Научная статья на тему 'Кавказ в торгово-экономических связях России и Австро-Венгрии'

Кавказ в торгово-экономических связях России и Австро-Венгрии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРО-ВЕНГРИЯ / РОССИЯ / КАВКАЗ / ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / AUSTRIA-HUNGARY / RUSSIA / THE CAUCASUS / COMMERCE / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Птицын Андрей Николаевич

Статья посвящена изучению торгово-экономических контактов России и Австро-Венгрии во второй половине XIX начале ХХ века на материалах Кавказского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the investigation of commerce-economic contacts of Russia and Austria-Hungary in the second half ob the 19th the beginning of the 20th centuries on the material of the Caucasian region.

Текст научной работы на тему «Кавказ в торгово-экономических связях России и Австро-Венгрии»

КАВКАЗ В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ И АВСТРО-ВЕНГРИИ

А. Н. Птицын

CAUCASUS IN COMMERCE-ECONOMIC RELATIONS OF RUSSIA AND AUSTRIA-HUNGARY

Ptitsyn A.N.

The article is devoted to the investigation of commerce-economic contacts of Russia and Austria-Hungary in the second half ob the 19th -the beginning of the 20th centuries on the material of the Caucasian region.

Key words: Austria-Hungary, Russia, the Caucasus, commerce, export, import.

Статья посвящена изучению торгово-экономических контактов России и Австро-Венгрии во второй половине XIX - начале ХХ века на материалах Кавказского региона.

Ключевые слова: Австро-Венгрия, Россия, Кавказ, торговля, экспорт, импорт.

УДК 940:37.01

Австро-Венгерская монархия являлась одним из главных экономических партнеров дореволюционной России. Масштабы торговли между ними росли впечатляющими темпами: в 1850 г. ее товарооборот составлял 7,7 млн. руб., в 1870 г. - 24,5 млн. руб. (1), в 1890 г. - 44, 2 млн. руб. (2), в 1900 г. -53, 2 млн. руб. (3, табл. II), в 1913 г. - 101 млн. руб. (4, с. 3).

Российский экспорт в Австро-Венгрию базировался на двух основных группах товаров - продовольствии и сырье. Эта структура в целом была характерна и для товарооборота России с другими европейскими странами. Главное место в российском экспорте в Дунайскую монархию занимали «жизненные припасы» - т. е. продовольствие, главным образом, зерно. В российском же импорте из Австро-Венгрии ведущие позиции занимали промышленные изделия.

Примечательно, что объемы российского экспорта в Габсбургскую монархию в рассматриваемый период почти всегда, и порой весьма существенно, превышали объемы экспорта из этой страны в Россию. Особенно заметное превышение российского экспорта над импортом было достигнуто в первое десятилетие ХХ века - почти в 2 раза. Таким образом, для нашей страны торговля с Австро-Венгрией была весьма выгодной. В Дунайской же монархии постоянный отрицательный баланс в торговле с Россией периодически вызывал озабоченность политических и деловых кругов, однако изменить это положение, не меняя структуры

двухсторонней торговли в целом, было невозможно.

Несмотря на географическую удаленность, Кавказский регион был прочно связан с Австро-Венгрией сетью морских и сухопутных коммуникаций. Австро-венгерские суда были частыми гостями в портах Черного и Азовского морей. Так, например, за пятилетие 1885-1889 гг. в эти порты пришло 3 331 судно под австро-венгерским флагом общим водоизмещением 1 798 тыс. тонн. За пятилетие 1895-1899 гг. количество австро-венгерских кораблей в указанных портах составило 1 443, общим водоизмещением 1 702 тыс. тонн) (5). С начала ХХ века крупнейшее пароходное общество Габсбургской монархии «Австрийский Ллойд» организовало регулярные рейсы своих пароходов между Триестом и Батумом (1 рейс в неделю) (6).

Активно использовалось в торговых сообщениях с Австро-Венгрией и железнодорожное сообщение через Ростов-на-Дону, Киев, Одессу и другие транспортные узлы. Применялся и комбинированный способ -когда товары доставлялись морем в Одессу, а затем - по железной дороге в Австро-Венгрию, и наоборот.

