Научная статья на тему 'Кавитационная стойкость гильз цилиндров высокофорсированных дизелей'

Кавитационная стойкость гильз цилиндров высокофорсированных дизелей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
861
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Ключевые слова
ГИЛЬЗА / КАВИТАЦИЯ / ВАКУУМНЫЙ ПУЗЫРЕК / ИЗНОС / ДЕФОРМАЦИЯ / ГЕРМЕТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Симдянкин Аркадий Анатольевич, Загородских Борис Павлович, Хамсин Аскар Максутович

В статье рассматриваются вопросы кавитационной стойкости гильз цилиндров дизелей и приводятся данные экспериментальных исследований повторного использования в двигателе гильз с кавитационно изношенной поверхностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Симдянкин Аркадий Анатольевич, Загородских Борис Павлович, Хамсин Аскар Максутович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кавитационная стойкость гильз цилиндров высокофорсированных дизелей»

УДК621.891

КАВИТАЦИОННАЯ СТОЙКОСТЬ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЕЙ

А. А. Симдянкин, доктор техн. наук, профессор

ГОУ ВПО «Саратовский ГСЭУ», т. 8 (8452) 333-028, e-mail: simdyankin@ssea.runnet.ru

Б. П. Загородских, доктор техн. наук, профессор; А. М. Хамсин, аспирант

ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», т. 8 (8452) 749-652

В статье рассматриваются вопросы кавитационной стойкости гильз цилиндров дизелей и приводятся данные экспериментальных исследований повторного использования в двигателе гильз с кавитационно изношенной поверхностью.

Ключевые слова: гильза, кавитация, вакуумный пузырек, износ, деформация, герметичность

В высокофорсированные дизели КамАЗ-740 устанавливаются два типа гильз цилиндров: 7406.1002021, изготавливаемые из серого специального чугуна, упрочненного объемной закалкой, и 7406.100202120, изготавливаемые из специального легированного серого чугуна, не термообра-батываемые. В соединении гильза - блок цилиндров наружная полость между ними уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения, при этом в верхней части установлено одно кольцо в проточке гильзы, в нижней части - два кольца в расточке блока цилиндров. Таким образом, гильза закреплена консольно и имеет возможность отклоняться в нижней части, обращенной к коленчатому валу, под воздействием возмущающих сил со стороны поршня в пределах толщины уплотнительного кольца.

По данным различных исследователей, основной кавитационный износ находится в зонах максимального воздействия боковой силы N [1, 2]. В результате такого воз-

действия только на долю гильзы приходится 10...12 % аварийных повреждений от общего количества повреждений деталей и узлов дизеля. Известно, что воздействие сил давления газов на цилиндропоршне-вую группу фактически является ударом [3], при этом в камере сгорания могут возникать импульсы с резонансной частотой 7.8 кГц, которые достигают величины 10.15 бар (рис. 1) и вызывают вибрации гильз цилиндров.

Известно, что сила соударения поршня и гильзы превышает боковую силу перекладки поршня N в 2.10 раз и зависит от скорости соударения, величины боковой силы N и радиуса кривизны бочкообразного профиля поршня [3]. При этом колебания гильзы в районе верхней мертвой точки повторяют колебания газов в цилиндре, а виброскорости несколько смещены по фазе относительно пульсаций давления газов.

Существенным фактом для понимания явления кавитации является то, что гильза

Рис. 1. Ударное воздействие сил давления газов: а - индикаторные диаграммы (1 - полная подача топлива; 2 - холостой ход; 3 - прокрутка); б - пульсации давлений (п = 2600 мин-1, нагрузка 75 %; 1 - исходная кривая; 2 - сглаженная кривая)

цилиндра под действием боковой силы N ведет себя как оболочка и деформируется по первой форме. При этом большая ось овала гильзы расположена вдоль действия силы N (поперек оси коленчатого вала), а точки, расположенные под углом ± 45°, не перемещаются.

