Научная статья на тему 'Католик на русской службе Петр Петрович Ласси'

Католик на русской службе Петр Петрович Ласси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
431
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАССИ / РОССИЙСКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ / ИНОСТРАНЦЫ НА РУССКОЙ СЛУЖБЕ / РОССИЯ XVIII В / РИМСКИЕ КАТОЛИКИ В РОССИИ / КАТОЛИЧЕСКИЙ ПРИХОД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ / LACY (LASCY) / CATHOLIC PARISH IN ST.-PETERSBURG / RUSSIAN GENERALS / FOREIGNERS AT THE RUSSIAN SERVICE / RUSSIA IN 18-TH CENTURY / ROMAN CATHOLICS IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреев Александр Николаевич

В статье выявляются черты личности и духовный облик католика на русской службе генерала П.П. Ласси, осмысливаются его конфессиональный статус и религиозная мотивация. Автор системно освещает жизненный путь Ласси в контексте его вероисповедной принадлежности, вносит ряд принципиальных уточнений в биографию знаменитого иноземца. Принадлежность Ласси к католической церкви и социальные возможности исповедания им своей веры концептуально анализируются в контексте проведенных Петром I реформ. Сделан вывод о том, что внедрение принципа конфессиональной толерантности в российском законодательстве и общественном сознании XVIII в. способствовало движению России по модернизационному пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATHOLIC AT RUSSIAN SERVICE PETER PETROVICH LACY

This article elicits the personality and spiritual image of the catholic general at Russian service P.P. Lacy, comprehends his confessional status and his religious motivation. The author neatly considers the Lacy’s life in the context of his religion and makes more precise in biography of this famous foreigner. The article conceptual analyzes Lacy’s belonging to Catholic Church and studies the social capabilities to profession his faith in the context of Peter I’s reforms. The author concludes that inculcation of religious tolerance into Russian legislation and public consciousness of 18-th century aided modernization of Russia.

Текст научной работы на тему «Католик на русской службе Петр Петрович Ласси»

УДК 94(47 )«17» + 272-282 ББК Т3(2)51 + Э375-12

католик на русской службе петр петрович ласси

А. Н. Андреев

В статье выявляются черты личности и духовный облик католика на русской службе генерала П.П. Ласси, осмысливаются его конфессиональный статус и религиозная мотивация. Автор системно освещает жизненный путь Ласси в контексте его вероисповедной принадлежности, вносит ряд принципиальных уточнений в биографию знаменитого иноземца. Принадлежность Ласси к католической церкви и социальные возможности исповедания им своей веры концептуально анализируются в контексте проведенных Петром I реформ. Сделан вывод о том, что внедрение принципа конфессиональной толерантности в российском законодательстве и общественном сознании XVIII в. способствовало движению России по модернизационному пути.

Ключевые слова: Ласси, российские полководцы, иностранцы на русской службе, Россия XVIII в., римские католики в России, католический приход в Санкт-Петербурге.

Отношение к выходцам из Европы, сыгравшим в России XVIII столетия ключевую роль, в отечественной историографии было и остается весьма различным, варьируясь от слащавых панегириков до яростных филиппик и откровенных ламентаций [13, с. 5—8]. Между тем ясно, что построить адекватный исторической реальности умозрительный образ российского «иноземца вообще» крайне сложно. Прибывавшие в страну иностранные подданные слишком разнились по своим жизненным запросам, культурному облику и социальному происхождению. Были среди них и те, которых в бедную специалистами «Московию» влекла жажда легкой наживы и быстрой славы; но были и люди чести, настоящие самородки, искавшие путей творческой самореализации и возможностей приложения своих сил на благо приютившей их страны. Последние верой и правдой служили новому Отечеству, отдавая ему таланты, годы труда, а то и целые жизни. К таковым, безусловно, относился ирландец Петр Эдмонд (в русском варианте — Петр Петрович) Ласси — выдающийся исторический деятель, военачальник и дипломат первой половины XVIII в. В память о его заслугах перед Россией в 1891 г. высочайшим указом 13-му пехотному Белозерскому полку, чьим первым командиром ласси являлся, было присвоено его имя [15, с. III]. Краткую информацию о Ласси можно обнаружить в разных энциклопедических изданиях, однако преимущественно в них отражена военная биография полководца и крайне мало сведений о его личности, духовных потребностях и нравственных качествах. Незаслуженно забытым оказался и тот факт, что Ласси был верующим католиком, членом петербургской общины1. Исследование процессов жизнедеятельности петербургских католиков, собственно, и дало возможность внести уточнения в биографию этого иноземца.

Петр (Питер) Эдмонд Ласси (Ласи, Лесий, Лэй-си, Лэси, Lacy, Lascy)2 родился 30 октября 1678 г. в ирландском городе Лимерик в дворянской католической семье [8, с. 146—147; 11, с. 59; 32, с. 269]. Начав военную службу у себя на родине и найдя ее малоперспективной, в 1690-е гг. он отправился служить

1 В последней публикации о П. П. Ласси этот факт даже не упоминается. См. [36, с. 262—304].

2 По-русски он подписывался: «Петерлесий».

