Научная статья на тему 'Казахстан: формирование многопартийной системы'

Казахстан: формирование многопартийной системы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8844
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИР БАБАК / ТАЛДЫ-КУРГАН / ЧИМКЕНТ / ДЖАМБУЛ / АДИЛЕТ / АКИКАТ / АЗАМАТ / ЖЕРУЙЫК / КАЗАХСТАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казахстан: формирование многопартийной системы»

КАЗАХСТАН: ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ

Д-р Владимир БАБАК

старший научный сотрудник Центра российских и восточноевропейских исследований при Тель-Авивском университете (Тель-Авив, Израиль)

Формирование политических партий, неотъемлемого атрибута любого демократического общества, началось в Казахстане (как и в других тогдашних республиках СССР) в годы горбачевской перестройки с создания дискуссионных клубов, политкружков и т.д. Однако этот процесс имел в республике свои особенности, связанные прежде всего с географическим положением всей Средней (сегодня — Центральной) Азии, с историческим прошлым народов региона и этническим составом его населения.

Помимо общего кризиса, охватившего в то время Советский Союз, важным фактором появления первых таких политизированных организаций в республике стали события декабря 1986 года в Алма-Ате. Тогда казахская молодежь открыто выступила против советской практики назначения Кремлем высшего партийно-государственного руководства республики. Это выступление, подавленное силой, вызвало значительный резонанс не только в республике, но и за ее пределами. Большое влияние на политизацию казахстанского общества оказали и ставшие к тому времени известными гибельные для населения республики экологические последствия деятельности Семипалатинского ядерного полигона и ряда других военных объектов.

Первые неформальные политические организации возникали преимущественно стихийно, по инициативе «снизу». В условиях все возраставшего экономического и социального кризиса и некоторого ослабления контроля над настроениями в обществе со стороны властей так называемые «инакомыслящие», особенно представители студен-

ческой молодежи, все более свободно высказывали свою точку зрения на положение дел в стране, достаточно открыто обсуждали перспективы ее дальнейшего развития, все дальше и дальше уходя в своих дискуссиях от официальной линии.

В октябре 1988 года было создано общественное объединение «Алма-Атинский народный фронт», а в декабре — историкопросветительский клуб «Акикат» («Истина»). Достаточно широкую известность получили возникшие тогда же, в декабре, в Целинограде (ныне Астана) и Алма-Ате первые историко-просветительские группы, фактически ставшие филиалами Всесоюзного антисталинистского общества «Мемориал». Цель этой организации — не только реабилитация жертв сталинских репрессий, оказание помощи уцелевшим репрессированным гражданам и родственникам погибших, но и борьба с подобными рецидивами в советском обществе.

Власти тогда еще советского Казахстана попытались внести раскол в движение «Мемориал», создав параллельно формирование «Адилет» («Справедливость»), формально ставившее перед собой примерно те же задачи. Его отделения были образованы в Караганде, Джезказгане, Чимкенте и в других городах. Замысел властей заключался в том, чтобы посеять рознь между членами «Мемориала», состоявшего преимущественно из политизированных интеллигентов европейского происхождения, и членами «Адилет», в котором преобладали представители коренного этноса.

Если на первом этапе политическая активность русского и русскоязычного населения республики выражалась преимуще-

ственно в его участии в работе политклубов, то политизация молодежи титульной национальности, а также ее недовольство политическими и экономическими реалиями в стране — в других формах протеста, в частности в массовых захватах земли под строительство жилья (например, в Алма-Ате летом

1990 г.). Самозастройщики объединились в общества «Шанырак», «Дарын», «Алтын бесик». В начале 1990 года по инициативе тогда еще правящей Коммунистической партии в республике стали создаваться такие структуры, как «Казак тили» («Казахский язык»), и вскоре под их эгидой появились молодежные организации национально-демократического толка. Наиболее крупной из них (вне Алма-Аты) был Чимкентский союз независимой казахской молодежи.

Как и во многих других регионах бывшего СССР, в Казахстане возникали организации и движения, официально объявлявшие своей целью защиту окружающей среды. Первые из них возникли в республике еще в 1987 году (например, в Павлодаре), тогда же в Алма-Ате при обществе охраны природы было создано объединение «Инициатива», а в ноябре — Общественный комитет по проблемам Балхаша и Арала. В 1988-м «зеленое движение» продолжало набирать силу. Экологические организации были созданы в Талды-Кургане, Джамбуле, Чимкенте. А в июне того же года все подобные организации Алма-Аты объединились в так называемый «Зеленый фронт»1. Как правило, они не были многочисленными, к тому же в их составе преобладала русскоязычная интеллигенция. Тем не менее вскоре стала очевидной политическая ориентация этих структур, что было дополнительным фактором роста их привлекательности в молодежной среде.

Наибольшую роль в общественно-политической жизни Казахстана, да, пожалуй, и всего региона, сыграло широкое, международное по своему характеру и поставленным целям антиядерное и одновременно экологическое движение «Невада — Семипалатинск». Вероятнее всего, его создание было инициировано «сверху», то есть руковод-

1 См.: Пономарев В.А. Общественные организации в Казахстане и Кыргызстане (1987—1991). Алма-Ата: МП «Глагол», 1991. С. 14—15.

