УДК 82-32(574)
КАЗАХСТАНСКИЙ РУССКИЙ РАССКАЗ КАК ЛЮБИМЫЙ ЖАНР
СОВРЕМЕННОСТИ
ВАЛИЕВА ЗЕМФИРА РИНАТОВНА
Докторантка Таразского регионального университета им.М.Х.Дулати,
Тараз, Казахстан
Аннотация. Статья рассматривает литературный жанр русский рассказ как наиболее предпочтимый среди современных читателей Казахстана. Целью статьи является выявление особенностей рассказа, который предпочитает читать современная Казахстанская молодежь. Объект статьи - русский и русскоязычный рассказ писателей Казахстана. Актуальность темы заключается в том, что за последние десятилетия возрос интерес к жанру рассказ. Он пережил количественный и качественный подъем. Практическая значимость статьи заключается в том, что можно разработать курс лекций по собранному материалу для элективных дисциплин литературоведения. Новизна выражена в том, что русские и русскоязычные рассказы Казахстана рассматриваются современные. В статье даны основные признаки жанра рассказ, описаны результаты анкетирование среди учащихся о предпочтениях в современной литературе Казахстана.
Ключевые слова: рассказ, русский, жанр, Казахстан, современный.
Abstract. The article considers the literary genre Russian short story as the most preferred among modern readers of Kazakhstan. The purpose of the article is to identify the features of the story, which is preferred by modern Kazakhstani youth. The object of the article is Russian and Russian-language short stories of writers of Kazakhstan. The relevance of the topic lies in the fact that in recent decades there has been an increased interest in the genre of the short story. It has experienced a quantitative and qualitative rise. Practical significance of the article is that it is possible to develop a course of lectures on the collected material for elective disciplines of literary studies. The novelty is expressed in the fact that Russian and Russian-language stories of Kazakhstan chosen for the experiment are contemporary. The article gives the main features of the short story genre, describes the results of a survey among students about preferences in modern literature of Kazakhstan.
Key words: story; Russian; genre; Kazakhstan; modern.
Ацдатпа. Мацала орыс эцг1местщ эдеби жанрын Казацстанныц цаз1рг1 оцырмандары арасында анагурлым тацдаулы деп царастырады. Мацаланыц мацсаты цаз1рг1 цазацстандыц жастар оцыганды цалайтын эцггменгц ерекшелжтерт аныцтау болып табылады. Мацаланыц нысаны - Казацстан жазушыларыныц орыс жэне орыс тглдергндегг эцггмесг. Тацырыптыц взектглггг соцгы онжылдыцта эцггме жанрына деген цызыгушылыцтыц артуында. Ол сандыц жэне сапалыц всуд1 басынан вткерд1. Мацаланыц практикалыц мацыздылыгы эдебиеттанудыц элективтг пэндерг ушгн жиналган материал бойынша дэргстер курсын эз1рлеуге болатындыгында. Жацалыц Казацстанныц орыс жэне орыс т1лдер1ндег1 эцг1мелертщ цаз1рг1 замангы болып царалатынынан квр1нед1. Мацалада эцг1ме жанрыныц нег1зг1 белгшер1 бершген, оцушылар арасында Казацстанныц цаз1рг1 замангы эдебиеттдегг артыцшылыцтар туралы сауалнама нэтижелер1 сипатталган.
TyrnHdi свздер: эцг1ме, орыс, жанр, Казацстан, заманауи.
Введение
«Литература народа Казахстана - явление уникальное и многогранное, своеобразный творческий феномен, включающий казахскую, русскую, уйгурскую, курдскую, немецкую, татарскую, корейскую, узбекскую литературы »[1,с.2]. Как считает казахстанский поэт и
писатель Олжас Сулейменов,«литература - это самая выразительная модель национальной культуры»[2,с.7].«Современная литература народа Казахстана представляет собой эстетико-культурный и художественный феномен, развивающийся в уникальной социоисторической, цивилизационной ситуации. Важнейшей особенностью и характерной составляющей разножанрового и тематически богатого современного литературного процесса республики является обогащение национальных культур и литератур традициями казахской литературы»[3,с.2].
Материалы и методы
"Рассказ - малая форма прозаического художественного произведения в литературе. Жанровые особенности рассказа определяются композицией, сюжетными и художественными особенностями. Размер рассказа небольшой, в нем мало персонажей. Событие, составляющее основу сюжета рассказа, имеет начало, развитие и конец. В рассказе очень сжато отражается сам человек, его жизнь и судьба, особенно важное, на взгляд автора событие. Здесь нет места к возврату раннее сказанному, пространственному повествованию, подробному описанию деталей события. Жанр рассказ требует особого художественного мастерства и умения рассказать малыми средствами о многом. Повествование зачастую ведется от первого лица, показывая прямое отношение рассказчика к событию" [4,с.409].
