Научная статья на тему 'КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ'

КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО / СОГЛАСИЕ / АССАМБЛЕЯ НАРОДА КАЗАХСТАНА / ЭТНОС / РЕЛИГИЯ / НАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Качеев Денис Анатольевич, Самаркин Сергей Владимирович

В статье освещены основные этапы формирования модели общественного согласия и общенационального единства в Республике Казахстан. Подчеркивается важная роль Ассамблеи народа Казахстана как важнейшего института консолидации полиэтнического общества. Прослеживается взаимосвязь политики по регулированию отношений в религиозной сфере и политики в области национальных отношений, выделяется их единое основание - консолидация граждан Республики Казахстан в нацию. В ходе подготовки статьи были изучены основные нормативные документы, регулирующие национальные отношения, межэтническое взаимодействие и конфессиональную сферу. Вывод, к которому приходит автор, заключается в том, что в Казахстане сложилась и успешно функционирует модель общественного согласия и общенационального единства, которая на сегодняшний день является эффективным инструментом противодействия внешним влияниям со стороны религиозного экстремизма и провокативных элементов, стремящихся дестабилизировать процесс социального развития и посягнуть на основы государственного устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Качеев Денис Анатольевич, Самаркин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAKHSTAN MODEL OF PUBLIC CONSENT AND NATIONAL UNITY IN A CHANGING WORLD

The article highlights the main stages in the formation of a model of public consent and national unity in the Republic of Kazakhstan. The important role of the Assembly of the People of Kazakhstan as the most important institution for the consolidation of a multi-ethnic society is emphasized. The relationship between the policy of regulating relations in the religious sphere and the policy in the field of national relations is traced, their common basis is singled out - the consolidation of citizens of the Republic of Kazakhstan into a nation. During the preparation of the article, the main normative documents regulating national relations, interethnic interaction and the confessional sphere were studied. The conclusion that the author comes to is that in Kazakhstan a model of social harmony and national unity has developed and is successfully functioning, which today is an effective tool to counter external influences from religious extremism and provocative elements seeking to destabilize the process of social development and encroach on the foundations of government.

Текст научной работы на тему «КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 8 (466). С. 21.-25. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(8(466):21-25. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Обзорная статья УДК 323+323.1

doi: 10.47475/1994-2796-2022-10803

КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Денис Анатольевич Качеев1, Сергей Владимирович Самаркин2

1,2 Костанайский филиал ФГБОУ ВО «ЧелГУ», Костанай, Казахстан.

1 kacheev@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4847-4611

2 ssamarra@mail.ru, ORCID 0000-0002-0451-6800

Аннотация. В статье освещены основные этапы формирования модели общественного согласия и общенационального единства в Республике Казахстан. Подчеркивается важная роль Ассамблеи народа Казахстана как важнейшего института консолидации полиэтнического общества. Прослеживается взаимосвязь политики по регулированию отношений в религиозной сфере и политики в области национальных отношений, выделяется их единое основание — консолидация граждан Республики Казахстан в нацию. В ходе подготовки статьи были изучены основные нормативные документы, регулирующие национальные отношения, межэтническое взаимодействие и конфессиональную сферу. Вывод, к которому приходит автор, заключается в том, что в Казахстане сложилась и успешно функционирует модель общественного согласия и общенационального единства, которая на сегодняшний день является эффективным инструментом противодействия внешним влияниям со стороны религиозного экстремизма и провокативных элементов, стремящихся дестабилизировать процесс социального развития и посягнуть на основы государственного устройства.

Ключевые слова: единство, согласие, Ассамблея народа Казахстана, этнос, религия, нация

Для цитирования: Качеев Д. А., Самаркин С. В. Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства в меняющемся мире // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 8 (466). С. 21-25. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10803

Review

KAZAKHSTAN MODEL OF PUBLIC CONSENT AND NATIONAL UNITY IN A CHANGING WORLD

Denis A. Kacheyev1, Sergey V. Samarkin2

1,2 Kostanai Branch of Chelyabinsk State University, Kostanay, Kazakhstan,

1 kacheev@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4847-4611

2 ssamarra@mail.ru, ORCID 0000-0002-0451-6800

Abstract. The article highlights the main stages in the formation of a model of public consent and national unity in the Republic of Kazakhstan. The important role of the Assembly of the People of Kazakhstan as the most important institution for the consolidation of a multi-ethnic society is emphasized. The relationship between the policy of regulating relations in the religious sphere and the policy in the field of national relations is traced, their common basis is singled out — the consolidation of citizens of the Republic of Kazakhstan into a nation. During the preparation of the article, the main normative documents regulating national relations, interethnic interaction and the confessional sphere were studied. The conclusion that the author comes to is that in Kazakhstan a model of social harmony and national unity has developed and is successfully functioning, which today is an effective tool to counter external influences from religious extremism and provocative elements seeking to destabilize the process of social development and encroach on the foundations of government.

