Научная статья на тему 'Категория времени в тибетском искусстве. Попытка построения научной модели исследования'

Категория времени в тибетском искусстве. Попытка построения научной модели исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ / ТИБЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО / БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / ВРЕМЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория времени в тибетском искусстве. Попытка построения научной модели исследования»

Но, несмотря ни на что Московский университет рос и развивался, за первые 50 лет своего существования занял почетное место в жизни российского общества, превращался не только в научно-учебный, но и культурный центр Москвы. Этому способствовало появление в 1756 г. ряда Указов императрицы (Куприянова, 1995, С.136): о разрешении университету иметь типографию, книжную лавку, выпускать газету. Печатная продукция широко расходилась по стране и способствовала, началу формирования общественного мнения в России.

Таким образом, проследив этапы становления университетского образования в России, проанализировав то, в каких условиях складывались первые высшие учебные заведения, можно сделать вывод о том, что особенностью университетского права в России ХУШ-Х1Х вв. была его административно- правовая природа, вытекавшая из сугубо государственного характера высшего образования.

В настоящее время в России активно идёт процесс реформирования законодательства об образовании. Проведенное в 2011 году, обсуждение проекта федерального закона «Об образовании» выявило интерес широкого круга лиц к вопросу об оптимальной структуре управления высшим образовательным учреждением. Для более точного исследования всей системы высшего образования необходимо обратиться к его истокам. Возможно, что многие проблемы современности исходят именно оттуда и причины нужно искать в особенностях возникновении и функционирования первых университетов.

Список источников и литературы

1.Аврус А.И. История российских университетов: Очерки / А.И. Аврус. - М. : ООО "Издат. центр науч. и учеб. программ", 2001 . - 192 с. - (Межрегиональные исследования в общественных науках ; Вып. 1) с.15-17

2.Волосникова Л.М., Чеботарев Г.Н. Правовой статус университетов: история и современность:учеб.пособие - М.:Норма.2007.С.69-75

3.Соловьев И.М. Высочайше утверждённый Проект об учреждении Московского университета от 12 января 1755 г./ Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников. СПб.,1914.ч.1,С.17-22

4.Куприянова Т.Г., Андреева О.В. Хрестоматия по истории книги. Часть I. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. С.136

5.Посохов С. И. Уставы российских университетов XIX в. в оценках современников и потомков // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 370-381;

6.Ханин Г. И. Российское высшее образование и общество // ЭК0.2008. № 8.С. 75-93.

Мусеев Н.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Л.Г. Сидорчукова

Категория времени в тибетском искусстве. Попытка построения научной модели исследования

Для того чтобы понять жизнь, поведение и культуру людей живущих вне «нашего мира», вне нашей культурной среды, необходимо восстановить характерные им представления и ценности - то есть идти по пути

обнаружения основных универсальных категорий культуры, без которых культура объективно невозможна, и которыми пронизана во всех своих творениях, проявлениях и идеях.

Универсальные категории культуры - это определяющие параметры человеческого сознания, это такие понятия и формы восприятия действительности, которые осознаются как время, пространство, судьба, число, отношение чувственного к сверхчувственному и другие. Эти универсальные понятия в каждой культуре связаны между собой, именно они образуют картину мира, организуют образ мира задающий «координаты», в которых человек осознает себя и окружающий мир. В данной работе мы будем использовать термин, введенный А. Я. Гуревичем - «модель мира» (Гуревич, 1984,с. 16).

Данной моделью, сложившейся в определенном обществе, человек руководствуется во всем своем поведении, с помощью составляющих её номинальных универсальных категорий он отбирает импульсы и впечатления, идущие от внешнего мира, трансформируя их в данные своего личного внутреннего опыта. Эти категории предшествуют идеям и мировоззрению, формирующимся у членов общества или групп. В основе их лежат универсальные, для всего общества обязательные понятия и представления, без которых невозможно построение абсолютно никаких идей, теорий, философских, эстетических, политических и религиозных концепций и систем. Изучение этих категорий, таким образом, есть первостепенная задача в процессе постижения определенной культуры или общества.

Рассматривая тибетское общество как определенную модель мира, а именно как тибето-буддийскую модель, отметим, что начиная с VII века, системой наивысшего обобщения социальной практики человека данной культуры становится буддийская философия. Философия диктует общезначимую знаковую систему, в терминах которой члены тибетского общества осознавали себя и свой мир, находили его обоснование и объяснение. Но, при этом отметим, что характерной особенностью тибетской культуры является синтез буддийского учения с местной религиозной системой Бон, имевшей широкое распространение, и бытовавшей в данном регионе до VII века. То есть мы можем говорить не об одной, а о двух моделях мира, гармонично существующих в тибетском обществе - о добуддийской, представленной религией Бон, и сменившей её модели мира, которая возникла под мощным влиянием индо-буддийской культуры.