Развитию экономических связей Кавказа с землями Габсбургской монархии способствовало наличие в нашем регионе многочисленной австро-венгерской диаспоры. Так, по данным Первой всероссийской переписи 1897 г., на Кавказе проживало 2 111 подданных Австро-Венгрии и 2 573 уроженца этого государства (т. е. часть переселенцев к тому времени приняли российское подданство) (7). Среди австро-венгерских переселенцев преобладали чехи, также были представлены словаки, русины, поляки, словенцы, сербы, венгры, австрийские немцы и евреи. На черноморском побережье Кавказа существовало более десятка чешских земледельческих колоний. Немало переселенцев из Австро-Венгрии проживало в городах -Новороссийске, Екатеринодаре, Ставрополе, Пятигорске, Владикавказе, Баку, Тифлисе, Батуме и др.

В начале ХХ века в регионе была открыта целая сеть дипломатических предста-

вительств Австро-Венгрии - консульства в Ростове-на-Дону и Тифлисе, вице-консульства в Батуме и Баку, консульские представительства в Таганроге и Новороссийске. Австро-венгерские дипломаты, наряду с другими обязанностями, активно занимались развитием торгово-экономических контактов между австро-венгерскими и российскими торговыми компаниями. Дипломаты консультировали австро-венгерских предпринимателей по различным вопросам, помогали им разрешать возникавшие проблемы и т. д. Любопытно, что должности консульских представителей Австро-Венгрии в крупнейших портах Новороссийске и Таганроге занимали на внештатной основе проживавшие там предприниматели из этой страны (8).

Подданные Австро-Венгрии, находившиеся на Кавказе, выполняли посреднические функции по налаживанию торговых связей между российскими и австро-венгерскими предпринимателями и фирмами. В составе австро-венгерских переселенцев было немало торговцев и предпринимателей. Так, например, торговлей было занято 15 % подданных Франца-Иосифа, проживавших на рубеже веков в Ставропольской губернии (9). Среди членов австро-венгерского вспомогательного общества, организованного в 1911 г. в г. Ростове-на-Дону, насчитывалось 7 владельцев торговых фирм, 11 представителей иностранных торговых фирм, 6 коммерсантов и 27 коммерческих служащих. Они проживали в Ростове-на-Дону, Таганроге, Новороссийске, Екате-ринодаре, Ейске, Армавире, Георгиевске и в других населенных пунктах региона (8).

Главными экспортными товарами в торговле с Австро-Венгрией являлись для Северного Кавказа - зерно, а для Закавказья -нефтепродукты и марганцевая руда.

Кавказские нефтепродукты занимали важное место в товарообороте между Россией и Австро-Венгрией. Главное место в «нефтяном экспорте» занимал керосин, за ним следовали мазут, смазочные масла и сырая нефть. Поставки нефтепродуктов с Кавказа в Дунайскую монархию начались с 1883 г. Они осуществлялись, главным обра-

зом, морем - из Батума в Триест. Нефтяные перевозки между портами обеспечивали австрийские, российские и английские нефтеналивные суда (танкеры), иногда керосин перевозился и на обычных кораблях (в бочках). Кроме того, керосин и другие нефтепродукты активно перевозились и по железной дороге. В 1887 г. российское правительство даже установило специальные железнодорожные тарифы для керосина, отправляемого из Баку через Царицын в Австро-Венгрию (10). Уже в 1884 г. в эту страну с Кавказа было вывезено 1,1 млн. пудов нефти и продуктов ее переработки. В 1891 г. неф -тяной экспорт достиг рекордной отметки в 10,96 млн. пудов. Затем его масштабы начинают постепенно снижаться, из-за того что Австро-Венгрия развернула собственную нефтедобычу в Галиции. Среднегодовой вывоз нефти и нефтепродуктов в эту страну составлял в 1890-1894 гг. - 9,3 млн. пудов, в 1895-1899 гг. - 3,8 млн. пудов. На долю Австро-Венгрии в это время приходилось 16 % от общего количества вывоза российской нефти. С 1900 г. правительство Франца-Иосифа ввело высокие пошлины на ввоз российских нефтепродуктов, чтобы защитить от конкуренции собственную нефтяную промышленность, что привело к дальнейшему падению экспорта из нашей страны. В 1900 г. российский нефтяной экспорт сократился до 1 млн. пудов, а затем упал еще больше (3, с. 24).