В результате при работе дизеля кави-тационные разрушения проявляются как на наружной поверхности гильз, так и на сопряженных поверхностях нижних посадочных поясов блока цилиндров [4]. Гильзы разрушаются в плоскости качания шатуна в

виде отдельных каверн или их цепочки на наружной поверхности, начиная со средней части и переходя вниз на посадочную поверхность (рис. 2), при этом интенсивность кавитационных разрушений неодинакова по номерам цилиндров.

У блока разрушается в основном верхний поясок нижнего посадочного места, а также области, расположенные в плоскости качания шатуна. При этом наиболее интенсивно кавитационные разрушения происходят при работе двигателя на воде, менее интенсивно - на охлаждающих жидкостях

а б

Рис. 2. Кавитационные разрушения стенки гильзы: а - двигателя КамАЗ-740; б - двигателя GM 6.5, устанавливаемого на Hummer

Таблица 1

Кавитационная стойкость некоторых металлов и сплавов

Металл/сплав Потеря массы образцов через 2 ч, мг

горячекатаная алюминиевая бронза (Си 83 %; А110,3 %; Ре 5,8 %) 3,2

литая алюминиевая бронза (Си 83,1 %; А1 12,4 %; Ре 4,1 %) 5,8

наваренная в два слоя нержавеющая сталь (Сг 17 %; N1 7 %) 6,0

отпущенная катаная нержавеющая сталь (Сг 12 %) 9,0

литая нержавеющая сталь (Сг 18 %; N1 8 %) 13,0

литая сталь 105,0

алюминий 124,0

латунь 156,0

чугун 224,0

типа «Тосол» [1]. Материал гильзы - серый специальный чугун - обладает высокой износостойкостью, однако в ряду используемых в двигателе материалов является одним из самых подверженных кавитаци-онному разрушению (табл. 1).

Блоки двигателей по нижнему посадочному пояску иногда ремонтируются наплавкой, но в большинстве случаев выбраковываются из-за сложности обработки. Гильзы двигателей с цепочкой каверн обычно выбраковываются, хотя допускается их повторное использование, поскольку для большинства отечественных двигателей выбра-ковочные параметры по кавитационному износу гильз точно не определены.

и, мкм о

180

Рис. 3. Деформация гильз в блоке: 1 - новая гильза; 2 - гильза с пробегом 70000 км и кавитационным износом в виде групповых «сверлений» в ее теле

Как показали исследования, гильзы с кавитационным износом можно использовать повторно с очень большой осторожностью, поскольку уменьшение толщины

стенки гильзы существенно влияет на ее деформацию при установке в блок и затяжке шпилек (рис. 3, ось 0.180°, параллельная оси коленчатого вала).

В свою очередь деформации гильзы существенно ухудшают герметичность камеры сгорания из-за того, что поршневые кольца теряют контакт с рабочей поверхностью гильзы. Ниже приведены зависимости изменения давления в надпоршневом пространстве для новой цилиндропоршне-вой группы (ЦПГ) (рис. 4) и ЦПГ, укомплектованной гильзой с кавитационным износом (рис. 5), при деформации стенки гильзы, смоделированной на основе данных, полученных в блоке двигателя при затяжке шпилек головки блока. Давление в надпоршневом пространстве создавалось путем подключения ресивера поршневого насоса через фланцы к гильзе со стороны ее верхнего опорного бурта, на поршень устанавливалось только верхнее поршневое кольцо.

На рис. 6, 7 приведены графики изменения давления кольца на стенку гильзы при ее деформации (эпюра радиальных давлений кольца - грушевидная со степенью коррекции z=1,4; начало графика соответствует спинке кольца).

Механизм кавитационного износа базируется на схлопывании вакуумного пузырька, образующегося вследствие разрыва сплошности охлаждающей жидкости при отклонении стенки гильзы вследствие удара по ней поршневых колец и поршня, в пристеночной области. При этом различают три типа замыкания полости вакуумного пузырька в зависимости от смачиваемости жидкостью охлаждаемой поверхности [5]:

1)кавитационный пузырек сначала приближается к сферической форме, а затем быстро сплющивается в направлении, перпендикулярном испытываемой поверхности (наихудший вариант с точки зрения разрушения поверхности);

2) после того как кавитационный пузырек достиг поверхности, ближе к его верхней части, параллельно поверхности, возникает кольцевая струйка жидкости, делящая пузырек на верхнюю и нижнюю части;

3)граница разделения пузырька все ближе подходит к поверхности, при этом струйка жидкости, перпендикулярная поверхности, направлена в основном в сторону от поверхности, тем самым снижается кавитационное изнашивание поверхности.

