Научная статья на тему 'Казачьи дружины в обеспечении общественной безопасности и правопорядка'

Казачьи дружины в обеспечении общественной безопасности и правопорядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
623
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА / КАЗАЧЬЯ ДРУЖИНА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / СОГЛАШЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурлев О.В.

Актуальность научной статьи обусловлена необходимостью уточнения правовых механизмов участия казачьих дружин в обеспечении общественной безопасности и охране правопорядка. Основным методом, использованным при написании научной статьи был формально-юридический. Это позволило достичь научную цель рассмотреть основы правового обеспечения деятельности казачьих дружин из числа реестровых казачьих обществ по привлечению их органами публичной власти к обеспечению общественной безопасности и правопорядка. Выводы: по нашему мнению, достаточно полно обеспечить необходимый уровень регулирования всех вопросов, связанных с обеспечением деятельности общественных организаций казачьих, привлекаемых к обеспечению общественной безопасности и правопорядка следует передачей части полномочий правоохранительных органов государственной власти органам местного самоуправления, которое бы способствовали расширенному привлечению специализированных казачьих дружин к обеспечению общественной безопасности и правопорядка с учетом объективных природногеографических, экономических и криминологических особенностей муниципальных районов и городских округов в России, их исторических, национальных и иных местных традиций, а так же в условиях реформирования органов внутренних дел, сокращения личного состава и отказа от несвойственных им функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурлев О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казачьи дружины в обеспечении общественной безопасности и правопорядка»

УДК 34.07

О.В. Бурлев

магистрант программы ИГСУ РАНХиГС г. Москва

КАЗАЧЬИ ДРУЖИНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРАВОПОРЯДКА

Аннотация

Актуальность научной статьи обусловлена необходимостью уточнения правовых механизмов участия казачьих дружин в обеспечении общественной безопасности и охране правопорядка. Основным методом, использованным при написании научной статьи был формально-юридический. Это позволило достичь научную цель - рассмотреть основы правового обеспечения деятельности казачьих дружин из числа реестровых казачьих обществ по привлечению их органами публичной власти к обеспечению общественной безопасности и правопорядка.

Выводы: по нашему мнению, достаточно полно обеспечить необходимый уровень регулирования всех вопросов, связанных с обеспечением деятельности общественных организаций - казачьих, привлекаемых к обеспечению общественной безопасности и правопорядка следует передачей части полномочий правоохранительных органов государственной власти органам местного самоуправления, которое бы способствовали расширенному привлечению специализированных казачьих дружин к обеспечению общественной безопасности и правопорядка с учетом объективных природно-географических, экономических и криминологических особенностей муниципальных районов и городских округов в России, их исторических, национальных и иных местных традиций, а так же в условиях реформирования органов внутренних дел, сокращения личного состава и отказа от несвойственных им функций.

Ключевые слова:

органы публичной власти, обеспечение общественной безопасности и правопорядка, казачья дружина, общественные объединения, добровольные народные дружины, соглашение, местное самоуправление.

Необходимый уровень социальных общественных отношений безопасности и правопорядка обуславливается совокупностью правовых норм «в целях предотвращения, локализации и ликвидации условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность жизненно-важным общественным интересам и гражданам» [13], и является необходимым условием позитивного российского общественного развития, в том числе на территориях муниципальных образований Краснодарского края.

Правопорядок - многоаспектное явление, характеризующее состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение законодательства, одна из составных частей общественного порядка. Поддержание и восстановление правового порядка осуществляется специальными органами государства.

Общественная безопасность является совокупностью общественных отношений, правовое регулирование которых обеспечивает предотвращение, локализацию и ликвидацию условий и факторов, создающих потенциальную и реальную опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка осуществляется на всех уровнях публичной власти, в соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции РФ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции Российской Федерации устанавливается, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления [1].

Конституционное сохранение прерогативы за местным самоуправлением охраны общественного порядка силами общественных организаций (попытка создания муниципальной полиции потерпела неудачу

[4, 8, 11]) не является полноценной, органы местного самоуправления правомочны только принимать участие в создании, финансирование таких общественных организаций. Руководство ими в процессе обеспечения общественной безопасности и правопорядка осуществляется государственными правоохранительными органами. Как отметил В.В. Путин в Ростове-на-Дону на заседании Государственного совета РФ: «Не подлежит сомнению — чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень преступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься ее профилактикой. Подчеркну, этот вопрос должен быть детально продуман» [14].