Лучшие авторы рассказов в Казахстанской литературе: Б. Майлин, Ш. Аймауытов, М. Ауэзов, Г. Мусрепов, Г. Мустафин, К. Жумадилов, А. Кекильбаев, М. Магауин, Т. Абдиков, Б. Канапьянов, И. Одегов, Л. Калаус и другие. Рассказ начинается с устного народного творчества. Рассказы народ придумывал с давних времен. Это были рассказы о своем быте, обычаях и традициях, повседневности. Данныерассказы передавались из уст в уста, когда собиралось много людейв разных местоположениях ипри разных обстоятельствах. Как результат данной деятельности, стали развиваться устойчивые сюжеты. Так формировался жанр рассказ.
«Рассказ - небольшое эпическое произведение, состоящее из изложения события и типических мотивировок его»[5,с.158]. «Рассказ многолик, и в этом прелесть и обаяние жанра. Нельзя и не нужно ограничивать богатство жанровых возможностей рассказа какой-нибудь одной традицией, художественным направлением или сферой интересов» [6,с.30].Рассказ подвижен, изменяет свою форму повествования в соответствии с мнением автора и предметом повествования. Он может отражать «многосложность человеческих отношений, их неожиданность, парадоксальность, разнообразие реальных характеров и типов во всех социальных слоях и группах современного общества» [7,с.112-113]. «Рассказ как жанр -живое, внутренне подвижное явление, существующее в историко-литературном контексте, устремленное в будущее и вместе с тем постоянно оглядывающееся назад» [8,с.177]. «В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка» [9,с.364].
Рассказ и очерк являются похожими жанрами. Их часто путают. У них одинаковая схема построения: экспозиция, завязка, кульминация,развязка. У них линия построения образа длится от начала произведения до его конца. Вочерке построение образа ставится на первое место[10]. «Очерк не останавливается на всех проблемах дня, а останавливается на самой острой и новой из них. Он находит разные проявления, первую ласточку жизни, вопросы, проблемы, вносит в литературу новых живых героев дня и выносит на суд общества. Очерк своим повествованием нового называется боевым жанром - разведчиком. А рассказ по-своему способен показывать все это после их распространения, после того, как все становится типичным, характерным. В связи с этим авторское отношение к разным новым проявлениям, которое является объектом очерка, показывается открыто и прямо. А рассказ же, описывая характерные стороны жизни, отношение автора, его мысли, в основном передает их через известные образы»[11].
Видов рассказа очень много. Он может быть бытовой, психологический, фантастический, мистико-фантастический, иронический, с широкой социальной тематикой, юмористический, авантюрный, сатирический, о любви, о природе, о животных, детские, военные, советские, игровые, современные, утопические, грустные, смешные, эротические, с картинками, аудио-рассказы, короткие рассказы, новые рассказы, донские рассказы, лучшие рассказы, страшные рассказы, новеллы, лэ, фацеция, бессюжетный, т.д. [12].
Чтобы узнать какие рассказы предпочитает читать свременная учащаяся молодежь, было проведено анкетирование среди студентов разных возрастов факультета «филологии и гуманитарных наук». Были использованы методы анкетирования, количественного и качественного анализа, сравнения.
