а I
Казаки-пластуны или первый русский спецназ
Боевое применение сил спецназа в современных конфликтах стало обычной практикой. Это вызвано тем, что современные боевые действия очень часто требуют нанесения хирургически точных и в то же самое время быстрых и незаметных ударов, что и является задачей отрядов специального назначения. На первый взгляд, спецназ - понятие относительно новое, свойственное характеру современных боевых действий. Однако это далеко не так: история отечественного спецназа уходит своими корнями в далёкое прошлое, если быть точнее - в эпоху зарождения казачества в южнорусских степях.
Особые казачьи подразделения возникли еще во время Запорожской Сечи, а уже во время русско-турецкой войны 17871791 гг пластуны получили статус особого подразделения в рядах Черноморского казачьего войска благодаря поразительной выучке и достигнутому боевому мастерству, разительно отличающимся от остальных родов войск.
В 1842 году в штатные расписания конных и пеших подразделений Черноморского войска были включены пластунские роты от 60 до 90 человек. Пластунам выдавалось самое современное оружие того времени. Именно пластуны первыми получили дальнобойные штуцера с притыкаемыми штыками. С учетом специфики службы пластунам платилось более высокое жалование.
В случае обнаружения противником в ходе разведки казаки-пластуны практически никогда не сдавались. Считалось за правило, что пластун лучше погибнет, чем потеряет свободу. Грамотно выбрав позицию и заблаговременно наметив пути отступления в случае погони, пластуны либо отстреливались, либо сливались с местностью, умело используя её особенности. Неприятель предпочитал избегать прямого столкновения с отрядом разведчиков и не преследовать его, поскольку в этом случае он легко мог попасть в засаду и понести бессмысленные потери от меткого огня пластунов.
В XIX веке Россия постоянно участвует в военных конфликтах на своих южных рубежах - Крым, Кавказ, Кубанские степи. В этих условиях подразделения пластунов, а читай спецназа, приобретают чуть ли не первостепенное значение для российской армии. Значимой фигурой в развитии казаков-пластунов стал Яков Бакланов, который в 1845 был переведен по назначению в
№
а I
20-й Донской полк, стоявший на левом фланге Кавказской линии в небольшом укреплении Куринском. Здесь он провёл восемь лет, которые прославили и его, и вверенных ему пластунов.
Донские казаки в отличие от местных (линейных) пользовались на Кавказе неважной репутацией. Выросшие среди степных просторов донцы с трудом привыкали к горам. Бакланову удалось невозможное. За короткий срок его полк преобразился. Был установлен строжайший контроль за содержанием оружия и лошадей. Бакланов ввёл обучение казаков сапёрному и артиллерийскому делу. Для разведки в полку была сформирована пластунская команда из лучших стрелков и наездников. В нарушение устава Бакланов образовал во вверенной его командованию части учебную сотню, где готовили младших командиров — урядников. Дабы сберечь казённое имущество и побудить казаков смелее идти в бой, Яков Петрович перевёл свой полк на обмундирование и вооружение исключительно трофеями. Казачья форма и казенное оружие хранились в цейхгаузе на случай смотров, а баклановцы щеголяли черкесками и оружием, снятыми с пленных или убитых горцев...С 1845-го по 1853 год полк Бакланова отбил у горцев 13 тысяч голов крупного рогатого скота и 40 тысяч овец. Сам Яков Петрович говорил смеясь: «Оттягать чужое, видно, вложено Богом в нашу казацкую натуру, и уж тут никак не утерпишь»
Форма одежды у казака-пластуна была №8. Что отняли, то и носим.
Пластуны и одевались как горцы, причем как самые бедные. Каждый поиск по теснинам и дебрям основательно изнашивал обмундирование. Походное убранство пластуна составляли черкеска, потрепанная, покрытая разноцветными заплатами; вытертая, порыжелая папаха, как правило, лихо заломленная на затылок; чувяки из кожи дикого кабана, щетиною наружу. В руках верный штуцер с тесаком, на поясе - кинжал и так называемые причиндалы: пороховница, мешочек для пуль, жирник-масленка, шило из рога дикого козла, котелок.
Особого внимания заслуживают ноговицы - весьма специфическая часть костюма горцев Северного Кавказа и казаков-пластунов. Они были очень удобны как для верховой езды, так и для долгих пеших переходов в условиях горного рельефа и лесных зарослей. Надевали ноговицы поверх штанов и они плотно обтягивали ногу от щиколотки до колена, а иногда и выше. Таким образом, ноговоцы защищали штаны от лошадиного пота,
№
а также от кустарника и камней. Их шили из сукна или войло- р ка, а парадные - из сафьяна. Закреплялись ноговицы на ноге с помощью подвязок, сделанных из войлока, шнурка или кожи.
Головным убором пластуна были папахи и трухменки (у офицеров).
Для войны папахи шились только из меха барана, волка и медведя, т. к. только этот мех смягчал удар шашки, благодаря своей специфике. У офицеров и подхорунжих при парадной форме одежды колпак папахи по швам (крест-накрест и нижнему шву) обшивался узким серебряным битевым галуном, шириной 1,2 см.
Атаман или офицер носили трухменку — серую папаху с красным шлыком, сделанную из бараньей смушки. Вообще стоит сказать, что для казака папаха - один из наиважнейших предметов одежды. Так, за отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.
Неизменная черкеска с неизменной гозырницей.
