Научная статья на тему 'Казахстанский филиал МГУ накануне своего десятилетия'

Казахстанский филиал МГУ накануне своего десятилетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казахстанский филиал МГУ накануне своего десятилетия»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2010. № 2

В ФИЛИАЛАХ

КАЗАХСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ МГУ НАКАНУНЕ СВОЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

19 декабря 2010 г. исполнится ровно десять лет со дня основания Казахстанского филиала МГУ. Срок как будто бы небольшой, но достаточный, чтобы охарактеризовать деятельность и поразмышлять о перспективах. А если они определенно существуют, то тем более необходимо даже за десятилетие подвести итоги и поговорить о будущем. В основе создания филиала лежит очень важная в гуманитарном, политическом и межгосударственном масштабах идея евразийства, понимаемая как неизбежная составляющая сосуществования народов Востока и Запада в современном мульти-культурном мире. В Казахстанском филиале МГУ существует пять факультетов - вычислительной математики и кибернетики, механико-математический, экономический, экологический и филологический. Директором филиала является профессор МГУ А.В. Сидорович, который регулярно читает лекции в Астане. Филиал расположен в помещении Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева (г. Астана). Это само по себе тоже подчеркивает основную идею создания университета. Любой филиал, создающийся на базе крупного, а в данном случае престижного МГУ имени М.В. Ломоносова, должен сохранять уровень и качество образования, научный потенциал и традиции, учитывая при этом национальные особенности его нахождения и взаимоотношения, политические и национальные. Мне хотелось бы сразу подчеркнуть, что на филологическом факультете, о котором я пишу, все это глубоко осознается и осуществляется на практике.

Прежде всего об атмосфере, в которой работает немногочисленный коллектив факультета и студенты. Она в высшей степени деловая, дружеская и спокойная. На кафедре - всегда студенты со своими вопросами и проблемами. Самое замечательное, что выпускники прежних лет не порывают с кафедрой и приходят, чтобы рассказать о своей работе. Штат состоит в основном из преподавателей, профессоров и доцентов, тесно связанных с МГУ - оканчивали его или учились в аспирантуре (проф., докт. филол. наук, зав. кафедрой Г.И. Власова, доценты канд. филол. наук Г.П. Байгарина, С.М. Треб-лер). Отрадно отметить, что две выпускницы филиала Д.Г. Жакетова и Э. Мельникова работают на кафедре филологии ( старое название и весьма неудачное - кафедра языковой подготовки) и преподают 160

казахский язык, русский язык и культуру речи. Все члены кафедры активно поддерживают отношения с филологическим факультетом МГУ, участвуют в научных конференциях, регулярно встречаются с коллегами, приезжающими согласно учебному плану в Астану читать лекции и проводить практические занятия. Такие связи хорошо налажены и работают без срывов благодаря координаторам факультета, отвечающим за составление графиков работы в филиале (Е.И. Лит-невская и заменивший ее Р.Б. Ахметшин). В филиале в течение семестра проводят занятия профессора и преподаватели кафедр русского языка, истории русской и зарубежной литературы, истории русской литературы XX-XXI веков и теории литературы. Неоднократно читали лекции и вели спецкурсы и семинары проф. С.И. Пискуно-ва, проф. М.М. Голубков, проф. А.Я. Эсалнек, А.В. Архангельская, проф. А.В. Леденев и многие другие. По инициативе казахстанского филиала наши преподаватели выступали с публичными лекциями в Президентской библиотеке, в президентском полку, в Евразийском университете, что свидетельствует о постоянном сотрудничестве коллег МГУ и филиала.

Цели и задачи филиала тесно связаны не только со спецификой языкового общения, культуры и традиций, но и с новыми учебно-образовательными возможностями.

Прежде всего нужно отметить, что состоялось уже три выпуска филологов. Первый выпуск в 2007 г. - 7 человек, второй в 2008 г. -12 человек и третий в 2009 г. - 14 человек.

Две выпускницы 2007 г. учатся в аспирантуре МГУ, две работают в местных фирмах в Астане на весьма достойных должностях, одна является стажером Токийского университета и изучает японский язык.

Выпускники 2008 г. преподают в Международном колледже непрерывного образования, в Казахстанском филиале, учат детей русскому языку и литературе в Карагандинской гимназии, работают в солидных рекламных компаниях, являются корреспондентами газет, причем одна из них - политический обозреватель. Другая работает заведующей литературно-драматическим отделом Государственного драматического театра и пишет сценарии для детского центра.

Выпускники 2009 г. преподают русский и казахский язык в Евразийском национальном университете на кафедре русской филологии, русский язык и литературу в лицее, получают второе экономическое образование в магистратуре экономического факультета МГУ, работают корреспондентами газет, сотрудниками фирм.

Даже самый беглый взгляд на работающих выпускников-филологов филиала свидетельствует о востребованности наших специалистов, а следовательно, и о качестве преподавания и подготовки.

11 ВМУ, филология, № 2

Одно из важных направлений в работе Казахстанского филиала - русистика в Казахстане. Это направление реализуется в двух видах деятельности. Первое - открытие Летней школы русистики специально для учителей русского языка и литературы школ. Это прямой контакт вуза со школой, который чрезвычайно важен в методологическом и образовательном планах. Осуществляется он уже в течение шести лет. В этом году проблематика Школы была связана с 200-летним юбилеем Н.В. Гоголя. В оргкомитете Школы - представители Российского центра науки и культуры, директор РЦИК Б.С. Калинич, кафедра филологии филиала и Евразийский национальный универстет. Научная жизнь студента в основном проходит в соответствии с традициями МГУ. Надо отметить, что студенты филиала стали более частыми гостями Ломоносовских чтений в Москве, особенно на секции сравнительного литературоведения, что вполне закономерно. Думается, что это взаимный интерес и он служит более конкретным и тесным контактам между студентами филфака и филиала.