Keywords: unity, consent, Assembly of the people of Kazakhstan, ethnos, religion, nation

For citation: Kacheyev DA, Samarkin SV. Kazakhstan model of public consent and national unity in a changing world. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2022;(8(466):21-25. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2022-10803

© Качеев Д. А., Самаркин С. В., 2022

Введение

Важнейшим компонентом устойчивого общественного развития являются согласие и единство. Если согласие мы можем рассматривать в двух плоскостях — межэтническом и межконфессиональном, то единство подразумевает консолидацию представителей разных этносов, исповедующих разные религиозные культы, в единую нацию. Сегодня это как никогда важно, и мы считаем, что Республика Казахстан представляет собой хороший пример сохранения согласия в по-лиэтничном и поликонфессиональном обществе.

События «трагического января», произошедшие в текущем году, стали попыткой дестабилизации общественного развития и захвата власти. Были попытки перевести русло этих событий в этническую или конфессиональную плоскость, разжечь конфликт и посеять рознь. Эти попытки провалились, что является показателем эффективности государственной политики в сфере межнациональных отношений. Политики, которая все годы независимости была направлена на создание уникальной на постсоветском пространстве модели общественного согласия и общенационального единства.

Этапы формирования казахстанской модели согласия и общенационального единства

Основы данной модели были заложены задолго до объявления независимости Республики Казахстан 16 декабря 1991 года. XX век, с его трагическими страницами истории, изменил этноде-мографическую ситуацию в Казахстане. Столыпинские реформы, переселение корейцев и кавказских народов, Великая Отечественная война, а также освоение целинных и залежных земель, начавшееся в 1954 году — все это привело к тому, что на территорию Казахстана буквально хлынули представители разных народов, культур и вероисповеданий. Однако все эти события не стали поводом для межэтнических конфликтов или столкновений между представителями разных конфессий. Казахский народ, в основе культуры которого лежат ценности мира, добра и взаимопомощи, принял все этносы. По сути, XX век сформировал полиэтничное казахстанское общество, обладающее уникальными культурными практиками.

Полиэтничность стала залогом того, что Казахстан был одним из немногих государств, которые после распада Советского союза не скатились в пучину гражданской войны. Как верно отмечает В. Вишниченко, «мы не пошли по пути

создания мононационального государства. Обеспечили решение важнейшей проблемы национальной самоидентификации коренного этноса. И сегодня именно казахский народ неизменно выступает как мощное историческое ядро национально-государственной общности для всех без исключения этнических и социальных групп страны» [1, с. 25]. Межэтническое и межконфессиональное согласие стали точками опоры, на которых выстраивался независимый Казахстан. Не будь этих точек, провести социально-экономические реформы, которые вывели страну из кризиса после перехода от плановой к рыночной экономике, было бы невозможно в сжатые сроки.

В Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан», принятом 16 декабря 1991 года, сразу было обозначено что «граждане Республики Казахстан всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней народ Казахстана... Граждане Республики независимо от их национальности, вероисповедания... обладают равными правами и обязанностями» [2]. По сути, данный закон заложил юридическую основу для проведения национальной и конфессиональной политики в Казахстане.

Следующей важной вехой формирования модели общественного согласия и общенационального единства, стало создание Ассамблеи народов Казахстана, инициатором чего выступил Первый Президент Нурсултан Назарбаев. Возможно, к созданию этого Назарбаева подвигло обращение к евразийству и стремление создания Евразийского союза государств. Евразийский принцип «единство многообразия» как нельзя лучше подходит к казахстанскому полиэтничному обществу, в котором с 1 марта 1995 года начал функционировать уникальный институт Ассамблеи народов Казахстана. Председателем же Ассамблеи стал сам Назарбаев и был им до сложения полномочий в 2019 году. Такая поддержка со стороны президента всегда подчеркивала особый, высокий статус данного общественного института. Президент Токаев не отказался от статуса Председателя АНК, что означает преемственность власти в вопросах национальной политики и поддержку принципа полиэтничности как одной из основ суверенной казахстанской государственности.

Любопытно отметить, что изначально Ассамблея включала в себя ряд этносов, которые исторически переселились на территорию Казахстана, и, по отношению, к которым было

допустимо употреблять понятия «национальное меньшинство» или «диаспора». К 2007 году ситуация меняется и начинается новый политический курс на формирование новой, казахстанской нации. Ассамблея народов Казахстана переименовывается в Ассамблею народа Казахстана. Из общественно-политического лексикона уходят «меньшинства» и «диаспоры».

