Научная статья на тему 'Казахи Монгольского Алтая: экономические и социальные трансформации в XXI веке'

Казахи Монгольского Алтая: экономические и социальные трансформации в XXI веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
казахская диаспора в Монголии / Монгольский Алтай / миграции из Монголии в Казахстан. / Kazakh diaspora in Mongolia / Mongolian Altai / migration from Mongolia to Kazakhstan.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Финке Питер

В статье рассматриваются социальные, демографические, экономические изменения в Западной Монголии, населенной казахским населением, которое является крупнейшим меншинством страны (1989 г. 6% населения Монголии). Происходящие изменения осмысливаются автором с учетом миграции в последние десятилетия этнических казахов на историческую родину, в Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Финке Питер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Kazakhs of Mongolian Altai: economic and social transformation in the 21st century

The article examines the social, demographic and economic changes in Western Mongolia, populated by the Kazakhs, which is the largest minority in the country (1989 6% of the population of Mongolia). The changes are comprehended by the author taking into account the migration of ethnic Kazakhs to their historical homeland, Kazakhstan during the last decades.

Текст научной работы на тему «Казахи Монгольского Алтая: экономические и социальные трансформации в XXI веке»

УДК 39(=571.3)

Казахи Монгольского Алтая: экономические и социальные трансформации в XXI веке74

Финке Питер

доктор социальной и культурной антропологии, профессор заведующий департаментом социальной и культурной антропологии Университета Цюриха. Switzerland CH-8050 Zurich Andreasstr., 15. E-mail: peterfinke@uzh.ch

Аннотация. В статье рассматриваются социальные, демографические, экономические изменения в Западной Монголии, населенной казахским населением, которое является крупнейшим мен-шинством страны (1989 г - 6% населения Монголии). Происходящие изменения осмысливаются автором с учетом миграции в последние десятилетия этнических казахов на историческую родину, в Казахстан.

Ключевые слова: казахская диаспора в Монголии; Монгольский Алтай; миграции из Монголии в Казахстан.

Введение. Запад Монголии представляет собой особую территорию, как в экологическом, так и в исторически-этническом плане. Для региона характерны высокогорные массивы Монгольского Алтая, граничащие с пустынными степями, что предполагает экстенсивный тип хозяйствования как преобладающий вид экономической деятельности. Как и в других частях страны, жизнь людей за прошедшие десятилетия здесь претерпела фундаментальные изменения. Характер адаптации был иногда успешным, иногда не очень: «метод проб и ошибок».

Западные провинции считаются наименее заселенными регионами страны, которые единственные в Халха-Монголии имеют небольшую плотность населения. В структуре населения преобладают, с одной стороны, различные западно-монгольские (ойратские) группы, а с другой стороны, тюркоязычные казахи. Как самое большое этническое меньшинство страны, казахи воспринимают региональную и государственную политику, прежде всего, через призму своей принадлежности к исламу. Важным фактором является также то, что территорию Монголии с начала 1990 годов, эмигрировав в Казахстан, покинуло примерно около половины всей казахской диаспоры (Finke 2013).

Данная статья описывает экономические и социальные изменения в жизни казахов Монгольского Алтая за последние десятилетия. Это осуществляется на примере анализа провинции Ховд, в которой казахи составляют большинство населения и в которой автор с начала 1990-х годов проводит полевые исследования. Цель статьи - описать картину изменений общих условий и соответствующих им стратегий людей.

Казахи в Монголии. Исторически, казахи являются новоприбывшими в Монголию. Первые группы пересекли границу со стороны Китая в поисках пастбищ во второй половине XIX столетия, но все же, самые большие волны переселения пришлись на начало XX столетия. Вместе с мигрантами из Китая прибывали также небольшие группы, которые мигрировали из возникшей тогда Советской Республики Казахстан. В 1940 году на западе Монголии была основана провинция Баян - Улгий, в которой казахи составили, пожалуй, тогда большинство населения (Nyambuu 1992; Zardixan 1995; Finke 1999). Наряду с этим, достаточно большие группы имелись, прежде всего, в соседней провинции Ховд, а также в столице Улан-Баторе, промышленных центрах Дархан, Эрдэнэт и Налайх (Nyambuu 1992; Finke 2004).

