Научная статья на тему 'КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕРАДИКАЛИЗАЦИИ'

КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕРАДИКАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИКАЛИЗАЦИЯ / ДЕРАДИКАЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНО МОТИВИРОВАННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сабдин А.

В статье проведён анализ отдельных практик теологической дерадикализации религиозно мотивированных экстремистов и террористов. В статье описаны отдельные компоненты, условия, методы и принципы работы с радикалами, а также субъекты, занимающиеся проблемами радикализации и дерадикализации в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAKHSTAN'S EXPERIENCE OF THEOLOGICAL DERADICALIZATION

The article analyzes individual practices of theological deradicalization of religiously motivated extremists and terrorists. The article describes the individual components, conditions, methods and principles of working with radicals, as well as subjects involved in the problems of radicalization and deradicalization in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕРАДИКАЛИЗАЦИИ»

© Сабдин А., 2021

Научная статья Политология

УДК 327

КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕРАДИКАЛИЗАЦИИ

А. Сабдин

Центр по противодействию религиозному экстремизму при Египетском университете исламской культуры «Нур-Мубарак» Нур-Султан, Республика Казахстан askarsabdin@mail.ru

Аннотация. В статье проведён анализ отдельных практик теологической дерадикализации религиозно мотивированных экстремистов и террористов. В статье описаны отдельные компоненты, условия, методы и принципы работы с радикалами, а также субъекты, занимающиеся проблемами радикализации и дерадикализации в Казахстане.

Ключевые слова: радикализация, дерадикализация, религиозно мотивированный экстремизм, терроризм

Для цитирования: Сабдин А. Казахстанский опыт теологической дерадикализации / / Журнал Центрально-азиатских и Евразийских исследований. 2021. Т. 1. № 4. С. 106-112.

Original article Political Science

KAZAKHSTAN'S EXPERIENCE OF THEOLOGICAL DERADICALIZATION

А. Sabdin

The Center for Countering Religious Extremism

at the Egyptian University of Islamic Culture "Nur-Mubarak" Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan

Abstract. The article analyzes individual practices of theological deradicalization of religiously motivated extremists and terrorists. The article describes the individual components, conditions, methods and principles of working with radicals, as well

as subjects involved in the problems of radicalization and deradicalization in Kazakhstan.

Keywords: radicalization, deradicalization, religiously motivated extremism, terrorism

For citation: Sabdin А. Kazakhstan's experience of theological deradicalization. Journal of Central Asian and Eurasian Studies. 2021;1(4):106-112. (In Russ.)

Современный терроризм остается одним из основных факторов угрозы и нестабильности. Одним из отличий современного терроризма от его проявлений в прошлом является ярко выраженная религиозная подоплека. Теракты все больше приобретают религиозный окрас, совершаются под прикрытием религиозных лозунгов и на фоне религиозной ненависти и вражды. В этой связи, профессор Хамид ас-Саид считает, что для победы над современным терроризмом необходимо победить идеологию террористов и борьба идей представляется им как, «стратегическая битва».

Радикализация верующих является одной из причин современного терроризма [1]. Особое значение в предотвращении радикализации имеет дерадикализация. Исследователи определяют ее как процесс, посредством которого человек оставляет экстремистскую идеологию и существенно снижается угроза его привлечения в террористическую деятельность. Более детально дерадикализация определяется, как «процесс изменения системы убеждений, отказа от идеологии экстремизма и принятия доминирующих ценностей. Когнитивный процесс отказа от определенных ценностей, установок и взглядов, иными словами изменение образа мыслей. При этом когнитивный сдвиг происходит в результате специальных мероприятий, призванных помочь соответствующим лицам отказаться от радикальных или экстремистских идей и убеждений и выйти из состава групп, которые их разделяют [2].

Мероприятия по дерадикализация прежде всего затрагивают осуждённых за проявления религиозного экстремизма, а также лиц осужденных по другим статьям, но принявших радикальные религиозные убеждения в местах изоляции. Как известно, проблема, связанная с распространением экстремистских убеждений в исправительных учреждениях существует во многих странах. На примере

107

Journal of Central Asian and Eurasian Studies. 2021;1(4):106-112. (In Russ.)

Журнал Центрально-азиатских и Евразийских исследований. 2021. Т. 1. № 4. С. 106-112.

«алматинского стрелка» Кулекбаева Р. [3] можно говорить о наличии таких процессов радикализации и в Казахстане.

Экспертами принято считать, что дерадикализация, в том, числе изменение религиозного воззрения, является мягким и умным методом борьбы с экстремизмом. Как показывает международная практика дерадикализации, меры направленные на изменение мышления и убеждений людей из группы риска, приобщение религиозных радикалов к основам «традиционного» или доминирующего вероучения, отрицающего агрессию и насилие являются эффективными в борьбе с воинствующим религиозно мотивированным экстремизмом. Инициативы по внедрению мягких программ дерадикаюлизации используются во многих странах, таких как Ирландия, Колумбия, Норвегия, Германия, Франция, Швеция и др. Эффективность мягких методов дерадикализации доказана на практике таких стран как Сингапур, Турция, Индонезия, Великобритания, ОАЭ в рамках деятельности центров Хедая и ас-Сауаб, Саудовская Аравия в рамках деятельности центров Мунасаха и других стран.

