Научная статья на тему 'Кайдзен-костинг как новая концепция управленческого учета'

Кайдзен-костинг как новая концепция управленческого учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2418
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / КАЙДЗЕН-КОСТИНГ / КАЧЕСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ УЛУЧШЕНИЕ / СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустафина Лиана Зякиевна

Данная статья посвящена вопросам реализации концепции бережливого производства с помощью системы кайдзен-костинг для достижения необходимого устойчивого уровня себестоимости продукции, а также поиска путей дальнейшего снижения затрат, при сохранении высокого уровня качества продукции. Рассмотрены направления реализации системы, уровни оценки мероприятий по снижению затрат на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мустафина Лиана Зякиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кайдзен-костинг как новая концепция управленческого учета»

| SCIENCE TIME |

il^1 ^jlil КАЙДЗЕН-КОСТИНГ КАК НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА Мустафина Лиана Зякиевна, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, г. Казань E-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам реализации концепции бережливого производства с помощью системы кайдзен-костинг для достижения необходимого устойчивого уровня себестоимости продукции, а также поиска путей дальнейшего снижения затрат, при сохранении высокого уровня качества продукции. Рассмотрены направления реализации системы, уровни оценки мероприятий по снижению затрат на предприятиях.

Ключевые слова: бережливое производство, кайдзен-костинг, качество, непрерывное улучшение, снижение себестоимости продукции.

Идеи бережливого производства впервые зародились в 1950-х годах и вылились в целую концепцию благодаря Тайити Оно, создавшего производственную систему в Toyota. Изначально концепция применялась только в отраслях промышленности, в частности, в автомобилестроении. Позднее идеи «бережливого производства» получили свое распространение в других отраслях, таких как торговля, сфера услуг, здравоохранение и других.

Основная идея концепции «бережливого производства» - максимально возможное снижение всех видов потерь и увеличение производительности. Применяя данную концепцию, менеджер стремится избавиться от внутренних потерь путем поиска резервов внутри предприятия. Концепция применяется для повышения рентабельности, конкурентоспособности бизнеса без существенных капиталовложений.

В рамках концепции «бережливого производства» выделено множество элементов: канбан, точно вовремя, кайзен, быстрая переналадка, пока-екэ и другие. Наибольший интерес представляет собой кайзен, наиболее крупный

| SCIENCE TIME |

элемент, получивший широкое распространение, который в литературе всё чаще называют самостоятельной концепцией. Основателем и активным распространителем системы «Кайзен» во всем мире признается Масааки Имаи. В 1986 году вышла в свет его книга «Кайзен: путь к успеху японских компаний».

«Кайзен» имеет японские корни и означает «улучшение маленькими шагами» во всех аспектах деятельности - в широком смысле. На уровне предприятия - это процесс постоянного, непрерывного улучшения, которое затрагивает все направления деятельности: управление бизнес-процессами, рабочим временем, использование оборудования, людских ресурсов, материальных ресурсов.

Философия кайзен представляет собой непрерывное движение вперед, поиск возможностей и способов для улучшения во всех сферах человеческой деятельности. Ни дня не должно проходить без улучшения. В условиях глобализации и ужесточения конкурентной борьбы все предприятия стремятся к максимизации прибыли путем минимизации затрат, к повышению качества продукции, к получению преимущества над конкурентами. Борьба за качество привела японские корпорации к стремлению оптимизировать затраты. В управлении затратами прочное место занял кайзен-костинг.

Систему кайзен-костинг разработал Ясухиро Монден в середине 1990-х годов. Кайзен-костинг, в отличие от кайзен как определенного стиля управления, своеобразной философии постоянного стремления к совершенствованию всех аспектов деятельности, имеет более конкретные очертания. Понятие «кайзен-костинг» обозначает достижение необходимого уровня себестоимости продукции, а также процесс поиска путей дальнейшего снижения затрат, при сохранении высокого уровня качества продукции. Система кайзен-костинг близка к системе таргет-костинг, однако это не одно и тоже. Во-первых, обе системы решают одну и ту же задачу (достижение целевой себестоимости и снижение затрат), но на разных уровнях производства, так таргет-костинг направлен на снижение затрат на этапе планирования продукта и его разработки, в свою очередь кайзен-костинг решает задачу снижения себестоимости на стадии производства продукта. Во-вторых, кайзен-костинг имеет исключительно японское происхождение в отличие от системы таргет-костинг, которая была создана в Японии на базе американской системы всеобщего управления качеством [3]. В связи с вышесказанным, систему кайзен-костинг используют преимущественно в отраслях с длительным жизненным циклом продукта, например, в авиации, судостроении, машиностроение и других отраслях промышленности. Таргет-костинг имеет первостепенное значение в отраслях с коротким жизненным циклом продукции, в инновационных отраслях.