Результаты
Мы провели анкетирование среди студентов факультета «Филологии и гуманитарных наук» Таразского регионального университета им. М.Х.Дулати, чтобы узнать какие они предпочитают рассказы. Мы опросили 30 студентов разных курсов. Им дали читать небольшие рассказы и попросили выразить свои предпочтения. В результате мы получили следующие данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Предпочтения студентов в малой прозе
Автор Название Вид рассказа Предпочитают
Лилия Калаус «Очки» автобиографический 20человек, 67 %
Лилия Калаус «Золото на голубом» автобиографический 15 человек, 50%
Лилия Калаус «Три вопроса» философский 20 человек, 67%
Лилия Калаус «Как меня на работу звали» автобиографический 10 человек, 33%
Лилия Калаус «Баба Галя из Надежды» бытовой 25 человек, 83%
Лилия Калаус «Полный гомеостаз» автобиографический 10 человек, 33%
Бахытжан «Зеленая музыка детский 5 человек, 17%
Канапьянов ночи»
Бахытжан «Девятое мая» военный 12 человек, 40%
Канапьянов
Бахытжан «Горе» философский 25 человек, 83%
Канапьянов
Бахытжан «Карта» детский 8 человек, 27%
Канапьянов
Бахытжан «Алма-яблоко» философский 22 человека, 73%
Канапьянов
Бахытжан «Ad ASTRA» философский 15 человек, 50%
Канапьянов
Бахытжан «Ворон» философский 30 человек, 100%
Канапьянов
Бахытжан «Бахчисарай» бытовой 26 человек, 87%
Канапьянов
Бахытжан «Священная птица - детский 23 человека, 77%
Канапьянов белый гусь»
Бахытжан «За хлебом» детский 20 человек, 67%
Канапьянов
Бахытжан «Заморский гость» бытовой 28 человек, 93%
Канапьянов
Роллан Сейсенбаев «Женщина, мужчина мальчик» бытовой 10 человек, 33%
Надежда Чернова «Видения ковыльной степи» автобиографический 29 человек, 97%
Надежда Чернова «Первый Пушкин» автобиографический 21 человек, 70%
Надежда Чернова «Обед с крысой» автобиографический 16 человек, 53%
Валерий Михайлов «Галстук» бытовой 10 человек, 33%
Валерий Михайлов «Взвешенность» бытовой 10 человек, 33%
Валерий Михайлов «Коттедж» бытовой 2 человека, 7%
Герольд Бельгер «Отец копнил сено» автобиографический 27 человек, 90%
Герольд Бельгер «Каменный брод» автобиографический 20 человек, 67%
Бахыт Каирбеков «Человек и змея» бытовой 10 человек, 33%
Бахыт Каирбеков «Жил человек» бытовой 15 человек, 50%
Бахыт Каирбеков «Куриный город» фантастический 16 человек, 53%
Итак, большое предпочтение отдают виду рассказа, если положительно ответили больше 50% студентов. У автобиографических рассказов таких ответов - 6, у бытовых рассказов - 2 , у детских рассказов - 2, у философских рассказов - 5 , у фантастических рассказов - 1.
В результате мы пришли к выводу, что рассказ предпочитают читать автобиографический. Как показано в таблице 1 самое большое число предпочтений у студентов выражено автобиографическим рассказам. Следовательно, автобиографические рассказы являются самым любимым жанром современного поколения среди всех русских и русскоязычных рассказов Казахстана.
Дискуссия
Мы решили, что рассказ Лилии Калаус «Очки» автобиографический, потому что в нем автор повествует о разных этапах своей жизни, о том, как она меняла очки в соответствии со своими новыми требованиями.
Рассказ «Золото на голубом» является автобиографическим, потому что в нем описаны события из жизни автора, как она подавала милостыню бедным людям и как они реагировали.
Рассказ «Полный гомеостаз» о жизни автора. Он автобиографический. В нем отражена жизнь автора с дочкой.
Рассказ «Три вопроса» Лилии Калаус философский, потому что автор рассуждает о трех жизненно важных вопросах.
Другой ее рассказ «Как меня на работу звали» является автобиографическим, потому что автор рассказывает о своем прошлом.
В рассказе «Баба Галя из Надежды» автор повествует о событиях повседневной жизни. Мы все гадаем и ходим друг к другу в гости. Этот рассказ бытовой[13].
Среди рассказов Бахытжана Канапьянова «Зеленая музыка ночи» является детским, потому что он повествует о мире ребенка, который недавно начал жить и всем восхищается. Следовательно, данный рассказ интересен для детей.
Рассказ «Девятое мая» военный, потому что он повествует о ветеране войны, его прогулке на девятое мая.
Рассказ «Горе» - это рассказ-размышление. Автор рассуждает о горе. Он архетип мудреца. Его выводы - самые верные. Рассказ назван горе, потому что на протяжении всего рассказа Канапьянов Бахытжан рассуждает о горе. Автор считает, что горе приходит внезапно. От горя нельзя убежать. Горе терзает сердца людей. Люди ищут поддержки у родных и близких. Человек засыпает, горюя, под звон часов. Часы являются символом времени жизни. Со временем проходит горе. Автор пишет о том, что человек стареет, начинает сутулиться, у него появляются морщины, он начинает шаркать от старости. В этом автор видит доказательство тому, что «было тяжелое время испытаний», «была горечь утрат и потерь». Следовательно, человек стареет от горя, которое есть всегда. «Люди живут и переносят
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
испытания, переживают беды». Автор приходит к мудрому выводу о том, что «есть не только вспыхивающий миг радости», «есть и траурная, черная сторона зеркала жизни». Автор сам страдает и спрашивает у читателя, как он сам справляется с данным горем. Все его выводы о жизни соответствуют истине. Он мудрец, его уважают и слушают.
