11. Иконников, А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве / А. В. Иконников. — М., 2006. — 352 с.
12. Сизов, С. Г. Омск в годы «послевоенного сталинизма» (1945 - март 1953 гг.) / С. Г. Сизов. - Омск, 2012. - 250 с.
13. КУ ИсАОО Ф. 477. Оп. 1. Д. 3. Л. 26.
14. ГА РФ. Ф. А— 150. Оп. 2. Д. 723. Л. 6.
15. КУ ИсАОО Ф. 477. Оп. 1. Д. 71. Л. 1-6.
16. КУ ИсАОО. Ф. 477. Оп. 1. Д.7 1. Л .4.
17. Музей истории архитектуры им. С. Н. Баландина. Фонд. Оглы Б. И. Папка «Города Западной Сибири». Конверт 4. Фотография 3.
18. КУ ИсАОО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 71. Л. 32.
19. КУ ИсАОО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 71. Л. 32 об.
20. Слабуха, А. В. Архитекторы Приенисейской Сибири. Конец XIX - начало XXI века / А. В. Слабуха. - М., 2004. -432 с.
21. Омский историко-краеведческий музей. Фотофонд. ОМК 7446-3 ; ОМК 7446-4.
22. Кириллова, З. Выставка о нашем городе / З. Кириллова // Омская правда. - 1954. - 12 мая. - С. 2.
23. Творческие задачи Союза советских архитекторов. -М., 1951. - 216 с.
24. БУК «Музей имени М. А. Врубеля» Круткин П. И. Кинотеатр на 700 мест. Проект привязки. 1953. Бумага, тушь, перо, акварель. 51,0x50,7.ВХ-35825.
25. КУ ИсАОО Ф.477. Оп. 1. Д. 1. Л.196-197.
26. Музей истории института ОАО ТПИ «Омскграждан-проект». Личная папка А. И. Юмакаева. Л. 4.
27. ГА РФ Ф. А- 150. Оп. 2. Д. 723. Л. 12.
КУЗЕВАНОВ Виктор Сергеевич, аспирант кафедры современной отечественной истории и историографии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.10.2014 г. © В. С. Кузеванов
УДК 9302 О. Н. НАУМЕНКО
Е. А. НАУМЕНКО
Тюменский государственный университет
КАТОЛИЧЕСКИЙ ОРДЕН ИЕЗУИТОВ И СИБИРЬ:
НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, РЕЛИГИОЗНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена проблемам адаптации Ордена иезуитов в России и Сибири после их изгнания из Западной Европы. Авторы подчеркивают, что идеология Ордена противоречила системе христианских ценностей, а подбор и воспитание членов Ордена основывались на основе особой нравственно-психологической системы. В статье также рассматривается история Ордена в условиях западносибирской ссылки. Актуальность и новизна статьи обусловлена интересом научного сообщества к Ордену иезуитов в связи с тем, что представитель Ордена Франциск I занял должность Римского папы в Ватикане.
Ключевые слова: иезуиты, католицизм, религиозная политика, государственная власть, Екатерина II, Александр I, Западная Сибирь.
Российское государство XIX в. носило черты теократии, что проявлялось в религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни граждан. Закон запрещал православным переходить в инославие, иноверцы имели право исповедовать свою религию с множеством ограничений, за нарушение которых предусматривалось наказание ссылкой.
Наряду с представителями иных религиозных конфессий, в начале XIX в. в западносибирской ссылке оказались члены монашеского Ордена иезуитов. Наказание Ордена исходило не просто из стремления сохранить православный характер Российского государства, но из конфликта иезуитов с государственной властью.
Первоначально, при Екатерине II, взаимоотношения Ордена с российскими властями складывались вполне благополучно. После вхождения белорусских
земель в состав России число иноверцев в стране увеличилось за счет проживавших там иезуитов. Это событие совпало с запрещением в 1773 г. Папой Климентием XIV Иезуитского ордена. За деятельность, попиравшую все устои христианства, глава Римской церкви лишил иезуитов их имущества, прав и привилегий. Монархи большинства католических государств последовали примеру Папы, изгнав иезуитов из своих стран. Покровительство Ордену оказала Екатерина II, пригласив их на жительство в Россию [1, л. 45], тем самым бросив вызов всему католическому миру, практически всей Европе.
Идеология Ордена и нравственные качества переселенцев отличались своеобразием. Как известно, Орден иезуитов был создан в 1534 г. Игнатием Лойолой для борьбы с ересями и Реформацией, и одним из главных его принципов стал тезис «Цель
оправдывает средства» [2, с. 29]. Римский папа заранее простил им все возможные грехи, выдав соответствующие индульгенции, а также разрешил жить светской, а не монашеской жизнью. Такая политика требовала соответствующего подбора кадров. Личность таких людей отличала особая система ценностей, ориентиров и самосознания. Основными ориентирами их нравственности являлась необходимость «жизни в миру» — общественно необходимый труд, семья, строгое подчинение государственной правовой регламентации. Кроме того, такая политика подбора кадров предполагала особый способ восприятия действительности, который совмещал бы необходимость следования строгим религиозным догматам, с одной стороны, с вариативными гражданскими, общекультурными — с другой. Такой образ жизни не соответствовал ни католическим, ни православным принципам. Нарушался целибат, в качестве карательной меры для неугодных применялись различные способы воздействии. Особо предпочитаемой мерой влияния являлось использование отравлений, удушений и прочих средств.