Австро-венгерские предприниматели наряду с другими иностранцами активно участвовали в развитии российской нефтяной промышленности. Они вкладывали средства как непосредственно в нефтедобычу, так и в создание соответствующей инфраструктуры. Так, например, в 18991900 гг. концессии на добычу нефти на Кавказе получили австро-венгерские подданные М. Винтерниц и Г. Гольдлюст (11). В 1884 г. акционерная компания, образованная тремя крупными венскими банкирами Нешауером, Зингером и Оренгеймом, получила от российского правительства концессию на строительство в Батумском порту, через который в то время шел основной поток неф -тяного экспорта из России, «керосиновой

станции». Это сооружение было построено с применением новейших по тем временам технологий и представляло собой нефтяной терминал, включавший в себя 4 резервуара на 150 тыс. пудов керосина каждый, 4 мощных паровых насоса и нефтепровод длиной 4 версты. Строительство терминала позволило значительно увеличить вывоз нефтепродуктов (12).

Кроме нефти, наша страна поставляла в Австро-Венгрию и другие полезные ископаемые, которыми богат Кавказ. В частности, значительные масштабы получил вывоз марганцевой руды. Она добывалась на кавказских месторождениях и вывозилась, главным образом, через порт Поти. Поставки марганцевой руды в Австро-Венгрию развернулись с начала ХХ века и нарастали быстрыми темпами: в 1902 г. - 0,8 тыс. пудов, в 1907 г. - 3,9 млн. пудов, в 1912 г. -7 млн. пудов. Свои потребности в этом ценном сырье Габсбургская монархия полностью покрывала за счет импорта из России (4, с. 19).

С Северного Кавказа в Австро-Венгрию активно вывозилось зерно, главным образом пшеница и кукуруза. Россия являлась основным экспортером хлеба в эту страну, ежегодные объемы его вывоза достигали 24-27 млн. пудов. Существенная часть общего объема экспорта поступала с юга России. В портовых городах и транспортных центрах Северного Кавказа постоянно находились торговые агенты австро-венгерских фирм, занимавшиеся закупками зерна. Так, например, в 1911 г. их пребывание было отмечено в Ростове-на-Дону, Таганроге, Новороссийске, Екатеринодаре, Георгиевске и станице Кореновской (8). Хлеб с юга России доставлялся в Австро-Венгрию как по железным дорогам, так и морем - на австро-венгерских кораблях из Новороссийска, Таганрога, Ейска и других портов в Триест (5).

Из сельскохозяйственного сырья, производимого на Северном Кавказе, в Австро-Венгрию в существенных масштабах вывозились также кожи, шерсть, семена масличных культур и т. д.

О масштабах торговли Кавказского региона с Австро-Венгерской монархией мож-

но судить по таможенным отчетам, в которых отдельно фиксировался вывоз в эту страну «по кавказской границе» - т. е. через кавказские порты. Так, в 1890 г. через них в Австро-Венгрию было вывезено товаров на 3 383 342 руб., в т. ч. - продовольственных товаров («жизненных припасов») - на 118 773 руб., сырья и полуобработанных материалов - на 3 230040 руб., готовых изделий - на 34 523 руб. При этом главную долю стоимости экспорта давал вывоз нефтепродуктов. Всего сырой нефти было вывезено 408 000 пудов, керосина и нефтяных масел -5 190810 пудов, «нефтяных остатков» (мазута) - 847 153 пудов. Из других товаров, вывезенных в 1890 г. через кавказские порты в Австро-Венгрию, следует назвать кукурузу (81 047 пудов), а также кожи и сухие фрукты (2).