ством тогда еще советского Казахстана, в чем впоследствии фактически признался президент республики Н. Назарбаев. «Без моей поддержки требования запрета на ядерные испытания, — писал он, — без поддержки руководства республики, в условиях еще достаточно сильной власти Центра, антиядерное движение неминуемо столкнулось бы с жестким подавлением»2. Скорее всего, руководство Казахстана уже тогда намеревалось закрыть Семипалатинский ядерный полигон и нуждалось в «широкой поддержке народных масс», чтобы оправдать перед Кремлем подобное намерение.

Вышеназванное движение было создано 28 февраля 1989 года и стало первой официально зарегистрированной общественнополитической организацией, имевшей республиканский статус. Его возглавил известный писатель и общественный деятель Ол-жас Сулейменов, что придало данной структуре еще большую популярность.

В июне 1989 года участники декабрьских (1986 г.) событий в Алма-Ате создали национал-демократическое движение — общественный комитет «Желтоксан» («Декабрь»). Его лидером стал Хасен Кожа-Ах-мет, диссидент и участник упомянутых событий. На первом этапе деятельности этого движения его требования носили политический характер, хотя и были достаточно умеренными (полная политическая и гражданская реабилитация участников декабрьского протеста), однако впоследствии они стали намного радикальнее3.

Конец 1980-х — начало 1990-х годов можно считать периодом широкого распространения социал-демократических идей в СССР и в новых, созданных в результате его развала странах. Была даже создана Социал-демократическая ассоциация (СДА) Советского Союза. В Казахстане аналогичная структура возникла в декабре 1989-го (в рамках общества «Мемориал»). На 1 марта 1990 года в республике насчитывалось свыше 100 зарегистрированных и незарегистрированных общественных организаций, в подавляющем большинстве носивших характер клубных

2 Назарбаев Н. На пороге XXI века. Алматы, 1996. С. 170.

3 См.: Political Organization in Central Asia and Azerbaijan. Sources and Documents / Ed. by V. Babak, D. Vaisman, A. Wasserman. London, 2003. P. 180.

объединений. Кроме названных, на наш взгляд, заслуживают упоминания Гражданское движение «Содружество», общество «Форум», Общественный комитет по правам человека, Клуб «Русская энциклопедия», Ассамблея казахской национальной культуры, Общество «Казахский апрель», Ассоциация национальных культурных центров, Независимый профсоюз предпринимателей, арендаторов и кооперативов «Бирлесу» («Единение») и другие4.

14 марта 1990 года Верховный Совет СССР отменил пресловутую 6-ю статью Конституции страны, принятую в 1977 году и в законодательном порядке установившую руководящую роль КПСС в государстве. А 9 октября того же года в Советском Союзе был принят закон «Об общественных объединениях», зафиксировавший право на существование партий и других общественно-политических структур. Фактически это стало актом легализации уже реальной действительности, поскольку в годы перестройки появилось множество общественных организаций, в том числе называвших себя партиями.

25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, которая, в частности, гарантировала (пункт 5-й) всем общественным и политическим организациям, а также массовым движениям равные правовые возможности участия в государственной и общественной жизни5. Следующий шаг в направлении создания юридической базы для многопартийности был сделан в июне 1991-го, когда был принят закон «Об общественных объединениях в Казахской ССР», регламентировавший создание и деятельность таких организаций. Его утверждение в период острого политического кризиса в СССР, а главное — содержание

4 См.: Дьяченко С., Кармазина Л., Сейдуманов С. Политические партии Казахстана, 2000 год (справочник). Алматы, 2000. С. 289.

5 Там же. С. 291.

этого документа, отражали двойственность поведения тогдашней правящей элиты всех советских республик. С одной стороны, руководство Казахстана осознавало настоятельную потребность серьезных изменений в плане демократизации, в частности необходимость допуска (в той или иной форме) политического плюрализма в республике. Это диктовалась не только полным крахом прежней политической системы и растущей активностью внутренней оппозиции в борьбе против тоталитарного режима. Возможный выход такой активности за допустимые рамки мог вызвать серьезную угрозу для элиты. Необходимо было, что называется, «выпустить пар из котла». Кроме того, элита понимала необходимость создания благоприятного имиджа республики за рубежом, поэтому она также нуждалась в демократическом «мультипартийном камуфляже», который в сложившихся условиях фактически становился политическим императивом. С другой стороны, правящая верхушка серьезно опасалась радикальных политических реформ. Волны неконтролируемой демократизации могли бы смыть все прогнившее здание еще сохранявшейся политической системы, не оставив при этом никаких шансов представителям политической элиты. Это и заставило последнюю избрать вариант «дозированной» политической реформы, призванной создать политическую систему со всеми внешними атрибутами демократии, но позволяющей этой элите остаться «на плаву» и держать обновленную политическую систему под своим контролем. Не случайно, что со временем президент республики Н. Назарбаев признал: «Существенным своеобразием становления партийной системы в Казахстане является ее формирование «сверху»6. Однако он, по-видимому, «забыл» упомянуть, что власти приступили к ее формированию лишь тогда, когда этот процесс уже начался «снизу».

6 Назарбаев Н. Указ. соч.