Казахстан также развивает мягкие методы дерадикализации, в которых самое активное участие принимают гражданский сектор и духовенство. Проблема предотвращения радикализации относительно новая для Казахстана и ею начали активно заниматься после первой волны терактов в 2011 году. Так в 2012 году открывается один из первых центров по идейной дерадикализации верующих - Консультативно -реабилитационный центр Ансар в г.Актобе. В результате за период 2012-2016 гг. были дерадикализованы 284 человека, которые были приобщены к т.н. «ценностям казахстанского общества». В последующем во многих регионах республики были открыты аналогичные центры по идейной дерадикализации, к которым можно отнести реабилитационные центры Акниет (Астана), Насихат (г.Кокшетау), Нурлы Б1шм (Караганда), Шапагат (Атырау), Шаныра; (Алматы), Шанс (Караганда, Актау) и др. Также работу по дерадикализации осужденных террористов проводят отдельные имамы Духовного управления мусульман Казахстана. В 2012г. в Казахстане созданы информационно-разъяснительные группы разных уровней - республиканского, областного и районного. В соответствии с принятой профессиограммой отдельные члены данных групп также проводят мероприятия по дерадикализации.

108

В 2016г. при университете «Нур-Мубарак» был открыт центр по противодействию религиозному экстремизму, основной целью которого является идейная борьба с радикальной религиозной идеологией. В июне 2017г. в целях усиления профилактики религиозно мотивированного экстремизма и терроризма, а также дерадикализации осужденных в пенитенциарной системе республики введены штатные должности специалистов по организации теологической и реабилитационной работы с спецконтингентом. Ежегодно каждая из вышеупомянутых организаций публикует результаты деятельности по дерадикализации религиозных радикалов. Количество последних варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен. Например, в интервью верховного муфтия РК республиканской газете «Литер» дана информация о 550 дерадикализованных лицах в 2014 г. [4]. В 2018 г. было объявлено о 950 лицах, отказавшихся от радикальных идей.

В Казахстане используются перспективные методы дерадикализации, однако следует отметить, что ряд правозащитных организаций считают такие практики по дерадикализации промывкой мозгов, а субъектов, занимающихся дерадикализацией «полицией мыслей». Отдельной критике подвергается процесс произвольной категоризации граждан на последователей ДРТ и так называемых последователей «традиционных» форм религиозности. В Казахстане признают, что как теоретическая, так и практическая сторона мероприятий по дерадикализации находяться в процессе становления и говорить о конкретных программах дерадикализации, об их условиях, приемах и компонентах преждевременно.

Исследователи религиозного экстремизма признают, что дерадикализация сложный и комплексный процесс, который требует теологической, психологической, социальной и семейной реабилитации. В Казахстане комплексный подход в вопросе дерадикализации был задействован относительно недавно. Как известно с начала текущего года Казахстан провел серию гуманитарных операций, под названием «Жусан» (Полынь), в результате которых из зоны боевых действий в Сирии были вывезены 516 граждан в том, числе 22 мужчины, 137 женщин и 357 детей [5]. С каждой из указанной категории граждан работают врачи, психологи, педагоги, теологи, специалисты центров занятости и других социальных служб.

Journal of Сentral Аsian and Eurasian Studies. 2021;1(4):106-112. (In Russ.)

Журнал Центрально-азиатских и Евразийских исследований. 2021. Т. 1. № 4. С. 106-112.

Следует отметить, что в Казахстане нет единых критериев дерадикализации, используются разные критерии оценок отказа человека от радикализма. В том, числе это связано с тем, что термины радикализация и дерадикализация не являются юридическими терминами. На практике каждый субъект дерадикализации основываясь на своей методике дает заключение о «преодолении заблуждений», «о возврате в традиционную форму религиозности», «о принятии ценностей казахстанского общества», «о преодолении такфиризма и джихадизма» и т.п. Работа по выработке единых критериев дерадикализации ведется. Некоторые реабилитационные центры определяют отказ от радикализма опираясь исключительно на поведение объекта. Если объект отказывается от насилия, но при этом может остатся носителем прежней религиозной идеологии, то принято считать что он деактивирован. Другие центры главным критерием дерадикализации объекта считают его сознательный в том, числе вербальный отказ от прежней религиозной идеологии, от радикальных убеждений и установок.

Основными компонентами программ дерадикализации в Казахстане, как и в других странах, являются коммуникативные действия, религиозное просвещение, беседы, теологические дебаты и наставления, воздействие через родственников, изучение истории, трудотерапия, спортивные мероприятия, открытый диалог по вопросам, которые считаются причиной агрессивного поведения, психологическая коррекция и т.п.