во французские, а затем в австрийские вооруженные силы [19, с. 5]. В июне 1700 г. молодой офицер был завербован на русскую службу в чине поручика и сразу же оказался в эпицентре событий Северной войны. Его отвагу и смекалку быстро оценил фельдмаршал Б. П. Шереметев, который уже в 1701 г. произвел Ласси в капитаны и назначил командующим гренадерской ротой. Ласси, участвовавший во взятии Дерпта (1704 г.) и операциях в районе Гродно (1705—1706 гг.), благодаря своим талантам быстро продвигался по службе: в 1705 г. был произведен в майоры, в 1706 г. — в подполковники, а в 1708 г. возглавил Сибирский полк. В качестве командира этого полка он отличился в Полтавской битве, получив тяжелое ранение в голову [15, с. 38]. В составе особого летучего отряда 31 мая 1710 г. Ласси первым вступил в предместье осажденной Риги [15, с. 45], а в 1711 г., будучи уже бригадиром, участвовал в Прут-ском походе. В дальнейшем, вплоть до окончания Северной войны, ирландец служил под непосредственным начальством Петра I в Центральной и Восточной Европе — Померании, голштинии и Польше. «За успешное обеспечение запасов в Познани» [37, с. 510] в 1712 г. был произведен в генерал-майоры, после чего участвовал в боях при взятии Теннингена, Фридрихштадта, Штеттина и Висмара (1713—1716 гг.). В конце войны командовал десантом у берегов Швеции и за свои «опустошительные» операции в 1720 г. получил чин генерал-лейтенанта. Английский резидент дж. джефферис в августе 1719 г. докладывал статс-секретарю Крэггсу об одном из этих набегов: генерал Ласси, по его словам, «встретил горсть шведов в деревне Нордтелли, в пяти милях от Стокгольма, захватил их военнопленными, деревню испепелил и, разграбив все на своем пути, возвратился на галеры»3. Чуть позднее Джефферис писал из Ревеля: «Теперь здесь не говорят ни о чем, кроме разрушения, произведенного этими (русскими) войсками в Швеции. Рассказывают, будто генерал Ласси разрушил девять железных рудников (шведы предлагали 300 000 долларов за то, чтобы пощадили один из них — Леста-брук) и бросил в море 70 000 полос железа за невозмож-

3 См. донесения и другие бумаги английских послов, посланников и резидентов при русском дворе с 1711 по 1719 г. [23, с. 572].

ностью захватить их. Русские нашли достаточно меди, чтобы заменить ею весь балласт на своих галерах. Не стану передавать, что слышал о прочих опустошениях, так как недостаточно подробно знаком с ними, но, по слухам, они до того велики, что должны вызвать небесную кару на виновников бедствия» [23, с. 582].

Подобные сообщения не вредили репутации доброго христианина, которой пользовался Ласси, т.к. он был прежде всего солдатом и действовал по законам военного времени. Беспощадность к врагам в те времена не вступала в противоречие с христианскими ценностями. Вспомним о набожном католике Патрике Гордоне, который писал в своем дневнике: «едва ли возможно быть солдатом, не будучи угнетателем и не совершая многих преступлений и жесто-костей, хотя одни поступают так чаще других. Пусть никто не возомнит себя безвинным или достойным прощения по недостатку платы или чего-либо необходимого. В таком случае лучше воскликнуть: "Peccavi!" (т. е. "Согрешил!")» [12, с. 136].

Неоднократно таким образом «согрешавший» генерал-лейтенант ласси немало способствовал победе России в Северной войне. Имея множество ранений, по заключении Ништадтского мира он какое-то время проживал в своей лифляндской деревне Гросроп1, поправляя расстроенное здоровье [8, с. 148]. Однако уже в начале 1725 г., по настоянию А.Д. Меншикова, рассчитывавшего на политическую поддержку ласси, последний был вызван в Петербург, произведен в генерал-аншефы и назначен непременным членом военной коллегии [8, с. 148]. Тогда он, по-видимому, и стал прихожанином костела Греческой слободы.

Получив назначение в столицу, ласси перевез туда свою семью, которую очень любил и к которой всегда стремился с полей сражений2. В октябре 1725 г. в Петербурге у него родился сын Франц-Мориц, будущий известный австрийский фельдмаршал и конференц-министр3. Факт его рождения зафиксирован в метрической книге храма Греческой слободы, запись которой, сделанная на латыни 16 октября 1725 г., гласит: «Отцом Яковом де Олессио (Джакомо д'Оледжо, Деолегио — ред.), апостолическим префектом миссии францисканцев-реформатов, был крещен Франциск Маурициус, рожденный в законном браке от г-на Петра Эде-монда де Ласи, Ея Императорского Величества генерал-аншефа, и ее превосходительства Марты Филиппины. Восприняли его из святой купели его превосходительство г-н граф Франциск Санти, Е. И. В. обер-церемониймейстер, и г-н Маттиа Змаевич, Е. И. В. вице-адмирал, а также благородная госпожа Катерина-Елизавета Монтова» [35, л. 24об]. Попутно отметим, что имя жены Петра Петровича Ласси и место рождения их сына, указанные в ци-

1 Деревня им была куплена в 1723 г. у барона фон Штакельберга. См. протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета 1726—1730 гг. [24, с. 117, 153].

2 Ласси за годы своей службы неоднократно испрашивал отпуск домой, подчеркивая, что давно не видал свою семью и детей, оставшихся «без науки и призрения».

3 Franz Moriz Graf Lascy (1725—1801). См. [11, с. 64; 37, с. 512; 10, с. 517—518].

тируемом документе, до сего дня не были известны историкам.