Образование первых политических партий

Естественный в условиях распада СССР лозунг о национальном возрождении обусловил появление в союзных республиках, в частности в Казахстане, политических партий и

движений демократическо-националистического толка. Наряду с требованиями ликвидировать тоталитарную систему и перейти к демократическим принципам построения общества, в программы таких партий включались пункты о необходимости предоставления льгот коренному населению. Одна из них — объявление казахского языка единственным государственным языком республики. Часть национальной политической элиты, а также считавшие себя ущемленными в советское время некоторые представители казахской интеллигенции, стремились с помощью этих партий и движений завоевать ведущие позиции в политике и экономике республики.

В 1990 году возникли первые общественно-политические организации, провозгласившие себя партиями. Так, в апреле была создана Партия национальной независимости «Алаш»7. Немногочисленная по своему составу (по разным источникам, тогда в ее рядах насчитывалось от 80 до 200 чел.), она характеризовалась крайне радикальными взглядами. Ее политической платформой были идеи синтеза мусульманской солидарности и тюркского единства, а печатный орган — газета «Алаш» вышла под девизом: «Тюркизм — наше тело, ислам — наш дух». Партия выражала взгляды националистически настроенной радикальной части титульного населения. Ее лозунги находили отклик, прежде всего, в маргинальных слоях, особенно среди определенной части молодежи, считавшей себя ущемленной. Наибольшее влияние партия имела в сельских районах Южного Казахстана. По некоторым данным, к середине 1992 года ее численность составляла 5 000 чел.8 Партия не была зарегистрирована.

В конце мая 1990 года в Алма-Ате была учреждена Социал-демократическая партия Казахстана (СДПК), созданная преимущественно русскоязычной городской интеллигенцией. В начале 1991 года в ней насчитывалось всего около 200 чел., 50% из них проживали в тогдашней столице республики Алма-Ате и ее пригородах9, но тем не менее и она не была зарегистрирована. Партия ориентировалась на построение в стране социализма шведского образца. В 1991 году она раскололась, и ее радикальное крыло основало Независимую социал-демократическую партию.

В мае 1990 года по инициативе общественных организаций «Адилет», «Акикат», «Азамат», «Жеруйык», «Каусар-Булак» и других в Алма-Ате был проведен учредительный съезд, создавший на основе общественного комитета «Желтоксан» Национал-демократическую партию Казахстана (НДПК) «Желтоксан»10. В январе 1991 года ее председателем стал Хасен Кожа-Ахмет. Партия провозглашала своей целью отделение республики от СССР и построение независимого правового государства Казахстан, основанного на демократических принципах.

Первого июля того же (1990) года в Алма-Ате состоялась учредительная конференция Гражданского движения Казахстана «Азат» («Свобода»). Его главная цель — «обретение полного государственного суверенитета Казахстана на основе международных норм и нового Договора о содружестве свободных и независимых республик»11. Следует отметить, что требование «полного государственного суверенитета Казахстана» было по тем временам характерным и для других национальных движений и отражало настроения значительной части республиканской правящей элиты. В его руководстве активную роль играли люди, непосредственно связанные с властью. Так, одним из сопредседателей движения стал Михаил Исиналиев, бывший министр иностранных дел Казахской ССР, другим — партийный функционер Марат Чорманов, работавший в Алма-Атинском горкоме Компартии республики. Это способствовало умеренному характеру данной организации. Но уже в сентябре

7 Название партии («Алаш») должно было символизировать ее идеологическую преемственность относительно действовавшей некоторое время в начале XX века на нынешней территории республики партии «Алаш». После октября 1917 года она объявила своей целью создание широкой автономии для казахов и кыргызов в бывшей Российской империи.

8 См.: Независимая газета, 2 июня 1992.

9 См.: Пономарев В.А. Указ. соч. С. 46.

10 См.: Дьяченко С., Кармазина Л., Сейдуманов С. Указ. соч. С. 290.

11 Political Organization in Central Asia and Azerbaijan. Sources and Documents. P. 116.

1991 года в рядах движения произошел раскол. На базе отколовшейся его части была сформирована Республиканская партия Казахстана (РПК), председателем которой стал лидер радикального крыла «Азата» Сабетказы Акатай. В мае 1999 года РПК была переименована в Национальную партию Казахстана (НПК) «Алаш».

В конце 1980-х и начале 1990-х годов набиравшее в республике силу национальное движение казахов сопровождалось ростом антирусских настроений. Определенная часть националистически настроенных лидеров пыталась использовать этническую «карту» в собственных политических интересах, маскируя их лозунгами консолидации коренного населения во имя национального освобождения, возрождения национальной культуры, языка, религии. Все это сопровождалось многочисленными фактами дискриминации русского и русскоязычного населения.

Принятые в республике законы — о языках, о гражданстве и иммиграции — давали явные преимущества коренному этносу. Эти документы, а также поощряемая сверху кампания по замене русских и русскоязычных представителей высшего и среднего эшелонов власти лицами титульной национальности стимулировали, с одной стороны, массовую эмиграцию из республики русского и русскоязычного населения. С другой — эти же факторы содействовали появлению политических организаций оставшейся части некоренных жителей, прежде всего русских, для защиты своих гражданских и социальных прав. Так, 29 августа 1990 года в Алма-Ате была проведена учредительная конференция общественного объединения некоренного, почти исключительно русского, населения «Единство». Оно не было первым в Советском Союзе. К тому времени аналогичные политические структуры появились и во многих других советских республиках. В принятом на конференции программном документе была сформулирована «основная цель нового межнационального движения — гармонизация межнациональных отношений, предупреждение актов насилия, провоцируемых сепаратистами, шовинистскими и националистическими силами, политическая и социальная защита прав граждан»12.