Фактические масштабы вывоза из Кавказского региона были больше, чем вывоз «по кавказской границе», поскольку определенная часть экспорта в Австро-Венгрию шла по железным дорогам. Так, в том же 1890 г. через «европейскую границу» эта страна ввезла 637 898 пудов керосина и неф -тяных масел (2).

Австро-венгерские товары, вывозимые в Кавказский регион, были представлены прежде всего промышленными изделиями. Главное место среди них занимали различные сельскохозяйственные орудия (косы, серпы, ножницы для стрижки овец и пр.). В этой связи следует отметить, что значительная часть кос и серпов, использовавшихся в отечественном сельском хозяйстве в дореволюционный период, были австрийского производства, поскольку собственных сель-хозорудий производилось мало и они были худшего качества. На рубеже Х1Х-ХХ веков до 90 % ввозимых в Россию кос и серпов доставлялись из Австро-Венгрии. О том, что поставки металлических изделий австрийского производства в Кавказский регион имели масштабный характер, свидетельствует тот факт, что в Баку в начале ХХ века было открыто торговое представительство крупнейшей металлургической компании Габсбургской монархии «Сталелитейный завод Польдигютте» (13).

Интересно, что австрийские косы и серпы российские покупатели могли заказывать по почте, причем доставка товара до ближайшей к потребителю железнодорожной станции осуществлялась за счет поставщика. Таким прогрессивным способом австрийские фирмы стремились увеличить объемы продаж. Сохранились сведения о подобных закупках, осуществленных крестьянами и казаками Северного Кавказа. Так, например, в 1900 г. большую партию кос австрийского завода братьев Минцер заказали по почте крестьяне аула Джиджи-Хабль Екатерино-дарского отдела Кубанской области (14).

Большое значение для развития сельскохозяйственного производства в зерновых районах Северного Кавказа имел импорт различных сельскохозяйственных машин (сеялок, молотилок, косилок, жаток, культиваторов, локомобилей и пр.). На рубеже Х1Х-ХХ веков Австро-Венгрия занимала 3-е место среди стран-экспортеров различных машин в Россию. Так, четверть всех молотилок, ввозимых в это время в Россию, была произведена на австрийских и чешских заводах (3, с. 44). На Кавказ ввозились и автомобили австрийского и чешского производства, их реклама присутствовала на страницах местных газет (15).

В Кавказский регион поступали и другие австро-венгерские товары - ткани, одежда, мебель, предметы роскоши и т. д. О спросе на венскую мебель говорит тот факт, что в Ростове-на-Дону в начале ХХ века было открыто отделение крупной австрийской мебельной фирмы «Яков и Иосиф Кон» (8).

Помимо промышленных товаров, на Кавказ ввозились из Австро-Венгрии лес и лесоматериалы. Из Галиции и Буковины по железной дороге или по рекам они доставлялись в Одессу, а затем на кораблях - в Ба-тум и другие порты. Австрийские лесоматериалы, в частности, широко использовались на бакинских нефтепромыслах.

Кавказ играл заметную роль в транзите австро-венгерских товаров в восточные страны - в Персию и азиатскую часть Турции. Главными перевалочными пунктами при этом служили Батум и Тифлис. Уже в 1850-е годы австрийский фабрикант Бауер с

дозволения российского правительства организовал транзитную торговлю «между Австрией и Азией» через Тифлис (16).

Важное экономическое значение имела деятельность многочисленных чешских и австрийских предпринимателей, которые в конце XIX - начале ХХ века основали на Кавказе целый ряд промышленных предприятий. Только созданных ими пивоваренных заводов к началу 1910-х гг. на Северном Кавказе действовало около десятка. Чешские предприниматели оставили свой след почти в каждом северокавказском городе. Так, в Ставрополе до сих пор успешно работает пивоваренный завод, основанный еще в 1884 г. А. Груби. Там же в дореволюционный период действовали пивоваренный завод К. Префета и колбасная фабрика К. Но-вотни. Среди крупнейших предприятий Ека-теринодара в начале ХХ века выделялись чугунолитейный и механический завод К. Гусника и пивоваренный завод М. Ирзы. В Новороссийске действовали пивоваренный завод Я. Востры, колбасная фабрика А. Соботки и другие предприятия. В Терской области накануне Первой мировой войны существовали пивоваренные заводы, основанные Ф. Прохазкой во Владикавказе, А. Сухим в Хасавюрте и акционерным товариществом «Вена» - в Грозном (17).