Исследования гильз с кавитационным износом показывают, что изменения химического состава материала гильзы не наблюдается (табл. 2, данные получены на масс-спектрометрической установке с ионным зондом), но происходит уплотнение кавитационно изношенной поверхности (рис. 8), о чем говорит снижение площади фигуры под кривой отклика (получено на рентгеновском дифрактометре ДРОН-3,0 с Fe-ka излучением (Л=1,93728 Á).

р-10;Па

7,5

6,0

4,5

3,0

1,5

1

2 1 I

\ /

\ \j

X ^ f

0

30

60

90

120

150

Ч>

Рис. 6. Распределение давления кольца на стенку гильзы (зона ф=155...165° от спинки -потеря контакта) при овализации гильзы, больший диаметр овала расположен вдоль оси спинка-замок кольца: 1 - исходная эпюра радиальных давлений; 2 - эпюра кольца в деформированной гильзе

10^ Па

3,0

2,4

1,8

1,2

0,6

0

2 / \ /

____ 1—'

/

Ч /

30

60

90

120

150

Ф

0

Рис. 7. Распределение давления кольца на стенку гильзы (зона ф=173...180° от спинки -потеря контакта) при овализации гильзы, больший диаметр овала расположен перпендикулярно оси спинка-замок кольца: обозначения те же

Р^гс/см2 1 3,5

3,0

2,5

2,0

1,8

1,0

1 у

\ \ /

ч ^ у/

* 1 ^^^ 3

- V 4

- 2

0

50

100

150

200

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

Рис. 4. Падение давления в надпоршневом пространстве при использовании новых деталей ЦПГ (поршень находится в н. м. т.): 1 - гильза не деформирована; 2 - деформация смоделирована параллельно оси поршневого пальца;3 - деформация смоделирована перпендикулярно оси поршневого пальца

Рис. 5. Падение давления в надпоршневом пространстве при наличии кавитационного износа на наружной поверхности гильзы (обозначения те же)

На практике применяют различные методы повышения кавитационной стойкости поверхностей или устраняют возможности для появления кавитации: более совершен-

ное конструирование системы охлаждения, включающее устранение резких переходов в сечениях; внесение мелкодисперсных присадок в охлаждающую жидкость; созда-

ние дегазационных камер в потоке охлаждающей жидкости; нанесение пластичных покрытий на рабочую поверхность гильзы; нанесение упрочняющих (слоев с повышенной твердостью) и демпфирующих (пластических, неметаллических) покрытий на наружную поверхность гильзы; уменьшение зазоров в ЦПГ; повышение жесткости цилиндропоршневой группы.

Таблица 2

Химический состав наружной поверхности гильзы (%)

Рис. 8. Уплотнение чугуна на наружной поверхности гильзы при кавитационном износе: 1 - наружная поверхность новой гильзы; 2 - наружная поверхность гильзы, подвергшаяся кавитационному изнашиванию

Поскольку боковая сила N зависит от конструктивных особенностей двигателей, то основным средством предупреждения кавитационного разрушения гильз и блоков является более совершенное конструирование, включающее устранение резких переходов в сечениях, уменьшение турбулентности, уменьшение зазоров и повышение жесткости цилиндропоршневой группы.

Однако следует иметь в виду, что устранение резких переходов в сечениях и уменьшение турбулентности приведет к снижению присоединенной составляющей кавитации, в то время как уменьшение зазоров и повышение жесткости цилиндропоршне-вой группы - к снижению вибрационной составляющей.

Хорошо известны подходы к уменьшению вредного воздействия кавитации, основанные на внесении мелкодисперсных присадок в охлаждающую жидкость [1]. Например, предлагается способ, состоящий в постоянном пополнении присадки в охлаждающей жидкости посредством использования фильтра, установленного в системе охлаждения двигателя [6].