В 1991—1992 годах возникали и другие политические организации, которые стремились не допустить дискриминацию некоренного населения по этническому или языковому принципу. В их числе: «Славянское движение Казахстана» — политизированная структура, ставившая своей целью защиту гражданских и социальных прав, а также культурных интересов лиц славянских национальностей; «Русская община», программа которой имела примерно такую же направленность, как и программа «Единства». Со временем от «Русской общины» отделилась группа, оформившаяся как самостоятельное общественное объединение Русский союз.

В сентябре 1992 года в Павлодаре состоялся съезд славянского движения «Лад», созданного путем объединения нескольких небольших культурных славянских обществ. Оно стало самым крупным движением славянского населения Казахстана в первые годы его независимости. Учредительная конференция движения прошла 27 марта 1993 года в Акмоле (ныне Астана), а к весне 1994-го в нем уже было свыше 8 тыс. чел. (преимущественно русских и украинцев) и 16 региональных организаций. Деятельность движения носила откровенно оппозиционный характер в отношении политики руководства страны по межнациональным отношениям.

Наряду с упомянутыми представителями славянского населения в республике проживает значительное количество казаков, предки которых переселились в Казахстан еще во времена царской России. Поэтому в описываемые нами годы во многих его областях стихийно возникали их организации, причем разной политической ориентации. Назовем крупнейшие из них: Общество содействия казакам Семиречья (Алма-Атинская и Талды-Курганская области), Сибирское землячество казаков «Горькой Линии» (Петропавловск), Верхне-Иртышская старообрядческая казачья община (Усть-Каменогорск) и т.д.13 Все они выступали под лозунгами возрождения культуры казаков и их традиций, а некоторые даже

12 Партийная жизнь Казахстана, 1990, № 12. С. 63.

13 См.: Деловая неделя, 19 июня 1998.

выдвигали весьма радикальные требования — вплоть до отделения ряда областей Казахстана и создания на их территории Южно-Сибирской Республики с последующим ее присоединением к России.

Как мы уже отмечали, первые общественно-политические организации создавались преимущественно по этническому принципу, что не только сказывалось на их национальном составе, но и отражалось в программных документах. Данный феномен, на наш взгляд, объясняется серьезными объективными причинами (главным образом исторического характера), а также субъективными факторами, прежде всего стремлением части национальной элиты использовать сложившуюся после распада СССР ситуацию для утверждения и упрочения собственной власти в республике.

Создание крупных политических организаций

Независимый Казахстан унаследовал от прежнего режима правящую (в прошлом) Коммунистическую партию республики. После провала августовского путча в Москве (1991 г.) она не только окончательно лишилась власти, но и фактически раскололась на две массовые оппозиционные партии левого толка — Социалистическую и Коммунистическую. Они были примерно равными по численности: в Социалистической — около 47 тыс. чел., в Коммунистической — более 48 тыс.14 В программных документах социалистов подчеркивается, что стратегическое направление их деятельности — защита интересов людей труда независимо от их социального положения, происхождения, национальности и вероисповедания. Коммунисты объявили своей главной целью движение к обществу свободы и социальной справедливости, основанному на принципах научного социализма, на приоритете общечеловеческих ценностей15.

В октябре 1991 года сформировалась и 31 декабря того же года была официально зарегистрирована еще одна крупная партия — Народный конгресс Казахстана (ПНКК). Ее учредителями стали следующие общественные организации: Международное антиядерное движение «Невада — Семипалатинск», Международный общественный комитет «Арал — Азия — Казахстан», Союз женщин, Независимый профсоюз «Бирлесу», Общество «Казак-тили», Ассоциация молодых строителей республики и ряд республиканских национально-культурных центров. Партия провозгласила своей целью «содействие созданию гуманного демократического общества, независимого и правового унитарного государства — Республики Казахстан, где высшей ценностью признается человек, его жизнь, свободы и неотъемлемые права»16. (Кстати, она первая в Казахстане зарегистрированная демократическая партия.) В октябре 1994 года партия объявила о своей конструктивной оппозиции президенту.

Явным признаком наступления новой (постсоветской) эпохи было рождение Союза промышленников и предпринимателей Казахстана. В июне 1992 года представители этого нового класса провели в Алма-Ате свой форум, в работе которого принял участие и выступил с речью президент страны Н. Назарбаев, что свидетельствовало о «благословении» организации «сверху». В феврале 1993-го ее председателем был избран Акежан Кажегель-дин, ставший позднее премьер-министром республики.

Вскоре президент Назарбаев «благословил» рождение еще одной политической структуры — Союза «Народное единство Казахстана» (СНЕК), выступив на его учредительной конференции (6 февраля 1993 г.). Многие положения программы СНЕК напоминала программу «Конгресса...», а устав предусматривал создание института лидера орга-

14 См.: Бабакумаров Е. К чему пришли и к чему идем? // Мысль, 1994, № 11. С. 48—49.

