Научная статья на тему 'Казахское искусство одна из форм познания культурного мира'

Казахское искусство одна из форм познания культурного мира Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
310
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Самуратова Т. К.

In this artikle is eximined an art as one of the form of of cognition of the cultural world. Art culture is a set of artistic values, as well as a historically determined system of their reproduction and functioning in society and as a synonym the concept of «art» is used at times.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казахское искусство одна из форм познания культурного мира»

КАЗАХСКОЕ ИСКУССТВО ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЗНАНИЯ КУЛЬТУРНОГО МИРА

© Самуратова Т.К.*

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана

In this artikle is eximined an art as one of the form of of cognition of the cultural world. Art culture is a set of artistic values, as well as a historically determined system of their reproduction and functioning in society and as a synonym the concept of «art» is used at times.

В концепциях «Непрерывное образование педагога новой формации» и «Высшего педагогического образования РК» одним из требований формирования личности будущего специалиста - выработка творческого уровня педагога, национально-духовного возрождения культуры на основе истории и культуры народов, а в стратегии «Казахстан - 2030» внутренней и внешней политики развития Казахстана на новой эпохе, одним из основных направлений является развитие культурных ценностей и традиции народа. В этой связи возрастает значение формирования художествнной культуры будущих специалистов.

На сегодняшний день понятиям «культура», «художественная культура» в философских, историко-этнографических и архитектурных, искусствоведческих, педагогических исследованиях и словарях даются следующие определения:

- совокупность достижений человечества в производительном, общественном и умственном отношении [1, с. 276];

- (лат. Cultura - возделывание, обработка, воспитание) - исторически определенная ступень развития общества и человека выраженная в результатах материальной и духовной деятельности людей в создаваемой ими «второй природе» [2, с. 167].

Художественный - относящийся к искусству, к деятельности в области искусства, изображающий действительность в образах, отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса; эстетический красивый [1, с. 774].

Художество - умение, искусство на деле, изящное искусство, подражательное и творческое искусство, ваянье, живопись, зодчество. Художественное произведение - искусное, мастерское, изящное, картина, изваянье, постройка [3, с. 700].

Каждая из наук дает определенное понятие о культуре, как предмете своего исследования. Для археологии, культура связана с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализо-

* Доцент, кандидат психологических наук.

ваны результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография интересуется проявлениями традиционной культуры того или иного народа в ее конкретном многообразии и целостности (ритуалы, обычаи, традиции). Для философии культура важна как явление общественной жизни в целом. Эстетика выступает как культурология искусства, как наука об искусстве -феномене культуры и о культурном смысле художественной деятельности.

Как самостоятельное понятие слово «культура» известно лишь с XVIII века, с эпохи Просвещения. В понятии «культура», как оно первоначально сложилось в сознании просветителей XVIII века, преимущественно немецких (С. Пуфендорф, И.Г. Гердер), было закреплено главное первоот-крытие нового времени, идущее от гуманистов эпохи Возрождения, получившее название «открытия человека». Это открытие означало рождение совершенно нового взгляда на человека - как деятельностного существа. Усмотрев в человеке источник творчески созидающих сил, сознание нового времени очертило и сферу культуры, ее важнейшую особенность - заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности.

Так, по И. Канту, культура отличается от природы тем, что является «деянием», «созиданием через свободу»; культура обладает особым смыслом, она продукт способности человека ставить цели. Для Ф. Шиллера культура - это великая цивилизующая сила, условие совершенствования человека. Шиллер был одним из родоначальников утопической идеи «спасения» культуры с помощью искусства. Культура древних целостна, современная культура раздроблена на науку, мораль, искусство, реализующие идеи истины, добра и красоты. Роль искусства состоит в том, чтобы объединить все феномены культуры [4, с. 7].

Западные исследователи (А. Кребер, К. Клакхон, Д. Каплан, Р. Мэн-нерс) еще в 60 - начале 70-х годов нашего времени насчитывали в мировой литературе до 200 определений культуры. Всеохватное, сущностное определение культуры дать чрезвычайно сложно, поэтому достаточно ограничиться общим определением культуры.

Ключевым понятием при решении вопроса, что призвана изучать история культуры, является, по Л.Е. Кертману, понятие духовной жизни или духовного бытия общества (это идеи, теории, образы) [5, с. 26] Б.Г. Нур-жанов определяет культуру как совокупность ритуалов, традиций и социальных институтов [6, с. 7].

Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа». Мир культуры - это мир материальных и идеальных.