Данная типология позволяет подчеркнуть следующую особенность -невозможность толкования феноменов культуры исходя только из чистых философских концепций буддизма, поскольку тибетская культура есть синтез двух моделей мира, которые обусловили возникновение тибето-буддийского общества с присущими ему универсальными категориями.

В данной работе, в качестве универсальной категории культуры, рассматривается категория времени, поскольку мало найдется других

показателей культуры, которые в такой же степени характеризовали бы её сущность. При этом отметим, что мы сознательно отходим от принципа рассмотрения данной категории в рамках понятия хронотоп, то есть рассмотрения её в пространственно-временной целостности.

Время, наряду с категорией пространство - это определяющий параметр существования мира и основополагающая форма человеческого опыта. Время мыслится в качестве чистой длительности, необратимой последовательности протекания событий из прошлого сквозь настоящее и стремящейся в будущее. Время объективно, его качества независимы от наполняющей их материи. Но, мы часто не осознаем, что время, не только существует объективно, но и субъективно переживается и осознается людьми. Иммануил Кант в работе «Пролегомены ко всякой будущей метафизике...» писал о том, что пространство и время, суть формы человеческого созерцания.

Рассматриваемые нами категории запечатлены в знаковых системах - в языке искусства, науки, религии. Таким образом, подчеркнем, что тибетская культура, в рамках данного исследования, рассматривается как всеобъемлющая знаковая система. Основополагающей характеристикой тибетской культуры в таком дискурсе является положение о том, что существует только один язык, одна всеобъемлющая знаковая система, всякий раз особым образом расшифровываемая в зависимости от той сферы человеческой деятельности, к которой она применяется. Существует некоторый «мета-язык» культуры, подчеркивая исключительную полисемантичность языка человека тибето-буддийской культуры, отметим, что все важнейшие термины его культуры многозначны и в разных контекстах получают свой особый смысл, но при этом они являются отражением универсальных категорий.

Объективность в изучении категории времени в данной модели возможна лишь при сосредоточении внимания на массовых проявлениях культуры, что обусловлено социальными особенностями тибетского общества. Наиболее ярким и массовым в своем распространении является язык искусства, в частности, изобразительного.

Дефиниция характеристик, присущих той или иной категории, учитывая вышеописанные представления о культуре как об определенной модели мира, возможна при использовании семиотических методов в изучении, систематизации и анализе как феноменов, так и самого языка культуры.

Перспективным путем исследования является применение феноменологии Р. Барта к анализу визуальных изображений, и прежде всего это классификация и систематизация изображений в системе понятий Studium и Punctum. Studium обозначает культурную, языковую и политическую интерпретацию изображения. Оно включает в себя изучение канонов, анализ процесса создания изображения и т.д. учитывая, прежде всего то, что искусство тибетского общества - это религиозное искусство. Punctum здесь - это сугубо личный эмоциональный смысл, позволяющий

установить прямую связь с изображением. Ролан Барт в работе «Camera lucida» отмечает - «очень часто punctum представляет собой «деталь», т.е. частичный объект» (Барт,2011,с.82). Целью анализа, при работе с изображением, для нас выступает определенный участок - Punctum, создающий цепь ассоциаций при непосредственном восприятии реципиентом изображения. Данная цепь ассоциаций, возникающая в сознании, воспринимается созерцателем в качестве определенного опыта, и, впоследствии, проецируется на повседневную жизнь. Таким образом, мы можем подчеркнуть основополагающий принцип нашей модели исследования - возможность изучения категории времени допустима в сфере интуитивной связи, психическом пространстве восприятия визуальных образов реципиентом. Подобное выявление категории времени в искусстве возможно лишь при изучении её непосредственно в динамике восприятия, но не статике.

Заключая статью, подчеркнем, что основной акцент в данной работе делается на постановку проблемы - создание такой модели научного исследования, которая будет направлена не только на систематизацию фактов и историографические построения, а, прежде всего, позволит выявить те психологические особенности восприятия мира представителей тибето-буддийской культуры, которые содержат в себе суть универсальных категорий.

Список источников и литературы

1.Барт Р. Camera lucida, СПб: 2011.

2.Будон Ринчендуб. История буддизма, СПб: 2004.

3.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры, М.: 1984.

4.Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука, М.: 2008.

5.Кузнецов Б.И. Тибетика, СПб: 2003.

Боталова Д.П., исторический факультет Научный руководитель: А.А. Нарышкина

Актуальные вопросы реализации жилищных прав детей-сирот

Одной из «болевых точек», характеризующих демографическую ситуацию, как в стране, так и на территории Пермского края, является высокий уровень сиротства.

В школах-интернатах и учреждениях профессионального образования, в особенности учреждениях начального профессионального образования, обучается достаточно много лиц из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав.

Действующее законодательство устанавливает обязанность государства по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, однако реализация прав на жилье детей-сирот на практике может быть затруднена.

Осуществление государством своей социальной функции в отношении детей-сирот в части реализации их права на жилье осуществляется в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.