15 Там же.

16 Дьяченко С., Кармазина Л., Сейдуманов С. Указ. соч. С. 23.

низации. Учредительная конференция избрала своим руководителем Н. Назарбаева. В марте 1995 года СНЕК был преобразован в партию «Народное единство Казахстана» (ПНЕК). На ее внеочередном съезде (январь 1994 г.) председатель политсовета СНЕК Куаныш Султанов обнародовал важную идею правящей элиты, заявив, что «есть реальная возможность образовать одну общереспубликанскую массовую и конструктивную политическую партию. Возможно, она будет президентской.»17

Это высказывание, как и участие президента страны Н. Назарбаева в работе учредительных форумов многих политических организаций не оставляют сомнения в том, что в начале 1990-х годов высшее руководство республики контролировало процесс создания многопартийной системы и направляло его в «нужное русло». Иными словами, строительство многопартийной системы в Казахстане началось «снизу», со стихийно возникавших в конце 1980-х и начале 1990-х годов многочисленных общественно-политических движений и партий. Но очень скоро власти республики активно вмешались в этот процесс и участвовали в нем «сверху», выступая при этом в роли заказчика и главного архитектора.

В апреле 1994 года по инициативе Социалистической партии был сформирован внепарламентский блок партий и общественных организаций — Координационный совет общественных движений «Республика», в который вошли более 20 партий и движений. Это представляло попытку объединить разрозненные силы для создания мощного оппозиционного движения, которое в своей деятельности могло бы использовать парламентские фракции партий, вошедших в Координационный совет «Республика»18.

В конце 1994-го — начале 1995 года появились еще две политические организации: Народно-кооперативная партия Казахстана (НКПК), созданная на базе Союза потребительских обществ страны, и Партия возрождения Казахстана (ПВК). Ее социальную базу составляли сельские труженики, работники сферы кооперативного движения, материального производства и обслуживания. Партия ориентировалась на политические интересы широких слоев зарождавшегося среднего класса: представителей среднего и мелкого бизнеса, инженерно-технической интеллигенции, работников сферы образования и здравоохранения, науки и культуры, сотрудников государственных учреждений. ПВК начала работать достаточно активно, однако с середины 1996-го заметно ослабила свои позиции.

Кроме того, в 1995 году в стране было создано еще две партии. Первого июля состоялся учредительный съезд Демократической партии Казахстана (ДПК), а в сентябре второй съезд Союза инженеров Казахстана принял решение о реорганизации этого Союза в Республиканскую политическую партию труда (РППТ).

В декабре того же года состоялись первые после утверждения новой Конституции выборы в Мажилис (нижнюю палату парламента). В них участвовали 30 партий и движений. Наибольшее количество мест получили ПНЕК — 27 мандатов, ДПК — 12 и Аграрный союз Казахстана (АСК) — 7.

В апреле 1996 года в Алматы была проведена учредительная конференция общественного движения «Азамат» («Гражданин»), которое с самого начала придерживалось ярко выраженного критического отношения к власти, выступало за организацию общественной жизни в стране на демократических принципах и в связи с этим находилось в оппозиции к установившемуся в республике режиму президентской власти.

В апреле 1997 года на правом фланге политического спектра Казахстана появилась еще одна общественная организация, сразу же ставшая весьма заметной, — Либеральное движение Казахстана (ЛДК). В самом начале 1998 года она и еще 17 политических структур, лояльных к власти, создали Совещательно-консультативное объединение «Народный союз в поддержку реформ» — своеобразный «круглый стол» политических организаций. На первом его заседании (7 января 1998 г.) был принят Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве политических партий и общественных объединений. По мнению аналитиков, создание этой структуры — ответ властей на попытку движения «Азамат» и других

17 Дьяченко С., Кармазина Л., Сейдуманов С. Указ. соч. С. 303.

18 Там же. С. 306.

оппозиционных организаций консолидировать свои силы в рамках Народного фронта Казахстана (НФК).

Далее ситуация развивалась следующим образом. В феврале 1998 года по инициативе руководителей «Азамат» состоялась учредительная конференция оппозиционного Народного фронта Казахстана. Наряду с «Азамат», в ее работе участвовали и другие крупные политические структуры: СПК, КПК, ПНКК, Гражданское движение «Азат», Движение «Лад» и т.д. НФК задумывался как оппозиционный блок политических организаций с совпадающими или близкими позициями по основным проблемам строительства независимого Казахстана. В марте 1999-го на основе движения «Азамат» была создана Демократическая партия «Азамат» (ДПК «Азамат»). Некоторое время она входила в Форум демократических сил страны, из которого вышла в апреле 2000 года.

Здесь уместно отметить, что еще до того, 31 мая 1996 года парламент республики принял закон «Об общественных объединениях», а через месяц, 2 июля, закон «О политических партиях». Последний, в частности, запрещал образование партий на религиозной основе, а также «создание и деятельность партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни» (ст. 5-я). В соответствии с этим документом «политические партии не вправе получать средства или иное имущество от религиозных объединений. Не допускается финансирование политических партий зарубежными юридическими лицами и гражданами, другими государствами, международными организациями, юридическими лицами с иностранным участием» (ст. 16-я).