Известны также методы нанесения покрытий типа N1-8, М-Р, №-Со-Р на рабочую поверхность гильзы [7], позволяющие одновременно с улучшением скольжения колец по поверхности гильзы и повышением ее антикоррозионных свойств частично демпфировать ударные нагрузки со стороны поршня.

К другой группе мероприятий относится способ создания дегазационных камер в потоке охлаждающей жидкости [8], обладающий высокой эффективностью, но достаточно затратный с точки зрения реализации.

Известны методы нанесения упрочняющих слоев и демпфирующих покрытий на наружную поверхность гильзы. Последние разработки в этом направлении предлагают формирование на наружной поверхности твердого инертного слоя, образующего сеть каналов и состоящего из кристаллов Мп5Н2(Р04)4-4Н20 размером 2...8 мкм, плотно сцепленных с поверхностью гильзы [9]. В результате схлопывание вакуумных пузырьков происходит на поверхности твердых кристаллов, в удалении от основного металла гильзы.

Преимущества описанных выше методов можно было бы сочетать как за счет использования материалов покрытий, так и за счет управления процессами их нанесения. Например, используя электроискровую обработку наружной поверхности гильзы с нанесением на нее бронзы (табл. 1), можно было бы обеспечить защиту основного металла гильзы в процессе износа за счет:

• на первом этапе пластической деформации покрытия под воздействием ударных нагрузок со стороны вакуумных пузырьков;

• на втором этапе отделения частиц покрытия вследствие его разрушения и обра-

Элемент Наружная поверхность новой гильзы Наружная поверхность гильзы с кавитационным износом

Мо 0,27 0,34

А1 0,13 0,17

Б1 0,06 0,09

Са 0,14 0,18

И 0,08 0,63

V 0,06 0,03

Сг 0,38 0,34

Мп 1,05 0,65

Ре 97,10 96,58

N1 0,19 0,33

Си 0,53 0,65

зования в охлаждающей жидкости мелкодисперсной взвеси, на поверхности частиц которой происходит схлопывание вакуумных пузырьков.

При этом при нанесении покрытия возможно формирование на поверхности основного металла гильзы сети каналов, сетки, «шахматной доски» и пр., что обеспечит дополнительную защиту наружной поверхности гильзы.

Литература

1. Иванченко, Н. Н. Кавитационные разрушения в дизелях / Н. Н. Иванченко, А. А. Скуридин, М. Д. Никитин. - Л.: Машиностроение, 1970. - 183 с.

2. Симдянкин, А. А. Контактно-силовое взаимодействие деталей цилиндропорш-невой группы / А. А. Симдянкин. - Саратов: Изд. Сарат. ГАУ, 2003. - 144 с.

3. Никишин, В. Н. Формирование и обеспечение показателей качества автомобильных дизелей на стадии их проектирования и доводки : автореф. дис. д - ра техн .

наук: 05.04.02, 01.02.06 / В. Н. Никишин. -Москва, 2007. - 34 с.

4. Техническое состояние двигателей КамАЗ, поступающих в ремонт // Техническое сообщение № 15/03-312.82-84 / НАМИ. -М., 1984. - 17 с.

5. http://www.engine.aviaport.ru/issues/03 /page24. html

6. http://www.google.ru/url?sa=t&source= web&ct=res&cd=28&url=http%3A%2F%2Fww w.tidewaterfleetsupply.com%2Ferosion. doc&ei= 3alUScquNIP60AWtaGEBA&usg=AFQjCNHf GeP_edvDnnH_TJAyf37TExGpXQ&sig2=t_Z mHKEZnV4mPTP_SFyD-g

7. http://www.patentstorm. us/patents/5148780 /fulltext. html

8. Patent «hydraulic actuated cavitation chamber with integrated fluid rotation system» AB01F1100FI, 366114/ Ross Alan Tessien -Impulse Devices, Inc., Birmingham, Al Us

9. Anti-cavitation diesel cylinder liner. US Provisional Application No. 60/609,906 filed September 14, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.