Как же работает система кайзен-костинг?

Система реализуется по двум направлениям: во-первых, совершенствование

процесса производства, в случае если запланированная сумма затрат не достигнута, во-вторых, непрерывное уменьшение разницы между реальной и ожидаемой суммы прибыли.

Для того чтобы реализовать систему кайзен-костинг, на предприятии создается комитет по кайзен-затратам. Кайзен-затраты - это сумма затрат на производство одной единицы продукции. Комитет готовит программу по сокращению затрат, ставит цель и временную привязку по осуществлению мероприятий. В рамках реализации программы комитета основополагающей является слаженная работа всех подразделений и структур предприятия. Для целей снижения затрат проводятся собрания по кайзен-костинг. На этих собраниях перед каждым уровнем в иерархии предприятия (подразделение, отдел, цех, участок) ставится определенная сумма кайзен-затрат или целевого снижения затрат с учетом специфики конкретного случая, то есть, другими словами перед каждым подразделением ставится кайзен-задача. На каждом уровне определяются направления и способы снижения затрат. Затем, по истечении определенного периода (обычно, месяц) менеджеры доводят до сотрудников фактические данные, например, по сокращению человеко-часов и трудозатрат. Достигнутые результаты отражаются на оплате труда сотрудников в форме премирования.

Менеджеры должны стремиться к тому чтобы достигнутый от снижения себестоимости результат был равен или превышал установленные в кайзен-задаче целевые показатели, что является основанием для дополнительного премирования (Рис. 1).

Рис. 1 Механизм снижения себестоимости по кайзен-задаче [3]

| SCIENCE TIME |

Как правило, целевой уровень кайзен-затрат устанавливается для производственных и непроизводственных затрат за исключением проектного отдела и отдела продаж, так как на их деятельность влияют внешние связи с контрагентами.

Оценка мероприятий по снижению затрат проводится на двух уровнях: на уровне предприятия и на уровне продукции. Целевые кайзен-затраты для всего предприятия определяются расчетным путем комитетом по кайзен-костингу по следующей формуле:

Целевые кайзен-затраты = Ожидаемая сумма затрат х Целевой коэффициент Целевой коэффициент снижения затрат зависит от установленной на год целевой нормы прибыли. Это отношение составляет примерно 10%. Ожидаемая сумма затрат рассчитывается как произведение суммы фактических затрат на единицу продукции за прошедший период и ожидаемого объема выпуска в настоящем периоде. Сумма фактических затрат на единицу продукции определяется как частое от деления суммы фактических затрат за прошедший период на фактический объем выпуска за прошедший период.

Целевой уровень кайзен-затрат для каждого подразделения можно определить по следующей формуле:

Целевой уровень кайзен-затрат = Целевые кайзен-затраты для всех подразделений х Коэффициент для данного подразделения.

Коэффициент для данного подразделения находится как частное от деления затрат данного подразделения на общую сумму затрат предприятия. [1, с. 69 - 70] Приведем пример. Допустим, объем производства продукции в прошлом периоде составил 127000 тыс. руб., прогнозируется, что в отчетном периоде объем производства составит 150000 тыс. руб. Фактические затраты прошедшего периода при этом составили 1616700 тыс. руб. Плановая норма прибыли 10%. Рассчитаем целевые кайзен-затраты.

1) Определяем сумму фактических затрат на 1 руб. выпущенной продукции. 1616700/127000=12,73 руб.

2) Рассчитываем ожидаемую сумму фактических затрат: 12,73x150000=1909500 тыс. руб.

3) Целевой коэффициент: 10%х0,1=1%

4) Целевые кайзен затраты составили: 1909500x1%= 19095 тыс. руб.

То есть, затраты предприятия должны быть снижены на величину 19095 тыс. руб. Таким образом они составят 1909500-19095=1890405 тыс. руб., при этом фактические затраты на 1 руб. выпущенной продукции снизятся: 1890405/150000=12,60 руб.

Теперь определим целевой уровень кайзен-затрат для подразделения №1.

I SCIENCE TIME I

Допустим, затраты этого подразделения в прошлом периоде составили 35000 тыс. руб.

1) Коэффициент для данного подразделения:

35000/127000=0,28

Целевой уровень кайзен-затрат для подразделения №1:

19095x0,28=5346,6 тыс. руб.

Достижение целевого уровня затрат возможно путем непрерывного применения системы кайзен. Для эффективного функционирования предприятия эта система должна стать способом мышления.

В гонке за достижением целевого уровня себестоимости и снижения затрат нельзя забывать, что качество - первостепенно. Анализ затрат по обеспечению качества является важным направлением кайзен-костинг. Поэтому на предприятиях функционируют кружки качества, проводятся работы по снижению количества дефектов, осуществляется контроль качества продукции.