Перевод с немецкого Рякова РМ. и Рякова Е.Г.

В 1989 году в Монголии, в целом, проживало примерно 130 000 казахов, которые представляли собой самое большое меньшинство страны (почти 6% населения). Исследования автора показали, что казахи не считали себя подверженными какой-либо экономической или политической дискриминации, и были, наоборот, в среднем, состоятельнее, чем монголы. На региональном уровне существовали формы культурной автономии, с журналами, радио и школьными уроками на казахском языке. Также, на государственном уровне казахи занимали достаточно высокие посты, но не выше уровня заместителя первого руководителя (Finke 2004).

По опросам, начавшаяся к этому времени миграция в Казахстан происходила, прежде всего, из экономических мотивов. Она никогда не была связана с отрицательным отношением к Монголии как таковой, когда люди не видят для себя перспектив в сотрясаемой кризисом стране. В течение небольшого количества лет, между 1990 и 1994, почти 40 % всех семей покинули страну в направлении Казахстана, где они расселялись, прежде всего, в северных регионах. Достаточно суровый климат, трудная экономическая ситуация в сочетании с преимущественно русскоязычным населением заставила часть из них вернуться в последующие годы назад в Монголию. Вторая волна миграции начиналась вскоре после наступления нового тысячелетия в связи с экономическим бумом в Казахстане и создании более благоприятных условий жизни на местах. Сегодня в Казахстане находится примерно половина проживавших в Монголии казахов, а именно, их потомков, живших на другой стороне границы (Diener 2009; Werner, Barcus 2009; Barcus, Werner 2010; Finke 2013).

Экологические и экономические общие условия. Район Ховд расположен на северо-западе одноименной провинции, на границе с соседним Баян -Улгий. С экологической точки зрения он - типичный пример региона с участками пастбищ Монгольского Алтая, которые имеются на западе района, а так же участками вдоль рек Ховд и Буянт. По сравнению с Баян - Улгий, климат там несколько мягче, с ежегодными средними температурами около нуля. В то же время на равнины, расположенные на высоте от 1.000 до 1.500 м, выпадает очень незначительное количество осадков - меньше чем 100 мм в год. Поэтому, в противоположность Казахстану, зимы там очень бедны снегом.

Региональная экономика обусловлена, соответственно, данными экологическими условиям и основана, преимущественно, на скотоводстве. В низовьях Буянта начинаются территории, которые приемлемы для земледелия, приобретающего в последние годы все большее значение. В западной Монголии примерно 80 % от всего имеющегося составляет мелкий рогатый скот. С начала коллективизации на западе сильно возросло поголовье коз, также как и в других частях страны, где козы и сегодня заметно превосходят количество овец. Среди крупного скота речь идет о преимуществе поголовья лошадей и коров (в том числе, незначительную часть составляют яки). Число верблюдов относительно незначительно.

В социалистическое время на территории Тариалана образовались коллективные хозяйства. Для большого числа животноводов, также как и земледельцев, которые образовывали собственные бригады, социалис-тический период был временем относительного благосостояния. Это относится к казахам Ховда, которые были преимущественно бедны до этого периода. Но также и большинство монголов оценивают это время как преимущественно положительное. Всеобъемлющее снабжение, регулярная зарплата и, прежде всего, социальная защищенность от рисков являются центральными аргументами дан-

ной оценки (Finke 2004).

Начало рыночных отношений. Приватизация сельской экономики происходила в Монголии высокими темпами. По существу она закончилась к 1993 (Goldstein, Beall 1994). Несмотря на положительное отношение к прошлым социалистическим формам ведения хозяйства, сегодняшней системой довольны многие. Возможность частного владения скотом была встречена позитивно. Предметом критики был первоначально роспуск коллективных хозяйств. Это повлекло за собой то, что в течение первых лет маркетинг собственных продуктов был очень труден, и многим животноводам пришлось заниматься меновой торговлей. В то же время, большинство пытались встречать более высокий риск частной бюджетной экономики диверсификацией экономической деятельности. В результате, некоторые члены семьи начинали начать выращивать картофель, другие овощи и фрукты и пробовали торговать с Китаем (Finke 2004). В течение последних лет наблюдалась миграция в большие и малые города, с тех пор, как там появились возможности работать в торговле, строительстве или прочих секторах. В то же время, скотоводство и земледелие в условиях возросшего спроса и поднятия цен стали приносить больший доход, чем еще 10 лет назад.

