематизм он считал новым живописным реализмом.
1 Малевич К. Черный квадрат. - СПб.: Азбука-классика, 2012. - 286 с.
2 Там же. - С. 50.
3 Там же. - С. 53.
4 Там же. - С. 15.