Газарнницы или напатронники - также особая деталь костюма казака-пластуна. Фактически, в каждом полку он отличался. Так, офицерам 1-го и 2-го Кавказских казачьих полков предписывалось иметь напатронники черные, бархатные, с внутренними карманами, обложенные вокруг широкой серебряной тесьмой; втулки карельской березы с высеребренными головками. А, например, офицерам Дагестанского Конно-Ир-регулярного полка - напатронники из красного бархата для 20 патронов; обложены в 4 ряда серебряным галуном, концы патронов на газырях серебряные
Нагайка - старинное казачье оружие, которое имеет много разновидностей и типов. Казаки носили нагайку чаще всего в качестве некого боевого украшения к парадной форме, и ее применение на полях сражений зачастую происходило из-за потери или поломки основного вида оружия. Хотя, в умелых руках пластунов, она была весьма эффективной в ближнем бою.
Донской тип нагайки состоит из двух деталей - рукоять и плеть, а у кубанской нагайки рукоять как бы вплетается в плеть.
Из-за принципиально различных устройств использовались и различные техники боевого применения нагаек. Например, конструкция кубанского типа предполагает возможность нанесения щелчковых ударов по принципу «бегущей волны», в то время как в донском они принципиально невоз-
(О;
можны из-за наличия сочленяющего устройства. Зато в нем возможна другая техника, основанная на горизонтальном вращении плети вокруг относительно неподвижной рукояти.
Боевые традиции и тактика пластунов складывались веками. В походе они находились в передовом разведывательном дозоре, на привале - в засаде в боевом охранении. В полевом укреплении - в постоянном поиске по окрестным лесам и ущельям. При этом пластуны ночью группами от 3 до 10 человек проникали глубоко в расположение неприятеля, наблюдали за ним, подслушивали разговоры.
Пластуном нельзя было стать просто так, только лишь по собственному желанию, так как существовала целая система отбора. Опытные пластуны сами выбирали пополнение в свою команду и будущую смену среди наиболее проверенных и уважаемых воинов. В пластуны старались брать казаков из пластунских семей, чтобы все боевые и охотничьи хитрости передавались из поколения в поколение от отца к сыну. Предпочтение отдавалось казакам средних лет, так как считалось, что молодые не могут быть в должной мере терпеливыми и усидчивыми, а старые уже тяжеловаты на подъем и недостаточно быстрые. Для прохождения придирчивого отбора было недостаточно одной отваги и природной удали, требовалось еще и умение стрелять без промаха, и обладать отменным физическим здоровьем и выносливостью.
Особенный упор делался на терпение и хладнокровие, что объясняется спецификой работы пластуна. Ведь в засаде им приходилось часами лежать или сидеть в камышах, колючем кустарнике, а порой и в ледяной воде или зарывшись в снег, ни в коем случае не обнаруживая своего присутствия случайным движением.
Манеру действия пластунов их современники характеризуют выражением «волчья пасть и лисий хвост», что обозначает хитрость, незаметный тихий подход и внезапное грозное нападение. К главным достоинствам пластуна относилось умение скрыть собственные передвижения, первым выявить местонахождение неприятеля и заманить его в засаду. Особым уважением пользовались казаки, умевшие читать «сакму» (след врага), по нему определявшие число противников и траекторию их движения.
Свои собственные следы, если не было возможности скрыть их вовсе, пластуны тщательно запутывали, используя для этого разные приемы: двигались задом наперед, скакали на одной ноге, всячески скрывая направление своего движения и число человек в отряде.
Выдающиеся качества пластунов послужили России не р. только на Кавказе, но и на других театрах военных действий. В Крымской войне (1853-1856 годы) 2-й и 8-й казачьи пластунские батальоны отличились в боях под Балаклавой и при обороне Севастополя на легендарном четвертом бастионе. Пластуны осуществляли вылазки в окопы противника, с особой свойственной только им аккуратностью снимали часовых, уничтожали орудия, а однажды захватили и с помощью пленных французов утащили к себе три неприятельских мортиры. Находясь в дозорах, секретах, в разведывательном поиске, пластуны обращали внимание на многие малозначительные на первый взгляд детали в деятельности врага. Вскрывали новые артиллерийские позиции, обнаруживали ведение работ по рытью туннелей с целью закладки мин под расположением русских войск.
Глядя на пластунов, командиры армейских пехотных полков в Севастополе начали заводить у себя по их образцу особые команды. Отбирали самих храбрых и сметливых солдат, выдавали им редкие в то время в регулярных войсках штуцера и высылали в ночные дозоры. Солдаты перенимали у бывалых пластунов их ухватки, привычки и даже стали подражать в одежде.
Отличились в Севастополе и были награждены пластуны Кравченко, Чиж, Белый, Онищенко, братья Сопельняки, Се-мак. 2-му Кубанскому пластунскому батальону пожаловали Георгиевское знамя с надписью «За примерное отличие при обороне Севастополя 1854 и 1855 годов», 8-му батальону - Георгиевское знамя с надписью «За отличие при взятии крепости Анапы 12 июня 1828 года и примерное мужество при обороне Севастополя 1854 и 1855 годов».
Участвовали пластунские части в русско-турецких, Русско-персидской, Русско-польской и Русско-японской войнах. Двадцать четыре пластунских батальона сражались на фронтах Первой мировой войны. На Кавказском фронте разведгруппы пластунов проникли в Месопотамию (на территории нынешнего Ирака), где установили контакт с передовыми частями союзных России британских войск. В этой войне в конных казачьих полках сменилось два состава, в пластунских батальонах - три...
Фотографии для репортажа сделаны в сентябре 2012 года во время реконструкции Альминского сражения в Крыму. Костюм казака-пластуна изготовила своими рукам sophia_ orsetti, основываясь на исторических сведениях, научной литературе и рисунках с натуры В. Тимма, сделанных в 1855 году.