Начинается новый этап национального строительства, в основе которого — консолидация граждан Казахстана вокруг ценностей казахской культуры и казахского языка, с сохранением уникальной национально-культурной и языковой специфики. В том же, 2007 году, Ассамблея народа Казахстана (АНК) получила конституционный статус, и 9 представителей АНК стали депутатами нижней палаты Парламента — Ма-жилиса. После событий «трагического января» 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выдвинул ряд поправок в Конституцию, которые были одобрены всенародным референдумом, и среди которых была следующая — теперь АНК больше не выдвигает 9 своих членов в нижнюю палату, но сможет выдвигать 5 представителей в верхнюю палату Парламента — Сенат. То есть, с одной стороны, решается юридическая коллизия, согласно которой 9 депутатов Мажилиса получали места не проходя процедуру всенародных выборов, и с другой стороны, повышается роль и значение АНК как общественного института, участвующего в законотворческой деятельности.

В каждой области Казахстана были созданы и функционируют «Дома дружбы», в рамках которых существуют этнокультурные объединения, проходят национальные праздники, изучаются языки различных этносов, которые составляют единый народ Казахстана.

Параллельно с политикой в сфере национальных отношений, Казахстан проводит и политику по формированию единой нации, основу которой должен составить принцип гражданства. Идея национального государства, построенного на основе примордиалистского подхода, показала свою несостоятельность. Понимание нации как объединения представителей одного этноса, ведет к разобщенности и шовинизму, что мы, к сожалению, наблюдали на постсоветском пространстве. Консолидация же представителей разных этносов в единую нацию на основе их гражданской принадлежности исторически оправдана и перспективна. «Мировая практика показывает», — отмечает Р. Кадыржанов, — «что этно-

культурные различия, раскалывая национальную идентичность, приводят тем самым к расколу национальных государств. Перед полиэтническими государствами, составляющими большинство среди государств в современном мире, стоит задача формирования нации и национальной идентичности не на этнической, а гражданской, политической основе» [3, с. 8].

Еще в 2008 году, Первым Президентом, Нурсултаном Назарбаевым, АНК была поручена разработка Доктрины национального единства. Последнее, по словам Назарбаева, будет основываться на трех столпах — нашей общей истории, общих для всех казахстанских этносов ценностях и нашем общем будущем [4, с. 157-158].

Доктрина национального единства была принята советом АНК в 2010 году и одобрена председателем АНК, Первым Президентом Назарбаевым. Доктрина стала важным шагом по консолидации всех этносов Казахстана, укреплению диалога культур и развитии демократических процессов в стране.

Политика Казахстана в сфере религиозных отношений

Параллельно с национальной политикой, идет интенсивная работа по сохранению конфессионального согласия, чему способствовало принятие Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который признает «историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной терпимости и уважения религиозных убеждений граждан» [5].

Регулированию конфессиональных отношений в Казахстане также способствовала Концепция государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы. Как и политика государства в сфере межэтнических отношений, регулирование конфессиональных отношений отвечает одной общей задаче — консолидации народа Казахстана в единую нацию, в которой каждый гражданин, вне зависимости от национальной, конфессиональной принадлежности, обладает всем комплексом прав и свобод. Эта задача особенно актуализируется сегодня, когда влияние интернета и социальных сетей может дестабилизировать общественное развитие, внести межэтническую и межконфессиональную рознь.

Конечно, процесс национального строительства в Казахстане и формирование единой казахстанской нации, основанной на межэтническом и межконфессиональном согласии, займет продолжительное время, но хочется надеяться, что он позволит сохранить мир и согласие всем грядущим поколениям граждан республики.

Заключение

За тридцать лет независимости политика в области национальных и конфессиональных отношений не только показала свою эффективность, но и стала образцом для многих стран мира. Добровольный отказ от ядерного вооружения, уникальный институт Ассамблеи народа Казахстана, не раз доказавший свою эффективность и готовый в любую минуту встать на защиту интересов государства, Национальный Совет общественного доверия при Президенте РК, съезды лидеров мировых и традиционных религий — все это помогло провести ряд важнейших социально-экономических преобразований внутри страны и показать всему миру свою приверженность ценностям гуманизма.