Художественная культура - совокупность художественных ценностей, а также исторический определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе в качестве синонима иногда употребляется понятие «искусство». Характер и уровень развития определяется в конечном

счете социально-экономическим развитием общества. ... Составная часть, ядро культуры эстетической, через которую и включается в систему общественных отношений. Культура эстетическая - характеризует состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений [2, с. 269].

«Художественная культура, - отмечает Ю. Борев, - стоит на вербальной основе: литература оказывает определяющее (систематизирующее) воздействие на все виды искусства, в контексте воспринимаются художественные образы, создаваемые в других искусствах» [7, с. 314]. Мифологические и литературные сюжеты и мотивы лежат в основе сюжета, композоции и художественной концепции многих произведений живописи, скульптуры.

Гегель рассматривал мировую художественную культуру в процессе исторического развития, в ходе которого происходит смена различных видов искусства. За основу деления искусства Гегель берет критерии соответствия содержания и формы или идеи и образа. Он выделил три вида отношений между идеей и ее формообразованием, три всеобщие формы искусства, представляющие собой три ступени развития мирового духа:

1. символическая (искусство различных народов Древнего Востока);

2. классическая (искусство Древней Греции, античная скульптура);

3. романтическая (живопись, музыка, поэзия).

Символическое искусство (по Гегелю, предискусство), а именно архитектура, является начальной ступенью самопостижения абсолютного духа. Последовательная смена форм - это выражение борьбы духа и материи. В классическом искусстве, конкретно в античной скульптуре, достигнуто равновесие, единство духа и материи, содержания и формы.

Романтическое искусство - высшая ступень в развитии искусства: «на этой ступени предмет искусства составляет свободная конкретная духовность. Искусство ... может работать только для внутренней душевной жизни, сливающейся со своим предметом как с самим собой, и для субъективной задушевности, для сердца, чувства, которое в качестве духовного чувства стремится к свободе внутри самого себя и ищет и достигает своего примирения лишь во внутренних глубинах души. Этот внутренний мир составляет содержание романтического искусства... Мир души торжествует победу над внешним миром... [4, с. 12].

К романтическому искусству Гегель относит искусство Средневековья, Возрождения, новейшее искусство ХУИ-ХУШ веков и немецких романтиков. У Гегеля таков восходящий ряд отдельных видов искусств: архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия.

Основными видами изобразительного искусства являются живопись, графика, скульптура. Используя пластические свойства материала, художник творит особый мир, и поэтому все виды изобразительного искусства объединены в группу пластических искусств. Термин «пластические ис-

кусства» подчеркивает чувственно-наглядный, осязаемый характер соответствующих искусств. Образы пластических искусств лишены развития в реальном времени (время в них может быть представлено, воображено). Вот почему изобразительные искусства называют еще и статическими. Статические искусства вместе с тем являются и пространственными, так как их образы существуют в пространстве.

Итак, виды искусства отличаются по объектам изображения, по содержанию, по материалам и средствам художественного выражения, по своему образно-познавательному и эмоциональному воздействию. Вместе с тем художественно-культурное мироотношение раскрывается во всей полноте и богатстве во взаимодействии, синтезе всех видов искусств.

Проблемным полем художественной кульуры является - искусство.

Искусство одна из форм познании культурного мира. В художественно-культурном познании мир раскрывается в соотношении с человеком, с его мыслями, чувствами, переживаниями.

Специфической формой художественно-культурного познания в искусстве, то есть особым средством воплощения размышлений и переживаний о мире, является художественный образ.

Художественный образ - форма художественного мышления.

Универсальность, полнота познаваемого искусством человеческого отношения к миру обусловливает наглядно-чувственный характер художественного образа. Образ как способ выражения художественной мысли обладает своей внутренней структурой.

Художественный образ раскрывает природу жизненных явлений. Его объективная сторона определяется конкретно-исторической эпохой, ее общественными закономерностями. Художник опирается на культурную традицию общества, аккумулируя в себе художественный опыт познания мира и основывая на нем свое мировосприятие и мироотношение. Вместе с тем в процессе создания образа художник стремится познать жизненное явление в единстве с самим собой, преломить через личностный опыт, темперамент, культуру, высказать к нему свое отношение, дать оценку. Не случайно И.И. Левитан сказал о своей картине «Над вечным покоем»: «...в ней я весь со всем моим содержанием». Но субъективное, личностное только тогда имеет право заявить о себе, когда оно интегрирует в себе общественные настроения, когда художник трансформирует в художественных образах опыт поколений, осознанный им как личный. То есть «через крупицу живого чувства художника утверждает себя все извечное бытие» [4, с. 9].

