Научная статья на тему 'Казахстанская многосторонняя дипломатия в рамках ШОС'

Казахстанская многосторонняя дипломатия в рамках ШОС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
813
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
многосторонняя дипломатия / ШОС / проект «Большая Евразия» / проект «Один пояс / один путь» / multilateral diplomacy / SCO / project “Greater Eurasia” / project “One belt / one way”

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жакупов Руслан Кабылтаевич

в настоящей статье автор анализирует многостороннюю дипломатию Казахстана в рамках ШОС, которая, по мнению автора, в первую очередь, ориентирована на сбалансированную политику сотрудничества с Россией и Китаем. При этом, хотя усилия Казахстана главным образом направлены на сотрудничество в сфере безопасности, использование ШОС в качестве площадки для обсуждения новых экономических проектов, прежде всего с Китаем, также не исключается. Автор приходит к выводу, что в настоящее время не только Казахстан, но и большинство членов ШОС воспринимают данную организацию в связке с проектом «Один пояс, один путь» и видят в этом будущее для развития проекта «Большая Евразия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAKHSTAN'S MULTILATERAL DIPLOMACY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE SCO

in this article, the author analyzes Kazakhstan’s multilateral diplomacy within the framework of the SCO, which, in the author’s opinion, is primarily focused on a balanced policy of cooperation with Russia and China. At the same time, although Kazakhstan’s efforts are mainly focused on security cooperation, the use of the SCO as a platform for discussing new economic projects, primarily with China, is also not excluded. The author comes to the conclusion that at present not only Kazakhstan, but also the majority of SCO members perceive this organization in conjunction with the One Belt, One Way project and see this as the future for the development of the Greater Eurasia project.

Текст научной работы на тему «Казахстанская многосторонняя дипломатия в рамках ШОС»

POLITICAL SCIENCES

KAZAKHSTAN'S MULTILATERAL DIPLOMACY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE SCO Zhakupov R.K. (Republic of Kazakhstan) Email: Zhakupov556@scientifictext.ru

Zhakupov Ruslan Kabyltaevich - PhD doctoral Student, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS AND REGIONAL STUDIES, FACULTY OF INTERNATIONAL RELATIONS, KAZAKH UNIVERSITY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND WORLD LANGUAGES NAMED AFTER ABYLAI KHAN, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: in this article, the author analyzes Kazakhstan's multilateral diplomacy within the framework of the SCO, which, in the author's opinion, is primarily focused on a balanced policy of cooperation with Russia and China. At the same time, although Kazakhstan's efforts are mainly focused on security cooperation, the use of the SCO as a platform for discussing new economic projects, primarily with China, is also not excluded.

The author comes to the conclusion that at present not only Kazakhstan, but also the majority of SCO members perceive this organization in conjunction with the One Belt, One Way project and see this as the future for the development of the Greater Eurasia project.

Keywords: multilateral diplomacy, SCO, project "Greater Eurasia", project "One belt, one way".

КАЗАХСТАНСКАЯ МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ

В РАМКАХ ШОС Жакупов Р.К. (Республика Казахстан)

Жакупов Руслан Кабыштаевич - PhD докторант, кафедра международных отношений и регионоведения, факультет международных отношений, Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в настоящей статье автор анализирует многостороннюю дипломатию Казахстана в рамках ШОС, которая, по мнению автора, в первую очередь, ориентирована на сбалансированную политику сотрудничества с Россией и Китаем. При этом, хотя усилия Казахстана главным образом направлены на сотрудничество в сфере безопасности, использование ШОС в качестве площадки для обсуждения новых экономических проектов, прежде всего с Китаем, также не исключается.

Автор приходит к выводу, что в настоящее время не только Казахстан, но и большинство членов ШОС воспринимают данную организацию в связке с проектом «Один пояс, один путь» и видят в этом будущее для развития проекта «Большая Евразия». Ключевые слова: многосторонняя дипломатия, ШОС, проект «Большая Евразия», проект «Один пояс, один путь».

DOI: 10.24411/2542-0798-2019-15503

Как известно, Казахстан в силу своего геополитического положения, находясь на стыке Европы и Азии, Востока и Запада и являясь своего рода связующим звеном межкультурных коммуникаций, проводит многовекторную внешнюю политику, которая направлена на построение и развитие цивилизованных взаимоотношений со всеми государствами. Поэтому не случайно, что Казахстан позиционирует себя как активный участник во многих региональных и глобальных международных организациях. На заре становления Шанхайской Организации Сотрудничества, Казахстан наряду с другими странами «Шанхайской пятерки» активно участвовал в переговорных процессах по урегулированию

86

вопросов государственных границ между Китаем и вновь образованными государствами после распада Советского Союза.

После нескольких встреч и кропотливой работы в 1996 году в Шанхае пять государств -Казахстан, Россия, Кыргызстан, Таджикистан и Китай - подписали Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Данное Соглашение создавало необходимые условия для укрепления региональной безопасности, сохранения мира не только в приграничной зоне, но и стало важным вкладом в дело обеспечения стабильности во всем Азиатско-тихоокеанском регионе [1].