В условиях реформирования органов внутренних дел, сокращения личного состава и отказа от несвойственных им функций необходимость к привлечению казачьих дружин в обеспечении общественной безопасности и правопорядка с учетом объективных природно-географических, экономических и криминологических особенностей муниципальных районов и городских округов Краснодарского края, их исторических, национальных и иных местных традиций постоянно актуализируется. Такая необходимость особо проявляется в муниципальных образованиях Краснодарского края во время курортного сезона, когда отдыхающие становятся удобной «мишенью для совершения различного рода преступлений и иных противоправных действий. Казачество рассматривается как исторически сложившиеся и традиционно направленное общественное объединение на обеспечения общественной безопасности и правопорядка, серьезно организованная общественная организация в решении подобных задач. Казачество по причине, прежде всего, своего особого правового статуса и структурной организации исторически адаптированной к выполнению охранно-оборонных функций имеет очень высокий потенциал выполнения таких функций. Начальным этапом привлечение казачьих формирований для охраны правопорядка послужил Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 563 (ред. от 17 октября 2013 г.) «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» [3], в котором был установлен механизм привлечения членов казачьих формирований, внесенных в государственный реестр казачьих обществ, к охране общественного порядка, в том числе и при взаимодействии с органами внутренних дел. Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) «О государственной службе российского казачества» [2] определяется казачье общество, как «форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация)». На основе Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 93 (ред. от 7 октября 2015 г.) [5], распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 августа 2012 г. № 656-р «Об организации деятельности казачьих дружин, участвующих в охране общественного порядка в Краснодарском крае» рекомендован порядок работу по созданию в районных Кубанского войскового казачьего общества казачьих дружин для участия в охране общественного порядка на территории муниципальных образований Краснодарского края [9].

Публичная власть в Краснодарском крае уделяет особое внимание формам «партнерства» с казачьими дружинами в обеспечении общественной безопасности и правопорядка. Так Законом Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1267-КЗ (ред. от 28 ноября 2014 г.) «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» урегулированы отдельные вопросы добровольного участия граждан и их объединений в охране общественного порядка. А так же определены: полномочия органов публичной власти; гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка; полномочия органов местного самоуправления в Краснодарском крае по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка [7].

Казачье общество на основе конкурса заключает договор (соглашение) на осуществление деятельности по участию в охране общественного порядка и иных целей с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории такого муниципалитета. Договором (соглашением) определяются условия и порядок привлечения членов казачьих обществ к содействию в осуществлении

полномочий исполнительных органов государственной власти по охране общественного порядка. В них также определяется порядок финансирования, сроки действия данных договоров (соглашений), основания и порядок их досрочного расторжения, иные условия, связанные с исполнением их положений. За качественное выполнение услуг муниципальное образование предоставляет субсидии казачьим обществам из средств бюджета муниципалитета. Например, Постановление администрации города Сочи от 31 марта 2016 г. № 788 (ред. от 12 января 2018 г.) «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидии районным социально ориентированным казачьим обществам Черноморского окружного казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества города Сочи» [10].

При привлечении к обеспечению общественной безопасности и правопорядка казачьи дружины находятся на государственной службе и демонстрируют результативность и высокую эффективность при проведении мероприятий по обеспечению безопасность массовых городских гуляний, праздников, совместно с правоохранительными органами осуществлять патрулирование улиц посёлков. Они могут принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, сопровождении грузов, в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации, так же участвовать в егерской, природоохранной и экологической службе, охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения, охране лесов от пожаров, защите от вредителей и болезней.

Добровольные казачьи дружины создаются двух видов: обычные и специализированные. Обычные казачьи дружины - образуются и действуют, как правило, по территориальному принципу вовлечение граждан и общественных объединений в деятельность по охране правопорядка. Специализированные дружины должны быть образованы по решению руководящих органов казачьих обществ ставящих цели улучшения организационной работы по пресечению и профилактике отдельных видов правонарушений либо по направленности деятельности казачьих дружин. Формирование специализированных дружин обычно происходит из лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями и имеющих навыки работы с конкретными видами правонарушений на которых специализируется казачья дружина, что и обеспечивает их высокую эффективность. Выступая помощниками правоохранительных органов, казачьи дружины не имеют прав требовать предъявления документов, задержаний, привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности. При этом при несении государственной службы они значительно более уязвимы, чем, например, полицейские и сотрудники МЧС.

В некоторых субъектах Российской Федерации в том числе и Краснодарском крае Распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2012 г. № 1661-р «О предоставлении Кубанскому войсковому казачьему обществу права учреждения частной охранной организации», предоставлено право учреждать частные охранные организации, что переводит функции «государственной службы» в разряд «коммерческих услуг» [6]. В этих случаях дополнительно расширяет компетенцию по обеспечению общественной безопасности и правопорядка казачьих обществ, так как в этом случаи оказываются платные охранные услуги.

Назначение командиров народных дружин из числа членов казачьих обществ осуществляется атаманами окружных (отдельских) казачьих обществ по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел [12].

Народные дружинники из числа членов казачьих обществ выполняют обязанности по охране общественного порядка в форменной одежде, установленной для членов соответствующего казачьего общества, с использованием символики народного дружинника, традиционного холодного оружия.