Продолжим рассуждение о специфике художественного образа указа -нием на нерасторжимую связь и взаимопроникновение в нем эмоционального и рационального, чувственного и умопостигаемого.

Эмоционально-чувственный характер художественного образа обусловлен самой спецификой предмета художественно-культурного позна-

ния. Вместе с тем, образ - продукт культуры, развитого рационального мышления. Содержание художественного образа, говоря словами В.Г. Белинского, - это «мысль, слитая с эмоцией, пережитая мысль, пафос».

Художественный образ сложен, многозначен, так как предметом познания в искусстве является жизнь во всей полноте ее существенных проявлений. Многозначность художественного образа, его глубина, неисчерпаемость придают ему такие качества, как недоговоренность, неуловимость, загадочность, которые сообщают произведению жизненность, особую динамику, поэтичность и неотразимую привлекательность. Художественный образ произведения складывается из противоречивых характеристик: он ясен и загадочен, замкнут и открыт, конечен и бесконечен; он -метафоричен (В. Попков «Двое»; Д. Жилинский «Под старой яблоней»; Т. Яблонская «Вечер. Старая Флоренция»). Такие «открытые» произведения оставляют в душе след, дают повод к размышлению. Метафоричность художественного образа создает ассоциативную свободу при восприятии произведений искусства.

Рассуждение подводит нас к определению: искусство есть художественно-образная модель действительности.

Искусство как феномен культуры существует в конкретных своих видах, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системы.

Причина разделения искусства на виды - многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающееся на эстетическое богатство действительности.

Формирование видов искусства прошло длительный путь развития. Вопрос о классификации искусств рассматривался уже в античности Платоном и Аристотелем. Характеристика и взаимоотношение искусств давались выдающимися мыслителями Возрождения, теоретиками классицизма и Просвещения. Впервые с философской точки зрения подошел к этому вопросу и попытался решить проблему деления искусств на основе четко продуманного единого принципа И. Кант. В этом его огромная заслуга. За основу классификации И. Кант берет один из существенных признаков искусства - выражение эстетической идеи, то есть его коммуникативную функцию. Прекрасное для Канта есть выражение эстетических идей. Виды искусств группируются по способу и форме выражения эстетической идеи.

С философских, социальных, эстетических, нравственных точек зрения художественная культура совокупность духовной и материальной культуры. Теоретические, социально-исторические понятия художественной культуры рассматривались в трудах М.С. Кагана, Л.И. Кагана, А.Г. Егорова, Ю.У Фохт-Бабушкина, М.М. Бахтина, Ю.А. Лукина, В.В. Журавлева, В.К. Скатерщикова, А.Н. Сохора, Г.Н. Поспелова, Ю.В. Борева, Л.Н. Сто-ловича, К.Ш. Нурлановой, Г.К. Шалабаевой и других ученых. По определению М.С. Кагана и Ю.У. Фохт-Бабушкина «художественная культура» -

агитация и развитие художественной ценности между производством и потребителем позновательная, ценностно-комуникативная направленность.

По мнении Ю.А. Лукина: «художественная культура составляет совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком» [8].

Шалабаева Г.К. утверждает: «Искусство рассматривается как ядро «художественной культуры». Под «художественной культурой» понимают широкий круг явлений и процессов. Это сложная и подвижная система, функционирование которой включает в себе ряд этапов: возникновение художественных ценностей, деятельность различных институтов их распраст-ранения и этап освоения художественных ценностей населением. ... Одной из главных целей является формирование определенного типа мировосприятия индивида» [9, с. 294].

Стиль наследования художественной культуры проявляется в способности общества и человека к целостному постижению культуры прошлого в единстве ее социальных и личностных компонентов.

Таким образом, «художественная культура» выражает понятияе мастерства в искусстве, совокупность достижений мысли человечества, материальное и духовное богатство, часть эстетической культуры, совокупность художественных ценностей их возникновение в обществе и предотворение определенно-исторической системы.

Каждый народ имеет свои особенности и вносит свой посильный вклад в мировую сокровищницу культуры.

Способность художественного отражения действительности возникает на ранних ступенях формирования любого народа, о чем свидетельствуют многочисленные данные истории, археологии, этнографии, исследующие ценности прошлой культуры.