1999 год: кампании по выборам президента страны, в республиканский парламент и в маслихаты (местные органы власти)

Выборы практически всех уровней представительной власти страны стали проверкой степени демократичности установившегося в республике режима, своеобразным экзаменом для ее политического руководства, проверкой его готовности воплощать в жизнь свои многочисленные декларации о предоставлении политическим партиям и движениям равных прав для участия в управлении страной.

Наряду с упомянутыми выше структурами, во второй половине 1998 — начале 1999 года появилось еще несколько новых политических организаций. Так, в октябре 1998-го была создана Партия справедливости Республики Казахстан (ПСРК). Однако ее самостоятельная политическая жизнь продолжалась недолго, так как в мае 1999-го ПСРК объединилась с партией «Отан». В ноябре 1998 года состоялся учредительный съезд Гражданской партии Казахстана (ГПК) — еще одной откровенно пропрезидентской структуры. Глава государства Н. Назарбаев участвовал в работе ее учредительного съезда и дал свое согласие стать идейным и политическим лидером ГПК. С момента создания и до настоящего времени партия играет видную роль в политической жизни страны. Месяц спустя была создана крайне оппозиционная Республиканская народная партия Казахстана (РНПК), председателем которой был избран бывший премьер-министр страны Акежан Кажегельдин. В политическом меморандуме партии, опубликованном по случаю ее пятилетия, отмечалось, что РНПК создана «как объединение представителей демократической общественности Республики Казахстан в ответ на стремительный откат руководства страны от первоначально взятого им курса на построение демократии и концентрацию политической власти в руках одного

человека»19. Со дня своего основания партия находится в жесткой оппозиции к власти. В начале января 1999 года было объявлено о создании Аграрной партии Казахстана (АПК). Официально провозглашенная ее цель — защита интересов тружеников села. В действительности же партия стала политическим инструментом руководства страны в казахстанской деревне.

10 января 1999 года состоялись досрочные (почти на два года раньше) выборы президента, что поставило оппозицию в невыгодное положение, так как она не имела достаточно времени для подготовки своей избирательной кампании. Зато власть осенью 1998го провела нужную ей «артподготовку» — изменила соответствующие статьи Конституции и закона «О выборах в Республике Казахстан». К тому же в ходе подготовки к выборам руководство страны целенаправленно использовало не только СМИ и многочисленную армию агитаторов, но и судебные органы. С помощью последних, в частности, наиболее потенциально опасного оппонента Н. Назарбаева, лидера Республиканской народной партии, бывшего премьер-министра страны А. Кажегельдина самым грубым образом отстранили от участия в борьбе за пост главы государства. Согласно официальным данным, Н. Назарбаев получил на этих выборах 79,78% голосов. Критика в адрес казахстанского руководства за недемократическую организацию данной кампании прозвучала с разных сторон. Например, в специальном заявлении Госдепартамента США речь шла о том, что «проведение этих выборов отодвинуло назад процесс демократизации в Казахстане»20.

После завершения выборов главы государства политические партии начали подготовку к выборам в парламент. Пропрезидентские партии стремились еще больше усилить свое представительство в нем, чтобы лишить оппозицию реальных возможностей участвовать в управлении страной. Так, уже 19 января было объявлено, что Общественное объединение «Республиканский штаб в поддержку кандидата в Президенты Республики Казахстан Назарбаева Н.А.» преобразуется в Республиканскую партию «Отан» («Отчизна») социал-демократического толка. Председатель «Республиканского штаба.», бывший премьер-министр республики Сергей Терещенко, стал временным председателем партии «Отан», которая и формировалась как партия власти. Кроме того, в январе — феврале прошли съезды и конференции ряда пропрезидентских партий, где они заявляли о своем желании присоединиться к «Отан», чтобы, как это следует из официальных выступлений их лидеров, способствовать экономическим и политическим преобразованиям в соответствии с программой реформ, изложенной в Послании президента народу Казахстана 30 сентября 1998 года. Фактически же речь шла о присоединении всех этих партий и движений к создаваемой партии власти.

Первого марта 1999 года в Алматы состоялся I съезд партии «Отан», на котором выступил президент республики. Съезд утвердил Программу и Устав партии, а также избрал своим председателем главу государства Н. Назарбаева (кстати, на его имя был выписан членский билет № 1). Поскольку, согласно Конституции республики, президент не имеет права заниматься партийной деятельностью, Н. Назарбаев приостановил свое членство в партии, возложив обязанности ее председателя на С. Терещенко. В тот же день состоялся объединительный съезд, принявший решение о присоединении к «Отан» ряда других политических организаций: Партии «Народное единство Казахстана», Демократической партии Казахстана, Общественного объединения «Либеральное движение Казахстана» и Движения «За Казахстан-2030». А в мае того же года о своем решении объединиться с «Отан» объявила Партия справедливости Республики Казахстан.

Таким образом, накануне выборов в парламент и маслихаты руководство страны консолидировало свои силы, стремясь форсированно создать мощную партию власти, которая имела бы надежное большинство в парламенте и в местных органах представительной власти. Прием в партию новых членов проводили с государственным размахом, уделяя особое

19 [http://www.gazeta.kg/print.php?I=4042].

20 Деловая неделя, 1999, № 2.