Помимо Франца-Морица у П. П. Ласси был еще старший сын Георгий Петрович (во всяком случае, под этим именем он упоминается в алфавитном указателе имен, приведенном в сборнике дипломатических документов второй половины 1730-х гг.4). В 1738 г. Георгий служил в русской армии полковником под началом отца, о чем свидетельствует сообщение английского резидента в Петербурге К. Рондо, уведомлявшего британский кабинет о взятии русскими войсками Перекопа и отметившего, что турецкий паша «немедленно сдал и город и укрепления полковнику Ласси (сыну фельдмаршала), который отправлен был к нему с этой целью при десяти гренадерских ротах» [26, с. 329]. В период русско-шведской войны 1741—1743 гг. некий «сын Ласси» участвовал в финляндской кампании в чине генерал-майора наряду со своим родственником Юрием Юрьевичем (Георгием Георгиевичем) Броуном [17, с. 213]. Этим сыном никак не мог быть франц-мориц в силу своего возраста5 (генерал-майором в 16 лет не мог стать даже сын такого прославленного полководца, как Петр Петрович). франц-мориц «боевое поприще начал в 1744 г.» [37, с. 512] в австрийской армии, дослужившись в 1746 г. только до чина майора [11, с. 64]. Упомянутый же Ю. Ю. Броун (1707—1792), известный в царствование Екатерины II Рижский наместник, тоже ирландец по происхождению и католик, приходился П. П. Ласси зятем (был женат на его дочери [7, с. 202]) и участвовал в воспитании Франца-Морица [11, с. 64]. Также Броун дружил со старшим сыном Ласси Георгием Петровичем, участвуя с ним в ряде военных операций. Маркиз де ла Шетарди в сентябре 1741 г. так писал о положении русских войск: «Генерал-майоры Ласси и Браун, т. е. сын и зять фельдмаршала Ласси, были назначены вместе с генералом Бриньи, французом, на службу в финляндскую армию»6.

Таким образом, семья генерал-аншефа Ласси во время его пребывания в Петербурге состояла как минимум из супруги, двоих сыновей и дочери7. Сам

4 См. донесения и другие бумаги английских послов, посланников и резидентов при русском дворе с августа 1736 г. по декабрь 1739 г. [26, с. 564].

5 В последнем переиздании записок Х.-Г. Манштейна в указателе имен лиц, упоминаемых в этих записках, старший сын П. П. Ласси генерал-майор Георгий Петрович (один из вариантов его имени) ошибочно отождествляется с Францем-Морицем (Францем-Маврицием), который не мог быть в 1741 г. генерал-майором. См. [20, с. 528].

6 См. переписку маркиза Шетарди с французским правительством [29, с. 422]. Здесь в указателе имен генерал-майор Ласси (сын П.П. Ласси) назван Петром Петровичем-младшим, а не Георгием Петровичем, как ранее. Однако очевидно, что речь идет об одном и том же человеке — в противном случае, если бы в одно и то же время в армии служили два генерал-майора Ласси, к тому же два брата, иностранные корреспонденты называли бы каждого из них своим именем, чего они, однако, не делали. См. [29, с. 699].

7 Еще одним носителем фамилии Ласси в России был Борис (Мориц) Петрович (1737—1820), будущий генерал от инфантерии и «герой штурмов Измаила и Праги». Борис, безусловно, приходился Петру Петровичу (Петру

отец семейства, назначенный в 1726 г. главнокомандующим войск Петербурга и всего северо-западного региона, недолго оставался в российской столице, хотя и был полезен в качестве члена военной коллегии, принимая в ее заседаниях постоянное участие1. Уже летом следующего, 1727 года, он был отправлен в Митаву добиваться отмены результатов сейма, возведшего на курляндский престол принца Морица Саксонского2. Успешно выполнив эту миссию, Ласси обосновался в Риге, исполняя функции Лифлянд-ского генерал-губернатора. Живя в Риге, Ласси не порывал связей с петербургскими единоверцами, поскольку рижские католики, как и ревельские, относились к петербургскому приходу и окормлялись периодически приезжавшими из города на Неве патерами [1, с. 8; 2, с. 131—132]. Католики Лиф-ляндии и Эстляндии, где господствующей религией оставалось лютеранство, часто терпели притеснения от протестантов, и Ласси выступал их защитником и патроном. Согласно документам о капитуляции Риги и Ревеля, в этих городах публичные католические богослужения были запрещены — указом 14 января 1724 г. в Риге «постоянная Божия служба папистам» дозволялась исключительно в частном доме [21, л. 66—66об]. Чтобы иметь храм и духовенство ближе к себе, генерал-губернатор Ласси, по воспоминаниям современника, «ходатайствовал для католиков об одной из нарвских городских церквей — ввиду того, что тамошнее русское население не нуждалось во всех церквах, занятых после взятия города штурмом. Но церковь предпочли оставить ее прежним хозяевам — евангелистам» [9, с. 119].