Художественная культура казахского народа включает в себя и художественные чувства и представления, накопленные художественным творчеством предшествующих поколений. Как и все народы, казахи имеют богатую историю, искусство его имеет глубокие корни.

Произведения искусства, обычаи, традиции, знания прошлых лет вводятся новыми поколениями в их социально-исторический контекст для того, чтобы расширить интерес к ним и выявить затем их подлинную ценность. Наряду с материальными условиями жизни одним из источников формирования художественной культуры казахского народа является ор -намент. Он применялся для украшения одежды, предметов быта, ювелирных изделий, в резьбе по дереву, кости, металлу и камню. Техника орнаментирования весьма разнообразна: это и вдавливание узора, и войлок, и аппликация, и мозаичный способ. Мотивы казахского орнамента многочисленны. Они отражали художественное отношение народа к окружаю-

щей природе, действительности, сообразно этому подбирались цвета сначала растительных, а позднее синтетических красок. В сохранившихся до наших дней орнаментальных узорах имеется космогонические, зооморфные, растительные и геометрические мотивы.

Орнамент в казахском искусстве изучали русские и советские ученые. Среди них В.В. Стасов, С.М. Дудин, В.Н. Чепелев, Б.П. Денике, Т.А. Ждан-ко, Л.И. Ремпель и другие. Исследователи отмечали, что казахи живут как бы в мире орнамента. «Окружающая действительность своеобразно опоэтизирована в гамме узоров. Утварь, посуда, оружие, одежды - все любовно покрывается орнаментом» [10, с. 276].

Орнамент формировался на основе искусства древних скотоводческих племен - саков, усуней, гуннов, тюрков, капглы, кипчаков. В своих главных чертах он отражает их художественное мышление. Узоротворчество возникло в процессе трудовой деятельности, общении человека с окружающей средой. Орнамент в древности имел ритуальное значение. Например, у казахов были бронзовые и серебряные талисманы с солярными кругами - символами солнца, луны, неба, которым они поклонялись. Орнаментированный талисман был знаком магии, символом счастья и благополучия, отражением религиозных представлений.

Определенную роль в формировании зооморфных и других мотивов казахского орнамента сыграли: запрет ислама на изображение живых существ, тенденция в этот период к стилизации изображений в изделиях прикладного искусства. Мотивы казахского орнамента чрезвычайно многочисленны и сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполнения. Основные узоры можно разграничить на кос-могонинеские, зоомофные, растительные, геометрические и т.д. Из сочетания основных узоров образуется масса производных.

К древнейшим относятся космогонические узоры. В первую очередь следует назвать солярный круг. Ему поклонялись древние скотоводы, а позднее казахи. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманом, оберегом. К космогоническим узорам относятся вихревые розетки, также являвшиеся символом солнца. Эти узоры встречаются на керамике и в архитектурном декоре, например, на фасаде - мавзолея Бабаджи хатун, расположенного в окрестностях Джамбула, фризе мавзолея Алаша-хана в Центральном Казахстане.

Космогоническими тесно связаны узоры, которые являются символическими изображениями природы. Земля и вода - главные стихии скотоводов, им поклонялись как священным. У казахов волнистые кривые линии, зигзаги, которые называются су, обозначают воду, реку, течение.

Узоры в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц являются основными в казахском орнаменте. Из них составляется множество производных. Кроме того, на их основе разработаны многообразные кривые и волнистые линии, спирали и завитки.

Зооморфные узоры, нередко связанные с древней мифологией, разработаны на основе реалистических изображений тотемных животных и птиц: барана, архара, оленя, волка, быка, верблюда, беркута, ястреба и других.

Ко второму тысячелетию до нашей эры восходят геометрические элементы казахского орнамента. На территории Казахстана в советское время открыто и исследовано много памятников эпохи бронзы, и среди них керамика с геометрическим орнаментом, напоминающим ковровые узоры казахов. Он встречен также на наскальных рисунках и предметах из бронзы.

Геометрический орнамент широко используется в архитектурном декоре, ковровых изделиях, в резьбе по дереву и камню, в тиснении по коже. Эго квадрат, ромб, четырехугольники, треугольники, составляющие половину квадрата или ромба, разделенных по диагонали, шестиугольники, восьмиугольники, фигуры из квадратов и треугольников, параллелограмм. Для геометрических узоров характерны равновесие между отдельными элементами, пропорциональное деление фигур, вписанных в композицию. Многообразны всевозможные линии: прямые, волнистые, спиралевидные, в виде цепочки, шнура.