В заключение следует отметить обеспечение общественной безопасности и правопорядка на территории муниципального образование - это сфера деятельности, в которой ежедневно пересекаются интересы практически всех граждан находящихся на территории муниципального образования. Без достаточных полномочий по обеспечению общественной безопасности и правопорядка обеспечить поддержание спокойствия, общественной безопасности и правопорядка силами местного самоуправления довольно затруднительно. Следует констатировать, что в настоящее время на федеральном уровне не

~ 111 ~

определен конкретный перечень форм совместной деятельности местного самоуправление с казачеством по обеспечению общественной безопасности и правопорядка. Это обусловлено тем, что не систематизирован уникальный, накопленный годами опыт взаимодействия муниципалитетов с общественными организациями в различных регионах, выполняющих функции по обеспечению общественной безопасности и правопорядка. Наделение законами субъектов Российской Федерации общественных организаций - казачьих дружин полномочиями, которыми обладают органы дознания, следствия, полиция и прочие органы федеральной исполнительной власти, противоречит федеральному законодательству и Конституции Российской Федерации, поэтому нужно искать и научно обосновывать такие формы. Выработать единый подход можно только с учетом системного развития правового регулирования взаимодействия общественных казачьих организаций с органами публичной власти по обеспечению общественной безопасности и правопорядка. В рамках федерального законодательства можно определить только принципы передачи части полномочий правоохранительных органов местному самоуправлению [15]. В законодательстве субъекта Российской Федерации должны устанавливаться конкретные нормы права, которое бы способствовали расширенному привлечению специализированных казачьих дружин к обеспечению общественной безопасности и правопорядка на его территории.

Несомненно, обеспечение общественной безопасности и правопорядка органами местного самоуправления с учетом объективных (природно-географических, экономических и криминологических) особенностей муниципальных районов и городских округов в России, их исторических, национальных и иных местных традиций, а так же в условиях реформирования органов внутренних дел, сокращения личного состава и отказа от несвойственных им функций, является острой необходимостью в обеспечении общественной безопасности и правопорядка квалифицированными и организованными специализированными казачьими дружинами. А это требует соответствующего законодательного обеспечения системой правовых норм совокупности общественных отношений, в целях предотвращения, локализации и ликвидации условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность жизненно-важным общественным интересам и гражданам, в том числе на территориях муниципальных образований Краснодарского края.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) «О государственной службе российского казачества» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дат. обр. - 3 августа 2018 г).

3. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 563 (ред. от 17 октября 2013 г.) «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, (дат. обр. - 3 августа 2018 г).

4. Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1115 (ред. от 16 ноября 1998 г.) "О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления"// Российская газета. 1998. 23 сентября.

5. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 93 (ред. от 7 октября 2015 г.) «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» // Российская газета. 2010. 5 марта.

6. Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2012 г. № 1661-р «О предоставлении Кубанскому войсковому казачьему обществу права учреждения частной охранной организации» // Собрание

~ 112 ~

законодательства Российской Федерации. 2012. № 38. Ст. 5170.

7. Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1267-КЗ (ред. от 28 ноября 2014 г.) «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» // Кубанские новости. 2007. 5 июля.

8. Постановление главы администрации Краснодарского края от 15 августа 1996 г. № 370 "О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в Краснодарском крае"// Документ опубликован не был. Приводится по данным СПС Консультант Плюс.

9. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 августа 2012 г. № 656-р «Об организации деятельности казачьих дружин, участвующих в охране общественного порядка в Краснодарском крае» // Официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru (дат. обр. - 16 августа 2012 г.).

10. Постановление администрации города Сочи от 31 марта 2016 г. № 788 (ред. от 12 января 2018 г.) «Об утверждении порядка определения объема и предоставления субсидии районным социально ориентированным казачьим обществам Черноморского окружного казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества города Сочи» // Новости Сочи. 2016. 21 апреля.

11.Проект федерального закона № 385-7 "О муниципальной милиции в Российской Федерации» //http://sozd.parlament.gov.ru/ (дат. обр. 15 января 2019 г.)/

12. Бекетов О.И., Шухман Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс (дат. обр. 10 января 2019 г.).

13. Босхамджиева Н.А Общественная безопасность как объект административно-правового обеспечения [элект. рес.] http://center-bereg.ru/m761.html (дат. обр. 12 января 2019 г.).

14.Путин открыл первое в этом году заседание Госсовета // Вести т. [элект. рес] https://www.vesti.ru/doc.html?id=128272&tid=46932# (дат.обр. 20 января 2019 г.).

15.Чепунов О.И. Правовая система и системная парадигма // Академический юридический журнал. 2008. № 2 (32). С. 4-8.

© Бурлев О.В., 2019

УДК 347.457

А.А. Гаврилова

студентка магистратуры, СГЮА г.Саратов, РФ

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Аннотация

Актуальность темы исследования определяется наличием проблем, с которыми сталкивается Центральный банк Российской Федерации в рамках осуществления надзорных функций в сфере кредитования. Целью исследования является теоретико-правовой анализ проблем осуществления надзорных полномочий центрального банка российской федерации в сфере банковского кредитования. Методическую основу работы составляют методы анализа, синтеза, формально-юридический.

Ключевые слова:

Центральный банк РФ, кредитование, надзор, надзорные полномочия, мегарегулятор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.