Товарами австро-венгерского производства торговали магазины, открытые в Кавказском регионе выходцами из этой страны. Так, например, в Ставрополе и окрестных

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная внешняя торговля в разных ее видах за 1850 год. — СПб: Типография департамента внешней торговли, 1851. — С. 89; Обзор внешней торговли России за 1871 г. Ч. 1. — СПб.: Типография Майкова, 1872. — С. 87.

2. Обзор внешней торговли России по европейской и азиатской границам за 1890 г. — СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1891. — Табл. II В.

3. Обзор внешней торговли России по европейской и азиатской границам за 1900 г. —

селах существовала сеть торговых лавок чеха К. Новотни (9).

Большое хозяйственное значение имела и деятельность чешских ученых, работавших на Кавказе. Так, геолог из Праги Иосиф Кучера в конце 1870-х гг. исследовал район Новороссийска и установил, что из местной горной породы можно получить отличный цемент. По его инициативе в Новороссийске появился первый цементный завод, давший начало основной отрасли местной промышленности. А деятельность агрономов Франца и Ярослава Гейдуков (отца и сына) имела огромное значение для развития сельского хозяйства на Черноморском побережье Кавказа. Так, в частности, Ф. Гейдуком были заложены знаменитые виноградники в Абрау-Дюрсо и получено первое местное шампанское (18).

Таким образом, Кавказский регион в дореволюционный период был связан с Австро-Венгрией устойчивыми торгово-экономическими отношениями. Их развитию способствовали проживавшие здесь австро-венгерские переселенцы. Главными товарами, вывозившимися с Кавказа в Австро-Венгрию, были зерно, нефтепродукты и марганцевая руда. В свою очередь, в нашем регионе пользовались устойчивым спросом изделия австрийской промышленности -сельскохозяйственные орудия, машины и т. д. Внешнеэкономические связи Кавказского региона способствовали его успешному социально-экономическому развитию.

СПб.: Типо-литография М. П. Фроловой, 1902.

4. Обзор внешней торговли России по европейской и азиатской границам за 1913 г. Ч. 1. — СПб: Издание Департамента таможенных сборов, 1914.

5. Золотов В. А. Хлебный экспорт России через порты Черного и Азовского морей в 60-90-е годы XIX в. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1966. — С. 243—244.

6. Кавказский календарь на 1912 г. — Тифлис, 1911. — С. 866.

7. Общий свод по империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 29 января 1897 г. —

СПб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1905. Т. I. — С. 122— 123, 228.

8. Отчет австро-венгерского Вспомогательного общества в Ростове-на-Дону за 1911 г. — Александровск, 1911. — С. 18—26.

9. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 101. Оп. 1. Д. 116. Л. 74.

10. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 229. Оп. 2. Д. 1207. Л. 4.

11. РГИА. Ф. 37. Оп. 66. Д. 2717. Л. 2, Д. 2827. Л. 3.

12. Скальковский К. Русский торговый флот и срочное пароходство на Черном и Азовском морях. — СПб.: Тип-я А. С. Суворина, 1887.— С. 202.

13. РГИА. Ф. 23. Оп. 24. Д. 485. Л. 292.

14. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 223. Генеральное консульство в Вене. Оп. 615. Д. 207. Л. 30.

15. Северокавказский край. — 1912. — № 273.

16. РГИА. Ф. 1268. Оп. 4. Д. 468. Л. 24.

17. Список фабрик и заводов Российской империи. — СПб.: Тип-я В. Ф. Киршбаума, 1912. Ч. 2. — С. 175, 247, 264.

18. Герчикова И. А. Чехи в России: история продолжается // Славяноведение. — 2002. — № 5. — С. 68—69.

Об авторе

Птицын Андрей Николаевич, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории. Сфера научных интересов -взаимоотношения России и Австро-Венгрии. рИап>!г@гатЫег. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.