Второе направление, тоже связанное с национальной спецификой отражено в деятельности общественного института в рамках КФ, призванного поддерживать и развивать идеи сотрудничества, взаимопонимания и укрепления культурных связей между народами. Совершенно новаторским выглядит создание Научно-образовательного центра «ДССТЫК» («Дружба»). Торжественное открытие этого Центра состоялось 11 апреля 2009 г. В оформлении деятельности Центра отражена российско-казахстанская тематика, конкретизирующая проблемы евразийства в ХХ в. и ориентированная на изучение языков и культур, гуманитаризацию образования в современном культурном пространстве Евразии. Само положение Казахстана в этом регионе способствует реализации планов и создает для этого благоприятные условия. Кафедра филологии курирует работу Научно-образовательного центра и решает целый комплекс задач образовательного, научного и культурологического характера, пропагандистская деятельность Центра ориентирована на ознакомление с языками и культурами, проведение национальных праздников. Так, в работе Центра есть неделя трех языков - казахского, русского и английского. На основе Центра открыты курсы для сотрудников и преподавателей филиала. Был организован поход студентов-первокурсников экономического факультета в Музей первого президента Казахстана, а студенты-филологи присутствовали на открытии памятника казахстанскому поэту Ж. Жабаеву.

Научная деятельность Казахстанского филиала разнообразна и включает публикацию важнейших трудов, отражающих тенденции в развитии евразийской идеи. Так, в апреле был издан спецвыпуск журнала «ЕвроАзия», посвященный проблематике незадолго до того прошедшего XI съезда Евразийской ассоциации университетов, в

котором опубликованы статьи ведущих преподавателей кафедры, а также молодых исследователей. Все эти факты свидетельствуют о серьезном интересе к науке и стремлении откликнуться на новейшие веяния времени, особенно если они связаны с новыми перспективами евразийства в преддверии создания Евразийского союза, с проектом которого выступил президент Н. Назарбаев.

Филологический факультет Казахстанского филиала в полном соответствии с учебным планом МГУ проводит ежегодные студенческие практики, дифференцированные на каждом курсе. Отмечу три типа производственных практик. Первая - фольклорная. Ее проводит зав. кафедрой, фольклорист, проф. Г.И. Власова. В этом году практика проходила в селе Долманово Северо-Казахстанской области. Место практики выбрано неслучайно. Это древнее городище Ак Ирий, что в переводе означает «Белый Ра». Это самое старое гражданское поселение области, которому в 2008 г. исполнилось 250 лет. Студенты под руководством Г.И. Власовой собрали славянский фольклор Северного Казахстана, и результаты их практики были освещены в газете «Республика» от 1 сентября 2009 г. («С неба звездочка упала»). В 2008 г. по материалам, собранным во время фольклорной практики, было издано два сборника. В первом - представлена народная проза, обрядовый фольклор, во втором - народная поэзия, посвященная песенной лирике. В этой работе приняла участие студентка V курса КФ Е. Доценко, которая занимается сопоставительным русско-казахским языкознанием.

Практикой на третьем курсе руководила доц. Г.П. Байгарина. Библиотечная практика 14 студентов проходила в библиотеке КФ в интернет-классе. Впервые базой практики была Национальная академическая библиотека. Перед практикантами стояла задача - продолжить формирование электронной библиотеки (началось формирование этой библиотеки в 2005 г.), обработать научные журналы по специальности.

Наконец, педагогическая практика на V курсе (руководители зам. директора по учебной работе, доц. Т.Г. Котлярова, проф. Т.В. Кумоща-пова, проф. Г.И. Власова) проходила в Педагогическом гуманитарном колледже (6 человек) и Евразийском гуманитарном институте (8 человек). Продолжительность практики составляла 6 недель, за которые студенты должны были освоить методику школьного образования по языкам и литературе и провести уроки.

Особенно хотелось бы подчеркнуть тот факт, что кафедра филологии регулярно проводит праздники славянской письменности, отмечается день рождения А.С. Пушкина и национальные казахские праздники с широким участием педагогов и студентов. Все это говорит не только о многогранной педагогической, научной и общественной деятельности филологического факультета КФ, но

и о перспективном восприятии евразийской идеи, декларирование которой произошло 15 лет назад. Нельзя обойти вниманием организацию учебного процесса (зам. директора КФ Т.Г. Котлярова), четкую работу вспомогательного состава, и это, безусловно, свидетельствует о серьезной заинтересованности всего коллектива в деятельности филиала МГУ. Чувствуется ощущение востребованности кадров, об этом говорит также недавно открытая вновь специализация «Язык СМИ» совместно с филологическим факультетом МГУ (проф. М.Н. Володина). Казахстанский филиал можно считать также оазисом русской культуры в постсоветском пространстве, где существуют взаимопонимание, дружеская поддержка и стремление к совершенствованию.

Для более успешной работы КФ требуется отдельное здание с библиотекой и необходимой инфраструктурой, а также следует рассмотреть вопрос о возможности подготовки научных кадров через аспирантуру МГУ с выделением бесплатных квот. Все это возможно и желательно реализовать, если использовать авторитеты учебных заведений и поддержку тех, кто стоял у истоков создания Казахстанского филиала МГУ в Астане.

Н.А. Соловьева

Сведения об авторе: Соловьева Наталья Александровна, докт. филол. наук, профессор кафедры истории зарубежной литературы филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: natsolov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.