Как во всех постсоциалистических обществах, переход от планового хозяйства к рынку привел к ярко выраженному экономическому и социальному расслоению общества. Этот процесс стал заметен уже в ранние 1990-е годы, и все более усиливается с тех пор. Прежде всего, это касается вложений в большие пастбища и другие дополнительные опции. В центральной части региона разность возможностей проявляется во вложениях в строительном секторе, особенно в строительстве новых больших домов, в проведении торжеств - например, свадеб, которые требуют больших затрат. Нужно отметить, что строительство новых, больших домов является, согласно мнению многих опрошенных, фактором снижения миграционного потока в Казахстан. Люди, которые предпочли остаться, инвестируют в жизнь в Монголии (1).

Тем не менее, ситуация остается трудной и, прежде всего, рискованной. Несколько лет назад, после того, как ряд жестких зим и летних засух (на казахском - «жут») привели к высоким потерям скота, многие прогнозировали конец этой идеи как экономической основы. Тогда разведение в регионе Ховд картофеля, овощей и фруктов рассматривалось как замечательная альтернатива. Очень скоро стало понятно, что это - иллюзия, так как на рынке выросло количество новых производителей, штурмовавших рынок. В этом плане более перспективной осталась миграция в Казахстан или в города - даже с учетом того, что на сегодняшний день в распоряжении половины населения пастбища и пашни имеются в достаточной мере.

Перемены в социальной и культурной жизни. Изменения в экономической сфере оказали воздействия на другие аспекты жизни общества. В Монголии у казахов есть, вообще, склонность придавать большое значение родственным отношениям. В Центральных районах большое значение - как и в других районах, заселенных казахами - имеет родословная. Все казахи в Монголии относятся, к так называемому, Среднему Жузу (Orta Zhuz), причем, примерно 90 % принадлежат клану кереев и примерно 10 % - к найманам. Родственные отношения играют важную роль взаимной поддержки во многих областях повседневной жизни (Finke 2004).

При этом нужно констатировать, что родственные и другие социальные отношения, например, соседство, в прошедшие десятилетия сильно изменились.

Очень часто казахи в Ховде говорят об уменьшении взаимного доверия по сравнению с периодом социализма. В предыдущей системе, согласно опросам, аргументами являлось то, что формы кооперации людей поддерживали страну, и другие формы отношений не были востребованы ^пке 2004). Резкие перемены и эмиграция большой части населения в Казахстан не создала благодатной почвы для укрепления связей и доверия, никто не был уверен в том, что люди, проживающие рядом, в следующем году останутся на том же месте. Упомянутое экономическое расслоение общества стало дополнительным усложняющим фактором. Вследствие этого, для более богатых людей выстраивать более тесные социальные отношения стало небезопасным.

Поголовье скота в провинции Ховд (1989-2013)

Диаграмма 17

Возникающие при этих социальных изменениях культурные перемены налицо. Например, еще в 1990-е годы свадьбы происходили, как правило, в собственной юрте и ограничивались, по существу, потреблением в больших количествах мяса и алкоголя. Количество гостей при этих торжествах было, как правило, ограничено, так как большое количество бракосочетаний происходили в форме превращенного в обряд похищения невесты. Сегодня снизилось, с одной стороны, потребление алкоголя - за исключением кумыса - во всяком случае, в массовом потреблении; также свадьбы сопровождаются сегодня либо спортивными состязаниями на стадионах, в сопровождении скачек и борьбы, либо проходят в одном из вновь открытых ресторанов в близлежащем городе Ховд. Здесь сказывается, не в последнюю очередь, высокое культурное влияние Казахстана, где проведение торжественных событий связано так же с очень высоким затратами и идущей профессионализацией.

Региональная и государственная политика. Проведение свадеб и других торжеств - это показатель социального статуса, и в то же время, важное выражение казахской общности. К важным торжествам относятся, например, «Наурыз» и различные религиозные праздники. Принадлежность к большей этнической общности казахов в случае диаспоры в Монголии не ставится под вопрос. Существенные критерии - наряду с родным языком и мусульманской верой -фиксация происхождения, как казаха. При этом спор об этнических границах и двойственности соответствующих маркеров едва ли нужно сопоставлять. Особенно чувствительно религиозное различие в отношении буддийских монголов,

75 Статистическая служба провинции Ховд

что представляет прямо-таки непреодолимую границу. В локальном контексте, даже в городе, не в последнюю очередь по этой причине, почти не заключаются межэтнические браки ^пке 2004).