Вопрос об открытии нарвской католической церкви так и не был решен, поскольку Ласси снова оказался в действующей армии, участвуя в войне за «польское наследство» (1733—1735). Европейские историки давно признали, что он был одним из самых ярких и влиятельных полководцев этой войны [34, с. 26—27]. Именно Ласси сыграл решающую роль в возведении в 1734 г. на польский трон саксонского курфюрста Августа-Фридерика, провозглашенного королем Августом III. Этот талантливый ирландец всегда был востребован — в годы войн как стратег, в мирное время как дипломат, — причем не только российскими властями. В конце польской кампании, в 1735 г., согласно решению аннинских кабинет-министров, он оказал военную помощь австрийскому императору Карлу VI, воевавшему с францией, за что получил от правителя «Римской империи» осыпанный бриллиантами портрет и крупную сумму денег [8, с. 150]. Тогда же Ласси оставил в Вене для воспитания и обучения своего сына Франца-Морица, предопределив его будущее служение монархии Габсбургов [11, с. 64]. Графский

Эдмонду) родственником, хотя определить степень их родства не удалось. Борис Петрович был принят на русскую службу из австрийской армии в 1762 г., уже после смерти П. П. Ласси, однако он продолжил дело военной династии. См. [10, с. 515; 11, с. 62].

1 См. протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета за 1726—1730 гг. [22, с. 487; 24, с. 408, 411].

2 О курляндской миссии П. П. Ласси см. протоколы, журналы и указы Верховного тайного совета за 1726—

1730 гг. [25, с. 172—201].

титул «со всем потомством» Ласси также получил от Карла VI3.

Связи Ласси и его семьи с венским двором очень интересны в свете католического вероисповедания генерала. Австрия при удобном случае всегда старалась содействовать укреплению католичества в России [3 8, с. 115—229], и служба графа «Священной Римской империи германской нации» в русской армии была как раз тем случаем. Однако Ласси не стал тайным агентом католических миссий, как это произошло с контр-адмиралом М. X. Змаевичем или генералом И.-Б. фон Вейсбахом. В отличие от ряда своих коллег-единоверцев [5, с. 78], Ласси не отличался религиозным фанатизмом и не стремился насаждать свою веру в России. Из должностных соображений он мог даже косвенно вредить делу католической миссии «ш ратйЬш МйеИит». С пребыванием Ласси в Польше, например, связан эпизод, характеризующий его как дисциплинированного солдата и верного российского подданного, однако не очень последовательного сына Римской церкви. Осенью 1735 г., находясь со своей армией в Вильно, Ласси узнал о пребывании в городе А. Ю. Ладыженского — русского дворянина, много лет назад отрекшегося от православия, получившего богословское образование в польских и итальянских коллегиях и ставшего иезуитом. По приказу Ласси Ладыженский был арестован [33, с. 252], отправлен в Петербург и понес жестокое наказание [6, с. 143—154]. Возможно, Ласси знал о том, что переход из православия в иную веру сурово карается российскими законами, и таким образом пожелал проявить бдительность. Может быть, кто-то обратил внимание Ласси на вероотступника, или же генерал изначально имел какое-то особое предписание относительно Ладыженского. Однако в любом случае, санкционируя арест русского иезуита, Ласси действовал против интересов своей церкви.

Решив в пользу России запутанные польские дела и получив за это фельдмаршальский жезл, Ласси сразу же был отправлен на дон командовать армией в войне с Турцией. Новоиспеченный генерал-фельдмаршал в июне 1736 г. руководил осадой и взятием Азова, а в 1737 г. произвел свое знаменитое вторжение в Крым [8, с. 150—154]. Однако нараставшие противоречия со Швецией потребовали возвращения Ласси к обязанностям «губернатора всей Ливонии» уже в 1740 г. Он же являлся главнокомандующим армией во время русско-шведской войны 1741—1743 гг. и своими блестяще проведенными операциями вынудил шведов капитулировать и заключить мир на невыгодных для них условиях. Историки весьма высоко оценивают заслуги Ласси в военных успехах России [16, с. 209, 211]. Ирландец, прослуживший здесь полвека, немало способствовал превращению Российской империи в ведущую мировую державу. Послужной список Ласси впечатляет — по его собственным словам, он «находился везде на воинских потребах, именно: в 31 кампании, на генеральных 3 баталиях, в 15 акциях и 18 осадах, и при взятии крепостей, где был немало и ранен» [37, с. 511].

3 Титул был дарован в 1740 г, хотя есть упоминания, что Ласси стал графом Российской империи еще в ноябре 1739 г. См. [8, с. 154].

В то же время почти постоянное присутствие Ласси на театре военных действий мешало ему принимать полноценное участие во внутриобщинных делах петербургских католиков. В столице, где у фельдмаршала имелся собственный дом, он бывал лишь наездами, особенно часто останавливаясь там в первой половине 1740-х гг. Так, в феврале 1740 г., по заключении мира с Портой, он вместе с Б.-Х. Минихом был приглашен ко двору [17, с. 159], однако уже в марте выехал в Ригу1. Летом и осенью того же года фельдмаршал неоднократно приезжал в Петербург, участвуя в приготовлениях к войне со Швецией и тесно общаясь с Шетарди [29, с. 343, 399—400; 17, с. 182, 185]. Во время дворцового переворота 24 ноября 1741 г. Ласси также находился в столице и пребывал там до мая следующего года, иногда отлучаясь домой и к войскам [19, с. 408, 418; 17, с. 197]. Периодически он наведывался в Петербург с финляндского фронта [31, с. 139; 17, с. 213, 227], а по заключении русско-шведского мира (7 августа 1743 г.) ко двору был доставлен на собственной яхте императрицы [17, с. 240]. Весьма вероятно, что в этот период фельдмаршал часто бывал в петербургской католической церкви, т. е. во временной капелле, предшествовавшей собору св. Екатерины на Невском проспекте [3, с. 152]. Документально подтвердить эту догадку, к сожалению, нет возможности, поскольку как раз за период 1741—1745 гг. метрические книги прихода, фиксирующие участие католиков в его жизни, не сохранились (в нашем распоряжении имеются записи о крестившихся за 1710—1740 гг. и 1746—1778 гг., о совершенных браках — только за 1746—1773 гг.) [4, с. 6—7, 9].