Такие особенности психологического уклада, морали, сознания и идеологии членов Ордена нало-жились на условия, предоставленные им Екатериной. Съехавшимся в Белоруссию иезуитам были выделены имения, а принадлежащие им крестьяне были освобождены от государственных податей [1, л. 45], что давало возможность владельцам обогащаться. Специальным указом члены Ордена освобождались от государственного контроля за накоплением капитала. Кроме этого, иезуиты получили право проводить службы в римско-католических церквях и организовывать духовные учебные заведения [1, л. 45 об.]. Забота об иезуитах официально объяснялась тем, что они отказались от действий, ставших причиной гонения на Орден, и стремятся «посвятить себя единственно воспитанию в Белоруссии римско-католического юношества, которым они могли быть полезны своим просвещением, если бы оно было основано на любви христианской» [1, л. 45]. Действительно, сразу после присоединения Белоруссии к России отошло четыре основанные ими колледжа [3, с. 56], а вся последующая деятельность иезуитов неразрывно связана с наукой и образованием. Где бы они ни жили — там появлялись школы, колледжи и даже университеты.
С 1773 г. в течение четырех последующих десятилетий иезуиты смогли укрепиться в России: росло их богатство, через духовные училища и проповеди шло активное вовлечение в Орден православного населения по всей стране, начали ущемляться права господствующей церкви. К 1815 г. иезуиты должны были ей более двухсот тысяч рублей, но платить долг отказались. Погасив этот долг из государственной казны, Александр I распорядился ограничить деятельность Ордена, а проживавшие в С.-Петербурге иезуиты были в административном порядке высланы в отдаленные районы империи. Среди группы иезуитов в Западную Сибирь прибыло шесть генералов Ордена — ксендзы и пастыри Валюжинич, Дроздович, Каменский, Козачевич, Лашкевич и Могилевич [1, л. 45].
Несмотря на то что члены Ордена были отправлены под надзор полиции, это была «почетная» ссылка. Согласно официальным документам, иезуиты прибыли в Сибирь поднимать культурный и нравственный уровень сибирского населения. Они получили право исполнять обязанности католических священников, так как в ссылке находилось много
польских конфедератов, а число ксендзов и пастырей было ограничено.
Постепенно иезуиты начали вмешиваться в дела местной администрации, пытаясь даже оказывать на нее давление. Так, в 1815 г. несколько духовных лиц греко-униатского вероисповедания обратились к Тобольскому губернатору с просьбой разрешить им исполнять обязанности католических священников. Губернатор отказал, мотивируя тем, что эта деятельность будет незаконной, а также отсутствие полномочий у губернских властей решать духовные дела. За униатов вступились иезуиты. Генерал Ордена Дроздович потребовал от губернатора срочно решить этот вопрос в положительную сторону. Ситуация накалялась, губернатор не пошел на уступки и запретил Иезуитскому ордену принимать в свое ведомство священников греко-униатского вероисповедания [4, л. 20].
Иезуиты, в свою очередь, игнорировали этот запрет. Более того, их деятельность по вовлечению в Орден православного населения стала более активной. Под предлогом исполнения треб они посещали местности, где не было ни одного католика. Губернские власти зафиксировали несколько случаев, когда в иезуитскую веру были насильно обращены еврейские дети [4, л. 20 об.]. Хотя иезуитам было разрешено служить в качестве католических священников только в местностях, где таковые отсутствовали, на практике были случаи их вытеснения иезуитами [4, л. 20]. Кроме того, работая в качестве католических священников, они отказывались помогать нищим и немощным, чем вызывали недовольство местного духовенства и обывателей.
Вызывающее поведение иезуитов совпало с изменением международной обстановки. Сближение России с европейскими странами после войны с Наполеоном вынудило Александра I в 1820 г. запретить деятельность Ордена. Находясь в пределах империи, члены Ордена не должны были называть себя иезуитами и получили возможность перейти в любой иной католический монашеский орден или православное «белое» духовенство [1, л. 44]. Не принявшие условий высылались за границу под полицейским арестом. Из Западной Сибири высылке подлежали все, и Орден в составе нескольких сотен человек подготовился к эмиграции.
Перед переселением император лишил иезуитов привилегий и имущества. Все ценности были описаны, при этом особое внимание было обращено на драгоценные камни, чтобы их нельзя было вывезти за границу. Конфискованные деньги и собранные ими библиотеки были переданы местному Приказу общественного призрения [1, л. 36]. Однако строгость по отношению к иезуитам была в значительной степени внешней. В действительности Александр I максимально, насколько это было возможно в рассмотренных условиях, окружил членов Ордена заботой и вниманием.