Это подразумевает наличие определенного напряжения в повседневных отношениях. В то же время, похожие формы кооперации, такие, как общие для них кочевые формы отношений, представляются значительными. Взаимная поддержка является, например, обязательным правилом при поиске пропавшего скота или при осуществлении других видов работы. Конфликты вокруг пастбища с незначительной растительностью могут длиться достаточно долго. Тем не менее, они приобретают характер межэтнических в самых редких случаях. Также у тех казахов, которые покинули Монголию, никогда не слышно отрицательных слов о монголах, которые оцениваются ими, прежде всего, как друзья и соседи ^пке 2013). Конечно, много казахов сообщали, что в течение последних лет отношения в близлежащем центре провинции Ховд резко ухудшились, появились ссоры в молодежной среде.

На государственном уровне встречается все меньшее количество благоприятных сообщений. Многие жаловались на более или менее открытые антиказахские отзывы нынешнего президента Монголии. Отношение оставшихся казахов, однако, противоречиво. Те, которые решили остаться, все более решительно предпочитают инвестировать в монгольское воспитание детей. Улан-Батор стал снова популярным местом учебы. В то же время, Казахстан оценивается как важная контрольная точка, и с собственными родственниками стараются поддерживать тесные отношения ^пке 2013). Полностью миграция туда не исключается, вероятно, никем.

Перспективы. На современном этапе можно едва ли говорить об увеличении миграционных потоков в Казахстан. Возвращение в Монголию в большом объеме также кажется маловероятным. В настоящее время наблюдается небольшое движение в обоих направлениях (вплоть до очень частых взаимных посещений). В случае ухудшения экономических и политических условий в Монголии, тем не менее, обновление миграции не нужно исключать, к ней могут присоединяться тогда те, которые до сих пор не планировали этого. Это оказало бы влияние на демографические отношения также не без воздействия на межэтнические отношения и политическое положение казахов в Монголии. Люди в Ховде осознают эти риски, и, таким образом, возникает ситуация, при которой решение остаться или уехать зависит также от обстоятельств.

Экономическое развитие тяжело оценивать на региональном уровне. Большим преимуществом Монголии по сравнению с другими сельскими регионами в Центральной Азии был всегда относительно крепкий натуральный сектор. Когда отсутствует стремление заниматься собственным стадом, возможно заниматься земледелием. Это аспект жизни в Монголии оценивается казахами -на обеих сторонах границы - снова и снова положительно.

До сих пор сосуществование казахов и монголов, несмотря на возникающее напряжение и редкие противоречия, может быть оценено прямо-таки как образец по сравнению с ситуациями во многих других частях мира. Для будущих отношений обоих государств это могло бы стать весомым исходным пунктом и основой кооперации. В результате исследования было выявлено, что кочевых казахов, как и монголов, отличает высокий уровень экономической и социальной гибкости и адаптации, который позволяет им находить верную дорогу в быстро изменяющейся окружающей среде.

Эдебиеттер tî3îmî/ Список литературы

1. Barcus H., Werner C. The Kazakhs of Western Mongolia: Transnational Migration from 1990 - 2008 // Asian Ethnicity. - 2010. - №2(11). - P. 209-228.

2. Diener A. One Homeland or Two? The Nationalization and Transnationalization of Mongolia's Kazakhs. - Stanford: Stanford University Press. 2009.

3. Finke P.. The Kazaks of Western Mongolia. In: I. Svanberg (ed.), Contemporary Kazaks: Cultural and Social Perspectives. - London: Curzon, 1999 - P. 103-139.