Позже уже после создания в 2001 году регионального объединения Шанхайской Организации Сотрудничества, Казахстан, являясь одним из активных сторонников интеграционных процессов, содействует усилиям ШОС в укреплении стабильности и экономического развития в Центральной Азии [2].

Следует отметить, что многосторонняя дипломатия Казахстана в рамках ШОС была ориентирована на интеграцию Казахстана в мировое сообщество, а также преследовала цели сохранения стабильности не только в данном регионе, но и во всем мире, поэтому и стала одним из его основных внешнеполитических приоритетов. Об этом было ясно написано в Государственной стратегической программе развития страны - Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира: «...это один из наших важнейших приоритетов, мы рассматриваем нашу страну как полноправного и ответственного члена международного сообщества, где Казахстан выполняет важные функции по обеспечению геополитической стабильности и безопасности в регионе» [3]. В той же Стратегии «Казахстан-2050» подчеркнута важность участия Казахстана в ШОС, где в частности, подчёркивается, что «возрастает роль механизмов региональной безопасности, таких как ООН, ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС, СВМДА и другие» [3].

Другим документом где упоминается ШОС является Концепция внешней политики РК в п. 4 раздела «Приоритеты и задачи внешней политики», где также подчеркивается, что Казахстан являясь ответственным участником деятельности различных международных организаций, в том числе и ШОС, рассматривает «1) обеспечение учёта национальных интересов в процессе выработки и принятия решений регионального и глобального характера в различных областях; 2) конструктивное участие и вклад в международные усилия по укреплению региональной и глобальной безопасности; . 4) установление оптимальных и взаимоприемлемых форм сотрудничества между региональными и международными организациями и форумами в интересах обеспечения стабильности и безопасности в мире ...» [4].

В целом, многовекторную политику Казахстана в рамках ШОС условно можно разделить на четыре направления: отношения и сотрудничество с Россией, Китаем, странами Центральной Азии, и наконец, вновь избранными членами организации - Индией, Пакистаном.

Безусловно, Россия и Китай - два основных центра влияния и развития ШОС. Обе страны имеют свои интересы участия в ШОС, поэтому с одной стороны, данная организация для них является инструментом выражения и достижения данных интересов, а с другой, -выступает в качестве площадки стратегического взаимодействия между ними. Поэтому для Казахстана также важно четко представляя свои интересы участия в ШОС, строить и проводить сбалансированную политику сотрудничества с Россией и Китаем.

С этих позиций следует отметить, что в ШОС Россия и Китая в основном имеют три группы интересов. В первую очередь, это интересы обеспечения региональной безопасности. Но и Казахстан, стремится к обеспечению региональной безопасности в Центральной Азии, соответственно в выигрыше остаются все участники данной организации. На втором месте это геополитические интересы, на которые более всего претендует Россия. Особенно в силу санкционной политики и растущего влияния США и некоторых Европейских стран на Центральную Азию, Россия пытается противостоять такому влиянию в регионе и удержать свои позиции. И наконец, и Россия, и Китай имеют

определенные экономические интересы в данном регионе. Хотя экономические интересы в регионе более всего выражены у Китая, в частности, в сфере энергетики [5].

В этой связи задача Казахстана выбрать выгодную позицию по отношению этих двух стран, с тем, чтобы в условиях экономической и политической конъюнктуры обеспечить сохранение приоритетов национальных интересов. Можно предположить, что развитие энергетических связей с Китаем, увеличение инвестиций служат дополнительным стимулом для роста экономики Казахстана и других стран Центральной Азии на фоне снижения курса рубля и общей уязвимости экономики ЕАЭС. В то же время сохранение и развитие экономических связей с Россией, Казахстану обеспечит защиту от потенциальной «экономической экспансии» Китая в регионе. Казахстан в этой ситуации, на наш взгляд, умело выстраивает свою внешнюю и внутреннюю политику, гармонично «вливаясь» в различные проекты, инициируемые и поддерживаемые Россией и Китаем как в рамках ШОС, так и в сфере участия в ЕАЭС, инициативе «Один пояс - один путь» [6].

В частности, Президент РК выступая на форуме «Один пояс, один путь» (Пекин, 2017 г.) сформулировал позицию Казахстана, основанной на принципах многосторонней дипломатии: «Новым смыслом наполняется идея создания единого экономического пространства "Большой Евразии". Экономический пояс Шёлкового пути может выгодно связать платформы ШОС, ЕАЭС и Европейского Союза в единую региональную территорию процветания. .. Для эффективного освоения растущего транзитного потенциала Экономического пояса Шёлкового пути необходимо последовательное облегчение прохождения товарных потоков через повышение уровня сервиса и устранение административных барьеров» [7].

Поэтому не случайно, в Казахстане была принята государственная программа «Нурлы жол» (Светлый путь), направленная на рост качества логистической инфраструктуры и которая перекликалась с китайской инициативой «Один пояс, один путь» [8].