Следовательно, данный рассказ является философским.
Рассказ «Карта» детский, потому что он повествует о первокласснике, который все мечтает и развивает свое воображение. Он написан для детского возраста.
Рассказ «Алма-яблоко» является философским, потому что в нем есть мудрец и событие, о котором размышляют персонажи. Яблоко упало и озадачило всех значением своего падения.
Рассказ «Ad ASTRA»является философским, потому что автор на протяжении всего рассказа размышляет о мире, техническом прогрессе науки, природе.
Рассказ «Ворон» является философским рассказом, потому что в рассказе имеют место размышления о черной окраске ворона. Глупцы задираются до мудрой птицы, а птица защищается мудрыми словами.
Рассказ «Бахчисарай» является бытовым, об обычной жизни. В рассказе повествуется о том, как растят люди сады, как зарабатывают себе на жизнь всяким возможным ремеслом, как ломает жизнь нехорошая милиция, как сплетничают соседи и ложатся в больницу заболевшие.
Рассказ «Священная птица - белый гусь» является детским. В рассказе повествуется о том, как дед рассказывает своему внуку сказки, учит его уму-разуму, называет ему важные факты из географии. Дед повествует о святых именах, о названиях местностей, о святых местах. Он объясняет, что имена героев народа, красавиц и мудрых матерей через сказания и предания навеки остаются в названиях георграфических объектов. Он призывает внука к подвигам и не забывать «великого прошлого своего народа». Следовательно, рассказ написан поучительно, главным образом, для детей.
Рассказ «За хлебом» является детским, потому что в нем главное действующее лицо -ребенок, который прошел свой путь инициации тем, что самостоятельно пошел купить хлеб. Тот факт, что ребенку было трудно сразу найти правильную улицу и магазин, воспринимается ребенком как подвиг в достижении своей цели. В рассказе есть няня, папа, дяди. Мальчику тяжело в таком возрасте нести легкую сумку с хлебом. Содержание рассказа описывает мир и психологию детей.
Рассказ «Заморский гость» бытовой. В рассказе говорится о простой жизни. Люди занимаются своей профессией, становятся профессионалами, общаются друг с другом, ходят в бани и дарят друг другу необычные подарки[14].
Следующий автор рассказов, которые мы читали, является Роллан Сейсенбаев. Его рассказ «Женщина, мужчина, мальчик» является бытовым. В рассказе говорится об обычной жизни. Мы женимся, растим детей, ругаемся, успокаиваем друг друга, снова женимся, встречаем других спутников жизни[15].
Рассказы Надежды Черновой в основном автобиографические. В рассказе «Видения ковыльной степи» автор повествует о детстве, когда она боялась гор и любила степь. В рассказе «Первый Пушкин» автор говорит о своей семье, о бабушке Нине и ее полезном быте, об отце своем, о дедушке. Мы узнаем важные факты из ее биографии. В рассказе «Обед с крысой» автор рассказывает о своем детстве, когда она и ее братик Павлик оставались дома с няней Катей, рисовали, кормили крыс. Этот рассказ также автобиографический[16].
Рассказы «Взвешенность», «Галстук» и «Коттедж» бытовые. В первом описывается деловой человек из повседневной жизни. Во втором рассказе говорится об обычном событии из жизни школьника, когда ему не хватило галстука. В третьем же рассказе повествуется о жизни друзей, их спорах и советах. Это рассказы о простой повседневной жизни [17].
Рассказ «Отец копнил сено» Герольда Бельгера автобиографический. Отец автора работает с сеном, потом помогает маленькому Герольду вытащить удочкой пойманную щуку. Автор рассказывает о своем настоящем детстве[18].
Рассказ «Каменный брод» автобиографический, потому что автор повествует о своих детских предпочтениях. В детстве Герольд Бельгер любил брод, природу. Он описывает свое любимое место из детства в разные времена года[19].
Рассказ «Человек и змея» Бахыта Каирбекова рассказывает о людях, о жизни мирской, об увольнении и отпуске, о дружбе и спасении. Это бытовой рассказ о повседневной жизни.