Тем не менее Ласси поддерживал связи с единоверцами за пределами церкви. Некоторые прихожане петербургского костела служили под началом фельдмаршала и пользовались его поддержкой и дружеским расположением. Среди них — шевалье Петр де Бриньи (ум. в 1754 г.) и его сын Адриан (Бриньи-младший) (ум. в 1747 г.), военные инженеры, служившие в русской армии генерал-майорами. Их имена встречаются в метриках петербургского костела, где они крестили своих детей и детей со-служивцев2. Оба де Бриньи находились под командованием Ласси в азовской кампании 1736 г., причем Бриньи-отец был назначен комендантом взятого Азова [17, с. 83, 85]. Его сын Адриан являлся одним из командиров в крымском походе Ласси [17, с. 109]. Из других петербургских католиков, служивших под началом фельдмаршала и пользовавшихся его дружбой, отметим итальянца Андрея Брилли (де Брильи) (ум. в 1746 г.), генерал-майора и рижского коменданта, дослужившегося до звания генерал-лейтенанта [17, с. 83, 109], а также уже упоминавшегося генерал-майора Ю. Ю. Броуна.

1 См. донесения и другие бумаги английских послов, посланников и резидентов при русском дворе с 1740 г. по 3 марта 1741 г. [28, с. 4].

2 Например, 17 августа 1727 г одним из восприемников сына капитана Шарля Дефоржа был Петр де Бриньи, а 21 января 1728 г. в церкви Греческой слободы были крещены сыновья самого генерал-майора Петра де Бриньи — Фридерик-Якоб и Иоанн. См. [35, л. 31, 38об.—40].

Императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна очень ценили П. П. Ласси, благодаря чему он имел большое влияние в армии и при дворе, хотя, по дружному мнению современников, чуждался интриг и мало занимался внутренней политикой. Впрочем, в лице Ласси петербургский костел обрел не только влиятельного прихожанина, но и настоящего христианина, на которого могли равняться другие верующие, т. к. Петр Петрович несомненно обладал высокими нравственными достоинствами. Откровенную характеристику фельдмаршалу дал близко знавший его маркиз Ж. де ла Шетарди: «Ласси, — писал французский посол и известный мастер интриг, — менее обширного ума (в сравнении с Б.-Х. Минихом — ред.), но чрезвычайной храбрости и хладнокровия, которое дает ему возможность при случае пользоваться всеми знаниями, какие у него есть. Он ничего не делает на авось, всеми мерами заботится о сохранении своей репутации, бережет войска, которые его обожают, и только и мечтает, чтобы после власти провести остаток своих дней посреди своего семейства. Царица его очень любит — это человек скромный, ни под каким видом не вмешивающийся в дела правительства» [19, с. 4—5]. Добавим к этому, что Ласси не был карьеристом и не шел против своей совести, даже если это могло ему навредить — например, Ласси не побоялся указать на невежество и неспособность к военным делам генерал-майора Густава Бирона, брата всесильного аннинского фаворита3. К Ласси всегда очень хорошо относились русские солдаты, любя и уважая его, — современникам запомнились случаи беспрецедентного доверия, оказываемого ирландцу рядовыми бойцами [17, с. 56; 18, с. 348]. Английский посланник К. Вейч отмечал, что фельдмаршал Ласси был «рад предупредить кровопролитие и выслушать разумные предложения»4. Анонимный, но весьма компетентный автор «Замечаний на Записки о России генерала Манштейна», так писал о Ласси: «поседевший на полях брани, <он> был человек самый кроткий, обходительный, хладнокровный, любимый ратником и дорожащий кровью его» [14, с. 429]. Этот талантливый военачальник и добропорядочный христианин умер в Риге 19 апреля 1751 г., до конца своих дней оставаясь Лифляндским генерал-губернатором.

Из всех иностранцев, когда-либо служивших в России, Ласси больше всего напоминает Патрика Гордона (1635—1699) — шотландца-католика, друга царя Петра I, одного из создателей российской регулярной армии, человека авторитетного не только в политике и военных делах, но и в решении католических церковных вопросов. Оба — Гордон и Ласси — были наемниками, однако, продав свою шпагу, как и положено людям чести, они ревностно защищали интересы России. В том числе благодаря им Россия обрела статус мощной военной державы, причем деятельность этих иноземцев ясно по-

3 См. министерские повеления французского правительства и ответные депеши поверенного по делам Франции при русском дворе Маньяна (1730—1733) [27, с. 178].

4 См. дипломатическую переписку английских послов и посланников при русском дворе 1742 г [30, с. 57].

казывает, насколько политически чуток был Петр I, предоставляя инославным христианам право свободно исповедовать свою веру. Не имея возможности удовлетворять духовные потребности, Гордон, Ласси и им подобные, воспитанные в духе безусловной приверженности к Римской церкви, имели бы гораздо меньше оснований оставаться на русской службе. Таким образом, внедрение конфессиональной «толеранции» в российском законодательстве и общественном сознании в XVIII в. способствовало движению России по модернизационному пути.