Что касается сотрудничества Казахстана с другими странами Центральной Азии в рамках ШОС, то ясно, что общность культурно-исторических ценностей, а также общие вызовы современности, выразившиеся в угрозе со стороны международного терроризма побуждают как и Казахстан, так и другие страны Центральной Азии к сближению и объединению усилий в рамках ШОС [9].

Следует отметить, что в рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС налажена система регулярных встреч руководителей подразделений, разрабатываются механизмы привлечения к антитеррористической деятельности государств — наблюдателей и партнеров по диалогу. Также членами ШОС регулярно проводятся военные антитеррористические учения «Мирная миссия».

В настоящее время, все еще остается угроза распространения влияния ИГИЛ в Центральной Азии, поэтому антитеррористическое взаимодействие государств — членов ШОС требует еще большего сплочения усилий для сохранения безопасности и стабильности на всем пространстве организации. Кроме того, сохраняется нестабильность в регионе, обуловленная также соседством с Афганистаном [10].

Поэтому заинтересованность Казахстана и других стран ЦА в расширении ШОС и принятии Индии, Пакистана в членство ШОС, также продиктована в первую очередь, необходимостью решать вопросы безопасности в регионе и приграничных зонах. Хотя принятие, к примеру, Индии в ШОС также имеет экономическую подоплеку, поскольку это «откроет двери» для подписания экономических соглашений и контрактов по поставке казахстанского урана в Индию. Кроме того, это доступ к новым возможностям в сфере поставки энергетических ресурсов, перекликающиеся с интересами Индии и Пакистана, которые также нуждаются в поставках энергоресурсов из Центральной Азии [11].

В заключении следует отметить, что Казахстан продолжая традиции своей многовекторной внешней политики, не только сохраняет дружеские и плодотворные отношения с участниками-членами ШОС, направленные на укрепление стабильности, сохранения безопасности и экономического развития в Центральной Азии, но и распространяет этот опыт взаимоотношений и с другими странами Большой Евразии. При этом, хотя усилия Казахстана главным образом

88

направлены на сотрудничество в сфере безопасности, использование ШОС в качестве площадки для обсуждения новых экономических проектов, прежде всего с Китаем, также не исключается. Поэтому можно с большей уверенностью сказать, что в настоящее время не только Казахстан, но и большинство членов ШОС воспринимают данную организацию в связке с проектом «Один пояс, один путь» и видят в этом будущее для развития проекта «Большая Евразия», где можно будет связать платформы ШОС, ЕАЭС и, возможно даже ОДКБ и Европейского Союза.

Список литературы /References

1. Аманжолов ЖМ.Центральная Азия и Китай: пограничный вопрос и роль ШОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://articlekz.com/article/19904/ (дата обращения: 20.01.2019).

2. Выступление Президента Н.А. Назарбаева на заседании Совета глав государств-членов ШОС в расширенном составе. Стенограмма заседания Совета глав государств -участников Шанхайской организации сотрудничества в расширенном составе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/49908/ (дата обращения: 20.01.2019).

3. Стратегия «Казахстан-2050» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/str ategies_and_programs/ (дата обращения: 20.01.2019).

4. Концепция внешней политики РК на 2014- 2020 гг. // Министерство иностранных дел Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mfa. gov.kz/ru/content-view/kontseptsiya-vneshnojpolitiki-rk-na-2014-2020-gg (дата обращения: 20.01.2019).

5. Ли Син. Стратегия Китая и России в Шанхайской организации сотрудничества: сравнительный анализ // Сравнительная политика, 2017. № 2. С. 98-107.

6. Li S., 2016. "The New Silk Road: Assessing Prospects for 'Win-Win' Cooperation in Central Asia." Cornell International Affairs Review, 9(1). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inquiriesjournal.com/a?id=1319/ (дата обращения 12.02.2019).

7. Участие в Форуме международного сотрудничества «Один пояс, один путь» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/events/international _community/foreign_visits/uchastie-v-forumemezhdunarodnogo-sotrudnichestva-odin-poyasodin-put/ (дата обращения: 11.01.2019).

8. Государственная программа «Нурлы жол» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru /official_documents/strategies_and_programs/ (дата обращения: 20.01.2019).

9. Муратшина К.Г. Приоритеты стран Центральной Азии в ШОС в контексте их взаимоотношений с Китаем // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки», 2017. № 3 (15). С. 445-456.

10. Никитенко В.И. Евразийские векторы сотрудничества стран - участников Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению международной и региональной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право, 2018. № 1 (14). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evraziyskie-vektory-sotrudnichestva-stran-uchastnikov-shanhayskoy-organizatsii-sotrudnichestva-po-obespecheniyu-mezhdunarodnoy-i/ (дата обращения: 09.02.2019).

11. ЕлемесовМарат. Астана откроет Индии и Пакистану путь в ШОС. Электронный ресурс]. Режим доступа: https://liter.kz/ru/articles/show/32193-astana_otkroet_indii_i_pakistanu_put_v_shos/ (дата обращения: 10.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.