Растительные узоры казахского орнамента, подобно другим группам. К основным относятся характерные розетки в центральном поле ковра использующийся на вышивке образующие арабесковую вязь, использующийся в резьбе в ковровых изделиях, сходные с ним узоры часто встречающиеся в вышивке настенных ковров, одежды, подзоров для кровати.

В казахском орнаменте встречаются узоры, представляющие схематические изображения предметов бытового обихода. Это квадрат для украшения центральной части композиций, узор, применяемый в инкрустации и ювелирных изделиях, узор в виде язычков, узор округлой формы, используемый в вышивке тускиизов и в тиснении по коже, узор в виде фигуры.

Многообразие основных исходных элементов давало народным мастерам широкие возможности в составлении производных узоров, фигур, различных орнаментальных композиций путем сочетания и комбинации их с простейшими мотивами, спиральными и волнистыми завитками, зигзагами, кругами, ромбами и т. д.

Орнамент всегда соотнесен с размером вещи и ее формой. С большим мастерством народные мастера размещают сложные по конфигурации композиции как на больших, так и на малых плоскостях.

Для орнаментальных композиций характерно примерное равенство площадей фона и узоров. Фон обычно окрашен иначе, чем узоры, благодаря этому создается впечатление дополнительных узоров.

Узоры в композициях располагаются симметрично. В них бывает одна, две или больше осей симметрии, относительно которых располагаются узоры. В зависимости от осей симметрии на плоскости изделий строятся декоративные центры, бордюры и отдельные фрагменты орнаментальных композиций. Именно наличие осей симметрии уравновешивает площади

фона и узоров и создает впечатление максимального заполнения плоскости орнаментом. Относительно осей симметрии строятся и цветовые акценты. Симметрия, один из основных принципов орнаментации, характерна и для цветового решения в целом. Гармоничное цветовое решение, ритмическое чередование и сочетание различных тонов - характерная особенность узоротворчества и в изделиях казахов. Цвет тесно связан с материалом изделия и графикой узоров. Посредством цвета выделяются центры орнаментальных композиций, бордюры, фон, например, в ковровых композициях центральное поле нередко составляется из нескольких одинаковых по форме, но различно окрашенных розеток или их основных контуров. Варьирование нескольких локальных тонов позволяет создавать выразительные орнаментальные ряды и композиции. Симметрия и ритмическое повторение различно окрашенных узоров приглушает локальные чистые тона.

Иногда цветовое решение орнамента и фона контрастно, как, например, в войлочных изделиях, с использованием черного и белого цветов. Для казахского орнамента характерно также сочетание черного и малинового цветов, голубого с зеленым и т. д.

В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Так, синий цвет - символ неба, поклонения небу; красный - огня, солнца; белый - истины, радости, счастья; желтый - разума; черный - земли; зеленый - весны, молодости.

Хотя орнамент, как вид прикладного искусства использовался для украшения предметов быта: одежды, убранства юрты, творческий гений народа преобразует эти утилитарные предметы в произведения искусства, придавая им художественную ценность. Мастера казахского народного орнамента обладали высоким художественным вкусом, умением так скомбинировать детали орнамента, так сочетать краски, чтобы добиться красочных эффектов, радующих глаз.

Все эти основные приемы построения орнаментальных композиций сохраняются и в современном декоративно-прикладном искусстве казахов, как и многочисленные основные и производные элементы орнамента, как знак художественной культуры.

Список литературы:

1. Ожегов И.С. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1989. - С. 944.

2. Эстетика: словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - С. 447.

3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: т. 1-4. -М.: Русский язык, 1978. - С. 699.

4. Золоторева Л.Р. История искусств. «Художественная картина мира» (взоимосвязь искусств в историко-культурном процессе): учебное пособие. - Караганда: Изд-во КарГУ имени Е.А. Букетова, 1996. - 192 с.

5. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. - М.: Высшая школа, 1987. - 230 с.

6. Нуржанов Б.Г. Культурология: курс лекций. - Алматы: Университет «Кайнар», 1994. - 200 с.

7. Бореев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 450 с.

8. Журавлев В.В. Мир художественной культуры; Философские очерки. - М.: Мысль, 1987. - 237 с.

9. Шалабаева Г.К. Постижение культуры: мировозренческие парадигмы и исторические реалии Казахстана. - Алматы: «Акыл штабы», 2001. -420 с.

10. Магулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. - Алма-Ата: 0нер, 1986. - Т. 1. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.