Печально констатировать факт, что вся человеческая история насыщена примерами расовой ненависти, геноцида одних народов другими, религиозными войнами и массовыми убийствами ина-коверующих. Все это принесло много горя странам и народам, ввергло их в пучину хаоса, морального разложения и экономического кризиса. Межэтническое и межконфессиональное согласие это не чудо, данное свыше. Это — результат ответственности каждого человека за свои слова и поступки, подкрепленный грамотной государственной политикой, осуществляемой на принци-

пах равенства и консолидации. Все это составляет то, что получило название «Казахстанского пути». Сегодня этот путь идет в сложной геополитической обстановке, в условиях глобальных рисков и угроз, которые в большей степени перешли в виртуальный формат. Идет мониторинг, профилактика и борьба с идеями терроризма и экстремизма, разжигателями межнациональной розни и провокаторами — со всеми, кому выгодно дестабилизировать обстановку в Казахстане, кому выгодно разобщить нас. Именно поэтому формирование единой нации Президент Казахстана Токаев на XXXI сессии Ассамблеи народа Казахстана в апреле 2022 года, провозгласил на основе интеркультурализма — нового тренда глобального общества, который не стремится к ассимиляции этносов в единый этнос и в то же время не дискриминирует ни один этнос, составляющий общее целое (нацию). Все этносы, составляющие единый народ (в преамбуле Конституции РК прямо записано — «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой. »), имеют равные права, сохраняют свою культуру, язык и традиции. Такое этнокультурное многообразие и составляет единство, взаимообогащающее и сплачивающее всех граждан.

В целях сохранения и укрепления единства, реализации принципа интеркультурализма и формирования единой нации, в настоящее время разрабатывается Концепция государственной политики в сфере межэтнических отношений, которая должна дать новый импульс развития Казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства, заложить прочный фундамент дальнейшего эволюционного пути развития Республики Казахстан.

Список источников

1. Вишниченко В. Г Межэтнические отношения в современном Казахстане: перезагрузка с учетом новых трендов // Актуальные вопросы межэтнических отношений: современное состояние и перспективы (по материалам Костанайской области) : коллективная монография. Костанай : КарУПП ОО «Казахское общество слепых», 2021. Т. 2. 252 с.

2. О государственной независимости Республики Казахстан : Конституционный закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г. № 1008-XII. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1000798&pos=4;-106#pos=4;-106 (дата обращения 18.06.2022).

3. Кадыржанов Р. К. Этнокультурный символизм и национальная идентичность Казахстана / под общ. ред. З. К. Шаукеновой. Алматы : Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2014. 168 с.

4. Елбасы и народ. Нур-Султан : Фолиант, 2019. — 368 с.

5. О религиозной деятельности и религиозных объединениях : Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV. URL: https://onlme.zakon.kz/Document/?doc_id=31067690&pos=3;-106#pos=3;-106 (дата обращения 18.06.2022).

References

1. Vishnichenko VG. Interethnic Relations in Modern Kazakhstan: Rebooting Taking into Account New Trends. In: Actual issues of interethnic relations: current state and prospects (based on the materials of the Kostanay region) : collective monograph. Vol. 2. Kostanai: Kazakh Society of the Blind; 2021. 252 p. (In Russ.).

2. Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan "On State Independence of the Republic of Kazakhstan". URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1000798&pos=4;-106#pos=4;-106 (date of circulation 18.06.2022). (In Russ.).

3. Kadyrzhanov RK, Shaukenova ZK (ed.). Ethnocultural symbolism and national identity of Kazakhstan. Almaty, Institute of Philosophy, Political Science and Religious Studies; 2014. 168 p. (In Russ.).

4. Elbasy and people. Nur-Sultan: Foliant; 2019. 368 p. (In Russ.).

5. Law of the Republic of Kazakhstan "On Religious Activities and Religious Associations". URL: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=31067690&pos=3;-106#pos=3;-106 (date of circulation 18.06.2022). (In Russ.).

Информация об авторах

Д. А. Качеев — кандидат философских наук, магистр истории, профессор кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, председатель научно-экспертной группы Ассамблеи народа Казахстана Костанайской области

C. В. Самаркин—кандидат исторических наук, магистр истории, профессор кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, член научно-экспертной группы Ассамблеи народа Казахстана Костанайской области

Information about the authors

D. A. Kacheyev — Candidate of Philosophical Sciences, Master of History, Professor of the Department of Social, Humanitarian and Natural Sciences, Chairman of the Scientific Expert Group of the Assembly of the People of Kazakhstan of the Kostanay Region

S. V. Samarkin — Candidate of Historical Sciences, Master of History, Professor of the Department of Social, Humanitarian and Natural Sciences, Member of the Scientific Expert Group of the Assembly of the People of Kazakhstan of the Kostanay Region

Статья поступила в редакцию 04.09.2022; одобрена после рецензирования 07.09.2022; принята к публикации 12.09.2022.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 04.09.2022; approved after reviewing 07.09.2022; accepted for publication 12.09.2022.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.