Оценка мероприятий по снижению затрат проводится на двух уровнях: на уровне предприятия, в части поиска способов эффективного выполнения бизнес-процессов и снижения затрат; и на уровне продукции, как поиск путей снижения себестоимости отдельного вида изготавливаемой продукции [2, с. 107]. Использование системы кайзен-костинг позволяет повысить рентабельность выпускаемой продукции, сократить затраты на стадии производства путем выявления внутренних резервов.

Система кайзен-костинг тесно связана со многими методами, такими как теория всеобщего управления, точно вовремя, шесть сигм и другими. В литературе часто встречается такой подход, как «тройственная система» управления затратами: таргет-костинг, кайзен-костинг и поддержка достигнутой себестоимости. Впервые данную систему применила компания Toyota и на данный момент она распространена на многих предприятиях Японии.

Итак, кайзен-костинг как система бухгалтерского учета представляет собой систему управления затратами, приводит к существенному снижению затрат, стимулирует непрерывное улучшение продукта, позволяет компании сравнивать целевые затраты с достигнутыми, создает благоприятные условия внутри компании для своевременного получения желаемой прибыли, требует совместной деятельности всех подразделений компании, а также не требует значительных финансовых вложений.

Что касается применимости системы кайзен-костинг в отечественном учете, то данная система пока не получила широкого распространения на российских предприятиях. Однако для внедрения этой системы уже подготовлена благоприятная почва на многих предприятиях, в том числе на предприятиях Республики Татарстан. Это связано с применением концепции бережливого производства на таких предприятиях, как ОАО «Казанский вертолетный завод»,

I SCIENCE TIME I

ОАО «КАМАЗ», ФГУП «ПОЗиС», ОАО «Казанькомпрессормаш», ОАО «Казанское мотостроительное производственное объединение», ОАО «ЕлАЗ», ОАО «Сбербанк», ОАО «Автоваз», ОАО «ГАЗ» и других.

Одним из первых российских и татарстанских предприятий, начавших внедрение системы бережливого производства, является ОАО «КАМАЗ». Его опыт следует признать весьма успешным. На каждый рубль затрат приходится более ста рублей прибыли. Таких успехов предприятие достигло благодаря массовому вовлечению в процессы улучшений всего производственного и управленческого персонала предприятия.

ОАО КАМАЗ, на котором «Бережливое производство» внедряется с 2006 года, показывает пример системной работы. За два года новым технологиям обучен весь персонал предприятия, внедрено около 400 тысяч кайзен-предложений и более 8 тысяч проектов, высвобождено около 400 тысяч квадратных метров площадей и около 4,5 тысяч единиц оборудования, создано 106 эталонных участков. Экономический эффект составил 14,7 млрд. рублей, затраты на внедрение - 35 миллионов рублей - это менее полпроцента. В сентябре 2010 года стартовал следующий этап - «Маяк» - это совместный проект КАМАЗа, Даймлер (Daimler) и Лин Коучинг (Lean Coaching). Он связывает воедино производственные процессы пяти цехов автосборочного завода. "Маяк" повысил производительность труда в 2 раза и обеспечил сборку на одном конвейере более 48 тысяч автомобилей в год. Такого количества КАМАЗ ранее добивался только на двух конвейерах [4].

Подобные результаты не могут не радовать. Долгосрочный положительный эффект может быть получен только при дальнейшем совершенствовании применения методов бережливого производства. Для российских предприятий, которые уже начали успешное внедрение концепции бережливого производства, следующим этапом может стать управление затратами в рамках той же философии бережливого производства с применением системы «кайзен-костинг». Для успешного применения системы «таргет-костинг» и «кайзен-костинг» в компании должны быть налажены тесные контакты между подразделениями и работниками, коллектив должен работать ради общей цели, как единое целое, должна быть всеобщая заинтересованность.

Однако не следует слепо копировать опыт зарубежных компаний, на каждом предприятии есть своя специфика деятельности. Главное - это уловить идею непрерывного совершенствования «маленькими шагами».

Литература:

1. Монден Я. Система менеджмента Тойоты/Пер. с англ. М: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. - с. 65 - 72

I

SCIENCE TIME

I

2. Шигаев А.И. Учетно-аналитическое обеспечение стоимостно-ориентированного управления/ А.И. Шигаев.- Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - с.

3. Редченко К. Маленькими шагами к большому успеху: кайзен-костинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.management.com.ua/finance/ fin036.html

4. Министерство промышленности и торговли РТ. Итоги реализации проекта «Бережливое производство» в РТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tppzkam.ru/

107 - 112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.