Литература и источники

1. Андреев, А. Н. Духовенство римско-католической церкви в Греческой слободе Санкт-Петербурга /

A. Н. Андреев // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — Т. 14. — № 4. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2014. — С. 6—14.

2. Андреев, А. Н. Западно-христианские вероисповедания и общество в России XVIII в. : дис. ... д-ра ист. наук /А. Н. Андреев. — Челябинск, 2011. — 712 с.

3. Андреев, А. Н. Католический приход Петербурга в XVIII в. / А. Н. Андреев // Вопросы истории. — 2014. — № 10. — С. 148—160.

4. Андреев, А. Н. Конфессиональная жизнь петербургских католиков в XVIII столетии / А. Н. Андреев // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — Т. 14. — № 1. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2014. — С. 6—14.

5. Андреев, А. Н. Римские католики в Петербурге при Петре Великом и их участие в общественной жизни России / А. Н. Андреев // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — Т. 13. — № 2. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2013. — С. 77—83.

6. Андреев, А. Н. Русский иезуит А. Ю. Ладыженский: неисследованная страница в истории русского католицизма XVIII столетия /А. Н. Андреев // Отечественная история. — 2008. — № 3. — С. 143—154.

7. Бантыш-Каменский, Д. Н. Словарь достопамятных людей Русской земли : в 5 ч. / Д. Н. Бантыш-Каменский. — Ч. 1. — М. : В тип. А. Семена при Импер. медико-хирург. академии, 1836. — VII, 388 с.

8. Бантыш-Каменский, Д. Н. Словарь достопамятных людей Русской земли : в 5 ч. / Д. Н. Бантыш-Каменский. — Ч. 3. — М. : В тип. А. Семена при Импер. медико-хирург. академии, 1836. — [III], 380 с.

9. Берк, К. Р. Путевые заметки о России /К. Р. Берк // Беспятых, Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. — СПб.: Рус.-Балт. информ центр «Блиц», 1997. — С. 111—251.

10. Военная энциклопедия : в 18 т. / под ред.

B. Ф. Новицкого. — Т. 14. — СПб. : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1914. — 549 с.

11. Военный энциклопедический лексикон : в 14 т. — Т. 8. — СПб. : Тип. штаба военно-учебных заведений, 1855. — 739 с.

12. Гордон, П. Дневник, 1635—1659 /Патрик Гордон ; пер., ст., примеч. Д. Г. Федосова. — М. : Наука, 2000. — 278 с.

13. Дельвиг, В. С. Влияние иноземцев из стран Западной Европы на развитие российского общества в 1652—1740 гг. (на примере Новой немецкой слободы и Лефортова в Москве) : автореф. ... дис. канд. ист. наук / В. С. Дельвиг. — Иваново, 2011. — 24 с.

14. Замечания на «Записки о России генерала Ман-штейна» // Перевороты и войны. — М. : Фонд Сергея Дубова, 1997. — С. 411—488.

15. История 13-го пехотного Белозерского генерал-фельдмаршала графа Ласси полка (1708—1893 г.) с приложением краткой биографии генерал-фельдмаршала гр. Ласси / авт.-сост. Э. Мержеиовский. — Варшава : Варшавская типография и литография, 1894. — IV, 590 с.

16. История России XVUI—XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев ; под ред. Л. В. Милова. — М. : Эксмо, 2006. — 784 с.

17. Манштейн, Х.-Г. Записки о России /Христофор-Герман Манштейн // Перевороты и войны. — М. : Фонд Сергея Дубова, 1997. — С. 9—272.

18. Миних, Э. Записки / Эрнст Миних // Перевороты и войны. — М. : Фонд Сергея Дубова, 1997. — С. 319— 410.

19. Пекарский, П. Маркиз де-ла Шетарди в России 1740—1742 гг. Перевод рукописных депеш французского посольства в Петербурге / П. Пекарский. — СПб. : Отпечатано в тип. Ю. Огризко, 1868. — XXII, 638 с.

20. Перевороты и войны / Христофор Манштейн. Бурхард Миних. Эрнст Миних. Неизвестный автор. — М. : Фонд Сергея Дубова, 1997. — 576 с.

21. РГАДА. Ф. 152. Оп. 1 (1695 г.). Д. 3.

22. Сб. РИО. — Т. 55. — СПб. : Тип. И. Н. Скороходо-ва, 1886. — XV, 503, VI с.

23. Сб. РИО. — Т. 61. — СПб. : Тип. Имп. акад. наук,

1888. — XI, 610, [3] с.

24. Сб. РИО. — Т. 63. — СПб. : Тип. И. Н. Скороходо-ва, 1888. — XXXVIII, 875, VI с.

25. Сб. РИО. — Т. 69. — СПб. : Тип. И. Н. Скороходо-ва, 1889. — LVII, 967, VI с.

26. Сб. РИО. — Т. 80. — СПб. : Тип. Имп. акад. наук,

1892. — XX, 570, [3] с.

27. Сб. РИО. — Т. 81. — СПб. : Тип. М. М. Стасюле-вича, 1892. — XXIV, 695, VI с.

28. Сб. РИО. — Т. 85. — СПб. : Тип. Имп. акад. наук,

1893. — XII, 540, [4] с.

29. Сб. РИО. — Т. 96. — СПб. : Тип. Имп. акад. наук,

1896. — LXIII, 716, VII с.

30. Сб. РИО. — Т. 99. — СПб. : Тип. Имп. акад. наук,

1897. — XVI, 507, [8] с.