Страну для жительства — Австрию — иезуиты выбрали сами, при этом власти содействовали их беспрепятственному выезду: «Государь Император Высочайше повелел, чтобы высылаемым иезуитам всякое снисхождение оказываемо было, чтобы назначено было нужное время на приготовление к пути, и чтобы следовали спокойно, без всякой поспешности, неприятность им нанести могущей» [1, л. 1]. Император также требовал уважения к иезуитам, подчеркивая, «чтобы меры строгости, Орденом заслуженные, не были смешиваемы с мерами кротости и уважения человеческого» [1, л. 1].
Высылаемым было назначено кормовое пособие по рублю в сутки, в то время как обычное пособие для пересыльных составляло 2 коп. в сутки, достигнув 7 коп. только к 1860-м гг. [4, л. 15], а также выданы сопроводительные документы с императорской сур-гучевой печатью. К сожалению, источники не позволяют проследить, все ли иезуиты покинули Сибирь, но три из шести сопроводительных документов на генералов Ордена остались в архиве [1, л. 2 — 4]. Это позволят предположить, что трое членов Ордена продолжали некоторое время свою деятельность в Западной Сибири.
Личное участие Александра I в судьбе иезуитов вряд ли может объясняться исключительно политическими мотивам. Привилегированное положение Ордена, попиравшего даже права Православной церкви, противоречило общегосударственному курсу на укрепление ортодоксальной религии и в корне отличалось от отношения к представителям иных конфессий. В частности, уголовные дела на иезуитов, «совращавших» православных в свою веру, закрывались по приказу императора [5, с. 179], и иезуиты всегда оставались безнаказанными.
Какое число сибиряков перешло в Орден — точно неизвестно, но, кроме эмиграционной волны в Австрию, по свидетельству современников событий, огромная колонна иезуитов в составе 400 — 500 человек двигалась по Сибири в сторону Аляски [3, с. 97]. Вскоре в г. Омаха штата Небраска был открыт Иезуитский университет, где создана редчайшая библиотека и члены Ордена сполна смогли реализовать свой научный и преподавательский потенциал. В настоящее время в США действует 28 высших иезуитских учебных заведений, абсолютное большинство из которых основаны в XIX в. [6]. Сам же Орден изменил идеологию: иезуиты опять приняли обеты бедности, послушания и целомудрия. Вхождение в состав Ордена новых членов стало сопровождаться серьезным отбором в соответствии с моральными качествами кандидатов. Эволюция Ордена завершилась в 2013 г., когда впервые в истории на долж-
ность Римского Папы был избран иезуит, принявший имя Франциска и, по признанию католиков мира, ставший редчайшим примером сочетания всех нравственных качеств человека.
Библиографический список
1. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 2. Оп.1. Д. 391.
2. Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. [Текст] / В. Г. Власов. — СПб. : Азбука-классика, 2006. — Т. 4. — 752 с.
3. Malachi, M. The Jesuits [Текст] / М. Malachi. - New York, 1988. - 112 с.
4. Бюджетное государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (БГУТО ГА в г. Тобольске). Ф.152. Оп.1. Д.129.
5. Бортникова, О. Н. Возникновение и развитие пенитенциарной системы в Западной Сибири (1801-1917 гг.) : дис. ... д-ра ист. наук [Текст] / О. Н. Бортникова. - Омск, 1999. -354 с.
6. Ассоциация иезуитских колледжей и университетов / Независимая электронная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/% C0%F1%F1%EE%F6%E8%E0%F6%E8%FF_%E8% E5%E7% F3%E8%F2%F1%EA%E8%F5_%EA%EE%EB%EB%E5 %E4%E6%E5%E9_%E8_%F3%ED%E8%E2%E5%F0%F1% E8%F2%E5%F2%EE%E2 (дата обращения: 28.08.2014).
НАУМЕНКО Ольга Николаевна, доктор исторических наук, профессор (Россия), профессор кафедры конституционного и муниципального права. НАУМЕНКО Евгений Александрович, доктор психологических наук, профессор (Россия), профессор кафедры государственного и муниципального управления.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.10.2014 г. © О. Н. Науменко, Е. А. Науменко
Книжная полка
Первая мировая война. Сборник документов и материалов исторического архива Омской области / Отв. сост. Л. И. Огородникова ; сост. Т. В. Каиндина, Н. А. Коновалова, Д. И. Петин, Ю. В. Тимченко, Н. С. Храпова ; автор предислов. А. М. Лосунов. - Омск : Омскбланкиздат, 2014. - 202 с. -ISBN 978-5-804203-61-1.
Данное издание включает в себя документы и статьи сотрудников архива по истории Первой мировой войны, рассказывающие о положении дел в г. Омске и Акмолинской области в этот период. Сборник предназначен для широкого круга читателей, интересующихся историей края.
Рычков, А. В. Новейшая история : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / А. В. Рычков. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-81490722-6.
Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «Новейшая история», контрольные вопросы и библиографический список по каждой теме. Структура и содержание лекций соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение». Предназначено для студентов дистанционной и заочной форм обучения.