4. Finke P. Nomaden im Transformationsprozess. Kasachen in der post-sozialistischen Mongolei. -Münster: Lit, 2004.

5. Finke P. Historical Homelands and Transnational Ties: the Case of the Mongolian Kazaks // Zeitschrift für Ethnologie. - 2013. - 138. - P. 175-194

6. Goldstein M.C., Beall M.C. The Changing World of Mongolia's Nomads. - Hong Kong,1994.

7. Nyambuu, X. Mongolin ugsaatni züy. Udirtgal [Ethnographie der Mongolen. Eine Einführung]. -Ulaanbaatar, 1992.

8. Werner, C. & H. Barcus. 2009: Mobility, Immobility and Return Migration: The Impact of Transnational Migration on the Kazakh Diaspora in Mongolia. Migration Letters 6(1): 49-62

9. Zardixan, Qinayatuli. 1995. Zhilagan zhildar shezhiresi [Geschichte der traurigen Jahre]. Almaty.

References

Barcus, Werner 2010 - Barcus, H, Werner, C 2010, The Kazakhs of Western Mongolia: Transnational Migration from 1990 - 2008, Asian Ethnicity 2(11), P. 209-228. (in Eng).

Diener 2009 - Diener, A 2009, One Homeland or Two? The Nationalization and Transnationalization of Mongolia's Kazakhs. Stanford University Press, Stanford. (in Eng).

Finke 1999 - Finke, P. 1999. The Kazaks of Western Mongolia. In: I. Svanberg (ed.), Contemporary Kazaks: Cultural and Social Perspectives, Curzon, London, P. 103-139. (in Eng).

Finke 2004 - Finke, P. 2004. Nomaden im Transformationsprozess. Kasachen in der post-sozialistischen Mongolei. Lit, Münster. (in Deu).

Finke 2013 - Finke, P. 2013. Historical Homelands and Transnational Ties: the Case of the Mongolian Kazaks. Zeitschrift für Ethnologie 138: 175-194. (in Eng).

Goldstein, Beall 1994 - Goldstein, Melvyn C. & Cynthia M. Beall. 1994. The Changing World of Mongolia's Nomads. Hong Kong. (in Eng).

Nyambuu 1992 - Nyambuu, X. 1992. Mongolin ugsaatni züy. Udirtgal [Ethnographie der Mongolen. Eine Einführung]. Ulaanbaatar. (in Deu).

Werner, Barcus 2009 - Werner, C. & H. Barcus. 2009: Mobility, Immobility and Return Migration: The Impact of Transnational Migration on the Kazakh Diaspora in Mongolia. Migration Letters 6(1): 49-62. (in Deu).

Zardixan 1995 - Zardixan, Qinayatuli. 1995. Zhilagan zhildar shezhiresi [Geschichte der traurigen Jahre]. Almaty. (in Kaz).

Монгол Алтайынын казактары: 21 гасырдагы экономикалык жэне элеуметпк трансформациялар

Питер Финке

элеуметпк жэне мэдени антропология докторы, профессор, Цюрих университетнщ элеуметпк антропология жэне мэдени о^улар департаментнщ мецгерушюг Switzerland CH-8050 Zurich Andreasstr. 15. E-mail: peter.finke@uzh.ch

TYrn4. Ма^алада елдщ аса аз белИн ^урайтын (1989 - Монголия хал^ыньщ 6%-ы) ^аза^ тургын-дары орналас^ан Батыс Монголиядагы элеуметпк, демографиялыщ, экономикалыщ езгерю-тер ^арастылылады. Автор болып жат^ан езгерiстердi тарихи Отаны - К^аза^станга этникалыщ ^аза^тардын кешь^онымен байланыста тал^ылайды.

TYrn4 сездер: Монголиядагы ^аза^ диаспорасы, Монгол Алтайы, Монголиядан ^аза^станга кешь^он.

The Kazakhs of Mongolian Altai: economic and social transformation in the 21st century

Peter Finke

Doctor in Social and cultural anthropology, professor, Chair of Department of Social Anthropology and Cultural Studies in University of Zurich. Switzerland CH-8050 Zurich Andreasstr. 15. E-mail: peter.finke@ uzh.ch

Abstract. The article examines the social, demographic and economic changes in Western Mongolia, populated by the Kazakhs, which is the largest minority in the country (1989 - 6% of the population of Mongolia). The changes are comprehended by the author taking into account the migration of ethnic Kazakhs to their historical homeland, Kazakhstan during the last decades.

Keywords: Kazakh diaspora in Mongolia; Mongolian Altai; migration from Mongolia to Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.