В ходе мероприятий по дерадикализации соблюдаются принципы законности, добровольности и гуманности. Соблюдается дифференцированный подход к разным категориям радикалов.

Важным условием успешной дерадикализации является компетентность специалиста по дерадикализации. В условиях Казахстана к субъектам дерадикализации помимо сотрудников правоохранительных и специальных органов, отнесены теологи, психологи, педагоги, имамы, врачи, родственники объекта, отдельные члены ИРГ разных уровней.

Выводы

Используемые в Казахстане практики по дерадикализации направлены на изменение как поведения радикала, так и на изменение его мышления и убеждений. Однако, следует отметить, что ни одна из практик казахстанских специалистов по

110

дерадикализации не претендует на надежность и высокую эффективность. Не существует методов, однозначно и в корне решающих проблемы радикализма. Эффективность вышеуказанных методик является предметом исследований в будущем.

Очевидно, что против радикальной идеологии должна работать понятная для молодежи местная религиозная идея. Немаловажным фактором положительного результата в процессе дерадикализации является внутренняя атмосфера в местах и регионах, где проводятся мероприятия по переубеждению радикалов. Как показывает практика, отсутствие исламофобских настроений значительно облегчают работу специалиста.

Дерадикализация - сложный процесс воздействия на радикала. Как известно, в экономике, ожидания, индикаторы настроений, прогнозы и новости формируют рынки. В случае с дерадикализацией работают те же факторы. Если общий фон настроений позитивный, то мероприятия по дерадикализации будут иметь положительные результаты. С другой стороны, одна негативная новость из-за рубежа, например, о деятельности МТО, может изменить религиозную ситуацию, даже в исправительных учреждениях.

Резюмируя положения, изложенные в данном докладе, следует отметить, что в случае если носитель радикальных идей отказался от них, и демонстрирует позитивные изменения, то дальнейший его «духовный суверенитет» также нуждается в укреплении. Такого человека нужно вести дальше и воспитывать.

Список источников

1. Черных И. Контртеррористические нарративы: практики Казахстана / Черных И.// Per Concordiam. - 2016 - Т. 7. - №4.

2. Справочник по работе с заключенными из числа воинствующих экстремистов и предупреждению порождающий насилие радикализации в тюрьмах. / Управление ООН по наркотикам и преступности Вена, Нью Йорк. - 2017. - С. 149.

3. К смертной казни приговорили Руслана Кулекбаева. -URL: http: // tengrinews.kz / (дата обращения: 02.11.2016).

4. Интервью Верховного муфтия Республики Казахстан. Республиканская общественно-политическая газета «Литер». -URL: http: // www.liter.kz / (дата обращения: 19.06.2015).

111

Journal of Сentral Asian and Eurasian Studies. 2021;1(4):106-112. (In Russ.)

Журнал Центрально-азиатских и Евразийских исследований. 2021. Т. 1. № 4. С. 106-112.

5. Операция «Жусан», инографика // Информационно-просветительский портал Kazislam.kz/ - URL: http: // www.kazislam.kz |/. (дата обращения: 11.06.2019).

References

1. Chernykh I. Kontrterroristicheskie narrativy: praktiki Kazakhstana / Chernykh I.// Per Concordiam. - 2016 - T. 7. - №4.

2. Spravochnik po rabote s zaklyuchennymi iz chisla voinstvuyushchikh ekstremistov i preduprezhdeniyu porozhdayushchii nasilie radikalizatsii v tyur'makh. / Upravlenie OON po narkotikam i prestupnosti Vena, N'yu Iork. - 2017. - S. 149.

3. K smertnoi kazni prigovorili Ruslana Kulekbaeva. - URL: http: // tengrinews.kz / (data obrashcheniya: 02.11.2016).

4. Interv'yu Verkhovnogo muftiya Respubliki Kazakhstan. Respublikanskaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta «Liter». -URL: http: // www.liter.kz / (data obrashcheniya: 19.06.2015).

5. Operatsiya «Zhusan», inografika // Informatsionno-prosvetitel'skii portal Kazislam.kz/ - URL: http: // www.kazislam.kz |/. (data obrashcheniya: 11.06.2019X8. Karachaevo-balkarskie deyateli kul'tury kontsa XIX - nachala XX v. Izbrannoe: v 2-kh t. T.2. - Nal'chik: El'brus, 1996. T. - 295 s.

Автор публикации

А.Сабдин, директор центра по противодействию религиозному экстремизму при Египетском университете исламской

культуры «Нур-Мубарак»,

Республика Казахстан.

Статья поступила в редакцию 22.11.2021; одобрена после рецензирования 28.11.2021; принята к публикации 04.12.2021. The article was submitted 22.11.2021; approved after reviewing 28.11.2021; accepted for publication 04.12.2021.

Author of the publication

А. Sabdin, Director of the Center for Countering Religious Extremism at the Egyptian University of Islamic Culture "Nur-Mubarak", Republic of Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.