Рассказ «Жил человек» бытовой. В нем говорится о споре людей, о восхищениях природой, людской неблагодарности и признательности. Это элементы нашей повседневной жизни. Рассказ «Куриный город» фантастический. В рассказе описан нереальный город, где питаются одной курицей и ее яйцами[20].
Результаты показали, что учащиеся предпочитают читать рассказы автобиографические. Они описывают реальную жизнь, события из прошлого, которые на самом деле имели место в жизни. Однако, если провести исследование среди детей, то конечно же высокий процент предпочтений будет у детских рассказов. Следовательно, интересы зависят от возрастов.
Заключение
Таким образом, рассказы являются малым жанром, в котором мало действующих лиц и описывается обычно одно событие. В них часто заключен вымысел. Они имеют общие черты с очерком. Однако это два разных жанра, их не надо путать.
Среди современной молодежи из всех видов казахстанских русских и русскоязычных рассказов предпочитают автобиографические рассказы. Данные результаты дало исследование, проведенное среди учащихся факультета «Филологии и гуманитарных наук». Из собранного теоретического материала можно составить лекции для элективного курса и каталог видов рассказа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Литература народа Казахстана. Коллективная монография. Издание второе, дополненное.
- Алматы:КАЗакпарат, 2014. - 380стр. ISBN 978-601-03-0225-3
2. Сулейменов О. Литература - это жизнь. О литературе и литераторах. - Алматы, Издательский дом «Библиотека Олжаса», Издание первое, 2011. - 456с. ISBN 978-6017315-04-7
3. Современная литература народа Казахстана. Коллективная монография/ Под редакцией С.В. Ананьевой. - Алматы: EVOPress, 2014. -488c. ISBN 978-601-230-046-8
4. Литература Казахстана. Энциклопедический справочник. - Алматы: ТОО «Аруна Ltd. » 2010. - 528 стр. ISBN 9965-26-328-0
5. Антонов С.П. Я читаю рассказ [Текст]/ С.П.Антонов - М.: Молодая гвардия, 1973. - 256 с.
6. Крамов И.С. В зеркале рассказа [Текст] / И.С.Крамов - М.: Сов.писатель, 1986. - 271 с.
7. Нинов А.И. Современный рассказ [Текст] / А.И.Нинов - Л. Наука: 1969. - 295с.
8. Скобелев В.П. Поэтика рассказа [Текст]/ В.П.Скобелев - В.: Издательство Воронеж. Университета, 1982. - 155с.
9. Веллер М.Ю. Песнь торжествующего плебея [Текст]/ М.Ю.Веллер - М.: Издательство АСТ
- 2006. - 364 с.
10. Осмоналиев К. Жанровая эволюция кыргызского очерка. Ф. «Кыргызстан», 1980. С. 7-9
11. Табалдиев А. Памятник Октябрю. Фрунзе. «Кыргызстан», 1985. С. 221
12. Поликовская Людмила. Рассказ// https://www.krugosvet.ru/enc/kultura i obrazovanie/literatura/RASSKAZ.html
13. Калаус Л. Зов Солнца/ Лиля Калаус. - Астана: Фолиант, 2018. - 240с. ISBN 978-601-338011-7
14. Канапьянов Б. Реальность и отражения/ Б. Канапьянов. - Алматы: Издательство «Жибек жолы», 2015. - 616с. ISBN 978-601 -294-224-8
15. Сейсенбаев Р. Всего одна ночь. Рассказы. Международный клуб Абая. - Алматы: «Шиш 0зек», 2009. - 568с. ISBN 9965-611-89-0
16. Чернова Н.М. Летящие в тумане/ Чернова Надежда Михайловна. Алматы: Издательство «Ан Арыс», 2022. - 528с. ISBN 978-601-7599-16-4
17. Михайлов В. Год козла/Валерий Михайлов. - Алматы, «Нурлы Press.KZ», 2014. - 480с. ISBN 978-601-80288-8-5
18. Герольд Бельгер. Избранное: Сочинение в десяти томах/ Герольд Бельгер. - Алматы, «Балалар эдебиетЬ» 2010. Т.4. ТУЮК СУ. Роман, рассказы, эссе. - 400с. ISBN 978-601252-033-0
19. Герольд Бельгер. Сочинение в десяти томах. Избранное/Герольд Бельгер. Каменный брод.
- Алматы, 2009, «Балалар эдебиетЬ» Т.1. - 328с. ISBN 978-601-252-020-0
20. Каирбеков Б. Биография алматинца.Алматы «Элке», 2005. - 240с. ISBN 9965-742-39-1