31. Сб. РИО. — Т. 100. — СПб. : Тип. М. М. Стасюле-вича, 1897. — CXLII, 583, VI с.

32. Сухарева, О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I / О. В. Сухарева. — М. : АСТ : Астрель : Люкс, 2005. — 704 с.

33. Флоровский, А. В. Первый иезуит из московских дворян / А. В. Флоровский // Acta Academiae Velehraden-sis. — Olomouc : Sumptibus Academiae Velehradensis, 1948. — С. 249—256.

34. Царствование Анны Иоанновны. Из Истории Русского Государства сочинения Э. Германа // Русский архив. — 1866. — Вып. 1. — Стб. 1—38.

35. ЦГИА СПб. Ф. 347. Оп. 1. Д. 31.

36. Шишов, А. В. Знаменитые иностранцы на службе России / А. В. Шишов. — М. : Центрполиграф, 2001. — 619 с.

37. Энциклопедия военных и морских наук: в 8 т. /под ред. Г. А. Леера. — СПб. : Тип. В. Безобразова и Комп.,

1889. — Т. 4. — 659 с.

38. Florovsky, A. V. Cesti Jesuite na Rusi. Jesuite ceske provincie a slovansky vychod / A. V. Florovsky. — Praha : Vysehrad, 1941. — 468 s.

Поступила в редакцию 20 мая 2015 г.

АНДРЕЕВ Александр Николаевич, доктор исторических наук, профессор кафедры искусствоведения и культурологии, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Сфера научных интересов: история западнохристианских вероисповеданий в России, история духовной культуры России XVIII в. E-mail: [email protected]

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2015, vol. 15, no. 3, pp. 39—45

catholic at Russian service peter petrovich lacy

A. N. Andreev, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

This article elicits the personality and spiritual image of the catholic general at Russian service P.P. Lacy, comprehends his confessional status and his religious motivation. The author neatly considers the Lacy's life in the context of his religion and makes more precise in biography of this famous foreigner. The article conceptual analyzes Lacy's belonging to Catholic Church and studies the social capabilities to profession his faith in the context of Peter I's reforms. The author concludes that inculcation of religious tolerance into Russian legislation and public consciousness of 18-th century aided modernization of Russia.

Keywords: Lacy (Lascy), Russian generals, foreigners at the Russian service, Russia in 18-th century, Roman Catholics in Russia, Catholic parish in St.-Petersburg.

References

1. Andreev A.N. Dukhovenstvo Rimsko-katolicheskoy tserkvi v Grecheskoy slobode Sankt-Peterburga [The priesthood of Roman Catholic church in the «Greek township» of St.-Petersburg]. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Social'no-gumanitarnye nauki» [Bulletin of the South Ural State University. Series "Social Sciences and the Humanities"], 2014, vol. 14, № 4, pp. 6—14.

2. Andreev A.N. Zapadno-khristianskie veroispovedaniya i obshhestvo v Rossii 18 veka: Dissertatsiya doktora istoricheskikh nauk [The West-Christian confessions and the Russian society the 18-th century: The dissertation of the doctor of historical sciences]. Chelyabinsk, 2011, 712 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Andreev A.N. Katolicheskiy prikhod Peterburga v XVIII veke [Catholic parish of Petersburg in the 18-th century] Voprosy istorii [Questions of history], 2014, № 10, pp. 148—160.

4. Andreev A.N. Konfessional'naya zhizn' peterburgskikh katolikov v XVIII stoletii [Confessional life of Petersburg Roman Catholics in the 18-th century]. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Social'no-gumanitarnye nauki» [Bulletin of the South Ural State University. Series "Social Sciences and the Humanities"], 2014, vol. 14, № 1, pp. 6—14.

5. Andreev A.N. Rimskie katoliki v Peterburge pri Petre Velikom i ikh uchastiye v obshhestvennoy zhizni Rossii [Roman Catholics in Petersburg under Peter the Great and their participation in Russian public life] Vestnik Juzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Social'no-gumanitarnye nauki» [Bulletin of the South Ural State University. Series "Social Sciences and the Humanities"], 2013, vol. 13, № 2, pp. 77—83.

6. Andreev A.N. Russkiy iezuit A.Yu. Ladyzhenskiy: neissledovannaya stranitsa v istorii russkogo katolitsizma XVIII sto-letiya [Russian Jesuit A.Ju. Ladyzhensky: the unexplored episode in the history of Russian Catholicism in the 18-th century] Otechestvennaya istoriya [Russian history], 2008, № 3, pp. 143—154.

7. Bantysh-Kamensky D.N. Slovar dostopamyatnykh lyudey Russkoy zemli [Lexicon of memorable people of Russian Land]. Moscow, 1836, Part 1, VII, 388 p.

8. Bantysh-Kamensky D.N. Slovar dostopamyatnykh lyudey Russkoy zemli [Lexicon of memorable people of Russian Land]. Moscow, 1836, Part 3, [III], 380 p.

9. Berk K.R. Putevye zametki o Rossii [Itinerary notes about Russia] Bespyatykh Yu.N. Peterburg Anny Ioanovny v inostran-nykh opisaniyakh [Bespyatykh Yu.N. Petersburg of Anna Ioannovna in the foreigners' descriptions]. St.-Petersburg: Russko-Baltiyskiy informatsionniy centr «Blitz», 1997, pp. 111—251.

