Научная статья на тему 'Кавказская и Черноморская епархия в период ее основания и строительство афонских монастырей'

Кавказская и Черноморская епархия в период ее основания и строительство афонских монастырей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
507
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗСКИЙ КРАЙ / ВОЙНА / МОНАСТЫРИ / АФОН / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / СAUCASIAN EDGE / WAR / MONASTERIES / ATHOS / EDUCATION / CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ченикалова Елена Владимировна

Создание Кавказской епархии в 1843 г. по окончании Кавказкой войны имело важное значение для освоения Россией Кавказского Края и укрепления в регионе духовно-нравственных основ православия среди населения. Благодаря совместным усилиям государства и церкви, в конце XIX в. на Северном Кавказе и в Предкавказье оживляется строительство храмов и монастырей, церковь активно борется с сектантами. Большая роль отводилась созданию православных монастырей как источников просвещения в вере и образования. Такими монастырями стали Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная пустынь, Свято-Александро-Невская Зеленчукская пустынь и Свято-Успенский мужской монастырь на горе Бештау близ Пятигорска. Эти монастыри основывались русскими монахами, приезжавшими в Россию, на Кавказ со Святой Горы Афон, принося не только православные традиции, но и милосердие, и миссионерство, европейскую культуру земледелия, грамотность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кавказская и Черноморская епархия в период ее основания и строительство афонских монастырей»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

КАВКАЗСКАЯ И ЧЕРНОМОРСКАЯ ЕПАРХИЯ В ПЕРИОД ЕЕ ОСНОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО АФОНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ Ченикалова Е.В. Email: Chenikalova17131@scientifictext.ru

Ченикалова Елена Владимировна - доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник,

преподаватель теологии, Ставропольский НИИ сельского хозяйства, г. Ставрополь

Аннотация: создание Кавказской епархии в 1843 г. по окончании Кавказкой войны имело важное значение для освоения Россией Кавказского Края и укрепления в регионе духовно-нравственных основ православия среди населения. Благодаря совместным усилиям государства и церкви, в конце XIX в. на Северном Кавказе и в Предкавказье оживляется строительство храмов и монастырей, церковь активно борется с сектантами. Большая роль отводилась созданию православных монастырей как источников просвещения в вере и образования. Такими монастырями стали Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная пустынь, Свято-Александро-Невская Зеленчукская пустынь и Свято-Успенский мужской монастырь на горе Бештау близ Пятигорска. Эти монастыри основывались русскими монахами, приезжавшими в Россию, на Кавказ со Святой Горы Афон, принося не только православные традиции, но и милосердие, и миссионерство, европейскую культуру земледелия, грамотность. Ключевые слова: Кавказский Край, война, монастыри, Афон, образование, культура.

CAUCASUS AND BLACK SEA DIOCESE DURING ITS FOUNDATION AND CONSTRUCTION OF ATHONIAN MONASTERIES Chenikalova E.V.

Chenikalova Elena Vladimirovna - Doctor of Biological Sciences, Professor, Chief Researcher,

Teacher of theology, STAVROPOL RESEARCH INSTITUTE OF AGRICULTURE, STAVROPOL

Abstract: the creation of the Caucasian Diocese in 1843 after the end of the Caucasian War was of great importance for the development of the Caucasian Territory by Russia and the strengthening of the spiritual and moral foundations of Orthodoxy among the population in the region. Thanks to the joint efforts of the state and the church, at the end of the XIX century. in the North Caucasus and in Ciscaucasia, the construction of temples and monasteries is being revived, the church is actively fighting sectarians. A large role was given to the creation of Orthodox monasteries as sources of education in the faith and education. Such monasteries were St.-Michael's-Athos-Zakuban dormitory desert, St.-Alexander-Nevsky-Zelenchuk desert and Holy-Assumption Monastery on Mount Beshtau near Pyatigorsk. These monasteries were founded by Russian monks who came to Russia, to the Caucasus from Holy Mount Athos, bringing not only Orthodox traditions, but also mercy and missionary work, European farming culture, literacy. Keywords: сaucasian Edge, war, monasteries, Athos, education, culture.

УДК 262.3;23:28

Историческая обстановка возникновения и утверждения Кавказской и Черноморской епархии, учрежденной 1 января 1843 г., освещена исследователями еще недостаточно. Ее создание имело важное государственное значение для освоения Российской империей юга европейской части страны - Кавказского Края и укрепления в регионе духовно-нравственных основ православия среди населения. При этом большое значение придавалось строительству монастырей [1, 2]. Для нормализации жизни населения региона, измученного многолетней кровопролитной войной, требовались объединение и воспитание жителей в духе нравственных норм православия, во многом утраченных переселенцами по разным причинам. Для этого было необходимо активное христианское просвещение и повышение уровня религиозного и светского образования населения.

Включение Грузинской Церкви в состав Русской Православной Церкви открыло благоприятные возможности для миссионерской деятельности по восстановлению Православной веры среди кавказских горцев, утративших ее из-за не прекращавшегося давления ислама. В 1814 году Синод

восстановил Осетинскую миссию, устроенную еще в XVIII веке, наименовав ее Осетинской Духовной комиссией[3, с. 223]. После долгих лет вхождения Кавказа и Предкавказья в Астраханскую, а затем Донскую епархии, была, наконец, открыта новая страница в церковной истории Северного Кавказа: 4 апреля 1842 года царь Николай I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении с 1 января 1843 года новой Кавказской и Черноморской епархии[4, с. 3-5]. Новая епархия должна была способствовать успешном освоению Кавказского края Россией, реальному восстановлению здесь православия [3, с. 110].