внимание массовому вступлению в ее ряды сотрудников государственных предприятий, бюджетных организаций и студентов. То, что «Отан» создавалась «при самом непосредственном участии исполнительных структур на местах, многие руководители которых возглавили партийные филиалы и представительства»21, подчеркивало элитный характер партии. Не случайно в обществе ее нередко называли «партией номенклатурных работников». Весь административный ресурс исполнительной власти (прежде всего государственные средства массовой информации), а также возможности других проправительственных партий — Гражданской и Аграрной — были поставлены на службу «Отан».

Как и следовало ожидать, на этих выборах проправительственные структуры получили по партийным спискам в нижней палате парламента (Мажилисе) абсолютное большинство мест (8 из 10), в том числе «Отан» — 4, Гражданская партия — 2, Аграрная партия — 2. Оппозиции же (в лице коммунистов) досталось лишь 2 мандата.

Иными словами, чтобы сохранить рычаги управления страной, власть весьма успешно использовала внешне вполне легальные, демократические средства, а итоги голосования обеспечили ей возможность парламентского «прикрытия» любых своих решений и действий.

Важно отметить, что после проведенных в 1999 году президентских и парламентских выборов в партийно-политической жизни республики не наблюдалось застоя, как, казалось бы, можно было ожидать. В 2000 году состоялись учредительные съезды Крестьянской социал-демократической партии «Ауыл» и Партии патриотов Казахстана (ППК). Интересно, что в программе ППК особое место занимают проблемы окружающей среды, что отличает ее от других партий, которые отводят экологии лишь «дежурное» место (за исключением Партии защитников окружающей среды «Табигат», придающей этим вопросам основное значение). В марте 2002 года была учреждена Демократическая партия Казахстана «Ак жол» («Светлый путь»), сформированная на основе существовавшего с ноября 1998-го одноименного общественно-политического движения. Ее ядром стала интеллигенция республики, а базовой платформой — выдвинутая президентом страны Н. Назарбаевым «Стратегия развития Казахстана до 2030 года».

В апреле 2002 года была зарегистрирована Русская партия Казахстана (РПК). Она создана на основе многочисленных региональных и республиканских русских, славянских и казачьих организаций страны, во второй половине 1990-х годов объединившихся в Ассоциацию. РПК выступала в защиту прав русского и русскоязычного населения республики, в ее программе, в частности, отмечается, что партия борется «за признание русского народа, проживающего в Казахстане, государствообразующей нацией, а русского языка наравне с казахским — вторым государственным»22.

Новый закон о партиях и парламентские выборы 2004 года

15 июля 2002 года президент страны Н. Назарбаев подписал новый закон о политических партиях. По мнению оппозиции и демократически настроенной общественности, этот документ устанавливает неоправданно большое количество членов (50 тыс.) для регистрации любой политической структуры и для получения ею права легально действовать на территории республики. При этом партия должна иметь свои ячейки (численностью не меньше 700 чел.) во всех областях Казахстана. Кроме того, для регистрации она обязана представить в Министерство юстиции поименный список всех членов партии. Для страны с 15-миллион-

21 Дьяченко С., Кармазина Л., Сейдуманов С. Указ. соч. С. 84.

22 [http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1027742460].

ным населением это означает, что небольшим по количественному составу политическим партиям, которые реально могли бы стоять на страже отдельных малочисленных групп населения с их специфическими интересами, фактически закрыт доступ к участию в политической жизни республики. Сильный протест оппозиции вызвало также положение закона, предусматривающее возможность ликвидации политической партии в случае «двукратного подряд неучастия в выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан». По мнению многих аналитиков, этот документ на руку лишь крупным проправительственным партиям. Оппозиция назвала его «Законом против политических партий»23 и убеждена, что он не будет способствовать демократизации страны.

На основании этого закона в 2002—2003 годах в республике была проведена перерегистрация политических партий. В соответствии с прежними критериями, по состоянию на 1 сентября 2002-го в стране насчитывалось 19 зарегистрированных политических организаций. К установленному сроку (20 января 2003 г.) с просьбой о перерегистрации в Минюст обратились 11 партий, из которых 7 прошли ее. В их числе: Демократическая партия «Ак жол», Гражданская партия Казахстана, Республиканская политическая партия «Отан», Аграрная партия Казахстана, Коммунистическая партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана, Крестьянская социал-демократическая партия «Ауыл». По разным причинам в регистрации отказали партии «Алаш» (бывшая Национальная партия Казахстана «Алаш»); партии «Соотечественник» (бывшая Русская партия Казахстана), Республиканской демократической партии «Ел Дана» (бывшая Демократическая партия женщин) и Партии возрождения Казахстана. Остальные (6 из 19) до конца установленного законом срока в государственные органы с просьбой о перерегистрации не обращались24.

Первой политической организацией, созданной после принятия этого закона, стала партия «Руханият» («Духовность»), сформированная на базе существовавшей с 1995 года Партии возрождения Казахстана. Она объявила своей целью сохранение исторического и культурного наследия народа, защиту социальных и гражданских прав трудовой интеллигенции. Партия весьма лояльна к власти.