10. Voyennaya entsiklopediya [The military encyclopedia]. St.-Petersburg, 1914, Vol. 14, 549 p.

11. Voyenniy entsiklopedicheskiy leksikon [Military encyclopedic lexicon]. St.-Petersburg, 1855, Vol. 8, 739 p.

12. Gordon P. Dnevnik, 1635—1659 [Patrick Gordon. Diary, 1635—1659]. Moscow: Nauka, 2000, 278 p.

13. Delwig V.S. Vliyaniye inozemtsev iz stran Zapadnoy Evropy na razvitiye rossiyskogo obshhestva v 1652—1740 godakh (na primere Novoy nemetskoy slobody i Lefortova v Moskve): Avtoreferat dissertatsyi kandidata istoricheskikh nauk [Influence of foreigners from countries of Western Europe on the development of Russian society in 1652—1740 (On example of New German Sloboda and Lefortovo in Moscow): The author's abstract of dissertation of the candidate of historical sciences]. Ivanovo, 2011, 24 p.

14. Zamechaniya na "Zapiski o Rossii generala Manshteina" [Remarks on the general Manstein's Notes about Russia] Per-evoroty i voyny [Revolutions and wars]. Moscow, 1997, pp. 411—488.

15. Istoriya 13-go pekhotnogo Belozerskogo general-fel'dmarshala grafa Lassy polka (1708—1893 g.) s prilozheniyem krat-koy biografii general-fel'dmarshala gr. Lassy [History of 13-th Belozersky infantry regiment of the General Field Marshal Lascy (1708—1893) with the addendum of the brief biography of the General Field Marshal Lascy]. Warsaw, 1894, IV, 590 p.

16. Istoriya Rossii XVIII—XIX vekov / L. V. Milov, N. I. Tsimbayev [History of Russia in the XVIII—XIX centuries]. Moscow, 2006, 784 p.

17. Manstein Ch.-G. Zapiski o Rossii [Memorials about Russia] Perevoroty i voyny [Revolutions and wars]. Moscow, 1997, pp. 9—272.

18. Munich E. Zapiski [Memorials] Perevoroty i voyny [Revolutions and wars]. Moscow, 1997, pp. 319—410.

19. Pekarsky P. Markiz de-la Shetardi v Rossii 1740—1742 gg. Perevod rukopisnykh depesh frantsuzskogo posol'stva v Peterburge [Marquis de la Chetardie in Russia 1740—1742. Translation of hand-written despatches of the French embassy in Petersburg]. St.-Petersburg, 1868, XXII, 638 p.

20. Perevoroty i voyny / Christopher Manstein. Burkhard Munich. Ernst Munich [Revolutions and wars]. Moscow, 1997, 576 p.

21. Rossiyskiy gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov [Russian State Archive of Ancient Acts (further — RSAAA)]. Holding 152. Inv. 1 (1695 year). File 3.

22. Sbornik Russkogo Istoricheskogo obshhestva [Miscellany of Russian Historical Association (further — MRHA]. St.-Petersburg, 1886, Vol. 55, XV, 503, VI p.

23. MRHA. St.-Petersburg, 1888, Vol. 61, XI, 610, [3] p.

24. MRHA. St.-Petersburg, 1888, Vol. 63, XXXVIII, 875, VI p.

25. MRHA. St.-Petersburg, 1889, Vol. 69, LVII, 967, VI p.

26. MRHA. St.-Petersburg, 1892, Vol. 80, XX, 570, [3] p.

27. MRHA. St.-Petersburg, 1892, Vol. 81, XXIV, 695, VI p.

28. MRHA. St.-Petersburg, 1893, Vol. 85, XII, 540, [4] p.

29. MRHA. St.-Petersburg, 1896, Vol. 96, LXIII, 716, VII p.

30. MRHA. St.-Petersburg, 1897, Vol. 99, XVI, 507, [8] p.

31. MRHA. St.-Petersburg, 1897, Vol. 100, CXLII, 583, VI p.

32. Sukhareva O.V. Kto byl kto v Rossii ot Petra I do Pavla I [Who was who in Russia from Peter I till Paul I]. Moscow, 2005, 704 p.

33. Florovsky A.V. Perviy iezuit iz moskovskikh dvoryan [The first Jesuit from the Moscow noblemen] Acta Academiae Velehradensis. Olomouc: Sumptibus Academiae Velehradensis, 1948, pp. 249—256.

34. Tsarstvovaniye Anny Ioannovny. Iz istorii Russkogo Gosudarstva sochineniya E. Germana [The Reign of Anna Ioan-novna. From the History of Russian State of the E. Herman's composition] Russkiy arkhiv [Russian Archive], 1866, Issue 1, pp. 1—38.

35. Central'nyi gosudarstvennyi istoricheskiy arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Historical Archive of St.-Petersburg (further — CSHA SPb.)]. Holding 347. Inv. 1. File 31.

36. Shishov A.V Znamenitye inostrantsy na sluzhbe Rossii [Famous foreigners at the service of Russia]. Moscow, 2001, 619 p.

37. Entsiklopediya voyennykh i morskikh nauk / G.A. Leer [Encyclopedia of military and sea sciences]. St.-Petersburg, 1889, Vol. 4, 659 p.

38. Florovsky A.V. Cesti Jesuite na Rusi. Jesuite ceske provincie a slovansky vychod. Praha: Vysehrad, 1941, 468 p.

Received May 20, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.