Благодаря совместным усилиям государства и церкви, в конце XIX в. на Северном Кавказе и в Предкавказье оживляется строительство православных храмов и монастырей. Окончание Кавказской войны и начало массового заселения территории Ставрополья и Кубани способствовали развитию промышленности, торговли, сельского хозяйства и культуры в Кавказском Крае [7, с. 101-106].

Перед новой епархией в этот период стояло много трудных задач: острая нехватка образованных священников, сложное материальное положение духовенства, борьба с деятельностью старообрядцев и различных сект, создание в епархии духовных учебных заведений, строительство и ремонт храмов в городах и станицах. Важной задачей было также оживление деятельности монастырей и создание новых обителей [6, 7].

Время возникновения создания Кавказской епархии на территории замиренного Кавказа совпало с переходным периодом в истории России от России патриархальной к России индустриальной, капиталистической. Приметой этого времени стало сочетание усилий представителей власти и встречного благотворительного и патриотического движения населения.

Для православного просвещения населения Кавказского края требовались хорошо образованные священники. Поэтому первый епископ Кавказский и Черноморский Иеремия (Соловьев) сразу же открывает в Ставрополе духовную семинарию, на которую пожертвовал свои сбережения и библиотеку. Дети кавказских народов и калмыков бесплатно принимались в семинарию, им выплачивалась государственная стипендия. Приветствовалось воспитание горских и калмыцких детей в семьях священников. Сам владыка оплачивал содержание в семинарии одного юноши калмыка [3, с. 110-114].

Церковь начинает активно бороться с раскольниками, как именовали старообрядцев, разного рода сектантами. Предстояла большая миссионерская работа среди этих категорий населения. Это сочеталось с решением задач культурного сближения народов Кавказа. Для этого, например, Св. Синодом было разрешено проводить церковную службу на языках народов Кавказа, что способствовало становлению и развитию их письменности. Миссионерская работа заключалась в первую очередь в борьбе с сектантством и старообрядчеством, активно боровшимися за свое влияние среди русских переселенцев, и особенно казачества [1].

Таким образом, перед Кавказской и Черноморской епархией, образованной в период завершения Кавказской войны, стояли сложные задачи по воспитанию населения громадного по площади региона. Важнейшей ее задачей было укрепление позиций православия, бывшего государственной религией, на вновь присоединенных и восстановленных в границах Российской Империи территориях.

Кропотливая и незаметная на первый взгляд воспитательная работа должна была проводиться на уровне внутриепархиальной жизни. Важным был подбор клириков епархии, патриотически настроенных и грамотных, способных иметь авторитет у паствы, образованных и духовно, и религиозно, и политически. Опору в своей деятельности владыки молодой епархии видели также в создании монастырей, в том числе афонской традиции, на благочестие настоятелей которых они могли полагаться всецело. Требовалось создание строгих монастырей, тщательно соблюдающих православную традицию богослужения, способных просвещать край основами религиозной нравственности, хозяйственной и общечеловеческой культуры.

Такими монастырями, основанными на Северном Кавказе в течение 1877-1904 г., стали Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная пустынь, Свято-Александро-Невская Зеленчукская пустынь и Свято-Успенский мужской монастырь на горе Бештау близь Пятигорска. Эти монастыри основывались русскими иеромонахами, приезжавшими на родину, в Россию, а именно на Кавказ, принося с собой не только православные традиции Святой Горя Афон, но и европейскую культуру земледелия, грамотность. Этими добродетелями монахи щедро делились с местными жителями, основывая школы, обучая современным приемам сельскохозяйственного производства, распространяя, конечно же, христианскую нравственность, твёрдое соблюдений монашеских обетов и богослужебного афонского устава.

После революции монастыри были уничтожены. Но и до сих пор население помнит об их существовании, возвращает хранившиеся порой даже в мусульманских семьях монастырские иконы, а также помогает восстановлению всех афонских монастырей на новом этапе их истории в наши дни.

Список литературы / References

1. Анастасия (Ченикалова Е.В.), мон. Миссионерский монастырь в степях Предкавказья. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/ 19.04.2012/ (дата обращения: 08.10.2018).

2. Анастасия (Ченикалова Е.В.), мон. Афонские монастыри Кавказа. Ставрополь: АГРУС Ставроп. гос. аграрн. ун-та, 2014. 182 с.

3. Гедеон, митроп. История христианства на Северном Кавказе до и после его присоединения к России. М. Пятигорск, 1992. С. 110-163.

4. Моздор М., прот., Шишкин Е., иерей. История Ставропольской митрополии: очерк. Ставрополь, 2012. 46 с.

5. Ченикалова Е.В. Феномен образования афонских монастырей на Кавказе после окончания Кавказской войны // Истина и диалог. Сборник материалов XIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге. 28 мая-1 июня 2013 г. СПб.: Изд-во РХГА, 2013. С. 98-99.

6. Ченикалова Е.В. Русские монастыри афонской традиции // XVI межвузовская конференция «Бог. Человек. Мир», 19020 декабря 2013 г. Сборник аннотаций, докладов и сообщений. СПб.: Изд-во РХГА, 2013. С. 38.

7. Ченикалова Е.В. Становление Кавказской и Черноморской епархии в период замирения Кавказа // Социально-гуманитарный вестник Юга России, 2013. № 4. Краснодар: «Пресс-Имидж», 2013. С. 101-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.