В декабре 2003 года была создана еще одна пропрезидентская партия «Асар» («Всем миром»). Ее возглавила старшая дочь президента страны Дарига Назарбаева, заявившая, что партия придерживается курса на дальнейшую модернизацию и углубление демократических преобразований. Однако оппозиция считает, что в лице дочери глава государства готовит себе достойную замену, чтобы обеспечить наиболее оптимальную для него преемственность власти.

Существование в стране не одной, а ряда пропрезидентских политических партий на первый взгляд может казаться нецелесообразным проектом, даже вызывать недоумение. Однако этот факт вызван объективными причинами. К важнейшим из них относятся: «фасадный» характер многопартийной системы в республике и клановый характер казахстанской модели власти25. К такому выводу пришел, в частности, известный политолог, президент Московского центра изучения публичного права Аждар Куртов.

В феврале 2004 года на базе существовавшего с ноября 2001-го оппозиционного общественного движения «Демократический выбор Казахстана» создана оппозиционная Народная партия «Демократический выбор Казахстана», которая вскоре была официально зарегистрирована. Однако резкие заявления ее деятелей в адрес властей послужили основанием для запрета партии Алматинским судом (январь 2005 г.). А ее лидер Галымжан Жакиянов, бывший в свое время акимом (руководителем) Семипалатинской и Павлодарской областей, отбывает тюремное заключение.

Партии власти имеют существенные преимущества перед оппозиционными организациями не только в плане возможностей использования административного ресурса, но и, что

23 [http://www.gazeta,kg/print.php?I=4042].

24 [http://www.navi.kz/articles/?artid=3125].

25 [http://www.novopol.ru/material534.html]

особенно важно, в финансовом обеспечении. Так, «Отан», партию бюрократии, финансируют местные органы власти, прежде всего областные акимы. Поскольку в Казахстане, как и во многих других постсоветских странах, власть и деньги коррелируют, то и финансовый ресурс этой партии достаточно надежен. Гражданская партия финансируется в основном из фондов горнодобывающих и металлургических компаний, Аграрная существует за счет владельцев предприятий сельхозсектора. Возглавляемая дочерью президента партия «Асар» ориентирована на административный ресурс и пользуется поддержкой республиканских и местных органов власти. Да и умеренно оппозиционная партия «Ак жол» — выразитель интересов определенной части национальной буржуазии — не испытывает недостатка в финансовых средствах. Что же касается откровенно оппозиционных организаций, например Коммунистической партии, а также Народной партии «Демократический выбор Казахстана», которые поддерживает протестная часть электората, то их финансовое положение значительно хуже26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 сентября и 3 октября 2004 года в стране состоялось два тура парламентских выборов, в которых приняли участие 12 зарегистрированных к тому времени политических партий, причем абсолютное большинство из них — пропрезидентские. Как и следовало ожидать, они и доминировали в этой кампании: выдвинули наибольшее количество кандидатов в депутаты и получили подавляющее число мест в парламенте. По итогам голосования в Мажилис по партийным спискам радикальная оппозиция не получила ни одного из 10 мест, а партия власти «Отан» получила 7. Кроме того, ей досталось 35 из 67 мест по одномандатным округам, то есть в сумме 42 из 77 депутатских «кресел».

Оппозиционные политические партии представили многочисленные факты нарушений, допущенных в ходе голосования, и фальсификации его результатов. А Европейский союз в своем специальном заявлении, посвященном итогам этой избирательной кампании, отметил, что она в целом не отвечает требованиям ОБСЕ и международным стандартам демократических выборов27. Справедливость такой оценки была подтверждена и акцией протеста, которую возглавил спикер Мажилиса Жармахан Туякбай, один из трех сопредседателей партии «Отан». Кстати, он стоял первым в списке своей партии на этих выборах, однако отказался от депутатского мандата в новом составе Мажилиса и заявил о своем выходе из партии. По его мнению, «выборы-2004 прошли в атмосфере непрерывного давления на волеизъявление электората и работу избирательных комиссий со стороны исполнительной власти на местах, давления разнообразного и многоликого, скрытого и явного»28.

* * *

Формирование многопартийной системы в республике отмечено многими закономерностями, характерными для аналогичных процессов, происходящих в посттотали-тарных странах в переходный период. Вместе с тем в Казахстане этот процесс имеет и свои ярко выраженные особенности, связанные не только с историческим наследием и национальными традициями. Свою роль здесь сыграли социальная мозаика казахстанского общества, его полиэтничность, полифоничность и поликонфессиональность, а также клановость власти.

Абсолютное большинство партий страны отличаются не столько своими программами или социальным составом, сколько принадлежностью их лидеров к тем или иным группам власти и близостью последних к «верховной власти». Особо следует подчеркнуть, что эту в основном уже сложившуюся многопартийную систему неправомерно сопоставлять с много-

26 См.: Дашков Д. В поисках «золота» партий [http://respublika.kz/index.php?art=2004030507].

27 [http://www.zhakiyanov.info/inner.php?menuid=24&show=3834].

28 [http://www.dpkakzhol.kz/2004/monitor_191004_1.htm].

партийными системами, существующими в государствах с устоявшимися демократическими традициями. Если же делать сравнения, то только с ситуацией, существовавшей в республике до обретения ею независимости, либо с нынешним положением в соседних странах региона. Это позволяет глубже понять суть и сложность происходящих в Казахстане процессов демократизации общественно-политической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.